«Йом Кипур», Судый День

Под редакцией: Моше Барселла и Павла Гольдштейна

Это издание осуществлено обществом по распространению еврейской культуры - "АМАНА". В течении более чем пятнадцати лет, издательством "АМАНА" выпущено в свет более 70 книг и брошюр, посвященным различным аспектам еврейской традиции и культуры.
Заказать эту книгу и другие издания "АМАНЫ" можно по адресу: п.я. 7791, Иерусалим, 91074, Израиль
Zip-файл этой брошюры >>
Обобщенный Zip-файл, содержащий все материалы по Йом Кипур >>

ПРЕДИСЛОВИЕ

В чем состоит содержание дня Йом-Кипур, в который обещано нам через великого пророка нашего Моисея, всепрощение Творцом Превечным всех грехов как отдельного человека, так и всего народа?

Эта брошюра, изданная издательством Амана, даст читателю некоторое представление о празднике очищения, когда человек делается нравственно чище, открывая перед Превечным все свои нравственные недуги и моля Его о прощении всех наших греков, коими мы оскорбляли Его бесконечное величие. Нам, ввиду исключительного нашего среди народов положения, посылаются, как некогда праотцу Аврааму, особые испытания и мы, то есть каждый из нас, должны показать себя достойными милосердия Божьего.

Сказано в пророческих Книгах наших: Высоко и в святости Я пребываю, но Я пребываю также с сокрушенным и смиренным духом, чтобы оживить дух сокрушенных, чтобы исцелить сердце смиренных!

Моше Барселла Павел Гольдштейн

ПЯТИКНИЖИЕ МОИСЕЕВО

Ваикра, глава 16

29. И да будет для вас сие постановлением вечным: в седьмой месяц, в десятый день месяца, смиряйте постом себя и ни какой работы не делайте, ни туземец, ни пришелец, живущий среди вас. 30. Ибо в сей день искупят вас для очищения вашего: от всех грехов ваших должны стать перед Господом чистыми. 31. Это суббота покоя для вас, чтобы вы смиряли постом себя, вечное это постановление. 32. Совершить же это постановление должен тот священник, которого помажут и которого уполномочат, чтобы священнодействовать вместо отца своего, он же наденет одежды льняные, одежды священные. 33. И искупит святое святых, и шатер священный с жертвенником искупит, и священников и все собрание народа искупит. 34. И будет это для вас постановлением вечным, чтобы искупать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году. И сделал он так, как повелел Господь Моисею.

Ваикра, глава 23

26. И говорил Господь Моисею так: 27. Точно в десятый день седьмого месяца - день искупления, священное собрание да будет у вас, смиряйте себя постом и приносите жертвы Господу. 28. И никакой работы не делайте в самый сей день, ибо это день искупления, чтобы искупить вас пред Господом, Богом вашим. 29. А всякая душа, которая не смирит себя в самый день сей, истребится из народа своего. 30. И всякое лицо, которое будет делать какую-нибудь работу в самый день сей, погублю Я лицо то из среды народа его.

31. Никакой работы не делайте, это устав вечный, в роды ваши во всех жилищах ваших. 32. Это суббота покоя для вас. и смиряйте душу вашу, в девятый день месяца вечером: от вечера до вечера празднуйте покой ваш.

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ

1. Наши законоучителя учат нас, что покаяния и день всепрощения уничтожают только прегрешения человека перед Все вышним, но проступки человека против человека, против ближнего не прощаются человеку, пока он не возвратит обиженному того, что он отнял у него и пока не попросил прощения у него, если даже обидел его одними словами. Поэтому перед наступлением Йом-Кипур принято просить прощение у друзей и знакомых, если обидел их словами или делом.

Традиция предписывает просить прощение у людей и у Всевышнего. Но сначала - у людей, ибо если милосердие, если всепрощение Всевышнего равны Всемогуществу Его. то это в первую очередь касается отношений человека к Нему. Человек не может быть, нанося ущерб или обиду ближнему, прощен Всевышним пока не будет прощен обиженным им. Зная это основное начало нашего вероучения, каждый обязан заботиться заранее, до наступления дня Йом-Кипур, о том, чтобы простил его обиженный им, и каждый из нас должен показать себя достойным милосердия Божьего и быть милосердным и готовым простить своим ближним нанесенные ими нам обиды. Вот что читаем мы по этому поводу у великого мудреца нашего Рамбама: Запрещается человеку быть жестокосердным и непримиримым, но да будет он легок на прощение и не подвержен гневу, и когда провинившийся перед ним просит у него прощения, да простит он ему всем сердцем и всею душою, и если даже он крайне притеснял его и провинился пред ним и тогда даже пусть не окажется мстительным и злопамятным. Это именно и есть путь, по которому должны следовать дети Израиля в чистоте сердца своего. Рамбам. О покаянии, гл.2, параграф 10.

