1. Кадеш - чтение Кидуша, освящение праздника Кидуш, первое действие Седера, начинают, не ранее выхода звезд. Всем присутствующим наливают Первый Бокал вина (не менее 86 мл). Маца, лежащая на столе, должна быть закрыта. Глава Седера, подняв свой бокал, читает текст Кидуша, после чего все присутствующие, облокотись на левую руку, выпивают свои бокалы.

В пятницу вечером начинают с освящения Субботы:

И был вечер, и было утро, День Шестой. И закончены были Небо и Земля и все воинство их. И закончил Бог ко Дню Седьмому работу Свою, которую Он делал, и отдыхал в День Седьмой от всей работы Своей, которую Он сделал. И благословил Бог День Седьмой и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы Своей, которую совершил Бог, созидая.)

В будни начинают здесь (в Субботу добавляют слова в скобках.)

Внемлите господа и учителя мои,

Благословен Ты, Господь, Бог наш. Царь Вселенной, сотворивший плод виноградный.

Благословен Ты, Господь, Бог наш. Царь Вселенной, Который избрал нас из всех народов и возвысил нас из всех языков, и освятил нас Своими заповедями. И дал Ты нам, Господь, Бог наш, с любовью (Субботы для отдыха) Праздники для радости, времена для торжества и веселья, (этот день Субботы нашей и) этот день Праздника Мацы, время нашей свободы, священного собрания в память выхода из Египта. Ибо нас избрал Ты, и нас освятил Ты из всех народов, (и Субботы) и Праздники Сятости Твоей (с любовью и благоволением) с радостью и весельем выделил Ты нам. Благословен Ты, Господь, освящающий (Субботу,) Израиль и Праздники.

На исходе Субботы добавляют:

Благословен Ты, Господь, Бог наш. Царь Вселенной, Творящий свет пламени.

Благословен Ты, Господь, Бог наш. Царь Вселенной, разделивший между святым и будничным, между светом и тьмой, между Израилем и народами, между Днем Седьмым и шестью днями работы. Между святостью Субботы и святостью Праздника разделил Ты, и День Седьмой от шести дней работы освятил Ты. Ты отделил и освятил народ Твой, Израиль, святостью Твоей. Благословен, Ты, Господь, разделивший между святым и святым.)

Завершают "благословением, времени":

Благословен Ты, Господь, Бог наш. Царь Вселенной, Который дал нам жить и поддержал нас, и дал нам дойти до сего дня.

Все присутствующие отвечают и, облокотясь на левую руку, отпивают не менее половины бокала

2. Урхац - омовение ("вознесение") рук, совершаемое главой Седера

Лучше принести кувшин с водой, тазик и полотенце прямо а комнату, где происходит Седер. Член семьи, помогающий главе Седера, поливает ему сначала на правую, а затем на левую руку. После этого тазик с водой и полотенце сразу же уносят. Благословение на "омовение рук" произносить не надо.

3. Карпас - зелень или овощи, которые обмакивают, в соленую воду

Карпас, лежащий на подносе, раздают всем присутствующим. Каждый обмакивает свой кусочек в соленую воду, глава Седера произносит благословение (обычное благословение на плоды земли):

Благословен Ты, Господь, Бог наш. Царь Вселенной, сотворивший плод земли.

Все отвечают, "Амен" и, съедают по кусочку карпаса.

4. Яхац - преломление средней мацы

Глава Седера берет среднюю из трех особых мацот, лежащих •перед ним., и разламывает ее на две неравные части. Меньшую часть он возвращает на место, а большую откладывает (например, заворачивает и прячет под подушку), до конца трапезы, когда ее съедают как "афикоман" в знак завершения Пасхального Седера. (см. дальше п.12 -Цафун")

5. Магид - рассказ об Исходе из Египта.

Заповедь Торы - рассказывать в Пасхальную ночь об Исходе из Египта, как сказано: "И расскажи сыну своему в этот день, говоря: ради этого сделал мне Господь при выходе моем из Египта" (Исход 13:8)

5.1 "ha-Лахма" - "Вот хлеб бедности, нашей..."

Рассказ об Исходе, т.е. шаг к реализации духовного Исхода из Египта {см. подробнее 5.3 "Авадим Наину") ведется над мацой, т.к. она - хлеб свободы (см. 3.16 б "Маца"). Поэтому перед началом рассказа открывают мацу, лежащую на подносе Седера, показывают ее всем присутствующим и читают:

Вот хлеб бедности нашей, который ели отцы наши в Земле Египетской. Всякий, кто голоден, пусть придет и ест. Всякий, кто нуждается в праздновании Песаха, пусть придет и празднует его вместе с нами. Сегодня мы находимся в изгнании, пусть же в будущем году мы будем праздновать этот Праздник в Земле Израиля. Сегодня мы рабы, пусть же в будущем году мы будем праздновать этот Праздник свободными людьми.

Закрывают мацу салфеткой и наливают всем Второй Бокал вина.

5.2. "Ма Ништана" - четыре вопроса: "Чем отличается эта. ночь от других, ночей?

Ребенок или младший из присутствующих задает традиционные четыре вопроса ("арба кушьйот").

Чем отличается эта ночь от других ночей? Почему во все ночи мы можем есть и хамец, и мацу, а в эту ночь только мацу? Почему во все ночи мы едим разную зелень, а в эту ночь - горькую зелень? Почему во все ночи мы не обмакиваем еду, а в эту ночь обмакиваем дважды (карпас в соленую воду и марор в харосет)? Почему во все другие ночи мы можем есть и сидя прямо, и облокотившись, а в эту ночь все мы (едим и пьем) облокотившись?

5.3. "Авадим hайину" - "Рабами были мы"

Открываем мацу, символ Исхода, и ищем в Торе ответ на поставленный вопрос. Второзаконие 6:21 говорит: "Когда спросит у тебя сын твой... то скажи ему...":

Рабами были мы фараону в Египте, и вывел нас оттуда Бог, Господин наш, рукою сильною и мышцею простертою". (Мудрецы разъясняют этот стих:) если бы Пресвятой, да будет Он благословен, не вывел бы отцов наших из Египта, то и мы, и дети наши, и дети наших детей остались бы рабами фараону в Египте.

И даже если бы мы все были мудры, разумны и сведущи в Законе, все равно мы были бы обязаны рассказывать об Исходе из Египта. И всякий, умножающий рассказ об Исходе, достоин похвалы.

5.4. "Маасе" - "...рассказывать об Исходе всю ночь"

Рассказывают историю о рабби Элиэзере, рабби ИеЬошуа, рабби Элазаре бен Азарии, рабби Акиве и рабби Тарфоне, которые проводили Пасхальный Седер в Бней-Браке и рассказывали об Исходе из Египта всю ночь, пока не пришли ученики их и не сказали им: "Учителя наши! Пришло время утренней молитвы!"

5.5. "Амар рабби Элазар..." - "сказал рабби Элазар..."

Сказал рабби Элазар бен Азария: вот, я выгляжу семидесятилетним, но я не удостоился объяснить (в чем смысл того), что следует говорить об Исходе из Египта даже ночью, пока это не разъяснил Бен Зома.

Сказано в Торе: "...Чтобы помнил ты день выхода твоего из Земли Египетской во все дни жизни твоей". "Дни жизни" означает "дни", "все дни жизни" означает "также и ночи". на другое значение этого стиха: "Дни жизни твоей" означает "этот мир", "все дни жизни твоей" означает "также и в дни Машиаха". Мудрецы же указали

5.6. "Барух ha-Маком" - четыре сына

(а). (Есть четыре благословения, которыми благословляют Всевышнего разные люди. Для одних это благословение:) "Благословен Тот, Который всюду", (для других это:) "Благословен Он"; (третьи благословляют Его:) "Благословен Тот, Который дал Тору народу Своему Израилю"; (четвертые опять:) "Благословен Он". И эти четыре типа благословения соответствуют "четырем типам сыновей": один сын мудрый, другой - нечестивый, третий - простодушный, четвертый - который не спрашивает.

(б) Мудрый сын (хахам) - какой вопрос он задает? - "Каковы свидетельства, правила и законы, которые заповедовал нам Господь, Бог наш?". И на это ты расскажи ему во всех подробностях о законах Седе-ра вплоть до самого конца Седера - что нельзя есть что-либо после афикомана.

