Главная страница >>Библиотека >> «Человек с человеком» >> части I, II, III, IV, V, VI, VII

Перед Вами электронная версия книги «Человек с человеком», Авраѓам Шталь, изд-во "Амана"
Подробнее об издании этой книги и возможности ее приобретения – здесь.
Zip-файл >>

Подсказка! Для просмотра содержания книги целиком, увеличьте ширину левого окна, отодвинув мышкой его вертикальную границу вправо.


16. МИЛОСЕРДИЕ К ЛЮДЯМ

Многие из упомянутых нами заповедей, такие, например, как помощь бедным, забота о вдовах, сиротах и слабых, учат человека милосердию. Это качество очень важно для всех человеческих взаимоотношений.

«И вот Тора эта, которую дал Моше сынам Израиля ведет нас по дороге милосердия и доброты, посредством того, что она повелела нам оставлять пакет, шихха и пеа для бедных и пришельцев, и запретила брать с Одного проценты; и запретила приходить к нему домой требовать, чтобы он дал что-то в залог; и запретила брать у него в залог жернова, или одежду у вдовы» (Шмуэль-Давид Луцатто, «Основы Торы» к книге Шмот 22:25).

«И так велико и дорого милосердие в глазах Дающего Тору, да будет Он благословен, что сразу после дарования Торы, когда Он стал учить народ законам, в соответствии с которыми он должен себя вести, с чего Он начал? «Если купишь себе раба-еврея...» (Шмот 21:2).

Все знают, каково было положение рабов в древние времена, что они были собственностью своего хозяина, и они сами, и их потомство, как вол и осел, и хозяин мог бить их и убивать, и никто ему не мешал. Тора уже в начале раздела «Мишпатим» провозглашает свободу раба-еврея - он не может быть в рабстве больше шести лет, и даже раба-нееврея запрещено убивать или жестоко бить. И Тора говорит, что если хозяин ударит его так, что тот умрет от удара, он будет отмщен /хозяин будет наказан судом/, а если уничтожит /повредит/ ему глаз или выбьет зуб - следует освободить.

Также Тора заповедовала дать рабу отдых в субботу и праздники: «Не делай никакой работы, и ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя» (Шмот 20:10; Ш.-Д. Луцатто, Основы Торы, гл. 20).

Хорошая черта и правильный путь для человека -это быть милосердным и стремиться к справедливости. И нельзя взваливать слишком тяжелую ношу на раба И обижать его, и нужно давать ему поесть и попить всего, что есть у хозяина. И нельзя позорить его ударами И словами. И нельзя на него много кричать и сердиться, но нужно разговаривать спокойно и выслушивать его претензии. Потомки нашего праотца Аврагама, которым даровал Святой, да будет Он благословен, благо Торы и заповедовал им праведные законы и уставы, -они должны быть милосердны ко всем. Так же и атрибут самого Г-спода - «милосердие ко всем творениям своим» (Псалмы 145:4), а нам заповедано подражать Ему (Рамбам, Мишне-Тора, Законы о рабах, 9).

Без милосердия общество не может существовать

Место, где люди не готовы жалеть друг друга, где не проявляют милосердие и не оказывают помощь слабым, сиротам, вдовам и бедным, - такое место в конце концов будет разрушено: мы учим это из примера Седома, который был разрушен из-за жестокости его жителей.

«Раби Иегуда говорит: «В Седоме провозгласили: всякий, кто подаст кусок хлеба пришельцу, бедному или нищему, будет сожжен огнем» (Пиркей дераби Элиэзер, 25).

«Вот история о двух девушках /в Седоме/, которые спустились к источнику начерпать воды. Одна сказала другой: «Почему ты такая бледная?» Та ответила: «У нас кончилась еда, и мы уже скоро умрем». Что же она сделала /первая девушка/? Наполнила кувшин мукой и поменяла его: одна взяла тот, что в руках у другой, а другая - тот, что в руках у первой. Когда жители Седома узнали об этом, то схватили ее и сожгли.

Сказал Святой, да будет Он благословен: «Даже если бы Я хотел промолчать, суд этой девушки не Дает мне промолчать» (Мидраш Раба к книге Брейшит, 40:10). «Если так, как /говорит Мне/ вопль этой девушки /которую сожгли/ сделали в Седоме - переверну основания его так, что станут они сверху, а верх его - снизу» (Пиркей дераби Элиэзер, 25). И вот Результат: «И Г-сподь пролил дождем на Седом и Амору серу и огонь от Г-спода, с Небес» (Брейшит 19:24).Есть еще много примеров тому, что общество, в котором нет милосердия, разрушается: разрушение мира в поколении Потопа - «так как наполнилась земля грабежом» (Брейшит 6:13), разрушение Храма из-за ненависти евреев друг к другу, и т.п.

Нужно приглашать бедных соучаствовать в радости

Человеку заповедано всегда быть милостивым к людям, в особенности к бедным и несчастным, но прежде всего следует помнить о нуждающихся в помощи в минуту радости. В праздничные дни, в дни семейных торжеств, когда человек занят своей личной радостью, он должен подумать и о тех, кто находится в тяжелом положении, пригласить их разделить свою радость.

«Обратите лица ваши к несчастным и сжальтесь над бедными и притесненными. Веселите их в веселье вашем и помните о них в праздники ваши, когда Г-сподь простирает к вам Свою благую Руку» (из письма Рамбама его сыну, раби Аврагаму).

«А тот, кто запирает ворота двора своего и ест со своими сыновьями и женой, и не кормит и не поит бедных и огорченных душой, то это его веселье - не веселье заповеди, а веселье брюха. И такое веселье -это позор» (Рамбам, Мишне-Тора, Законы о Праздниках, 6).

Милосердие есть в сердце каждого человека

Человеку не следует оправдывать нежелание помочь ближнему и жестокость тем, что и другие не всегда ведут себя милосердно. В каждом человеке, даже в наших врагах, живет чувство милосердия, и его можно пробудить, если мы сами будем вести себя с ним" гуманно и воздерживаться от жестокости.

Господь милостив к Своим творениям

Многие стихи из Торы указывают нам на то, что милосердие - один из атрибутов Святого, да будет Он благословен, как сказал Моше, учитель наш. после того, как евреи сделали золотого тельца: «Господь, Б-г милостивый и милосердный, долготерпеливый и великий в благодеянии и истине» (Шмот 34:6). Когда Б-г сотворил мир, Он думал основать его на мере суда /и поэтому сказано: «В начале сотворил Б-г - «Элоким» - это имя, как говорит нам Традиция, употребляется Торой, когда она хочет подчеркнуть Б-жественную меру суда/; но Он увидел, что мир не может устоять /на одной только мере суда, поскольку люди грешны/, и тогда Он предпослал мере суда меру милосердия, и поэтому сказано: «В день сотворения Г-сподом Б-гом неба и земли» (Бреишит 2:4) (Имя «Г-сподь» - «гаШем», - как говорит нам Традиция, символизирует меру милосердия)». (Комментарий Раши к книге Бреишит 1:1).

Святой, да будет Он благословен, милостив не только к Израилю, но и ко всем Своим творениям, даже к злодеям. Даже над Седомом, грехи которого были так велики, что Г-сподь решил его разрушить, Он готов был смилостивиться, если бы в нем нашлось десять праведников (Бреишит 18). И когда тонули в море египтяне, порабощавшие сынов Израиля, заставлявшие их тяжело работать, и ангелы-служители хотели славить и петь песнь Г-споду за силу его. Святой, да будет Он благословен, сказал: «Дела рук Моих тонут в море, а вы говорите Мне песнь?!» (Мегила 12).

Сказал Аба Шауль: «Старайся быть похожим на Него... Как Он жалостлив и милосерден - так же и будь жалостлив и милосерден» (Шабат 133).

