Курс «Агада»   |   Программа «Лимудим»   |   Образов. центр   |  Метод. кабинет   | Гл.страница
x
x

Поколения танаим и амораим

В Гемаре не разъясняется, в какое время жил каждый из танаим и амораим; как правило, не приводятся даты, не даются хронологические таблицы. Даты жизни мудрецов с той или иной степенью точности можно восстановить по событиям, о которых упоминается в Гемаре и Мидраше. Существует ряд комментариев, специально посвященных вопросам хронологии и выяснению того, на какой из исторических периодов приходятся годы жизни танаим и амораим. Очень часто для верного или более глубокого понимания спора мудрецов необходимо знать, к какому из поколений принадлежат танаим и амораим, участвующие в споре. Эта информация может помочь увидеть связь между мнениями более ранних и более поздних по времени мудрецов. Знание хронологии позволяет увидеть проблемы, существующие в тексте, решив которые, изучающий придет к верному пониманию талмудических споров, а оставив их незамеченными, он может допустить ошибку. Примером является вопрос о том, почему более позднее мнение противоречит мнению, высказанному ранее. Следует отметить, что, несмотря на большую работу, проделанную в этой области, многое до сих пор остается невыясненным. Можно указать несколько причин, из-за которых возникает проблема установления дат.
1. Мы не располагаем полной биографией ни одного из мудрецов, и нам неизвестны даты их жизни. Те события, о которых известно, что они происходили при жизни того или иного мудреца, позволяют нам лишь приблизительно определить период его активной деятельности.
2. Многие мудрецы разных поколений носили одинаковые имена, поэтому определить, кому из них принадлежит рассматриваемое высказывание, иногда очень трудно, а часто и невозможно. Например, в трактате «Эрувин» (86) говорится о пяти мудрецах, носивших имя рав Каѓана; годы активной деятельности каждого из них приходятся на разные периоды.
3. Ошибки, допущенные переписчиками Талмуда и его издателями, создали серьезные (а иногда и неразрешимые) проблемы и сделали идентификацию мудрецов очень сложной.
Однако мы располагаем общей картиной последовательности поколений. «Поколением мудреца» считается тот период, когда он достиг уровня, позволявшего ему обучать Торе. Некоторые из мудрецов относятся к двум поколениям, т. к. период их активной деятельности был продолжительным. Поколения распределяются по годам следующим образом:
ПЕРИОД ДО ТАНАИМ:
Зугот (пары): 200 г. до н. э. – 20 г. н. э.
ПЕРИОД ТАНАИМ:
1-е поколение – 20-40 гг. н. э.
2-е поколение – 40-80 гг. н. э.
3-е поколение – 80-110 гг. н. э.
4-е поколение – 110-135 гг. н. э.
5-е поколение – 135-170 гг. н. э.
6-е поколение – 170-200 гг. н. э.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД: 200-220 гг. н. э.
ПЕРИОД АМОРАИМ:
1-е поколение – 220-250 гг. н. э.
2-е поколение – 250-290 гг. н. э.
3-е поколение – 290-320 гг. н. э.
4-е поколение – 320-350 гг. н. э.
5-е поколение – 350-375 гг. н. э.
6-е поколение – 375-425 гг. н. э.
7-е поколение – 425-460 гг. н. э.
8-е поколение – 460-500 гг. н. э.

2. Словарь терминов

- Агада (от глагола נגד – «сообщать», «рассказывать») – вид талмудической литературы, в котором не ставится цель установления закона. Агада включает в себя рассказы, предания, притчи, наставления и т. п. - агада – связный отрывок из талмудической литературы, который не является ѓалахой.
  • - агадический мидраш – см. мидраш-агада.
  • - амораим (ед. амора, от арам. אמר – «говорить») – законоучители периода III-VI вв., плодом творчества которых являются Иерусалимский Талмуд, Вавилонский Талмуд, а также сборники мидрашей-амораим.
  • - барайта (арам. בראיתה – букв. «то, что находится вовне», «внешнее») – высказывание, ряд высказываний или любой структурно законченный приписываемый танаим фрагмент, не вошедший в Мишну.
  • - бейт-мидраш – дом учения, место, где изучают и толкуют Тору. - бейт-дин (букв. «дом суда») – раввинский суд - Ѓалаха (от глагола הלך, ѓалах – «идти», «ходить») вид талмудической литературы, ставящий своей целью установление закона. - ѓалаха – какая-либо норма, закон, а также текст, излагающий какую-либо норму или закон. - ѓалахический мидраш – см. мидраш- ѓалаха. - ѓафтара (הפטרה – букв. «заключение») – отрывок из книг Пророков, читаемый в синагоге в субботу или праздник после недельного раздела Торы. - Гемара (от арамейского гмар – «завершать, заканчивать», «учить») – обсуждение Мишны в Талмуде; иногда используется как синоним Талмуда. - геоним – законоучители пост-талмудического периода VII-XI вв. Титул «гаон» присваивался главам крупнейших академий Вавилонии, находившихся в Суре и Пумбедите. - даршан – человек, выступающий с драшой; толкователь - Драш, драша – однократное действие, состоящее в изыскании нового смысла в Письменной Торе; публичное выступление, в основе которого – толкование Писания. - машаль – притча, иносказательное повествование, аллегория, пример; внешний план (означающее) притчи или аллегории (в противоположность нимшалю).

    - Мидраш
    1. вид талмудической литературы, состоящий в толковании или анализе стихов Писания, призванном связать содержание стиха (или стихов) с некой ѓалахой или агадой.
    2. корпус текстов, толкующих Писание, или некий сборник, содержащий такие толкования (см. мидрашей-танаим и мидрашей-амораим).

    - мидраш (от глагола דרש, дараш, первоначальное значение которого – «искать», «взыскивать», «выяснять»)
    1. определенный вид практики или метод изучения Торы, предполагающий выявление связей между Письменной Торой и Устной.
    2. способ организации учебного материала, когда положения Устной Торы, связанные со стихами Писания, выстраиваются в соответствии с порядком следования стихов.
    3. рассматриваемое отдельно толкование (анализ) стиха (или нескольких стихов) Писания.
    - мидраш-агада (מדרש אגדה)
    1. вид талмудической литературы, состоящий в толковании или анализе стихов Писания, призванном связать содержание стиха (или стихов) с некой агадой (см. Мидраш, 1).
    2. корпус текстов (сборник), в котором толкования Писания носят в основном агадическую направленность (см. Мидраш, 2); так характеризуются сборники мидрашей, составленные амораями (мидрашей-амораим).
    3. толкование или анализ стиха или нескольких стихов Писания, с целью обоснования или иллюстрации некой агады (см.
      мидраш, 3).



    4. Ваша оценка этой темы
      1 2 3 4 5
                 
    Метан по лучшим ценам купить метан в украине На сайте стероидов