(в) Нечестивый сын (раша) - какой вопрос он задает? -"Что это за служение у вас?". "У вас" (подчеркивает он) - а не у него. И поскольку он выводит себя из общины Израиля, то тем самым отрицает он самые основы (существования евреев). И на это ты притупи ему зубы и скажи ему: "Ради этого сделал мне Бог при выходе моем из Египта". И подчеркни "моем", а не "его", т.к. если бы он был там, то он не был бы выведен.

(г) Простодушный сын (там) -какой вопрос он задает? -"Что это?". Этому сыну скажи так: "Силою руки вывел Бог нас из Египта, из дома рабства".

(д) Тому же, кто не умеет спрашивать, ты сам объясни, как сказано: "И расскажи сыну своему в тот день, говоря: ради этого сделал мне Бог при выходе моем из Египта".

5.7. "Яхоль ме-Рош Ходеш" - Когда мы обязаны рассказывать об Исходе?

Может быть заповедь рассказа об Исходе следует исполнять с начала месяца Нисан? Но нет, в Торе сказано: "Скажи сыну своему в тот день..." (т.е. только в тот день). Но может быть можно начать еще днем? Нет, Тора говорит: "ради этого...", т.е. ты обязан рассказывать об Исходе именно тогда, когда ты можешь указать на мацу и марор, лежащие перед тобой, и сказать: "ради этого сделал мне Бог при выходе из Египта".

5.8. "Митхила" - начало истории Исхода - с Авраама

В давние времена идолопоклонниками были предки наши, но затем приблизил нас Всевышний, чтобы мы могли служить Ему, как сказано: "И сказал Иеhошуа всему народу: так говорит Господь, Бог Израиля: "По ту сторону реки (Евфрата) жили отцы ваши издревле: Терах, отец Авраама и отец Нахора, и служили идолам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки и водил его по всей Земле Ханаанской, и умножил потомство его, и дал ему Ицхака; и дал Я Ицхаку Яакова и Эсава. И Эсаву дал Я гору Сеир, чтобы он унаследовал ее, а Яаков и его дети спустились в Египет".

Благословен Всевышний, ибо установил Он конец рабству, чтобы исполнить то, что обещал Он Аврааму при заключении с ним союза (Бытие, 15:13): "Знай, что пришельцами будут потомки твои в земле чужой и поработят их, и будут притеснять их четыреста лет. Но и над народом, который поработит их, произведу Я суд, и после этого потомки твои выйдут с большим достоянием".

5.9. "Ве-hи ше-амда" - "и вот, что поддерживало нас"

Закрывают, мацу, поднимают бокалы (у всех налит второй бокал вина) и читают (или поют):

И это обещание поддерживало отцов наших и нас, потому что не один только фараон восстал на нас, чтобы погубить нас, но во всяком поколении встают на нас враги, чтобы погубить нас, но Бог (верный обещаниям, которые дал Он Аврааму) всегда спасает нас от их рук.

Ставят, бокалы на стол (не пьют), открывают мацу и продолжают рассказ об Исходе.

5.10. "Це у-лмад" - пойди, и изучи, что Лаван хотел сделать Яакову

(а) Пойди и изучи, что хотел Лаван Арамеянин сделать отцу нашему Яакову. Ведь даже фараон издал указ (топить в Ниле) только о мальчиках, Лаван же хотел уничтожить все в корне, как сказано: "И Арамеянин (Лаван) хотел уничтожить отца моего (Яакова), но тот спустился в Египет и проживал там с немногочисленным семейством; и стал там народом большим, сильным и многочисленным" (Второзаконие, 26:5)

[И вот подробный разбор этого стиха из Второзакония:]

(б) "...но тот (Яаков) спустился в Египет". Книга Бытие (46:3) рассказывает нам, что Яаков боялся идти в Египет, но Бог приказал ему это, сказав: "Не бойся спуститься в Египет, ибо народом великим сделаю Я тебя там".

(в) "...и проживал там": из глагола "проживать" (гар) мы учим, что Яаков, отец наш, не намеревался обосноваться в Египте, но только временно пожить там, как сказано (Бытие, 47:4): "И сказали (братья Иосифа) фараону: временно пожить (лагур) в этой земле пришли мы, потому что нет пастбищ для скота у рабов твоих, потому, что тяжел голод в Земле Ханаанской; и теперь мы хотели бы поселиться в Земле Гошен".

(г) "...с немногочисленным семейством": как сказано (Второзаконие, 10:22): "числом семьдесят душ спустились отцы наши в Египет, ныне же сделал тебя Господь, Бог твой, как звезды небесные по многочисленности".

(д) "...и стал там народом" -этими словами Тора сообщает нам, что в Египте евреи отличались от египтян.

(е) "большим и сильным": книга Исход (1:7) рассказывает об этом так: "А сыны Израилевы расплодились и размножились и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполонилась ими земля та".

(ж) "и многочисленным" - однако судьба их была подобна описанному в книге пророка Иехезкиэля (16:7): "Я сделал тебя многочисленной, как растения полевые, ты же умножалась и увеличивалась (на виду у всех); и вот тело твое повзрослело и волосы твои отросли, но ты обнажена и тебе нечем укрыться".

5.11. "Вайяреу" - "Но плохо относились к нам египтяне"

(а) [Следующий стих из Второзакония гласит:] "Но плохо относились к нам египтяне и притесняли нас, и возлагали на нас работу тяжелую" (Второзаконие, 26:6).

(б) "Но плохо относились к нам египтяне": книга Исход (1:8-10) рассказывает об этом так: " И встал новый царь над Египтом, который не знал Иосифа. И сказал народу своему: вот народ сынов Израилевых многочисленнее и сильнее нас. Давайте ухитримся против него, чтобы он не размножался - иначе, когда случится война, присоединится и он к нашим неприятелям и будет воевать против нас и выйдет из страны".

(в) "и -притесняли нас": как сказано (Исход, 1:11): "и поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами, и построил он города запасов фараону - Питом и Раамсёс".

(г) " ...и возложили на нас работу тяжелую" - как сказано (Исход, 1:13): " и заставляли египтяне работать сынов Израилевых с жестокостью".

5.12. "Ваницъак" - "И возопили мы к Господу"

(а) [Третья фраза нашего отрывка (Второзаконие, 26:7) такова:] "И возопили мы к Господу, Богу отцов наших, и услышал Господь голос наш, и увидел бедствия наши и страдания наши, и угнетение наше".

(б) "...и возопили мы к Господу, Богу отцов наших": книга Исход (2:33) рассказывает об этом так: "И было так долгое время, и умер царь египетский, и стенали сыны Из-раилевы от работы и вопияли, и вопль от их работы взошел к Богу".

(в) "И услышал Господь голос наш": книга Исход (2:24) говорит об этом более подробно: "И услышал Бог их стенания, и вспомнил Бог Завет Свой с Авраамом, с Ицхаком и с Яаковом".

(г) "...и увидел бедствия наши" - это насильственное разлучение мужей с женами, и книга Исход (2:25) говорит нам об этом: "И увидел Господь (страдания разлученных) и соединил их Господь".

(д) "...и страдания наши" это говорится о сыновьях, как сказано (Исход, 1:22): "И указал фараон всему народу своему, говоря: Всякого сына (родившегося у евреев) бросайте в Нил, а всякой дочери давайте жить".

(е) "...и угнетение наше" -это притеснения, о которых сказано (Исход, 3:9): "и также вижу Я угнетение, которым египтяне угнетают их".

5.13. "Вайоциэйну" - "И вывел нас Господь из Египта"

(а) [Четвертая фраза из нашего отрывка - (Второзаконие, 26:8)]: "И вывел нас Господь из Египта рукою сильной и мышцею простертой, и ужасом великим, и знамениями, и чудесами".

[Вот разбор этого стиха:]

(б) "И вывел нас Господь из Египта": не через ангела и не серафима и не через какого-нибудь посланника, но Пресвятой да будет Он благословен, сделал это Лично, во Славе Своей, как сказано (Исход, 12:12): "И пройду Я по земле Египетской в эту ночь, и поражу Я всякого первенца в земле Египетской - от человека и до скота, и над всеми богами египетскими совершу расправу; Я - Господь.

(б1) [Более подробный разбор этого стиха из книги Исход:] "И пройду Я по земле Египетской" - Я, а не ангел; "и поражу Я всякого первенца в земле Египетской" - Я, а не серафим; "и над всеми богами египетскими совершу расправу" - Я, а не посланец; "Я - Господь" - Я, и никто другой.

