Далее >>

К содержанию >>

МОЛИТВА КАК ИТОГ МЫСЛЕЙ К НОВОМУ ГОДУ

Молитва у евреев отличается высокой чистотою языка, сопрягающего великость мыслей с утонченностью чувств. Красивый и простой язык по стилю своему приближается к народному и выражает чаяния каждого еврея. Каждое чувство, каждая мысль молитвы имеет свою объятность, свое завершение на самой высшей точке. Все, что дано человеку высказать, вложено в слово, выражающее эмоции духовного опыта веры. Отличаясь особой эмоциональной окраской, каждое слово продумано и выверено, каждый стих - идея. И в итоге - мировоззрение целой жизни, высказанное возвышенным и вместе с тем простым языком, мировоззрение, располагающее души к живейшему принятию истины, соответствующей взглядам каждого еврея, независимо от уровня его развития.

Стиль добавочной молитвы (Мусаф) к Новому Году - как и других молитв - это вершина творческого духа, святыня высокого чувства в чудесном венце наших молитв.

Добавочная молитва (Мусаф) на Новый год состоит из девяти славословий (тефилат теша). Начало четвертого славословия по своему содержанию одинаково со средним славословием в три годовых праздника, но вслед за прочтением соответствующего отрывка из Книги Чисел (о жертвоприношении) читаются три специальных славословия. Первое о восстановлении царства Божьего на земле - "малхиот" (малхиот), при чем цитируются стихи из Пятикнижия и Пророков, где Превечный прославляется как Царь Вселенной. Во втором славословии Превечный прославляется как "Воспоминающий" свои творения и деяния их, причем цитируются соответствующие стихи из Священного Писания, заключающие славословие просьбой помянуть всех к добру. Славословие это известно под названием "Зихронот" (зихронот). Наконец, в третьем славословии упоминается о Синайском откровении, сопровождавшемся трубными звуками, и цитируется десять стихов Писания, где встречается слово шофар (трубный рог). Славословие это, носящее название "Шофарот" (шофарот) заканчивается просьбой о избавлении и освобождении народа.

Молитвы Нового года заключают в себе три центральные идеи:

А) Царство Божье

Б) Закон Божий

В) Освобождение и избавление народа.

А) Царство Божье

Празднично и торжественно начинается молитва о провозглашении Царства Божьего. Слов не много, но они так глубоки, что обозначают все. Молитва начинается словами 24-го Псалма: "Господу принадлежит земля и все живущее в ней. Господь Превечный - Он Царь славы, Царь Всевышний!"

На следующее утро праздничная молитва в синагоге начинается торжественным провозглашением: "Царь Всевышний!"

Во второй добавочной, дневной молитве читаются стихи из пророков Израильских об основах веры в Единого Творца, о Его Бесконечности и Единстве.

"Так говорит Господь, Царь Израиля и Искупитель его, Господь Всемогущий: Я Первый и Я Последний и кроме Меня нет богов".

Из этих слов пророка Исайя ощутительно явствует, что Творец Превечный безграничен и всемогущ. Он Царь Всевышний и царствие Его над нами.

"Ибо мы знаем Господь наш, что Ты властвуешь над всем миром, сила в Твоих руках, могущество в Твоей правоте".

Поэтому мы просим у Всевышнего, чтобы величие Его и страх Божий распространялись над всеми народами.

"Итак, о Господи! Покажи Твою силу над всем, что создано Тобой. И чтобы поклонялись тебе все творения Твои, и чтобы все вместе объединились и сделали Твое желание все вместе, одним единым сердцем".

Классическое выражение этой идеи мы находим в молитве "Нам славить Тебя!", которая является завершением всех праздничных молитв.

Б) Закон Божий

Действие молитв, в которых сказано о том, что Господь творит Закон, велико и зримо. Но самое высшее выражение эта истина находит в молитве "Зихронот": "О, как велик Творец Превечный! Ты помнишь деяния всех на свете и предъявляешь счет всем тварям мира".

Здесь провозглашается общее провидение:

"Ты помнишь все, созданное Тобой. Ты предвидишь и наблюдаешь за всеми до конца поколений",

И частное провидение:

"Ни одно создание не было скрытым и неизвестным Тебе Ты вспоминаешь каждую душу, каждую тварь".

Познание Господа безгранично:

"Все открыто и известно Тебе".

И когда перед нами медленно передвигается картина минувшего, Судный День предстает в религиозном гимне-молитве: "Дай нам силу, Господи!" И произносятся слова этой молитвы в чувстве глубочайшего душевного проникновения.

