ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ ПРАЗДНИКА

Молитва накануне Йом Кипура

В утреннюю молитву не включается псалом Мизмор Летода, потому что обычно мы читаем его как бы вместо благодарственной жертвы, которая накануне Йом Кипура не приносилась. Дело в том, что мясо этой жертвы можно было есть до полуночи, а пост, наступающий с началом Йом Кипура, - после захода солнца - сокращал этот период настолько, что возникало серьезное опасение, что мясо останется несъеденным.

Накануне Йом Кипура не читают Слихот, не постятся (даже после дурного сна), не читают Таханун, Авину, Малкейну и некоторые Псалмы, поскольку Йом Кипур - один из самым больших праздников года.

Те, кто не совершил расторжение данных им за год обетов накануне Рош Гашана в присутствии бейт-дина, делает это накануне Йом Кипура, после утренней молитвы.

К молитве Минха добавляют Седер Видуй (исповедь). Этот обычай был установлен ввиду того, что Всевышний прощает в Йом Кипур грехи лишь тех, кто раскаялся в своих проступках, а исповедь является одним необходимым условием раскаяния. Поэтому принято исповедоваться уже в Минхе - на случай, если состояние здоровья помешает человеку исповедаться непосредственно в Йом Кипур.

В Дни Трепета принято раздавать больше денег, чем обычно, а накануне Йом Кипура - еще больше. Благотворительность может спасти человека от сурового приговора. Талмуд и другие книги приводят много таких примеров.

Еда накануне Йом Кипура

Существует заповедь есть и пить накануне Йом Кипура. В Торе сказано: "Изнуряйте себя вечером девятого (Тишрей)". Но ведь пост наступает десятого, а не девятого числа!

Наши мудрецы объясняют: тому, кто ест девятого и постится десятого Тишрей, это вменяется в заслугу так же, как если бы он постился в течение обоих дней.

Кроме того, поскольку с Йом Кипуром связано множество заповедей, необходимо устроить в их честь праздничную трапезу. Устроить ее в Йом Кипур невозможно, поэтому ее устраивают накануне.

Не следует забывать и о том, что в Йом Кипур нам предстоит сосредоточенно молиться в течение многих часов подряд и перед этим необходимо набраться сил.

"Всевышний в своей любви к Израилю заповедал ему поститься один день в году, чтобы он мог искупить свои грехи, а перед этим пить и есть досыта, чтобы пост не был ему во вред." (Тур, Гилхот Йом Кипур, 604)

Утром накануне Йом Кипура принято есть рыбные блюда.

Наши мудрецы учат: накануне Иом Кипура следует есть только легкие блюда, чтобы хорошо чувствовать себя в течение долгого поста.

Окунуться в "микву"

Каждый человек должен очиститься, совершив погружение в микву накануне Иом Кипура. Этот обычай установлен еще пророками.

Многие мудрецы считают, что обычай совершать погружение в микву накануне Иом Кипура - заповедь, требующая специального благословения, но, согласно мнению большинства наших учителей, произносить благословение не следует, во всяком случае, в наше время.

Разделяющая трапеза

После молитвы Минха принято устраивать Сеуда Мафсекет - разделяющую трапезу. Ее надо закончить по крайней мере за полчаса до захода солнца, чтобы успеть прочитать биркат гамазон (благословение после трапезы), а также дойти до синагоги до начала чтения Кол Нидрей, к которому приступают непосредственно перед заходом солнца.

Эта трапеза должна состоять только из легких блюд. В нее не включают рыбу, чеснок и опьяняющие напитки.

Перед биркат гамазон, завершающим Сеуда Мафсекет, читают Псалом "Шир Гамаалот ("Песнь ступеней") - когда вернул Г-сподь пленников Циона". При этом следует думать о том, что до сих пор не наступило полное спасение, весь еврейский народ еще не вернулся с песней в Цион, еще не отстроен Храм и не пришел Машиах. Необходимо еще раз задуматься о значении наступающего дня.

В честь наступающего праздника надевают чистые одежды и зажигают свечи. При этом произносятся два благословения: "Благословен Ты... заповедавший зажигать свечи в Йом Кипур", и "Благословен Ты... давший нам дожить... до этого дня" - Шегехеяну.

