III. ДЕНЬ ПАМЯТИ ПО ПОГИБШИМ В ВОЙНАХ ИЗРАИЛЯ И ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ

"Кадиш" по погибшим в борьбе за Эрец-Исраэль
Шмуэль-Йосеф Агнон

Царь, такой же смертный, как и все, отправляясь на войну, посылает своих солдат в гущу боя, чтобы убивали они других и были убитыми сами. Трудно сказать, любит ли он своих солдат и дорожит ли он ими. Но даже если и дорожит ими — он их как бы заранее похоронил. Ибо ангел смерти сопровождает каждого, отправляющегося на войну, чтобы там его сразить. Падает ли он от стрелы или от сабли, меча или любого другого орудия уничтожения — всегда другой г займет его место. А царь и не ощутит вовсе потери. Ведь народы мира многочисленны, и армии их велики. Погиб один солдат, не беда — у царя найдутся другие.

Но наш Царь, Царь царей, Господь, благословенно имя Его, дает жизнь, любит мир и воцаряет мир. Он любит Израиль, народ Свой, и выбрал Он нас из всех народов не потому, что многочисленны мы. Избрал нас Господь, хотя и малочисленнее мы всех народов. И оттого, что любит Он нас, столь малочисленных, каждый из нас дорог Ему как целый легион, ведь некого Ему поставить вместо нас. Пал один из сынов Израиля — нанесен удар легионам Всевышнего Царя, и словно ослабляется царство Его. Ведь царство Его потеряет целый легион, и принизится, не дай Бог, величие Его, да будет благословенно имя Его.

По каждому умершему говорим мы поминальный "кадиш", тем более по любимым братьям и сестрам нашим, дорогим детям Сиона, павшим в борьбе за Эрец-Исраэль. Кровь их пролилась во имя Господа, благословенно имя Его, и во имя Его народа и Его страны. И не только сыны Израиля, но все великолепие и краса Страны Израиля составляют воинство Царя царей, Господа нашего, благословенно имя Его, и воинство это поставил Он на стражу дворца Своего. И некем Ему заменить павшего солдата из воинства этого.

"Сборник ко Дню Независимости"

Серебряный поднос
Натан Альтерман

"Государство не вынесут народу на серебряном подносе"
Хаим Вейцман

...Замолчит и земля. И краснеющий глаз в небесах

Постепенно погаснет;

Границы в дыму.

И поднимутся люди — в крови, но с дыханьем в устах —

Встретить чудо. Такое,

Что нету подобья ему.

И готовясь к параду, народ постоит под луной

В ожидании дня; от восторга и страха притих.

...Вдруг девчонка и парень

Появятся перед толпой

И неслышимым шагом пройдут мимо них.

Подпоясаны, просто одеты, двигают груз башмаков;

В путь собрались они

И шагают, молча

Не сменили одежды Еще не отмыли следов

Адского дня; под огнем проведенной ночи.

Бесконечно усталые Отдых считая излишним...

Опадают росинки еврейской юности наземь...

Подойдут эти двое

И будут стоять неподвижно

Не понять: то ли живы они, то ли ранены насмерть.

И народ, цепенея от чуда, от слез,

Спросит: "Кто вы?" Молчания не нарушая,

Те ответят народу. "Тот самый поднос,

На котором несли Государство Израиль".

Скажут так. Упадут, и поглотит их вечное море.

Остальное — читайте в еврейской истории.

(Перевод Владимира Глозмана)

Молитва за благополучие государства Израиль

В утренней молитве Дня независимости произносится молитва за благополучие государства Израиль:

Отец наш небесный, Крепость Израиля и его Избавитель! Благослови государство Израиль, начало роста избавления нашего. Защити его крылом милости Твоей и оборони его миром Твоим. И пошли свет Твой и истину Твою его руководителям, министрам и советникам и направляй их от Себя хорошим советом.

Укрепи руки защитников Святой страны нашей и дай им, Господь наш, спасение и увенчай их ореолом победы. И утверди мир в Стране и дай вечную радость жителям ее.