В) Избавление и освобождение народа

В этих молитвах особый свет величия, особое проникновение мысли к Высшему Промыслу, объединяющее в одно целое другие торжественные молитвы этих праздничных дней.

Сверх любви здесь прозрение иного царства, прозрение развития полнейшей Его власти и могущества, верховное торжество духа, основанное на вере в истинность предназначения Торы и веры в пришествие Мессии.

ПРЕДАНИЕ О ВЕЛИКОМ РАБИ ШИМЕОНЕ И ЕГО СЫНЕ ЭЛЬХАНАНЕ

Рассказывали современники, что великий ученый и талмудист Раби Шимеон происходил из рода царя Давида. Он был родом из Майнца.

Однажды он пришел в один город, взял себе в жены женщину из очень знатной семьи. А у Раби Шимеона был маленький сын, которого звали Эльханан. Какой-то монах в детстве украл его и сделали его потом священником. Впоследствии он был очень возвеличен и стал папой Римским. Его мудрость была столь велика, что приезжали к нему многие князья, властители и цари за советом.

Как-то раз позвал он к себе епископов, кардиналов, монахов ордена Иезуитов, которые были свидетелями его возвышения, и сказал:

- Почему они едут ко мне за советом и мудростью все, но нет никого из моей семьи, из моих родных? Разве я из камня родился, что нет у меня родственников во всем мире? Знайте, если скроете от меня, прикажу вас всех повесить.

Следует отметить, что он в это время уже понял, что Христос - не бог.

Тогда ответили ему подчиненные:

- Наш повелитель! Раз ты приказываешь, мы должны подчиниться. Знай, что ты сын великого ученого еврея, и украли тебя, когда ты был еще очень маленьким. И сам Бог наградил тебя таким величием, что к тебе все сильные мира сего приезжают за советом и добрым словом, и ты сейчас наместник Христа на земле. А отец твой живет в Германии и зовут его Раби Шимеон Великий.

Сказал им папа Римский:

- Пошлите за ним и приведите его.

Послали знатные вельможи Рима специальную карету, чтобы привезти Раби Шимеона в назначенное время.

Раби Шимеон очень испугался, подумав, что здесь его оклеветали перед папой. Но делать было нечего. Он должен был ехать.

Когда увидел его папа Римский, позвал он его в отдельный кабинет. Увидев, что он очень испуган, говорит ему папа Римский:

- Не бойся. Скажи мне только правду.

Отвечает ему Раби Шимеон:

- Да, только правду! Спрашивает его папа Римский:

- Сколько у тебя детей?

И назвал Раби Шимеон всех сыновей и дочерей, которые у него были.

- Был ли у тебя еще один сын? - спросил его папа Римский.

Испугался Раби Шимеон, ибо подумал он, что еще заставит привести его.

Сказал ему папа Римский:

- Чего ты молчишь? Скажи мне правду! Отвечает ему Раби Шимеон:

- Мой господин! Был у меня еще один сын, и украли его у меня, и не знаю я, где он; жив ли он, так как не видел его с тех пор и нет от него никаких вестей.

- А какие были приметы на его теле? - спрашивает папа Римский.

- Вот такие приметы были у него на спине и на руке. - И Раби Шимеон показал на приметы.

Тогда понял папа Римский, что он и есть его сын, ибо приметы точно соответствовали. И он воскликнул:

- Отец мой, отец мой! Я твой сын! Вот они приметы! Испугался Раби Шимеон и от неожиданности не мог вымолвить ни слова.

Обратился к нему папа Римский и говорит:

- Отец мой, что я должен сделать, чтобы вернуться в истинное лоно Божие? Отвечает ему отец:

- Ты ложью осквернил имя Господа, теперь ты должен очищаться и будешь принят в лоно Божие.

Тогда решил сын Раби Шимеона очиститься публично от скверны. Он взошел на башню и крикнул:

- Слушайте все! До сих пор я не хотел открыть вам свою тайну. Но теперь я вам скажу: ваша вера в Иисуса Христа - это ложь! Ибо он такой же смертный, как все мы.

Тогда все епископы собрались:

- Может быть, он с ума сошел? А он продолжал:

- Вы думаете, что нечистый дух вселился в меня. Клянусь вам, что сейчас говорит во мне дух Божий, а вы глупцы и грешники!

