Человек знает, что он еврей.
Но что такое быть евреем?
Еврейство...
Просто сочетание звуков,
"пятая графа",
отличие от окружающих,
порой их неприязнь...
Что это такое?
Как об этом узнать?
И кто расскажет?
И что меняется от этого в жизни?
В мире есть место,
где находится родной дом каждого еврея.
Это мир еврейского наследия,
духовная родина евреев во все времена.
Каждый из вас может туда вернуться
и будет принят.
"Лимудим" - программа Института изучения иудаизма в СНГ для еврейского
самообразования. Ее задача - помочь тем, кто стремится самостоятельно
и глубоко ознакомиться с еврейской литературой. Программа действует в
рамках движения за возрождение культуры и традиций восточно-европейского
еврейства "Шаг вперед - шаг к себе", инициатором и духовным руководителем
которого является раввин Адин Штейнзальц (Эвен-Исраэль).
В рамках программы «Лимудим» разработан курс «Тора: имена и судьбы», посвященный
праотцам и праматерям нашего народа: Аврааму, Саре, Ицхаку, Ривке, Яакову,
Рахели, Лее. Важной особенностью курса является прямое, непосредственное
обращение к источникам. Поэтому главную часть его материалов составляют
соответствующие фрагменты Танаха, которые приводятся на языке оригинала
и в переводе на русский язык. Перед тем как приступить к изучению курса
следует познакомиться с содержанием брошюры «Введение в Танах».
Содержание учебных материалов
Первая тема курса посвящена изучению тех фрагментов книги " Брейшит",
которые рассказывают о сотворении человека. Среди многих важных аспектов
этой темы мы выделяем в качестве центральных: отношения между первым человеком
и Творцом, а также отношения между Адамом и Хавой (Евой). В соответствии
с этим в брошюру включены четыре фрагмента:
о сотворении мира и человека – " Брейшит", 1:1-31,
об освящении Шабата – там же, 2:1-3,
об Адаме и Хаве в райском саду – там же, 2:15-25,
об искушении и падении человека – там же, 3:1-21.
Эти фрагменты сопровождены избранными классическими комментариями. Ссылки
на их авторов даны на иврите. В заключительной части брошюры приводятся
краткие сведения о жизни этих ученых и раскрываются их полные имена.
В числе материалов брошюры – статья раввина Штейнзальца "Хава", знакомство
с которой даст вам представление о современном подходе к осмыслению темы.
Наряду с фрагментами источников и комментариями брошюра Cодержит рекомендации
и справочные материалы: вопросы к источникам и к статье "Хава", информацию
о традиционных путях изучения классических еврейских текстов, библиографию.
Для тех, кто интересуется еврейским законодательством в том, что касается
изучения источников, мы включили в брошюру раздел о заповеди изучения
Торы.
Какое место занимают изучаемые фрагменты в книге "Брейшит"? Чтобы
попытаться ответить на этот вопрос, необходимо ознакомиться с ее структурой,
к определению которой существуют несколько концептуальных подходов. Приведем
один из вариантов по изданию "Пять книг Торы с толкованием Раши и с комментарием
"Даат Микра". Книга " Брейшит", Иерусалим, " Мосад ѓа-рав
Кук", 1991, с. 5-22.
1. Вступление: творение мира и человека (маасэ брейшит)
(1:1-2:3).
2. Человек в райском саду (2:4-3:14).
3. Каин и его потомки (4:1-26).
4. Поколение потопа (5:1-6:8).
5. Ноах (6:9-9:29).
6. От Ноаха до Авраѓама. Поколение ѓа-палага ("смешения языков";
10:1-11:9).
7. Родословные Шема и Тераха (11:10-32).
8. Авраѓам (12:1-25:11).
9. Ишмаэль (25:12-18).
10. Ицхак (25:19-35:29).
11. Эйсав (36).
12. Яаков и его сыновья (37:1-50:13).
13. Заключение. Обращение Йосефа к братьям (50:14-26).
Изучаемые фрагменты взяты из первых двух частей этого списка. И это не
случайно: дело в том, что история сотворения человека повторяется в Торе
дважды, и каждый раз по-своему. Впервые о человеке упоминается в рамках
повествования о днях творения. Здесь сотворение Адама "по образу и подобию"
Творца в шестой день выступает как заключительная стадия, венчающая наряду
с освящением Шабата процесс творения мироздания. Во второй главе
повествование возвращается к теме создания человека, который на сей раз
– в центре рассказа, именно ему уделяется основное внимание. Мы узнаем
дополнительные детали и подробности, знакомимся с проблемами и противоречиями,
возникшими в ходе Творения, о которых ничего не сообщалось в первой главе.
