«Рош-Гашана», Новый Год

Под редакцией: Моше Барселла и Павла Гольдштейна

Это издание осуществлено обществом по распространению еврейской культуры - "АМАНА". В течении более чем пятнадцати лет, издательством "АМАНА" выпущено в свет более 70 книг и брошюр, посвященным различным аспектам еврейской традиции и культуры.
Заказать эту книгу и другие издания "АМАНЫ" можно по адресу: п.я. 7791, Иерусалим, 91074, Израиль
Zip-файл >>

ПРЕДИСЛОВИЕ

Духовное состояние, в котором пребывает в течение веков еврейский народ, активно. Активность души и воли сынов Израиля неразрывно связана с верой в Творца Единого и основана на клятвенном соблюдении Его заповедей. Исполнение Его высшей воли, несмотря на постоянное сопротивление внешних условий существования, несмотря на все козни многочисленных врагов, сохраняет народ, которому предназначено в веках свидетельствовать о Творце Превечном. Иудаизм придает особое значение деятельной силе духа, ибо еврей всегда должен находиться в состоянии нравственной ответственности и не насаждать в душе своей тех мелких сорных растений, которые развившись могут потом погубить душу.

В самоочевидности сознаваемой ответственности, Новый год у евреев - это праздник духовного обновления. Нет ничего важнее, как анализировать свою душу и сердце, подвести душевный итог всему, что проделал человек за год, взвесить свои добрые и дурные поступки, чтобы избежать человеку в новом году такой дороги, где ему может угрожать какая-нибудь опасность потери душевной чистоты.

Руководимые этими мотивами, евреи, готовясь к наступающему Новому году целый месяц - месяц Элул, ежедневно произносят в синагоге задушевную молитву.

На своем жизненном пути каждый из нас стоит перед величайшими трудностями. Не так уж редко и у людей опытных, в высшей степени достойных, случаются такие поступки, которые трудно назвать праведными, но нередко, по утверждению наших законоучителей, эти поступки приносят кающемуся больше пользы, чем все заслуги праведного, ибо "праведность праведного не спасает его в день согрешения его" (Ехезкель 33:12).

Мы должны понимать, что Всевышний охватывает всеведением Своим все деяния человека, совершаемые человеком по свободной воле, и предоставляет ему возможности преодоления своих страстей. Когда предстоит доброе дело, сопряженное с затруднениями, то кающийся преодолеет эти затруднения скорее, потому что силы его испытаны в подобной борьбе с собственной душою, из которой он выходил победителем. Чтобы сосредоточить исключительное внимание человека на покаянии, как на особом действии, особом событии, возвышающем душу человека, - весь месяц Элул трубят в шофар. Трубный звук должен пробуждать в памяти сынов Израиля все то, что они должны помнить в своем отношении к Творцу Превечному и людям. Этот звук трубы возвещает о все новых и новых задачах, содержащихся в предсказаниях наших пророков, пробуждает желание поправить ошибки и заблуждения уходящего года. Этот трубный звук призывает обратить все свои помыслы к Превечному, моля Его, чтобы Он вспомнил о нас, о нашей слабости и записал нас ко благу и добру, чтобы в этот день взаимного памятования Превечного о нас и нашего о Нем Он, вспомнив свой союз с Авраамом, Ицхаком и Яаковом, не отвергал бы нас, детей Израиля, и изливал бы на каждого из нас изобилие Своих небесных благ. Такая молитва всегда помогает жизни, обновляя и направляя ее и давая человеку успокоение и радость для хорошего Нового года.
Моше Барселла, Павел Гольдштейн

МЕСЯЦ ЭЛУЛ - НОВОЛЕТИЕ (РОШ-ГАШАНА)

ЭЛУЛ

Предвестником наступающего Нового года - рош-гашана - является двенадцатый месяц по нашему календарю - месяц Элул. По летоисчислению, принятому в Библии, элул считается шестым месяцем года, ибо первым называется месяц весны нисан - месяц исхода евреев из Египта, а не тишрей, как принято у нас сейчас. По библейскому календарю, следовательно, двенадцатым месяцем является адар, месяц, на который выпадает праздник Пурим. Но уже в глубокую старину, как сказано в Мишна, первым месяцем года считался тишрей, и первые его дни праздновались как Новолетие - Новый год - рош-гашана.