Подошли к нему несколько епископов, чтобы схватить его. А он увидел это, бросился с башни с криком:

- Не дай Бог, чтобы вы, грешники, убили меня. Я верю в Бога моего отца!

И когда увидел Раби Шимеон, как сын его возвеличил имя Господа, он в молитвах своих сочинил гимн-молитву ко второму дню Нового года Рош-Гашана.

Молитва начинается словами: "Господи, как справедливо Твое сказание!" и кончается словами: "Ты милостиво предоставил свое Наследство Эль-Ханан!" И так было имя его сына - Эльханан.

ПРЕДАНИЕ О РАБИ АМНОНЕ, АВТОРЕ МОЛИТВЫ "ВОССЛАВИМ СИЛУ И СВЯТОСТЬ ЭТОГО ДНЯ"

Современники рассказали эту быль об известном еврейском ученом Раби Амноне из города Майнца в Германии.

Раби Амнон был одним из величайших ученых своего времени, был он богат, статен и красив и вел свое происхождение из знатной семьи. Стали епископы и князь просить его, чтобы он перешел в христианскую веру, но он не захотел слушать их. А они продолжали настаивать и уговаривать его. И вот как-то раз, чтобы отвязаться от них, сказал Раби Амнон:

- Я хочу посоветоваться и подумать об этом три дня.

Когда он вышел из дворца епископа, он подумал:

"Что же это я, как будто усомнился в том, что Бог Един и нет другого".

И пришел он домой грустный, разбитый, и не захотел ни есть, ни пить, и от горечи и переживаний заболел.

Пришли к нему его родные и друзья и стали его утешать, но не мог он успокоиться. Он говорил им:

- Грех мой велик, я должен уйти в другой мир.

И он заплакал, и сердце его загрустило.

На третий день, когда состояние его еще более ухудшилось, прислал за ним епископ.

И отказался Раби Амнон идти к нему.

Послал епископ к Раби вельмож и знатных людей. А он снова отказался.

И сказал епископ:

- Приведите его силой! И привели его.

Говорит ему епископ:

- Что это значит, Амнон! Почему ты не пришел ко мне в назначенный час сообщить мне о своем согласии? Ответил ему Раби Амнон:

- Я сам себе суд учиню, ибо язык, который солгал, должен быть отрезан.

Говорит ему епископ:

- Нет, неправда. Языка твоего я не отрежу, так как он правильно говорил, но ноги твои, которые не пришли в назначенное время, прикажу отрубить.

И приказал палачу, и отрубил он пальцы рук и пальцы ног Амнона и при каждом отрубленном пальце спрашивал:

- Ну как, Амнон, хочешь перейти в нашу веру?

- Нет! - отвечал Раби Амнон.

И когда отрубили ему все пальцы, приказал жестокий насильник отвезти его домой и пальцы его положить в коробку и тоже отправить ему домой.

И не посрамил Раби Амнон своего имени, ибо верил он в Единого Бога и доказал, что вера его сильнее любви к жизни.

Приближался праздник Рош-Гашана - Новый год. И попросил Раби Амнон отнести его в синагогу и также пальцы его, сохраненные, и положить его около кантора. Когда кантор приступил к молитве, сказал ему Раби Амнон:

- Подожди немного, хочу произнести молитву Господу. И он громко произнес: "Тебе подобает святость, Всевышний!" и затем всю молитву, сочиненную им и начинающуюся словами: "И дай нам силу, Господи!" (У натане токеф). С последними словами молитвы Раби Амнон скончался.

После этого был выбран в городе главным раввином Раби Кленимус бен Раби Мешулам. И в ночном видении явился к нему Раби Амнон и научил его молитвенному гимну - "И дай мне силу, Господи!" (У натане токеф) - и приказал ему разослать текст по всем странам рассеяния, где находятся евреи, чтобы молитва была памятью и свидетельством навеки.

И так было сделано.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ АВРААМА

Серен Кьеркегор

Благодаря силе своей веры, отправился Авраам из земли, где он родился, в обетованную землю, и был он там чужестранцем. На своей родине он оставил одно - свой здравый смысл, и с собой он взял одно - свою веру.

Авраам верил обещанию Господа, что его потомством благословятся все племена земли. Прошло время. Возможность была - Авраам верил. Прошло время. Дело казалось безрассудным - Авраам верил. Он не считал дни, которые проходили в печали. Он не смотрел на свою жену с недоверием, видя, что она стареет. Он не пытался остановить движение солнца, чтобы Сарра осталась молодой и его надежды свежими, он не пел ей песню своей печали перед сном.