Награда милосердным

«Рабан Гамлиэль, сын Раби, говорил: «Всякий, кто милосерден к людям, - милосердны к нему Небеса, а всякий, кто немилосерден к людям, - Небеса немилосердны к нему» (Шабат 15).

«Они преисполнились милосердия друг к другу, и Святой, да будет Он благословен, преисполнился милосердия к ним» (Мидраш Раба к книге Брейшит, 34). ,1

«Капара гулял по берегу моря в Кейсарии и увидел, что в море тонет большой корабль, и из него выходит Антифита /глава города/, и он голый /потому что вся его одежда осталась на тонущем корабле/. Когда он увидел его /главу города/, подошел к нему /Капара/ и поприветствовал его, и дал ему две селы /деньги, чтобы тот купил себе одежду/. Что он сделал? Привел его к себе домой, накормил, напоил, дал ему еще 3 селы. Сказал ему: «Нужно, чтобы у такого большого человека, как ты, было еще 3 селы /нужно, чтобы у тебя были деньги в кармане/».

Через несколько дней в Сифсуфе /город, главой которого был тот человек, над которым сжалился Капара/ были взяты в плен евреи. Они сказали: «Кто пойдет и уговорит его?» /Пошел/ Капара, поскольку он был важен для царства /был уважаемым человеком/. Сказал им: «Вы знаете, что это царство ничего не делает задаром? /то есть, нужно дать взятку, чтобы пленников отпустили/. Они сказали ему: «Вот 500 динаров, отнеси их царству». Когда он увидел того самого главу города, он поприветствовал его. Тот спросил: «Зачем раби трудился /чтобы прийти сюда?/» Тот сказал: «Пожалуйста, сжалься над этими евреями». Он сказал: «А ты знаешь, что наше царство ничего не делает задаром?» ~ «Есть у меня 500 динаров, возьми их и сжалься над нами». Тот сказал: «Пусть эти динары останутся у тебя за эту еду и питье, что я съел и выпил у тебя в доме, а ты иди с миром и почетом» (Мидраш Раба к Когелет).

Не нужно жалеть злодеев

Несмотря на то, что милосердие - очень хорошее качество, и нам не следует спешить с решением, что такой-то человек недостоин нашей жалости, существуют все-таки границы и для этого хорошего чувства. Иногда нам нельзя быть милосердными.

«Милосердие к преступникам - это жестокость» (из предисловия к комментарию Рамбама к Мишне). «Нужно, чтобы человек был жесток и суров по отношению к подстрекателям и совратителям, чтобы он не жалел злодеев, как сказано: «И пусть не сжалится глаз твой, и не жалей и не защищай его» (Дварим 13:9; здесь говорится о человеке, который совращает Израиль на идолопоклонство) (Из книги Рабейну Гама «Сефер Гаяшар»).

«Сказал раби Янай: «В тот час, когда сказал Святой, да будет Он благословен, Шаулю: иди и порази Амалека (Шмуэль 1, 15:3), сказал /Шауль/: если даже за одну душу Тора сказала: «Принесите обезглавленную телку» (см. Дварим гл. 21), то уж тем более все эти души /амалекитяне/ (т.е., если Тора беспокоится даже об одной смерти, тем более нужно сжалиться над множеством человек и не убивать их). И если человек согрешил - чем виновата скотина? И если взрослые грешили - чем виноваты дети?» /И Шауль со своим войском оставили в живых скот Амалека и Царя Амалека, в противоречие тому, что заповедовал ему Б-г/. Сразу же послышался голос с неба и сказал: «Не будь слишком праведным» (Когелет 7:16) /То есть, не будь милосердным в случае, когда им быть не следует. Нужно быть «жестоким» 1И выполнить заповедь Г-спода: «Сотри память об Амалеке» (Дварим 25:19)/ (Лома 22) «И сжалился Шауль и народ над врагом /царем Амалека/ (Шмуэль 1, 15:9) «Сказал раби Шимон бен Лакиш: всякий, кто проявляет милосердие в случае, когда /нужно быть// жестоким, в конце концов проявит жестокость в случае, когда /нужно быть/ милосердным /как Шауль, который пощадил Амалека, а в конце концов перебил! целый город священников/, как сказано: «И Нов, город священников, поразил мечом» (Шмуэль 1, 22:19;). И неужели Нов /не достоин милосердия хотя бы как/ потомство Амалека!» (Мидраш Раба Когелет).

«Вот история о человеке, который шел из Вавилона в Эрец-Исраэль. Он шел по дороге, чтобы поесть хлеба. Увидел двух птиц, дерущихся друг с другом. Одна из них убила другую, а потом принесла травы, положила ей в рот и оживила ее. Пошел этот человек, взял траву, которая упала у этой птицы, и пошел оживлять ею мертвых в Эрец-Исраэль. Когда он дошел до Суламы /сегодня Рош Ганикра, место на Ливанской границе/, нашел там на дороге мертвого льва. Он сказал: Лучше попробую на этом льве /хорошо ли это лекарство/. Положил траву ему в рот и оживил его. Лев встал и съел его. И вот смысл этой притчи: «Не делай добра злодею, и ты не узнаешь зла» ((Мидраш Раба, Ваикра, 22).

Основные идеи:

1. Тора заповедует нам быть милосердным к людям. Есть много заповедей, обязывающих нас быть милостивыми к бедным, сиротам, вдовам, пришельцам, рабам: подарки бедным, возвращение залога, ссуда; тот, кто выполняет заповеди Торы, приучится быть милосердным ко всем людям.

2. Общество и мир не могут существовать без милосердия- Место, в котором нет милосердия, будет в конце концов разрушено.

3. Человек должен давать бедным возможность принять участие в своей радости. Именно в день празднования человек обязан вспомнить о бедных.

4. Чувство милосердия есть в сердце каждого человека. Даже у злодеев есть это качество, и иногда сострадание побеждает жестокость.

5. Мы все учимся милосердию у Самого Г-спода. Г-сподь сотворил мир с помощью меры милосердия; Г-сподь милостив даже к злодеям.

6. Тот, кто делает доброе дело, получает награду; и над милосердным тоже смилостивятся.

7. Есть случаи, когда не следует быть милосердным. Не нужно жалеть злодеев, если они не сходят с дурного пути.

17. ЖАЛОСТЬ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ

Мы говорим здесь о заповедях между человеком и человеком. Но можно расширить это понятие и сказать, что есть и заповеди, обязывающие человека поступать милостиво и с животными.

Животное - друг человека

«Пастухи надоили молока. Приползла змея и попила его, а собака увидела это. Когда пастухи вернулись и сели есть и пить молоко, собака начала на них лаять, но они не обратили на нее внимания. Тогда собака подошла, выпила молоко сама и умерла.

Пастухи похоронили ее и на могиле поставили ей памятник, и по сей день зовут это место: Памятник собаке» (геспекта дерав Кагана, 10).

Вот история об одном вельможе, которого царь очень любил. Другой вельможа позавидовал ему. Однажды, когда они были на охоте, завистник убил друга царя в лесной чаще, где никто этого не видел. Только собака убитого была свидетелем убийства. Несколько дней не отходила собака от тела своего хозяина. Потом она вернулась в город и беспокоила своим бесконечным лаем всех горожан, пока они не пошли за ней и не нашли тело убитого вельможи.

Как-то раз царь собрал всех своих вельмож. Среди них был и убийца. Когда собака увидела его, она прыгнула на него и укусила, и сколько ни старались ее прогнать, ничего не получалось. Родственники убитого рассказали царю, что это собака, которая ходила с его покойным другом в лес перед его смертью. Этот рассказ заставил царя задуматься, и он повелел расследовать хорошенько обстоятельства этого дела, и был доказано, что этот вельможа - убийца.