Итак, элул двенадцатый месяц года, он же называется "месяцем милосердия и прощения". С первого дня этого месяца ежедневно (исключая субботу) после утренней молитвы в синагогах трубят в рог - шофар. Это первое возвещение о приближении Нового года. "Трубит ли в городе труба (шофар), и народ не испугался бы?" - говорит пророк Амос. Звуки трубного рога - шофар, раздающиеся в синагогах, должны встряхнуть народ и возбудить в нем желание призадуматься: "Год близится к концу. Опомнись, совершил ли в этом году деяния, в которых ты должен раскаяться? нанес ли ты кому-нибудь ущерб, обидел ли ты кого-нибудь - возмести убыток пострадавшему, проси прощения у того, кого ты обидел". Звук шофара как бы гласит: "Проснитесь, спящие, пробудитесь от своего глубокого сна..., ибо близок Судный День; очиститесь от дурных деяний, от грехов ваших". В этот месяц евреи воздерживаются от обид и раздоров. К будничным дневным молитвам прибавляют псалом Давида: "Господь свет мой и спасение мое, - кого мне бояться?" Кроме этого произносятся особые молитвы, носящие название "Прощения" - слихот. Евреи восточных общин произносят эти молитвы в полночь или рано, до рассвета, в течение всего месяца элул. Евреи же западных общин - ашкеназим - совершают эти молитвы - слихот в последнюю неделю перед праздником Рош-Гашана.

Начиная с месяца элула люди при встрече друг с другом желают счастливого нового года. В письмах прибавляют традиционное пожелание лешана това тикатеву ветихатему, что означает: "На благополучный год да будете записаны и закреплены". Часто можно слышать, как в разговоре один говорит другому: "Ведь теперь месяц элул, месяц милосердия и прощения, лучше не будем спорить". Или: "Да не будем оговаривать другого, ведь элул теперь". Приближающийся праздник Рош-Гашана и Судный День (Йом Кипур) чувствуются во всей окружающей духовной атмосфере. Особенно это заметно в религиозных кругах. Отношение ко всему становится каким-то более серьезным, чувствуется какая-то ответственность за поступки и даже за слова. В течение элула процветает продажа и покупка шофрот, молитвенников для слихот и махзорим для Рош-Гашана и Йом-Кипур. Этот особый быт в месяц элул отмечен во многих художественных и поэтических произведениях.

Новолетие (Рош-Гашана)

Первые два дня месяца тишрей празднуются нами как праздник Новолетия - Новый год - Рош-Гашана. Лишь один раз упоминается в Библии это название Рош-Гашана и даже в этот раз оно относится не к первым дням тишрей, а к десятому дню этого месяца. В книге пророка Иезекииля сказано: "В двадцать пятом году по переселении нашем в Рош-Гашана в десятый день месяца" и пр. В Пятикнижии праздник этот именуется "Днем трубления" или "Трубным торжеством". В книге Левитов сказано: "Говори сынам Израилевым следующее: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, трубное торжество, священное собрание". А в книге Числа - Бемидбар говорится: "А в месяц седьмой, в первый день месяца священное собрание должно быть у вас, никакой трудной работы не делайте, день трубления да будет он у вас". Лишь в позднейшей литературе, в Мишне праздник этот носит название, как и в наше время, Новолетие - Рош-Гашана. И так сказано в Мишне: "Четыре Новолетия в году... В первый день тишрей -Новолетие годов", а дальше сказано в Мишне о содержании этого праздника: "В Рош-Гашана все живущие во вселенной проходят перед Ним как овцы паствы". (По интерпретации ученого Альбека, следует переводить - как по номерам.) В позднейшей литературе и в молитвах праздник этот именуется также "Днем вспоминания". И мы так произносим в молитвах Рош-Гашана: "Ты помнишь все дела мироздания и вспоминаешь все творения первобытные ... Сей день начало творчества Твоего, вспоминание о первом дне мира... Кто не помянут в сей день! Ибо память всякой твари предстает перед Тобою".

