РАЗРУШЕНИЕ ХРАМА,
ИЗГНАНИЕ И ВЫЗВОЛЕНИЕ Перевод с иврита: Ида Гельчинская Это издание осуществлено обществом по распространению
еврейской культуры - "АМАНА". Издательством "АМАНА"
выпущено в свет более 70 книг и брошюр, посвященным различным аспектам
еврейской традиции и культуры. РАЗРУШЕНИЕ ПЕРВОГО ХРАМАСказано: Первый Храм был разрушен
в день Девятого Ава, в исход субботы и в исход "субботнего года", и
храмовую службу отправляла смена Иегоярива, и левиты стояли на возвышениях
своих и пели: ОБРАЩЕНИЕ К ЗАЩИТНИКАМ МАССАДЫЭлеазар бен Яир*
Мужи храбрые! Так так давно решили
мы не быть слугами ни римлян, ни других господ, а только Б-га единого,
потому что только Он управляет человеком по правде и по справедливости.
Пришел час, повелевающий нам исполнить наше решение и, как ранее мы
не приняли рабство без опасности, так и ныне мы не примем рабскую жизнь
со страшными наказаниями. Ведь мы были первыми, кто поднял на них руку,
и мы последние, кто сражается с ними. Милость сотворил Г-сподь, дарующий
нам умереть свободными людьми, смертью героев. Посему - да умрут наши
жены прежде, чем осквернились они, да умрут наши сыновья прежде, чем
узнают вкус рабства. А затем пусть воздаст один другому благодеяние
героев, и как хорошо, что мы останемся свободными людьми до могилы.
(Записано Иосефом бен Матитьягу)
** ДАРЫ ИЕРУСАЛИМААвраам Ицхак га-Коген
Кук*
Два дорогих дара были даны нам Иерусалимом,
городом святого Храма: величие святости и сила доблести. С той поры,
как опустел наш Храм и удалилась честь из Дома жизни нашей, омрачены
эти два светила. Величие святости перестало давать свою силу, свет Б-жественного
пророчества потускнел, сила доблести истощилась и пришел конец мощи
нашей. И вот мы, как тени, бродим по чужеземным странам. Два этих Г-сподних
дара - святость и доблесть - разлучились и, отделенные друг от друга,
истощились они. До тех пор, пока омрачает все мерзость галута, прилепились
к нам скверна неверия вместо величия святости, и безволие и трусость
вместо силы и доблести. ЗА ЧТО БЫЛА ОПУСТОШЕНА СТРАНА?Из-за чего был разрушен Первый Храм?
Из-за трех грехов: идолопоклонства, кровосмешения и кровопролития. Но
Второй Храм, во времена которого занимались изучением Торы, выполняли
заповеди и царило благочестие - почему он был разрушен? За беспричинную
ненависть, чтобы помнил ты, что беспричинная ненависть равносильна трем
грехам вместе взятым: идолопоклонству, кровосмешению и кровопролитию.
(Йома* 9, 72) АСТРОЛОГИЯ И РАЗРУШЕНИЕ ХРАМАРабби Моше бен Маймон*
Погубило наше царство и разрушило
наш Храм, продлило наше изгнание и привело к нынешнему положению то,
что согрешили отцы наши, и их уже нет. Они нашли многие книги, составленные
теми, кто предсказывает по звездам. Они ошиблись, увлеклись ими и вообразили,
что это сверкающая мудрость, и что есть в них великая польза. И не занимались
более ни изучением ремесел, ни покорением стран, думали, что эти книги
помогут им. Поэтому назвали их пророки (да покоятся они в мире) невеждами
и глупцами. ФАНАТИЗМ ФАРИСЕЕВ*Нафтали Цви Иегуда
Берлин**
Во времена Второго Храма люди были
праведны и благочестивы, усердны в изучении Торы, но не были честны
и справедливы в житейских делах. Из-за беспричинной ненависти, что была
в их сердцах, они подозревали каждого, кто почитал Б-га не так, как
они, считая, что он саддукей и богоотступник. Это привело к кровопролитию,
ко всем злодеяниям мира и к разрушению Храма. Ибо Всевышний, Благословен
Он, справедлив и не выносит таких праведников. Должно поступать прямо
в отношениях с людьми и не идти окольными путями, даже во имя небес,
потому что это приводит к разрушению всего сущего и к опустошению страны. ИЗРАИЛЬ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКААвраам Ицхак га-Коген
Кук
Мы отошли от мировой политики по принуждению,
но есть в этом и внутреннее желание отстраниться от нее до той счастливой
поры, когда можно будет управлять государством без зла и жестокости.
