Подготовка к празднику Песах дома и в общественных местах

ПЕСАХ ДОМА И В ОБЩИНЕ
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Эта брошюра расскажет вам о том, как вернуть праздник свободы Песах в ваш дом.

Подготовлена она Институтом изучения иудаизма в СНГ для всемирной организации "Джойнт", проводящей большую просветительную работу в создании еврейских общин. Цель этой работы "Джойнт" – помочь евреям СНГ обрести свободу в интеллектуальном, физическом и духовном плане. Авторы: Эстер и Давид Палант, и Линда Пардес.

I. ВВЕДЕНИЕ

Почему мы празднуем Песах?

Каждый год во время Песаха евреи вновь и вновь переживают свое освобождение из египетского рабства, которое произошло 3000 лет назад. Исходу из Египта предшествовали несколько столетии рабства. История порабощения евреев и их Исхода описана во второй книге Пятикнижия – Шмот (главы 1 – 12).

Однако наши мудрецы учат нас, что Исход – это не просто событие, происшедшее много веков назад, а постоянный процесс, который оказывает непрекращающееся влияние на жизнь евреев. Первый урок, который мы можем извлечь из истории Исхода, заключается в том, что все люди должны быть свободны. Евреи не должны никогда забывать о том, что они "были пришельцами в земле египетской", и именно поэтому евреям было заповедано относиться к вдовам, сиротам, пришельцам и беднякам с любовью и щедростью. В мире, в котором никогда не исчезают голод, нищета и страдания, евреям заповедано ежечасно помнить, что Всевышний дал нам представление о том, каким должен быть мир.

Исход также напоминает нам, что рабство может выражаться по-разному. На место египетских рабовладельцев пришли другие народы, от которых, казалось бы, зависит наша жизнь. Физическая свобода обязательно должна сочетаться со свободой духовной, и это происходит в тот момент, когда мы вспоминаем традиции своего народа, жившего в разные времена и в разных странах.

Вкус мацы в Песах напоминает нам, что можно быть свободным и довольствоваться самым малым, потому что мацу готовят только из необходимых для жизни ингредиентов – воды и муки. Полный запрет есть квасное в Песах в сочетании с заповедью есть мацу подчеркивает разницу между положением раба и свободой.

И наконец, политические события последнего столетия напоминают нам, что человечество все еще находится только на пути к свободе. Чудесным образом евреи многих стран мира – от Сирии до Украины – олучили свободу репатриироваться в Израиль. Когда евреи бывшего Советского Союза возрождают традиции пасхального Седера, они тем самым заявляют, что участвуют в своем собственном освобождении, обеспечивая истинную свободу своим детям и детям своих детей.

Евреи покинули Египет, чтобы получить заповеди Торы и прийти в Землю Израиля. Седер помогает нам понять, что открылось евреям в день исхода из Египта: мы – народ, у которого есть собственная страна и образ жизни которого отличен от образа жизни других народов. Знали они и то, что Исход из Египта должен стать и станет образцом для подражания для всех народов во все времена.

Чем вам может быть полезна эта брошюра

На протяжении многих веков евреи впитывали в себя идеалы Песаха, о которых говорил глава семьи. Во время еврейских праздников евреи вспоминают уроки Песаха и стараются помочь обездоленным. Еврейский дом всегда был центром празднования, особенно в Песах.

Каждый год, примерно за месяц до Песаха, евреи начинают изучать историю и заповеди Песаха, чтобы подготовить себя, свои дом и свою семью к празднику. В это время также начинают собирать и распределять "маот хитим" (дословно: деньги на пшеницу), чтобы все евреи общины имели возможность достойно отпраздновать Песах.

Несколько недель перед Песахом мы посвящаем подготовке дома к празднику освобождения. Квасные продукты съедают или продают неевреям и покупают мацу для праздника. Во время пасхального Седера члены семьи рассказывают друг другу об Исходе из Египта. Родители и дети вместе читают, обсуждают прочитанное, поют. Еврейская семья получает за пасхальным столом вместе с традиционной пасхальной пищей также и пищу для размышлении.

Но если евреи никогда не видел, как проходит пасхальный Седер, может ли он сам справиться с этой непростой задачей? Наша книга помогает вам подготовить ваш дом к Песаху и устроить Седер так, как евреи это делали на протяжении тысячелетии. Песах – это праздник и личного обновления, ибо это тоже часть нашей традиции. В каждой семье Седер имеет свои особенности, и поэтому каждый из нас может почувствовать, будто это он сам вышел из Египта много лет назад. Символом свободы нашего народа является то, что Седер проводится дома: это подчеркивает важнейшую роль семьи в жизни евреев.

Общинный Седер

Для тех евреев, которые не могут провести Седер дома, в последние годы стали проводить общинный Седер. В странах СНГ в таких Седерах с каждым годом участвует все больше людей, что свидетельствует о возрастающем интересе к традициям своего народа у евреев бывшего Советского Союза.

Общинные Седеры помогают евреям познакомиться с главным ритуалом праздника, который на протяжении столетии отмечали дома. Это шаг к тому, чтобы провести Седер дома, и мы надеемся, что через год их участники смогут праздновать Седер в кругу семьи. Пасхальная Агада предписывает нам принимать у себя в доме обездоленных и нуждающихся евреев, которым некуда пойти в пасхальный вечер. Но если такой возможности нет, общинный Седер является прекрасной альтернативой.

