II. ИДЕЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ЕВРЕЙСТВЕ

Сразу после второй мировой войны и Катастрофы нашего народа в Европе была создана англо-американская комиссия, целью которой было найти решение "палестинской проблемы", а также проблемы еврейских беженцев, так называемых "перемещенных лиц" в Европе. Ниже мы приводим выступления двух свидетелей, заслушанных комиссией.

Собственное государство сделает наш народ совершеннее
Раби Ицхак-Айзик Галеви Герцог

Господин председатель, господа! Через несколько дней вами будет принято решение относительно дальнейшей судьбы Израиля и Сиона. От вас зависит, станет ли наша тяжкая участь еще более страшной, поглотит ли нас бездна отчаяния, или же этот период испытаний и мук станет также порой исполнения великой надежды. Во имя всего святого, во имя самой жизни прошу вас: не подходите к нашему делу с точки зрения общепринятого закона и в вашей оценке не пользуйтесь обычными мерками. Помните о важности роли, возложенной на вас Провидением. А когда вы начнете судить нас, помните, как мы жили и умирали, как мы страдали и остались в живых, как мы молились и верили. Наш случай — особый в истории человечества, его ни с чем нельзя сравнить. И именно с такой точки зрения я прошу вас рассматривать наше дело. Рассмотрите его с точки зрения вечности, которая наполняет собой нашу жизнь и нашу веру! Рассмотрите его с высот пророческого толкования, данного историей!

Господа, признание нашего права основать национальный Дом в этой небольшой стране является для нас вопросом жизни и смерти. Речь идет не только о том, чтобы собрать наших исстрадавшихся братьев, скитающихся среди груд пепла, в который превратилась треть народа Израиля. Только эта земля может исцелить их глубокие раны; только она наделена чудесной силой дать новую жизнь сухим костям, оставшимся от невиданной доселе кровавой резни, чтобы они поднялись, как в пророческом видении Йехезкеля. Они будут жить и станут благословением для своего народа и для всего человечества. Но у восстановления Сиона есть значение более важное, чем предоставление убежища спасшимся из нацистского ада. Помимо религиозного и пророческого значения здесь содержится возможность возвратить к нормальной жизни целый народ, который ныне не имеет на земле ни дома, ни своей страны, — возвратить к нормальной жизни народ, давший миру великие духовные ценности. В этом я вижу действие, которое должно исправить историческую несправедливость, совершенную по отношению к народу Израиля. Это значит: раз и навсегда восстановить духовное равновесие нашего народа. Нам необходимо избавиться от положения касты "неприкасаемых", бывшего нашим уделом на протяжении почти двух тысяч лет. Для арабов, с которыми у нас есть много общего и к которым мы относимся с уважением и естественной симпатией, Страна Израиля является, в конце концов, ни чем иным, как небольшой областью в пределах громадной империи; для нас же она есть начало и конец всего.

Приходится слышать ложное утверждение, что еврейское большинство будет притеснять нееврейское меньшинство. Утверждали также, что другие религии пострадают от изменения существующего статуса Страны Израиля и превращения ее в еврейское государство. Подобное может сказать лишь тот, кто забыл, что небесный Законодатель еще три тысячи лет тому назад повелел нам любить пришельца, живущего среди нас, помня при этом о зле, причиненном нам в Египте из-за ненависти египтян к чужеземцам. Да, изгнание научило нас ненавидеть — ненавидеть ненависть!

Что же касается второго утверждения, то тут я, как главный раввин еврейского населения Эрец-Исраэль, заявляю, что мы никоим образом не стремимся принудить другие народы к принятию иудаизма или еврейской традиции — ни посредством силы, ни через убеждение, ни каким-либо иным путем. В еврейском государстве каждая религиозная община будет пользоваться полной автономией во всем, что касается религии и культуры, и будет управлять своими учреждениями без вмешательства со стороны государства.

Один из наших мудрецов сказал: "Человек, живущий за пределами Страны Израиля, подобен тому, у кого нет Бога". У других религий есть святые места в Стране Израиля. Но, согласно еврейскому религиозному мировоззрению, каждая пядь земли в Стране Израиля свята, а святость находит конкретное и действенное проявление в особых заповедях, связанных с этой землей и с ее плодами. Только на Святой земле можно обрести духовную целостность. Еврейская религиозная жизнь в странах диаспоры неизбежно подвержена постоянному вытеснению под воздействием окружающей среды и существующих в наши дни экономических условий: особенно в тех странах, где евреи пользуются политическим и гражданским равноправием. Например, для еврея в диаспоре, соблюдающего субботу и воздерживающегося от запрещенных действий, закрыто многое из того, что доступно другим гражданам. Такое положение наносит ущерб соблюдению субботы, которое является одной из основ иудаизма. Таким образом, еврейская Страна Израиля необходима также для нашей веры.