Этого времени ожидаем мы. Понятно, чтобы осуществить это, мы должны
возродить все наши силы, использовать все средства, которые предоставляет
нам время: всем управляет рука Всевышнего, творящего миры. Но выжидать
мы обязаны, ибо нашей душе отвратительны ужасные грехи управления государством
во времена, когда господствует зло. ГОСУДАРСТВО И СТРЕМЛЕНИЕ К РАВЕНСТВУЭфраим Элимелех
Урбах*
Свобода государства связана со стремлением
к равенству. Разрушение Иудеи объясняется в книге пророка Иеремии (Ирмиягу)
тем, что исчезло это стремление и появились порабощенные. Пророк взывал:
"...вы не послушали меня, чтобы каждый объявил свободу брату своему
и каждый - ближнему своему, вот, я объявляю свободу мечу, мору и голоду
против вас..." (Иеремия, 34, 17). Народ поработителей и порабощенных
не сумеет сохранить свою свободу, и, в конце концов, сами поработители
станут порабощенными. ПЛАЧ О РАЗРУШЕНИИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА СТРОИТЕЛЬСТВАМоше Софер*
Написано в книге пророка Исайи (Иешаягу,
62,6-7) : "...напоминающие о Г-споде - не давайте себе покоя! И Ему
не давайте покоя, пока не утвердит и не сделает Иерусалим славой на
земле." Ведь плач и страдания скорбящих о Сионе, сокрушающихся о разрушении,
и есть его, Храма, строительство. Каждый год, когда собираются, дабы
оплакивать его разрушение, молятся о том, что Всемогущий "утвердит и
сделает Иерусалим славой на земле". И так мы отсчитываем годы его строительства.
Царь Соломон строил Иерусалимский Храм семь лет, царь Ирод - шесть лет,
мы отстраиваем его уже тысячу семьсот семьдесят два года. Мы ведем отсчет
со дня его гибели: сколько лет со дня разрушения, столько же лет строительства,
потому что стенание и плач о разрушении сами по себе - строительство. ДЕВЯТЬ ДНЕЙМоше Гесс*
Мой дедушка был знатоком Торы и богобоязненным
человеком. По окончании дневных трудов, он устанавливал определенное
время для занятий Торой - с вечера и до полуночи - все дни года. И только
при наступлении "девяти дней" (месяца ава) он прекращал свои занятия.
В эти дни он читал со своими внуками сказания о разрушении Храма и об
изгнании. И слезы текли из глаз его. Даже мы, дети, не могли тогда удержаться
от слез. Помнится мне одно из преданий о разрушении Храма, которое волновало
больше других душу деда и внука: предание о том, как шли сыны Израиля,
закованные в цепи, перед войском Навуходоносора в вавилонский плен,
и проходили они мимо могилы праматери Рахели, и вот: "Голос слышен в
Раме, вопль и горькое рыдание, Рахель оплакивает сыновей своих, не хочет
она утешиться..." (Иеремия, 31, 15). ("Рим и Иерусалим") ТРАУРАвраам Иегошуа Гешель*
Мы народ траура, но не отчаяния, охваченные
скорбью, но далекие от жалости к себе. Оплакивая трагедию, помним грехи
наши, обвиняем только себя. Траур - это призыв к раскаянию. Мы - народ,
пребывающий в трауре, назначение которого - исправление. СВЯТОСТЬ ХРАМА И ИЕРУСАЛИМАРабби Моше бен Маймон
Почему я говорю: Храм и Иерусалим
освящены навсегда первостепенной святостью, а святость всех остальных
частей Страны Израиля, "субботнего" года, десятины*и всего, что связано
с ними, не освящены на будущее. Почему? ВОЗРАЖЕНИЕ РАББИ АВРААМА БЕН ДАВИДА*Сказал Авраам: это его (Рамбама) собственное
мнение, не знаю, откуда оно. И не только я это говорю, но даже рабби
Носи сказал. "Вторая святость освящена навсегда", но он сказал это по
отношению к остальной части Страны Израиля, а об Иерусалиме и Храме
не сказал, ибо знал Эзра, что будущее Храма и Иерусалима - изменится
и освятится иной святостью самим Г-сподом навечно. И это то, что открылось
мне из тайн Г-спода боящимся его. Поэтому всякий входящий туда сейчас
не заслуживает истребления. ЗА НАШЕЙ СТЕНОЙЦви Иегуда га-Коген
Кук
Как Израиль в душах, в помыслах людей,
так Стена плача в мире, в Стране. В ЭТУ НОЧЬАгарон Цейтлин*
В эту ночь ветры святости камни целуют
в горах. БОРЬБА ПОКОЛЕНИЙ ЗА ИЕРУСАЛИМБен Цион Динур*