II. ПОДГОТОВКА К ПЕСАХУ

А) Подготовка дома к Песаху

а. Запрет на хамец

В течение всех семи (в диаспоре – восьми) дней праздника Песах нельзя не только есть, но и вообще иметь в своем владении какой бы то ни было хамец, а так же извлекать из него прибыль. Хамец – это все продукты, для приготовления которых используют один из пяти видов зерна – шеница, овес, рожь, ячмень, полба (за исключением специально изготовленной кашерной мацы). Все места, куда мог попасть хамец, в том числе пол под мебелью, карманы одежды, кладовки, во время предпраздничной уборки внимательно осматривают и удаляют хамец. Некашерными в Песах являются также хлебобулочные и кондитерские изделия, водка и уксус, все покупные плодово-ягодные настойки, пиво и квас. Поскольку уксус входит в состав многих консервов, майонеза и тертого хрена, не покупают и эти продукты. Для заправки хрена вместо уксуса обычно используют свекольный квас. Приготовляют его таким образом: за одну-две недели до наступления праздника сырую свеклу нарезают на кусочки, добавляют немного сахара, заливают водой и ставят в теплое место; затем жидкость процеживают и добавляют в хрен и другие праздничные блюда вместо уксуса. Перед Песахом принято устраивать генеральную уборку и очищать от хамеца все уголки дома.

б. Подготовка посуды и кухни

Мы расскажем здесь об основных правилах подготовки кухни и посуды к Песаху.

Обычная посуда, которая в течение всего года используется для хамецной еды, становится некашерной на время Песаха, так как хамец "впитался" в нее.

Простую металлическую посуду можно сделать кашерной. Для этого ее нужно тщательным образом вымыть, а затем прокипятить. (Кастрюли обычно наполняют водой доверху и доводят до кипения, а затем опускают в них нагретый камень или металлический предмет, чтобы кипящая вода перелилась через края кастрюли).

Фарфоровую, глиняную, деревянную и эмалированную посуду, которой пользовались перед Песахом, лучше убрать на все время праздника. Во всяком случае на время Песаха принято изымать из употребления посуду, служившую для горячих или острых жидкостей, попадающих под определение "хамец", а также всю утварь, которой пользовались, чтобы печь пироги и хлеб. В крайнем случае, если нет возможности воспользоваться для Седера новой посудой(или посудой, которой не пользовались год или более), фарфоровую и эмалированную посуду кашеруют подобно металлической (кипячением), но троекратно. Чтобы кашеровать стеклянную посуду, ее следует трое суток продержать в воде, каждые сутки меняя воду. Столы и полки основательно моют и покрывают чистой скатертью.

в. Продажа хамеца

Если у еврея оказывались крупные запасы хамеца, которые жаль выбрасывать, их принято было продавать до наступления праздника, а после окончания Песаха выкупать обратно. Продавать хамец полагается только нееврею, и при этом необходимо, чтобы хамец юридически перешел в его собственность. В большинстве общин Израиля принято назначать раввина или другое общественное лицо представителем общины для того , чтобы он выполнил за них продажу.

г. "Бдикат-хамец" – оиск хамеца

Накануне Песаха вечером (а если Первый Седер приходится на исход Субботы – о вечером в четверг) совершают бдикат хамец. Бдикат хамец – это не уборка, так как подготовка дома к Песаху в это время уже завершена. Это окончательная проверка, символ завершения всех приготовлении.

Когда на вечернем небе появляются первые звезды, глава семьи зажигает свечу, берет в руки перышко и обходит весь дом, заглядывая в каждый его уголок. (Если нет свечи, то можно взять фонарик. Важно, чтобы он мог осветить углы, в которые обычно свет не попадает.) В поисках завалявшихся кусков и крошек хамеца его сопровождают дети. Перед началом поисков глава семьи произносит благословение:

Благословен Ты, Б-г, Г-сподин наш, Царь Вселенной, Освятивший нас исполнением Своих заповедей и Повелевший нам уничтожать хамец.

После окончания осмотра весь найденный хамец, в том числе тот хамец, который предполагается съесть за завтраком, с утра перед Песахом, заворачивают в салфетку и произносят "декларацию упразднения ненайденного хамеца":

Весь хамец и закваска, находящиеся в моем владении, которые я не нашел и не уничтожил, пусть же считаются упраздненными и никому не принадлежащими, подобными праху земли

(Декларацию упразднения хамеца можно произносить на любом языке, важно понимать ее смысл. Мы приводим здесь приблизительный перевод исходного арамейского текста).

Для того, чтобы это благословение было значимо, а также, не в последнюю очередь, чтобы сделать поиск хамеца более увлекательным для детей, заранее раскладывают в разных местах несколько кусочков хлеба.

д. "Срефат хамец" – жигание хамеца

Накануне Песаха хамец едят только до девяти часов утра. Остатки завтрака и кусочки хамеца, найденные накануне во время бдикат-хамец должны быть сожжены (или, если это очень сложно, выброшены) до десяти утра по местному астрономическому времени.

Если канун Песаха приходится на Субботу, то остатки хамеца сжигают в пятницу не позже полудня. В этом случае хамец можно есть всю вторую половину пятницы и до девяти утра в Субботу. Оставшийся к десяти часам в Субботу утра хамец должен быть выброшен.

После того, как весь хамец сожжен, (или если канун Песаха приходится на субботу, то после выбрасывания хамеца) когда уже в доме от него не осталось ни крошки, глава семьи произносит "декларацию полного упразднения хамеца":

Весь хамец и закваска, находящиеся в моем владении на виду и не на виду, найденные и ненайденные, уничтоженные и не уничтоженные, пусть же считаются упраздненными и никому не принадлежащими, подобными праху земли.