2. В канун Йом-Кипур, примерно за час до захода солнца, устраивается обильная трапеза перед началом поста. У ашкеназийских евреев принято есть вареники с мясом и другие традиционные блюда. Предписывается разумно рассчитать количество пищи с тем, чтобы начать Йом-Кипур в состоянии, соответствующем святости этого дня.

3. Перед уходом в синагогу женщины зажигают свечи, произнося благословение. Принято зажигать много свечей накануне Йом-Кипур в ознаменование святости этого дня.

Обряд зажигания свечей

Благословен Ты, Господи Боже наш. Царь вселенной, освятивший нас заповедями Своими и повелевший нам возжигать свечи (субботы) и дня Отпущения.

Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, давший нам дожить, просуществовать и дойти до сего времени.

4. Белому платью в Йом-Кипур придается характер специального праздничного облачения, ибо это символ чистоты, очищения.

5. Очень распространен обычай, что облаченный в белое одеяние и готовый отправиться в синагогу или к Западной Стене Храма [в Иерусалиме] старший член семьи под вечер кануна Йом-Кипур благословляет молодое поколение, благословляет детей, возлагая свои руки на головы их и произнося при этом:

Да будет воля нашего Отца небесного преисполнить сердце твое любовью и страхом Господним, дабы ты не грешил и дабы ревностно стремился к закону Господню и к заповедям Его. Да будешь начертан и запечатлен на жизнь благую и долгую вместе со всеми благочестивыми во Израиля. Амен.

6. В Йом-Кипур постятся. Запрещается исполнять какую либо работу. В этот день предписано воздержаться от еды, от питья, от кожаной обуви и умывания.

7. Вечерняя молитва.

Йом-Кипур начинается с молитвы Кол-Нидрей - все обеты. Называется она так по первым двум словам, которыми она начинается. Евреи просят Всевышнего освободить их от всех обетов, которые они дали в течение года. Религиозное чувство, угнетаемое сознанием несдержанного обета, находит успокоение в ясной формуле разрешение, повторяемой хазаном от имени всей собравшейся общины в начале поста Порядок чтения молитвы - Накануне Йом Кипур до заката солнца раскрывают дверцы кивота и двое раввинов или наиболее уважаемых людей общины вынимают два свитка Торы. Они становятся по обеим сторонам хазана и втроем произносят благословение, относящееся ко всем молитвам этого праздника, начинающееся словами и гласящую: В заседании трибунала небес и трибунала земли с разрешения Господа, - да будет благословенно Имя Его - и с разрешения святой общины, мы считаем себя в праве молиться с грешниками. Затем хазан поет Кол-Нидрей на арамейском диалекте, известную своим грустным напевом, переходящим постепенно от пианиссимо до фортиссимо. Молитву эту он повторяет три раза подряд.

Кол-Нидрей (Все обеты)

Все обеты, зароки клятвы, присяги, кары, называемые кинусей, кинуей которыми мы обязались, поклялись, поручились по отношению к самому себе - от сего дня Всепрощения до будущего дня Всепрощения грядущего нам во благо, - все они подлежат раскаянию моему. Все они да будут разрешены, отпущены, разрушены, совершенно уничтожены, не обязательны и недействительны. Такие обеты наши да не будут обетами, зароки - зароками и клятвы - клятвами.*

* Как сказано выше каждый еврей перед наступлением Судного дня к знак покаяния просит у своих родных, знакомых и вообще причастных к нему лиц прощения за нанесенные обиды, невыполненные обещания и т.п., чтобы в Судный день предстать перед Творцом Превечным в возможной чистоте помыслов и поступков. Для разрешения же себя от обетов клятв и т.п. имеющих лишь отношение к самому себе произносится перед Судным днем Кол-Нидрей. Само собой разумеется, что под эту разрешительную формулу отнюдь не подходят клятвы и обещания, которые имеют отношение к другим.

