Г) Толкование имен
Раскрыть этот текст в отдельном окне  (для возврата в брошюру - закройте это окно)

В соответствии с названием Тора: имена и судьбы, имена героев были постоянно в центре внимания при изучении нашего курса. При этом мы исходили из того, что, пристальней вглядевшись в имена праотцев, мы сможем лучше понять их судьбы.
И при отборе фрагментов источника мы стремились представить в каждом пособии отрывки, которые дали бы возможность углубленного изучения одного или нескольких имен. Приемы такого анализа и примеры широко представлены в разделе Пути учения.

Наши мудрецы говорили: У каждого человека есть три имени: первое дают ему его отец и мать, второе - люди, его окружающие, а третье записано в Книге истории его жизни. Имя человека меняется вместе с ним. И вы имели возможность проследить, как это происходило в истории праотцев, как были изменены имена Авраѓама и Сары, а их внуку Яакову было даровано имя Исраэль. И тогда, когда само имя оставалось неизменным на протяжении всей жизни, как, например, в истории Ицхака, оно наполнялось новым смыслом и значением в зависимости от изменений, происходивших в самом герое и в его отношениях с окружающими. Это характерно и для имен сыновей Яакова. В ходе жизни их имена приобретали новые смыслы, отражавшие их личность и поступки. Вы могли это увидеть, сравнив толкование имени Гада, данное Леей при его рождении, с тем, которое спустя годы дал отец.
На этот раз мы рассмотрим имя Йеѓуды, сына Яакова. Оно имеет для нас особое значение. Так же, как и второе имя отца - Исраэль, - имя сына стало со временем названием всего нашего народа и значительной части страны.
Имя это - одно из наиболее загадочных в Танахе. Поэтому при его объяснении мы обратимся к мидрашим, которые помогут понять его истоки и смыслы. Кроме того, они содержат важные обобщения и уроки, опираясь на которые, вы сможете подвести итоги темы и всего курса.

Талант признательности

Вы уже знаете, что это имя образовано от корня йод-далет-йод и что первое его толкование принадлежит матери Йеѓуды. Объясняя, почему она избрала именно его и какой смысл хотела в него вложить, Леа говорит: На сей раз восхвалю (одэ) Б-га... (29:35). Слово одэ (его можно перевести и как вознесу благодарность) образовано от того же корня, что и имя Йеѓуда, и близко к нему по смыслу. Таким образом, в этом имени отразилась признательность матери за рождение четвертого сына. Некоторые комментаторы считают, что слово Йеѓуда состоит из двух частей: Имени Творца и слова одэ, - и, тем самым, в имени есть указание и на Того, Кому вознесена благодарность.

После того, как мы повторили изученное о пшате - прямом смысле имени, обратимся к мидрашим, раскрывающим его внутренний смысл. Толкуя сказанное Леей в момент дарования имени Йеѓуда, мудрецы раскрывают особое значение ее слов. Впервые в истории человечества, записанной в Торе, человек прямо обращается к Творцу со словами признательности. Мидраш объясняет, что Лею отличала особая способность быть благодарной. Это свойство она сумела передать своим детям, прежде всего, - Йеѓуде и его потомкам. И Мидраш приводит фрагменты Торы, свидетельствующие об этом.

Леа обладала не только особой глубиной чувства признательности Творцу, но и талантом к выражению его, проявившимся в словах признательности, высказанных при рождении Йеѓуды, и в самом имени сына. Эту способность восприняли Йеѓуда и его потомки. В теѓилим (псалмах) царя Давида постоянно звучит призыв: ѓоду ла-Ад-най (вознесем благодарность Б-гу). Можно сказать, что на этот призыв отвечают наши ежедневные молитвы; первые слова, которые мы произносим утром, - модэ ани ле-фанеха Мелех хай ве-каям... (благодарю Тебя, Владыка живой и вечный...).

Способность признаться

В начале курса мы говорили о том, какое большое значение имело дарование Адамом имен животным. Первый человек не просто комбинировал звуки и создавал символы, но определял в имени духовную суть сотворенного, предназначение и место его деталей. Это было возможно благодаря его близости к Создателю. И в эпоху праотцев связь с Творцом позволяла им избрать для новорожденного имя, в котором не только воплощались бы их просьбы и мольбы, но и пророчески предвиделось будущее. Со временем само имя начинало влиять на жизнь того, кому оно принадлежало.

Так произошло и с Йеѓудой. Леа, избрав это имя, стремилась выразить свою благодарность Всевышнему, но у этого слова есть и другие значения. Одно из них - признание; как и в русском языке, это раскрытие чего-то постыдного, чего-то такого, о чем трудно было рассказать до этого. Как мы учили, Мидраш отмечает, что именно это качество Йеѓуды: готовность признать свои ошибки (и тем самым заложить основу их исправления) - проявилось в истории его отношений с Тамар (38:1-30). Ведь он мог избежать огласки своей роли в этой истории, но не воспользовался такой возможностью и признал правоту своей снохи публично - перед родными, перед окружающими, пред Творцом.

Таким образом, Леа пророчески предопределила (возможно, не осознавая этого), что эта способность станет одной из определяющих в личности сына и сыграет большое значение в его судьбе.

