Курс «Танах» | Программа «Лимудим» | Образов. центр | Метод. кабинет | Гл.страница | |
x | |
x |
Мы подошли к теме, которую избрали в качестве центральной; не случайно она вынесена в заголовок пособия. Ее изучение потребует обращения к фрагментам из всех трех частей Танаха - Торы (Пятикнижие), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания). Разумеется, основное внимание будет уделено словам пророка. Его слова непосредственно связаны с определенными законами Торы. Чтобы увидеть это, перечитаем несколько страниц из книги «Ваикра». А с тем, какие уроки были извлечены по следам предсказанных пророком событий, мы познакомимся по книге «Диврей-ѓа-ямим». Говоря о важнейших исторических событиях, которые изменят жизнь народов, пророк несколько раз упоминает срок в 70 лет (25:11,12). «И вся земля эта будет превращена в развалины и в пустыню, и народы эти будут служить царю вавилонскому семьдесят лет. И будет так: по завершении семидесяти лет накажу Я царя вавилонского и тот народ, - сказал Б-г, - за грех их, и страну Касдим; и предам его вечному запустению». К пророчеству о семидесяти годах Ирмеяѓу возвращается еще раз - в послании к изгнанным из Иудеи в Вавилон (29:10): «Ибо так сказал Б-г: “Когда исполнится семьдесят лет Вавилону, вспомню Я о вас и исполню для вас слово Мое во благо [ваше], возвратив вас на это место”». Каждое из упоминаний семидесятилетнего срока отражает различные аспекты пророчества. В первом говорится о времени, в течение которого евреи будут подчинены Вавилону. Во втором сообщается о периоде существования Вавилонской империи. В третьем содержится обещание того, что по окончании этого срока завершится изгнание и евреи вернутся на родину. Пророк раскрывает тесную связь этих событий между собой. Царствование Иеѓоякима Итак, в центре речи пророка - времена, даты, сроки. Не случайно, здесь, впервые в книге, называется конкретная дата пророчества[16] - «четвертый год Иеѓоякима, сына Йошияѓу, царя Иудеи, он же - первый год Невухадрецара, царя вавилонского». Этот год затем будет не раз упоминаться в книге Ирмеяѓу[17], очевидно, он придавал ему особое значение. Поэтому, чтобы лучше разобраться в указанных пророком сроках[18], нам следует внимательно вглядеться в то, что случилось в то знаменательное время. В царствование Иеѓоякима произошли эпохальные перемены в жизни народа и государства[19]. Он был возведен на престол Иудеи египтянами после их победы над Йошияѓу в битве у Мегидо. С гибелью великого царя завершилась эпоха независимости, духовного и экономического подъема. Иудейское царство вновь оказалось под властью языческих империй. Преобразования Йошияѓу не получили развития, не были закреплены[20]. Политика нового правителя Иудеи разительно отличалась от той, которую проводил его отец. Вновь возвращаются общественные проблемы, характерные для эпохи царя Менаше. При попустительстве Иеѓоякима даже судьи допускали отступления от Торы. Утверждая, что судят по законам Учения, они на деле следовали своему произвольному толкованию их[21]. Египет наложил на покоренную Иудею огромную дань[22]. Несмотря на бедственное экономическое положение, Иеѓояким развернул пышное дорогостоящее строительство, чем еще более усугубил тяжелое положение народа. Но не только в верхах еврейского общества можно увидеть признаки распада. Всеобщее почитание Торы не мешало народу нарушать некоторые прямые ее указания. А вера в спасительную силу храмовой службы не препятствовала открытому идолопоклонству. Тех же, кто пытался противостоять сползанию к краю пропасти, народ и властители подвергали гонениям и осмеянию[23]. В четвертый год царствования Иеѓоякима произошло важнейшее изменение и на мировой арене. Войска Египта были разбиты Невухадрецаром в битве при Каркемыше у реки Евфрат. Завершился период господства Египта, началось возвышение Вавилона. На короткое время Иудея вновь обрела свободу, но вскоре вавилоняне захватили страны к западу от Евфрата, в том числе и Иудейское царство. Именно в этот переломный час - незадолго до нападения Вавилона на Иудею или в ходе него - и произнес Ирмеяѓу пророческую речь о семидесятилетнем господстве Вавилона[24]. Пророк подводит к выводу о необходимости подчиниться Невухадрецару, о бесполезности сопротивления. Однако Иеѓояким не прислушался к словам Ирмеяѓу и решил дать отпор захватчику[25]. С пророком, противником этой линии, было решено расправиться. Преследуемый властями, вынужденный скрываться, он был лишен главного - возможности