Гл. страница >> Песах >> Статья Д. Паланта >> «Песах: новый миропорядок»

«ПЕСАХ: НОВЫЙ МИРОПОРЯДОК»

Д. Палант

Скачать статью >> Word    Pdf

Окончание статьи // К началу >>

Б-жественные знамения в Египте: отделение Израиля от Египта

Во время описываемых в Торе событий Египет был своего рода центром мира, центром языческой культуры. Страной правил фараон, считавший себя божеством. Весьма любопытное описание встречи Моше и Аѓарона с фараоном приводит мидраш:

«А затем пришли Моше и Аѓарон и сказали фараону…» («Шмот», 5:1). Сказал р. Хия б. Аба: «В этот день у фараона был большой прием, собрались цари со всех концов света, и каждый преподносил фараону венец, чтобы был он владыкой мира и царствовал над всеми царями. Когда короновали его, Моше и Аѓарон подошли ко входу во дворец. Вошли к фараону слуги его и сказали: “Два старца стоят у входа во дворец”. Спросил фараон: “Держат ли они в руках короны?” Ответили слуги: “Нет”. Сказал им фараон: “В конце пусть войдут”. Когда предстали Моше и Аѓарон перед фараоном, спросил тот их: “Чего вы хотите?” Ответили они ему: “Б-г евреев послал меня к тебе сказать: отпусти народ Мой, чтобы он служил Мне…” [5:1] Сказал им фараон: “Кто такой [еврейский] Б-г, чтобы я послушался его… [там же, 5:2]? Ведь он даже не догадался послать мне корону, лишь со словами вы пришли. Я не знаю [еврейского] Б-га… [там же, 5:3]”». Сказал р. Леви: «Тотчас достал фараон книгу с именами богов и стал читать: имена богов Эдома, Моава, Цидона – и так перечел их все. Сказал фараон Моше и Аѓарону: “Прочитал я все свои записи, и нет там имени вашего бога”». Сказал р. Леви: «С чем это можно сравнить? А вот с чем. Был у коѓена глупый слуга. Отправился коѓен за пределы страны. Пошел слуга искать своего хозяина на кладбище. Начал спрашивать людей, которые были там: “Не видели ли вы моего господина?” Сказали ему: “А разве твой господин не коѓен?” Ответил он: “Да, коѓен”. Сказали ему: “Глупец, кто же мог видеть коѓена на кладбище!”*
------------------------------------------
*Человек, прикоснувшийся к могиле, становится ритуально нечистым. Коѓаним же Тора предписывает избегать нечистоты («Ваикра», 21:1). В связи с этим им запрещено посещать кладбища.
------------------------------------------
Так и Моше с Аѓароном сказали фараону: “Глупец, боги, о которых ты говоришь, мертвы, а Г-сподь – истинный Б-г, живой Б-г, владыка мира”. Спросил их фараон: “Молод он или стар? Сколько ему лет? Сколько городов взял он, сколько стран покорил, сколько лет царствует?” Ответили ему: “Силой и величием нашего Б-га исполнен мир, Он был до сотворения мира и будет в конце всех миров. Он сотворил тебя и вдохнул в тебя дух жизни”… Сказал им тот: “С самого начала вы лжете, ибо я – владыка мира, я создал себя и Нил”. Как сказано в книге «Йехезкель» (29:3): “Мне принадлежит река моя, и я сам сотворил себя” («Мидраш Танхума», разд. «Ваэра», 5).

Б-г, который прежде открывался лишь избранным, являет Себя в Египте всем и каждому посредством десяти казней, которые объединяет то, что они обрушивались на египтян и не затрагивали евреев. Всевышний говорит об этом: «И узнают египтяне, что Я – Б-г, когда протяну руку Мою над Египтом и выведу сынов Израиля из среды их» («Шмот», 7:5).

Этим достигается двойная цель. С одной стороны, происходит отделение сынов Израиля от египтян – основополагающий компонент, необходимый, как уже было сказано, для формирования народа. С другой – проявляется величие и всесилие Творца, в корне подрывающие языческое мировоззрение. В чем основа языческого мировоззрения? Вот, что пишет относительно зарождения язычества Рамбам (р. Моше б. Маймон, 1135-1204):