/Хазан и община/

И да будет прощено всему обществу сынов Израиля и коренному пришельцу, живущему среди них, ибо весь народ совершил это неумышленно.

/Хазан/

Прости грех народа сего по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе, как и сказано там:

/Община громко произносит три раза/

И сказал Господь: Прощаю по слову Твоему.

/Хазан/

Благословен Ты, Господи Боже наш. Царь Вселенной, Который дал нам дожить, просуществовать и дойти до сего времени.

Свитки Торы ставятся на свое место и приступают к вечерней молитве.

8. Из милости к творениям Своим Господь Превечный назначил им один день в году на отпущение грехов и покаяние. Поэтому нам повелено в этот день поститься, ибо пища, питье и другие чувственные удовольствия возбуждают в теле похоть и склонность к греху и мешают разумной душе следить за истиной, состоящей в служении Творцу Превечному и доброй нравственности, необходимой и благоприятной всякому разумному существу, что составляет истинное служение Превечному. Не пристойно человеку являться в Судный день пред Господом Превечным с затемненной и отуманенной плотскими думами душой, потому что судят человека только по поступкам данной минуты и именно поэтому следует в этот важный день дать перевес разумной душе над бренным телом, дабы она была достойна отпущения и чтобы ничто ей не препятствовало в этом. Сефер Га-Хинух 53-6.

9. Большую часть Судного дня евреи находятся в Синагоге и молятся. Святость этого дня сама по себе имеет такую силу, что содействует отпущению грехов. Мишна и Талмуд дают самое широкое представление о значении дня Йом-Кипур в религиозной жизни евреев. После разрушения Храма в богослужение Йом Кипур было внесено описание - храмового богослужения, как замена самого богослужения, ставшего невозможным. Заключается богослужение молитвой - Неила [Затворение ворот]. В ней обращение к Превечному:

Открой нам врата небесные, прежде чем закроются врата, ибо клонится день

А завершается молитва словами:

В будущем году в восстановленном Иерусалиме

10. Существует традиция сразу по окончанию Йом-Кипур начинать строить сукка [шалаш], потому что, если надо исполнить заповедь проводить семь дней праздника Суккот в шалаше - не откладывай и приступай немедленно.

ЙОМ-КИПУР, ДЕНЬ ОТПУЩЕНИЯ

Моше Барселла

Десятый день месяца тишрей - праздник Йом-Кипур - День Отпущения. По своему характеру, по смыслу и содержанию он совершенно не похож на все остальные праздники года, и нет ему подобного у других народов. Первое указание на этот праздник находится в книге Левитов Пятикнижия Моисеева: И да будет сие для вас постановлением вечным: в седьмой месяц, в десятый день месяца смиряйте себя постом и никакой работы не делайте... Ибо в сей день искупят вас для очищения вашего, от всех грехов ваших должны вы стать перед Богом чистыми. Это суббота покоя для вас, смирите постом души ваши, вечное это постановление. И дальше, в главе 23 этой книги сказано: Также в десятый день седьмого месяца сего - день искупления, священное собрание да будет у вас, смиряйте себя постом. И никакой работы не делай те в самый день этот, ибо это день искупления, чтобы искупить вас перед Господом, Богом Вашим. Итак, день этот предназначен для очищения нас от наших грехов. Каким образом может человек освободиться от своих погрешностей, очистить совесть свою от всех своих плохих деяний? Только искренним раскаянием, искренней исповедью перед своей совестью и перед Всевышним. И в этом, как было уже сказано, особенность подхода еврейской религии к греху и очищению от греха. Человек ответственен за свои поступки и только он несет эту ответственность. И дан человеку свободный выбор, как поступать и какой путь в жизни избрать. И если человек совершил плохое деяние по отношению к другому человеку или же согрешил в обязанностях своих перед Всевышним, он сам может и должен очиститься от своих плохих, деяний, от своих прегрешений. Если грешил по отношению к другому человеку, он прежде всего должен возместить нанесенный им ущерб, просить прощения у пострадавшего и молить Бога о прощении. Ибо грех перед человеком находится в области взаимоотношений между человеком и обществом, между человеком и Созидателем мира, - тогда только искреннее раскаяние, искреннее сожаление о совершенном и обязательство не возвращаться на путь греха очищает душу человеческую, освобождает человека от чувства греховности. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится, к Господу и Он помилует его. Так говорит пророк Исайя.

