Иерусалим - колодец, из которого мир черпает
живую воду духовности
Раввин Адин Штейнзальц
Каждый
житель Иерусалима влюблен в свой город. Даже туристы, приезжающие сюда
ненадолго, не могут избежать его чар. Они часто задают себе вопрос: в
чем его обаяние, в чем его тайна? Я родился в Иерусалиме и прожил здесь
всю жизнь, но он продолжает оставаться тайной и для меня. Конечно, в Иерусалиме
есть немало достопримечательностей, но здесь не сыщешь поражающих воображение
архитектурных красот. Однако несмотря на это, город завораживает своей
красотой. Каждый, кто приезжает сюда, чувствует в облике Иерусалима нечто
близкое и дорогое, каждому город говорит нечто свое, обращенное только
к нему. Иерусалим богат, и он щедро одаривает всех своим богатством. Иерусалим
прост, но уж никак не наивен. Чего только ни перевидал он за три тысячелетия!
И вот теперь он прост, как великое произведение искусства, как шедевр.
изваянный временем. Ты всматриваешься в Иерусалим, грезишь им и спрашиваешь
себя: что же это?
Иерусалим — это единство противоположностей.
Иерусалим, как свидетельствует его имя, означает «Ир Шалем» — Город Мира.
Но сколько же войн и междуусобиц потрясали его! Едва ли в мире найдется
место, знавшее больше вражды и мук. Иерусалим часто называют Домом Всевышнего.
Когда говорят о вратах небес, имеют в виду именно его. Но еврейская традиция
утверждает, что и врата преисподней находятся здесь. И действительно,
библейский Генном (геенна) — это долина у стен Старого Города. Рядом с
вратами небесными зияют древние врата ада.
Таков Иерусалим. Псалмопевец называет его «городом, слитым воедино». Есть
старый и новый Иерусалим, арабский (восточный) и еврейский (западный),
религиозный и нерелигиозный. Иерусалим — прежде всего место встречи. Зачастую
противоположности остро сталкиваются и все же, несмотря ни на что, удивительным
образом гармонично сочетаются. Эту гармонию ощущает любой прохожий. Она
растворена в воздухе, разлита в солнечном свете. Почему Иерусалим стал
столицей? На этот вопрос трудно дать исчерпывающий ответ. Конечно, можно
назвать исторические и религиозные причины. Но при всем том место, избранное
для столицы, представляется странным. Вдали от морского побережья, вдали
от рек. И все-таки центр находится именно здесь! Когда люди размышляют
об этом городе, они вспоминают Библию: ведь Иерусалим — место, избранное
Всевышним. Но почему же Он избрал Иерусалим? Что такого особенного в этом
городе?
Существуют
разные уровни жизни: физический и духовный. Обычно они никак не связаны.
Люди действуют либо в одном, либо в другом мире. Иногда они перемещаются
с уровня на уровень, но никогда не смешивают их. Так обычно залегают геологические
пласты: один под другим. Но в некоторых точках земной коры эти пласты
сливаются и образуют единство.
Так
и в нашем случае: Иерусалим — это место, где физическое и духовное слиты
воедино. Такое единство подобно окну в глухой стене. Оно всегда неожиданно.
В Библии оно называется «лестницей Яакова» — лестницей между землей и
небом, увиденной Яаковом во сне. В сущности это и есть врата небес: место,
в котором взаимодействуют духовный и физический миры, где они могут влиять
друг на друга.
Именно в таком месте расположен Иерусалим. Через него проходит духовный
и физический разлом привычного миропорядка. Любой геолог знает, что природные
богатства таятся в разломах земной коры. Из этих разломов мы их извлекаем.
Иерусалим — духовная сокровищница мира. Это колодец, через который мир
черпает живую воду духовности.
В
Иерусалиме соприкасаются разные миры, поэтому всякое событие, даже самое
незначительное, приобретает здесь особую важность и многоплановость, последствия
его бывают удивительны и превышают наше разумение. Человеческая история
помнит множество событий, происходивших в разных местах планеты. Иногда
одни и те же события повторялись сотни раз, ни у кого не вызывая волнения.
Но когда что-нибудь подобное совершается в Иерусалиме, причинно-следственные
связи материального мира сопрягаются с причинно-следственными связями
мира духовного, совершенно отличными от них. События,
оставшиеся бы совершенно незамеченными, случись они в другом месте, могут
вырасти здесь до гигантских размеров. Потому-то так часто иерусалимские
споры и конфликты приковывают внимание не только всей страны, но и всего
мира. Несмотря ни на что Иерусалим существует. Живо его особое обаяние,
не угасло сияние его прошлого. Мир и сегодня прислушивается к Иерусалиму.
Проблема лишь в том, какой голос прозвучит в нем сегодня. Тот ли, что
звучал в этом городе в прошлом? Нам остается только надеяться на это.
|