Позвольте мне напомнить вам о религиозном энтузиазме, с которым принял наш народ Декларацию Бальфура. Она вызвала мессианские надежды во всех частях рассеянного по миру еврейского народа. Он увидел в ней начало свершения Божественного обещания о том, что Израиль вернется в Сион. Позвольте мне также напомнить вам, как однажды покойный король Георг V высказал публично свою радость по случаю того, что и ему довелось приложить руку к претворению в жизнь великих пророчеств древности. Собственными глазами вы видели, каких успехов мы добились в этой стране со времени провозглашения Декларации Бальфура. Мир наслышан сегодня о беспорядках в нашей стране. Вы же, господа, видели другую сторону медали. Вы видели, какое грандиозное строительство — материальное и духовное — осуществил еврейский народ за столь короткий период. Сегодня Эрец-Исраэль является не только национальным центром всего еврейства, но также обновленным религиозным и культурным центром нашего народа.

Наряду с этим британское правительство издало "Белую книгу". "Белая книга" — это попытка преградить путь потоку жизненных сил нашего возрождения. Я не верю, что попытка эта удалась, и никогда не верил, что это возможно. Чудо возрождения черпает силы из источников, недоступных руке человеческой. Но история сохранит память о том, что "Белая книга", говоря словами пророка Овадии, была направлена на то, чтобы убивать беглецов и выдавать уцелевших в день беды.

Еще в 1939 году я процитировал стихи Торы (Бемидбар, 35) о городах-убежищах и спросил: "Неужели на цивилизованные народы не возложен долг широко открыть врата Страны Израиля, единственного на земле убежища для наших братьев, которые хотят укрыться от убийц, —ведь их единственным "грехом" является то, что они продолжатели традиции, берущей начало от горы Синай". К несчастью, ничего не было сделано, врата заперли, и все мы видели, что произошло. Однако, несмотря на тяжкие испытания, мы признаем, что все достигнутое нами было достигнуто под британским покровительством.

Справедливо говорят, что возрождение Страны Израиля является единственным светлым пятном на международной арене после первой мировой войны. Мы твердо верим: это произошло потому, что сионистское движение, с самого начала и по сей день, испытывало на себе воздействие Провидения, которое уберегло нашу родину от когтей нацистского врага. Если бы враг оккупировал Страну Израиля, погасла бы последняя искра надежды, — и значит, такой поворот событий был невозможен. Перст Божий ясно указывает на Страну Израиля как на единственно возможное решение еврейского вопроса. Это чувствовали и знали миллионы, которые шли в свой последний путь к газовым камерам со словами "Слушай Израиль" и с песнями Сиона. Не пытайтесь повернуть вспять совершенное Провидением, ведь мы говорим словами псалмопевца: "Не умру я, а буду жить и возвещать дела Господни". Мы хотим и будем жить здесь, в Стране Израиля, направляемые нашей святой верой, чтобы исполнить здесь нашу историческую миссию на благо всего человечества!

Полное исполнение законов Торы в Святой земле
Д-р Ицхак Брейер

Я выступаю здесь от имени Всемирной организации Агудат-Исраэль и представляю ортодоксальное еврейство Эрец-Исраэль и всего мира.

Цель нашего выступления тут — это еще раз выразить чаяния еврейского народа, требующего создания такого государственного строя, который обеспечил бы свободную репатриацию и подготовил бы страну для принятия всех возвращающихся в нее евреев. Иными словами, мы требуем — распахните ворота Святой земли перед всеми ее сыновьями.

Мы были изгнаны из этой страны почти две тысячи лет тому назад в результате произвола и насилия. После героического восстания нас заставили подчиниться грубой силе. Такова была воля Божья. И потому на протяжении всех этих двух тысяч лет Страна Израиля оставалась ущербной и народ Израиля чувствовал себя несовершенным, а власть Торы, данной нам Творцом вселенной, была неполной.

Страна наша оставалась ущербной. Что представляла она все эти две тысячи лет, — страна, которая, по свидетельству Торы, текла когда-то молоком и медом? Видели ли вы эти голые скалы, запущенные и заброшенные земли этой страны?

Захват страны не дает оснований на право владения ею. Важны те результаты, которые были достигнуты в стране за время этого правления. В современном мире простой факт захвата какой-либо территории не гарантирует еще узаконения этого захвата. Сегодня контроль над какой-либо страной обязывает к определенным действиям, и если обязательства эти не выполняются, то тем более не может быть никаких оснований для требований на права собственности. В течение двадцати пяти лет евреи сделали в этой стране больше, чем другие за тысячу лет.