Родители благословляют своих детей - чаще всего следующими словами: "Да удостоит тебя Б-г стать таким, как Эфраим и Менаше" (мальчиков) или "...как Ривка, Рахель и Лея" (девочек).

Пять запретов

Йом Кипур - не только день поста. Запрещены и все остальные физические удовольствия. Поэтому запрещено умываться (даже холодной водой) и носить кожаную обувь. Можно надеть ботинки из резины, пластика или ткани.

Наши мудрецы объяснили, что в Йом Кипур действуют пять запретов: на еду и питье, на умывание, на умащение кожи, на ношение кожаной обуви и на сближение с женщиной.

Эти пять запретов как бы противопоставлены Пятикнижию (чтобы принять Тору в ее полноте, необходимо устранить преграду, воздвигаемую естественной тягой человека к физическим наслаждениям), а также пяти органам чувств, с помощью которых человек выполняет или нарушает заповеди, пяти упоминаниям слова нефеш (душа) в главе Торы, рассказывающей о Йом Кипуре, пяти погружениям первосвященника в микву в Йом Кипур и пяти молитвам этого дня - Маарив, Шахарит, Мусаф, Минха и Неила.

Белая одежда

Принято надевать в Йом Кипур белую одежду. Белую - поскольку такую одежду носят ангелы, служащие Всевышнему.

Чаще всего одевают поверх одежды китель - белый халат, похожий на саван. Он напоминает о дне смерти и необходимости раскаяния.

Китель не украшают золотом, чтобы оно не напоминало об истории с "золотым тельцом", но его принято расшивать серебром.

Вечером в Йом Кипур молятся, облачившись в талит. Поскольку в темное время суток нельзя произнести благословение на талит, его необходимо надеть еще раз днем.

Молитва "Зака"

Почти повсеместно принято перед Кол Нидрей читать молитву Зака (чистую). Ее составил автор книги Хайей Адам. Эта молитва действительно очищает сердца тех, кто ее произносит, и готовит их к встрече Йом Кипура в чистоте и святости.

"Кол Нидрей"

Еще до захода солнца открывают Арон Гакодеш - Ковчег, в котором хранятся свитки Торы. Двое из числа самых уважаемых членов общины выносят два свитка Торы. Оставив Арон Гакодеш открытым, они обходят вокруг возвышения в центре синагоги и громко говорят: "Для праведных посеян свет, и радость - для прямодушных". Все присутствующие повторяют эти слова и целуют свитки Торы.

Те, кто несет свитки, подходят к кантору и стоят рядом с ним (со свитками в руках) до конца чтения молитвы Кол Нидрей ("Все обеты").

С Кол Нидрей начинаются молитвы праздника - поста Йом Кипур.

Эту молитву читают перед заходом солнца, так как она представляет собой разрешение обетов, которое нельзя совершить в праздничный день, ибо оно не является необходимым для проведения праздника. Ее читают трижды, подобно тому, как мудрец, разрешая обет, повторяет три раза: "Разрешаю тебе..." Сефардские евреи поют перед Кол Нидрей: "К Тебе, Всевышний, все мои стремления". В этом отрывке содержится признание в грехах, которое, по мнению многих мудрецов, обязательно должно быть произнесено после "разделяющей трапезы" и до начала Йом Кипура.

Молитва Кол Нидрей содержит отмену всех будущих обетов, которые нам суждено будет дать, а по мнению некоторых законоучителей - и всех данных в прошлом обетов. Наши мудрецы учат: "Тот, кто хочет, чтобы обеты, данные им в наступающем году были недействительны, должен сказать в Рош Гашана: "Все мои будущие обеты отменяются". (Недарим, 23)

Такое заявление отменяет любой обет, если в момент его произнесения человек не помнит об этом заявлении. Талмуд считает, что если бы в момент принятия нового обета человек вспомнил, что уже объявил будущие обеты недействительными, он не стал бы принимать новый обет, и, стало быть, его принятие - ошибка.

Чтение Торы в Иом Кипур

В Йом Кипур мудрецы установили особенный порядок чтения Торы, отличающийся от порядка, принятого в другие праздники.

Во все другие праздники к Торе вызываются пять человек, а в Йом Кипур - шесть. Во время молитвы Минха в праздники Тору не читают, а в Йом Кипур (как и в субботу) к Торе вызываются трое.