(в) "...рукою сильною" - это падеж скота, как сказано (Исход, 9:3): "вот рука Бога будет на скоте твоем, который в поле, - на конях, на ослах, на верблюдах, на крупном и мелком скоте - моровая язва весьма тяжелая".

(г) "Мышцею простертой" (т.е. рукою напряженной), держащей меч, и это - поражение египетских первенцев, как сказано (Книга Хроник, 1.21:16): "и обнаженный меч в руке Его, простертой над Иерусалимом".

(д) "и ужасом великим" - это явное Божественное присутствие. И об этом сказано (Второзаконие, 4:13): "Разве было еще когда-нибудь, чтобы Небесные силы вывели один народ из среды другого - знамениями, чудесами и ужасом великим, как все, что сделал для нас Господь, Бог наш, в Египте перед глазами нашими".

(е) "знамениями" - это посох. как сказано (Исход, 4:17): "возьми в руку посох этот, которым совершишь знамения".

(ж) "и чудесами" - это смерть злодеев; и об этом сказано (книга пророка Иоэля, 3:3): "И дал Я чудеса на небе и на земле:

кровь,
и огонь,
и столбы дыма"

при, упоминании, этих трех чудес глава Седера отливает три капли из стоящего перед ним Второго Бокала.

5.14. "Давар axep" - Десять Казней

[Теперь этот же стих (Второзаконие, 26:8) разбирается с другой стороны.]

(а) Другое объяснение: "И вывел нас Господь из Египта рукою сильною и мышцей простертою, и ужасом великим, и знамениями, и чудесами" - здесь есть указание и на число казней: "рукою сильною" - 1,2; "мышцею простертою" - 3,4; "ужасом великим" - 5,6; "знамениями" -7,8 (т.к. это слово стоит во множественном числе); "и чудесами" - 9,10 (тоже множественное число) - итого десять казней, которыми Всевышний, да будет он благословен, поразил египтян при выходе нашем из Египта.

(б)

При назывании каждой из десяти казней глава Седера отливает это капле вина из Второго Бокала, стоящего перед ним.

И вот эти Десять Казней:

(1) Кровь, (нильская вода стала кровью, и не могли египтяне пить ее. Наказание начато с Нила, т.к. египтяне ему поклонялись.)

(2) Лягушки, (которые были всюду, поднялись они и наполнили все дома египтян, и спальни, и постели, и печи, и кастрюли.)

(3) Вши, (весь прах земной воскишел ими по всей земле Египетской, и были они на людях и на скоте.)

(4) Орава, (дикие звери, насекомые, змеи, скорпионы - и наполнилась ими вся земля Египетская, лишь евреи не страдали от них.)

(5) Моровая язва на животных, (массовый падеж скота; но скот, принадлежавший евреям, не пострадал.)

(6) Пыль, вызывающая воспаление, (Моисей и Аарон взяли горсти пепла из печи, и бросил Моисей его к небу, и стал пепел пылью на всей земле Египетской; воспалением, дающим нарывы на людях и на скоте.)

(7) Град, (весьма сильный, подобного которому не было в Египте; град одновременно с огнем. И побил град все, что было в поле, от человека до скота, и все деревья полевые поломал; только там, где были евреи, не было града. И фараон уже совсем было согласился отпустить евреев, но увидев, что град прекратился, он снова ожесточил сердце свое и не отпустил их.)

(8) Саранча, (закрыла она небо сплошной тучей и села так плотно, что не только нельзя было видеть земли, но покрыла она всю землю слоем в полметра толщиной; и съела она все, что осталось после града.)

(9) Тьма, (густая, осязаемая тьма, через которую трудно было двигаться, была на Египте три дня. И не вставали египтяне со своего места, но у сынов Израиля был свет в жилищах их.)

(10) Поражение первенцев. (умерли все первородные по всей земле Египетской, от первенца фараона, который должен был воссесть на его престоле, до первенца рабыни, которая за жерновами. Потому что весь Египет притеснял евреев, и даже у рабов было только одно желание - поработить кого-нибудь другого. И по всей земле Египетской стоял плач, и в каждом доме был мертвый.)
(в)

При чтении "ДеЦаХ АДаШ БеАХаВ" отливают, еще три капли.

Рабби Иеhуда дал этим казням такое обозначение (по первым буквам ивритских слов):"ДеЦаХ АДаШ БеАХаВ".

После отливания капель блюдце с каплями уносят и выливают, а бокал снова доливают.

(г1) Рабби Иоси ha-Глили сказал: откуда мы заключаем, что в Египте египтяне поражены десятью казнями, а на море -пятьюдесятью? - О Египте говорится (Исход, 8:15): "И сказали волхвы фараону: это перст Божий", а о поражении египтян на море сказано (Исход 14:31): "и увидел Израиль руку великую, которую явил Бог над египтянами, и убоялся народ Бога, и поверили Богу и Моисею, рабу Его". Десять Казней в Египте называются "перст ; это значит, что рука" означает пятьдесят казней, которыми были поражены египтяне на море.

(г2) Рабби Элиэзер сказал так: Откуда мы знаем, что всякая казнь, которой поразил Всевышний египтян, состояла из четырех отдельных наказаний? Мы учим это из стиха (Псалом 78:49): "Он послал на них пламень Гнева Своего: ярость и негодование, и бедствие, и нашествие злых ангелов". "Ярость" - 1, "негодование" - 2, "бедствие" -3, "нашествие злых ангелов" - 4. Таким образом, в Египте было сорок наказаний, а на море - двести.

(гЗ) А рабби Акива сказал так: Откуда знаем, что всякая казнь, которой поразил Всевышний египтян, состоит из пяти отдельных наказаний? Мы учим это из стиха (Псалом 78:49), который следует понять таким образом: "Он послал на них: "пламень гнева Своего" - 1, "ярость" - 2, "негодование" - 3, "бедствие" - 4, "нашествие злых ангелов" - 5. Таким образом, получается, что в Египте было пятьдесят наказаний, а на море - двести пятьдесят.

5.15. "Кама маалот товот" - "Сколь много благ оказал нам Всевышний"

После рассмотрения событий истории мы подводим итог и благодарим Бога за Исход.

(а)

Нижеследующий отрывок - он называется "Дайену" -обычно поют.

Сколь много степеней блага сделал Всевышний для нас:
(1) Если бы Он вывел нас из Египта, но не покарал бы египтян - для нас этого было бы достаточно.
(2) Если бы Он покарал египтян, но не покарал бы их богов - для нас этого было бы достаточно.
(3) Если бы Он покарал их богов, но не казнил бы египетских первенцев - для нас этого было бы достаточно.
(4) Если бы Он казнил первенцев, но не отдал бы нам имущества египтян - для нас этого было бы достаточно.
(5) Если бы Он отдал имущество египтян, но не рассек бы для нас море - для нас этого было бы достаточно.
(6) Если бы Он рассек для нас море, но не совершенно осушил бы для нас дно моря - для нас этого было бы достаточно.
(7) Если бы Он совершенно осушил для нас дно моря, но не потопил бы в море наших врагов - для нас этого было бы достаточно.
(8) Если бы Он потопил в море наших врагов, но не обеспечивал бы наши потребности в пустыне сорок лет - для нас этого было бы достаточно.
(9) Если бы Он обеспечивал наши потребности в пустыне сорок лет, но не кормил бы нас манной с неба - для нас этого было бы достаточно.
(10) Если бы Он кормил нас манной с неба, но не дал бы нам Субботы - для нас этого было бы достаточно.
(11) Если бы Он дал нам Субботу, но не привел бы нас к горе Синай - для нас этого было бы достаточно.
(12) Если бы Он привел нас к горе Синай, но не дал бы нам Тору - для нас этого было бы достаточно.
(13) Если бы Он дал нам Тору, но не ввел бы нас в Землю Израиля - для нас этого было бы достаточно.
(14) Если бы Он ввел нас в Землю Израиля, но не построил бы нам Свой Избранный Храм - для нас этого было бы достаточно.
(б)

Нижеследующий отрывок - он называется "Аль Ахат Кама ве-Хама" - обычно поют

В одной истории Исхода -сколько блага большого и многократного сделал Всевышний для нас! Он вывел нас из Египта и покарал египтян, и покарал их богов, и казнил их первенцев, и отдал нам их имущество, и рассек для нас море, и осушил для нас дно моря, и потопил в море египтян, и обеспечивал нас в пустыне сорок лет, и кормил нас манной, и дал нам Субботу, и привел нас к горе Синай, и дал нам Тору, и ввел нас в Землю Израиля, и построил нам Свой Избранный Храм для того, чтобы очищать нас от всех наших грехов.