говорить с людьми, передавать им услышанное в откровении, наставлять и предостерегать от ошибок. В это время, вероятно, решив, что переубедить современников уже не удастся, он начинает собирать свитки с пророчествами о катастрофе, дабы сохранить их для следующих поколений. Эти свитки и стали основой его книги[26]. «Во исполнение слова» Пророчества Ирмеяѓу, в частности, его слова о семидесяти годах господства Вавилона, оказали большое влияние на потомков. Об этом свидетельствуют обращения к ним в других книгах Танаха. С их упоминания начинается Книга Эзры (1:1): «В первый год царствования Кореша, царя Персии, по окончании слов Б-га, которые произнес Ирмеяѓу, побудил Б-г дух Кореша, царя Персии...» Вероятно, вы обратили внимание на странное выражение «по окончании слов» в переводе отрывка. Мы специально привели здесь буквальный перевод, чтобы сделать более видимой и явной связь сказанного здесь Эзрой с пророчеством Ирмеяѓу. Имеются в виду слова пророка о сроке избавления[27]: «...когда исполнится семьдесят лет Вавилону, вспомню Я о вас...» (29:10) Далее в Книге Эзры излагается указ Кореша, который был дан вскоре после покорения персами Вавилона. Этим указом евреям разрешалось вернуться в Иерусалим и отстроить Храм. Книга Эзры свидетельствует о том, что избавление пришло в срок, предсказанный пророком[28]. «Дни запустения» Пророчество о семидесяти годах упоминается и в книге «Диврей-ѓа-ямим»: «Во исполнение слов Б-га, которые произнес Ирмеяѓу, - пока земля не восполнила суббот своих - [были] дни запустения, отдыхала она, пока не прошли семьдесят лет» (36:20,21) Слова пророка сопровождены здесь важным дополнением, объясняющим, почему изгнание евреев должно было продлиться именно семьдесят лет. Ответ на этот вопрос мы находим в словах «пока земля не восполнила суббот своих... отдыхала она». Чтобы понять эти слова, нужно сопоставить их со сказанным в книге «Ваикра» о Синайском Завете и об одном из его центральных условий - заповеди о «субботнем годе» - шмита (25:1-6): Источник (1) «И говорил Б-г, обращаясь к Моше на горе Синай, так: (2) “Обратись к сынам Израиля и передай им [Мои слова]: когда придете в страну, которую Я даю вам, должна земля покоиться в Субботу Б-га. (3) Шесть лет засевай поле свое, и шесть лет обрезай виноградник свой, и собирай плоды ее [земли]. (4) А в год седьмой Суббота покоя будет для земли, Суббота Б-гу; поле свое не засевай и виноградник свой не обрезай. 5) То, что само вырастет на поле твоем, не сжинай, и виноград с охранявшихся лоз твоих не снимай; год покоя будет для земли. (6) И будет [урожай] Субботы земли вам в пищу - тебе, и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, которые живут у тебя”». Комментарий В соответствии с этой заповедью каждый седьмой год пятидесятилетнего цикла объявлялся «субботним». В этот год крестьянам запрещается продавать или уничтожать все уродившееся на их полях, в садах, виноградниках и других угодьях и обрабатывать их. Весь урожай они должны оставить беднякам, взяв себе только то, что необходимо для пропитания[29]. Тора предостерегает: невыполнение заповеди о «субботнем годе» повлечет за собой изгнание народа и запустение страны («Ваикра», 26:34,35). «Тогда восполнит земля Субботы свои во все дни запустения своего, когда будете вы в стране врагов ваших; тогда будет покоиться земля и восполнит субботы свои. Во все дни запустения своего она будет покоиться, сколько не покоилась в Субботы ваши, когда вы жили на ней». Пророчество Ирмеяѓу тесно связано с этим предостережением[30]. Судя по приведенному фрагменту из «Диврей-ѓа-ямим», требования Торы не выполнялись[31]. Наказанием за это и стало Вавилонское изгнание. Причем его срок, как объяснил Раши[32], соответствовал семидесяти «субботним» и «юбилейным»[33] годам, которые не были соблюдены. Итак, мы рассмотрели центральную тему пособия. При всей свой горечи, весть о том, что власть иноземцев продлится десятилетия, могла помочь народу. Нельзя избежать падения Иудеи. Но еще можно было избежать жертв в бесперспективной борьбе с Вавилоном. До сих пор мы, в основном, занимались содержанием пророческой речи, теперь же остановимся на некоторых особенностях ее стиля и формы изложения. Как обычно, в центре изучения будет связь между ее содержанием и формой. Перечитаем один из стихов, который даже в этой яркой и взволнованной речи Ирмеяѓу выделяется поэтичностью, и попытаемся определить, как построен данный отрывок, какими приемами изложения пользуется пророк (25:10).