е. Пост первенцев

В память о чуде спасения еврейских первенцев в Египте в ту ночь, когда Г-сподь уничтожил всех первенцев египтян, установлен пост первенцев. В этот день принято устраивать сеудат мицва – трапезу по поводу выполнения заповеди. например по поводу завершения изучения определенной части Талмуда. Первенцы прерывают пост для участия в этой трапезе (сеудат – мицва) и после нее могут уже не поститься.

Б) Приготовление в синагоге

а. Продажа хамеца

После того, как дом очищен от хамеца, все еще действует запрет на хамец: "Чтобы не был виден и чтобы не находился", и возникает проблема – что делать с хамецом, сожжение которого повлечет за собой большой убыток.

Мудрецы нашли решение проблемы: нужно продать хамец нееврею на время Песаха. Когда хамец не находится во владении еврея, то – очки зрения закона – запрет не нарушен, даже если хамец находится у него в доме, потому что после продажи этот хамец не принадлежит еврею.

б. Продажа мацы

Продажа мацы в дни перед Песахом происходит в учреждениях общины, а во многих общинах – в синагоге. Каждая семья, которая устраивает Седер, покупает, по крайней мере шесть “мацот” (пластов мацы) – и для первого Седера и три для второго Седера, не считая мацот, предназначенных для каждого участника Седера. Желательно также запастись мацой на остальные дни праздника.

в. Праздничные молитвы

Как и в любой праздник, в Песах произносят праздничные молитвы в синагогах. В местах, где нет постоянного миньяна, принято организовывать миньян для молитв в праздники, оповестить о времени молитв, приготовить сидуры (молитвенники), позаботиться о канторе, который умеет читать молитвы перед публикой, и приготовить сифрей Тора в достаточном количестве. Кроме обычных молитв: Маарив (вечерняя), Шахарит (утренняя) и Минха (послеполуденная) добавляют также молитву Мусаф (дополнительная) после молитвы Шахарит. Между двумя этими молитвами читают отрывок из Торы, посвященный этому дню. К молитве добавляют Галель (благодарственная молитва Всевышнему, произносимая в праздничных случаях – в новомесячье и в праздники).

Особенность Песаха в том, что эта молитва произносится не только днем после утренней молитвы, но и в пасхальную ночь, чтобы возблагодарить Всевышнего за чудо Исхода из Египта, которое началось фактически ночью. Второй вечер Песаха за пределами Израиля также является праздником, равно как и первый день. Во второй вечер также устраивается Седер и начинают сфират а-омер (счет омера), который продолжается семь недель до праздника дарования Торы – аздника Шавуот. Первый и седьмой дни праздника – а вне Израиля также второй и восьмой – это дни йом тов, и в эти дни действуют в основном те же законы, что и в шабат. Остальные дни праздника называются холь а-моэд. Они не входят в категорию йом тов, но отмечаются молитвой, праздничной одеждой.

В эти дни не надевают тфиллин.

В) Приготовление в школе и общине

В этой главе мы обсудим два вопроса:

1) Что можно сделать, чтобы лучше понять содержание Песаха и получить глубокие впечатления от праздника?

2) Как помочь другим принять участие в приготовлениях и в праздновании Песаха.

а. Изучение историй Исхода

Нет другого такого праздника, как Песах, с точки зрения воспитания и обучения. Источник заповеди агады (пасхального рассказа) – ледующий стих: "И расскажи сыну своему в этот день, говоря: благодаря этому сделал мне Всевы шний при моем выходе из Египта". Каждый должен учиться и обучать, спрашивать и отвечать на тему Песаха – о том, почему мы отмечаем этот праздник. Изучение истории и заповедей Песаха можно организовать несколькими путями, в плане воспитательном и социальном, в зависимости от возрастной группы. Эту работу можно провести в школах, культурных центрах, ульпанах, молодежных клубах и т.д.

Рассказ из книги Шмот 1-13 – рассказ драматический и захватывающий. Несомненно, очень важно преподнести его надлежащим образом. Тот, кто способен передать его близко к тексту, а также пользоваться толкованием Писания, сделает это лучше всего.

Самое лучшее – ередать рассказ в эмоциональной форме, которая вызывает неизменный интерес у учащихся, например, инсценировать рассказ, устроить кукольное представление или показать сцены на тему свободы и рабства, положения евреев и египтян в ту эпоху. Можно обсудить эти и другие вопросы, выпустить газету, отражающую события того периода, как бы перенесенные в сегодняшний день. Дети и молодежь могут подготовить песни и рисунки на тему событий в Египте.

б. Изучение Агады

В каждой школьной библиотеке, в общинных центрах и организациях учителей есть комментированная Агада. Желательно помочь людям всех возрастов изучать такую Агаду, что обогатит восприятие пасхальной ночи, и тогда чтение Агады не будет утомлять и будет воспринято с удовольствием.?

Практический совет: несмотря на то, что у каждого есть Агада, можно предложить детям приготовить свою собственную Агаду, в которой будут написаны заученные наизусть отрывки, проиллюстрированные в соответствии с содержанием. Допустимо добавить к такой Агаде собственные комментарии и мысли автора на тему Песаха.

Держа в руках самостоятельно созданную Агаду, дети почувствуют себя причастными ко всему происходящему в пасхальную ночь наравне со взрослы ми. Ведь им будет сложно поспевать за чтением "взрослой" Агады.