Праздник этот имеет особый и сложный характер и смысл. Его характер и национальный по содержанию, и широко универсальный. Это глубоко отражается в молитвах, произносимых в эти два дня праздника. В этот день провозглашается царство Божье над всей вселенной, над всеми народами мира и вместе с тем подчеркивается и провозглашается "особый союз" и "особое царство Божье" над народом Израилевым, возложившее на него заповеди Торы. В момент великого религиозного напряжения, перед трублением в шофар произносится следующая молитва: "Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог - Царь всей земли". Приведем еще один отрывок из молитвы Рош-Гашана, где подчеркнута универсальность этого праздника: "Боже наш, царствуй над всем миром во славе Твоей, вознесись над всей землей в красе Твоей. Да познает все сотворенное, что Ты его сотворил..."; "И да составят все единый союз, чтобы исполнить волю Твою от всего сердца". Но день этот имеет также и глубокий национальный смысл. Ведь союз особого характера заключен между Творцом мира и сынами Израилевыми. На них возложено соблюдение заповедей мицвот Торы, которые были даны Им на горе Синай. "Ты явился в величественном облаке Своем священному народу Твоему, чтобы говорить с ним; с неба раздался глас Твой при откровении Твоем в светозарных лучах... Ты, Царь наш, открылся на горе Синай, чтобы преподать народу Твоему учение (Тору) и заповеди". Таким образом, в молитвах Рош-Гашана из года в год мы возобновляем провозглашение и признание Царства Божьего над всей вселенной и особый союз между Владыкой мира и народом Израилевым. Эти торжественные провозглашения сопровождаются звуками трубного рога - шофар точно так же, как это было принято при короновании иудейских царей в библейское время. Праздник Рош-Гашана называется "Днем вспоминания" - Йом Газикарон, ибо он является также "Днем Суда" - Йом Гадин. И так сказано нашими мудрецами: "Три книги раскрываются в день Рош-Гашана: одна - содержащая весьма праведных, другая - весьма грешных, а третья книга содержит "средних". Весьма праведные тут же (в Рош-Гашана) записываются и скрепляются на жизнь, весьма грешные тут же записываются и скрепляются на смерть, а "средние" не приговорены до Йом-Кипур". Из-за серьезности характера этого праздника не полагается в эти дни предаваться легкомысленному веселью и торжествам. Мудрецы наши красочно это объяснили: и сказал раби Абагу: "И спросили ангелы Божьи Всевышнего: Царь Вселенной, почему евреи не воспевают перед Тобой песни в Рош-Гашана? И ответил Он им на это: Возможно ли? В дни эти Царь сидит на судейском кресле, и книги жизни и книги смерти открыты пред Ним, а сыны Израилевы будут Ему воспевать?!" От имени раби Леви сказано: "Весь год евреи заняты своими делами. В день Рош-Гашана они берут свои шофарот и трубят в них перед Богом. Тогда восстает Он с кресла Правосудия и пересаживается в кресло Милосердия, и весь мир наполняется милосердием".

Праздник этот - Рош-Гашана - отличается своей серьезностью, торжественностью и глубоко национальным и широко универсальным содержанием. Он богат и всякими символическими обрядами, которые выполняются во время праздничных трапез. Оба дня Рош-Гашана считаются как один "длинный" день.

Дни Рош-Гашана вместе с последующими восемью днями, включая Йом-Кипур, - все эти десять дней составляют нечто целое, которое и носит особое название "десяти дней раскаяния"- асара яамей тшува.

Одной из важнейших основ еврейской религии является идея раскаяния - тшува, что дословно означает "возвращение". Человек может и должен "очистить", "освободить" себя от грехов, им совершенных. Для этого он должен чистосердечно, совершенно искренне покаяться в том, что он совершил, и искренне обязаться впредь не делать этого. Этот долг и это право раскаяния возлагают на человека личную ответственность за его поступки. Человек свободен в выборе своих решений и поступков, и потому он лично, и только он несет ответственность за них. И так как "нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы", то дана ему возможность искупления грехов своих через раскаяние. Человек не подвержен роковому наследию "первичного греха"; по свободному своему желанию он действовал, и никто другой не может освободить его от совершенного им греха, и "прощение" это не может быть "ниспослано" ему с неба как дар Божий. "Поступки твои тебя приближают, поступки твои тебя отдаляют". Только после искреннего раскаяния в совершенном и искреннего обязательства не повторять этого в будущем "отпускаются грехи и очищается человек". Для наивысшего и утонченнейшего "очищения и раскаяния" дан нам день Йом-Кипур.

ОБЫЧАИ МЕСЯЦА ЭЛУЛ

Месяц элул - последний по еврейскому календарю месяц уходящего года. В этот месяц каждый еврей, сознавая себя творением Божьим, проверяет свою душу, свои поступки по требованиям не внешних условий мира, а божественной части души, ибо в каждом есть искра Божия, дух Божий и каждый должен подводить в этот месяц итог прожитого года и готовиться к "грозным дням" - "ямим нораим" (дни между Рош-Гашана и Йом-Кипур).

Еврейский обычай хочет пробудить в человеке желание проанализировать свои действия и свои поступки перед Судным Днем совокупностью всех своих душевных сил.

40 дней отделяют первый день элула от Судного Дня. В эти дни, согласно еврейской традиции, раскаяние легче. Даже грех сотворения золотого тельца простился евреям на сороковой день, когда Моисей поднялся на гору Синай, чтобы молиться за них. И на 40-й день - в Йом-Кипур - сказано было ему, что грех их прощен. Здесь вера творит чудеса, и оттого так крепко все в народе на протяжении веков.

В месяц Элул принято ежедневно утром трубить в синагоге в шофар, чтобы каждый почувствовал необходимость увидеть перед собой истину во всей ее чистоте.

К утренней и дневной молитве прибавляют Псалм 24, в котором выражено высшее стремление души приблизиться к Всевышнему.

В обычай вошло также обмениваться накануне Нового года (весь месяц Элул) приветствием лешана това тикатеву и при личных встречах и в письмах желать друг другу счастливого Нового года.