Так верный пес добился наказания для убийцы своего хозяина (по древнеримскому рассказу).

Человека нужно приучать быть жалостливым

Хорошее отношение к животным свидетельствует о том, что у человека доброе сердце. «Сказали наши мудрецы: когда Моше, учитель наш, пас скот Итро в пустыне, убежал от него козленок, и Моше бежал за ним, пока не добежал до скалы. Когда он добежал до скалы, он увидел пруд и козленок стоял и пил из него. Моше подошел к нему и сказал: «Я не знал, что ты бежал из-за жажды. Ты устал». Он взвалил его на плечо и пошел. Сказал Святой, да будет Он благословен: «Раз у тебя есть достаточно милосердия, чтобы так вести себя с овцами, принадлежащими людям, клянусь, что ты будешь пасти Моих овец - Израиль» (Шмот раба, 2).

Тот, кому не жалко животных, жесток по природе своей. Римляне, после того, как они привыкли видеть, как животных режут на цирковой арене, перешли к спектаклям, в которых друг с другом сражались люди, и один убивал другого. «Ребенок, который смеется над воплями животного, назавтра будет смеяться над криками своих отца и матери» (Шмуэль-Давид Луцатто, «Основы Торы»).

Для того, чтобы приучить человека быть милосердным, наши Мудрецы обращали большое внимание на поведение человека по отношению к животным.

«Сказал рав Йегуда: сказал Рав: запрещено человеку что-либо есть, пока он не покормит свою скотину, как сказано: «И дам Я траву в поле для скота твоего» (Дварим 11:15), а только потом сказано: «И будешь есть, и насытишься» (там же) (Гитин 62).

«Человек не имеет право заводить себе скотину, зверей или птицу, если он не приготовил для них пропитание» (Талмуд Иерушалми, Иевамот, 15).

Животные тоже чувствуют

«Мучения животных - из Торы» /обязанность следить за тем, чтобы не доставлять животным мучений, упоминается в Торе/ (Шабат 72).

«Не заграждай рта быку молотящему» (Дварим 25:4) /нельзя перевязывать морду животного, когда оно работает в поле или на гумне, чтобы оно не ело во время работы, - потому что это жестоко/.

«Коровы или овцы не режьте в один день с потомством ее» (Ваикра 22:28). «И запрещено резать корову и потомство ее в один день, чтобы не случилось, что теленка режут на глазах его матери, поскольку это большое страдание для животного, нет разницы в страдании человека /когда у него на глазах зарезают сына/ и страдании животных» (Рамбам. Путеводитель заблудших, ч. 3).

Животное - часть Творения

Как мы уже видели, животное многое чувствует, и поэтому человек должен считаться с ним не только потому, что оно приносит пользу, и просто потому, что это живое существо, сотворенное Господом.

«Наказания /болезнь/ Раби /Иегуды Ганаси/ пришли на него из-за его поступка, из-за поступка же они ушли.

Пришли из-за поступка: это потому, что однажды он вел теленка, чтобы его зарезали. Теленок вырвался, положил голову под полу одежды Раби и жалобно мычал, как будто говоря: спаси меня! Раби сказал ему: иди, ты для этого сотворен! И сказал: на того, кто не милостив, приходят наказания. Из-за поступка ушли: потому что однажды рабыня Раби подметала дом, и там были мышата, и она их вымела. Сказал ей Раби: оставь их, ведь сказано: «Милосердие во всех делах его». И сказали: над тем, кто милостив - смилостивятся /и он выздоровел/» (Бава меция 85).

В наши дни многое делается для того, чтобы сблизить человека с животными, чтобы он узнал их и полюбил. Во многих странах мира, и в нашей стране в частности, есть заповедники, цель которых - дать животным возможность существовать, не мешая людям, и вместе с тем предоставить человеку возможность любоваться живой природой без того, чтобы его отделяли от нее решетки. Понятно, что заповедники могут успешно существовать только в случае, если посетителями строго соблюдаются установленные правила и они не делают животным ничего плохого.

Основные идеи:

1. Следует хорошо обращаться с животными вообще и с теми, которые на нас работают, в частности.

2. Жестокость к животным губит душу человека.

3. Животное прекрасно чувствует, как к нему относятся.

4. Любовь к животным - это само по себе хорошее качество.

18. ЗЛОСЛОВИЕ

«Жизнь и смерть зависят от языка» (Мишлей 18:21).

Речь, которая дает человеку возможность общаться, - это одно из важнейших оснований жизни общества. С ее помощью человек может сделать очень много - и хорошего, и плохого. «Если /человек/ хочет, уста занимаются Торой. Хочет - занимается злословием и проклинает» (Мидраш Раба к книге Брейшит, 61). Злословие - это без сомнения одно из самых распространенных дурных качеств, и с ним очень трудно бороться. Многие не придают значения огромному ущербу, которое оно наносит. Трудно описать всю силу человеческого языка. Неудивительно, что все Диктаторы пытаются помешать людям свободно говорить /включая свободные газеты, литературу, радио, фильмы/ с помощью специальных законов и слежки. Всякий злой властитель боится, что люди будут высказывать свое недовольство тиранией, а это приведет и к действиям. Наши мудрецы на многих примерах подзывают нам силу человеческого языка. «Хафец-хаим», раби Исраэль-Меир Коген, посвятил целую книгу этой теме. Она называется: «Осторожность в словах».

Сила языка

«Сказал рабан Шимон бен Гамлиэль рабу своему Тави: пойди купи мне хорошей еды на рынке. Тот пошел и купил ему язык. Сказал ему /рабан Шимон/ пойди купи мне плохой еды на рынке. Тот пошел и купил ему язык. Сказал ему рабан Шимон бен Гамлиэль: почему, когда я сказал тебе купить мне хорошей еды ты принес мне язык, и когда я сказал тебе купить плохой еды, ты принес мне язык? Тот ответил: От него и хорошее, и дурное. Когда он хорош, нет ничего, лучше него; а когда он плох, нет ничего, хуже него». (Мидраш раба к книге Ваикра, 33).

«Вот история о персидском царе, который совсем исхудал и был близок к смерти. Врачи сказали ему: тебя может вылечить только молоко львицы. Сказал им царь: кто пойдет и принесет мне молоко львицы? Ответил один из них и сказал: если ты хочешь, я пойду, а ты дай мне десять коз. Ему дали, и он пошел к львиному рву. И была там львица, кормившая львенка. В первый день он /этот человек/ стоял поодаль, и бросил ей одну козу, и она ее съела. На второй день он стоял поближе и бросил еще одну козу; и так каждый день. К концу десяти дней приблизился к ней, и играл с ней... И взял у нее молоко и пошел своей дорогой.

На середине пути он уснул и увидел во сне, что органы его спорят друг с другом. Ноги говорят: нет органа, важнее нас, если бы не шли, не служили, то он не смог бы принести молоко. Глаза говорят: мы важнее всего, потому что если бы не показывали ему дорогу, ничего бы не получилось. Сказало сердце: я важнее вас всех, потому что если бы я не посоветовало /как действовать/, ничего не удалось бы сделать. Сказал язык: я важнее вас всех, потому что если бы не моя речь, что бы вы делали? Сказали все органы языку: как только ты не боишься сравниться с нами? Ведь ты сидишь в темном мрачном месте, и в тебе нет кости, как у тех других органов. Сказал им язык: сегодня же вы признаете, что я властвую над вами.