в. Разучивание праздничных песен

Чтение Агады постоянно сопровождается песнями. Своевременное разучивание этих песен, их мелодии облегчит восприятие Агады, расширит ее рамки Агады, и дети получат большое удовольствие.

г. Как ученики могут помочь в приготовлениях к празднику

Проверка хамеца. Каждый ученик проверяет и прибирает свой стол в классе.

Поиск хамеца (игра). Один из детей прячет хамец, а остальные, разделившись на две группы, устраивают соревнования – кто раньше обнаружит хамец.

Выпечка мацы – идеальный способ проверить подготовленность к празднику и ощутить самим, в какой спешке вышли евреи из Египта, успев замесить, раскатать тесто, а также выпечь его в течение всего 18 минут. Даже если нет возможности полностью соблюсти здесь кашрут для Песаха, этот процесс имеет воспитательное значение. Однако нужно, конечно, запастись к Песаху кашерной мацой.

Подготовка блюда для пасхальной ночи – дети украшают красивым орнаментом тарелки, сделанные ими из разных материалов (глина, папье-маше); можно использовать обычную тарелку, покрытую слоем папье-маше.

д. Пример проведения Седера

Несмотря на предварительную подготовку, проведение традиционного Седера вначале кажется таким сложным, что новички иногда сомневаются, что смогут выполнить все правильно.

В Агаде даются пояснения к проведению Лейл а-Песах, но если во время Седера отсутствует глубокое осмысление происходящего, то он может показаться утомительным, что крайне нежелательно.

Поэтому мы рекомендуем провести перед Песахом показательный Седер, во всем похожий на настоящий – как бы "генеральную репетицию".

Можно разделить участвующих на группы, каждая из которых выполнит определенное задание, например:

– оформление праздничных столов: скатерть, Агада, вино, бокал, три уложенные одна на другую мацы, "бокал Элиягу" и пасхальное блюдо;

– пасхальная трапеза: очищенное вареное яйцо, харосет, марор и зроа.

Показательный Седер – это возможность применить на практике свои знания, послушать Агаду, спеть песни и еще раз рассказать историю Исхода.

Хорошо пригласить желающих самостоятельно провести Седер дома, чтобы они смогли задать вопросы, уточнить детали и обрести чувство уверенности, что они справятся.

е. Помощь нуждающимся

Всякий нуждающийся пусть придет и ест – я приготовился к Седеру, а ты?

Забота о ближнем, присущая еврейскому народу, всегда особенно проявляется в Песах. Агада начинается отрывком А лахма анья (хлеб бедности), что фактически является приглашением присоединиться к Седеру. Это относится ко всякому, кто в этом нуждается; очень важно, чтобы у каждого человека возникло ощущение, что этот праздник свободы – и его личный праздник.

В конце концов, ведь все образуется: и деньги найдутся, и все соберутся вместе в этот день – и члены семьи, и друзья! Для каждого найдется дом, в котором он будет отмечать праздник. Эта традиция существует со времени Храма – люди собирались вместе для трапезы с принесением пасхальной жертвы. Даже одинокий человек, не имеющий семьи и денег, праздновал Песах.

Так всегда было и так будет!

Кимха депасха

На протяжении нескольких поколении существует термин Кимха депасха (или маот хитим – пшеничные деньги) – цдака, которую дает каждый член общины (в зависимости от его возможностей), чтобы каждый нуждающийся смог отпраздновать Песах.

Точно так же, как у любого еврея – без ограничения возраста, семейного и социального положения – была возможность выйти из Египта, у каждого есть право отметить праздник свободы. Не нужно быть богатым, чтобы помочь кому-то отпраздновать Песах. В ближайшем отделении "Джойнт" вы можете получить нужную вам информацию и помощь – уществуют списки организаций и частных лиц, которые вам в этом помогут. Существуют также списки людей, остро нуждающихся в помощи – арики, больные и одинокие люди и т.д.

Каждый может помочь, выбрав один из следующих путей:

– организация коллективной помощи (школа, молодежное движение, клуб или группа учителей);

– передача нуждающимся продуктовых посылок (от разных организаций); при этом важно помнить о тех, кто празднует Песах вне своей общины – уристах, больных, узниках;

– организация общинного Седера, или помощь в его подготовке;

– обеспечение того, чтобы каждый был приглашен на общинный или домашний Седер;

– привлечение тех, кто участвует в Седере, к его подготовке.

Поскольку проявление милосердия по традиции особенно важно перед Песахом, школам рекомендуется выделить время для организации и выполнения всех подготовительных мероприятиях.

III. ПОДГОТОВКА К СЕДЕРУ

А) Что необходимо приготовить для Седера?

а. Маца. В течение всего праздника Песах и особенно в ночь, когда проводится пасхальный Седер, исполняется заповедь есть мацу. Особую мацу ("шмура") приготовляют из муки, изготовленной из зерен пшеницы, которые не были в контакте с водой со времени жатвы. С момента замеса теста до момента полной выпечки мацы должно пройти не более 18 минут. В Седере есть три раздела (корах, маца и афикоман), во время которых следует есть мацу, и для каждого из этих разделов нужно приготовить по меньшей мере 26 грамм мацы для каждого участника седера и три целых листа мацы для того, кто будет вести седер.