Пятикнижие открывается рассказом о сотворении мира и человека неспроста.
В нем Cодержатся важнейшие сведения о процессе и смысле Творения: о месте
человека в мироздании, о его миссии, о партнерстве мужчины и женщины,
о событиях, которые привели к изгнанию их из райского сада – о самом первом
звене в цепи поколений, с которого начался путь порождений человеческих
(толада). Из истории Адама и Хавы – архетипов рода людского – нам
становится известно об основополагающих свойствах человеческой природы,
неизменных во всех поколениях и являющихся источниками фундаментальных
проблем человечества на всех этапах его истории, включая и нынешний.
Одной из таких сквозных линий человеческой истории стали взаимоотношения
между мужчиной и женщиной, между мужем и женой, чему, как отмечалось,
мы уделим особое внимание.
Вопросы к источнику
Мы приведем несколько вопросов, которые советуем обдумать при изучении
фрагментов Пятикнижия. Разумеется, в процессе чтения могут возникнуть
и дополнительные вопросы. Более того, как показывает практика, чем глубже
погружаешься в текст источника, тем больше их возникает. Следует только
относиться к себе критически, постараться понять, когда они носят конструктивный
характер, а в каких случаях лишь уводят от поставленной цели. В рамках
нашей программы мы будем учиться задавать вопросы на примере тех, которые
ставили перед собой наши учители – прежде всего, Раши.
Раши, величайший комментатор Танаха, в начале своего комментария дает
понять, что для Торы описание Творения не самоцель. Анализируя текст,
он обращает внимание на то, что оно строится не в хронологической последовательности:
о сотворении воды, например, не упоминается вообще; во второй главе сказано,
что человек сотворен раньше трав, в то время как в первой о нем говорится
как о венце Творения, созданном в самом конце. Раши доказывает, что противоречие
между первой и второй главами мнимое, и разъясняет, что Всевышний не стремился
дать в Торе всеобъемлющее описание процесса Творения. Эти главы – фундамент
нашего подхода к миру, проиллюстрированного в дальнейшем событиями из
жизни праотцев и всего еврейского народа. Вместе с тем многие комментаторы
видят в описании сотворения мира определенную логику, определенный порядок.
Попытайтесь составить свое мнение на этот счет. Если есть такой порядок,
и если да, то в чем его смысл?
В стихах 4, 10, 12, 18, 21, 25, 31 повторяется фраза: "И увидел Всесильный,
что это хорошо"? Как вы понимаете смысл этого выражения?
Мудрец Саадья-Гаон считал, что слова "Всесильный сказал" следует понимать
как "Всесильный пожелал". В чем, по-вашему, в свете этого, заключается
различие между словами "и сказал Б-г..." и словами "и создал Б-г..."?
Человек создан в последний, шестой день Творения. Как вы думаете, в чем
смысл этого? Что пишет по этому поводу Раши?
В конце рассказа о Творении сказано (1:31): "И увидел Всесильный все,
что Он создал, и вот – весьма хорошо". Почему слово "весьма" сказано именно
в шестой день Творения?
После рассказа, повествующего о сотворении человека, не сказано "и увидел
Всесильный, что это хорошо". Чем это можно объяснить?
Вопросы к статье "Хава"
В статье "Хава" раввин Штейнзальц предлагает оригинальное толкование некоторых
центральных тем, затронутых в повествовании о прародителях человечества.
При чтении очерка мы советуем подумать над следующими вопросами.
В чем можно увидеть сходство разных частей мироздания: неживой материи,
живых существ, первого человека – и различия между ними на основании рассказа
Торы об их творении?
Почему сотворение Хавы описано столь подробно?
Попытайтесь, опираясь на текст источника, определить изначальный смысл
отношений между Адамом и Хавой. Можно ли найти нечто общее в характере
этих отношений с отношениями между детьми и родителями? Что об этом пишет
раввин Штейнзальц?
Что в отношениях между Адамом и Хавой можно считать типичным для отношений
между мужчиной и женщиной во все времена?
Как вы думаете, почему грех пришел в этот мир через Хаву, а не через Адама?
Сравните разные места в источнике, где употребляются слова с корнем йод-далет-аин
(например,ладаат – "знать", "познавать"). Какие значения приданы
этим словам в рассказе?
Почему в описании интимных отношений между Адамом и Хавой употреблен глагол
с этим корнем?
Как строились их отношения с миром и Творцом и какие изменения они претерпели?
Если постижение мироздания важно само по себе, то почему человек понес
такое тяжкое наказание за то, что отведал плод Древа познания добра и
зла?
О каких проблемах современной семьи и общества вы узнаете в рассказе об
Адаме и Хаве?
|