Освободительные войны Израиля
(По книге проф. Ш Эттингера "История еврейского народа")

Война за независимость

18 февраля 1947 года английский министр иностранных дел Эрнст Бевин сообщил, что Британия не в состоянии преодолеть затруднения, связанные с противоречивыми интересами обоих народов Палестины, и поэтому она передает весь этот комплекс вопросов на рассмотрение ООН. В конце апреля 1947 года была созвана чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, на которой была назначена специальная комиссия по палестинским делам В состав ее вошли представители 11 государств. Комиссия начала работу в июне 1947 года Ее отчет был опубликован в конце августа. Большинством в 7 голосов предложен был план раздела Палестины на два государства — еврейское и арабское — и особую интернациональную зону, включавшую Иерусалим и его окрестности.

29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН большинством в 33 голоса против 13 приняла решение о разделе Палестины. Английские войска и администрация должны были оставить Палестину до 1 августа 1948 года и не позже 1 февраля 1948 года предоставить в распоряжение евреев порт для приема репатриантов. Воссоздание на древней родине еврейского государства, разрушенного почти две тысячи лет тому назад, вступило в стадию осуществления после многих веков мессианских чаяний.

Уже во время дебатов на Генеральной Ассамблее ООН арабы заявили, что они воспротивятся плану раздела. На следующий же день после принятия резолюции ООН о разделе Палестины арабы начали обстреливать еврейские автобусы, нападать на еврейские кварталы и поджигать в них дома В Хайфе, например, при внезапном нападении было убито 39 еврейских рабочих на нефтеперегонном заводе.

В арабских странах начала формироваться так называемая "Армия спасения". Мандатные власти нисколько не препятствовали проникновению ее отрядов в Эрец-Исраэль.

В этот критический момент командование Гаганы решило перейти в наступление. Этому решению способствовали транспорты с оружием, которые стали прибывать из Чехословакии и дали возможность в начале апреля 1948 года провести первую значительную операцию "Нахшон", с целью пробить дорогу в осажденный Иерусалим и доставить продовольствие его еврейским жителям Тогда же арабская "Армия спасения" во главе с одним из командиров арабских отрядов, принимавших участие в беспорядках 1937 года, сирийским офицером Фаузи Каукджи, предприняла попытку овладеть кибуцом Мишмар-Гаэмек в Изреэльской долине, подвергнув его артиллерийскому обстрелу. Но все ее усилия оказались напрасными в самый критический период — от середины апреля до середины мая 1948 года — еврейские вооруженные силы приложили неимоверные усилия к тому, чтобы обеспечить свое господство над сплошной территорией, включающей в себя крупнейшие центры еврейского населения. Это было жизненной необходимостью, принимая во внимание ожидаемое вторжение армий арабских стран после ухода англичан, назначенного на 15 мая. Усилия эти ознаменовались значительными успехами: Хайфа была освобождена после непродолжительного боя, Восточная Галилея была отвоевана, и возобновилось сообщение с ее поселениями; Цфат, город с преобладающим арабским населением, был взят штурмом после прорыва окружения осажденных еврейских кварталов; в середине мая была пробита дорога в Западную Галилею — 17 мая город Ако сдался еврейским войскам.

Расположенный рядом с Тель-Авивом арабский город Яфо, из которого не переставая обстреливались южные кварталы Тель-Авива, был окружен. После операции, начатой Эцелем, а затем проведенной совместно с Гаганой, Яфо сдалась 13 мая, и подавляющее большинство жителей покинуло ее.

14 мая еврейским вооруженным силам удалось занять эвакуированный англичанами район в центре Иерусалима, превращенный ими в укрепленную крепость и прозванный "Бевин-градом". Еще до того они завладели некоторыми арабскими кварталами Иерусалима. Однако, Гагане не удалось восстановить связь с Гуш-Эционом — группой поселений к югу от Иерусалима — и он был захвачен трансиорданским Арабским легионом. Все защитники центрального пункта, Кфар-Эциона, были убиты, даже те, кто сдался в плен, а оставшиеся в живых жители других поселений были в качестве пленных переведены в Трансиорданию. В середине мая была, по существу, обеспечена связь между всеми частями страны, находившимися в руках евреев, но сообщение с Негевом велось только проселочными дорогами, а шоссейная дорога в Иерусалим по-прежнему подвергалась арабским атакам, так как Латрун, господствующий пункт на пути Тель-Авив—Иерусалим, не был взят из-за помощи, оказываемой англичанами арабам.