И братьев наших, весь дом Израиля, вспомни во всех странах рассеяния их и приведи их вскорости свободными людьми в Сион, град Твой, и в Иерусалим, священный Храм Твой, как написано в Торе, данной Моше, рабу Твоему: "Даже если изгнанник твой на краю неба будет, — и оттуда соберет тебя Господь, Бог твой, и оттуда возьмет тебя. И приведет тебя Господь, Бог твой, в страну, которую унаследовали предки твои, и унаследуешь ее. И сделает Он тебе благо и умножит тебя более, чем предков твоих. И исправит Господь, Бог твой, сердце твое и сердца потомства твоего дабы любить Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей ради жизни твоей".

И посвяти сердце наше любви и боязни имени Твоего и соблюдению всех заповедей Торы Твоей и пошли нам вскорости сына Давида — Машиаха справедливости Твоей, чтобы спасти ожидающих спасения Твоего.

И явись в величии мощи Твоей над всеми жителями вселенной Твоей. И скажет каждый, обладающий душой: "Господь, Бог Израиля, Он царь, и царство Его правит всем. Амен, сэла!"

От Дня независимости к Празднику независимости
Проф. Йосеф Клаузнер

Мы должны стремиться к тому, чтобы День независимости стал Праздником независимости. И подводя к этому празднику итоги, мы обязаны обращать внимание не только на то, чего мы еще не достигли, но и на то, что у нас есть уже. Разумеется, невозможно обойтись без постоянной и глубокой критики нашей действительности. Но одной критики мало. На одной соли не проживешь. Одна только критика не сможет воодушевить народ, напротив, она посеет уныние. Общеизвестно, что наши пророки были великими критиками, бесстрашно разоблачавшими пороки и слабости отдельных людей и всего народа. Но не стоит забывать, что пророки были и великими утешителями народа, поселившими в его сердце чарующие мечты. Талмуд говорит даже, что в книгах пророков больше утешения, чем разоблачения пороков и слабостей. Так же и те, кто определяют духовный облик нашего поколения, не должны ограничиваться одной только критикой, их обязанностью является также утешать и укреплять сердца. И так же, как "Страшные дни" и Йом-гакипурим напоминают нам о несчастьях, о наших пороках и о той мере наказания, какую мы заслужим, если не изменим своего поведения, — так День независимости должен стать днем утешения и духовного подъема, должен стать Праздником независимости, чтобы еврейский народ мог проникнуться величием события, отмечаемого в этот день — нашего государственного и духовного возрождения. И тогда радость вернется в наши жилища, и каждый еврей прочувствует всей душой сказанное псламо-певцем: "Этот день создал Господь — возрадуемся и возликуем им".

Величие этого дня
Залман Шазар

Нет, не только независимость получили мы 5 ияра 5708 года. В этот день возложена была на нас миссия, больше любой другой миссии, когда-либо возлагавшейся на одно поколение еврейского народа.

И первым этапом этой миссии является собирание диаспор и укоренение евреев на своей возрождающейся земле, в своем молодом государстве.

Несчастнейшее из поколений может стать счастливейшим из них, если только сумеет оказаться достойным той задачи — величайшей из задач! — которая возложена на него... Если как дурной сон исчезнут все те разделяющие нас перегородки, время которых безвозвратно прошло — прошло за один этот великий день, — и все освободители Израиля и строители его государства, которое будет убежищем для гонимых и оазисом справедливости, если все они сольются в единое целое, сточенное единой волей и желанием приступить к работе. Если все сыны нашего народа, и близкие и далекие, сумеют мобилизовать свои скрытые богатства, духовные и материальные, на общее дело...

Если еврейский народ даст всего себя...

Если свершится все это, то это несчастнейшее из поколении нашего народа, пережившее невиданные доселе ужасы, — будет счастливейшим из поколений.

Если только поймет оно, какая великая миссия возложена на него.

Обычаи Дня независимости
Пинхас Гиль

Трудно говорить о том, что в Израиле установились уже четкие правила и традиции празднования Дня независимости. Очевидно, тридцать с небольшим лет еще слишком короткий для этого срок. Отсутствие устоявшихся традиций празднования этого дня характерно как для всего израильского общества в целом, так и для религиозных кругов в частности.

В разных кругах нашего общества существуют различные обычаи празднования Дня независимости, но трудно, однако, знать, станут ли эти обычаи традициями, передающимися от поколения к поколению, станут ли они частью еврейской религиозной жизни, не исчезнут ли они с течением времени. Например, даже такая, казалось, сложившаяся уже традиция, как проведение в День независимости военных парадов, прекратилась в последнее время. Неизвестно, как долго продержится обычай ударять в этот день прохожих по голове пластмассовыми молоточками...