(1) В дни Эноша люди совершили большую ошибку - мудрецы того поколения дали неправильный совет, и сам Энош был среди ошибившихся. Вот в чем была их ошибка: они решили, что раз Г-сподь создал звезды и небесные сферы для управления миром и поместил их в небесах, и наделил их почетом, и это верные слуги Его, приближенные к Нему - они достойны восхваления и возвеличивания, и того, чтобы воздавали им почести. И это, якобы, соответствует желанию Г-спода, благословен Он, возвеличить и воздать честь своим приближенным, также как царь желает почтить своих слуг и придворных, что увеличивает славу самого царя. (2) Как только в их сердцах зародилась эта идея, начали они строить звездам храмы и приносить им жертвы, восхвалять и возвеличивать их словами, простираться ниц перед ними - все это с целью исполнить желание Создателя, в их неверном понимании. С этого началось идолопоклонство… (4) По прошествии многих дней среди людей появились лжепророки и стали говорить, что Г-сподь приказал им передать людям: служите некоей звезде, или всем звездам, приносите ей жертвы и возлияния так-то и так-то, постройте ей храм, сделайте ее изображение, чтобы поклоняться ему - весь народ, и женщины, и дети, и все остальные люди. И показывали людям некую форму, выдуманную ими самими, и говорили: вот изображение данной звезды, которое мне сообщили в пророчестве. (5) Так начали создавать изображения - в храмах, под деревьями, на вершинах гор и на возвышенных местах, собираться там и поклоняться им. Народу же внушали, что это изображение может принести зло или благо, и стоит ему служить и бояться его. Служители культа убеждали их: умножайте служение - будете иметь успех делайте так-то и так-то, и не делайте так-то и так-то («Мишне Тора», Законы об идолопоклонстве, гл. 1)

Язычество такого типа рассматривает силы природы автономно действующими механизмами, притом их воздействие, как правило, носит тотальный и не индивидуальный характер. Язычник, как правило, не предполагает возможности диалога с идолом, которому он поклоняется, он лишь надеется, что исполняемый им ритуал позволит использовать во благо воплощаемую идолом силу или избежать вреда, которое может повлечь ее воздействие. Египетские казни – демонстрация доселе неведомого языческому миру явления: действие высшей силы, выражающей свою волю и преследующей определенную цель. Здесь не слепое, неподдающееся объяснению уничтожение, а целенаправленная казнь для решения конкретной задачи.

Песах как праздник отделения

Кульминацией процесса отделения Израиля от египтян и проявления Б-жественной воли в Египте стала последняя, десятая казнь – умертвление первенцев. Но еще задолго до этого Всевышний готовит Моше и евреев к исходу из Египта:

И сказал Г-сподь Моше и Аѓарону в стране египетской, так: «Месяц этот для вас – начало месяцев, первый он у вас из месяцев года. Скажите всей общине Израиля так: в десятый день этого месяца пусть возьмет себе каждый по ягненку на семейство, по ягненку на дом. А если семья слишком малочисленна, чтобы съесть одного ягненка, пусть возьмет он с ближайшим соседом – по числу душ в соответствии с мерой еды каждого объединитесь, чтобы есть ягненка. Ягненок без телесного порока, самец не достигший года, да будет у вас из овец или из коз берите. И да будет он храним вами до четырнадцатого дня этого месяца, и тогда пусть зарежет его все собрание общины Израиля во второй половине дня. И пусть возьмут крови его, и нанесут на оба косяка и на притолоку в домах, в которых будут его есть. И пусть едят мясо в ту же ночь, жареное на огне. И мацу с горькой зеленью пусть едят. Не ешьте его недожаренным или сваренным в воде, но лишь прожаренным на огне вместе с головой его, и с ногами, и с внутренностями. И не оставляйте от него до утра, а оставшееся от него до утра сожгите в огне. И так ешьте его: препоясавшись, обутыми и с посохом в руке, – и ешьте его поспешно – это жертва пасхальная (песах) Г-споду. И пройду Я по стране египетской в ту ночь, и поражу каждого первенца в стране египетской, от человека до животного, и над всеми божествами Египета совершу расправу. Я – Б-г! И будет та кровь для вас знамением на домах, в которых вы пребываете, и увижу ту кровь, и пройду мимо (пасахти), и не коснется вас кара губительная, когда Я поражу страну египетскую» («Шмот», 12:1-13).

В первый раз слово песах появляется здесь в Торе – так назван жертвенный ягненок. Это слово в форме глагола повторяется в стихе 13 – «пройду мимо (пасахти)». Пасах – букв. «перепрыгивать», «пропускать». Всевышний обещает, что пройдет мимо домов, отмеченных кровью ягненка, и не тронет живущих в них первенцев.

Последняя казнь сломила упрямство фараона, и он отпустил сынов Израиля на свободу. Название праздника – Песах – имеет два языковых аспекта, и оба они на глубоком уровне отражают сущность этого праздника и тех давних событий, которые легли в его основу. Однако прежде, чем объяснять это, следует ответить на один экзегетический вопрос: зачем понадобилось Всевышнему, чтобы евреи отмечали свои дома кровью ягненка? Разве Он нуждается в знаке, чтобы узнать дома, в которых живут евреи?