Когда человек проснулся, он сохранил в сердце своем этот сон и пошел своей дорогой. Он пришел к царю и сказал: вот тебе молоко собаки, которое ты просил, попей. Сразу же разгневался царь и повелел его повесить. Когда он шел на виселицу, начали дрожать все его органы. Язык сказал им: если я спасу вас, вы признаете, что я властвую над всеми вами? Они сказали ему: Да. Сразу же сказал язык палачам: Верните меня к царю. Вернули его к царю, он сказал царю: Почему ты повелел меня повесить? /Царь/ сказал: потому что ты принес мне собачье молоко. Он сказал ему: какая тебе разница, главное, чтобы оно тебя вылечило! А еще, львицу иногда называют собакой. /Царь/ взял /молоко/ и попробовал и увидел, что это молоко львицы. Он выпил его и выздоровел, и отпустил /этого человека/ с миром. Сказали все органы языку: теперь мы признаем, что ты властвуешь над всеми органами. Вот почему сказано: жизнь и смерть зависят от языка» (Мидраш «Шохер тов», 39).

Язык подобен стрелам. Почему? Если обнажит человек меч, чтоб убить другого человека, тот взмолится и попросит его о милосердии, он сжалится над ним и вложит меч в ножны. Но стрела, после того, как она выпущена, сколько ни желай вернуть ее, не может вернуться» (Мидраш «Шохер Тов», 120). Так же и слова - после того, как они сказаны, их нельзя отменить или вернуть, но они вылетают из уст и влетают в ухо и делают свое черное дело.

Что такое злословие?

"Тот, кто злословит о своем товарище, нарушает запрет из Торы, как сказано: «Не ходи сплетником в народе своем» (Ваикра 19:16). Это большой грех, и из-за него истребляются многие души в Израиле, поэтому рядом с ним /в Торе стих/ «не стой на крови ближнего своего» (продолжение стиха 19:16). «Иди и учи, что сталось с Доэгом-Эдомитянином!» (см. об этом дальше).

Кто сплетник? Это тот, кто слышит слова, /которые говорит его товарищ/ и идет от одного к другому и говорит: «Ты сказал такой-то, так и так слышал я от такого-то», даже если это правда..

Есть грех еще больший /чем сплетни/, и он входит в этот же запрет, и это клевета. Тот, кто говорит плохое о своем товарище, даже если это правда /сплетник/. Но если он говорит неправду, то он называется «наводящий дурное имя» на товарища.

Сказали наши мудрецы: злословие убивает троих -того, кто его говорит; и того, кто его принимает /слушает и не прерывает говорящего/; и того, о котором говорят. И принимающего - более, чем говорящего. Есть вещи, которые являются «пылью» злословия /злословием в скрытой форме/, например, если человек говорит товарищу: «Кто сказал бы, что такой-то будет тем, чем он теперь стал!» /И этим намекает, что никак нельзя было подумать, что такой ничтожный или плохой человек сможет достичь высокого положения/. Или если он говорит: «Не будем говорить о таком-то... Я не хочу рассказывать, что случилось, что произошло». /И так намекает, что он мог бы сказать о нем много плохого/. И если человек рассказывает хорошее о своем товарище перед тем, кто его ненавидит /этого товарища/, - это тоже пыль злословия, потому что это приводит к тому, что о нем будут говорить плохое... из хорошего, /которое про него рассказывают/ перейдут на плохое». (Рамбам, Мишне-Тора, Законы о характерах, 7).

Отсюда мы видим, что злословие - это не обязательно ложь; если о человеке рассказывают правду» которая его порочит, это тоже злословие.

«Проклят тот, кто бьет ближнего своего тайно» (Дварим 27:24) - «это имеется в виду злословие» (Раши).

«Кто тот, кто желает жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро? Стереги язык свой от зла, и уста твои - от лживых слов. Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему» (Тегилим 34:15-17).

«У всякого, который занимается злословием, нету доли в мире грядущем» (Пиркей дераби Элиэзер, 43).

«Сказал Рейш-Лакиш: всякий, кто занимается злословием, увеличивает свои грехи /так, что они доходят до неба/» (Арахин 15).

«Таков путь злословящих: начинают с хорошего, а кончают плохим» (Танхума).

К чему приводит злословие

В разных местах в Танахе рассказывается о том, к чему приводит злословие. Народу пришлось спуститься в Египет - это связано с тем, что Йосеф рассказывал отцу дурное о своих братьях. Долгие годы евреи блуждали в пустыне - к этому привела их клевета на Эрец-Исраэль. Мириам - пророчица была наказана проказой за то, что говорила плохое о своих братьях (Бемидбар 12).

Еще один пример упоминает Рамбам (см. выше), это история о царе Шауле и Доэге-Эдомитянине. Давид бежал от Шауля и пришел в город когенов - Нов (Шмуэль 1, 21). Первосвященник, живший в Нове, Ахимелех, хорошо принял Давида, накормил его и дал ему меч Гольата, который хранился в Нове. В это время в Нове находился один из людей Шауля, Доэг-Эдомитянин. Он рассказал Шаулю, как когены Нова помогли Давиду (гл. 22). Шауль приказал убить Ахимелеха. «Сказал рав Шмуэль бар Нахман: Злословие... Убивает троих - того, кто его говорит, и того, кто его принимает, и того, о ком говорят. Откуда мы это учим? Доэг, который злословил, и Шауль, который принял злословие (и был убит на войне, Шмуэль 1, 31), и Но» город когенов, о котором злословили (Мидраш Раба к Дварим).

«Злословие, если и не входит /в уши/ все, то входит его половина» (Мидраш Раба к книге Брейшит). Велик ущерб, наносимый злословием. Даже те, кто не хочет верить сплетням, что-то запоминают и в конце концов начинают верить.

«Однажды пошел Чань-Шень в город, а в этот день в городе убили человека, и убийцу тоже звали Чань-Шень. Услышал один человек об этом, пошел к матери Чань-Шеня и закричал: «Чань-Шень убил человека!» - «Не может быть», - ответила мать и продолжала спокойно ткать. Через некоторое время пришел еще один человек и закричал: «Чань-Шень убил человека!» Мать продолжала работать, ничего не говоря. Но когда пришел третий человек с той же вестью, она испугалась, уронила свой станок и убежала в комнату. Мать знала, что Чань-Шень - хороший человек, но когда она услышала эту весть несколько раз, и она начала сомневаться» (древняя китайская притча).

Нельзя принимать злословие

Мы уже говорили, что нельзя принимать злословив, - то есть, слушать его; и это такое же преступлен», как и само злословие. «Не поднимай ложный слух» (Шмот 23:1) - «это предупреждение тому, кто внемлет злословию» (Раши). «Те, кто слушает злословие - причина того, что его говорят, поскольку они видят, что их злословие с радостью принимается, и приучаются этому, и поэтому наши мудрецы предостерегают нас, чтобы мы не принимали злословие» (раби Исраэль бен Йосеф Альнаква).

«Вот история об одном правителе, который убивал скупщиков краденого, а воров отпускал на волю. Все жаловались, что так делать неправильно. Что же он сделал'? Созвал весь народ на соборную площадь, привел туда крыс и положил перед ними пищу. Крысы забирали пищу и относили ее в свои норки. Назавтра правитель снова собрал весь народ на площадь, привел крыс, положил перед ними пищу, а норки их заткнул. И крысы брали пищу, тащили ее в норки, видели, что норки заткнуты и приносили пищу обратно. Значит, все воровство - только из-за скупщиков краденого» (Мидраш Раба к книге Ваикра).

Отсюда мы учим и о злословии: если бы никто не хотел его слушать, никто бы его и не говорил.

Основные идеи:

1. «Смерть и жизнь зависят от языка». С помощью языка можно сделать много хорошего и много дурного; сказанное слово нельзя вернуть, следовательно, следует быть очень осторожным в словах.

2. Злословие - большой грех. Запрещено говорить о человеке плохое независимо от того, правда это или ложь. Следует быть очень осторожным и в том, что может привести к злословию - «пыль» злословия. Наши мудрецы видят в злословии большой грех, и ущерб от него очень велик.