Получить признание

Как правило, слова благодарности (образованные от корня йод-далет-йод) обращены к Творцу. Лишь однажды мы встречаем подобное выражение, относящееся к человеку. И этот человек - Йеѓуда. Произносит такие слова его отец в своем предсмертном напутствии и благословении сыновьям.

ТЕБЯ, ЙЕЃУДА, ВОСХВАЛЯТ БРАТЬЯ ТВОИ; РУКА ТВОЯ - НА ХРЕБТЕ ВРАГОВ ТВОИХ; ПОКЛОНЯТСЯ ТЕБЕ СЫНЫ ОТЦА ТВОЕГО.

Слова эти имеют особое значение. Мидраш объясняет, что в словах отца скрыто признание величия и главенства Йеѓуды со стороны всех родных: братьев, матери и его самого, Яакова. По существу, отец дает здесь новое толкование имени сына, выявляя то его значение, которое мудрецы определяют как записанное в Книге истории жизни человека. Это - имя, которое сумел создать себе сам Йеѓуда, вождь, признанный и родителями и братьями.

Высшее признание

Чем заслужил признание родных Йеѓуда? Наши мудрецы объясняют: способностью принять на себя ответственность, признаться в проступке. Более того, эта способность определила и отношение к нему со стороны Всевышнего. Йеѓуда заслужил царственное величие не потому, что обладал особой силой и мужеством, но в силу того, что проявил себя как справедливый судья в истории Тамар. И это определило отношение к нему Творца. Мидраш объясняет: Тора - это, прежде всего, жизненный путь, основанный на законе и справедливых отношениях; и Йеѓуда как никто другой обладал качествами вождя, способного объединить всех своих братьев и повести их по пути Торы.

Подведем итог. Имя Йеѓуды заключает в себя несколько смыслов, оно многозначно. Эти значения раскрылись не сразу, но постепенно в течение всей его жизни. Разные смыслы тесно переплетаются друг с другом, отражая целостность и внутреннюю гармонию его личности, всеобщее согласие в отношении к нему родных и окружающих. Среди его личностных качеств выделяют умение признаться в проступке - свойство, особенно ценившееся в Доме Яакова. Благодаря ему Йеѓуда получил Высшее признание: был удостоен царственного величия, благодаря ему из его колена вышли цари и вожди, его имя стало общим именем всех евреев и названием нашей страны. С его именем Мидраш связывает стих из Теѓилим: Памятным сделаю имя твое во всех поколениях, поэтому славить (йеѓодуха) будут тебя народы во веки веков (45:18).

Вопросы для самопроверки
Раскрыть этот текст в отдельном окне  (для возврата в брошюру - закройте это окно)

Знание текста источника

А. Назовите вид родственной связи:

  1. Йеѓуда - Тамар;
  2. Эр - Шуа;
  3. Онан - Тамар;
  4. Шела - Онан.

Б. Найдите во фрагментах источника, приведенных в данном пособии, стихи, в которых упоминается козленок.

В. Кто и к кому обратился с просьбой узнай... (определи)?

Знание комментария

А.

  1. Как вы думайте, почему Раши считал, что стих 38:24 нуждается в комментарии?
  2. На каком основании Раши мог полагать, что Тамар была дочерью Шема?
  3. Использует ли Раши в этом толковании Мидраш?


Б. Комментируя стих И пошли десять братьев Йосефа купить хлеб в Египте (42:3), Раши объясняет: здесь указывается на то, что они раскаялись, что в них пробудились братские чувства.

  1. Что в тексте Торы служит основанием для этого толкования?
  2. Использует ли комментатор Мидраш?

В. Комментируя слова и да не возгорится гнев твой на раба твоего из стиха 44:18, Раши объясняет: отсюда видно, что Йеѓуда говорил с ним сурово.

Что в тексте источника могло послужить основанием для этого толкования?

Г. Раши предлагает несколько вариантов объяснения слов ведь ты то же, что фараон из этого же стиха. Прямой их смысл: в моих глазах ты велик, как царь. А мидраш говорит: тебе не избежать наказания. Другое объяснение: как фараон выносит постановления и не исполняет, обещает и не делает, так и ты. Еще одно объяснение: если ты приведешь меня в ярость, я убью и тебя, и твоего господина.

  1. Как вы думаете, почему Раши считал, что это место в тексте источника нуждается в толковании?
  2. Чем отличается это толкование обращения Йеѓуды к Йосефу от объяснения, приведенного в разделе "Источник и комментарий"?
Стиль и литературная форма

  1. Охарактеризуйте структуру речи Йеѓуды, обращенной к братьям в Дотане (37:26,27).
  2. Как стиль этой речи связан с ее содержанием и целью?
Самостоятельное обобщение прочитанного

А. В некоторых мидрашим начало речи Йеѓуды к Йосефу толкуется как диалог, причем необычайно воинственный. Вот небольшой фрагмент его.

Сказал Йеѓуда Йосефу:

- Заметь, что с самого начала ты намеревался возвести на нас навет. Ты тогда сказал нам: Вы - соглядатаи! И потом: Высматривать пришли вы наготу этой страны! И, наконец: Мой кубок вы украли! Ты поклялся жизнью фараона-злодея, а я клянусь жизнью моего отца-праведника: если я выну мой меч из ножен, весь Египет переполнится трупами!