Стоит заметить, что ягненок – одно из культовых животных, которому поклонялись в Египте. Как же осмелились евреи взять ягнят для каждого дома, держать связанными в течение нескольких дней, а затем зарезать и публично отметить их кровью косяки и притолоки своих домов? Подобный приказ Всевышнего можно рассматривать как испытание сынов Израиля. Достойны ли они вообще избавления? Чем они на данном этапе отличаются от египтян, с которыми стремились смешаться, став практически такими же идолопоклонниками? Этот вопрос, согласно мидрашу, поднимается на Небесах:

Когда вышли сыны Израиля из Египта, решил ангел Самаль выступить их обвинителем. Сказал он Всевышнему: «Владыка мира, до сих пор они были идолопоклонниками, и Ты рассекаешь для них море?!» («Шмот раба», 21:7)

Тем не менее, сыны Израиля были вызволены из Египта. За какие заслуги?

После продолжительного периода ассимиляции для евреев в этой стране наступают тяжелые времена рабства. И вот к изможденным рабским трудом людям приходит некто и говорит, что послан Б-гом избавить их от рабства. Он призывает их совершить чрезвычайно рискованные действия: зарезать на глазах египтян животных, которым те поклоняются, причем это должен сделать каждый еврей, не зная, поступят ли все остальные так же. Каждый оказывается перед сложным выбором и должен принять нелегкое решение. Проснется ли в сердцах несчастных рабов внутренний голос, который напомнит им об их прошлом, об их предках, о союзе с Б-гом? Найдется ли в них вера и силы сделать то, что предлагает посланник Всевышнего? И они нашлись:

Наши предки были вызволены из Египта только благодаря вере, как сказано («Шмот», 4:31): «И поверил народ, и поняли они, что вспомнил Г-сподь о своем народе» («Шмот раба», 22).

В этот критический момент выяснилось: несмотря ни на что, в египетском изгнании сыны Израиля не утратили «образ Б-жий». Выполняя то, что Моше приказал им от имени Б-га, евреи как бы принимают невысказанные Всевышним претензии к ним и делают шаг к исправлению. От них требуется отделиться от египтян, осознать себя в качестве особой группы, обладающей собственными ценностями, понять, что они не просто сборище рабов, но единый народ, идущий путем веры в Г-спода. Подобно Авраѓаму в Ур-Касдиме* , его потомки в Египте на свой лад разбивают идолов, отвергают идолопоклонство и провозглашают свою веру в единого Б-га.
------------------------------------------
*Имеется в виду известный мидраш, согласно которому Авраѓам разбил идолов своего отца Тераха.
------------------------------------------

Конечно, Всевышний не нуждается в знаке, чтобы узнать, в каком доме живут евреи. Однако Он хочет знать, в каком доме живет еврей, готовый публично признать себя евреем, невзирая на связанную с этим опасность, готовый и имеющий желание стать частью своего народа. В этот момент Г-сподь неявно указывает евреям на совершенный ими грех ассимиляции. Сам факт, что необходимо пройти мимо (лифсоах) домов евреев, говорит о том, что они рассеяны среди египтян и уже давно не живут отдельно в земле Гошен. Каков грех, таков и путь к раскаянию – оно совершается принесением в жертву ягненка (песах), египетского божества. Именно этим сыны Израиля заслуживают то, что то Г-сподь минует (пасах) их дома, поражая первенцев египтян. Так совершается отделение, и этим оправдывается избрание их Б-гом в качестве Его народа.

Песах: воскрешение речи

Процесс избавления происходил на разных уровнях. Его очевидная часть – это, конечно, физическое избавление, освобождение от рабства и египетского владычества. Но есть и другие, внутренние, скрытые аспекты этого процесса.

Изгнание и избавление связаны друг с другом. На иврите оба эти слова – , галут («изгнание») и , геула («избавление») – восходят к одной корневой ячейке , от которой производится и слово , гилуй («открытие», «откровение»). Откровение должно явиться результатом поисков, откликом на крик о помощи, иначе его значение не будет оценено вполне. Только тот, кто ощущает боль, способен оценить лекарство. Только тот, кому не хватает Б-га, способен оценить Его явление.

Из теснин воззвал я к Г-споду – простором ответил мне Г-сподь («Теѓилим», 118:5).

В чем же выражались «поиски» сынов Израиля в Египте?

И было так: долгое время спустя умер царь Египта, и застонали сыны Израиля от работы, и возопили – и вознесся этот вопль от работы их к Всесильному. И услышал Всесильный стенание их, и вспомнил Всесильный союз Свой с Авраѓамом, Ицхаком и Яаковом. И увидел Всесильный сынов Израиля, и признал их Всесильный («Шмот», 2:23-25).