б. Вино. Во время Седера каждый его участник должен выпить четыре бокала вина; поэтому требуется не менее четверти литра вина на каждого. Принято подавать красное вино, но можно пить также белое вино или виноградный сок. Вино или сок должны быть кашерными для Песаха, т.е. не содержать в себе хамеца, но нельзя забывать также об общем условии кашрута: вино или виноградный сок должны быть приготовлены только евреем. Если вы не можете достать кашерное вино, его можно заменить сваренным из изюма компотом. Пасхальное вино несложно сделать в домашних условиях. Для этого надо взять 800 грамм изюма на трехлитровую банку, залить изюм охлажденным сиропом, сваренным из 400 г сахара и двух литров воды, добавить чайную ложку (без верха) лимонной кислоты, закрыть банку марлей или "водяным затвором" и поставить в теплое место. (Банка не должна быть полной!) Примерно через три недели брожение закончится. Тогда нужно процедить вино через марлю, разлить его в бутылки и поставить в холодильник. Изюм можно еще раз залить сиропом и получить "второй урожаи", разумеется, несколько худшего, по сравнению с первым, качества. Если почему-либо вино сделать не удалось, сварите из изюма напиток (одна часть изюма на три части воды). При этом напиток нужно обязательно процедить до наступления праздника.

в. Марор. Марор – это горькая зелень, вкус которой напоминает нам о горечи рабства. Лучший марор – кресс-салат или другой горький салат. Подходящим марором является также хрен. Марор должен быть свежим (не консервированным), в количестве не менее 19 граммов на каждого участника Седера. Проверьте салат тщательно, чтобы в нем не было насекомых.

Если не удалось достать подходящий марор, можно использовать не только горький салат или хрен, но и любую другую горькую зелень.

г. Поднос для Седера. Этот поднос ставят на праздничный стол возле ведущего Седер. На нем располагают:

а) зроа (предплечье); обычно в качестве зроа кладут кусочек кашерного жареного мяса на косточке, символизирующий пасхальную жертву; во время Седера его не едят. В зроа есть намек на то, как Всевышний вывел нас из Египта; "рукой сильной и мышцей простертой";

6) крутое яйцо. Крутое яйцо символизирует на пасхальном столе праздничную жертву, которую ели в пасхальную ночь; это также еда скорбящих, напоминающая о нашей скорби по разрушенному Храму;

в) марор – о нем уже говорилось выше. Если у вас много гостей, то необязательно, чтобы весь марор и весь карпас находились на подносе одновременно;

г) харосет – пюре из яблок, вина и толченых орехов. Харосет служит напоминанием о глине, из которой наши предки делали кирпичи в Египте. В харосет обмакивают марор;

д) карпас – сельдереи или любой из вареных овощей, например морковь или картофель, нарезанный на кусочки для всех участников Седера;

е) хазерет – тертый хрен.

д. Пасхальный ужин. В течение Седера происходит праздничный пасхальный ужин. Рецепты вкусных блюд, кашерных для Песаха, вы найдете в Приложении.

е. Свечи. Перед началом Седера хозяйка дома зажигает не менее двух свечей.

Если Седер происходит в пятницу вечером, то свечи праздника зажигают вместе с субботними за 18 минут до захода солнца; при этом произносится одно общее благословение на те и другие свечи (в текст благословения включают слова, указанные в скобках). Если Песах совпадает с исходом Субботы, то зажигание свечей делается перед кидушем не менее чем через 50 минут после захода солнца, от огня, который был зажжен еще до Субботы и горел всю Субботу. (Если такого огня нет, можно взять огонь у соседей, если для этого не придется просить их зажечь его. Можно прикурить от зажженной сигареты и воспользоваться этим огнем.) Во всех остальных случаях свечи лучше всего зажигать непосредственно перед началом празднования, когда уже стемнеет, но от огня, который был зажжен до захода солнца. (Эти правила основаны на законе, в соответствии с которым в Субботу нельзя прикасаться к предметам, связанным с горением огня, а в праздник нельзя зажигать новый огонь, но можно переносить огонь с одного предмета на другой; нельзя также тушить огонь.)

Зажигание свечей перед Субботой или Праздником – освящение наступающего особенного дня, отделение его от будней.

В праздник можно увеличивать огонь газовой горелки, но нельзя уменьшать его. В праздничные дни надевают нарядную одежду и едят из красивой посуды.

Первый и седьмой дни Песаха (а за пределами Израиля – акже второй и восьмой) считаются праздничными днями, и в эти дни действуют все законы Субботы, кроме запрета зажигания огня.

Перед зажиганием свечей произносят благословения:

Благословен, Ты, Бог, Господин наш. Царь Вселенной, освятивший нас исполнением Своих заповедей и повелевший нам зажигать свечи (Субботы и) Праздника.

Благословен, Ты, Бог, Господин наш. Царь Вселенной, который дал нам жить и поддержал нас и дал нам дойти до сего дня.

IV. СЕМЕЙНЫЙ СЕДЕР

Мы подошли наконец непосредственно к ночи Седера. Стол празднично накрыт, вся семья в праздничных одеждах сидит за столом. Хорошо, если вы пригласили гостей – в особенности тех, у кого нет семьи, или нет другой возможности праздновать Песах.

В этот час евреи во всем мире празднуют Песах – аздник, являющийся как бы связующим звеном между евреями мира, между их историей и настоящим; каждый как бы заново переживает свои собственный Исход из Египта.

Традиция Песаха сохранилась в веках благодаря еврейским семьям, которые в каждом поколении свято берегли ее: "И расскажи сыну своему в тот день: благодаря этому сделал нам Всевышний при выходе из Египта", "...и будет, когда спросит тебя твои сын: что это? скажи ему: "силой руки вывел нас Всевышний из Египта". Только эта связь между отцом и сыном позволяет помнить выход из Египта и сохранять традицию в течение многих поколении, традицию, которая учит ценностям иудаизма, непреходящим в каждом поколении. Важность этого диалога настолько велика, что многие обычаи Седера предназначены только лишь для того, чтобы были заданы вопросы: " Уем отличается эта ночь от всех ночей?", "Почему окунают марор и карпас?", "Почему в эту ночь едят мацу?"