- Если ты вынешь свой меч из ножен, я затяну его в узел на твоей шее! - ответил Йосеф.

- Несправедливым судом судишь ты нас!

- Нет большей несправедливости, чем продать брата в рабство!

- Сейчас же выйду и залью все улицы города кровью!

Как вы думаете, какова причина агрессивности Йеѓуды?

Почему мудрецы трактуют монолог Йеѓуды как диалог?

Б. Попытайтесь обобщить то, что вы изучили по одной из центральных тем курса - теме благословений. С этой целью повторите соответствующие фрагменты Торы, комментарии и примечания в темах, посвященных Авраѓаму, Ицхаку и Яакову. Особое внимание следует уделить наставлениям и благословениям Яакова, с которыми он обратился перед смертью к Реувену, Шимону, Леви, Йеѓуде и Йосефу (48:1-49:28). Следует перечитать комментарии к этим фрагментам и соответствующие отрывки из раздела Пути учения.

На основе этого повторения попытайтесь определить, каково основное содержание обращения Яакова к сыновьям. Для того, чтобы ответить на этот сложный вопрос, полезно разбить его на более частные.

Каковы основные идеи и темы, пронизывающие эту речь Яакова?

Как связаны между собой слова, обращенные к Реувену, Йосефу, Йеѓуде, Леви?

О ком он говорит: о сыновьях (родоначальниках колен) или об их потомках (о самих коленах)?

Обращены ли слова Яакова в далекое будущее? Или он имеет в виду прошлое и настоящее?

Ответы на вопросы для самопроверки

Знание текста источника

А.

  1. Йеѓуда - свекор Тамар;
  2. Шуа - дед Эра;
  3. Онан - деверь, а затем - супруг Тамар;
  4. Шела - брат Онана.

Б. И взяли они одежду Йосефа, и зарезали козленка, и обмакнули одежду в кровь (37:31). И ответил он: “Пришлю козленка из стада”. Она же сказала: “Дай залог, пока не пришлешь” (38:17).

В. Стих 37:32. После продажи Йосефа братья послали его разноцветную одежду отцу, сказав: Это нашли мы; определи же: [это одежда твоего] сына или нет. Стих 38:25. Тамар говорит Йеѓуде: Узнай, чья эта печать со шнурами и чей этот посох.

Знание комментария

А. Раши объясняет, почему Тамар была осуждена на казнь через сожжение. По законам, действовавшим в то время, женщины из знатных семей (а род Шема принадлежал к наиболее знатным) наказывались особенно строго.

Б.

  1. Сказано братья Йосефа, а не сыновья Яакова.
  2. Раши использует мидраш (Брейшит раба, 91:6; Мидраш Танхума разд. Микец, 8).

В. Из того, что Йеѓуда просит Йосефа не сердиться, следует, что он предполагал говорить с ним сурово. И начало его обращения может быть истолковано в этом духе (Комментарий Сифтей-хахамим).

Г.

1) Выражение ведь ты то же, что фараон можно прочитать как намек на угрозу: я убью и тебя, и фараона (см. перевод Ф. Гурфинкель в кн. Пятикнижие с толкованием Раши, Микец; И-м, Гешер ѓа-тшува, 1990, с. 5).

2) В разделе Источник и комментарий приведен мидраш, толкующий внутренний смысл обращения Йеѓуды к Йосефу как признание господствующего положения Йосефа, проявление характерной для него способности поступиться своим высоким положением, пожертвовать собой ради брата. Раши же, вероятно, опирался на те мидрашим, в которых начало речи Йеѓуды трактуется как жесткое и суровое (Брейшит раба, 93:6).

Стиль и литературная форма

1)

Перевод
Транслитерация
(ударения)
Текст на иврите

Что пользы,

если убьем брата нашего и скроем кровь его?

Ма - беца (2)

ки наѓарог эт - ахину (2)
ве-хисину эт - дамо (2)


Пойдем, продадим его ишмаэльтянам,

а рука наша да не будет на нем,

ибо он - наш брат, наша плоть

леху ве-нимкерену ла-ишмээлим (3)

ве-ядену аль - теѓи во (3)

ки - ахину весарену ѓу (3)

2) Йеѓуда стремился спасти Йосефа от гибели. Ему было необходимо убедить братьев отказаться от их первоначального замысла. С этой целью он начинает с аргумента что пользы?, который не мог не привлечь их внимание. Устойчивый ритм его речи, повторения и параллелизм фраз способствуют ее убедительности. Йеѓуда не отделяет себя от братьев, он говорит: мы убьем, рука наша. А главное, он настойчиво напоминает, что и Йосеф - родной им человек: наш брат, наша плоть.

Самостоятельное обобщение

А. Повышенную воинственность тона Йеѓуды в его обращении к Йосефу можно объяснить угрызениями совести из-за того, что он предложил продать брата в рабство. Внутреннюю борьбу в человеке мудрецы иногда изображают в виде диалога его с кем-то, кто олицетворяет его внутренний голос. В агрессивном, наступательном характере обращения Йеѓуды некоторые мудрецы видят отражение не силы его, но внутренней слабости и неуверенности в себе.