Молитвы "Прощения" - "Слихот" произносятся с первого дня элула в сефардских общинах, а у ашкеназим - в последнюю неделю. В эти дни прощения и раскаяния верующие люди встают после полуночи или очень рано, до зари, и идут в синагогу молить о прощении. Так в дни "Слихот" стараются люди вспомнить то, что происходило в их душе, и чем глубже их молитва, тем легче удерживаться им от дурного в будущем.

Если можно говорить о чем-нибудь подобном, из чего проистекает эта традиция - вставать после полуночи и молиться, то надо прочитать 119-й Псалм Давидов: "В полночь встаю славословить Тебя за праведные суды Твои".

Еврейский мыслитель и мученик Исраель Алнаква, сожженный на костре летом 1391 года н. э., в своей книге еврейской этики "Светящаяся Менора" утверждал, что встав после полуночи с постели, человек мыслит более рассудительно, так как тело успокоилось, кровь очищена, а душа человека в это время может предаваться более возвышенным чувствам. Именно в силу этого разум и сердце человека перед утренней зарей могут быть направлены на благоразумные мысли больше, чем днем. По этой причине первые праведники ввели в обычай вставать в дни "Слихот" до зари и молить о прощении и произносить слова раскаяния до наступления дня. В эти вот часы, когда человек молится, его слова скорее будут услышаны и дойдут быстрее, ибо время после полуночи - время милосердия и желания Всевышнего помочь человеку.

ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

К Тебе, внемлющему молитве, приходит всякая плоть. (Псалм 65.3)

И будет так, что из месяца в месяц, из субботы в субботу станет приходить всякая плоть на поклонение предо Мной, говорит Господь. (Исайя 66 23)

... Придут, и поклонятся пред Тобой, Господи, и прославят имя Твое. (Псалм 86:9)

Придите, поклонимся, припадем, преклоним колена пред Господом, Создателем нашим. (Псалм 95:6)

Войдем в жилище Его поклонимся подножию ног Его. (Псалм 132:7)

Войдите во врата Его с славословием, во дворы Его с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его. (Псалм 100:4)

Превозносите Господа, Превечного нашего и поклоняйтесь подножию Его. (Псалм 99:5)

Превозносите Господа, Превечного нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его; ибо свят Господь, Превечный. (Псалм 99:9)

Поклоняйтесь Господу в благолепии святыни. Трепещи пред Ним, вся земля! (Псалм 96:9)

А я, по великой милости Твоей, вхожу в дом Твой, поклоняюсь в святом храме Твоем с благоговением к Тебе. (Псалм 5:8)

Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил над всем именем Твоим, слово Твое. (Псалм 138:2)

Придите, воспоем Господу, воскликнем Твердыне спасения нашего. Предстанем пред лицом Его со славословием, в песнях воскликнем Ему. (Псалм 95:1-2)

Бог достопоклоняемый в большой тайне святых, страшен для всех, окружающих Его. (Псалм 89:8)

Благословите ныне Господа все рабы Господни, стоящие в доме Господнем по ночам, вознесите руки ваши к святилищу и благословите Господа. Благословит тебя с Сиона Господь, создавший небо и землю. (Псалм 134:1-2)

... ибо да кто же тот бог на небе и на земле, который совершил бы подобное деяниям Твоим и подвигам Твоим? (Второзаконие 3:24)

В Его руке глубины земли, и высоты гор Его же. Его же море, и Он создал его, иссушу руки Его сотворили. (Псалм 95-4}

Светильник Господа дух человека. (Притчи Соломона 20:27)

И небеса извещают чудеса Твои, Господи, и веру Твою в собрании святых. (Псалм 89:6)

У Тебя мышца с силою, крепка рука Твоя, высока десница Твоя. Справедливость и правосудие основание престола Твоего; милость и истина идут пред обличьем Твоим. Блажен народ, который знает трубный зов. Господи! В свете обличья Твоего ходят они; именем Твоим восхищаются весь день и правдою Твоею превозносятся, ибо Ты красота силы их, и благословением Твоим возвышается рог наш. (Псалм 84:14-19)

Твое небо и земля Твоя; вселенную и что наполняет ее Ты основал. (Псалм 89:12)

Ты расторгнул силою Твоею море; сокрушил головы китов в воде. (Псалм 74:13 )

Ты утвердил все пределы земли; лето и зиму Ты учредил. (Псалм 74:17)

Ты иссек источник и поток, Ты иссушил сильные реки; Твой день и ночь Твоя. Ты уготовил светила и солнце. (Псалм 74:15-16)

Ибо Ты велик и творишь чудеса. Ты един Превечный. (Псалм 86:10)

Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо. (Псалм 145:3)

Ибо велик Господь и достославен, страшен для всех богов. Ведь все боги народов ничто, а Господь небеса создал. (Псалм 96:4)