Дни шли. Если бы у Авраама не было веры, то Сарра умерла бы с горя, и страдания так иссушили бы душу Авраама, что он не верил бы в возможность осуществления его желания и смеялся бы над ним, как смеется молодежь над сном. Однако, Авраам верил, и потому он остался молод. Ибо тот, кто всегда надеется на самое лучшее - старится, так как жизнь обманывает его; тот, кто всегда ожидает самого худшего, старится раньше времени; тот же, у кого есть вера - наследует вечную молодость. И поэтому достойна похвалы новость о том, что Сарра, хотя она была в летах, была еще достаточно молода, чтобы желать материнства и радоваться ему, и Авраам, хотя волосы его побелели, был еще достаточно молод, чтобы желать отцовства.

С внешней стороны, чудо в том, что их желание осуществилось. Однако, если всмотреться глубже, то чудо заключалось в том, что Авраам и Сарра были еще достаточно молоды, чтобы желать ребенка - и в том, что благодаря своей вере они сохранили молодость и желания.

Обещание, данное Аврааму, было выполнено благодаря его вере, оно осуществилось, потому что он верил. Дом Авраама наполнился радостью, когда Сарра нарядилась в подвенечное одеяние в счастливый день. Однако, радость не была длительной. Аврааму предстояло пройти еще одно испытание.

И Господь испытал Авраама и сказал ему: "Возьми сына своего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака, и иди в землю Мория, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе".

Таким образом все было потеряно. Это было ужаснее

всего - хуже, чем если бы он совсем не пришел в этот мир! Господь смеялся над Авраамом. Чудом осуществил Он кажущееся невозможным, и теперь Он хочет все снова смести. Какая насмешка!

Однако Авраам не смеялся, как Сарра, когда она услышала благую весть.

Все было потеряно. Семьдесят лет ожиданий, полных веры, и дни радости были столь кратки после того, как эта вера принесла плоды! Кто хотел лишить старика опоры, кто мог требовать, чтобы он своими руками разрушил ее? Кто осмелился причинить страдания и ввести в отчаяние старика, убеленного сединами? Кто мог требовать такого от него? Не было разве сострадания к уважаемому старцу, к ребенку, который еще не грешил? И несмотря на все это - Господь избрал Авраама, и Он, Господь, возложил на него это испытание. Все будет потеряно! Его славное имя в семье народов, благословение потомству Авраама - все это было лишь случайной идеей Господа, и он, Авраам, должен всему этому положить конец.

Это дорогое сокровище, которое на много лет старше Ицхака, этот плод жизни Авраама, освященный в молитве и созревший в борьбе, это благословение, которое на устах Авраама, - этот плод надо преждевременно скосить, лишив это благословение всякого содержания. Ибо какой смысл в благословении, если Ицхак будет принесен в жертву! Тот час горя и в то же время большого счастья, тот час, когда Авраам должен будет расстаться со всем, что он любил, тот час, когда он должен будет в последний раз поднять свою достойную голову, когда лик его должен будет осветиться подобно лику Божества, и когда он вложил бы свою душу в благословение, способное принести Ицхаку благословение навеки - этот час не наступит! Но, увы, Авраам должен расстаться с Ицхаком, и он, Авраам, должен остаться в живых, смерть разделит их, но Ицхак станет жертвой. Рука старца не будет более гладить голову сына, неся ему свое благословение перед смертью; усталый и пресыщенный жизнью, он должен поднять жестокую руку на сына. Однако Авраам верил и не сомневался. Он верил, вопреки здравому смыслу. Он не молился за себя, чтобы Господь изменил решение, как он молился, чтобы не были наказаны Содом и Гоморра. Мы читаем в священных писаниях:

"И встал Авраам рано утром" - он торопился как будто на праздник, и рано утром уже был в назначенном месте, на горе Мория.

Он не сказал ни слова Сарре, слова не сказал Элиезеру. Ибо кто мог его понять, даже если бы это испытание его характера не положило на него обета молчания?

Он срубил деревья, связал Ицхака, разложил дрова, обнажил нож... И стоял здесь старец с его единственной надеждой. Однако он не сомневался. Он не смотрел в страхе налево и направо, он не испытал Господа своей молитвой. Он знал, что Всемогущий Бог испытывает его. Он знал, что это самая большая жертва, которую можно было потребовать от него, однако он знал также, что нет жертвы, которую нельзя принести Всевышнему, и поэтому он простер руку и взял нож.