5.16. "Рабан Гамлиэль" - значение Пасхальной жертвы, мацы и марора

(а) Рабан Гамлиэль говорил:

"Тот, кто не разъяснил на Пасхальном Седере значение трех предметов: Пасхальной жертвы, мацы и марора, - тот не исполнил своей обязанности рассказывать на Седере об Исходе".

(б)

Хотя "зроа" - кусочек жареного мяса, лежащий на подносе, - символизирует Пасхальную жертву, но во время чтения данного отрывка не следует показывать рукой на "зроа" и тем более поднимать его, чтобы никто не мог подумать, что "зроа" и есть Пасхальная жертва.

Пасхальная жертва, которую отцы наши ели в те времена, когда существовал Храм, -знаком чего она была? - Ее ели в знак того, что миновал (на иврите - пасах} Всевышний дома отцов наших в Египте, как сказано (Исход, 12:27): "Так скажите (детям вашим): это жертва "Песах", потому что Бог миновал (пасах) дома сынов Израилевых в Египте, когда поражал Он египтян. И поклонился народ, и преклонился".

(в)

Глава Седера поднимает мацу и показывает ее всем.

Эта маца, которую мы едим, -знак чего она? Она знак того, что тесто наших отцов еще не успело подойти (закваситься), когда Царь царей. Пресвятой, да будет Он благословен, открылся и вывел их, как сказано (Исход, 12:39): "И испекли они тесто, которое вынесли из Египта, лепешками пресными, потому что не успело оно закваситься, потому что выгнаны были из Египта и не могли медлить и даже пищи не приготовили себе".

(г)

Глава Седера приподнимает лежащий на подносе марор.

Этот марор - в знак чего мы едим его? - В знак того, что горькой делали египтяне жизнь отцов наших в Египте, как сказано (Исход, 1:14): "и огорчали жизнь их трудом тяжелым над глиной и кирпичами и всяким трудом в поле; всякой работой, к которой принуждали их с жестокостью".

5.17. "Бе-холь Дор ва-Дор" - "в каждом поколении мы выходим из Египта"

Этот отрывок, -подводящий итог рассказа об Исходе, очень важен, и желательно всем. произнести его вслух.

В каждом поколении должен еврей смотреть на себя так, как будто он сам, лично, вышел из Египта, как сказано (Исход, 13:8): "И возвести сыну твоему в тот же день, говоря: ради этого сделал Бог мне при выходе моем из Египта".

Не только отцов наших освободил Всевышний, но также и нас вместе с ними, как сказано (Второзаконие, 6:23): "И нас вывел Он оттуда, чтобы привести нас и дать нам Землю, о которой клялся Он отцам нашим".

5.18. "Лефихах" - "и потому мы обязаны благодарить Бога"

Закрывают мацу, поднимают бокалы с вином и читают:

(а) И поэтому мы обязаны благодарить и прославлять, хвалить и воспевать Того, Кто сделал для отцов наших и для нас все эти чудеса. Он вывел нас из рабства на свободу, из горести в веселье, из траура в праздник, из тьмы в свет, из порабощения в освобождение. Воспоем же новую песнь для прославления Его. Ставят бокал на место, открывают мацу и читают:

[И теперь мы читаем отрывки из "hалель" - "прославляющих псалмов".]

(б) (Псалом 113) Прославляйте рабы Господа, прославляйте имя Господа. Пусть будет имя Его благословенно отныне и навеки. От востока и до запада прославлено Имя Его. Возвышен над всеми народами Господь, превыше небес Слава Его. Кто подобен Господу, пребывающему высоко. Который склоняет взор Свой к небу и к земле; поднимает Он из праха бедняка и возносит из сора нищего, чтобы усадить их со знатными, с вельможами народа Своего. Превращает бесплодную в хозяйку дома, в мать, радующуюся детям. Пусть будет прославлено Имя Его!

(в) (Псалом 114): При выходе Израиля из Египта, Дома Яакова из страны чужой, стал ИеЬуда Его святыней, Израиль - Его царством. Море увидело это и побежало, горы заскакали, как бараны, и холмы, как ягнята. Из-за чего ты бежишь, море, и Иордан поворачивает вспять? горы скачут, как бараны, и холмы, как ягнята? -Перед Господином своим трепещи земля, перед Богом Яакова, Превращающим скалу в озеро, кремень - в источник воды.

5.19. "Барух Ашер Геалану" - "Благословен, Который вывел час". Второй Бокал

Заканчивая рассказ об Исходе, мы читаем благословение на освобождение и пьем второй бокал - в знак духовного Исхода из Египта. Закрывают Мацу, Глава Седера поднимает бокал и читает благословение:

Благословен, ты. Господь, Бог наш. Царь Вселенной, Который спас нас самих с отцами нашими из Египта и дал нам дойти до этой ночи, чтобы выполнили мы эти заповеди есть мацу и марор. И дай же нам дойти до остальных праздников Твоих, с миром идущих навстречу нам, чтобы радовались мы воздвижению Иерусалима, города Твоего, и чтобы было у нас веселье в Храме, в служении Тебе, и там мы будем есть от Пасхальной и от других жертв, кровь которых коснется стены жертвенника, согласно воле Твоей. И там мы воспоем Тебе новую песнь за наше освобождение и за искупление души нашей. Благословен Ты, Господь, освобождающий Израиль.

Благословен, Ты, Господь, Бог наш. Царь Вселенной, сотворивший плод виноградный.
Все присутствующие отвечают, "Амен" и, облокотившись на левую руку, отпивают не менее половины бокала.

6-8. Рахца. Моци. Маца - омовение рук, благословение на хлеб и выполнение заповеди есть мацу После рассказа об Исходе мы приступаем к Пасхальной трапезе. Кидуш на вино уже был сделан в самом, начале Седера. собственно же трапеза начинается с хлеба, т.е. в данном случае с мацы. Перед тем, как есть хлеб, как обычно, совершают "омовение (вознесение} рук" и произносят два благословения - на омовение рук и на хлеб. Т.к. есть мацу в первые две ночи Песаха само по себе есть выполнение заповеди, то добавляют третье благословение - "на еду мацы". Для благословения на хлеб берут в руки все три мацы, лежащие перед Главой Седера, - две из них целые, как всегда в Праздник; перед чтением последнего благословения опускают обратно на поднос нижнюю мацу и оставляют в руках одну целую и одну разломанную. Все совершают "омовение рук" (поливают из сосуда на правую и на левую руку), произнося при этом благословение. Глава Седера тоже делает "омовение рук" и читает благословения:
Благословен, Ты, Господь, Бог наш. Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам вознесение рук.
Благословен Ты, Господь, Бог наш. Царь Вселенной, выводящий хлеб из земли.
Опускают обратно на поднос нижнюю мацу и оставляют в руках одну целую и одну разломанную.
Благословен Ты, Господь, Бог наш. Царь Вселенной, Освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам есть мацу.
Глава Седера, опираясь на левую руку, съедает кусочек от целой (верхней) и кусочек от разломленной (средней) мацы. Он раздает также всем присутствующим по два кусочка, и все, облокотись на левую руку, съедают их. Для правильного выполнения заповеди желательно каждому съесть мацы в количестве не менее 27 см3, добавив к полученным двум кусочкам от прочей мацы, лежащей на столе.

9. Марор - горькая зелень

Все берут по кусочку марора, окунают его в харосет. Глава Седера читает благословение, все отвечают "амен" и съедают марор (при этом не облокачиваются).
Благословен Ты, Господь, Бог наш. Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам есть марор.

10. Корех - маца с марором

Берут - по два кусочка от третьей, оставшейся мацы (можно добавить от другой мацы, лежащей на столе), кладут между ними хазерет (тертый марор), читают приведенный текст и, облокотись на левую руку, съедают корех (без специального благословения).

В память о Храме мы делаем так же, как делал Гилель в то время, когда Храм существовал: он брал мясо пасхальной жертвы, мацу и марор, и складывал их (корех) и ел вместе, чтобы исполнить сказанное в Торе (Исход, 12:8):

"Вместе с мацой и горькой зеленью пусть едят его (Пасхального агнца)".

При этом также желательно каждому съесть мацы в количестве не менее 27 см 3

11. Шульхан Орех - "накрытый стол": праздничная трапеза

Убирают Пасхальное блюдо и, приступают к трапезе. Есть обычай начинать ее с яйца, сваренного вкрутую.