Велик Господь и прославлен во граде Бога нашего, на святой горе Его. (Псалм 48:2)

Кто не убоится Тебя, Царь народов? Ибо Тебе единому принадлежит это, так как между всеми мудрецами народов и во всех царствах у них нет подобного Тебе. (Иеремия 10:7)

Нет подобного Тебе, Господи; велик Ты, и велико имя Твое могуществом. (Иеремия 10:6)

Господи, Боже воинств! Кто силен как Ты Господи? И истина Твоя со всех сторон Тебя. (Исаям 89:9)

Господи Цеваот, Боже Израиля, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю. (Исайя 37:16)

Кто выскажет всю мощь Господа, возвысит всю славу Его? (Псалм 106:2)

Ибо кто над тучами равнозначен Господу? Кто уподобится Господу между сынами Божьими? (Псалм 89:7)

Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих. Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, и вопли их слышит и помогает им. (Псалм 145:17-19)

И сошел Господь в облаке и стал около него и провозгласил имя: "Господь". И прошел пред лицом его, и провозгласил: "Господь Вечносущий Бог жалостливый и милосердный, долготерпеливый, великий в благости и правде, сохраняющий благо для тысяч, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания. (Исход 34:5,6,7)

Ты же простишь вину нашу и грех наш и унаследуешь нас. (Исход 34:9)

Ведь Ты, Господи, благ, и снисходителен, и многомилостив ко всем, призывающим Тебя. (Исаям 86:5)

Вспомни милосердие Твое, Господи, и милости Твои; потому что они от вечности. (Псалм 25:6)

Вспомни обо мне, Господи, по благоволению к народу Твоему; посети меня спасением Твоим. (Псалм 106:4)

Вспомни общину Твою, которую Ты приобрел издревле, колено наследное Твое, которое Ты искупил, эту гору Сион, на которой Ты поселился. (Псалм 74:2)

Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, потому что время помиловать его, ибо пришло время. (Псалм 102:14)

Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: "разрушайте, разрушайте до основания его". (Псалм 137:7)

Вспомни Авраама, Ицхака и Израиля, рабов Твоих, которым Ты клялся Собою и говорил им: умножу потомство ваше, как звезды небесные, и всю землю эту, которую обещал Я, дам Я потомству вашему, и будете владеть вечно. (Исход 32:13)

Вспомни рабов Твоих, Авраама, Ицхака и Яакова; не взирай на упрямство народа сего и нечестие его и на грехи его. (Второзаконие 9:27)

Услышь голос наш, Господи Превечный наш и смилуйся, сжалься над нами и прими с жалостью и желанием молитву нашу.

Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как было прежде. (Плач Иеремии 5:21)

Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. (Псалм 51:13)

Не отринь меня во время старости, при истощении силы моей не оставь меня. (Исая 71:9)

Не оставь меня, Господи, Превечныи мои, не удались от меня. (Псалм 38:22)

Сотвори со мною знамение к добру, да видят ненавидящие меня и устыдятся, кохда Ты, Господи, поможешь мне и утешишь меня. (Псалм 86:17)

Слова мои услышь, Господи, вникни в помышления мои. (Псалм 5:2)

Да будут слова уст моих благоугодны Тебе и помышление сердца моего пред лицом Твоим, Господи, крепость моя и искупитель мой! (Псалм 19:15)

Ибо на Тебя, Господи, надеюсь, Ты услышишь, Господи, Превечный мои. (Псалм 38:16)

Утренняя молитва о прощении в первый день "Слихот".

На исходе отдыха встречаем Тебя в предрассветное время

Сидящий на высотах, обрати слух Твой к излияниям души нашей, к нашим молитвам

Ты праотца нашего поднял, дав познать ему силу веры его до конца

В безграничной готовности жертвы, он защищен был Тобою

И вместо сына родного был предан овен всесожженью

Защити же потомство его в крике их души, обращенном к Тебе, в их предрассветной молитве

Когда Ты можешь потребовать вопрошающих Тебя, потребуй их

Потребуй их с небес Существа Твоего

Они распластанные пред священным гневом Твоим, устремляясь к Тебе, ждут дня Твоего пришествия

Через Твое прощение грязь грехов их будет стерта начисто и все узрят чудеса Твои - Создатель всех творении созданных

Это было, когда чадам Твоим, пребывавшим под спудом беды, принес Ты спасенье

Помилуй и вознагради их тем, что превыше всего из богатств Твоих запертых

Чудо Твое, разве этого мало? Дай же им, кто создан в общине чудом Твоим, преступившим с пути своего, вернуться в обитель Твою

Здесь излияние души - чада Твое влечется к Тебе

Много трудностей у нас за собой Обрати внимание на них, а не на наши грехи

Праведность в смиренном чаянии взывающих к Тебе сотворит чудеса

Более, более всего жаждем Твоего чуда - внемли нашим молитвам

Прими в благоволении песни наши и наше ночное бдение

Ты здесь, как и там некогда в Храме, прими мольбы наши в Твоем благоволении

Яви Твое чудо, великий Боже

Приникни с высот небес Твоих к нашим песням и нашим молитвам

ПРИТЧА

Шмуэль Йосеф Агнон

Однажды рассказал нам учитель притчу:

- В лесу блуждал человек. Потеряв настоящее направление, не мог он никак, вот уже несколько дней, попасть на правильный путь.