Наш народ чувствовал себя несовершенным. Мы, правда, остались единой нацией, несмотря на изгнание из страны. Но на протяжении двух тысяч лет мы не пустили корни ни в одной другой стране мира. Наши страдания были страданиями народа, оторванного от родной земли.

Эти наши страдания нашли свое отражение в наших молитвах — каждый день, утром, днем и вечером. Свой хлеб мы не ели без того, чтобы после трапезы не вспомнить эту нашу боль. В субботы и праздники наши молитвы переполнены были этим страданием. Жених и невеста не шли под венец без того, чтобы не вспомнить о разрушенном Храме, чтобы не произнести традиционную молитву: "Еще снизойдут радость и веселье на города Иудеи и на улицы Иерусалима, и голоса жениха и невесты зазвучат в них".

И исполнение законов Торы было, в известном смысле, неполным. Более половины заповедей Торы могут быть исполнены лишь в нашей стране, а потому они практически оставались невыполнимыми в течение двух тысяч лет. Заповеди, связанные с землей, имели, правда, силу закона, но практического исполнения найти не могли. Тора, данная нам Богом, требовала и требует создания национального хозяйства, основанного на моральных и социальных принципах, заложенных в ней; она требует создания национальной культуры, питаемой собственными соками; она требует существования народа Торы, который будет выполнять все ее законы; и, наконец, она требует страну Торы, дабы снова обрести в ней обитель свою.

То, что история связала воедино, невозможно разъединить, не исказив при этом саму суть. Когда Лига Наций признала историческую связь еврейского народа с этой страной, — она признала тем самым, что без практического проявления этой связи и народ, и страна, и само существование Торы остаются несовершенными. Мы верим, что наши требования на Эрец-Исраэль находятся в соответствии с международным правом и принципами общечеловеческой справедливости. Две тысячи лет народ Израиля скитался среди народов мира, часто он становился им в обузу, ему же самому это приносило ужасные, невыносимые страдания.

В конце первой мировой войны Господь Бог указал вождям Британии правильный путь, и благодаря их инициативе Лига Наций, которую мы вспоминаем с благодарностью, предоставила нам "мандат".

Этот мандат, и мы верим в это, является также и мандатом, данным Господом Богом народам мира, чтобы те пришли на помощь нашему древнему народу — народу Торы. Будьте же достойны полномочий, данных вам Богом! Политика "Белой книги" находится в полном противоречии с этим мандатом. По окончании второй мировой войны еврейский народ оказался еще более обездоленным и обескровленным, чем после первой мировой войны. И потому позиция, которую займут сейчас, после окончания этой ужасной войны, великие державы по отношению к народу Израиля, послужит истинным примером того, намерены ли они соблюдать законы правосудия и справедливости в отношениях между народами.

Верные традициям своего народа, мы видим в еврейско-арабском конфликте не проблему международной политики, а вопрос восстановления исторической справедливости. Верные традициям своего народа, мы верим, что только справедливость и правосудие могут установить мир между народами.

И если справедливость и правосудие победят, то мы уверены, что тогда требования народа Израиля будут полностью удовлетворены.

Святость святого народа на Святой земле
Раби Цви-Йегуда Кук (речь, произнесенная в День независимости 1967 года и записанная его учениками)

В ту памятную ночь, девятнадцать лет тому назад, когда правители народов мира приняли решение о создании государства Израиль, и по всей стране народ высыпал на улицы, чтобы выразить свою радость, я не мог разделить с ним его веселье. Я сидел в одиночестве, удрученный, и в те первые часы не мог согласиться с происходящим. Страшная мысль обуревала меня — моя страна будет поделена. Государство? — Это прекрасно! Но где наш Хеврон? Наш Шхем? Наш Иерихон? Неужели мы забудем про них? А весь восточный берег Иордана — ведь он наш, каждый клочок его земли, каждая пядь его — это часть страны Господа, и вправе ли мы отказаться пусть даже от одного миллиметра этой земли?! С такими мыслями, будучи потрясенным до глубины души, я не мог тогда радоваться. Так обстояли дела девятнадцать лет тому назад — в ту ночь, в те часы.

На следующий день ко мне пришел рав Харлап, благословенна память праведника. Мы оба в глубоком волнении сидели в маленькой комнатке, пока, наконец, придя в себя, одновременно не произнесли: "От Господа было это, дивно это в глазах наших" (Псалом 118:23).