12. Цафун - афикоман - последнее блюдо Пасхальной трапезы

Достают (или выкупают у детей) афикоман, разламывают на всех и, облокотившись на левую руку, съедают его. На афикоман также надо съесть мацы не меньше объема яйца (27 см3, можно добавить от другой мацы). Афикоман должен быть съеден до астрономической полуночи, т.е. середины времени между заходом и восходом солнца.

13. Барех - благословение после трапезы
Когда кончают есть, читают Благословение -после трапезы СБиркат ha-Мазон"). Перед этим наливают Третий Бокал за спасение евреев от войска египтян. Принято во время чтения Биркат ha-Мазон держать этот бокал в руке.

(а) "Зимун": всегда, когда трое евреев старше 13 лет едят вместе, они перед благословением после трапезы читают "зимун", т.е. "приглашение присутствующих к совместному благословению".

Глава Седера:

Господа! Давайте благословим! Все присутствующие, а затем глава Седера:

Пусть будет Имя Господа благословенно отныне и вовеки!
Глава Седера:

С позволения присутствующих господ и учителей моих: благословим Того, Кому принадлежит пища, которую мы ели. Все присутствующие, а затем глава Седера:

Благословен Тот, Кому принадлежит пища, которую мы ели и благодаря доброте Которого мы живем.

Благословен Он и благословенно Имя Его! Если за столом не было трех евреев старше 13 лет, то начинают здесь:

(б) Первое благословение

Благословен Ты, Господь, Бог наш. Царь Вселенной, Который в благости Своей дает пищу всему миру. В своей милости, любви и сострадании Он дает пищу всему живому, ибо милость Его вечна. И по Его великой доброте не было у нас недостатка в еде и пусть не будет никогда; потому что ради Имени Своего великого Он питает всех и творит добро каждому, и заботится о пище для всех творений Своих, которые создал. Благословен Ты, Господь, питающий всех.
присутствующие отвечают "Амен"

(в) Второе благословение

Благодарим мы Тебя, Господь, Бог наш, за то, что Ты дал в наследственный удел отцам нашим землю прекрасную, и добрую, и обширную; за то, что Ты вывел нас из Земли Египетской, и освободил из дома рабства, и заключил с нами союз через заповедь обрезания; и за Тору Твою, Которой Ты учишь нас; и за Законы, которые Ты сообщил нам; за то, что Ты даешь нам жизнь и даешь нам еду, и поддерживаешь нас во всякий день, и во всякое, время, и во всякий час - за все это Господь, Бог наш, мы благодарны Тебе и благословляем Тебя. Да будет благословляемо Имя Твое в устах всех живущих всегда и вечно, как сказано (Второзаконие, 8:10): "Ты будешь есть и насыщаться, и будешь благословлять Господа, Бога твоего, за Землю прекрасную, которую дал Он тебе". Благословен Ты, Господь, за Землю и за пищу.
присутствующие отвечают "Амен"

Сжалься, Господь, Бог наш, над Израилем, народом Твоим, и над Иерусалимом, городом Твоим, и над Сионом, местом обитания Славы Твоей, и над родом царя Давида, Помазанника Твоего, и над великим и святым Храмом, который называется по Имени Твоему. Бог наш. Отец наш, веди нас и поддерживай нас, и дай скоро простор нам от всех бедствий наших, чтобы не нуждались мы в благодеяниях и одолжениях людских - но только в Твоей руке, полной, открытой, святой и щедрой, и не будем мы пристыжены и не будем смущены никогда.

(В Субботу, т.е. в пятницу вечером, добавляют:

Укрепи нас. Господь, Бог наш, в выполнении заповедей Твоих, и в Заповеди Субботы, которая сегодня, ибо день этот велик и свят перед Тобой, чтобы проводить его в покое и отдыхе, согласно заповеди Твоей. Пусть же будет воля Твоя, Господь, Бог наш, чтобы не было никакой беды и горести в день Отдыха нашего; и дай нам узреть, Господь, Бог наш, утешение Сиона, города Твоего, и построение Иерусалима, святого города Твоего - ибо Ты Хозяин всех избавлении и утешений.)

Праздничная вставка:

Бог наш и Бог отцов наших! Пусть поднимется, вознесется и дойдет до Тебя, и будет благосклонно принята Тобою молитва наша, и возобнови внимание к нам и память об отцах наших, и память о Мессии, потомке Давида, раба твоего, и память об Иерусалиме, святом городе Твоем, и память обо всем народе Дома Израиля, находящемся перед Тобою, - на спасение, на благо, на милость и на сострадание, на жизнь и мир в день сегодняшнего Праздника Мацы; вспомни нас в этот день для благословения, и поддержи нас для жизни и спаси нас, ибо к Тебе обращены глаза наши, ибо Царь щадящий и милосердный Ты.

И восстанови Иерусалим, город святой, в скором времени, в наши же дни. Благословен Ты, Господь, восстанавливающий в милосердии Своем Иерусалим. Амен.
Присутствующие отвечают "Амен"

(д) Четвертое благословение

Благословен Ты, Господь, Бог наш. Царь Вселенной, - Ты Отец наш. Царь наш. Создатель наш и Избавитель Наш, Святой Яакова и Пастырь Израиля; Царь блага, дающий благо всему; и во всякий день Он делал. Он делает, и Он будет делать нам благо - в милости и сострадании, спасении и избавлении, в благословении и поддержке для жизни и для мира, и ни в каком благе не будет у нас недостатка.
Присутствующие отвечают "Амен"

(е) Завершающие просьбы

Милосердный, да будет царствовать Он над нами вечно.

Милосердный, Он будет благословен на Небе и на Земле.

Милосердный, Он хвалим всеми поколениями и прославляем среди нас всегда и навечно.

Милосердный, Он пошлет нам все необходимое для достойного существования.

Милосердный, Он снимет ярмо изгнания с шеи нашей и поведет нас, свободных, в страну нашу.

Милосердный, Он пошлет благословение на этот дом и на этот стол, за которым мы ели.

Милосердный, Он пошлет нам пророка ЭлияЬу, чтобы подать нам благую весть о спасении и утешении.

Милосердный, Он благословит хозяина этого дома, его жену, его потомство, его дом и все принадлежащее ему; и нас, и все принадлежащее нам - как были благословенны праотцы наши, Авраам, Ицхак и Яаков, - так благослови нас всех вместе полным благословением, Амен.

Пусть заслуги их будут засчитаны в Небесах, чтобы был мир им и нам, и получим мы благословение от Господа и милость от Бога спасения нашего, и тогда мы найдем милость и благосклонность в глазах Господа и людей.
(В Субботу: Милосердный, Он даст нам Будущий Мир, полный покоя и отдыха, для жизни вечной.)

Милосердный, Он даст нам Будущий Мир, который весь подобен Празднику.

Милосердный, Он сделает нас достойными прихода Машиаха (Мессии) и жизни в Будущем Мире. Скала спасения для Своего царя и источник милости для Своего помазанника - для Давида и для его потомства навек; Творящий мир в своих высотах. Он дарует мир нам и всему Израилю. Амен.

Бойтесь Господа святые его ибо нет скудости у боящихся Его. Львы тощают и голодают, но у ищущих Господа нет недостатка ни в каком добре.

Благодарите Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Он открывает Свою руку и насыщает все живое благодатью. Благословен человек, надеющийся на Господа, ибо Господь будет его опорой, как сказано в Псалме (37:25): "Я был молод и уже состарился, но я не видел, чтобы праведник был оставлен и чтобы дети его просили хлеба". Господь дает силу своему народу, Господь благословит Свой народ миром.

(ж) После завершения "Благословения после трапезы" выпивают Третий из Четырех Бокалов. Перед этим читают соответствующее благословение:

Благословен Ты, Господь, Бог наш. Царь Вселенной, сотворивший плод виноградный.

Все отвечают "Амен" и, облокотившись на левую руку, отпивают не менее половины бокала.

14. Галель
- прославляющие Бога псалмы

(а) Наливают Четвертый Бокал и "бокал пророка ЭлияЬу

(б) Шфох
" - "Излей гнев Свой..."

Открывают входную дверь и читают следующие четыре стиха из Писания (Псалмы 79:6-7; 69:25 и Плач Иеремии, 3:66).