В время утренней молитвы Шахарит выносят два свитка Торы. По одному из них шесть человек читают главу Ахарей Мот ("После смерти"), посвященную обязанностям первосвященника в Храме. Мафтир читают по второму свитку Торы. Он взят из главы Пинхас и посвящен дополнительному жертвоприношению (Мусаф), совершавшемуся в Йом Кипур. Затем читают фрагмент из Книги Йешайи, начинающийся словами: "И сказал Он: "Прокладывайте дорогу. Вот пост, который угоден Мне: сбросьте оковы зла..."

Во время молитвы Минха выносят один свиток Торы и три человека продолжают чтение главы Ахарей Мот, начатое в утренней молитве. Они читают главу до самого конца. Последний из них читает затем всю Книгу Ионы; это чтение называется, таким образом, Гафтарат Иона.

"Парашат Арайот" и "Гафтарат Иона"

Отрывок главы Ахарей Мот, читаемый во время Минхи, не имеет прямого отношения к Йом Кипуру. Он содержит запреты на кровосмешение и прелюбодеяние, от которых Тора требует держаться как можно дальше: "Не поступайте согласно обычаям Египта, в котором вы жили, не поступайте согласно обычаем страны Кнааан, куда Я вас веду - и не следуйте их законам... Соблюдайте мои установления и не следуйте мерзким обычаям, которым следовали [те, кто жил здесь] раньше вас, и не оскверняйтесь ими..."

Вообще говоря, этот отрывок - окончание главы Ахарей Мот - читается в Йом Кипур потому, что в утренней молитве читается начало главы, и мудрецы постановили не оставлять ее недочитанной.

Однако один мудрец сказал: "Из этого отрывка мы учим, что даже тот, кто высоко поднялся в своей святости, не может быть уверен в том, что он полностью защищен от соблазна совершить самый страшный грех. Поэтому в конце Йом Кипура евреи, уже очистившись от грехов, читают отрывок Торы, посвященный порокам самых развращенных народов. Нельзя ни на минуту забыть о йецер гара - враге, живущем в глубине нашего сердца и подталкивающем нас к самым ужасным поступкам.

В Йом Кипур читается Книга Ионы, которая учит нас, что тот, кто нарушит заповедь Всевышнего, нигде не сможет укрыться от Него. Кроме того, эта книга рассказывает о раскаянии жителей Ниневии, которое должно стать примером для всех нас.

Поминовение душ

Мудрецы постановили, чтобы в праздники сыновья поминали в молитве своих усопших родителей и совершали в память о них добрые дела (прежде всего - помогали бедным), с тем, чтобы это зачлось усопшим как их заслуга.

Эта специальная молитва читается сразу же после того, как завершается чтение Торы.

Эта молитва - Йизкор - читается в конце праздника: в последний день Песах, в Шавуот и в последний день Сукот (вне Израиля - всегда во второй, самый последний день праздника). Поскольку Десять Дней Трепета считаются как бы одним праздником, в Рош Гашана она не читается.

Чтение этой молитвы в Йом Кипур особенно важно, потому что это день прощения, день милосердия, в котором мертвые нуждаются не меньше, чем живые.

Наши мудрецы учат, что хотя после смерти человек уже не может исполнять (или нарушать) заповеди, пожертвования на благотворительные цели, сделанные детьми в память о родителях, помогают душам родителей в лучшем мире, как сказано в Торе (Дварим, 21): "Прости народу Твоему, Израилю, который Ты искупил". В книге Сифрей объясняется, что слова "...народу Твоему" подразумевают живых, а слова "... который Ты искупил" - мертвых, которые тоже нуждаются в искуплении.

Их искупление состоит в молитвах и добрых делах, совершаемых ради них живыми.

Если родители научили детей молиться и исполнять заповеди, то после их смерти каждая молитва, каждая заповедь, исполненная детьми, вменяется в заслугу родителям.

Порядок службы в Храме

Во время молитвы Мусаф кантор читает вслух порядок службы первосвященника в Храме в Йом Кипур.