И вот теперь, в продолжение деяний Господа, мы удостоились этого чуда. И, слава Богу, без помощи гоев! Все годы просили мы у Владыки мира: "Сними иго с шеи нашей и поведи и сделай нас свободными в стране нашей". И вот в этом году мы в известном смысле — отчасти в действительности, отчасти символически — освободились из-под гойского ига — и за то должны благодарить Господа.

Тут я хочу припомнить случай, произошедший на одном из собраний партии "Мизрахи" в те времена, когда велась дискуссия об интернационализации Иерусалима. На собрании председательствовал рав Меир Бар-Илан, благословенна память праведника, бывший тогда уже в преклонном возрасте, а в качестве приглашенного присутствовал тогдашний глава Еврейского агентства Беря Локер. Он, в частности, упомянул о проблеме Иерусалима, охарактеризовав ее как проблему сложную, требующую к себе весьма осторожного подхода. Локера перебил раби Меир, крикнув со своего места на "маме-лошн": "Вер херт зей!" — то есть, кто их слушает, кто их принимает всерьез. Это они-то, гои, будут указывать, что нам делать в Иерусалиме? Такой была реакция политического деятеля, пронизанного величием веры в Творца и в наш святой град Иерусалим, который будет стоять вечно.

Что же касается Дня независимости, то мы должны уяснить себе несколько вещей. Накануне субботы перед Днем независимости ко мне обратился один важный человек с вопросом, почему раввинат не запретит смотреть на военный парад, ведь в этом есть элемент упоения собственной силой? Мне же кажется, что, наоборот, нет ничего предосудительного в том, чтобы смотреть на парад. Если мы будем помнить, что эти сила и мощь даны нам Богом, то тогда нет тут никакого хвастовства собственной силой, а, напротив, исполнение заповеди Торы. При помощи этой, данной нам Богом мощи мы обязаны выполнить возложенную на нас заповедь — освобождение страны. Не все выполняют эту заповедь сознательно — и тем не менее они ее выполняют. Эта заповедь освобождения всей страны является заповедью для всех сынов Израиля, не исключая, разумеется, и нас с вами. И поэтому все, что относится к выполнению этой заповеди, — включая различные виды вооружения, как нашего производства, так и сделанные руками гоев, — все это свято!

Для многих значение Дня независимости государства Израиль ограничивается одним лишь весельем этого дня, а то, что день этот символизирует собой "начало геулы" — это ничего не говорящая их сердцу мистика. Однако, элементы геулы, скрытые в этом дне, вовсе не недоступны нашему пониманию. В Талмуде, в трактате Сангедрин, р. Йегошуа утверждает, что отсутствие полной тшувы не отодвигает геулу. На что р. Эльазар, его оппонент, не отвечает (а в Иерусалимском Талмуде сказано, что раби Эльазар вышел). Объяснение этому молчанию простое — оно выражает собой признание правоты р. Йегошуа. И действительно, прямо сказано: "Вернись, Израиль, потому что освободил Я тебя", то есть, тшува — возвращение к Господу и исполнение Его заповедей — будет после геулы.

Дальше в Талмуде приводятся слова р. Абы: "Сказал р. Аба: "Не будет явных признаков конца дней (т. е. геулы), а потому сказано: "А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои вознесите народу Моему, ибо скоро придут они" (Йехезкель 36:8). Иными словами, говорится тут о заселении Эрец-Исраэль и о собирании диаспор. Здесь надо кое-что пояснить. Ведь р. Эльазар и р. Йегошуа жили в эпоху ранних танаим, а р. Аба — намного позже, в середине эпохи амораим. Какая же может быть связь между двумя приведенными выше цитатами? Связь смысловая: поскольку конец дней, геула, не зависит от тшувы — а к такому выводу приходят танаим, — то как же мы сможем узнать, когда наступит геула? А тогда, когда нивы Эрец-Исраэль начнут приносить богатые плоды. Слава Богу, урожаи сейчас в нашей стране достаточно обильны...

Как-то раз, в беседе с одним большим ученым по вопросам галахи, был затронут вопрос о Дне независимости. И он сказал, что, несмотря на всю важность этого дня, святости в нем нет. Однако, поскольку мы верим в слова Бога, данные нам через пророков: "А вы, горы Израиля, плоды нам дадите", — и поскольку для исполнения этого пророчества, как постановил Рамбан, мы обязаны в каждом поколении выходить на войну, дабы освободить нашу страну, — то, исходя из всего этого, становится ясно, что исполнение заповеди освобождения страны есть дело святое. И это реальная действительность, а не просто фраза. Не нам решать, что свято, а что нет. Сам Господь Бог сделал нас народом святым. И точно таким же объективным фактом является святость Страны Израиля, страны, избранной Богом. Это страна, чьи плоды святы, а обрабатывание ее земли столь важно, что было сравнено Хатам-Софером в его комментариях к трактату Сука с важностью накладывания тфилин. Да, такова объективная действительность — свята эта земля и свят этот народ.