Особенно трудно однозначно определить отношение религиозного еврейства к Дню независимости. Для некоторых ультраортодоксальных кругов этот день вовсе не является праздником, напротив, это для них день скорби. Круги эти, как например "нетурей карта" и другие малочисленные группы, считают, что само существование сионистского государства Израиль противно воле Господа, и не приемлют поэтому, разумеется, Дня независимости. Для них не стоит вопроса, каким образом праздновать этот день. Некоторые "отмечают" его постом, как годовщины других несчастий.

Многие религиозные евреи считают, что День независимости — это, конечно, праздник, но праздник, не имеющий особого религиозного значения. Поэтому они не видят причин устанавливать особые религиозные формы празднования этого дня.

И, наконец, широкие круги религиозного еврейства видят во Дне независимости праздник, имеющий глубокий религиозный смысл и требующий нахождения специальных форм выражения этого смысла. В этих кругах существует мнение, что возрождение нашего государства символизирует собой начало новой эпохи — эпохи "начала освобождения" ("атхальта дегеула"). Создание государства Израиль было бы невозможным, не будь на то воли Божьей. Возрождение еврейской государственности после двухтысячелетнего перерыва было бы невозможным, конечно, без героической борьбы и повседневного тяжелого труда десятков тысяч простых евреев в Эрец-Исраэль и в странах диаспоры. Государство Израиль не могло бы выстоять в борьбе с окружающим его враждебным миром без преданности и самоотверженности израильских солдат, без танков и самолетов Армии Обороны Израиля. Но оно также не могло возникнуть и выстоять во всех войнах без помощи Господа, охраняющего и оберегающего его. Чудо создания и существования государства Израиль в этом мире не может быть объяснено только деятельностью — пусть самой героической — людей. Несмотря на всю "материальность" возрожденного еврейского государства, это было чудо, которого мы удостоились по воле Господа.

Таким образом, для тех, кто признает, что День независимости символизирует собой событие, имеющее религиозное значение, возникает необходимость придать этому празднику соответствующие формы, которые выразят внутренний его смысл. Характер празднования Дня независимости не обрел еще, как мы уже говорили, своих окончательных форм, но можно все же говорить уже об обычаях, соблюдаемых большинством религиозных евреев в Израиле и в странах рассеяния.

День независимости — это день радости и веселья, и, следовательно, не должно в этот день печалиться, поститься и т. п. 5-е ияра выпадает в период "сфират гаомэр", т. е. в период между праздниками Песах и Шавуот, когда соблюдаются некоторые признаки траура в память о бедствиях, постигших наш народ после восстания Бар-Кохбы. Так, например, в это время нельзя стричься, не устраивают веселых трапез и т. д. Все эти ограничения не соблюдаются в День независимости.

Молитвы Дня независимости отличаются своим особым, праздничным характером и содержат специальные добавления. Порядок молитв (вечерней —"маарив" —накануне праздника, и утренней — "шахарит") напоминает порядок субботних и праздничных молитв. В "шахарит" читаются праздничные псалмы. И в "шахарит" и в "маарив" читается "галель" — торжественная молитва, прославляющая чудеса, сотворенные нам Господом. В некоторых общинах в главную часть каждодневной молитвы, в "шмонэ-эсрэ", включают специальное добавление "аль ганисим" — "за чудеса (благодарим мы Тебя)", которое произносят в Пурим и Хануку. Как в субботы и праздники, коганим поднимаются к амвону и благословляют народ поднятием рук. В День независимости произносится молитва за благополучие государства Израиль, и в утренней службе читаются отрывок из Торы из недельной главы Экэв (Дварим 7:12-8:18) и "гафтара" (Йешаягу 10:32-11:12). Как и все еврейские праздники, День независимости отмечается и в семейном кругу. Зажигаются праздничные свечи, произносится особый "кидуш" — благословение над вином, устраивается праздничная трапеза.

В некоторых общинах, в частности в религиозных кибуцах, существует обычай торжественного поднятия флага, во время которого на мотив национального гимна "Гатиквы" поют "Песнь ступеней" (Псалом 126). Однако, многие считают, что подобная церемония не соответствует духу иудаизма. В последние годы распространился обычай путешествовать по стране, особенно в тех местах, где велись военные действия во время войн Израиля.