3. Результаты злословия. Мы видим, что злословие приносит вред и в то время, что его говорят, и на будущее. Вред наносится и тому, кто злословит, и тому, кто его слушает, и тому, о ком говорят. Примеры этому в Танахе: Йосеф и его братья, Мириам и Моше, соглядатаи, Шауль и Ахимелех. Можно увидеть также много примеров этому в повседневной жизни.

4. Запрет принимать злословие тоже очень силен, если бы люди не слушали сплетен, никто бы их и не говорил.

19. ПРАВДА И ЛОЖЬ

«На трех вещах стоит мир; на суде, и на правде, и на миролюбии» (Авот 1). Это означает: /благодаря этим трем вещам/ может существовать человечество (комментарий раби Овадии Бартануры).

Правда - это одна из основ общества. Все отношения между людьми основаны на доверии. Очень часто мы должны верить словам человека и полагаться на них. Мы верим, что весы в магазине верные; что учитель говорит нам правду; что люди, которых мы выбрали в какой-нибудь комитет или на какой-то общественный пост, служат честно и порядочно; что счетоводы не обманывают нас и присылают правильные счета, что правительство пользуется налогами, которые мы платим, на наше же благо; что нищие, которым мы даем милостыню, действительно бедные и нуждаются в пожертвованиях; и во многое, многое другое. Мы не можем проверять каждого человека, каждое дело. Мы верим, что большинство людей, как правило, говорят правду и поступают честно. Если это основание будет подорвано, если мы не сможем больше верить словам людей, мир не сможет существовать. Одна из причин разрушения Седома - это лживость его судей, и из-за этого весь город не мог существовать. «Четыре судьи было в Седоме - одного звали Шекер /ложь/, другого - Шакрай /лгун/, третьего - Шикри /лжец/, а четвертого - Шакрайя /врун/ (по «Тора шлема» к книге Брейшит). Незамедлительно последовало наказание: «И Г-сподь пролил дождем на Седом серу и огонь» (Бытие 19:24).

Ложь ставит под сомнение саму возможность существования общества. Поэтому мы находим в Танахе много предостережений, призывающих нас удаляться от лжи и прилепляться к правде. Приведем лишь несколько примеров.

Запрет лжи в Танахе и в словах наших мудрецов

«От слов ложных удаляйся» (Шмот 23:7).

«Не крадите, и не утаивайте и не обманывайте друг друга» (Ваикра 19:11).

«Не утаивайте - это если человек оставил у тебя что-то на хранение, не говори, когда он придет за ним, что он тебе ничего не давал» (комментарий Ибн Эзры).

«Вот слова, которые выполняйте: говорите правду друг другу» (Зехария 8:16).

«Тот, Кто взыскал с поколения Потопа, и с поколения Вавилонской башни, и с жителей Седома и Аморы, и с египтян - на море, - Он взыщет в будущем и с тех, кто не держит слово» (Бава меция 48).

И наоборот: «На всякого, кто держит свое слово, с нисходит дух мудрости» (Мишна «Швиит», 10).

Пути Г-спода - истинны

«Г-сподь Б-г жалостливый и милосердный, долготерпеливый и великий в благодеянии и истине» (Шмот 34:6).

«Все пути Г-спода - милость и истина» (Тегелим 25:10).

«Сказал раби Ханина: печать Святого, да будет Он благословен - истина» (Шабат 55).

Г-сподь любит правду и ненавидит ложь

«Мерзость для Г-спода - лживые уста, а творящие правду - благоволение Его» (Мишлей 12:14).

«Того, у кого на устах одно, а в сердце - другое, Святой, да будет Он благословен, ненавидит» (Песахим 103); «Кампания лжецов не увидит лика Шехины» /Божественного Присутствия/ (Сота 42).

В конце концов правда откроется

«Уста правды пребудут прочными навеки, а язык лживый - на миг» (Мишлей 12:19).

Наши мудрецы придавали очень большое значение правдивости

«Праведник ненавидит ложь» (Мишлеи 13:15).

«У рава Сафры была вещь на продажу, и пришел к нему один человек в тот час, когда он читал «Шма», и сказал ему: «Отдай мне эту вещь за столько-то денег». А тот не ответил, потому что читал «Шма». Покупатель подумал, что он не хочет продать ему за эту сумму и набавил цену. Сказал: «Отдай мне за столько-то». Когда хозяин кончил читать «Шма», он сказал покупателю: «Бери эту вещь за ту сумму, которую ты назвал сначала, потому что за эти деньги я собирался ее продать» (Комментарий Раши к тр. Макот, 24).

Из этой истории мы видим, как осторожны была наши мудрецы в вопросах, касающихся правдивости. В данном случае рав Сафра даже не сказал, что он готов отдать свой товар за первую названную сумму, но так он подумал в своем сердце. И потому он не хотел отказаться от своего слова, даже и мысленного. Если уж в мыслях следует так остерегаться, что же говорить о словах!

«Раби Рефаэль из Бершад /городок в Восточной Европе/ был известен своей любовью к правде. Случилось так, что одного еврея обвинили в тяжелом преступлении, и этот праведник должен был дать показания, которые могли бы спасти ему жизнь. /Поскольку даже неевреи верили словам праведника/. Раби Рефаэль знал, что человек этот виновен, и ему было трудно решиться на то, чтобы дать ложное свидетельство. В ночь перед судом он не ложился спать, а молился до самой заря.

После этого он лег на пол, закрыл глаза и в мгновение ока вышла из него душа» (Мартин Бубер, «Скрытый свет»). Раби Рефаэль стоял перед трудным выбором: с одной стороны стояла его любовь к истине, а с другой - жизнь еврея. Праведник не смог сделать выбор; из-за своей любви к правде он предпочел умереть.

Ложь вредит самому лжецу

Когда человек привыкает лгать, в конце концов ему самому будет плохо. Так что даже с точки зрения собственной выгоды ему не следует лгать.

«Таково наказание лжеца - даже если он говорит правду, его не слушают» (Сангедрин 81).

«Мальчик пас овец и сделал вид, что видит волка. Он закричал: «Спасите! Волк! Волк!» Крестьяне бросились ему на помощь и увидели, что он лжет. Так мальчик сделал и второй раз, и третий раз. Случилось так, что в самом деле пришел волк. Мальчик снова закричал: «Сюда, сюда, скорее! Волк!» Крестьяне подумали, что он снова обманывает, как всегда и не откликнулись. Волк увидел, что ему нечего бояться, и спокойно загрыз все стадо» (из басен Эзопа).

Человеку не следует приучаться лгать

Но истинная причина того, что следует удаляться от лжи, в том, что ложь - это зло, и она портит душу человека. Поэтому лгать запрещено, даже если это не принесет никому вреда. Человек должен приучить себя и своих детей удаляться от лжи.

«Сказал раби Зейра: пусть не говорит человек ребенку: «Я тебе кое-что дам», а потом не дает, потому что так он научит его лгать» (Сукка 46).

«У Рава была сварливая жена. Когда он говорил ей: приготовь мне чечевицы, она варила ему бобы, просил бобы - варила чечевицу. Когда вырос Хия, их сын, он говорил ей наоборот /то есть, говорил матери приготовить бобы, если отец просил чечевицу, чтобы она сварила ему как раз чечевицу/. Сказал Рав сыну: мать твоя исправилась. Сказал ему /Хия/: Это я ей все говорил наоборот. Сказал ему /отец/: вот что говорят люди: вышедший из тебя учит тебя /то есть, у сына я научился мудрости/. И несмотря на это, не делай так, как сказано: «Научили язык свой слову ложному» (Ирмия 9:4) (Йевамот 63).