Определить внутреннюю структуру строки и ощутить ее ритмику вы можете, прочитав текст на иврите или транслитерацию. Всю строку можно поделить на две части: первые слова («И сделаю так... у них») - и следующие за ними, образующие целостный поэтический отрывок. Обратите внимание, что все парные словосочетания, составляющие его, начинаются с одного и того же слова - коль («голос»)[34]. Голоса радости и веселья, голоса жениха и невесты символизируют многолюдное свадебное торжество и напоминают о самых радостных часах мирной, благополучной жизни[35]. Всего этого вы можете лишиться, предостерегает Ирмеяѓу. К этому образу веселой свадьбы пророк возвращается четырежды[36], что свидетельствует о том значении, которое он ему придавал, и том, как настойчиво и последовательно он пытался наставить народ на спасительный путь. Данный фрагмент - третий по счету в этом ряду. В двух предыдущих упоминались четыре «голоса» (7:34, 16:9). В этом добавляется пятый - «шум жерновов», а также «свет светильника». Чем можно объяснить это дополнение? Что оно меняет в рисуемой пророком картине? Как и голоса свадьбы, «голос» жерновов и свет светильника были символами мирной жизни. Но не ее избранных, наиболее праздничных моментов, а будней. Шум жерновов сопровождал жизнь еврейской семьи днем, а по вечерам, когда утихали дневные звуки, зажигались светильники. Этот шум и этот свет - символы повседневной жизни. С их помощью Ирмеяѓу пытается внушить своим современникам, что под угрозой не только редкие, наиболее светлые моменты жизни, но сама жизнь![37] Пророк прибегает к ярким образам и сравнениям для того, чтобы пробудить в людях раскаяние, стремление исправиться. Последнее, четвертое использование этого образа носит кардинально иной характер: если раньше он встречался в контексте суровых предостережений и назиданий, то теперь упоминание «голосов радости» связывается с утешением и надеждой. «Еще будет слышен... в городах Иудеи и на улицах Иерусалима... голос радости и голос веселья, голос жениха голос невесты, голос говорящих: “Благодарите Б-га...”» (33:10,11) С восстановлением полнокровной еврейской жизни на родине вернутся и «голоса радости». И тогда, добавляет пророк, раздастся еще один голос - голос благодарности за спасение, возвращение жизни и ее радостей. Этот поэтический отрывок стал основой для одного из благословений молодоженов на еврейской свадьбе: «...Да зазвучат вскоре в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, ликующий голос под хупой и песни пирующих юношей» [38]. Итак, вы изучили пророчество Ирмеяѓу о семидесяти годах владычества Вавилона. Оно прозвучало в переломное время - в период правления царя Иеѓоякима. Как мы отмечали, вероятно, тогда же, когда была произнесена эта речь Ирмеяѓу, или вскоре после этого Вавилон распространил свою власть и на Иудею. Иеѓояким, не смирившись с господством Невухадрецара, поднял восстание и потерпел поражение. Ему на смену пришел Иеѓояхин, его сын, а затем - Цидкияѓу, которому было суждено стать последним царем Иудеи. В пророчестве Ирмеяѓу раскрывается суть и последствия событий, изменивших всю жизнь еврейского народа. Отход правителей и их подданных от Закона, возвышение Вавилона, ошибки в политике царей - все это переплелось в общем движении к национальному бедствию - полной потере независимости, гибели множества людей и опустошению Страны Израиля. Предотвратить нашествие вавилонян, победить в противоборстве было уже невозможно. Но, вероятно, еще можно было уменьшить беды и разрушения, с этим связанные[39]. Автор комментария «Даат софрим» считал, что пророчество Ирмеяѓу о семидесяти годах - последнее предупреждение народу перед тем, как ему был вынесен окончательный приговор[40]. До разрушения Храма оставалось восемнадцать лет. СамопроверкаПророк и его эпоха А) Подытожьте, какие наиболее важные изменения произошли в Иудейском царстве и окружающих его странах в период правления царя Иеѓоякима. При подготовке ответа используйте, кроме данного пособия, и пособия по первым трем темам курса. Б) Как пророк Ирмеяѓу оценивал личность и деятельность Иеѓоякима? В) Что говорится в Танахе о гибели Иеѓоякима? Знание текста источника и «ключевые слова» А) В начале книги, там, где говорится о посвящении Ирмеяѓу в пророки, он назван «пророком народов». Что в изученном фрагменте свидетельствует о том, что он выполнял возложенную на него миссию? Б) Сравните стихи 25:7 и 25:14. В обоих встречается словосочетание «делами рук». «Но вы не слушали Меня... гневя Меня делами рук ваших, во зло себе...» (25:7) «...