Излей гнев Свой на народы, которые не желают признать Тебя, и на царства, которые не призывают Имени Твоего; за то что пожрали они Яакова и жилище его разорили. Пролей на них ярость Твою, и пламя гнева Твоего пусть охватит их. Преследуй их в негодовании и истреби их из-под Небес Господних.
Закрывают входную дверь

(в) Псалмы hалеля
Если вам, трудно прочесть целиком Псалмы hалеля, то прочтите часть из них.

(Псалом 115): Не нам. Господи, не нам, но Имени Твоему верни славу по милости Своей и по верности Своей. Зачем допускаешь Ты, чтобы говорили народы: "Где же Бог их?" А ведь Бог наш - на Небесах; все, что захочет, делает Он. Идолы же их - всего лишь куски серебра и золота, творение рук человеческих: рот есть у них, но они не говорят; глаза есть у них, но они не видят; уши у них, но не слышат; ноздри у них, но не обоняют; руки у них, но не осязают; ноги у них, но не ходят; не издают звука гортанью своей. Пусть подобны им будут делающие их и всякий полагающийся на них. Израиль же пусть полагается на Господа, Он им помощь и защита. Дом Аарона пусть полагается на Господа, Он им помощь и защита. Боящиеся Господа пусть полагаются на Него - Он им помощь и защита. Господь помнит о нас, благословит Он дом Израиля, и благословит Он дом Аарона, и благословит Он боящихся Господа - от малых до великих. Да умножит Он благословения вам, прибавит Господь вам, вам и сыновьям вашим. Благословенны вы перед Господом, сотворившим Небо и Землю. Небеса - владения Господа, землю же отдал Он сынам человеческим. Не мертвые хвалят Бога и не сходящие в могилу; мы же благословлять будем Бога отныне и вовеки. - Прославьте же Бога!

(Псалом 116): Жажду я, чтобы услышал Господь слова мольбы моей, чтобы приклонил Он ко мне ухо Свое, все дни мои призывать буду Его. И даже если объяли меня узы смерти и муки преисподней настигли меня, и бедствие и скорбь обрел я - призывать буду я Имя Господа, просить Господа спасти душу мою. Милостив Господь и справедлив, сострадает нам Бог наш. Охраняет Господь простых душой; изнемогал я, но Он спас меня - и возвратилась душа моя к покою, ибо Господь сделал благо мне. Ибо спас Он от смерти душу мою, глаз мой -от слез, ногу мою - от преткновения. И я буду ходить перед Господом в стране живых. Был я измучен, когда слишком поспешно сказал: "все люди лживы". Чем же воздам я Господу за все благодеяния Его? Чашу спасения я подниму и к Имени Господа призову. Обеты мои Господу исполню перед всем всем народом Его. Тяжела в глазах Господа смерть благочестивых Его. Обращаюсь я к Тебе, ибо я раб Твой и сын рабыни Твоей, чтобы развязал Ты оковы мои. Тебе принесу жертву благодарения и Имя Бога буду призывать. Обеты мои Господу исполню перед всем народом Его, во дворцах Храма Господня, посреди Иерусалима! - Прославьте же Бога!

(Псалом 117): Славьте Бога, все народы; хвалите Его, все племена. Ибо велика доброта Его к нам, верность Бога -навек. - Прославьте же Бога!

(Псалом 118) Благодарите Бога, ибо Он благ, ибо вечна милость Его.
Да скажет Израиль: "Ибо вечна милость Его". Да скажет Дом Аарона:
"Ибо вечна милость Его". Да скажут боящиеся Господа:"Ибо вечна милость Его".

Из теснин воззвал Я к Богу, и простором ответил мне Господь. За меня - Всевышний, и не страшусь - что может сделать мне человек? Всевышний мне в помощь, и я увижу падение врагов своих. Лучше надеяться на Бога, чем полагаться на человека. Лучше надеяться на Бога, чем полагаться на вельмож. Все народы окружили меня, но надеясь на Имя Бога, сокрушу я их. Тесно окружили они меня, но надеясь на имя Бога, сокрушу я их. Облепили меня, как пчелы, но они погаснут, как огонь в колючках, ибо Именем Всевышнего сокрушаю я их. Яростно толкают они меня, чтобы упал я, но Господь поддерживает меня. Бог - сила моя и Ему моя песня; и Он будет мне спасением. Голос радости и спасения в шатрах праведников, ибо десница Бога творит силу. Десница Всевышнего вознесена, десница Его дарует победу. Я не умру, но буду жить, чтобы возвещать о деяниях Всевышнего. Сурово наказал меня Господь, но смерти не предал меня. Откройте предо мной ворота праведности, и я войду в них и возблагодарю Бога. Эти ворота ведут к Всевышнему, и праведники входят в них. Благодарю Тебя, ибо Ты ответил мне и был мне спасением. Камень, который отвергли строители, стал главою угла. От Бога происходит это, и это чудо в глазах моих. Это день -создание Бога, будем радоваться и веселиться в него.

Мы молим. Господь, спаси нас,
Мы молим. Господь, спаси нас,
Мы молим, Господь,пошли нам удачу,
Мы молим. Господь, пошли нам удачу.

Благословен Именем Бога приходящий в Храм! Мы благословляем тебя из Храма Господа! Всесилен Бог, давший нам свет, ведите же праздничную жертву к рогам жертвенника. Ты - Бог мой, и я буду благодарить Тебя; Ты -Господь Мой, и я буду превозносить Тебя. Благодарите Бога, ибо Он добр, ибо вечна милость Его.

(Псалом 136): Благодарите Бога, ибо Он добр, ибо милость Его вечна.
Благодарите Владыку всех сил, ибо милость Его вечна.
Благодарите Господина всего существующего, ибо милость Его вечна.
Того, Кто Один творит великие чудеса, ибо милость Его вечна.
Того, Кто мудростью творит небеса, ибо милость Его вечна.
Того, Кто простирает землю над водами, ибо милость Его вечна.
Того, Кто творит великие светила, ибо милость Его вечна.
Солнце, чтобы властвовать днем, ибо милость Его вечна.
Луну и звезды для управления ночью,ибо милость Его вечна.
Того, Кто поразил Египет в его первенцах, ибо милость Его вечна.
И вывел Израиль из их среды, ибо милость Его вечна.
Рукою крепкою и мышцею простертою, ибо милость Его вечна.
Того, Кто рассек Красное море, ибо милость Его вечна.
И провел Израиль посреди него, ибо милость Его вечна.
И погрузил фараона и его войско в море, ибо милость Его вечна.
Того, Кто повел народ Свой через пустыню, ибо милость Его вечна.
Того, Кто поразил великих царей, ибо милость Его вечна.
И казнил царей могучих, ибо милость Его вечна.
Сихона, царя эморийцев, ибо милость Его вечна.
И Ога, царя Башана, ибо милость Его вечна.
И отдавшего землю их в наследие, ибо милость Его вечна.
В наследие Израилю, рабу Своему, ибо милость Его вечна.
Того, Кто в унижении нашем вспомнил нас, ибо милость Его вечна.
И избавил нас от притеснителей наших, ибо милость Его вечна.
Того, Кто дает хлеб всякой плоти, ибо милость Его вечна.
Благодарите Бога Небес, ибо милость Его вечна.

(г) Благословение после Псалмов hалеля

Душа всего живущего да благословит Тебя, Господь, Бог наш; дух всякой плоти да превознесет память о Тебе, Царь наш. Над всем миром Ты Властелин, и кроме Тебя нет у нас избавителя и защитника, спасающего и поддерживающего нас во всякое время беды и стеснения; и только Ты нами управляешь. Бог первых и последних поколений. Бог всего сотворенного и Владыка всего порожденного, прославленных во многих хвалениях, управляющий миром Своим с милостью, и теми. Кого Он сотворил, - с состраданием! Господь не дремлет и не спит. Он пробуждает спящих и открывает уста немых, освобождает пленников и поддерживает падающих. И к Тебе Одному мы обращаем благодарность. Если бы гортань наша была полна песни, как море, и губы наши были бы полны хвалы Тебе, как просторы неба, и глаза наши - света, как солнце и луна, и руки наши были бы простерты, как крылья орла, и ноги наши - легки, как бег оленя, - то и тогда мы не смогли бы достаточно возблагодарить Тебя, Господь Бог наш и Господь отцов наших, и благословить Имя Твое даже за мириадную часть тех благодеяний, которые Ты сделал отцам нашим и нам. Ты искупил нас из Египта, освободил из дома рабства, кормил во времена голода и поддерживал в урожае, от меча спасал и от болезней восстанавливал. До сего дня держимся мы на сострадании Твоем, и не оставило нас милосердие Твое - не оставь же нас никогда.