Он начинал службу в Храме еще до восхода солнца и завершал ее с закрытием ворот Храма в конце дня. От этой службы зависело искупление всего еврейского народа, как сказано: "И совершит он искупление - за себя и за свой дом, и за весь Израиль". (Ваикра, 16)

Во время этой службы каждый видел, что Всевышний полностью прощает грехи еврейского народа. Первосвященник повязывал одну красную ленточку на рога "козла отпущения", а другую - на шею козла, приносимого в искупительную жертву Хатаат, чтобы не спутать их с другими козлами, приносимыми в жертву в этот день. Потом первую ленточку разрезали надвое; одна часть ее оставалась на рогах козла, а другую привязывали

Пять молитв

В Йом Кипур читают пять молитв: Маарив, Шахарит и Минху, как и каждый день, Мусаф, который читают в субботу и в праздники, и Неилу ("Закрытие") - молитву, читаемую только в Йом Кипур, в самом конце дня, когда на Небесах закрываются ворота милосердия.

Эту молитву стараются произнести особенно сосредоточенно, чтобы - если это возможно - в последний момент пробудить милосердие Небес и изменить приговор.

В ней говорится о ничтожестве человека, о тяжести его грехов и о необходимости настоящего раскаяния.

Закрытие Ворот

Молитва Неила получила это название потому, что после ее произнесения одновременно запираются ворота Храма и ворота Небес, и Всевышний ставит печать на все вынесенные им приговоры. Поэтому в ней упоминается не подписанный приговор, а приговор, скрепленный печатью. В молитве Неила отрывок Авину, Малкейну читается даже в субботу. Однако сефардские евреи не включают Авину, Малкейнув Неилу.После молитвы кантор громко произносит слова Шма Исраэль, которые повторяют все молящиеся. Каждый человек обязан чувствовать в этот момент, что он готов отдать жизнь ради освящения Имени Всевышнего. После этого кантор (и все остальные за ним) произносит трижды: "Благословенна слава Царства Его во веки веков". Трижды - потому что сказано: "Г-сподь царствовал, Г-сподь царствует, Г-сподь будет царствовать", что означает: Он царствовал до того, как сотворил мир, царствует в этом мире и будет царствовать в будущем мире.

После этого кантор семь раз говорит (а все остальные повторяют за ним): "Г-сподь - Он Б-г". Семь раз - потому, что Всевышний раскрыл перед Израилем семь Небес во время Синайского откровения. Кроме того, именно в этот момент нас покидает Б-жественное присутствие - Шма Исраэль, и мы провожаем ее через все Небеса.

Кантор читает кадиш на радостный мотив, ибо мы уверены в милосердии Всевышнего.

Затем еще один - последний - раз трубят в шофар. Этот трубный звук напоминает о йовеле (пятидесятом годе). Когда в йовеле в Йом Кипур трубили в шофар, все рабы - евреи выходили на свободу, а заложенные земли возвращались их настоящим хозяевам.

Кроме того, трубный звук шофара на исходе Йом Кипура напоминает о жертвоприношении Ицхака и сбивает с толку сатану, который не решается обвинять Израиль перед Всевышним, когда евреи трубят в шофарКроме того, шофар напоминает нам о том, что Шхина возвращается на Небеса, как сказано: "Г-сподь поднялся в [Небеса] под трубные звуки {шофара].Кроме того, он напоминает о том, что ночь после Йом Кипура - тоже праздник, как сказано в Мидраше’."После завершения Йом Кипура с Небес раздается голос, говорящий: "Иди и ешь в радости хлеб свой".

Если молитва Неила заканчивается до того, как на небе появляются звезды, - ждут выхода звезд и только тогда трубят в шофар. Протрубив в шофар, все, кто собрался в синагоге, произносят: "В будущем году - в Иерусалиме" (в Иерусалиме говорят: "В будущем году в отстроенном Иерусалиме").

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Беседа с родителями
Родителям рассказывают о Йом-Кипуре и отвечают на их вопросы.

Еврейская традиция говорит, что в Йом-Кипур Творец простил евреям грех создания золотого тельца. Поэтому именно этот день предназначен для прощения всех грехов, совершенных в уходящем году. В Йом-Кипур нам следует освободиться от повседневных забот и задуматься над коренными вопросами нашего существования. В этот день мы не едим и не пьем, посвящая максимум времени внутренней духовной работе, многие из нас - молитве. Чтобы помочь нам в этом, традиция запрещает есть и пить, надевать кожаную обувь, мыться, пользоваться косметикой, интимную близость.

