Главная страница >> Институт изучения иудаизма в СНГ >> Нам 15 лет  
ЮБИЛЕЙ

НАМ 15 ЛЕТ

Давид ПАЛАНТ, директор Института изучения иудаизма в СНГ

В этом году исполняется пятнадцать лет с начала деятельности института. Вы начали свою работу еще в восемьдесят девятом году, и ваш институт был первым в СССР учреждением, где легально занимались еврейским просвещением. Слова «Кунцевская йешива» означают очень многое для тысяч евреев, которые обрели здесь свое еврейство; большинство из них сейчас живут в Израиле. Расскажите о становлении йешивы, о первых ее днях.

- Все началось с негласной встречи раввина Адина Штейнзальца с академиком Евгением Павловичем Беликовым в рамках международной научной конференции в Европе, в восемьдесят восьмом году. Возникшая между Беликовым и Штейнзальцем обоюдная симпатия объединяет их до сегодняшнего дня. Раввину удалось убедить своего нового знакомого обратиться к Горбачеву с просьбой открыть академическое учреждение для изучения еврейских дисциплин. Разрешение было получено, и через год, сначала в квартире на «Профсоюзной», а потом - с согласия мэра Москвы Гавриила Харитоновича Попова - на даче Промыслова, в Кунцево начала свою деятельность йешива «Мекор хаим», официальное название которой было «Отделение иудаики Академии мировых цивилизаций». Место было поистине сказочным, на площади в десяток гектаров, среди раскидистых деревьев, в просторном двухэтажном деревянном доме. Разумеется, под официальной академической вывеской протекала бурная неформальная еврейская жизнь, и мы были вынуждены предпринимать различные меры предосторожности, чтобы не вызвать гнев со стороны вездесущего КГБ. Кунцевская йешива превратилась в место проведения различных еврейских мероприятий, евреи со всех концов бывшего СССР, посланцы различных общин чувствовали себя там как дома. Главой йешивы стал раввин Гдалья Рабинович. Ее ученики представляли собой пеструю смесь «постсоветского иудаизма» - хасиды и литваки, сионисты и ассимиляторы... Кстати, Пинхас Гольдшмидт, ныне руководитель московского раввинского суда, прибыл тогда в Москву в качестве посланника раввина Штейнзальца, чтобы учредить раввинский суд и помочь в решении проблемы религиозных разводов.

Там была удивительная атмосфера братства и свободы, каждую субботу собирались более сотни гостей, спали на полу, на столах, спальных мест не хватало. Тысячи людей хранят в своих сердцах чудесные воспоминания о Кунцевской йешиве, которую прозвали «посланницей Земли Израиля в российском изгнании».

- Многие считают раввина Штейнзальца пионером в различных областях, которые со временем осваиваются другими людьми. Вы согласны с этим?

- В этом вопросе прозвучали горькие нотки. Но память человеческая коротка, заслуги первопроходца редко оцениваются по достоинству. Очень быстро забывается тот, кто проложил дорогу, на готовое приходят совсем другие люди. Хорошо, что раввин Штейнзальц никогда ничего не делал ради почета и славы, - лишь то, что считал правильным и нужным для людей. Он всегда - новатор! В том числе и в сфере своей «эксклюзивной» деятельности - переводе на иврит Вавилонского Талмуда и составлении комментария к нему, а затем и переводе текстов Талмуда на английский, французский, русский и испанский языки. Его оригинальные идеи и подходы к решению проблем современности, изложенные в десятках книг, тысячах статей и интервью, сегодня мало-помалу становятся неотъемлемой частью мировоззрения современного мирового еврейства. При этом очень часто забывается их источник. Но недаром говорят, что высшей наградой для автора становится ремарка к его тексту: «слова народные». Помимо создания первого еврейского образовательного учреждения в СССР, раввин Штейнзальц основал Еврейский университет в Москве, который финансировался нашим институтом на протяжении долгих лет и стал катализатором полномасштабного движения, возродившего еврейскую академическую деятельность, которая теперь уже ведется по всему СНГ. Сегодня мало кто помнит и готов признать заслугу раввина и института как зачинателей процесса, но, как это ни печально для наших недругов, это исторический факт!