Когда Храм Иерусалимский стоял во всем своем величии на горе Мория, всё празднество и вся торжественность этого дня сосредоточивались и концентрировались в Храме и в торжественном и экзальтированном богослужении, совершаемом в нем первосвященником. После разрушения Храма и рассеяния народа в диаспоре день этот принял особый и строгий характер, сохраняя единую форму и одинаковое содержание во всех странах рассеяния и во всех еврейских общинах.

В центре этого дня абсолютный пост и покой и особые молитвы. Двадцать пять часов продолжается пост. Запрещены еда и питье и даже умывание. Только тот, кому по указанию врача нельзя поститься, освобожден от поста. С заката солнца в канун Йом-Кипур до появления звезд в следующий вечер продолжается этот пост. В первый вечер и почти в весь последующий день евреи собираются в синагогах, где произносятся молитвы, специально созданные для этого дня. Евреи в большинстве одеты в белое, символ чистоты и безгрешности, они заполняют синагоги сразу после предвечерней трапезы - до заката солнца - и вся рутинная жизнь приостанавливается.

Во всех городах и поселениях Израиля вся обыденная жизнь замирает. С заката солнца в канун праздника и до завтрашнего появления звезд транспортное движение прекращается. Радио и телевидение не действуют. Даже нерелигиозные евреи посещают в этот день синагоги или, по меньшей мере, остаются дома, не нарушая общего затишья и покоя. Все магазины, рестораны и предприятия без исключения закрыты. Но не только в Израиле так празднуется этот день. Во всем мире, где только есть евреи вся деловая жизнь приостанавливается, и все замирает на целые сутки. Евреи в подавляющем большинстве проводят этот день в синагогах и молитвах. Это явление производит и на неевреев сильнейшее впечатление. Никакой другой народ не знает такого праздника-поста. Нарушить этот пост и это священное состояние можно только тогда, когда грозит опасность человеческой жизни. Ибо жизнь человеческая считается очень святой. Тора и заповеди даны, чтобы жить в них, а не чтобы умирать, так определили мудрецы наши. Молитвы праздника начинаются известной молитвой Кол-нидрей, отличающейся своей традиционной мелодией. Главный смысл молитв этого дня заключается в исповедании в совершенных грехах и просьбе о прощении и очищении.

Следует отметить две особые молитвы, произносимые в течение дня:

Первая - Авода (служение), в которой торжественно и поэтично описывается богослужение первосвященника, совершенное в Храме. Она отличается тоже традиционной мелодией, которую поддерживает почти вся община.

Вторая - заключительная праздничная молитва - Неила (заключение), произносится перед закатом солнца и содержит очень интересные и поэтичные главы. Приведем некоторые отрывки из них:

Ты простираешь руку Свою грешникам, и десница Твоя простерта навстречу кающимся. Ты научил нас исповедоваться пред Тобою во всех прегрешениях наших.

Ты отличил человека с самого начала и сподобил его предстоять пред Тобою. Ибо кто может сказать Тебе, для чего творишь сие? Ведь если даже человек праведен, что даст он Тебе? Ты дал нам по любви Своей сей день Отпущения для совершения прощения и извинения всех грехов наших... Ты не желаешь гибели мира, как сказано: Ищите Господа и найдете Его. Призывайте Его, ибо Он близок... Тебе угодно раскаяние грешников, и Ты не желаешь смерти их, как сказано: Не желаю Я смерти грешника, но лишь того, чтобы грешник отстал от пути своего и жил.

О внемли, о прости нас в сей день, который подходит уже к закату.

Открой нам врата небесные, прежде чем закроются врата солнца, ибо день уж на закате. День уж склоняется, солнце заходит и скрывается, дай нам вступить во врата Твои.

После этого издается длинный и пронзительный звук шофара, а вслед за ним восклицание всей общины: Слушай Израиль, Господь Бог наш. Господь един.

В будущем году в возрожденном Иерусалиме.

Так завершаются молитвы святого дня - Йом-Кипур. Закончен великий пост.

Обновленным, очищенным от своих грехов чувствует себя народ после великого поста. Тысячелетние традиции, соблюдаемые из года в год, сохраняют юность еврейского народа и его глубокое стремление к обновлению и возрождению.