Человек, который привык лгать, уже не может отличить «праведную ложь» от просто лжи. Приобрести дурную черту легче, чем хорошую. «Истину творить трудно, а ложь стоит у самого уха» (Ялкут Шимони в Книге Брейшит). Сначала человек лжет в мелочах, не имеющих никакого значения, а потом приучается лгать во всем, поскольку ему уже становится трудно говорить правду. Поэтому нужно бороться с ложью с самого начала, даже в тех случаях, когда от нее, казалось бы, нет никакого вреда.

Когда можно отклониться от правды?

«И сказал раби Исай от имени раби Элизара бен Шимона: человек может сказать неправду ради сохранения мира, как сказано: «Отец твой /Яаков/ заповедовал перед смертью, говоря: так скажите Йосефу: «Пожалуйста, прости прегрешение братьев твоих и вину их, хотя они сделали тебе зло; а теперь прости вину служителей Б-га отца твоего» (Брейшит 50:17). Братья сказали так Йосефу, потому что боялись, что после смерти их отца он захочет отомстить им за их дурные дела; поэтому они сказали, что отец завешал ему не причинять им зла, а Яаков такого никогда не говорил. Но в Торе не сказано, что они солгали, или что они были наказаны за эти свои слова. Отсюда мы учим, что можно отклоняться от истины ради мира между людьми.

«Раби Натан говорил: Это доброе дело /то есть, в таких случаях лгать не только можно, и нужно/, как сказано /когда Г-сподь сказал Шмуэлю пойти помазать Давида на царство/: «И сказал Шмуэль: Как же я пойду, ведь услышит Шауль и убьет меня? И сказал Г-сподь: Возьми с собой телку и скажи: Принести жертву Г-споду пришел я» (Шмуэль 1,16: 2-3) (Иевамот 65). То есть, если Шауль спросит тебя, куда ты идешь, скажи ему, что идешь принести жертву Г-споду в Бейт-Лехеме, в том городе, где жил И тай, отец Давида. Сам Г-сподь посоветовал Шмуэлю ради мира сказать неправду, чтобы избежать кровопролития.

Бывают и другие случаи, в которых наши мудрецы разрешают уклонятся от истины.

«Сказал рав Иегуда: Сказал Шмуэль: Вот в этих трех случаях наши мудрецы отклонялись от истины: /когда речь идет об/ учении, и о Пуриме, и о гостях. Что значит «учение»? Если человек выучил какой-то раздел, и кто-то пришел и спрашивает его, хорошо ли он знает этот раздел, он может сказать, что он не знает, так как это - скромно» (Бава меция 23). Что значит «Пурим»? Сказали наши мудрецы, что человек обязан в Пурим напиться так, чтобы не знать разницы между высказываниями «проклят Гаман» и «благословен Мордехай». Но нехорошо слишком много пить, поэтому разрешается говорить, что пьян, даже если это не так, или если он только немножко пьян, и еще знает разницу между Аманом и Мордехаем (Хидушей Магарша к тр. Бава Меция). Что значит «гости»? Если к человеку пришел гость, и тот хорошо его принял, а потом гостя спросят, как его приняли - не надо рассказывать, как хорошо его приняли, а то будет к нему приходить много гостей, и он на них потратится, и получится, что гость платит ему злом за добро. И здесь имеется в виду только, что не нужно говорить правды людям недостойным. Но если его спрашивают хорошие, честные люди, им нужно сказать правду, поскольку следует хвалить хозяина за его гостеприимство (Раши к Бава Меция. 23).

И еще об одном случае, когда можно и даже желательно исказить истину, говорят наши мудрецы: это когда речь идет о мире между мужем и женой. «Учили наши мудрецы: как танцуют перед невестой /чтобы повеселить ее на свадьбе/? Дом Шамая говорит: какая она есть /то есть хвалят ее за те качества, которые есть/, а дом Гилеля говорит: /говорят/ невеста пригожая и красивая. Дом Шамая сказал дому Гилеля: «а если она хромая или слепая, тоже говорят ей «пригожая и красивая»? Ведь Тора говорит: «Удаляйся от слов лжи» (Шмот 23:7). Дом Гилеля ответил дому Шамая: по-вашему, если человек купил на рынке плохой товар, то что нужно делать, хвалить /этот товар/ или ругать? Те ответили: хвалить /чтобы он не огорчился, ведь все равно он уже купил это и нельзя это изменить/. Поэтому сказали мудрецы: пусть всегда человек думает о людях /чтобы радовать их, а не огорчать/».

Говорили о раби Йегуде бен Нае, что он брал миртовую ветвь, танцевал перед невестой и говорил: «Невеста пригожая и красивая» (Кетубот 16). И так же делают и в наши дни, независимо от того, какая невеста, чтобы никого не огорчать и не приводить к спорам, зависти и раздорам между друзьями и близкими.

Правда и иносказание

Часто бывает, что сказав просто неприкрытую правду, мы не достигнем своей цели. Порой от неосторожно сказанных слов правды бывает только вред. Но это не означает, что нужно скрывать истину. Есть много способов сказать правду осторожно, вежливо и с пониманием. Один из таких способов, широко применяющийся нашими мудрецами и мудрецами народов мира -это притча, иносказание. В притче мы не говорим правду прямо, но слушатель, если он человек умный, поймет, что мы имеем в виду. Множество притч находим мы в Танахе, как например, притча Иотама (Шофтим 9:8-16) и притча об овечке (Шмуэль 11, 12:1-4).

Наши мудрецы использовали этот способ, чтобы научить народ Торе. «Сказал раби Иоханан: когда раби Меир толковал главу, треть его рассказа была галаха /законы/, треть - агада /рассказы устной Торы/ и треть - притчи. Сказал раби Иоханан: у раби Меира было 300 притч о лисицах, а у нас есть только одна /все остальные забылись/ (Сангедрин, 38).

«Однажды у Магида из Дубно спросили, почему притчи оказывают на людей такое сильное действие. Магид ответил: я и это вам объясню с помощью притчи.

Раньше Правда ходила по улицам голая, в чем мать родила. Это, конечно, не понравилось людям, и никто не пускал ее к себе домой. Все, кто ее видел, пугался и убегал. Однажды, когда грустная, обеспокоенная Правда бродила по улицам, она встретила Притчу, одетую в красивые одежды, радовавшую глаз. Притча спросила Правду: «Почему ты ходишь по улицам голая и такая грустная?» Правда печально опустила голову и сказала: «Сестра моя, я опускаюсь все ниже и ниже. Я уже стара и несчастна, поэтому люди удаляются от меня». «Не может быть - сказала Притча, -что люди удаляются от тебя потому, что ты стара. Я вот тоже не моложе тебя, но чем старше становлюсь, тем больше во мне находят. Я открою тебе секрет: люди не любят простых, открытых вещей. Они предпочитают, когда вещи немного скрыты и приукрашены. Давай я тебе одолжу несколько своих красивых платьев, и ты сразу увидишь, как полюбят тебя люди».Правда приняла совет Притчи и оделась в ее красивые одежды. И вот чудо: с того дня никто не убегал от нее и ее принимали с радостью и с улыбкой. С тех пор Правда и Притча не расстаются, и все их любят и уважают» (Из притч Магида из Дубно).

Основные идеи:

1. Правда - основание общества. Танах и наши мудрецы говорят: лгать запрещено; пути Г-спода - истинны; Святой, да будет Он благословен, любит правду и ненавидит ложь; правда в конце концов всегда обнаруживается.

2. Наши мудрецы придавали большое значение правдивости.

3. Лжец наносит вред самому себе.

4. Нельзя приучаться говорить неправду. Если человек говорит неправду в мелких, не имеющих значения вещах, он приучается лгать всегда.

5. В некоторых случаях разрешается искажать истину.

6. Иногда лучше преподнести правду в форме притчи. Человеку следует подумать, в какой форме лучше всего преподнести правду, чтобы ее охотно приняли.