Блюдо на столе – это не просто блюдо, это своеобразный музей Исхода из Египта. Все делается для того, чтобы вызвать вопрос – всякий вопрос принимается. В Агаде упоминаются четыре сына: мудрый, злодеи, наивный и тот, который вообще не умеет спрашивать. У каждого свой стиль вопроса, соответствующий его характеру и возможностям, но важно помнить, что каждый из них – член семьи, и у каждого свое собственное отношение к происходящему.

Не только глава семьи, но и каждый, кто может ответить на вопросы, задаваемые в Песах, приглашается к этому диалогу.

Седер – это не формальная церемония. Это семейное событие. Глава семьи читает Агаду на языке, который все понимают, все внимательно слушают.

Участники Седера могут по очереди читать Агаду, как правило, все вместе поют. Можно прочитать рассказ об Исходе из Египта из Торы; можно, как принято у евреев Марокко, переодеться в костюм еврея времен Исхода – мешком за плечами и посохом в руке. Дети спрашивают: откуда ты пришел и что ты там делал? И он рассказывает об Исходе.

Только так, в обстановке уютного семейного застолья, мы почувствуем себя звеном, передающим следующему поколению нашу традицию ощущения нашей причастности к Исходу из Египта.

V. ОБЩИННЫЙ СЕДЕР

Важно, чтобы каждый еврей участвовал в празднований Песаха, даже если сам он не может организовать Седер. В дни Второго Храма пасхальная жертва съедалась объединившимися семьями и одиночками.

Прекрасно устраивать Седер в кругу друзей – это создает непринужденную праздничную обстановку.

В наши дни часто устраиваются общинные Седеры, позволяющие каждому участвовать в празднестве. Важно привлечь к праздничным приготовлениям школьников и студентов.

Общинный Седер очень похож на семейный, различие лишь в том, что речь идет не о родственниках, а о группе евреев, празднующих Песах вместе – это школьники и их родители, жильцы дома престарелых, группа изучающих иврит и их семьи и т.д. Седер открыт для каждого еврея, который хочет праздновать Песах в группе.

Конечно, если есть возможность организовать такой Седер во вторую ночь праздника (в диаспоре Седер устраивают два вечера подряд), это хорошо сделать.

Приготовления, требующиеся к такому Седеру, похожи на приготовления к обычному Седеру, важно только помнить об особенности Седера с большим количеством участников.

Седер в группе и приготовления к нему создают прекрасную возможность для объединения усилии детей и взрослых. Организатор Седера отвечает за распределение обязанностей между участниками. Подготовка к проведению коллективного Седера будет простои и доставит радость, если обязанности будут распределены правильно. К этой работе стоит привлечь и общественные организации.

А) Как это делается

Три недели до Седера

а. Кого пригласить на Седер?

Прежде всего нужно определить состав и количество участвующих. Если Седер предназначен для нуждающихся, то необходимую информацию можно получить в общественных организациях и в местных отделениях "Джоинт".

б. Помещение для Седера

1) Организаторы Седера должны выяснить следующее:

а) подходят ли размеры предлагаемого помещения для данного количества участников?

6) есть ли там кухня и можно ли ее использовать?

в) удобно ли местоположение помещения для всех участников?

г) есть ли там столы и стулья?

д) можно ли использовать помещение непосредственно в ночь Седера и начать его подготовку за несколько дней до Седера?

2) После того как помещение будет выбрано, его необходимо подготовить к проведению Седера.

Две недели до Седера

а. Оповещение и запись желающих.

Каждый член общины спрашивает себя – у всех ли, кого он знает, есть место для празднования Песаха? Организаторы при помощи нескольких членов группы организуют запись предполагаемых участников совместного Седера.

б. Приглашение ведущего Седер

Организаторы приглашают человека, подходящего для ведения Седера. Важно, чтобы он обладал умением говорить перед публикой, хорошо знал Агаду и был знаком с мелодиями песен.

Если ведущий Седер – из Израиля (или из другой страны) и не владеет русским языком, очень важно подобрать хорошего переводчика.

в. Приготовление трапезы

Организаторы формируют группы, которые выполняют следующие задания:

– покупка продуктов в соответствии с составленным заранее списком;

– приготовление кашерной праздничной трапезы;

– приготовление набора для пасхального блюда (зроа, марор, харосет и т.д.). Это могут делать дети под наблюдением взрослых.

– украшение (сервировка) стола (скатерти, вино, маца, книги Агады, бокал Элиягу, пасхальное блюдо и т.д.)

Пасхальная ночь

а. Встреча гостей

Устроители Седера укажут места, где будут сидеть участники, помогут в раздаче блюд, а в конце вечера – иведут помещение в порядок.

6. Создание праздничной атмосферы

Дети и молодежь помогут в создании праздничной атмосферы, они примут участие в песнях и танцах. Желательно, чтобы они сидели среди участников Седера, чтобы все присутствующие ощутили сплоченность.

в. Рекомендация

Если есть участники Седера, которые не знакомы со смыслом праздника и его ритуалом, то рекомендуется организовать для них беседу на эту тему непосредственно перед Седером или накануне. Тогда Седер станет для них событием, а не просто праздничной трапезой.