МОЛИТВЫ РОШ-ГАШАНА И ЙОМ-КИПУР

Еврей повторяет три раза в будний день молитву амида (т.е. произносимая стоя), состоящую из 18 благословений, которая начинается глубокой теологической хвалой Богу и его власти над человеком и ходом истории, и кончается сознанием благодарности Богу за существование. Центр - главная часть молитвы - это благословение и просьбы об исполнении нужд каждого в отдельности и об освобождении народа и страны, и о том, чтобы Божья благодать снова снизошла на Сион.

Отлична и особенна молитва, произносимая в Новый Год [Рош-Гашана] и Судный день[Йом Кипур]. В ней. как мы можем видеть, например, в Тфилат Гаамида [молитва, произносимая стоя], человек как бы забывает о своих личных нуждах и его просьба - просьба избавления и исправления мира и наступления царства Божьего.

В просьбах, начинающихся словами:

Господи Боже наш, всели страх Твой во все творения, благоговенно предстает молящийся перед Богом и просит его об обновлении всех миров, всей вселенной, об освобождении просит с полной верой в величие Бога: бесчестие снимет с нас, преступность вся исчезнет, как дым: ибо Ты прогонишь с земли владычество злоумышленников.

И тогда избранный народ амха и избранные люди цадиким и яшарим будут счастливы и заживут новой жизнью, совершенной и чистой.

Эти идеи достигают наивысшего развития в молитве конца Судного дня, в так называемой молитве - Тфилат Неила. В этой молитве раскрывается две стороны человеческой сущности - парадоксальность сопоставления ничтожества человека с одной стороны и его величия с другой:

Да, пред Тобою все сильные - ничто; мужи именитые, как бы не бывали, ученые - невежды, мудрецы - без понимания. Пред Тобою ведь их великие дела ничтожество, дни их жизни - существа.

Смысл этого - ничтожность человека. Но поскольку человек создан в стремлении достичь совершенства, он возносится в молитве как вершина мироздания:

Но Ты искони отличил человека и сподобил его служить Тебе.

Так стремится верующий еврей в своей молитве в Судный день к исправлению мира вообще и к собственному возвышению как личности, в частности, в сознании напряженного конфликта между ничтожностью и слабостью человека, с одной стороны, и высотой и вечностью, с другой.

МОЛИТВЫ ЙОМ КИПУР, КОТОРЫЕ ПРОИЗНОСЯТ СТОЯ [ТФИЛОТ ГААМИДА]

Барух

Благословен, Ты, Господи Бог наш и Бог отцов наших. Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова, Бог Великий, Всемогущий и Страшный, Боже Всевышний, Ты, воздающий великие милости и творящий все сущее и помнящий милости отцов, и в любви своей несущий сынам сынов их освобождение ради имени Твоего

Захрейну

Помяни нас для жизни, Царь желающий жизни и впиши нас в книгу жизни ради Тебя, Боже животворный!

Мелех

О, Царь, помогающий, спасающий и защищающий Благословен Ты, Господи, щит Авраамов!

Мехалкель

Ты Всемогущий навеки, Господи, Ты воскресаешь мертвых. Ты велик во спасении.

С любовью питаешь Ты все живущее, в великой милости своей воскресаешь мертвых, исцеляешь больных, освобождаешь узников и сохраняешь верность Твою почиющим во прахе Кто подобен Тебе, Владыка сил и кто равен Тебе, о Царь, умерщвляющий и оживляющий и дающий Кто подобен Тебе Отец Милосердный Он в милосердии поминающий творения свои к жизни.

Вэнеэман

Ты верен обету воскресить мертвых Благословен Ты Господи, воскресающий мертвых.

Ата

Ты свят, имя Твое свято и святые ежедневно славят Тебя Сэла!

Увхэн

Господи, Боже наш, всели страх Твой во все творения, благословение перед Тобой во все, что Ты создал боялись Тебя все существа, поклонялись Тебе все создания, чтобы все они соединились в один союз для исполнения воли Твоей со всего сердца. Ибо знаем, Господи, Бог наш, в руке Твоей мощь, в деснице крепость, и Имя Твое наводит трепет на все, что Ты создал.