Пять раз в этих трех стихах упоминается Б-г. Эта исключительная частота упоминания его имени несомненно свидетельствует о том, что именно в этот момент начинается явление Б-га в Египте. В качестве отклика на что? На молитвы сынов Израиля? На их просьбы о спасении? Внимательно перечитав приведенные стихи Писания, мы обнаружим, что евреи не возносили молитву ко Всевышнему и вообще не обращались к Нему. Они лишь вздыхали, стенали и испускали вопли никакая связная речь не сходила с их уст. В книге «Зоѓар» сказано, что во время египетского рабства сама речь находилась в изгнании. Настолько тяжким было физическое и духовное порабощение, что был утрачен и этот дар. Раб не имеет права на духовную жизнь, он лишен права говорить. Остается лишь возможность кричать, как кричит младенец, ощущающий боль, но еще не способный воззвать к родителям. Евреям в Египте было ведомо лишь ощущение боли, они не могли просить о помощи и не знали, кого просить. Но Всевышний услышал их вопль, и пришел, словно отец, спешащий к плачущему ребенку.

Что такое речь и в чем ее важность в данном контексте? Способность людей развиваться, созидать, учиться и обучать основана на возможности взаимодействия. Без него сложно представить себе человеческое сообщество. Мир без речи – это статичная, лишенная созидания и прогресса действительность. Речь – конституирующее свойство человека. В философии человек как вид определяется способностью говорить.

В традиционной еврейской литературе также уделяется немало внимания особой значимости речи. Одно из наиболее интересных понятий Ѓалахи – обет (недер). Давая его, еврей может запретить для себя нечто разрешенное Торой. Вследствие обета какая-то пища может оказаться запрещенной в той же мере, что и, например, свинина. Силой слова человек создает норму, сопоставимую с заповедями Торы. В самой Торе об обете назирут сказано: «…Если мужчина или женщина сотворит необыкновенное дело (яфли)* – даст обет назирут, посвящая себя в назиры Г-спода…» («Бемидбар», 6:2). То есть, то, что человек совершает силой слова, Тора называет «необыкновенным делом», «чудом».
------------------------------------------
*Возможное прочтение: «сотворит чудо»
------------------------------------------

Почему из всех способностей человека именно дар речи именуется чудом? В кодексе «Шульхан арух» (разд. «Орах хаим», 6) мы находим интересное объяснение, которое р. Моше Иссерлес (1530-1572) дает благословению, произносимому после того, как человек справил нужду:

«“Благословен Г-сподь… врачующий всякую плоть и творящий необыкновенные дела (мафли)” – “творящий необыкновенные дела”, сохраняя в человеке дух и связывая духовное с телесным».

В чем «необыкновенность» человека, в чем чудо его существования? В том, что в нем соединены два, казалось бы, противоположных компонента, – дух и плоть. Это соединение выражается, прежде всего, в способности говорить. Именно в речи человек, находясь в рамках материального мира, раскрывает свою духовность. Указание на это можно обнаружить уже в предлагаемом Торой описании сотворения человека: «И создал Б-г Всесильный человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек живым существом» («Берешит», 2:7). Словосочетание «живым существом» Онкелос переводит так: «духом говорящим» (). В тот момент, когда Всевышний наделил «прах земной» «дыханием жизни», был создан человек – говорящее существо. Таким образом, дар речи – особое качество, субстанциональное свойство, определяющее человека в качестве такового, сфера пересечения духовного и материального миров.

Как связана способность говорить с избавлением евреев от египетского рабства? Глубокое толкование этого вопроса мы находим в кабалистической литературе:

…Отсюда становится понятным то, о чем говорили мудрецы Талмуда: «Когда евреи были в египетском изгнании, то и дар речи словно бы пребывал в изгнании». И человек, лишенный дара речи, словно мертвый… и все из-за ущербности уст… А слово «фараон» () состоит из букв, переставив которые, прочтем: «уста негодные» (). И при выходе [евреев] на свободу превращается [это качество] в песах (), что можно прочитать как «уста говорящие» ()… то есть живые уста () – вместо негодных уст ()* («Введение в премудрость кабалы», 6, 1).
------------------------------------------
* Гематрия слова «говорящие» () совпадает с гематрией слова «живые» ().
------------------------------------------

Итак, внутренний смысл избавления от египетского рабства мудрецы Талмуда видели в возвращении способности говорить и толковали слово песах как «уста говорящие». И, действительно, и в Торе (при описании событий, связанных с Исходом), и в ритуале праздника Песах речь занимает особое место. Древний текст, который читают во время седера, называется «Ѓагада шель Песах»: ѓагада – от леѓагид («говорить», «рассказывать»).

Одна из основных заповедей – рассказ об Исходе.

Заповедано нам рассказывать об исходе из Египта, и хвала тому, кто рассказывает много (из «Пасхальной ѓагады»).

Маца называется «хлебом бедности», и один из мудрецов Талмуда объясняет это так:

«Сказал р. Шмуэль: “Хлеб бедности (ьни ) назван так потому, что произносят (онин ) над ним много слов”» («Псахим», 36а).

Во время седера глава семьи должен ответить сыну на его вопросы.