Первое в России еврейское педучилище, где готовили будущих преподавательниц иврита и еврейской традиции, также было создано нами, как и первые курсы подготовки лидеров еврейских общин. Первые семинары по повышению квалификации учителей прошли под нашей эгидой еще в девяносто первом году, одновременно с созданием ассоциации преподавателей еврейской традиции «Ламед». Первым среди еврейских периодических изданий из существующих сегодня в России был журнал для семейного чтения «Отцы и дети», выходящий и по сей день. Наш сайт в Интернете был открыт еще в девяносто шестом году, раньше всех других просветительских сайтов в СНГ. Я мог бы продолжить список. Однако целью нашей деятельности никогда не было создание организаций и институций; мы искали ответы на вызовы современности, искали пути решения проблем возрождения еврейской жизни - и находили их! Наша уникальность в том, что вот уже пятнадцать лет мы ведем непрерывную работу и - слава Б-гу! - постоянно и успешно адаптируемся в изменяющихся условиях, осваиваем все новые и новые рубежи.

- В сфере еврейского образования в России функционируют всевозможные организации, религиозные и светские, что определяет и характер их деятельности. Как бы вы определили деятельность института с этой точки зрения?

- Наш подход - прагматичный, мы хотим принести максимальную пользу. Большинство сотрудников института соблюдают заповеди, но вместе с тем ошибочно было бы определить нашу деятельность как сугубо религиозную, скорее - как просветительскую.

Нашей исходной предпосылкой является понимание того факта, что у советского еврейства была отнята возможность осмысленно избрать еврейский образ жизни. Свобода выбора подразумевает наличие альтернативы - нужно знать, из чего выбирать. Наша задача - дать евреям знания, возможность углубленно и серьезно изучать еврейскую традицию, культуру, сознательно избрать свой образ жизни. В нашей деятельности участвуют много светских людей, прекрасно осознающих при этом, что наша работа - благо для них и их семей.

- Каковы базисные принципы вашей деятельности? В чем их специфичность, если можно так выразиться?

- Я полагаю, что наша специфика в первую очередь в том, что наш духовный руководитель - личность мирового масштаба, одна из виднейших фигур мирового еврейства раввин Адин Штейнзалыд. Я не знаю никого, подобного ему по широте кругозора, разносторонности знаний, глубине их осмысления, по скромности и терпимости. Сочетание этих качеств - редчайший сплав. Тот факт, что раввин избрал Россию в качестве главной арены своей общественной деятельности, безусловно, большая удача для российского еврейства. Возможность работать рядом с ним, помогая ему в осуществлении этой великой миссии, лозунгом которой, если перефразировать слова Всевышнего, переданные Моисеем фараону: «Отпусти народ Мой!», является: «Научи народ Мой!», - уникальна.

Кроме того, мы ограничили нашу деятельность той сферой, которая не является заманчивой для наших коллег, - неформальным просвещением для взрослых. Тем самым нам удается избежать дублирования и излишнего соперничества. Мы пытаемся работать только в тех областях, которые «пользуются спросом» и в которых мы можем оказать реальное влияние. Мы стараемся выйти и на периферию, где ощущается существенный недостаток еврейской просветительской деятельности. Создаем новые образовательные формы, отвечающие современным потребностям еврейства СНГ, такие, как, например, курсы самообразования, на которых заочно обучаются тысячи людей. Даже в наиболее удаленных уголках СНГ функционирует проект «Байт ле-мидраш», в рамках которого заняты сто пятьдесят групп, в которые входят почти две тысячи студентов. Регулярно проводятся курсы повышения квалификации для членов ассоциации преподавателей еврейской традиции «Ламед», для общинных лидеров. Выходят в свет интереснейшие периодические издания на русском языке, печатаются книги раввина Штейнзальца, учебно-методические разработки для еврейских школ СНГ и многое другое.