Б. По поводу того, каковы цель и характер последнего обращения Яакова к сыновьям (49:1-27), мнения комментаторов разделились. Рашбам толкует его как пророчество о героизме колен Израиля в борьбе с врагами, об овладении Кнааном (деление страны на наделы и ее освоение). По мнению Раши, эта речь Яакова представляет собой благословение, данное всем сыновьям и их потомкам, и в качестве такового следует рассматривать не только восхваления в адрес Йеѓуды и Йосефа, но и упреки, обращенные к Шимону, Леви и Реувену. Раби Авраѓам ибн Эзра также считает, что речь посвящена и родоначальникам колен, и их потомкам, но подчеркивает, что речь Яакова не содержит благословения.

Раби Ицхак Абраванель пишет, что Яаков хотел открыть, кто из сыновей станет родоначальником колена, из которого произойдет династия еврейских царей. Для этого он охарактеризовал каждого из сыновей в соответствии с его характером и качествами. При этом Яаков иногда упоминает черты сыновей, родоначальников колен, а иногда - их потомков, понимая, что те унаследуют эти качества. Он это делает не для того, чтобы благословить их, и не с целью назидания. Цель Яакова - возвестить, кто из них достоин власти, а кто нет.

Йонатан бен-Узиэль, чей перевод Торы на арамейский язык является также ее толкованием, понимает сказанное о Реувене как передачу его отцом важнейших руководящих функций в семье и в народе другим коленам: первородство - Йосефу, царство - Йеѓуде, храмовое служение - Леви.

Законы изучения Торы
Раскрыть этот текст в отдельном окне  (для возврата в брошюру - закройте это окно)

Заканчиваем публикацию труда основателя хасидского движения Хабад раби Шнеура-Залмана из Ляд Законы изучения Торы, которая была начата в материалах к третьей теме курса - Сара.

Глава 4

1. Тремя венцами увенчан Израиль: венец Торы, венец храмового служения, венец царства. Венец храмового служения стал уделом Аѓарона и его потомков, венец царства - уделом Давида и его потомков, венец Торы - удел всего Израиля: всякий, кто захочет, может быть увенчан им, ибо сказано, что она - ...наследие общины Яакова (Дварим, 33:4), т.е. каждый еврей может рассматривать Тору как свое личное наследство. Не следует думать, что величие миссии священнослужения и царской власти превосходит величие Торы, - это не так, ведь сказано: Мною (т.е. обращаясь к Торе) повелители правят и вельможи правду утверждают (Мишлей, 8:15). Венец Торы превыше всех венцов.

Сказали мудрецы: Незаконнорожденный ученый предпочтительней невежды-первосвященника (Талмуд, Ѓорайот, конец 3-й главы).

2. Нет во всей Торе заповеди, которая смогла бы превзойти заповедь изучения Торы, в то время как последняя равноценна исполнению всех иных заповедей - ведь именно ее изучение и приводит к их исполнению. Будучи само по себе повелевающей заповедью, изучение Торы приносило бы награду, даже если бы не приводило к пониманию необходимости исполнения всех остальных. А мы видим воочию, что оно не только побуждает к исполнению всех остальных заповедей - все это просто невозможно без него, без знания всех законоположений согласно правилам, условиям и деталям. Изучение всегда предшествует исполнению.

3. Если человек стоит перед выбором: исполнить какую-либо заповедь или учить Тору, - то если эта заповедь будет выполнена кем-то другим, ему не следует прерывать учебу. Это правило действует и тогда, когда изучаются те законы, которые не имеют применения в наше время, например: разделы Талмуда Кдошим или Таѓарот. Изучение Торы самоценно и в любом случае стоит выше всех других заповедей. Но это ее превосходство обусловлено именно тем, что ее изучение ведет к их исполнению, так как последнее невозможно без знания. Однако если повелевающая заповедь не будет выполнена без участия этого человека, например, при сборе средств на благотворительные нужды, если люди прислушиваются к нему больше, чем к другим, или в том случае, когда его присутствие необходимо для кворума, например, когда на похоронах нет достаточного числа людей, - ему следует прервать учебу, исполнить заповедь и вернуться к занятиям. И тем более следует так вести себя для исполнения заповедей, предписанных мудрецами, к примеру - для своевременной молитвы. Их надо исполнять во всех частностях и деталях, стремясь к совершенству, - ибо в этом весь человек (Коѓелет, 12:13) и, как говорят мудрецы: Смысл мудрости - в тшуве (букв. возвращение к Б-гу, раскаяние) и добрых делах (Талмуд, Брахот, 17а).

Если же человек не следует тому, что он учил, то о нем говорят мудрецы: Было бы лучше, если бы послед его перевернулся, дабы он не родился на свет (Иерусалимский Талмуд, Брахот, 1:5).

Когда же мудрецы говорят: Пусть человек занимается Торой и исполнением заповедей, даже если он это делает не во имя их самих, - то имеют в виду только тот случай, когда побудительным мотивом для исполнения заповедей является страх перед наказанием или ожидание награды - в грядущем или даже в этом мире.