И вот – когда спросит тебя в будущем сын твой… («Шмот», 13:14).
И скажи сыну твоему в тот день так: ради исполнения этой заповеди сделал это мне Г-сподь при выходе моем из Египта (там же, 13:8)

А когда евреи вышли из Египта и перешли Красное море, то обретенный ими дар речи поднимается до уровня поэзии:

И пел тогда Моше с сынами Израиля такую песнь Г-споду, с такими словами: «Воспою я Г-спода, ибо превознесся Он над гордецами, коня вместе со всадником низверг в море» (там же, 15:1).

И о Моше-рабейну сказано в «Дварим раба»:

До получения Торы Моше говорит о себе: «…человек я не речистый…» (там же, 4:10). После этого события исцелился он и начал говорить. Откуда это известно? Ибо читаем: «Вот слова, которые говорил Моше…» («Дварим», 1:1).

Вывод о ключевой роли дара речи в процессе избавления от рабства касается не только евреев, вышедших из Египта. Речь – одна из важных составляющих Б-жественного управления миром. Вот как это объясняется в хасидской литературе:

Сыны Израиля отделены для Святого, благословен Он… А до исхода из Египта это было сокрыто в изгнании, и были они смешаны [с египтянами], о чем говорили наши мудрецы: «Две тысячи лет хаоса…» Ибо до того, как были избраны сыны Израиля, мир был не выправлен и представлял собой хаос. А в изгнании злодеи завладевают первенством, как сказано: «Стали враги его во главе» [«Эйха», 1:5]. И исход из Египта был исправлением для всего мира за счет избрания Б-гом сынов Израиля. Поэтому написано в мидраше, что семь дней Песаха соответствуют семи дням творения. И так же говорил мой учитель относительно десяти речений [см. ниже] и десяти казней, и десяти заповедей и т. д. И в этом, собственно, заключается толкование «Зоѓара», согласно которому слово Б-га было в изгнании и неясно было, кто в городе хозяин, и никто не понимал, что Всевышний управляет миром, и фараон сказал: «Кто такой [еврейский] Б-г…» [«Шмот», 5:2]. А вместе с исходом из Египта произошло исправление, все пришло в порядок в соответствии с волей Святого, благословен Он…

Надо сказать, что поэтому и называют пасхальную ночь седер [букв. «порядок»]... И в соответствии с тем, что было сказано выше, это название указывает на истинный порядок, который воцарился после исхода из Египта, а до этого все было смешано и не было в мире порядка. И ради этого и был мир сотворен, как сказано: «Ради сынов Израиля, которые называются “первыми плодами Его” [см. «Ирмеяѓу», 2:3]…» [«Берешит раба», 1 см. также комм. Раши к «Берешит», 1:1] (Раби Йеѓуда-Арье-Лейб Альтер. Комментарий к Торе «Сфат эмет»).

В этом комментарии сконцентрированы основные идеи праздника Песах: речь идет о процессе упорядочивания творения, призванном посредством избавления сынов Израиля открыть миру Творца. В этом комментарии, как и в других хасидских источниках, устанавливается соотношение двух различных типов речи. С одной стороны, в Мишне сказано: «Десятью речениями сотворен мир…» (трактат «Авот», 5:1). То есть мир создан словом, но это слово здесь называется речением (маамар, от амар – «сказать»). С другой стороны, упомянут и другой тип речи, который проявляется во время Синайского Откровения, – Десять заповедей (ѓа-диброт, от дибер – «говорит», «разговаривать»). В чем же разница между речением, высказыванием (маамар) и разговором (дибур)?

Так молви дому Яакова и возгласи (накажи) сынам Израиля («Шмот», 19:3).

Раши комментирует этот стих так:

дому Яакова - это женщины скажи им словами мягкими.

и накажи сынам Израиля
кары [за прегрешения] и подробности [закона] разъясни мужчинам – и слова [эти будут] тяжкими [и горькими], как полынь (игра слов: тагид – «возгласи», гидин – «полынь»).

На основании этого комментария можно прийти к выводу, что речение, высказывание (маамар) – это речь мягкая, не прямая, не требовательная. А разговор (дибур) – речь строгая, содержащая приказ. Высказывание о том, что мир сотворен десятью речениями, по-видимому, следует понимать так: речь – это связующая нить между духовной и материальной составляющими, основа творения. Но когда Всевышний сотворил мир, то свои намерения Он выразил в мягкой форме, не явно, не прямо. Он словно дал людям возможность прислушаться, уловить, понять. Но первые поколения людей не справились с задачей, истолковали сокрытые речения Творца превратно, что породило языческую культуру. Этот период мудрецы Талмуда называют двумя тысячами лет хаоса. Десять заповедей – исправление этой ситуации. Не намеки и неявные указания, а четкие и жесткие приказы, которые сыны Израиля берутся исполнить. Сила слова здесь проявляется явно и открыто.