И те члены, которыми Ты наделил нас, и дух, и дыхание, которые Ты вдохнул в ноздри наши, и язык, который Ты вложил в уста наши, - все они будут благодарить и бла-гославлять, восхвалять и превозносить, освящать и воца-рять Имя Твое, о Царь наш! Ибо всякие губы багодарят Тебя, и всякий язык Тебе клянется, и всякое колено перед Тобой преклоняется, и всякая заносчивость падает перед Тобой, и всякое сердце перед Тобой трепещет, и все наше тело воспевает песнь Имени Твоему: "Все кости мои говорят: "Господи, кто как Ты, спасающий бедного от сильного; убогого и нищего -от грабящего их" (Псалом 35:10). Кто подобен Тебе или хотя бы сходен с Тобой, Бог величия, силы и трепета. Бог Всевышний, Властитель Неба и Земли? Мы будем прославлять и благословлять Святое Имя Твое, как сказано у Давида (Псалом 103:1): "Благослови, душа моя. Бога, и все внутренности мои - Святое Имя Его".

Твоя власть - во всемогуществе Твоем, величие - в славе Имени Твоего, сила - в вечности Твоей, трепет - в изумляющих делах Твоих, о Царь, сидящий на престоле высоком и превознесенном.

Пребывающий вечно в Возвышенности и Святости, как сказано (Псалом, 33:1): "Ликуйте, праведные, в Боге, прямым душой, подобает славить Его". Ты прославлен устами прямых и словами праведников благословлен, и языком благочестивых возвышен, и среди святых Ты освящаем.

И в многочисленных собраниях народа Твоего, Дома Израилева, с ликованием возносимо Имя Твое, Царь Наш, во всех поколениях. И такова обязанность всех творений перед Тобой, Господь Бог наш и Бог отцов наших, - благодарить и прославлять, превозносить и воспевать Тебя всеми словами Давида, сына Ишая, раба Твоего и помазанника Твоего.

Да будет вечно хвалимо Имя Твое, Царь наш. Властитель и Царь великий и Святой в не бесах и на Земле, ибо Тебе, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, подобает песнь и восхваление, прославление и воспевание, величие и сила, святость и царство, благословение и благодарение отныне и до вечности.

Пусть прославляют Тебя, Господь, Бог наш, все творения Твои; а благочестивые и праведные, исполняющие волю Твою, и весь народ Израиля, с пением будут благодарить Тебя и благословлять Тебя, потому что Тебя правильно восхвалять и Имени Твоему достойно воспевать, ибо Ты Бог от века и до века. Благословен Ты, Господь, Бог, Царь прославляемый и восхваляемый.

(д) Четвертый Бокал С этого места и до "...в следующем году в Иерусалиме" продолжается обязательная часть Агады

Читают благословение:

Благословен Ты, Господь, Бог наш. Царь Вселенной, сотворивший плод виноградный.

Все присутствующие говорят "Амен" и, опираясь на левую руку, выпивают до конца Четвертый Бокал.

(е) После Четвертого, последнего. Бокала читают "благословение после вина".

Благословен Ты, Господь, Бог наш. Царь Вселенной, за виноград и за плод виноградный, и за урожай поля, и за землю благодатную и широкую, которую Ты уделил отцам нашим, чтобы есть от ее плодов и насыщаться от ее благ. Сжалься, Господь, Бог наш, над Израилем, народом твоим, над Сио-ном, местом обитания Славы Твоей, над жертвенником и над Храмом Твоим; и построй Иерусалим, город святой, скоро, в наши же дни, и мы войдем туда, и будем радоваться его восстановлению, и будем есть от его благ, и благословлять тебя в святости и чистоте. (В Субботу, и укрепи нас в этот день Субботний.) И мы будем радоваться в этот Праздник Мацы, ибо Ты, Господь, даешь благо и улучшение всему, и благодарны мы Тебе за Землю и за плод виноградный. Благословен Ты, Господь, за Землю и за плод виноградный.
Все отвечают "Амен"

15. Нирца - Благоволение: Да будет, желанен Богу наш Седер.

(а) Закончив все действия Седера, поют "Хасаль Сидур Песах" и "ле-Шана ha-Баа бе-Йе рушалаим".

Итак, мы окончили Пасхальный Седер по его законам, по всем его заповедям и традициям. Также, как нам удалось устроить Пасхальный Седер сейчас, так в будущем мы удостоимся приносить Пасхальную жертву. Благословенный, обитающий в вышине, восстанови свою неисчислимую общину и скорее введи в Сион с ликованием искупленные побеги Твоих насаждений.

В следующем году мы будем праздновать Песах во вновь отстроенном Иерусалиме!

(б) Завершающие песни

(б1) "У-в-хе'н ва-йиhи' ба-хаци ha-лайла"
- Итак, это было в полночь

Эту песню поют в Первый Седер

Ты много чудес сделал ночью:

именно в эту ночь, "ночь охранения"; Аврааму, праведному геру, дал Ты победу ночью (Бытие, гл. 14)

- и это было в полночь.

Ты судил Авимелеха, царя Герара, во сне ночном (Бытие, гл. 20); и пригрозил арамеяни-ну Лавану во мраке ночи (Бытие, гл. 31); и боролся Израиль с ангелом и победил его ночью (Бытие, гл. 32)

- и это было в полночь.

Первенцев Патроса (Египта) Ты поразил в полночь; сил своих они не досчитались, когда проснулись ночью; набег Сисры, князя Харошета, Ты смял звездами ночи (Судьи, гл. 4-5)

- и это было в полночь.

Санхерив хотел захватить Святой Город, но в трупы его армия превратилась ночью (Цари II, гл. 19); Идол Бела и его пьедестал пали тьмою ночи (Даниэль, гл. 2); Даниэлю открылось тайное видение ночью (Даниэль, гл. 2)

- и это было в полночь.

Валтасар, пивший из Храмовых сосудов, погиб в ту же ночь (Даниэль, гл. 5); спасся из рва со львами мудрый Даниэль ночью (Даниэль, гл. б);

Аман Агагитянин питал вражду и писал указы ночью (Эстер, гл. 2)

- и это было в полночь.

Но повержен он был, когда бежал сон от Ахашвероша ночью (Эстер, гл. 6); помоги же тому, кто спрашивает у стражника: "когда же придет конец этой длинной ночи (изгнания)?", чтобы стражник дал ему ответ: "придет утро (освобождения), хотя сейчас еще ночь"

- и это было в полночь.

Приблизь приход Будущего мира, который "не день и не ночь" (Захария, 14:7); Всевышний, покажи, что всюду присутствуешь Ты - и в дне, и в ночи (Псалом 74:16); прикажи охранять Твой город день и ночь, дневным сиянием озари мрак ночи

- в эту полночь.

(б2) "У-в-хе'н ва-амарте'м зе'вах Пе'сах" - "Итак, ты скажешь: это было жертвой Песах"

В галуте эту песню поют во второй Седер

Величие чудесной силы Твоей показал Ты нам в Песах; началом всех праздников поставил Ты Песах; открыл Ты пришедшему с Востока (Аврааму) будущее в полночь Песаха (Бытие, гл. 15),

И скажите - это жертва Песах.

К нему (Аврааму) в дверь постучался Ты в зное дня в Пе-сах (Бытие, гл. 18); и ангелов накормил он мацой в Песах; и "за скотом побежал Авраам" в знак агнца Песаха (Бытие, 18:7),

И скажите - это жертва Песах.

Содомляне навлекли на себя гнев и были сожжены огнем в Песах (Бытие, гл. 19); спасся от них Лот, т.к. испек мацу для ангелов в Песах; метлой прошелся Ты по Моф и Ноф (провинции Египта) в Песах,

И скажите - это жертва Песах.

Бог размозжил головы первенцев египетских в "ночь бдения" в Песах; но Всевышний дома "Первенца Своего Израиля" миновал по знаку крови жертвы Песаха, не дав губителю войти в двери домов наших в Песах (Исход, гл. 12),

И скажите - это жертва Песах.

Окруженный стенами Иерихон пал в Песах (Иhошуа, гл. б);

Мидьян был разрушен "ячменной лепешкой" в Песах (Судьи, гл. 7); сожжены тучные Пул и Луд (Ассирия и Вавилон) в жарком пламени в Песах (Цари II, гл. 19),

И скажите - это жертва Песах.