Человек может получить награду за изучение Торы и исполнение заповедей в этом мире как замену истинной награде в жизни вечной. Сказанное справедливо и в том случае, когда побудительным мотивом становятся желание занять высокое положение в обществе: стать раввином или главой йешивы. Все это нежелательно, но допустимо постольку, поскольку человек этот выполняет на практике то, что он учит.

Если же он не делает этого, то называется нечестивым и Писание говорит: А нечестивому сказал Всесильный: “Зачем ты разглагольствуешь об уставах Моих?..” (Теѓилим, 50:16). Ученый, пренебрегающий исполнением заповедей и богобоязненностью, является последним человеком в общине, он хуже невежды. С неуча и за умышленные грехи спрос как за нечаянные, а для грамотного человека и неумышленный грех - преступление. Именно о таком ученом говорят мудрецы: Если человек недостоин - Тора становится для него смертельным ядом (Талмуд, Йома, 72б).

Тем не менее, некоторые авторитеты считают, что человеку следует заниматься Торой в любом случае, даже если он делает это из эгоистических побуждений, не исполняя ее заповедей, ибо, изучая Тору, он в конце концов придет к исполнению. Мудрецы, толкуя стих: ...Меня оставили они и Учение Мое не хранили (Ирмеяѓу, 16:11), - говорят: Пусть бы Меня оставили, но учение Мое сохранили! Ведь сила света, скрытого в Торе, несомненно, сделает человека лучше.

Кабалисты говорят, что грешник, уча Тору и исполняя заповеди не так, как должно, из эгоистических побуждений, дает этим самым силу для существования нечистой стороны мироздания. Однако они утверждают, что в этом или ином воплощении каждый еврей неизбежно раскается в содеянных грехах, как сказано: ...не будет отторгнут от Него отверженный (Шмуэль II, 14:14). И тогда, после раскаяния, все его добрые дела и изученная Тора возвращаются в сферу святости, поэтому не стоит грешнику воздерживаться от изучения Торы.
4. Ради исполнения заповеди, которую не может исполнить никто другой, следует прервать изучение Торы. Так, например, Талмуд рассказывает о раби Йеѓуде бар Илаи, который прерывал учебу, чтобы принять участие в похоронах или в церемонии обручения.

Это правило действует и в том случае, когда при этом приходится отвлечь от учебы многих людей. Некоторые законоучители считают, что прерывать совместное обучение следует только при том условии, что после окончания исполнения заповеди все учащиеся смогут вновь собраться и продолжить учебу. В противном случае прерывать такие занятия не следует даже для исполнения заповеди из Письменной Торы.

Согласно этому мнению, если в общине, где принято, что раввин произносит проповедь перед народом, получилось так, что он вынужденно опоздал или речь его затянулась и не осталось времени для проведения третьей трапезы (третья из предписанных трапез, которую проводят перед окончанием субботы), он не должен ее отменять или прерывать. Сказанное справедливо лишь при условии, что его речи наставляют людей на путь праведности, внедряют в сердца богобоязненность, учат, как правильно поступать, а это редко встречается в наше время.

Однако есть авторитеты, которые придерживаются другого мнения и считают, что изучение Торы, в том числе и совместное, при любых условиях не должно препятствовать исполнению даже самого незначительного из предписаний законоучителей. Свое мнение они обосновывают сказанным нашими мудрецами: Цель постижения мудрости - добрые дела (Талмуд, Брахот, 17а), - а Величие учебы в том, что она приводит к действию (там же, Кидушин, 40б). Этому мнению и надо следовать на практике. Однако есть ситуация, в которой они также согласятся с мнением, приведенным выше: в том случае, когда раввин, который должен произнести свою проповедь, является поистине великим человеком, чьи слова способны пробудить народ оставить путь греха, вернуться к Б-гу и искренне служить Ему, то есть исполнить заповедь тшувы (возвращения к Всевышнему). Слушать такого человека все равно что исполнять заповедь постижения Торы. И если ради этого повеления мы вправе отложить исполнение даже такой заповеди, как плодитесь и размножайтесь, то ради тшувы это тем более следует делать, ибо она предшествует постижению Торы, как сказано: В том, у кого боязнь согрешить проявляется прежде, чем мудрость, мудрость укрепится... (трактат Авот, 3:9) - и ...если нет трепета [пред Творцом] - нет мудрости... (там же, 3:17). Если же раввин еще не достиг такого уровня, ему следует прервать свои речи с тем, чтобы слушатели могли приступить к третьей трапезе до захода солнца.

Так же следует поступать и тогда, когда настало время молитвы: принимающие участие в совместном изучении Торы должны прервать занятия, несмотря на то, что время для молитвы было определено нашими мудрецами. Обязанность молиться возложена на всех тех, для кого изучение Торы не стало профессиональным занятием, ремеслом (Тора - его ремесло - такова традиционная характеристика тех, кто непрерывно, не отвлекаясь, изучает Тору. - Прим. ред.), подобно законоучителю Рашби с товарищами (Рашби - аббревиатура, составленная из первых букв слов раби Шимон бар Йохай. - Прим. ред.). Талмуд утверждает (Шабат, 11а), что Рашби и его товарищи, для которых Тора была единственным занятием, не прерывали учебу даже для молитвы.