Путь от десяти речений, которые неявно присутствовали в сотворенном мире, к десяти заповедям, которые были даны сынам Израиля, лежит через десять казней. Десять казней были призваны распространить в мире представление о том, что есть Творец, который решил создать свой народ и отделить его от египтян (остального человечества). Таким образом, есть разница между словом Б-га, которое предназначено избранному народу, и словом, предназначенным всему человечеству. И в этом выражается новый миропорядок, где существует связь между дающим наказы Творцом и исполняющим их человеком. На смену двум тысячам лет хаоса приходят две тысячи лет Торы, на смену тьме – свет.

Мир – год – душа ()

В кабалистическом учении и хасидизме есть триада понятий, определяющая соотношение трех основополагающих аспектов действительности: мир - пространство, год – время, душа . (Вспомним, что два первых и Кант считал основными априорными формами чувственного созерцания). Любое явление, имеющее значимость в одном из этих аспектов, так или иначе, отражается в двух других.

Процесс избавления, безусловно, касается материальной стороны мира и имеет чисто пространственные характеристики (исход из пределов Египта, путь в Землю Обетованную). Вместе с тем, как указывалось выше, этот процесс в не меньшей степени касается души: рабы становятся свободными людьми, «из изгнания» возвращается дар речи. Насколько велико значение аспекта времени в процессе исхода евреев из Египта, мы увидим ниже.

Маца: ключи к новому восприятию времени

В течение семи дней Песаха евреям заповедано есть мацу, это одна из основных заповедей праздника. Она имеет историческую подоплеку: евреи спешили выйти из Египта и не успевали испечь хлеб, им пришлось довольствоваться мацой.

И испекли они тесто, которое вынесли из Египта, лепешками пресными, ибо оно еще не сквасилось, так как они изгнаны были из Египта, и не могли медлить, и даже пищей не запаслись («Шмот», 12:39).

Поспешность, с которой были испечены лепешки (мацот), характерна для всего процесса Исхода. И принесенный в жертву ягненок (песах), кровью которого нужно было пометить косяки и притолоки входных дверей в еврейских домах, также был съеден с поспешностью:

И так ешьте его: препоясавшись, обутыми и с посохом в руке, – и ешьте его поспешно – это жертва пасхальная (песах) Г-споду (там же, 12:11).

Почему так важна была здесь поспешность? Неужели, если принять во внимание все те чудеса, что были сотворены Всевышним для евреев в Египте, Он не мог обеспечить их возможностью испечь хлеб и позволить им спокойно поесть перед дальней дорогой? Маѓарал из Праги рассматривает «поспешность» в качестве одной из основных черт избавления:

И еще – знай: невозможно, чтобы сыны Израиля были вызволены из рабства иначе, нежели самим Г-сподом… Поэтому сыны Израиля вышли из Египта не на том уровне, где существует время, а на уровне, где времени не существует. Ибо все находится во времени, кроме Святого, благословен Он, который вне времени. Поэтому они должны были, выходя на свободу, есть мацу, которая не требует времени, и было запрещено им есть квасное, на приготовление которого нужно время… Поэтому в качестве причины, по которой предписано есть мацу, Тора указывает на то, что не успело закваситься тесто, как явился нашим предкам Царь царей и вызволил их… Поэтому указание о маце – заповедь есть ее с пасхальной жертвой – предшествует исходу из Египта, и это станет для тебя ясной истиной, когда поймешь, что такое маца («Сефер гвурот ѓа-Шем», 36).

В основе слов Магарала лежит мидраш:

«И было так: в полночь Г-сподь поразил всех первенцев в земле египетской…» («Шмот», 12:29) – Г-сподь поразил [сам], а не с помощью ангела или посланца («Ялкут Шимони» к «Шмот», 12, п. 199).

В борьбу с языческой культурой вступает сам Творец и избавляет Израиль. Всевышний не оставляет никакой возможности считать, что здесь действует одна из природных сил, которым идолопоклонники придали Б-жественные качества. Магарал объясняет, что весь материальный мир находится во времени и лишь Всевышний – над ним. Величие избавления – в том, что оно совершается самим Творцом, который и создал все силы природы, и, стало быть, носит вневременной характер. В рамках событий земного мира это находит себе выражение в той поспешности, с которой евреи ели мацу и пасхальную жертву. Избавление их от египетского рабства призвано продемонстрировать, что единственная истина – это истина Б-жественная. Как говорит Итро, тесть Моше, после того, как узнал о всех чудесах, сотворенных в Египте: «Теперь узнал я, что Г-сподь выше всех божеств…» («Шмот», 18:11).

Есть еще несколько указаний в Писании, позволяющих расширить и углубить понимание значения времени в данном контексте. В процессе избавления у евреев появляется новый отсчет времени:

И сказал Г-сподь, обращаясь к Моше и Аѓарону в стране египетской, так: «Месяц этот для вас – начало месяцев первый он у вас из месяцев года» (там же, 12:1, 2).