Каждое из этих ограничений предназначено для исправления определенных проступков. Вне сомнения, самое тяжелое испытание - это запрет есть и пить. И тем не менее смысл этого запрета заключен отнюдь не в том, чтобы заставить людей непрестанно думать о еде. Его цель - помочь нам хотя бы на некоторое время освободиться от постоянных забот об удовлетворении наших физических потребностей и задуматься над духовными вопросами.

По еврейскому закону каждая девушка от 12 лет и старше и каждый юноша, достигший 13 лет, должны поститься в течение суток. Тот, кто в состоянии выдержать пост, должен сделать это. Тот, кто не сможет, пусть, по крайней мере, потерпит без еды и питья как можно дольше. Каждому следует самостоятельно решить, сколько времени он будет поститься, и установить время окончания поста заранее - учитывая свои возможности и прибавив несколько минут, чтобы немножко превозмочь себя. Причем нельзя не только есть и пить, но даже думать о еде или питье. Понятно, что тот, кому вредно поститься по медицинским показаниям, этого делать не должен – более того: в этом случае пост запрещен!

Существует заповедь устраивать обильную трапезу перед Йом-Кипуром, чтобы укрепить свои силы перед постом.

На уроке

Рассказ учителя

1. Что такое Йом-Кипур?

Йом-Кипур – День искупления. Он выпадает на десятое тишрея.

Рассказывается в Торе, что вскоре после исхода из Египта евреи допустили тяжелый грех, изготовив для поклонения золотую статую тельца (теленка). В Йом-Кипур Творец этот грех простил. Поэтому с тех пор именно этот день предназначен для прощения всех грехов, совершенных в уходящем году.

Традиция говорит, что в этот Йом-Кипур Всевышний утверждает приговор, который Он вынес нам в Рош га-шана, как бы скрепляя его печатью. Известно, что приговор можно смягчить с помощью молитвы, цдаки (пожертвования), тшувы (раскаяния). Но и они не помогут, если проступок допущен по отношению к родителям, друзьям, любым людям. Единственная возможность загладить его – попросить у них прощения.

2. Законы, ритуалы и обычаи

Йом-Кипур – это, повторяем, день поста. В этот день запрещено есть и пить, мыться, носить обувь из кожи, пользоваться косметикой. Все это помогает на время освободиться от физических потребностей и подумать о своей жизни, особенно о том, все ли мы делаем правильно, что именно нам надо в себе исправить.
Задания

Обсуждение рассказа «ГРИБЫ»
(для учеников младших классов)

Цель рассказа - ввести учеников в атмосферу этого дня, показать его уникальность.

Учитель: «Расскажу вам историю. Миша, герой истории, поступил очень странно. Послушайте ее и скажите, какой, по вашему мнению, поступок Миши противоречит здравому смыслу.

Миша был очень взволнован. Уже несколько месяцев он ходил с мамой в лес по грибы. Мама научила его, чем отличается съедобный гриб от ядовитого. Она строго-настрого остерегала Мишу, напоминая ему о том, что малейшая ошибка может обернуться несчастьем. На этот раз он должен был отправиться за ними сам, без мамы. Он очень любил грибы и обрадовался, когда мама разрешила ему пойти в лес без нее: ведь теперь он впервые сможет сам найти самые лучшие грибы!

Миша вошел в лес и начал пробираться через валежник, разгребая листву и приподнимая ветви, под которыми прятались грибы. Но то ли потому, что был увлечен поисками их, то ли потому, что непрестанно повторял то, чему учила мама, - как отличить съедобный гриб от ядовитого, - не обратил внимания на громадного дремлющего медведя.

Когда Миша увидел косолапого всего в нескольких шагах от себя, его охватил страх. Еще одно неосторожное движение - он разбудит свирепого зверя и тот неминуемо растерзает его! Он знал: медведи злы, быстры и сильны. Даже взрослый человек, а тем более девятилетний мальчик, не в силах справиться с рассвирепевшим хищником.

Медленно-медленно, стараясь не шуметь, чтобы не разбудить медведя, Миша попятился назад. Но было слишком поздно. Зверь, услышав шорох, приподнялся и сердито огляделся вокруг. «Нужно немедленно броситься наутек, - сообразил Миша, - может, пока медведь заметит меня, я удеру подальше, выбегу из лесу и спрячусь в безопасном месте».