20. ЛЕСТЬ И ХАНЖЕСТВО

Группа льстецов не увидит Сияние Шхины /Б-жественного Присутствия/, как сказано: «...Так как не предстанет пред Тобой льстец» (Иов, 13:16).

«Сказал раби Элазар: всякий человек, который лицемерит, приводит гнев Господень в мир, как сказано: «И лицемерные сердцем приведут гнев» (Иов 36:13)-Сказал раби Элазар: всякий человек, который лицемерит, попадает в Гейгином /Геенну/» (Сота 61).

Лесть и лицемерие - очень плохие качества. Они принимают много разных форм. Если кто-то поступил плохо. а ему говорят, что он поступил хорошо, потому что надеются от него что-то получить, или хвалят злодея, или говорят что-то для того, чтобы понравиться собеседнику, хотя и знают, что это неправда - все это лесть. Можно льстить и без слов. Если человек сидит и слушает, как обсуждается какой-то злодейский план, или как о другом человеке говорят плохое, и он молчит - то его молчание как бы оправдывает эти слова и дела. «Тот, кто говорит злодею: ты праведник! - проклянут его народы, разгневаются на него племена. А к обличающим будет благоволение, и придет на них доброе благословение» (Мишлей 24:24-15).

Тот, кто упрекает своего товарища, предостерегает его от дурных поступков. Упрекать, увещевать - заповедь из Торы: «Увещеванием увещевая ближнего своего» (Ваикра 19:19). И наоборот, тот, кто льстит и говорит: «Ты поступил хорошо», укрепляет его на его дурном пути.

«Устами льстец губит ближнего своего» (Мишлей 11:9). «Словами лести льстец губит своего ближнего, потому что он совращает его на то, чтобы продолжать так поступать» (комментарий «Мецудат Давид» к этому стиху).

Льстивые советники

Больше всего вреда наносят те, кто будучи советником царя или главы правительства, вместо того, чтобы давать мудрые правильные советы льстят ему и говорят только то, что ему приятно услышать. В конце концов такие советники наносят большой ущерб всему государству, поскольку царь слушает их слова и начинает верить, что все, что он делает - мудро и правильно- После того, как он утвердился в таком мнении, он вообще не станет слушать советов, и если он совершит зло (а ведь все люди иногда ошибаются), некому будет дать ему совет, как исправить то. что он сделал, каким путем пойти.

Советники персидского царя Ноширвана обсуждали важную проблему, от которой зависело благополучие страны. Каждый советник выражал свое мнение в соответствии со своей мудростью и пониманием. Царь тоже выразил свое мнение, и его поддержал министр Барзикумир. Потом министры спросили Барзикумира: какое преимущество он нашел в словах царя по сравнению со словами его советников? Он ответил: мы ведь не знаем, как повернется дело; все зависит от царя, и если выяснится, что решете было неудачным, царю некого будет обвинять, он не разгневается на нас, ведь он сам хотел так сделать. Не надо противиться словам царя; и если в полдень он (кажет, что сейчас ночь, нужно кричать: «Правильно! Вот луна и звезды!» («Полистан» персидского поэта 3-го века Сзади).

Бывает, что человек льстит тем, кто занимает высокое положение и обладает силой, в надежде на продвижение по службе. И сказали наши мудрецы: «Всякий, кто льстит своему ближнему ради почета, в конце концов уходит от него: позором» (Авот дераби Натан).

Король Франти имел обыкновение развлекаться сочинением стихов Когда он показывал их своим министрам, они всегда очень хвалили их, и славили своего короля, говоря что он, якобы, величайший поэт своего поколения. На самом деле министры знали, что эти стихи никуда не годятся. Однажды король сочинил стихи, которые даже ему самому не понравились. Он решил испытать своего главного министра и сказал ему: «Господин министр, прочти, пожалуйста, это небольшое стихотворение и скажи, читал ли ты в своей жизни стихи хуже этих. Когда люди прослышали, что я люблю поэзию, мне стали приносить самые разные стихи».

Министр прочел стихи и сказал королю: «Ваше величество совершенно правы и приговор ваш верен. Это самое глупое стихотворение, какое мне только доводилось читать. Король рассмеялся и сказал: «Ведь правильно было бы сказать, что его автор - глупец, если он думает, что он великий поэт'?» - «Безусловно, мои господин, лучше и выразиться невозможно». - «Прекрасно, - сказал король. - Я рад, что ты говоришь со мной так откровенно. Это я сочинил это стихотворение». - «О господин мой, какая ошибка! Ваше величество! Прочтите мне еще раз эти стихи. Я их прочел совсем невнимательно!» - «Нет, господин министр. Первое впечатление всегда правильное» (по рассказу французской писательницы де Севинье «Правда»).

В приведенных нами рассказах говорится о королях и их советниках, но следует помнить, что аналогичные ситуации встречаются и в повседневной жизни, например, во взаимоотношениях рабочего или служащего с директором его завода или учреждения. Во многих случаях человек должен сделать выбор: польстить своему начальнику, в надежде ему понравиться, или сказать правду, несмотря на опасения, что он рассердится.

Смелый человек не льстит

Уважающий себя человек никогда не станет льстить, даже если, высказываясь смело, он подвергает себя опасности.

Раб царя Яная (одного из хасмонейских царей) убил человека. Сказал Шимон бен Шетах (крупнейший мудрец своего поколения) мудрецам: «Всмотритесь в него, и будем его судить». Янаю сообщили: «Твой раб убил человека». Он передал им его /для суда/. Они послали ему /послание/: приходи и ты сюда. «И предостерегали хозяина его» (Шмот 21:29) - то есть, Тора говорит: пусть придет хозяин вола /который бодался/ к стоит при своем воле. /И значит, когда судят раба, хозяин тоже должен явиться в суд/». Он пришел, и его посадили рядом с Шимоном бен Шетахом. Сказал ему Шимон бен Шетах: «Царь Янай, встань и с тебя возьмут показания. Не перед нами ты стоишь, а перед Тем, по слову Которого сотворен мир, как сказано: «И встанут два человека, между которыми спор, перед Г-сподом» (Дварим 19:17). Сказал /Янай/: «Не как ты скажешь /буду делать/, а как скажут твои товарищи». Повернулся направо - опустили /мудрецы/ головы /поскольку боялись царя/. Повернулись налево - и /там/ опустили головы. Сказал им Шимон бен Шетах: «Вы все пытаетесь рассчитать /сомневаетесь, можно ли требовать от царя сделать то, что он должен делать в суде/ - пусть придет Тот, Кто все рассчитал /Г-сподь/ и взыщет с вас» (Сангедрин, 19).

Однажды к Александру Македонскому привели морского пирата, схваченного солдатами его войска. Пленник спокойно смотрел на людей, готовящих для него орудия пытки и ничего не говорил. «Кто позволил тебе, - спросил Александр - бороздить моря и грабить корабли и судна?» «А тебе, - спросил пленник, -кто позволил грабить весь мир? Я плаваю по морям на одном корабле и называюсь разбойником, а ты делаешь так же, как я, но с помощью большого войска и сильного флота, и тебя называют великим царем». Этот резкий ответ спас пирату жизнь. Александр повелел его отпустить, а сам погрузился в глубокие раздумья (по книге Ицхака Леванона «Мудрость поколений»).

Интересно сравнить поведение раби Шимона бен Шетаха и пирата. Кто проявил больше смелости? Следует учитывать, что пирату уже нечего было терять; а Шимон бен Шетах готов был подвергнуться опасности, только чтобы не угодничать царю.