5. Но и о Рашби и его товарищах, о которых известно, что они не прерывали изучение Торы даже ради молитвы Восемнадцать благословений, в которой изложены просьбы о благополучии и милосердии (потому что там речь идет о нуждах этого мира, временного и преходящего, а Тора - источник вечной жизни), сказано, однако, что они делали перерыв ради произнесения установленных благословений до и после молитвы Шма утром и вечером. И это несмотря на то, что их произнесение предписано законоучителями, а не является законом Торы. Ведь если учащиеся не будут прерывать занятия ради выполнения предписаний мудрецов, то получится, что их учеба не подразумевает в качестве цели практическое применение изученных знаний.

А в Талмуде рассказано, что в предшествующих поколениях благочестивые люди уделяли молитве Восемнадцать благословений, произносимой три раза в день, по три часа утром, днем и вечером: час уходил на подготовку к ней, час - на собственно молитву и еще на час они задерживались после нее. Таким образом они посвящали этой молитве не менее девяти часов в день. При всем этом их не заботило то, что в это время они могли изучать Тору, хотя прекрасно понимали, что изучение Торы - превыше всего (Мишна, Пеа, 1).

Они позволяли себе это по той причине, что посредством своей молитвы сосредоточивались на мыслях о Творце мира, проникаясь трепетом пред Ним и любовью к Нему, и приходили к осознанию бренности всего сущего. А подлинное единение с Б-гом в трепете и любви превыше изучения Торы и предваряет его. Как написано об этом в псалмах Давида: Начало мудрости - трепет пред Б-гом... (Теѓилим, 111:10).

6. Однако даже благочестивые люди предшествующих поколений вели себя таким образом только потому, что ранее они уже изучили как Устную, так и Письменную Тору, исполнив этим заповедь ее постижения. И в силу их истинного благочестия полученные знания сохранялись и они не забывали изученного ранее.

И хотя заповедь изучения Торы подразумевает занятия ею днем и ночью, подлинное единение со Всевышним в трепете и любви равноценно этой заповеди и, как следствие, они были освобождены от нее в полном соответствии с правилом, согласно которому тот, кто уже занят исполнением заповеди, освобождается от необходимости исполнять все иные в это время. Однако ничто не может освободить от исполнения заповеди постижения Торы, не приведи Б-г.

Ведь весь смысл благочестия и богобоязненности - в благоговении и трепете пред Его величием и в страхе и стыде перед нарушением Его воли и попранием Его заповедей (сказанное относится к запретам как Торы, так и мудрецов).

Смысл же любви к Б-гу - в стремлении служить Ему преданно и радостно, с тем, чтобы радовать и Его, полностью переключив свою волю на исполнение Его желаний, открытых нам в предписаниях Торы и наших законоучителей. Чувство, испытываемое человеком, любящим Всевышнего, вне контекста служения Ему, называется наслаждением любовью - это та светлая радость от ощущения близости к Б-гу, которая будет уделом в мире грядущем, наградой за исполнение заповедей в этом мире. Служением по любви называется жгучее желание души воссоединиться со своим Творцом посредством изучения Торы и исполнения ее заповедей, ибо Тора и Всевышний - это одно и то же (Зоѓар, ч. 1, 24а). Об этом, собственно, и написано: О, все жаждущие, идите к водам... (Йешаяѓу, 55:1).

Но поскольку постижение всей Торы - для тех, кому это доступно, - повелевающая заповедь, а тот, кто забывает что-либо из изученного, ибо не занимался повторением пройденного, имея такую возможность, преступает запрет, то каким образом богобоязненный человек, занимаясь служением Всевышнему, может совершить подобное нарушение? Не стоит забывать, что и тот, кто не обладает возможностями или способностями для постижения Торы, не освобождается от обязанности заниматься этим, ведь сказано: Не тебе предстоит завершить работу... (Авот, 2:16).

Иначе обстоит дело с заповедью учить Тору днем и ночью. От этой заповеди человек освобождается, если ему приходится зарабатывать, как написано: ...и собирешь ты хлеб твой... (Дварим, 11:14) - надо вести себя в соответствии с законами, управляющими этим миром. В таком случае, если еврей очень занят, у него есть возможность исполнить свою обязанность, установив постоянное время для занятий утром и вечером, даже если при этом он сумеет изучить только небольшое количество материала. И то, что допустимо для обеспечения нужд тела, тем более дозволено для жизни души, стремящейся к Источнику жизни. Поэтому и говорят мудрецы, что на изучение Торы не установлено ограничивающих рамок.

7. В той же степени, в какой заповедь изучения Торы равноценна всем заповедям, вместе взятым, и награда за нее равна награде за них, - и кара за пренебрежение ею подобна каре за невыполнение всех заповедей. Известно, к примеру, что Всевышний обрушил гнев Свой на наш народ во времена Первого Храма не за идолопоклонство, разврат и убийства, а именно за пренебрежение Торой, как написано: За что погублена была страна?.. И сказал Б-г: “За то, что оставили они Учение Мое, которое Я дал им, и не внимали голосу Моему...” (Ирмеяѓу, 9:11,12), - и лишь после этого взыскал с нас и за все остальные грехи.

Да и после кончины судят человека в первую очередь по его отношению к изучению Торы, а затем по всем остальным делам.