Вдруг он увидел, что навстречу ему идет человек. Обрадовался он очень. "Ну, теперь-то я найду дорогу, чтобы выбраться из этого леса", - подумал он.

Когда они поравнялись и поздоровались, спросил он незнакомца: "Брат мой, скажи мне, пожалуйста, как выбраться из этого леса? Вот уже столько дней прошло, как я заблудился!"

Незнакомец ему ответил: "Брат мой, и я не знаю. Я тоже уже много дней блуждаю в этом лесу, но могу лишь сказать тебе одно: по дороге, по которой я шел, ты не иди, запутанная это дорога и по ней не выберешься. Лучше поищем другую дорогу".

Так и мы, - закончил свой рассказ наш учитель. - Я могу вам сказать только одно: по тому пути, по которому мы шли до сих пор, нам нельзя идти, потому что дорога эта путаная, и мы должны с Божьей помощью искать другой путь.

НОВЫЙ ГОД - РОШ-ГАШАНА

Иудаизм наставляет нас быть преданными святости времени..., призывает учиться тому, как выразить то святое, что восходит в мощном течении года.

(Авраам Иошуа Гешель. Суббота, ее значение для современного человека)

Еврейский Новый год - Рош-Гашана - это краеугольный камень в священнодействующей архитектонике времени. В основе его - момент действительного самоопределения: встреча верующего еврея с временем и миром, прирожденное его стремление к духовному бытию, источник которого - Божественное таинство.

Молитва, чтение Торы и трубление в рог - "шофар" - три действия, символизирующие праздник Рош-Гашана и содержащие в своей глубине этот сокровенный мир веры, столь дорогой для еврейского человека.

1. В молитве - вселенная в видениях веры

Когда встает верующий еврей пред Творцом в новогодней молитве, он причастен к вечности. Душа человека стоит перед миром духовной чистоты, правды и внутренней свободы. Молитва - это самоопределение в самом действительном, реальном значении этого слова, ибо она дает человеку возможность узнать что-то гораздо более высшее его будничных нужд и забот; молитва обновляет и делает его человеком внутренней цельности его духовного бытия, она приобщает его к Божественным таинствам, в которых вся истина.

В такой день ясно обнаруживается, что не будет силы в молитве, если она содержит лишь просьбы личные или специфически материальные для сообщества людского. Можно сказать, что просьбы такие являются второстепенными, сторонними; этот мир с его заботами и нуждами, с его усилиями и достижениями, с его страстями к мелочам и чудовищными преувеличениями значимости этих страстей - второстепенен в сравнении с миром духовных ценностей, с его безграничными для человека горизонтами.

Человеку необходимо очистить сердце свое от всех мелочей, могущих помешать его вниманию в молитве. Он должен думать только о Том, к Кому в сильном влечении души он обращается трижды (утром, днем и вечером) каждый день в течение праздника.

При совершении молитвы молящийся находится у порога надежды на исправление мира в космических масштабах высшей правды.

"... чтобы боялись Тебя все существа, поклонялись пред Тобой все создания, все они образовали один союз для исполнения воли Твоей от всего сердца" (из молитвы "Амида" в "страшные дни " - "яамим нораим".

И далее, в надежде обрести еврейское освобождение в его высокодуховном значении, как начало освобождения для всего мира, молящийся продолжает:

"Итак, даруй Господи честь народу Твоему, радость стране Твоей и восторг граду Своему..., светоч сыну Ишая - помазаннику Твоему Давиду... вскоре в наши дни..., ибо Ты прогонишь с земли владычество злоумышления и будешь Ты царствовать... Ты один над всем Твоим творением... с горы Сион, столицы величия Твоего, из Иерусалима, священного града Твоего".

Величие духа и сердца, видение мира улучшенного и совершенного в основе содержания молитвы "Мусаф" в трех ее частях: "Царствование", "Памятование" и "Трубном гласе".

Молитва "Царствование" несет в себе надежду на мир и человечество, чье бытие в своем высшем замысле - в совершенной духовной жизни, в вере в Творца. Молящийся должен представить себе, что дух Божий как бы витает пред ним, как сказано (Псалм 16:8) : "Всегда воображаю я пред собою Превечного".