и воздам Я им по поступкам их и по делам рук их» (25:14) Каков смысл этого словосочетания? Какова общая идея двух этих отрывков? Чем они отличаются? Литературная форма и стиль изложения А) Одними из «ключевых слов» в книге пророка являются слова от корня шин-вав-бей - шуву - «вернитесь»). Найдите в изучаемом фрагменте источника словосочетание, состоящее из слова от этого корня и созвучного ему слова. Объясните, проанализировав корни обоих слов, близость в их звучании. Б) По смыслу с этими словами совпадает одна из фраз речи Ирмеяѓу, изученной в теме: «Это Храм Б-га». Найдите эту фразу и объясните сходство. Ответы на вопросы для самопроверкиПророк и его эпоха А) В период правления Иеѓоякима, сына Йошияѓу, страна вступила в полосу тяжелого кризиса, охватившего все основные сферы жизни народа. Разрушались устои судопроизводства, возрождалось идолопоклонство. Иудейское царство потеряло независимость и попало под власть сначала Египта, а затем Вавилона. Положение народа значительно ухудшилось. Все же Храм, Иерусалим продолжали существовать, и это давало надежду на будущее. Б) Поведение и политика царя Иеѓоякима вызывают резкое осуждение пророка. Ирмеяѓу сурово порицает его за беззакония и расточительство. Пророк предсказывает ему бесславную гибель: «Погребен он будет так, как погребают осла - выволокут его и бросят далеко за воротами Иерусалима» (22:19). В) О кончине Иеѓоякима сообщается в книге «Млахим II» (24:6). Однако там не говорится, когда и как он умер (или погиб). В книге «Диврей-ѓа-ямим II» (36:6) рассказывается, что Невухаднецар приказал заковать Иеѓоякима в оковы и привести в Вавилон. Был ли он действительно доставлен туда, неизвестно. Предполагают, что царя постигла участь, предсказанная пророком: вероятно, он умер по дороге в Вавилон[41]. Знание текста источника и «ключевые слова» А) Ирмеяѓу предостерегает не только евреев, но также и другие народы (соседей и Вавилон; 25:9-14). Б) Первое высказывание - «делами рук ваших» - относится к евреям, второе - «по делам рук их» - к вавилонянам. В обоих случаях говорится об ответственности за преступления, о воздаянии. Оно постигнет как евреев, так и их поработителей в соответствии с мерой вины каждого. Евреи наказаны за то, что склонились к идолопоклонству, вавилоняне же - за неоправданную жестокость по отношению к покоренному народу[42]. Литературная форма и стиль изложения А) Сочетание слов шуву у-шву. Глагол шуву (букв. «вернитесь») образован от корня шин-вав-бейт. Слово шву (здесь «живите», «будете жить»; букв. «сидите») образовано от корня иуд-шин-вав. Как видите, у обоих слов совпадают две корневые буквы - шин-бейт. Этим и объясняется их схожесть. Б) По смыслу словосочетание шуву у-шву («вернитесь и будете жить») совпадает со следующей фразой (7:3)[43]: «...Исправьте пути ваши и [измените] поступки ваши, и Я дам вам жить в этом месте». Эта фраза состоит из двух частей: а) «исправьте пути ваши и [измените] поступки ваши»; б) «и Я дам вам жить в этом месте». С первой частью совпадает по смыслу слово шуву, которое в изучаемом фрагменте означает «Вернитесь! Сойдите с гибельного пути!»[44]. Второй же части соответствует по значению слово шву, которое здесь означает «и будете жить на земле Израиля». ПриложенияХронологическая таблица Таблица включает: а) даты, которые содержатся в еврейских источниках (отсчет лет при этом ведется от сотворения мира )[45]; б) сведения о времени событий, которые содержатся в научной литературе (отсчет лет от начала т. н. «новой эры») [46].
Комментаторы, упомянутые в пособии «Даат Микра» - современный развернутый комментарий к книгам Танаха, подготовленный и изданный институтом «Мосад ѓа-рав Кук» (Иерусалим). р. Давид Альтшулер из Праги и его сын р. Йехиэль-Ѓилель (XVII в.) - авторы комментария к Танаху, состоящего из двух частей: «Мецудот-Цион» - объяснение отдельных слов со ссылкой на их употребление в других местах Танаха и «Мецудот-Давид» - толкования общего характера. р. Авраѓам Ибн-Эзра (1089-1164) - один из величайших комментаторов Писания, философ, астроном, врач, грамматик и поэт. Жил в Испании, Италии, Франции, Англии, возможно, в Стране Израиля р. Меир-Лейбуш бен Йехиэль-Михаэль Вайзер (Мальбим, 1809-1879) - комментатор Писания. Жил в России, Польше, Румынии, Германии. р. Шломо Ицхаки (Раши, 1040-1105) - величайший комментатор Писания и Талмуда. Жил во Франции и Германии. [16] «Книга “Ирмея” с комментариями
“Микраот гдолот” и “Даат софрим” р. Х.-Д. Рабиновича», И-м - Н.-Й., «Даат
Исраэль», 1969, с. 313.
|