I.
ГАЛУТ И ИЗБАВЛЕНИЕ В ЕВРЕЙСТВЕ

Катастрофа и возрождение
Проф. Аврагам-Йегошуа Гешель

1945... Новое мировоззрение: весь мир — бойня, надежда — грех, здравомыслие — преступление.

Шесть миллионов погибло. Куда ни посмотришь — рвы-могилы. Только один путь открыт — в бездну.

1945... Неужели это все, что осталось от нас: трубы крематориев в лагерях смерти?

Что будет после Катастрофы? Бесконечные ночи отчаяния, вечные стоны? Неослабевающая скорбь, жизнь, горькая, как полынь? История как память о бедствии? Действительно ли погибла душа мира? Неужели у цивилизации и у человечности нет ничего общего?

Неужели в Освенциме погибло таки и наше будущее?

Из четырех европейских евреев трое погибли. Из пяти евреев во всем мире не стало двоих. Неужели дух оставшихся в живых тоже уподобится пеплу? Войска союзников нашли в концлагерях тысячи сморщенных тел, скелетов, сухих костей. "Сын человеческий, оживут ли кости эти?" Еврейство превратилось в сухие кости. Вера в Бога подверглась испытанию. Сможет ли народ, растоптанный, искалеченный, израненный, собраться с силами и продолжить жить?

Каким должен быть наш ответ на Освенцим? Должен ли этот народ, призванный свидетельствовать о милосердии Божьем, твердо и неотступно держаться слов Иова: "Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться", или же прислушаться к словам жены Иова: "Похули Бога и умри". Раствориться ли нам среди семидесяти народов и исчезнуть навеки?

Наша вера в Творца мира не пошатнулась тогда. В тот момент истории Ицхак был связан, возложен на жертвенник и принесен в жертву, кровь его лилась, как вода. Все мы гибли в Освенциме, но наша вера сохранилась. Мы знали, что отказ от веры будет продолжением Катастрофы.

Когда-то мы жили в цивилизованном мире, в котором была вера и надежда. Но затем мы все погибли, нам суждено было спуститься в ад.

Мы не проклинали. Мы восстанавливали. Мы не пытались бежать от Господа.

Наоборот, тогда мы почувствовали начало нового пробуждения. Мы не побежали от самих себя, мы решили восстановить связи с нашим наследием.

Какими глазами смотрел бы мир на еврейский народ, если бы спасшиеся от гибели в концлагерях бежали по пути ассимиляции, бежали от Бога, от иудаизма?

Как выглядела бы сегодня история западного мира, если бы еврейская жизнь двадцатого века закончилась в Берген-Бельзене, Дахау, в Освенциме? Государство Израиль не является искуплением. Это профанация — рассматривать его в качестве возмещения. И все же существование государства Израиль делает жизнь более терпимой. Оно в определенном смысле помогает нам преодолеть препятствия, стоящие на пути к вере.

Мы устали от изгнаний и погромов. Слишком много лагерей смерти мы видели. Мы устали оправдываться за то, что мы существуем. В Польше, в Германии, во всей Европе каждый камень и каждое дерево напоминают нам о позоре, о ненависти, об убитых и сожженных заживо детях и матерях, о расстрелянных и удушенных. В Стране Израиля каждый камень и каждое дерево говорят нам о труде и величии, о пророках и псалмопевцах, о верности и святости. Евреи репатриируются в Израиль не ради физической безопасности для себя и своих детей: они восходят, возвращаются в страну ради обновления и восстановления, ради того, чтобы приобщиться к возрождению.

Является ли государство Израиль хотя бы малой частицей ответа Творца на Освенцим? Знаком прощения Освенциму?

Нет более святого деяния, чем спасение людей. Наша святая страна, Эрец-Исраэль, принявшая свыше двух миллионов |евреев, обрела дополнительное свойство святости. Многие из тех, кто исстрадался и физически и духовно, обрели в Стране Израиля новые жизненные силы и новый дух. Государство Израиль как бы исполняет повеление пророка: "Укрепите ослабевшие руки и колена дрожащие утвердите" (Йешаягу 35:3).

И все же нет ответа на Освенцим... Всякая попытка дать однозначный ответ таит в себе опасность осквернения имени Божьего. Государство Израиль помогает нам нести нашу боль, не впадая в отчаяние, видеть искру света Господнего в непроходимых зарослях истории.

"Сборник ко Дню Независимости"

Вернуться на главную страницу

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5