Достижения еврейских вооруженных сил были значительными, но их боеспособность истощалась в многочисленных операциях. В боях пала часть лучших командиров, и еврейскому войску, чрезвычайно скудно снаряженному, не располагавшему ни военно-воздушными, ни бронетанковыми частями, предстояло теперь сражаться не с разношерстными военными отрядами арабов Эрец-Исраэль, которым, впрочем, помогали сирийцы и иракцы, а с регулярными, хорошо вооруженными армиями арабских государств. И в ночь провозглашения независимости, 15 мая, началось арабское нашествие. Египетский министр иностранных дел послал телеграмму Совету Безопасности, которая гласила: "Египетские вооруженные силы начали свое вступление в Палестину в целях восстановления безопасности и порядка".

Пять арабских армий одновременно открыли военные действия. Ливанцы не перешли границу на берегу моря, но им удалось захватить Малкию и укрепленный пункт Йоша на севере, неподалеку от границы. Сирийцы заняли Цемах на южном берегу озера Кинерет и атаковали кибуцы Дегания-алеф и Дегания-бейт. Почти безоружные защитники вышли навстречу вражеским танкам и броневикам. После ожесточенных боев неприятель был вынужден отступить, бросив подбитые танки и большое количество боеприпасов. Цемах был отвоеван. Беспримерную стойкость проявили защитники Эйн-Гева на восточном берегу озера Кинерет, но на севере сирийцам удалось захватить и разрушить поселения Мишмар-Гаярден и взять в плен оставшихся в живых его защитников. Иракцы, воевавшие в т. н. "арабском треугольнике", то есть на территории, лежащей между городами Шхем, Дженин и Туль-Карем, в горах Эфраима, не добились успехов. Они пытались продвинуться по направлению к Нетании и вклиниться в прибрежную равнину, но их наступление было задержано. Все же еврейские войска, занявшие 3 июня 1948 года город Дженин, были вынуждены его оставить. Трансиорданский Арабский легион достиг значительных успехов. Несмотря на то, что в Иерусалиме немногочисленным самоотверженным бойцам дважды удалось прорываться в окруженный крепостной стеной Старый город, защитники Еврейского квартала в нем не были в состоянии удержать своих позиций. Оставлены были и еврейские населенные пункты, расположенные севернее Иерусалима. Заняв Латрунский монастырь, легион перерезал главное шоссе из Тель-Авива в Иерусалим; отрезан был также водопровод, доставлявший воду в город из прибрежной равнины. Осажденный Иерусалим был лишен всех источников снабжения. Вода и съестные припасы выдавались населению в самых ограниченных количествах. Город подвергался беспрестанному артиллерийскому обстрелу Арабского легиона, и со дня на день увеличивалось число жертв, главным образом среди гражданского населения. На подступах к Иерусалиму были отражены атаки легиона на кибуц Маале-Гахамиша и на другие командные посты, и связь с городом была возобновлена по новой грунтовой дороге, т. н. "Бирманской" дороге, в обход Латруна, проложенной в неимоверно тяжелых условиях добровольцами из среды жителей Иерусалима.

На южном фронте велись бои за Негев и на подступах к Тель-Авиву. Египтяне не приняли в расчет стратегическое значение еврейских поселений на юге страны и боевую готовность их жителей. Защитники кибуцов Негба, Кфар-Даром и Нирим, проявившие исключительную стойкость и отвагу, расстроили планы египетского командования. Однако в боях за Негев еврейские силы понесли значительные потери, и два кибуца — Яд-Мордехай и Ницаним — были захвачены врагом. Продвижение египетских бронетанковых отрядов было окончательно задержано у Ашдода. Самое важное достижение египтян состояло в том, что, владея полицейским фортом Ирак-Суэйдана, переданным англичанами арабам, они отрезали еврейские поселения Негева от центров страны. Многочисленные попытки завладеть этим пунктом до временного прекращения боевых действий были безуспешны.

Таково было положение на фронте, когда 11 июня 1948 г. после нескольких отсрочек, благодаря усилиям специального посредника ООН, шведского графа Бернадота, было заключено перемирие на один месяц. Бои с войсками арабских государств продолжались менее четырех недель, но эти недели оказались решающими для будущего государства Израиль. Была завершена мобилизация в ряды действующей армии, которая 28 мая 1948 года была названа Армией Обороны Израиля (Цагаль).

Военные действия возобновились 10 июля и продолжались десять дней. За этот короткий срок произошел решительный поворот в пользу Израиля, был занят Нацрат и были укреплены позиции в Галилее; на центральном фронте, в ходе смелой операции, были взяты Л од и Рамле и был расширен коридор в Иерусалим, но все старания овладеть Латруном и прорваться в Старый город Иерусалима оказались безуспешными.