VI. ПРИЛОЖЕНИЕ

А) Как празднуют Песах? Агада и заповедь праздника

Седер Песах проводится в соответствии со знаками, которые были установлены, чтобы облегчить запоминание порядка событии.

"Кадеш" – проводящий Седер говорит Кидуш, текст которого содержится в Агаде; все участники Седера выпивают первый бокал вина.

В тексте Кидуша подчеркивается особая роль народа Израиля; а также выражается благодарность Всевышнему за все наши праздники вообще и за Песах в частности.

В пасхальную ночь принято пить четыре бокала вина – и в этом есть намек на четыре выражения, которые Всевышний произнес, говоря с Израилем об избавлении: "вывел Я", "спас Я", "избавил Я" и "взял Я".

"У-рхац" – омовение рук, смысл которого – чистота и святость перед специально заповеданной трапезой (сеудат мицва).

"Карпас" – это сельдереи, однако можно использовать в качестве карпаса и другие овощи. Карпас окунают в соленую воду или в уксус, произносят благословение, приводимое в Агаде, и съедают его.

Хотя в прошлом в начале трапезы ели обмакиваемые в соленую воду овощи просто для возбуждения аппетита, этот обычаи тщательно соблюдался на протяжении многих поколении, чтобы побудить детей задавать вопросы о том, почему так делают, и таким образом расширить рассказ об Исходе из Египта.

Побуждать детей задавать вопросы очень важно; это нужно для того, чтобы рассказ об избавлении еврейского народа передавался будущим поколениям, как сказано: "Ибо спросит тебя сын твои, говоря: что это? И скажешь ты: рукой сильною вывел нас Всевышний из Египта", а также: "И расскажи сыну своему в этот день, говоря: ради этого сделал Всевышний мне при выходе моем из Египта".

Мудрецы в обычае есть карпас нашли намек на положение евреев в Египте: карпас растет на земле и все его топчут; так и евреи подвергались унижениям со стороны египтян.

"Яхац" – среднюю мацу из тех трех, которые лежат пред проводящим Седер, делят на две неравные части. Меньшую часть оставляют лежать между двумя оставшимися, а большую заворачивают в салфетку и незаметно прячут. Этот кусок предназначен для "афикомана" и должен быть съеден в конце трапезы. Согласно обычаю, дети пытаются найти и "украсть" его, чтобы потом получить приз от ведущего Седер. Этот обычаи существует для того, чтобы дети не засыпали и участвовали в Седере до конца.

Есть обычаи на короткое время в начале трапезы помещать "афикоман" на плечо, чтобы вспомнить праотцев, которые вынесли на своих плечах многие беды. "Магид" – с мацы снимают салфетку в тот момент, когда она упоминается в Агаде. Поднимают пасхальное блюдо, чтобы дети удивились, почему трапезу заканчивают раньше, чем к ней приступили. Этот обычаи тоже призван послужить сигналом к продолжению рассказа о выходе из Египта. Наливают второй из четырех бокалов вина, и после этого начинают читать Агаду. Первый отрывок – это приглашение к каждому из народа Израиля принять участие в Седере, так как споры среди евреев приводят к разрушению, а единство и братство ведут к избавлению.

После этого дети задают четыре вопроса ("Ма ништана" – "Чем отличается"), чтобы взрослые могли ответить им рассказом о выходе из Египта, который и представляет собой содержание Агады.

"Рахца" – все омывают руки и произносят благословение, как написано в Агаде.

"Моци" – на мацу в данный момент произносят благословение, как на хлеб.

"Маца" – произносят специальное благословение на мацу и съедают кусочек из верхней целой мацы и из средней надломленной. Смысл того, что едят именно мацу, заключается в том, что маца -это "хлеб бедности", в нем нет дрожжей, это еда бедняков; таким образом мы вспоминаем о бедности наших предков в Египте. Однако эту мацу едят "возлежа", то есть облокотившись на левую руку, как было принято в древние времена у богатых людей. Таким парадоксальным образом обозначается то, что сейчас мы являемся свободными людьми, в отличие от наших праотцев, которые были рабами в Египте.

Маца напоминает нам о выходе из Египта евреев, которые не успели испечь обыкновенный хлеб и поэтому испекли мацу; это служит также напоминанием о том, что нужно спешить делать доброе дело, хотя иногда для этого приходится все бросать.

"Марор"- горькую зелень, хрен или листья салата слегка обмакивают в харосет (смесь фруктов и вина), благословляют так, как написано в Агаде, и едят. Смысл этого обычая в том, чтобы напомнить нам о тяжести рабства и о горькой жизни наших праотцев в Египте. В харосет марор окунают затем, что смесь яблок с орехами похожа на глину, которой пользовались в Египте при строительстве и с которой была связана непосильная работа наших предков, а сладкий вкус харосет намекает на сладость избавления от рабства.

Листья салата сначала кажутся сладкими, а потом – горьковатыми – ак и жизнь наших предков в Египте сначала, в дни Йосефа, была сладкой, а потом стала горькой.

"Корех" – между двумя кусочками третьей (нижней) мацы кладут марор и говорят: "Память о Храме по Гилелю". Есть обычай все это макать в харосет.

Смысл "корех" – напомнить о пасхальной жертве в Храме, которую ели с мацой и марором. "Шульхан орех" – по еврейскому обычаю, в день радости устраивают праздничную трапезу.

В начале трапезы едят яйцо, обмакнув его в соленую воду. Этот обычай напоминает о том, что, хотя мы свободны, наше избавление неполно, так как Храм разрушен, и мы надеемся на его восстановление, на приход Машиаха.