8. Хотя учить Тору надо и днем и ночью, большую часть знаний человек усваивает именно ночью. Поэтому пусть каждый, кто желает быть увенчанным Торой, будет предельно внимателен к тому, чтобы не потерять напрасно это драгоценное время, потратив его на еду, питье, пустые разговоры и времяпровождение, а посвятит его учению. Даже в короткие ночи летнего месяца тамуз следует учить хотя бы немного. А начиная с 15-го ава, когда ночи становятся длиннее, следует понемногу увеличивать время, посвящаемое учебе, изо дня в день. А тот кто не делает это, умрет раньше срока, как говорит об этом Шульхан арух.

Так сказали мудрецы: Песнь Торы звучит в ночи, ибо написано: “Вставай, воспой ночью...” (“Эйха”, 2:19) - и на всякого, кто посвящает ночи Торе, благоволение нисходит днем (Талмуд, Хагига, 12б).

9. Слова Торы не сохранить тем, кто учит ее небрежно, а также учащим ее в неге или за едой и питьем. Тора дается только тому, кто жертвует собой ради нее, изнуряя тело свое и не давая отдыха глазам. Мудрецы толкуют стих: Вот Учение: если человек умрет в шатре... (Бамидбар, 19:14) - как намек на то, что Тора не будет забыта и утрачена тем, кто умерщвляет себя в шатрах мудрецов.

Всякий, кто учится в скромности, становится умнее, как написано: ...у смиренных же - мудрость (Мишлей, 11:2). И всякий, кто учит вслух, лучше запоминает изученное, а тот, кто читает, не произнося слова, вскоре забудет то, что учил.

10. Обещано нам, что всякий, кто учится в бейт-мидраше - доме учения или синагоге - нескоро забывает изученное. Поэтому, если в городе нет бейт-мидраша, человеку следует учиться в синагоге, даже если она приспособлена только для молитвы, но не у себя дома. Но если в городе есть бейт-мидраш, то следует учиться не в одиночку в синагоге, а именно там, ибо знание Торы приобретается при совместной учебе. И еще говорят мудрецы, что когда десять человек занимаются Торой, там присутствует Всевышний, как написано: ...Всесильный присутствует в общине Г-спода... (Теѓилим, 82:1). Но понятие община распространяется не менее, чем на десять человек.

Если у них есть такая возможность, то следует молиться там же, где они учатся, - ведь святость дома учения выше, чем святость дома молитвы.

11. Именно поэтому в бейт-мидраше нельзя заниматься пустословием и разговорами, не относящимися к учебе, подобно тому, как не следует это делать в синагоге. Не стоит даже желать здоровья чихнувшему даже в том случае, если в это время не учатся, тем более во время учебы.

12. Нельзя спать или дремать в бейт-мидраше. Но если человек учится там денно и нощно и ему жаль терять время на путь домой и обратно из-за того, что в это время он не будет учить Тору, то ему разрешено спать там.

13. В древности, когда Устная Тора не была записана, можно было обязать общину приобрести книги Танаха для общего пользования. Даже одиночка мог обязать общину приобрести их. Однако в настоящее время, когда записана и Устная Тора, можно обязать приобрести все книги, в которых она зафиксирована, т.е. Талмуд, книги закона и Мидраш Агада, чтобы все могли их изучать. Взимают же с каждого по его материальному положению - даже с невежд, которые не в состоянии использовать эти книги. Для этой цели община вправе прибегать к различным мерам принуждения, которыми разрешено пользоваться для взыскания денег на общественные нужды.

Если в бейт-мидраше недостаточно книг на всех и в результате срывается изучение Торы, а приобрести дополнительные книги невозможно, потому что их нет в продаже, раввинский суд может обязать частные лица, у которых они имеются, одалживать свои книги под залог, равный стоимости книги, согласно оценке суда. Если же книга окажется поврежденной, ее владельцу будет возмещен ущерб.

Этот закон применим и в том случае, когда книги имеются в продаже, но у бедняка нет средств для их приобретения, - тот, кто имеет, обязан одалживать книги неимущему под залог. Поэтому богатым людям стоит приобретать те книги, которые необходимы для учебы многих, и наши мудрецы обещали великую награду за это.

14. Ученому мудрецу разрешается рассказать о своем статусе в общине, где с ним не знакомы, в том случае, когда это необходимо. Например, если его оклеветали и он мог бы откупиться, но у него нет денег на это. Но если он располагает деньгами для этой цели, то ему запрещено пользоваться славой Торы, ибо всякий, кто пользуется венцом Торы для своих личных целей, будет исторгнут из мира.

И уж тем боле, запрещено учиться для того, чтобы возвыситься, или приобрести авторитет и славу, или для того, чтобы зарабатывать деньги преподаванием Торы, быть членом раввинского суда или практикующим раввином общины. Так говорят мудрецы: ...не возлагай на себя корону [знатока Торы], чтобы возвыситься с помощью этого, и [пусть знание Торы] не станет [для тебя источником дохода, как] топор для дровосека... каждый, кто использует слова Торы для своей выгоды, лишает себя жизни в [будущем] мире (Авот, 4:5). Торой следует заниматься во имя ее самой и во имя Создателя.