Раби из Чорткова сказал мне однажды, что он полностью согласен с нашими мудрецами, когда те говорят, что даже в самых прозаических делах народа Израиля проявляется его святость. Свят каждый еврей. Стоит постоянно помнить слова таких светочей Торы, как Йегуда Галеви и Магарал из Праги, чтобы не забывать одну из основ нашей веры: самый последний еврей-преступник — свят, свят вопреки своему собственному желанию! А посему ясно, что особой степенью святости наполнен тот день, когда было основано государство святого народа на Святой земле.

А в ответ на вопрос: "Неужели это то государство, о котором пророчествовали пророки?" — я отвечу: "Да, именно, такое государство имели в виду пророки". Конечно, государство наше несовершенно. Но наши пророки и мудрецы как раз и утверждали, что государство будет именно таким: потомки Аврагама, Ицхака и Яакова вернутся, заселят страну и создадут собственный государственный аппарат. И нигде не сказано, будут ли они великими праведниками, или не будут таковыми. Говорит пророк: "...и станет крутизна равниной и горная цепь — долиной. И явится слава Господня, и увидит всякая плоть разом, что изрекли уста Господа" (Йешаягу 40:4,5). Сказано здесь о строительстве домов и о насаждении виноградников, об основании же йешивот ничего не сказано...

Последние девятнадцать лет мы являемся свидетелями неустанного каждодневного развития. Мы удостоились увидеть собственными глазами чудеса, которые совершает для нас Господь — в строительстве, в сельском хозяйстве, в политике, в обороне государства и в духовной сфере нашей жизни. И неважно, помогают ли претворять эти чудеса в жизнь люди, полностью осознающие святость и Божественность происходящего, или люди, не осознающие это. Еврейский народ предшествовал сотворению мира; он стоит посреди небесного свода и провозглашает: "Благословенно имя Его славного царствия во веки веков". Еврейский народ удостоился Божественной Торы, и грандиозно впечатление, которое он производит на все миры. Истинный еврейский народ — это освобожденный еврейский народ: царство Израиля, армия Израиля, народ в целостности своей, живущий в своей стране, а не в странах изгнания.

Поэтому, когда еврейский народ был изгнан из Страны Израиля, содрогнулись все сферы мироздания. То же произойдет и с приходом геулы — содрогнется вселенная, волна судорог прокатится по миру, пока не достигнет нас. Но процесс этот — поэтапный и длительный. И сейчас, на девятнадцатом году существования нашего государства, можно сказать: от земного, материального, мы поднимаемся к небесному, духовному — мы строим буднично, а после освящаем.

Разумеется, мы не собираемся оправдывать безбожников. В государстве Израиль есть вещи, оскверняющие имя Божье и причиняющие нам немалую боль. Но даже это осквернение имени Божьего (хилуль Гашем) не умаляет освящения Его имени (кидуш Гашем) в государстве Израиль. На первый взгляд может показаться, что с одной стороны стоит кидуш Гашем, выражающийся в строительстве царства Израиля, а с другой — хилуль Гашем в процессе этого строительства. О подобной ситуации сказано нашими мудрецами в Иерусалимском Талмуде в трактате Кидушин: "Кидуш Гашем больше (важнее), чем хилуль Гашем". Мудрецы наши подразумевали тут следующее: если освящение и осквернение переплетены вместе в одном деле, то из этого не следует, что из опасения осквернить имя Божье, не нужно вообще браться за это дело. В этом случае кидуш Гашем важнее и обязует к действию. Это тем более верно, когда мы говорим о таком великом освящении имени Божьего, как возрождение еврейской независимости.

Чем строже и полнее станем мы исполнять заповеди и чем быстрее заселим Эрец-Исраэль, собрав в ней евреев из стран рассеяния, тем раньше мы возвратимся к вере в Господа и Его деяния и тем скорее удостоимся того, что хилуль Гашем, во всех его проявлениях, исчезнет навсегда. "...Когда Я соберу дом Израиля из народов, среди которых рассеяны они... и будут обитать на ней в безопасности, и построят дома, и насадят виноградники..." (Йехезкель 28:25).

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5
           
Интернет магазин детских сладостей namsladko.ru.