- Какие из ваших достижений вы считаете основными?

- Проложив пути в деле создания еврейских учебных заведений, с чего начиналась наша работа в России, в последние годы мы занялись развитием уникальных проектов, которые привлекают внимание как нашей целевой группы - российских евреев, так и различных организаций, действующих в СНГ. Мы сотрудничаем со всеми центральными организациями, например, с Джойнтом, который оказывает нам существенную помощь с самого начала нашей работы, своими успехами мы во многом обязаны ему. Мы занимаемся разработкой новых проектов совместно с Еврейским агентством, по заказу израильского Министерства образования разработали новый учебный план преподавания традиции для еврейских школ СНГ, второй год подряд ведем курсы повышения квалификации для лидеров общин ФЕОР. В сфере неформального образования нам удалось занять нишу наиболее профессионально подготовленной организации. Тысячи взрослых и детей приобретают знания с помощью наших учебных пособий, в рамках наших проектов. Изданные нами книги и методические материалы достигают самых крайних точек СНГ, в еврейских и других средствах массовой информации публикуются статьи и интервью с раввином Штейнзальцем. У нас сложился замечательный коллектив людей, безгранично преданных своей работе. Это педагоги, лекторы, переводчики... Каждый из них - настоящее светило в своей области! Благодаря им идеи проникают не только в головы, но и - что не менее важно - в сердца наших учащихся.

Несмотря на то, что мы маленькая организация (наш бюджет не составляет и одного процента от бюджета «гигантов», работающих в СНГ), нам удалось стать влиятельным фактором еврейской жизни в бывшем СССР. Я думаю, что это - заслуга и раввина, и замечательного коллектива института, результат профессионализма и теплого сердечного участия, с которым мы относимся к нашим учащимся и слушателям.

- Каковы, по вашему мнению, основные «вызовы времени», с которыми сегодня сталкивается еврейская община СНГ?

- На уровне тактическом очень важно прекратить внутренние распри и объединить - по меньшей мере, скоординировать силы для достижения общих целей. Слишком много энергии и средств растрачивается на борьбу за влияние, причем за счет развития и укрепления еврейской жизни.

Есть и иные жизненно важные сферы, и если еврейская община СНГ сможет навести в них порядок, то ее возможности для полнокровного развития и выживания возрастут. Положение, существующее на сегодняшний день, при котором главные усилия еврейской активности направлены на развитие общинных центров и учреждений, отражает аномалию, обусловленную всем характером здешней деятельности в предыдущее десятилетие. Одна из основных наших целей - укрепление еврейской семьи, духовного компонента в еврейском доме. Нет шансов на возрождение общин, если еврейства нет в семье! Организации могут поддерживать еврейскую жизнь, но не могут ее заменить.

Мы работаем в этом направлении: программа «Байт ле-мидраш» создает учебные группы, собирающиеся в частных домах! «Лимудим» - самостоятельное изучение иудаизма, дома! Журнал «Отцы и дети» - предназначен для дома и для семьи! Названия проектов «Пусти субботу в твой дом», «Пусти еврейство в свой дом» говорят сами за себя. Мы пытаемся изменить то несбалансированное положение, в котором делают акцент на развитии институций, обходя при этом должным вниманием еврейский дом. Я надеюсь, что и другие организации, как обычно, последуют по нашим стопам, ибо будущее российского еврейства полностью зависит от того, сможет ли оно превратиться из еврейства искусственного, имплантированного в еврейство естественное, подлинное. На вопрос, принесут ли плоды все усилия, которые мы здесь прилагаем, ответ даст сам характер российской еврейской семьи. Когда? Поживем еще пятнадцать лет - и увидим...

Беседу вела Ольга Винокур

ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ИУДАИЗМА В СНГ– историческая справка >>

ИИИ – история в картинках >>

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОГРАММЫ ИНСТИТУТА >>

Центр связи Института >>