Увхэн

Дай, о Господи, вскоре, в наши же дни, честь народу Твоему, славу боящимся Тебя, надежду ищущим Тебя, торжество уповающим на Тебя, восторг граду Твоему, цветущее величие рабу Твоему, Давиду, возрастающий блеск сыну Ишае, помазаннику Твоему - вскоре в наши дни.

Увхэн

Да узрят это праведники и возрадуются, добродетельные возвеселятся, благочестивые будут восторженно ликовать, бесчестие онемеет, порча вся исчезнет, как дым: ибо Ты прогонишь с земли владычество злоумышленников.

Вэтимлох

И лишь Ты будешь царствовать, о Господи, над всеми Твоими творениями на горе Сионе, столице величия Твоего, в Иерусалиме, священном граде Твоем, как писано в священных Твоих Псалмах: Господь воцарится навсегда. Бог твой, а Сион на веки веков.

Кадош

Ты свят, Имя Твое страшно, нет Бога, кроме Тебя, так сказано: И Господь воинств возвышен в правосудии. Святой Бог святится в справедливости. Благословен Ты, Господи, Царь Всесвятой.

Ата

Ты избрал нас из всех народов и возлюбил и благоволил к нам, поставил нас выше всех племен, освятил нас своими заповедями, приблизил нас, о Царь, к службе своей и назвал нас великим и святым именем Своим.

Ветитен

Господи, Бог наш, по любви Своей дал Ты нам этот день [священной субботы для покоя и сей день отпущения, чтобы из любви к нам]

простить, извинить, очистить и освободить нас от грехов. Этот священный праздник в память исхода из Египта.

Элокейну

Бог наш и Бог отцов наших! Да взойдет, вознесется, достигнет и предстанет пред Тобой поминовение наше, да будет благоприятствовать, услышана, зачислена и возобновлена пред лицом Твоим память о нас, память об отцах наших, память о помазаннике, сыне раба Твоего Давида, память об Иерусалиме, священном граде Твоем, память о всем народе Твоем, доме Израилево. И да поведет нас сие к спасению, счастий, уважению, любви, милости, жизни и миру ради нынешнего дня отпущения. Господи, Боже наш, в этот день вспомни нас добром, в день этот благослови нас, в день этот помоги нам на жизнь, по милуй и пощади нас, сжалься и спаси нас словом спасения и милости, ибо к Тебе воздеты очи наши, ибо Ты Царь Всемогущий и Преблагой.

МУСАФ ЙОМ-КИПУР

Умипней

За грехи наши мы изгнаны из земли нашей, удалены от страны нашей, рука, направленная против святыни Твоей не дает исполнить долг наш в избранном Тобою Доме, в великом и священном Храме, называющемся Именем Твоим; благоволи, о Господи, Бог наш и Бог отцов наших. Царь Милосердный, по бесконечной благости Твоей, снова сжалиться над нами и над священным Храмом Твоим; воздвигни его вскоре и возвеличь славу его. Отец наш, Царь наш, яви нам неотложно славу царства Твоего;

Воссияй и вознесись над нами пред очами всего живущего, сблизь нас рассеянных между народами, собери нас, разбросанных по странам земли. Приведи нас ликующими в Сионский град Свой, Иерусалим, в священный град Твой, на вечную радость. Там будем мы приносить Тебе обязательные для нас жертвы, обыкновенные по их чину и добавочные по их уставу. И добавочные жертвы [настоящей субботы]

этого дня отпущения мы будем приготовлять и приносить Тебе радушно, как Тебе было угодно заповедать и предписать нам в законе Твоем чрез раба Твоего Моисея, устами величия Твоего, так сказано:

Увэасор

Десятый день этого седьмого месяца да будет у вас священный праздник, смиряйте души ваши, никакой работы не делайте.

Йисмеху

Царству Твоему возрадуются соблюдающие субботу, называющие ее отрадой. Весь народ, признающий святость седьмого дня, будет насыщаться и утешаться благодатию Твоей, ибо благословил Ты к седьмому дню, его Ты освятил, называя его красою дней в память миросотворения.