Лесть и позорна, и вредна

Греческий мыслитель Аристофан благодаря лести, которой он осыпал царя Дениса, разбогател. С насмешкой смотрел он на своих современников-философов, которые не так преуспели, как он. Однажды он увидел, как философ Диоген промывает горсть чечевицы, чтобы сварить ее, и сказал ему с презрением: «Если бы ты научился льстить царю Денису, не пришлось бы тебе сейчас мыть чечевицу». - «А тебе, - ответил ему Диоген, тоже с презрением, - если бы ты научился питаться чечевицей, не пришлось бы льстить царю Денису» (по книге Ицхака Леванона «Маленькие рассказы и большая правда»).

Льстец вредит людям; но и тот, кто слушает слова лести, и принимает их, как будто -это правда, наносит вред самому себе. Сказали наши мудрецы: «Люби упрекающего тебя и ненавидь того, кто хвалит тебя» (Авот дераби Натан, 29). Злодей ненавидит тех, кто обличает его в его поступках, «не обличай кощунствующего, ибо он возненавидит тебя, обличай мудрого - и он полюбит тебя» (Мишлей 9:9). Мудрый знает, что лесть не приводит к добру.

Об этом говорится в известной басне Эзопа «Ворона и лисица» (перевод И. Крылова):

«Уж сколько раз твердили миру.

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;

На ель ворона взгромоздясь

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, -

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицины слова

Ворона каркнула во все воронье горло.

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Яаков и Эсав

Мудрецы говорят о лести, обсуждая встречу Яакова с Эсавом. Яаков возвращался из дома Лавана в Эрэц-Исраэль и встретил своего брата Эсава (Брейшит 32,33). Мудрецы приводят разные мнения об этом эпизоде.

«И сказал /Эсав/: Что у тебя весь этот отряд, которьй я встретил? И сказал /Яаков/: Чтобы найти милость в глазах господина моего» (Брейшит 33:8).

«В тот момент, когда Яаков назвал Эсава «господин мой», сказал ему Святой, да будет Он благословен: «Ты унизил себя и назвал Эсава «господин мой» восемь раз (Брейшит 32:5,6,19; 33:8,13,15 и дважды в стихе 33:14); клянусь тебе, что Я поставлю восемь царей из его сыновей, как сказано: «И вот цари, царствовавшие в земле Эдома прежде царствования царя у сынов Израилевых» (Брейшит 36:31) (Мидраш Раба к книге Брейшит, 75).

«Раби Иегуда бен Симон сказал: «Загрязненный родник и испорченный источник - праведник, падающий перед нечестивым» (Мишлей 25:26). Это значит: если праведник унижается перед злодеем, то это - как загрязненный родник и как испорченный источник» (и здесь имеется в виду Яаков перед Эсавом) (там же).

Но другие мудрецы полагают, что не следует считать слова Яакова лестью, что он ведет себя в соответствии с правилами дипломатии, принятыми во взаимоотношениях между различными народами и государствами.

«И послал Яаков посланцев перед собой к Эсаву, брату своему» (Брейшит 32:4). «Сказал раби Иоханан: всякий, кто хочет умиротворить царя или властителя, и не знает, как это сделать, пусть положит перед собой эту главу /о Яакове и Эсаве/ и учит из нее способы добиться умиротворения и благоволения» (Леках Тов, 61).

Двуличие и лицемерие

Двуличный человек, который тайком грешит, а на людях делает вид, что он большой праведник. Лицемер - это человек, который делает вид, что очень любит кого-то, а сам его ненавидит.

Двуличный человек опаснее, чем просто злодей. Злодея легко распознать и можно остерегаться его; но тот, кто внешне ведет себя как достойный и порядочный человек, а втайне делает свои злые дела, может поймать нас в ловушку и принести нам большой вред. Так сказано о двуличных: «Дела их - как у Зимри, а награду они просят, равную награде Пинхаса...» (Сота 22

(Наши мудрецы сравнивают двуличных людей со свиньей, которая снаружи выглядит, как будто бы она - кошерное животное, поскольку у нее раздвоенное копыто. как у коровы, и невозможно увидеть, что она - не жвачное животное (а поэтому некошерное). Свинья, когда лежит, выставляет копыта, как бы говоря: посмотрите, я - чистое животное (Мидраш Раба к книге Брейшит, 65).

Если человек старается выглядеть очень праведным, можно заподозрить, что он двуличен. Истинный праведник скромен и не говорит о своих добрых делах; он, наоборот, скрывает их, как иной скрывает свои грехи (по книге Йосефа бен Забары «Книга развлечений»).

«И был Эсав человеком, знающим охоту... и любил Ицхак Эсава» (Брейшит 25:27-28). «Знающий охоту»-умел обманывать своего отца и залавливать его своими речами. И как же он /ловил/ сердце отца своего, обманув его? Он его спрашивал: «Папа, как отделять десятину от соли и от соломы?» /от которых вообще не отделяют десятину/. И отец думал, что он очень тщательно выполняет заповеди» (Комментарий Раши к этому стиху).

В городе Цидоне жил старик, двуличный обманщик. Он заманивал людей в свои сети тем, что делал вид, что он - праведник, проводящий время в молитвах и учении. Однажды в город пришел торговец с кошельком полным денег. Торговец опасался носить с собой такую крупную сумму, но и оставить ее в гостинице не решился, так как никого там не знал. Однажды в синагоге он увидел этого старика, который страстно молился и взывал громким голосом к Г-споду. Торговец решил, что на него можно положиться и попросил его взять на хранение его кошелек.

Через неделю торговец закончил свои дела в городе и пришел к старику за своим кошельком. Но тот прогнал его, говоря, что он ничего от него не получал. Несчастный торговец, потерявший вмиг все свои деньги, не знал, что делать. Тут он встретил своего земляка. тоже торговца. Он рассказал ему, как он положился на двуличного старца и отдал ему все свои деньги, не попросив у него взамен расписки.

Второй торговец принялся его утешать и предложил ему план возврата этих денег. Назавтра этот второй торговец пошел к старику домой с большим кошельком в руках. Он застал старика закутанным в талес и погруженным в молитву. Когда старик поздоровался с ним и спросил, что он хочет, торговец сказал ему, что он чужой в этом городе и не знает, где ему хранить крупную сумму, находящуюся у него в руках и нужную ему для его торговых дел. Он сказал, что прослышал о праведности этого старика и решил, что ничего не может быть лучше, чем отдать ему эти деньги на хранение.

Старик согласился взять деньги, и пока они говорили, - вдруг вошел первый торговец. Разумеется, так и было задумано торговцами с самого начала. Он попросил старика вернуть ему кошелек, который он давал ему на хранение. Обманщик подумал, что если он не вернет ему сейчас кошелек, у второго торговца возникнут подозрения, и он не захочет оставить ему свои деньги, а ведь это гораздо более крупная сумма, чем та, что в кошельке первого торговца. Он сразу же вернул ему кошелек со словами: «Вот тебе твои деньги, я хорошо хранил их и не отдал одному обманщику, который пришел ко мне вчера и утверждал, что это он их хозяин».

Торговец с радостью взял свои деньги и ушел. С ним повернулся к выходу и второй торговец. Старик спросил: «Почему же ты не оставляешь мне свои деньги, как собирался?» Торговец ответил: «Мне достаточно того, что я вызволил деньги своего товарища, двуличный обманщик, а уж моих денег тебе, конечно же, не увидеть (По книге Ицхака бен Саула «Древние притчи»).

Основные идеи:

1. Льстивость - дурное и вредное качество. Увещевание предотвращает плохие поступки, а лесть поощряет их; льстивый советник приносит много зла.

2. Смелый, уважающий себя человек не льстит.

3. Лесть позорна и вредит самому льстецу.

4. Двуличие еще хуже открытого злодейства. Двуличный человек вводит людей в заблуждение; настоящий праведник не кричит о своих делах; если кто-то выставляет напоказ свою праведность, следует заподозрить, что это двуличный человек.

Далее

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5