Яйцо символизирует египетское рабство: чем больше его варят, тем крепче оно становится. Так же и отцы наши в Египте – как их не мучили, они становились сильнее и умножались, как сказано: "Когда будут мучить его, он еще более умножится и более распространится".

"Цафун" – достают кусок мацы, приготовленный для "афикомана", который обычно "крадут" дети, и съедают его. "Афикоман" знаменует окончание вечерней трапезы. На арамейском "афикоман" означает "достали хлеб"; смысл его в том, чтобы закончить трапезу сытыми (пасхальную храмовую жертву ели досыта). После того как съели "афикоман", ничего не едят, чтобы его вкус остался во рту; его необходимо съесть до полуночи.

"Берах" – наполняют третий бокал из четырех и произносят благословение после трапезы. После того как третий бокал вина выпит, наполняют особый бокал, "бокал Элиягу" – осланника, возвещающего об избавлении; делают это, чтобы подчеркнуть, что мы ждем избавления и прихода Машиаха. Существует обычай открывать дверь, чтобы показать, что мы ждем избавления каждую минуту и что в эту ночь мы ничего не боимся.

"Галель" – читают "Галель", отрывки о благодарности Всевышнему из книги Псалмов, и после этого пьют последний четвертый бокал вина.

"Нирца" – это провозглашение окончания Седера с надеждой, что этот Седер "нирца" ("угоден"), то есть принят благосклонно.

Эти знаки указаны в агаде выделенными буквами и помогают ориентироваться в ней.

Б) Блюда кашерные для Песаха
(во время одной трапезы не подавать и мясные и молочные продукты.)

Харосет

Продукты

Харосет по-сефардски содержит также финики.

Морковный цимес

Продукты

Способ приготовления

Морковный цимес – традиционный гарнир к мясу и курице.

  1. Морковь очистить и нарезать кружками толщиной 2-3 мм.
  2. Растопить в кастрюле маргарин, положить морковь и тушить, помешивая, около 5 мин. Добавить воду и сахар и довести до кипения.
  3. Добавить остальные ингредиенты, накрыть крышкой и варить около 2 часов. Периодически проверять, не прекратилось ли кипение и достаточно ли жидкости.
  4. Снять крышку и варить еще 20 мин. Цимес должен быть сочным, но не жидким.

Подавать в горячем виде.

Запеканка с жареным картофелем
(мясное блюдо)

Продукты

прямоугольный противень размером 27x20

Способ приготовления

  1. Нагреваем воду до средней температуры
  2. Чистим картофель и нарезаем на продолговатые тонкие дольки.
  3. Нагреваем масло в глубокой сковороде и жарим в нем картофель до золотистого цвета. Выкладываем на бумажное полотенце, чтобы удалить излишки масла.
  4. Жареный картофель укладываем на дно противня.
  5. Взбиваем одно яйцо с 3-мя ложками воды и щепоткой соли и выливаем смесь на картофель.
  6. В большой миске смешиваем мясо, 3 яйца, суповой порошок, чеснок, мускат и гвоздику. Полученную однородную массу выкладываем на слои картофеля в противне.
  7. Хорошенько взбиваем оставшееся яйцо и смазываем сверху мясной фарш. Запекаем 35 мин.

Запеканка из картофеля и крутых яиц
(молочное блюдо)

Продукты

прямоугольный противень размером 30x10 см

Способ приготовления

  1. Нагреваем духовку до средней температуры. Смазываем противень.
  2. Кладем в кастрюлю вымытый картофель с кожурой, туда же кладем яйца, заливаем водой, доводим до кипения и варим на среднем огне до готовности картофеля.
  3. Снимаем с огня, сливаем кипяток и обдаем холодной водой, даем остыть. Очищаем картофель и яйца.
  4. Осторожно режем картофель на ломтики и выкладываем ими дно противня.
  5. Разрезаем яйца на кружочки и покрываем ими слои картофеля. Посыпаем тертым сыром и грибами.
  6. Распускаем в маленькой кастрюльке масло и размешиваем до состояния однородной массы. Вливаем молоко, беспрерывно помешивая, и продолжаем варить, пока смесь не загустеет.
  7. Взбиваем в остывший соус яйцо, заправляем солью и перцем, взбиваем и поливаем запеканку.
  8. Печем минут 30 ,или пока сыр полностью не расплавится. Охлаждаем минут 10 и подаем на стол.

Непеченый шоколадно-мацовый торт

Продукты

Способ приготовления

  1. Смешать расплавленный маргарин с какао, сахаром, бренди, кофе и экстрактом по вкусу. Слегка охладить и вбить яйца.
  2. Разломать мацу, залить шоколадной смесью.
  3. Выложить в форму 30x30 см. Охладить и нарезать на квадратики.

Мацу в этом рецепте можно оставить целой, намочив ее в вине и прослоив шоколадным кремом.

Мацебрай (молочное блюдо)

Продукты

Способ приготовления

  1. Намочить наломанную мацу в воде и слить.
  2. Взбить яйца с молоком и солью, вылить в мацу и перемешать.
  3. Разогреть сковороду с маслом, выложить смесь и жарить с двух сторон пока не подрумянится. Подавать как основное блюдо на завтрак или как десерт, посыпав сахаром и корицей.
Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5
           
">
Полезно
Интересно
Бесполезно
Комментарии
(по желанию)

Посмотрите на этих массажисток. Они прекрасны! . магазин грузовых шин . Интернет магазин / Forward: forward 185 75 r16c. Интернет магазин шин Dunlop.