На юге, несмотря на тяжелые бои и большие потери, не удалось обеспечить связь с Негевом, и египтяне продолжали удерживать свои главные позиции.

Второе перемирие явилось результатом решения Совета Безопасности, угрожавшего санкциями тем, кто ему не повинуется. Граф Бернадот вновь предложил территориальные изменения и потребовал обеспечить арабским беженцам право вернуться на свои старые места. 17 сентября Бернадот был убит в еврейской части Иерусалима членами группы, называвшей себя "Отечественным фронтом" и состоявшей из бывших бойцов Лехи.

На этом этапе правительство Израиля пришло к выводу, что восстановление связи с отрезанным Негевом имеет значение первостепенной важности. Египтяне отказывались пропускать израильские транспорты в Негев, вопреки условиям перемирия. Настаивая на своем праве, израильская армия отправила 14 октября 1948 года колонну машин в Негев, сделав об этом соответствующее сообщение штабу наблюдателей ООН. Египтяне обстреляли транспорт, и в ответ на это последовала атака Армии Обороны Израиля. Израильские войска перерезали шоссе в тылу противника, и он был вынужден отступить. Египетский гарнизон, находившийся в форте Фалуджа, был окружен; 20 октября ведущая в Негев дорога была открыта, и в тот же день начался бой за Беэр-Шеву. Через 24 часа город был взят. 22 октября по приказу Совета Безопасности военные действия были прекращены.

Желая использовать тот факт, что израильская армия занята операциями в Негеве, Каукджи атаковал Манару на севере. На это Армия Обороны Израиля ответила 28 и 29 октября операцией "Хирам", в результате которой была разгромлена "Армия спасения" Каукджи и вся Галилея была почти очищена от ее войск.

9 ноября был, наконец, взят полицейский форт Ирак-Суэйдан. В конце декабря израильские войска заняли Абу-Агейлу и Эль-Ариш и вступили на Синайский полуостров, перейдя египетскую границу. Однако, считаясь с британским ультиматумом и предостережением США, правительство отдало приказ об отступлении. 7 января 1949 года было объявлено о прекращении огня во всем районе. Была восстановлена связь с южным побережьем Мертвого моря от Сдома до Эйн-Геди, а 9 марта Цагаль вышел к берегу Красного моря.

12 января 1949 года на острове Родос начались переговоры о перемирии между Израилем и арабскими странами, под председательством уполномоченного ООН Ральфа Банча, бывшего заместителя Бернадота. Из-за частых перерывов эти переговоры продолжались долгое время. Первое соглашение было подписано с египтянами 24 февраля 1949 года. 23 марта был подписан договор с Ливаном, а 3 апреля — с Трансиорданией.

Железная дорога из Хайфы в Иерусалим на всем своем протяжении передавалась Израилю. В соответствии с этим Цагаль занял некоторые арабские деревни, расположенные южнее Иерусалима, и несколько других селений в районе Туль-Карема. С другой стороны, израильтяне оставили занятую ими территорию в районе Хеврона и передали ее Трансиордании. Часть обязательств с Трансиорданией, включенных в это соглашение, как, например, свободный доступ паломников к Стене Плача, беспрепятственное сообщение с горой Скопус и свободное движение через Латрун, не были выполнены ею. С Сирией договор о перемирии был подписан лишь 20 июля, после переговоров, длившихся три с половиной месяца. Ирак не заключил никакого договора с Израилем. Государство Израиль, в границах, установленных договорами о перемирии, занимало 80% всей площади западной Эрец-Исраэль, находившейся под британским мандатом. Еврейское государство получило всеобщее признание на международной арене; даже Британия, столь враждебно относившаяся к евреям в течение всего периода борьбы за независимость, признала государство Израиль де-факто в конце января 1949 года. 12 мая того же года Израиль был принят в Организацию Объединенных Наций. В течение последующих недель 56 государств признали государство Израиль, 40 из них — де-юре.

Шестидневная война

Нежелание арабских стран смириться с фактом существования государства Израиль было причиной постоянной напряженности на Ближнем Востоке на протяжении всех лет существования Израиля.

Эта напряженность достигла особенного накала, когда тогдашний правитель Египта Гамаль Абдель Насер решил отозвать войска из Йемена и совершенно открыто двинул на Синайский полуостров свою армию, насчитывавшую около ста тысяч человек. 30 мая иорданский король Хусейн прибыл в Каир и подписал соглашение о военном сотрудничестве с Египтом. В Иорданию вступили части иракской армии. Саудовская Аравия и Кувейт заявили, что они всецело поддерживают это сотрудничество.