Тысяча восемьсот семьдесят девять
лет, три месяца и двенадцать дней прошли с тех пор, как Тит разрушил
Иерусалим и до того дня, когда глава правительства Израиля объявил о
переводе Кнессета и правительства в Иерусалим. Эта декларация и ее осуществление
знаменуют заключительную фазу борьбы многих поколений, подобной которой
не было в истории народов: борьбы народа, в большинстве своем отдаленного
от Родины и живущего жизнью изгнанника на чужбине, народа рассеянного
по всем странам и разбросанного по всем государствам, преследуемого
за желание существовать и униженного за преданность своему образу жизни,
истязаемого за свою веру, борющегося за свою душу. Он не хочет отступиться
от священного города и столицы государства, города великолепного прошлого
и прекрасного будущего. КОРНИДавид Гартман*
Не будем заблуждаться, Израиль - творение
не только Биньямина Зеэва Герцля, Хаима Вейцмана, сионизма двадцатого
века или Катастрофы и ООН. Израиль - творение сотен поколений еврейских
матерей, которые учили своих детей мечтать об Иерусалиме. Сионизм -
это осознанное решение народа превратить мечту в действительность. НОЧАМИ НА ЛОЖЕ МОЕМСказал еврейский народ Святому, Благословен
Он: Владыка мира! Прежде ты светил нам между ночами Египта и ночами
Вавилона, между ночами Вавилона и ночами Мидии, между ночами Мидии и
ночами Греции, между ночами Греции и ночами Эдома, а теперь... сгустилась
над нами единая ночь. (Мидраш Шир га-Ширим рабба) МОГУЩЕСТВО И СТРАХСказал рабби Иегошуа бен Леви: почему
всех членов Великого Собрания называют по имени? Потому что возвратили
нам Б-жественный венец таким, каким он был прежде. ПРИЗЫВ АБРАВАНЕЛЯ*К АНУСИМ**Ицхак Бер***
Тщетны и напрасны усилия тех, кто
полагает, что сумел погрузиться в море народов и тем самым избавиться
от действия Б-жественного Провидения в истории, не зависящего от причинности.
И то, что вы думаете - будем, как народы всех стран - не исполнится. ДИАСПОРА ОСКУДЕВАЕТХаим Газаз*
Диаспора - это особое историческое
явление, подобного которому нет у других народов мира и которое существует
только у евреев. ВОСПРИЯТИЕ ДИАСПОРЫХаим Гилел бен Сасон*
Осознание диаспоры было одной из постоянных
и оплодотворяющих сил еврейской мысли. Оно выражало желание евреев спасти
и сохранить народ, даже в самые тяжелые дни. Полемика между ними и другими
монотеистическими религиями по этому вопросу, духовная гордость и религиозное
чувство создавали из поколения в поколение новые модели объяснения диаспоры,
которые дали возможность каждому еврею терпеть страдания, не отчаиваясь
и не теряя человеческого облика, надеясь на Б-га и на справедливость.
Из бедствий диаспоры был вызволен дух Яакова, потому что ощущение диаспоры
- одна из главных причин особенной чуткости большинства нашего народа
к вопросу Б-жественной и общественной справедливости. ОБНОВЛЕНИЕИцхак Бер
Движение еврейского обновления в наши
дни по своей глубинной сущности не связано с национальными движениями
Европы; оно - возвращение к исконному национальному самосознанию, которое
существовало еще до европейской истории. В то же время с этим возвращением,
несомненно, связано и противостояние древнему историческому еврейскому
самосознанию. Возникает вопрос: какое наше отношение к вере, основы
которой незыблемы вот уже более двух тысяч лет? Быть может, в нашем
сознании сочетаются последние выводы современной причинно-исторической
мысли с последними порождениями традиционного еврейского восприятия
нашей древней истории во всей ее самобытности? "Глаза наши видели -
и это не чуждо нам, уши наши слышали - и это не чуждо нам." ВЕРНИ НАССказал еврейский народ Святому, Благословен
Он: "Верни нас к себе, Г-сподь", и ответил им Святой, Благословен Он:
"Вернитесь ко мне, и Я вернусь в вам" (Малахия, 3,7). Б-Г СПУСТИЛСЯ В СВОЙ САД (фрагмент)Рабби Хаим Коген*
Говорит народ Израиля: СИОН! СПРОСИ... (отрывок)Рабби Иегуда Галеви
Сион! |