В этом стихе зафиксирована первая заповедь, данная сынам Израиля как народу – заповедь освящения месяца. Прикладное значение исполнения этой заповеди состоит в том, что еврейский календарь становится отличным от общепринятого солнечного, будучи основан как на солнечном, так и на лунном циклах.

Еще одно новое понятие, связанное со временем, появляется сразу же после Исхода:

Сказал он им: «Об этом говорил Г-сподь: завтра – покой, суббота святая для Г-спода то, что будете печь – пеките, и то, что будете варить – варите, а все остальное отложите себе, сохранив до утра» (там же, 16:23).

В пустыне пищей евреев был ман (манна небесная). В шестой день количество мана было двойным по сравнению с ежедневной нормой. Это вызвало удивление евреев, и когда они пришли за разъяснением к Моше, они узнали от него, что такое шабат (суббота). Здесь впервые народ Израиля получает заповедь о соблюдении субботы.

В чем же смысл таких новых, связанных со временем, понятий, как рош ходеш (новомесячье) и шабат?

Избавление, имеющее вневременной характер, по сути дела представляет собой точку перехода от одного восприятия времени к другому. Языческий мир связан с природой, поклоняется ее силам, во многом отождествляет себя с ней. Природа воспринимается идолопоклонником как нечто само собой разумеющееся, то, по отношению к чему невозможна отстраненность, от чего нельзя (да и не нужно) отгородиться. Он словно растворен в природе, совершающей постоянный круговорот. Пример языческого восприятия действительности в Египте – это поклонение Нилу, источнику воды и залогу плодородия. Воды Нила из года в год, поднимаясь, орошают землю.

Можно сказать, что подобное мировосприятие установилось после потопа, когда Творец зафиксировал законы природы:

Впредь во все дни земли сев и жатва, холод и тепло, лето и зима, день и ночь не прекратятся («Берешит», 8:22).

Языческое восприятие времени основано на этой постоянной смене дня и ночи, лета и зимы, то есть на непосредственно ощущаемых циклически повторяющихся процессах.

С исходом евреев из Египта устанавливается новый временной порядок, новое восприятие времени. Оба рассмотренных нами понятия – освящение месяца и шабат – заставляют дистанцироваться по отношению к природе и порождают более вдумчивое отношение к ней и делают человека менее зависимым от нее.

Календарь, объединяющий циклы Солнца и Луны, в принципе предполагает более сложное отношение ко времени. В каком-то смысле нейтрализуется значимость каждого из светил, создается представление, что есть нечто над ними.

Заповедь освящения месяца и введение еврейского календаря позволяют выйти из автоматического подчинения силам природы, создают определенную отчужденность человека по отношению к материальному миру, а она, в свою очередь, дарует ему свободу и приводит его к осознанию своего места в мире. А это позволяет человеку не столько подчиняться течению времени, сколько управлять им. Собрание мудрецов устанавливает начало нового месяца и решает, какой год будет високосным (когда добавляется еще один месяц адар).

Шабат – понятие внеприродное, не имеющее какого-то выражения в мире, данном в непосредственных ощущениях. Заповедь соблюдения субботы заставляет человека приостановить естественное течение жизни, пресекает рутину, не имеющую ни начала, ни конца, и намеренно создает своего рода остановку во времени.

Эти понятия противоречат языческому восприятию времени, они подкрепляют осознание того, что существует Творец, что Он вне пространства и времени, что мир – Его творение. Шабат, согласно традиции, является символом сотворения мира и служит напоминанием о нем. А освящение месяца символизирует возможность избранного народа влиять на происходящее в этом мире в качестве партнеров Всевышнего в реализации плана творения.

Даже понятие суток у человека, верящего в Творца, отличается от соответствующего языческого понятия. Языческое восприятие основывается на естественном для природного человека приоритете дневного времени суток над ночным – «день и ночь не прекратятся». В противоположность этому, человек веры помнит, что шабат, день отдыха, соотносится с сотворением мира, где задается истинная последовательность: «…и был вечер, и было утро: день один» («Берешит», 1:5). В системе времени верующего человека дню предшествует ночь, а для язычника ночь сменяет день.

Таким образом, как мы видим, и аспект времени играет значительную роль в процессе избавления. Новый миропорядок включает в себя новое восприятие времени, соответствующее вере в существование Творца и подрывающее представления идолопоклонников. Языческий хаос трансформируется в веру в единого Б-га.

Переход от одной системы времяисчисления к другой интересным образом отражается еще в одном предписании Торы, связанном с праздником Песах. Когда сыны Израиля еще находятся в Египте, им дается следующая заповедь:

С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера, ешьте мацу до вечера двадцать первого дня того же месяца («Шмот», 12:18).