Санхерив (глава войска Ассирии) хотел расположиться у Нова, но пришло время Песаха (Цари II, гл. 19); Невидимая рука написала на стене о разрушении Вавилона в Песах, когда он (Валтасар, царь Вавилона) зажег светильники и расставил столы для царского пира в Песах (Даниэль, гл. 5),

И скажите - это жертва Песах.

hадасса (Эстер) собрала свой народ для трехдневного поста в Песах (Эстер, гл. 4); Глава злодейского семейства (Аман) был повешен на дереве в Песах (Эстер, гл. 7); Двойное наказание постигнет Уцит (Эдом) в ночь Песаха (Исайя, гл. 47) - Твоя рука будет сильна, и Твоя десница высока, как в ту ночь, когда Ты освятил праздник Песах,

И скажите - это жертва Песах.

(б3) "Ки Ло Наэ, Ки Ло Йаэ"
- Ибо Ему это подобает,, ибо для Него это достойно

Он силен в Своем царствовании; Он истинно избран; воинства Его воклицают Ему: Тебе и только Тебе; Тебе, да, Тебе, Всевышний, надлежит царствовать! Ибо Ему это подобает, ибо для Него это достойно.

Он верховен в Своем царствовании; Он истинно прославлен, верные Его восклицают Ему: Тебе... и т.д.

Он достоин в Своем царствовании; Он истинно властен; князья Его воклицают Ему: Тебе... и т.д.

Он единственен в Своем царствовании; Он истинно всемогущ; изучающие Его учение восклицают Ему: Тебе и т.д.

Он правит в своем царствовании; Он истинно внушает трепет; все вокруг него восклицают Ему: Тебе... и т.д.

Он скромен в Своем царствовании; Он истинный избавитель; праведные Его восклицают Ему: Тебе и т.д.

Он свят в Своем царствовании; Он истинно милостив, ангелы Его восклицают Ему: Тебе и т.д.

Он мощен в Своем царствовании; Он истинно поддерживает; совершенные Его восклицают Ему: Тебе и только Тебе; Тебе, да. Тебе, Тебе, именно Тебе, Всевышний, надлежит царствовать! Ибо Ему это подобает, ибо для него это достойно.

(б4) "Адир hy"
- Тот, Который силен

Тот, Который Силен, - пусть Он скоро восстановит дом Свой - поскорее в наши же дни. Бог строящий, восстанови Дом Свой скорее.

Тот, Который Избран, Велик и Превознесен - пусть Он скоро восстановит Дом свой... и т.д.

Тот, Который Чист, Единствен, Всесилен, Внушает Трепет; Высок, Властен, Искупляющ. Праведен - пусть Он скоро восстановит Дом Свой... и т.д.

Тот, Который Свят, Милосерден, Вседостаточен, Мощен -пусть Он скоро восстановит дом Свой - поскорее, в наши же дни. Бог Строящий, восстанови Дом Свой скорее.

(б5) "Эхад Ми Йодеа"
- Кто знает, об Одном.?

Об Одном кто знает? Об Одном я знаю: Один - это Бог, Который на Небе и на Земле.

Про Два кто знает? Про Два я знаю: Две Скрижали Завета; а Один - это Бог, Который на Небе и на Земле.

Про Три кто знает? Про Три я знаю: Трое Праотцев (Авраам, Ицхак, Яаков); Две Скрижали Завета; а Один - это Бог, Который на Небе и на Земле.

Про Четыре кто знает? Про Четыре я знаю: Четыре Праматери (Сара, Ривка, Рахель и Лея); Трое Праотцев; Две Скрижали Завета; а Один -это Бог, Который на Небе и на Земле.

Про Пять кто знает? Про Пять я знаю: Пять книг Торы; Четыре Праматери; Трое Праотцев; Две Скрижали Завета; а Один - это Бог, Который на Небе и на Земле.

Про Шесть кто знает? Про Шесть я знаю: Шесть разделов Мишны; Пять книг Торы; Четыре Праматери; Трое Праотцев; Две Скрижали Завета; а Один - это Бог, Который на Небе и на Земле.

Про Семь кто знает? Про Семь я знаю: Семь дней в неделе; Шесть разделов Мишны; Пять книг Торы; Четыре Праматери; Трое Праотцев; Две Скрижали Завета; а Один ~ это Бог, Который на Небе и на Земле.

Про Восемь Кто знает? Про Восемь я знаю: Восемь дней до обрезания; Семь дней недели; Шесть разделов Мишны; Пять книг Торы; Четыре Праматери; Трое Праотцев; Две Скрижали Завета; а Один - это Бог, Который на Небе и на Земле.

Про Девять кто знает? Про Девять я знаю: Девять месяцев до родов; Восемь дней до обрезания; Семь дней недели; Шесть разделов Мишны; Пять книг Торы; Четыре Праматери; Трое Праотцев; Две Скрижали Завета; а Один - это Бог, Который на Небе и на Земле.

Про Десять кто знает? Про Десять я знаю: Десять заповедей; Девять месяцев до родов; Восемь дней до обрезания; Семь дней недели; Шесть разделов Мишны; Пять книг Торы; Четыре Праматери; Трое Праотцев; Две Скрижали Завета; а Один - это Бог, Который на Небе и на Земле.

Про Одиннадцать кто знает? Про Одиннадцать я знаю: Одиннадцать звезд (во сне Иосифа, Бытие, 37:9); Десять заповедей; Девять месяцев до родов; Восемь дней до обрезания; Семь дней недели; Шесть разделов Мишны; Пять книг Торы; Четыре Праматери; Трое Праотцев; Две Скрижали Завета; а Один - это Бог, Который на Небе и на Земле.

Про Двенадцать кто знает? Про Двенадцать я знаю: Двенадцать колен (в народе Израиля); Одиннадцать звезд; Десять заповедей; Девять месяцев до родов; Восемь дней до обрезания; Семь дней недели; Шесть разделов Мишны; Пять книг Торы; Четыре Праматери; Трое Праотцев; Две Скрижали Завета; а Один -это Бог, Который на Небе и на Земле.

Про Тринадцать кто знает? Про Тринадцать я знаю: Тринадцать качеств проявления Бога; Двенадцать колен; Одиннадцать звезд; Десять заповедей; Девять месяцев до родов; Восемь дней до обрезания; Семь дней недели; Шесть разделов Мишны; Пять книг Торы; Четыре праматери; Трое Праотцев; Две Скрижали Завета; а Один - это Бог, Который на Небе и на Земле.

(б6) "Хад Гадья"
- Один Козленок,

Козленок, козленок, которого купил отец за два зуза, -козленок, козленок!

И пришла дикая кошка, и съела козленка, которого купил отец за два зуза, - козленок, козленок!

И пришла собака, и загрызла кошку, которая съела козленка, которого купил отец за два зуза, - козленок, козленок!

И пришла палка, и забила собаку, которая загрызла кошку, которая съела козленка, которого купил отец за два зуза, -козленок, козленок!

И пришел огонь и сжег палку, которая забила собаку, которая загрызла кошку, которая съела козленка, которого купил отец за два зуза, - козленок, козленок!

И пришла вода и погасила огонь, который сжег палку, которая забила собаку, которая загрызла кошку, которая съела козленка, которого купил отец за два зуза, - козленок, козленок!

И пришел бык, и выпил воду, которая погасила огонь, который сжег палку, которая забила собаку, которая загрызла кошку, которая съела козленка, которого купил отец за два зуза, - козленок, козленок!

И пришел мясник, и зарезал быка, который выпил воду, которая погасила огонь, который сжег палку, которая забила собаку, которая загрызла кошку, которая съела козленка, которого купил отец за два зуза, - козленок, козленок!

И пришел ангел смерти, и убил мясника, который зарезал быка, который выпил воду, которая погасила огонь, который сжег палку, которая забила собаку, которая загрызла кошку, которая съела козленка, которого купил отец за два зуза, - козленок, козленок!

И пришел Всевышний, и поразил ангела смерти, который убил мясника, который зарезал быка, который выпил воду, которая погасила огонь, который сжег палку, которая забила собаку, которая загрызла кошку, которая съела козленка, которого купил отец за два зуза, - козленок, козленок!

Из книги «Пасхальная агада», изд-во "Маханаим"

 

 

Сервис для грузовиков. Предлагаем все виды ремонта форд карго с гарантией высокого качества.