"... Царствуй в славе своей над всем миром... Освяти нас заповедями и дай нам удел в законе Твоем... и очисть сердце наше, чтобы служить Тебе искренно" (из молитвы "Мусаф").

В продолжении молитвы, в "Памятованиях" обращается молящийся еврей к соизмерениям историческим - как бы прикасаясь к мировому духу - к сотворению мира Творцом, к происхождению человечества, к особенности народа израильского. Новый год в этом глубочайшем историческом соизмерении предстает в своем значении как день испытания и отчета.

"Все открыто и видимо Тебе, Господи Боже наш. Ты зришь и видишь до конца все поколения. До Тебя доходит память о всех деяниях и Ты следишь за деяниями всех".

Третья часть молитвы - трубление в шофар - преисполняет надеждами, возводя религиозное переживание на новую вершину.

"Трубный глас", символизируя откровение Господне, призывает прошлое предстать перед судом Всевышнего. Изъявление чувств верующей общины и весть о раскаянии и завершающем избавлении пробуждает силы духа к "упованию на Него во всякое время".

2. Глава о самопожертвовании ("Акеда") как об основной ценности общества жертвовать собою ради веры.

Недаром в праздник Рош-Гашана читают о жизни Авраама, о готовности его к такому самопожертвованию, которого не выразить словами. И вот обращаются в этот день верующие евреи с мольбой к Всевышнему: "Помни нам готовность Ицхака и его потомства жертвовать собою ради Твоей веры". Образ связанного к закланию Ицхака является предвещением судьбы Израиля, которого из-за преданности Превечному гнали и угнетали; и так же, как и Авраам и его сын Ицхак, тверд был народ в своем намерении выполнить завет Господа Единого Превечного.

Эта глава из Торы присоединяется к молитве, выражающей сущность дня Судного. Цель и смысл испытания, о котором повествует Тора, лежит глубже и дальше, чем это представляется обычному ограниченному сознанию. Личные бедствия только тогда повергают человека в отчаяние, когда его сердце, его мысль заняты исключительно самим собой и когда обладание благами земными он ставит выше всех духовных благ.

"Акеда" - это испытание еврея, испытание верности и безотказности его веры, вплоть до той ступени, когда он получает повеление принести в жертву своего единственного сына.

Эта глава Торы содержит в себе два глубочайших положения иудейской веры, которыми руководствовалось общество народное во всех поколениях: освящение имени Господнего и святость жизни.

Готовность Авраама выполнить повеление и принести в жертву сына Ицхака символизирует веру во всей ее силе и несомненности, когда нет места колебанию и сомнению, когда реальность, возвышающая человека и связывающая его с глубиной Божественной космической действительности, охраняет человека, его человеческий образ, его достоинство и защищает его от обступающих со всех сторон и угрожающих ему низменных злых воль.

Завершение этой Божественной драмы Высшим повелением: "... не заноси руки своей на отрока и не делай ему ничего" - есть ответ еврейства, иудаизма -язычникам во всех их разновидностях.

"Акеда" - это испытание, это только проверка, но не деяние. Кто же не мечтал о подвигах, но кто же еще, подобно евреям, осуществлял на протяжении веков страданий в жизни народа повеление об освящении Имени!

Поистине с удивительной преданностью чтит еврейство освящение Его имени! Освящение имени Господа Единого Превечного - это высшая реализация веры, подлинный и живой идеал времен глубокой древности и поколения Маккавеев, восстания периода крестовых походов и времен средневековых гонений, вплоть до мартиролога страшной Катастрофы ("Шоа").

Освящением Его имени открываются в душе еврейства врата в будущее. Еврейство остается знаменосцем идеи святости жизни. Освящение Имени справедливо в своей требовательности и в своем предначертании, ибо нельзя приносить человека в жертву рабьей, низшей природе. Жизнь человеческая - святыня! Этому учит молитва в Рош-Гашана, связанная сокровенными узами с основами веры, унаследованной от далеких времен и неистребимой в душе еврейства по сей день.

3. Трубление в "шофар" - трансцендирование индивидуума изнутри его веры

Трубление в рог - "шофар" в праздник Рош-Гашана предполагает наличие такого религиозного переживания верующих, которое по ту сторону слов и словами невыразимо.

"Воспевайте Всевышнего в святости Его... Хвалите Его по обилию величия Его... Хвалите Его звуком трубным... Всякий воодушевленно да хвалит Господа". (Псалмы)

Нетрудно представить себе, что молитва, столь слитая с душою человека, невыразима словами, и только полная значения мелодика трубного гласа может выразить это особое переживание во всей его экстатичности.

В эти дни праздника, когда дух человеческий воссияет над всеми заблуждениями и муками, торжествуя победу, когда душа человеческая переполнится ощущением веры и это ощущение уже выше слов, высшая благость находит себе выход в мелодике трубного гласа.