Формулировка этой заповеди неожиданна, ибо везде в Торе, где речь идет о времени, заповедь формулируется в соответствии с известным правилом – ночь предшествует дню. Этот принцип связан, как мы говорили выше, с тем, что любое откровение, открытие базируется на том, что «свет приходит на смену тьме». Поэтому во временнуй системе, принимающей в расчет существование Творца, на смену ночи приходит день (так же, как на смену тьме – свет, на смену хаосу – откровение). В указанной заповеди все наоборот: ночь после четырнадцатого дня – это ночь пятнадцатого дня, но сначала упоминается четырнадцатый день. Почему ночь в данном случае связывается с предшествующим днем?

Ответ на этот вопрос содержится в упомянутом выше различии между языческим и монотеистическим восприятием времени. Покуда евреи находятся в Египте, они живут по языческой системе времени, где день предшествует ночи. В соответствии со своим мировосприятием они и получают заповедь. Но в дальнейшем, после исхода из Египта, та же заповедь уже дана в повсеместно принятой в Торе формулировке:

И в пятнадцатый день этого месяца праздник мацы Г-споду. Семь дней ешьте мацу («Ваикра», 23:6).

Гигантский прыжок: рассечение Красного моря

Окончательный разрыв с Египтом не мог совершиться вследствие естественного процесса. Разного рода связи с цивилизацией, которую покинули сыны Израиля, были слишком прочными. Требовалось полное отмежевание, не допускающее никаких контактов с миром Египта. Наряду с процессом эволюции Израиля – многовековое постепенное превращение семьи в народ – требовался революционный скачок. Нельзя шаг за шагом перейти пропасть по воздуху, через нее нужно перепрыгнуть одним махом – таково лежащее вне времени чудо. Окончательный исход из Египта мог произойти только посредством такого скачка (вспомним, что на более раннем этапе избавления Б-г посеах – минует, словно перепрыгивая, дома евреев). В «Сефер йецира» дается характеристика месяцам года. Так вот, нисану – первому среди месяцев, месяцу Исхода – приписываются качества ягненка, перепрыгивающего с место на место.

Прыжок в качестве преодоления препятствия характеризуется односторонней направленностью, не подразумевает возвращения. Только таким образом могло осуществиться избавление Израиля. Кульминацией этого процесса стало чудо рассечения Красного моря. В завершение этого события, когда были отменены все законы природы и, как сказано в мидраше, «рассеклись все воды во всем мире», морские пучины возвращаются на свое место. Сыны Израиля оказываются на одном берегу, а Египет – на другом. Да было ли все это, не приснилось ли нам? – спрашивают они себя. Да были ли мы когда-нибудь на том берегу? Ясно лишь одно – перейти море в обратную сторону не дано, рассечь его они не в их силах, вернуться в Египет невозможно. Полностью отделившись, сыны Израиля вновь становятся евреями – иврим, теми, кто с другого берега. Они должны со всей ответственностью свободных людей начать свой путь как народ в мире, где установлен новый порядок. Они должны получить Тору и оправдать доверие Создателя и свою избранность.

Заключение

В самом названии праздника Песах можно обнаружить намеки на его глубокий смысл. Песах – принесенный в жертву ягненок – выражает самоотверженность сынов Израиля, которые смогли на глазах египтян забить их культовое животное. В этом проявилась их готовность отказаться от идолопоклонства и противостоять поработителям, исполняя указания Всевышнего.

Песах как указание на то, что Всевышний миновал (пасах) дома евреев, умерщвляя египетских первенцев, неявно говорит об ассимиляции сынов Израиля в Египте, о нарушении ими принципа отделенности – но и о том, что Всевышний принял их готовность к избавлению, знаком которой была кровь ягненка на дверях еврейских домов.

Всевышний отделяет сынов Израиля от египтян с помощью десяти казней, каждая из которых расширяет пропасть между ними.

Окончательное избавление евреев не могло произойти в рамках естественных законов. Был необходим своего рода «скачок», вневременное чудо, абсолютное изменение миропорядка.

Это изменение происходит во всех основных аспектах действительности, оно касается пространства, времени, души. Появляются новые связанные со временем понятия, в корне подрывающие языческое мировосприятие и выражающие веру в единого Творца: устанавливаются еврейский календарь, освящение месяца, шабат.

Душа, получая свободу, получает возможность самовыражения, обретает дар речи – песах (пе сах – «уста говорящие»).

Необратимый переход через Красное море является кульминацией процесса избавления и символизирует формирование нового мировосприятия, подготавливающего следующий шаг в реализации Б-жественного плана, – делает возможным переход от «речений» Б-га к Его «заповедям», т. е. дарование Торы.

К началу статьи Д. Паланта "Песах: новый миропорядок" >>
Комментарии к статье можно присылать на адрес автора - palant@judaicaru.org

Список всех материалов о Песахе