Но тут он вдруг увидел такие чудесные грибы, каких раньше никогда не встречал. Такие свежие, такие заманчивые, и судя по цвету - не ядовитые. Миша метнулся к грибам, срывая на бегу самые лучшие. А затем - кинулся наутек…

…Рычащий зверь настигал бегущего мальчика. К счастью, Миша увидел поблизости охотника и изо всех сил закричал: «Спасите!» Охотник обернулся и сразу же понял, что дело серьезное. Вскинув ружье, он прицелился. В тот момент, когда зверь готов был схватить незадачливого грибника, грянул выстрел – и раздался дикий рев. Раненный медведь повернулся и на трех лапах бросился прочь.

Для учеников, конечно же, не составит труда объяснить, что именно в Мишином поведении показалось им нелогичным: он не сразу убежал, столкнувшись с медведем, а попытался нарвать грибов. Тот, кто опасается за свою жизнь, должен спасать ее, а не думать в этот момент о несущественном. Разумеется, мы можем и должны исправлять наши поступки ежедневно. Но Творец дал нам один день в году, специально предназначенный для )тшувы - возвращения к Нему - и для прощения грехов. Это - Йом-Кипур. В этот день мы не тратим время на то, что напоминает нам о повседневном. Мы должны полностью сосредоточиться на важном: на исправлении своих ошибок и проступков и на просьбе о прощении.

Смысл запретов Йом-Кипура
(для старших школьников)

Пять ограничений призваны устранить использование во вред данных нам способностей. В чем смысл этих ограничений?

Возможные ответы:

Запрет есть и пить служит задаче исправления проступков, связанных с едой. Например, если мы ели что-либо запрещенное или переедали сверх всякой меры. Сюда же относятся и проступки, совершенные в бизнесе, в работе, так как заработанные деньги идут на удовлетворение наших потребностей.

Запрет интимной близости направлен на исправление отношений между полами. Можно утверждать, что искривления в этих отношениях возникают вследствие эгоистических стремлений одного немедленно удовлетворить собственные желания. При этом желания другого человека совсем не учитываются, его используют как средство утоления своих страстей.

Обувь из кожи символизирует мир человека (в противовес миру природы), поскольку только человек - единственный из сотворенного - пользуется одеждой и обувью. Поэтому запрет обувать кожаную обувь призван напомнить о том, что мы не должны использовать достижения цивилизации во зло.

От купания человек получает наслаждение; запрет делать это в Йом-Кипур предостерегает нас от чрезмерного стремления к физическим наслаждениям.

Косметика олицетворяет все то, что превышает разумные потребности человека в удовольствиях. Только состоятельные люди могут позволить себе расходы на такие вещи, как дорогие духи или косметический крем. Этот запрет призван также напомнить нам о необходимости ограничить себя в пристрастии ко всему материальному.

Простить ли проступок?

Цель задания – объяснить, что даже те проступки, которые представляются мелкими, несущественными, - непозволительны.

Большинство людей, разумеется, не совершают преступлений: не грабят банки и не убивают. Но зачастую мы позволяем себе небольшие, казалось бы, проступки, которые традиция, тем не менее, считает грехами. Например, один не оплачивает поездку в трамвае в расчете на то, что контролер его не поймает на обмане; другой, чтобы избежать публичного позора, отрицает изобличающий его факт. Помимо этого люди совершают множество проступков, которых стоило бы избегать, хотя их и нельзя причислить к разряду грехов, - скажем, попусту тратят время.

Разделите класс на пары. В течение 20-ти минут каждая пара должна придумать по пять распространенных "небольших грехов" и пять проступков, которых следует избегать, хотя их и нельзя назвать грехами. Эти проступки и грехи должны соответствовать одному из запретов Йом-Кипура.

Примеры

Запрет есть и пить.

Грех (в сфере работы и заработка): Лева после уроков подрабатывает в

магазине. Через неделю в школе его ожидает экзамен по химии, он должен готовиться. Однако из-за того, что он одновременно учится и работает, ему трудно найти время для подготовки к экзамену. Поэтому он занимается в рабочее время, обманывая начальство, ведь деньги он получает не за это.

Проступок: ребята устроили соревнование, кто съест больше порций

мороженого за десять минут. Победил Лева, умяв в один присест двадцать порций.

Запрет интимной близости.

Грех: Лева и Дина - друзья. Не удовлетворяясь этим, Лева против воли Дины заставляет ее вступить с ним в интимные отношения.