Элокейну

Бог наш и Бог отцов наших, прости нам грехи в этот день [субботы и день] отпущения, изглади и сотри наши преступления и пороки, чтобы не находились перед глазами Твоими, согласно слову Твоему: Я, Я сам и ради Себя сотру преступления твои и грехов твоих не вспомню. Или: Я стер, как тучу, преступления твои, вернись ко мне, ибо Я искупил тебя. Или: Ибо в этот день прощают вас, очищая от всех грехов, чтобы вы были чисты перед Господом. [Боже наш и Боже отцов наших, благоволи к покою нашему]

, освяти нас заповедями своими и сделай нашим занятием изучение Торы Твоей, обрадуй спасением Твоим. [С любовью и благоволением дай нам Господи, Боже наш наслаждаться священной субботой Твоей, пусть находит в ней успокоение Израиль, святящий имя Твое] и очисти сердце наше для искреннего служения Тебе, ибо Ты прощаешь Израиль, извиняешь колена Ишуруна из рода в род, кроме Тебя нет нам владыки прощающего и милующего. Благословен Ты, Господи, владыка прощающий и отпускающий грех нам и всему народу своему, дому израилеву, ежегодно стирающий вины наши, Царь всей земли, освящающий (субботу и) Израиль день отпущения.

Ръце

Благоволи, Господи, Бог наш, к Израилю, народу Твоему, и к молитве его, восстанови служение в Храме Твоем и принимай всесожжения и молитвы Израиля с любовью и благоволением. Да будет Тебе всегда угодно служение Израиля, народа Твоею.

Вэтэхэзейну

И да узрят глаза наши Твое возвращение в Сион с милостью. Благословен Ты, Господи, возвращающий пребывание свое в Сион.

Модим

Тебе приносим благодарения наши: Ты Господь Бог наш. Бог отцов наших во веки вечные. Ты твердыня нашей жизни, щит нашего спасения. Из рода в род мы будем благодарить Тебя и славословить Тебя за нашу жизнь, находящуюся в руках Твоих, за нашу душу. Тобой сохраняемую, за чудеса, которые Ты творишь нам ежедневно, за знамения и благодеяния, которые изливаешь на нас во всякое время: и вечером и утром и в полдень. Всеблагой, милостям Твоим нет конца! Милосердный, любви Твоей нет предела! На Тебя надеемся вековечно.

Модим дерабанан

Тебе приносим благодарения наши: Ты - Господь Бог наш. Бог отцов наших, Бог всякой плоти. Творец вселенной. Благословение и хвалы великому и святому имени Твоему за жизнь и существование, которые Ты дал нам. Продли их Боже, и на будущее время, собери изгнанников наших в притворы храма Твоего, дабы соблюдать там законы Твои, исполнять волю Твою, служить Тебе от всего сердца и благодарить от всего сердца за все это. Благословен Ты, Бог многохвальный.

Веал кулам

За все это, о Царь наш, да будет благославляемо имя Твое во веки веков.

Модим

И напиши к жизни доброй всех сыновей завета Твоего! И возблагодарит Тебя все живущее и искренне восхвалит имя Твое. Сэла! О Боже, Ты наше спасение и помощь. Сэла! Благословен Ты, Господи, Имя Твое - Преблагий, Тебе подобает хвала.

Сим

Даруй нам и всему Израилю, народу своему мир, счастье, благословение, милость, любовь и благость. Отец наш, благослови всех нас светом лика Твоего, ибо в свете лика Твоего преподал Ты нам, Господи, Бог наш, правила жизни, любовь к добродетели, правоту, благожелание, милосердие, жизнь и мир. Да будет угодно Тебе благословлять Израиль, народ Твой, благословлять миром своим во все времена, и во всякий час!

Бэсэфер

В книге жизни, благословления, мира и честного способа пропитания да будем мы и весь народ Твой, дом Израилев, от мечены и записаны на блаженную жизнь и мир! Благословен Ты, Господи, творящий мир.

Ата

Ты знаешь тайны мира и глубочайше сокровенное всего живущего! Ты обозреваешь наши внутренние тайники, испытываешь нашу мысль и сердце, пред Тобой ничто не сокрыто, нет тайны пред глазами Твоими. И да будет воля Твоя, Господи, Боже наш, и Боже отцов наших, простить нам все грехи, отпустить все пороки, стереть все проступки.