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ В РОШ-ГАШАНА

Примат духовности совсем не лишает ценности обычную жизнь с ее душевными установлениями. Перед Рош-Гашана евреи поздравляют друг друга, желают счастливого года, просят прощения, если в чем обидели друг друга.

Рош-Гашана, как уже было сказано, - праздник обновления. Человек обновляет свою душу, очищает ее, готовится в Новом году к добрым поступкам. Он бросает ретроспективный взгляд и на только что происшедшее "вчера" и на осязаемое "сегодня".

Рош-Гашана празднуется два дня - первого и второго числа седьмого месяца Тишрей. В Пятикнижии Моисеевом ясно указано, что в это время надо пользоваться не трубою (хацоцра) как в обыкновенное новолуние (Числа 10:10), а бараньим рогом (шофар). В этот праздник запрещено работать (Левит 23:25). Псалмопевец призывает (Псалм 81:4): "Вострубите в новомесячие трубою, в новолуние, для праздника нашего".

Мы находим сообщение о праздновании первого дня седьмого месяца также в Книгах Эзры и Нехемья. В Книге Нехемья рассказывается, что возвратившиеся на Святую Землю евреи в первый день седьмого месяца собрались на площади в Иерусалиме, и Эзра читал перед ними из Книги Закона; они, услышав слова Торы, стали плакать. Нехемья, Эзра и левиты утешали их и сказали, что в такой день нельзя плакать, так как он посвящен Превечному.

В эти дни реального раскрытия духовных сил люди должны быть абсолютно убеждены, что благодаря раскаянию и молитве они будут оправданы. Евреи в эти дни молятся в синагогах и просят Превечного ниспослать им, семье их и всему народу Израильскому мир, благополучие и радость.

Молитвы Рош-Гашана необыкновенно поэтичны в своем изначальном всепроникающем чувстве. По глубине религиозного представления, по их насыщенности они подлежа" не столько тому, что называется "пониманием", сколько прозрению. Человек должен всем сердцем почувствовать и пережить все их содержание.

Утром в Рош-Гашана трубят в синагоге в шофар. Звуки шофара захватывают душу и сердце, напоминая о том, что праотец наш Авраам готов был принести в жертву сына своего Ицхака. Здесь особенно дает себя чувствовать требование испытать себя по отношению к высшему бытию. Человеческая личность стоит перед вечностью, биологический же индивидуум умирает. Звук шофара напоминает человеку о необходимости возвыситься душой, достигнуть высшего человеческого качества.

В первый день Рош-Гашана (если это не суббота), перед вечером евреи идут к берегу моря или реки и читают главу из Книги пророка Миха: "Ты ввергнешь в глубины волн все грехи наши" (Миха 7:19) - обряд Ташлих.

Только из самой глубоко созерцательной духовной жизни, из непосредственности душевной мог родиться этот обычай идти в первый день Рош-Гашана к берегу моря или реки. Стоя на берегу моря, мы ощущаем величие Создателя мира, сотворившего его в Рош-Гашана, изумляемся красотою мироздания и сожалеем о грехах, совершенных нами. Тот, кто способен ощутить все это, поистине возвышается душой и действительно сожалеет о грехах.

Можно представить себе и еще нечто глубоко метафоричное в этом обычае, приобщающем к шири и вечности небесной: так же, как море открыто всегда, так и ворота раскаяния открыты всегда и никогда не поздно раскаяться.

Сама Божественная природа запечатлена в сердце еврейской общины.

В вечер перед Рош-Гашана (все еврейские праздники начинаются с вечера в канун праздника) устраивают праздничный ужин. Существует традиция подавать к столу рыбью голову (когда-то подавали баранью голову в память о жертвоприношении Авраама). При этом говорят: "Да будет воля Его, чтобы быть первым /главой/, а не последним /хвостом/", что символизирует главенство и успех во всех начинаниях в Новом году.

Когда едят яблоко с медом, говорят: "Да будет воля Его, чтобы был сладкий год".

Принято также есть в первый день Рош-Гашана финики, рожки, красную свеклу и порей. Из плодов в день Нового года не едят орехов, ввиду того, что сумма цифр букв слова орех (эгоз) равна сумме цифр букв в слове хет - грех.

Во второй вечер Рош-Гашана едят какие-нибудь фрукты, которые еще не ели в этом году и произносят благословение.

В Рош-Гашана одевают праздничные светлые одежды, ибо верят, что Превечный милостив и будет судить евреев с милосердием и по справедливости.

Окончательный приговор выносится в Йом-Кипур, и евреи, прощаясь друг с другом в синагоге после молитвы, говорят: "На благополучный год да будете вы записаны!" - лешана това тикатеву ветихатему.

Далее >>

К содержанию >>

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5