Тем не менее, тот, кто не достиг такого уровня богобоязненности, который позволил бы ему учить Тору не ради выгоды, пусть учит ее с мыслью о собственном величии или с целью заработать на ней - ведь это лучше, чем безделье или отход от нее. Ведь мы уже сказали о том, что, начав ее изучать из эгоистических соображений, рано или поздно человек придет к истинному пониманию смысла учебы.

15. Тому, у кого достало богобоязненности для изучения Торы ради нее самой, запрещено приступать к учебе с мыслью об извлечении материальной пользы из этого - ведь тогда он делает ее инструментом, а не целью. Однако если он посвятил себя изучению Торы, а впоследствии у него не оказалось иного источника существования, кроме занятия преподаванием, судопроизводством или раввинской практикой, то в таком случае он правильно пользуется своими знаниями. Ведь если его семья будет страдать от бедности и голода, он все равно не сумеет учиться как подобает.

Если же он в состоянии зарабатывать себе на жизнь чем-нибудь другим, однако занимается именно преподаванием Торы, и то, что ему платят, только компенсирует его потери от отказа зарабатывать больше другим ремеслом, то он имеет на это полное право, как уже объяснялось выше.

И хотя, занимаясь преподаванием, невозможно познать всю Тору, учитель, тем не менее, исполняет заповедь ...и произноси их (слова Торы)... (Дварим, 6:7), т.к. Тора продолжает оставаться для него главным занятием, в отличие от ремесленника, выделяющего время для ее изучения.

16. Тот, кто милостью Б-жьей может, время от времени занимаясь ремеслом или торговлей, найти себе достаточное пропитание, посвящая все остальное время изучению Торы, не имеет права получать деньги за ее преподавание даже в том случае, когда занятие этим вводит его в убытки. Подобно этому и человек, занимающий раввинскую должность и имеющий достаточно времени для изучения и постижения всей Торы, должен предпочесть зарабатывать себе на жизнь ремеслом, несмотря на то, что, занимаясь им, он сможет только исполнять заповедь ... и произноси их, но не прийти к постижению всей Торы. Ведь и к нему относится сказанное в трактате Авот: ...не тебе предстоит завершить работу... (2:16) - и ему в данном случае не следует пользоваться венцом Торы даже ради совершенного познания ее.

Однако если община нуждается в нем, например, если во всем регионе нет никого, кто мог бы сравниться с ним в знаниях и мудрости, а он не желает принять назначение лишь потому что бежит от почета, хотя тот приличествует ему, то в этом случае он обязан принять должность и отказ от нее - грех.

После того, как он принял на себя эти обязанности, ему уже нельзя заниматься ремеслом публично, чтобы не унизиться в глазах людей. Община же обязана содержать его в достатке и почете так, чтобы ему не надо было зарабатывать себе на жизнь. И так обязаны вести себя по отношению ко всем выдающимся ученым, содержа их за общественный счет.

17. Нельзя обучать Торе нравственно ущербного ученика. Следует сначала постараться исправить его, и лишь затем - обучать. Если же исправить его не удалось, а учиться он хочет, то надо его учить, не переставая при этом пытаться вернуть его на путь праведности. Нельзя поступать с такими людьми подобно тому, как повел себя Йеѓошуа бен Прахья, который оттолкнул обеими руками того человека (Талмуд, Сота, 47а; Санѓедрин, 107б). (Раби Йеѓошуа бен Прахья, выгнав своего ученика Йешу, более известного под именем Иисус, отказывался вернуть его и требовал полного раскаяния. Впоследствии он сожалел о содеянном, но было уже поздно.)

Точно так же, если учитель идет по дурному пути, то даже если он большой мудрец и его знания нужны всем, у него нельзя учиться до тех пор, пока он не раскается.

18. Если ученики не поняли объяснения учителя, не следует на них сердиться. Учитель обязан повторять сложное место несколько раз до тех пор, пока они не поймут всю глубину закона. Ибо написано: ...научи ей сынов Израиля, вложи ее в уста их... (Дварим, 31:19). И еще: И вот законы, которые ты разъяснишь им (Шмот, 1:1). Не сказано законы, которым ты их обучишь. Ты должен изложить их так, чтобы они стали им понятны и ясны.

Ученик, в свою очередь, не должен стесняться своих товарищей, и если он что-то не понял, ему следует честно сказать об этом. Он должен чувствовать себя свободно и задавать один и тот же вопрос хоть несколько раз, пока не поймет. По этому поводу мудрецы говорят: ...не может стеснительный учиться, а нетерпеливый - обучать... (Авот, 2:5).

19. Сказанное выше справедливо в том случае, когда материал был не понят в силу недостаточной подготовки учеников или особой сложности материала. Однако если для учителя очевидно, что их непонимание - следствие лени и нерадивости, он должен проявить свой гнев и пристыдить их, чтобы побудить к должному вниманию и прилежанию. Как сформулировали это наши мудрецы: Излей желчь на учеников (Талмуд, Ктубот, 103б). Поэтому учителю нельзя также позволить себе слишком свободно держаться в присутствии учеников: развлекаться, есть и пить вместе с ними, - для того, чтобы сохранить дистанцию и вызвать у них уважение к его словам, так они будут лучше учиться.

Завершено с благодарностью к милости Творца
Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5