Перед лицом этой страшной угрозы со стороны почти всего арабского мира Израиль находился в состоянии полного одиночества.

Военные действия начались на рассвете 5 июня. Израильские военно-воздушные силы атаковали взлетно-посадочные площадки главнейших аэродромов Египта, Сирии и Иордании, а также одного аэродрома в Ираке, выведя таким образом их из строя, и немедленно вслед за тем бомбардировали военные самолеты, находившиеся на земле, и сооружения военно-воздушных флотов этих государств.

В ходе этих действий были разрушены и повреждены сотни самолетов, значительная часть военно-воздушного флота арабских государств была выведена из строя и фактически было обеспечено господство Израиля в воздухе. Сухопутные сражения мало чем отличались по своему характеру от боев во время Синайской кампании, хотя Армия Обороны Израиля, сделав соответствующие выводы из хода этой кампании, усовершенствовала массированное применение своих бронетанковых частей и увеличила их мобильность.

Развернувшееся в Синае сражение было одним из крупнейших в истории бронетанковых боев. Несмотря на то, что в распоряжении Израиля не было ни одного танка, который по своему качеству мог бы сравниться с новейшими и самыми усовершенствованными советскими танками, находившимися на вооружении египетской и сирийской армий, исход в пользу Израиля решила подвижность израильских частей, а главным образом исключительное профессиональное умение и необычайные моральные качества командного состава и экипажей израильских танков. Израильские войска прорвали египетские укрепления к югу от Рафиаха и начали продвигаться вдоль берега по направлению к Суэцкому каналу. Другие части повернули на север и овладели районом Газы. Одновременно была прорвана линия сильнейших египетских укреплений в Абу-Агейле и Кусейме и началось продвижение в сторону Исмаилии, перевала Митле и города Суэц.

Исход войны был окончательно решен в течение трех дней. Израильские войска, во много раз уступавшие египтянам по численности, прорывали одно за другим сильнейшие египетские укрепления, беспрерывно атакуя их с фронта и с тыла. Отступление египтян превратилось в беспорядочное бегство. Сотни танков и бронированных автомашин были уничтожены или покинуты. Оставшиеся в Синае египетские части сдавались израильским войскам. Несколько тысяч египетских солдат и офицеров было взято в плен. Множество других брело по пескам, без воды и пищи, по направлению к каналу. Синайская пустыня, в которой Насер сосредоточил свои войска для нанесения сокрушительного удара Израилю, превратилась в смертельную ловушку для египетской армии.

Как только начались бои на юге страны, глава правительство Израиля Леви Эшколь через штаб наблюдателей ООН предостерег короля Иордании Хусейна от враждебных действий против Израиля. Предостережения Эшколя сопровождались обещанием со стороны Израиля соблюдать спокойствие на восточной границе, если оно не будет нарушено Иорданией. Хусейн, однако, отверг предостережение главы израильского правительства и отдал приказ об обстреле еврейской части Иерусалима и о занятии резиденции начальника штаба наблюдателей ООН, находившейся в нейтральной зоне. В ответ на иорданский огонь и на занятие нейтральной зоны израильская армия начала контрнаступление. Линия иорданских позиций была прорвана, Старый город Иерусалима окружен, и части Армии Обороны Израиля двинулись на Рамаллу и Иерихон с запада и на Дженин с севера. Иорданская армия начала отступать в быстром темпе. Восточный Иерусалим и Старый город были заняты 7 июня, а на следующий день вся территория до Иордана была в руках израильской армии. Большая часть городов Иудеи и Самарии сдалась без боя.

За все эти дни военные действия Сирии ограничивались обстрелом еврейских поселений в Восточной Галилее. Иракский воздушный флот совершил несколько безуспешных попыток атаковать израильские города с воздуха. 9 июня Армия Обороны Израиля открыла наступление на грандиозные сирийские укрепления на Голанских высотах. Несмотря на численный перевес и топографические преимущества сирийцев, они были в тот же день выбиты из многих своих позиций и укрепленных пунктов, и силы Армии Обороны Израиля устремились к Кунейтре. С падением Кунейтры израильская армия остановила свое продвижение на расстоянии нескольких десятков километров от столицы Сирии — Дамаска, хотя фактически путь к нему был открыт. 11 июня Армия Обороны Израиля прекратила военные действия на всех фронтах, и таким образом Шестидневная война закончилась блестящей победой Израиля.

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5