Грех, который мы совершили перед Тобой волею и неволею,

и грех, который мы совершили перед Тобой по закоснелости сердца,

грех, который мы совершили перед Тобой по незнанию,

и грех, который мы совершили перед Тобой устным словом,

грех, который мы совершили перед Тобой открыто и тайно,

и грех, который мы совершили перед Тобой блудом,

грех, который мы совершили перед Тобой говором,

и грех, который мы совершили перед Тобой с умыслом и коварно,

грех, который мы совершили перед Тобой внутренними помыслами,

и грех, который мы совершили перед Тобой, обманывая ближнего,

грех, который мы совершили перед Тобой в нецеломудренном обществе,

и грех, который мы совершили перед Тобой неискреннею исповедью,

грех, который мы совершили перед Тобой умышленно и неумышленно,

и грех, который мы совершили перед Тобой неуважением к родителям и наставникам,

грех, который мы совершили перед Тобой насильственной рукой,

и грех, который мы совершили перед Тобой осквернением имени Божьего,

грех, который мы совершили перед Тобой безумными словами,

и грех, который мы совершили перед Тобой, оскверняя уста свои,

грех, который мы совершили перед Тобой по наклонности к злу,

и грех, который мы совершили перед Тобой заведомо и без ведома.

за все это, о Боже Прощении, прости, извини отпусти нам

Грех, который мы совершили перед Тобой ложью и обманом.

и грех, который мы совершили перед Тобой мздоимством.

грех, который мы совершили перед Тобой насмешками.

и грех, который мы совершили перед Тобой клеветою,

грех, который мы совершили перед Тобой в оборотах торговли,

и грех, который мы совершили перед Тобой едой и питьем,

грех, который мы совершили перед Тобой лихоимством и ростовщичеством,

и грех, который мы совершили перед Тобой спесью.

грех, который мы совершили перед Тобой нелепым бредом.

и грех, который мы совершили перед Тобой нескромными взглядами,

грех, который мы совершили перед Тобой нескромными взорами, гордынею.

и грех, который мы совершили перед Тобой наглостью

За все это, о Боже Прошений, прости, извини и отпусти нам.

Грех, который мы совершили перед Тобой свержением с себя обязанностей.

и грех, который мы совершили пред Тобой пристрастным судом.

грех, который мы совершили перед Тобой злоумышлением о ближнем.

и грех, который мы совершили перед Тобой завистью, грех, который мы совершили перед Тобой легкомыслием,

и грех, который мы совершили пред Тобой упрямством.

грех, который мы совершили пред тобой поспешностью в совершении зла,

и грех, который мы совершили пред Тобой сплетнями,

грех, который мы совершили пред Тобой ложной клятвой,

и грех, который мы совершили пред Тобой напрасной враждой,

грех, который мы совершили пред Тобой невозвращением того, что было нам дано на руку,

и грех, который мы совершили пред Тобой в отупении сердца.

За все это, о Бог Прощений, прости, извини и отпусти нам.

И грехи, за которые мы некогда должны были бы принести всесожжение,

и грехи, за которые мы должны были бы принести жертву очистительную,

и грехи, за которые мы должны были бы нести жертву высшую или низшую,

и грехи, за которые мы должны были бы принести жертву за вину верную или сомнительную,

и грехи, за которые мы некогда подвергали бы побоям за ослушание,

и грехи, за которые мы некогда подвергались бы сорока ударам,

и грехи, влекущие за собой смерть от руки Божьей,

и грехи, за которые мы некогда подвергались бы истреблению и бездетству.

и грехи, за которые мы не подвергались бы одной из четырех судебных казней.

Побиению камениями, сожжению, обезглавлению, удушению, будь это за нарушение заповеди положительной или отрицательной, побуждает она к действию или нет, известна она нам или нет, в том, что известно нам, мы исповедались и при знались пред Тобой, неизвестные же нам грехи известны и ведомы Тебе, как и сказано: Сокровенное открыто Богу, Господу нашему, нам же и детям нашим всегда известно только. что должно исполнять все заповеди этого закона. Да. Ты прощаешь Израиль, извиняешь все колена Итурупа во всех веках. без Тебя нет нам превечного Царя, прощающего и извиняющего.

Бог мой, до сотворения моего я был ничтожество, а теперь созданный - ничем не лучше. Я прах при жизни, тем более после смерти, я пред Тобой как сосуд, полный стыда и срама. Да будет воля Твоя, Господи, Боже мой. и Боже отцов моих, чтобы не согрешил я более, а грехи уже совершенные, очисти в бесконечном милосердии Твоем, только не истязаниями и не лютыми болезнями.

Далее >>

Вернуться на главную страницу

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5