Проступок (эгоизм). Лева - славный и веселый парень. Все в нем просто души не чают, поскольку Лева всегда и везде - «гвоздь программы». Он всячески этим пользуется в личных интересах, прося сделать ему то или иное одолжение.

Запрет надевать кожаную обувь (стремление к роскоши).

Грех: кража автомобиля.

Проступок: охота ради спортивного интереса (но не для того, чтобы

добыть пищу).

Запрет мыться (чрезмерное стремление к наслаждениям).

Грех: самоуничтожение путем употребления наркотиков.

Проступок: напиться до потери сознания.

Запрет: пользоваться косметикой (стремление казаться не тем, кем являешься на самом деле).

Грех: обмануть, выдав себя за другого.

Проступок: транжирить деньги на модную одежду.

Примечание для учителя: возможно, вы не согласны с нашими примерами. Тем не менее, их можно использовать в качестве образцов в подготовке к занятиям.

После того, как задание будет выполнено, каждая пара предлагает по одному варианту «мелкого греха», пытаясь убедить остальных, что это в действительности грех, и по одному примеру проступка, доказывая, что и он непозволителен. Ибо вполне возможно, что один вообще не сочтет чем-то зазорным действие, которое другой назовет грехом. После того, как пройден первый круг и класс обсудит предложения каждой пары, приступают к обсуждению следующего предлагаемого «комплекта» («мелкий грех» + нехороший поступок). И так далее, пока не закончат обсуждать все предлагаемые варианты или пока преподаватель не почувствует, что интерес начинает ослабевать.

3. Что мы делаем в Йом-Кипур?

Главное содержание этого дня – пост и молитва. Поможем ученикам принять участие в них в соответствии с их возрастом и возможностями:

Девочка, которой еще не исполнилось 12 лет, и мальчик, которому не исполнилось 13, освобождены от всех ограничений. Однако принято, что и совсем маленькие дети не надевают кожаную обувь с того возраста, когда начинают понимать, что это означает. Начиная с 9-летнего возраста в этот день не моются и не пользуются косметикой.

Что касается еды, то принято, что 9-ти и 10-летние мальчики и девочки, чтобы приучиться к посту, в этот день приступают к еде несколько позже обычного. С 11-ти лет дети должны выдерживать пост до конца, если у них есть на это силы; если же нет - они садятся за стол позже обычного. 12-летний мальчик должен поститься, если у него есть силы; если нет - он ест позже обычного.

В этот день особенно много молятся. Расскажите ученикам о молитве, показав махзор на Йом-Кипур и выучив одну из молитв (фрагмент или даже несколько фраз). Это может быть молитва «Авину Малкену» («Отец наш, Царь наш…») или пиют «У-нетане токеф».

«У-нетане токеф»
Раби Амнон из Майнца

Поведаем о святости этого дня,
Ибо он грозен и страшен.
В этот день возвеличится царство Твое,
И милостью утвердится Твой престол,
И будешь в истине восседать на нем.
Истинно, что только Ты – Судья и Обличитель;
И всё знающий Свидетель,
Ты записываешь и скрепляешь печатью,
Исчисляешь и назначаешь,
Вспоминаешь всё забытое,
Раскрываешь Книгу памяти,
А она сама возглашает в ней записанное.
Деяния каждого запечатлены в ней.
И в великий шофар затрубят,
И будет услышан голос безмолвия.
И ангелы пронесутся,
Объятые страхом и трепетом,
И провозгласят: "День суда наступил!" –
Чтобы созвать на суд воинство Небес,
Ибо и они не безгрешны на суде пред Тобою.
И все приходящие в мир
Проходят пред Тобою как обитатели Небес.
Как пастух, осматривающий стадо,
Проводит овец под посохом своим,
Так и Ты – проводишь и считаешь,
Определяешь и учитываешь
Души всего живого,
Решаешь судьбу всякого создания
И подписываешь приговор.


А раскаяние, молитва и благотворительность
Отменяют тяжкий приговор.

Можно предложить ученикам сочинить свою молитву к этому дню.

В Йом-Кипур мы зажигаем свечу (на 24 часа) в память о наших родных, ушедших из жизни. Можно провести беседу об этих людях, о преемственности поколений, используя фотографии из семейного альбома.

Более подробно см. в разделе <<Методический кабинет>>