Кто укрепил руку Авраама? Кто поддержал его поднятую правую руку, чтобы она не ослабла и чтобы он совладал собой. Очевидец этого окаменел бы от ужаса. Кто укрепил дух Авраама, чтобы глаза его не помрачились, закрыв перед ним Ицхака? Очевидец этого застыл бы в страхе.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ АВРААМА

(Книга Бытие 22:1-19)

1. И было после событий, Бог испытал Авраама, и сказал ему Авраам! Он сказал: вот я!

2 И Он сказал: возьми сына своего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака, и поди себе в землю Мория и принеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

3 И встал Авраам рано утром, оседлал осла своего, и взял с собой двух отроков своих и сына своего Ицхака, и наколол дров для всесожжения, и встал, и пошел на место, о котором ему сказал Бог.

4. На третий день поднял Авраам глаза свои и увидел это место издали.

5 И сказал Авраам своим отрокам: сидите себе здесь при осле, а я и этот отрок пойдем вот туда и поклонимся, и возвратимся к вам.

6 И взял Авраам дрова для всесожжения и положил на Ицхака, сына своего, а в свою руку взял огонь и нож, и пошли они оба вместе.

7 И сказал Ицхак Аврааму, отцу своему, говоря: Отец мой! И сказал тот: вот я, сын мой! И сказал он: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

8. И сказал Авраам: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И пошли оба вместе.

9. И пришли на место, о котором сказал ему Бог, и устроил там Авраам жертвенник и разложил дрова, и связал Ицхака, сына своего, и положил его на жертвенник, поверх дров.

10. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы зарезать сына своего.

11. Но ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал. Авраам! Авраам! И он сказал: вот я!

12. И сказал тот: не заноси руки твоей на отрока и не делай ему ничего, ибо узнал уже Я теперь, что ты богобоязлив, когда ты не щадил твоего сына, твоего единственного, ради Меня.

13. И поднял Авраам глаза свои, и увидел - вот овен, сзади зацепившийся рогами своими в чаще, и пошел Авраам и взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего.

14. И нарек Авраам имя месту тому: "Господь усмотрит , о нем же сказано: "На горе Господней да является .

15. И воззвал ангел Божий вторично к Аврааму с неба,

16. И сказал: клянусь Собою, речено Господом, что так как ты совершил это дело и не щадил своего сына, твоего единственного.

17. То Я благословлять тебя буду, и весьма умножу потомство твое как звезды неба и как песок на берегу моря, и овладеет потомство твое вратами своих врагов.

18. И благословляться будут потомством твоим все племена земли за то что ты слушался гласа Моего.

19. И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали они и пошли вместе в Беер-Шэву, и оставался Авраам в Беер-Шэве.

РОШ-ГАШАНА В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ

И говорил Господь Моисею так: говори сынам Израилевым следующее: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, трубное торжество, священное собрание. Никакой трудной работы не делайте и приносите жертвы Господу. (Левит 23:23-25)

Книга Нехемья

Глава 7

73. И стали жить коганим, и левиты, и привратники, и певцы, и некоторые из народа, и нетиним, и весь Израиль в городах своих. И наступил седьмой месяц, а сыны Израилевы уже были в городах своих.

Глава 8

И собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали Эзре, ученому, чтобы он принес Книгу Закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю.

2. И принес Эзра-коген Закон пред собрание, состоявшее из мужчин, и женщин, и всех, могущих понимать; в первый день седьмого месяца.

3. И читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами, и могущими понимать; и уши всего народа были преклонены к Книге Закона.

4. И стоял Эзра-ученый на деревянном возвышении, которое сделали для этого, и подле него стоял Матитьяу, и Шема, и Анания, и Урия, и Хилкия, и Маасея по правую руку его, а по левую руку его Федаия, и Мишаэл, и Малкия, и Хашум, и Хашбадана, Зехарья, Мешулам.

5. И открыл Эзра Книгу пред глазами всего народа, так как он стоял выше всего народа; и когда он открыл ее, весь народ встал.

6. И благословил Эзра Господа, Бога Великого. И отвечал весь народ: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои; и поклонялись и повергались пред Господом лицом до земли.

7. Иеошуа, и Ваний, и Шеревия, Ямин, Акув, Шабтай, Хо-дия, Маасея, Клита, Азария, Йозавод, Ханан, Фелайя и левиты поясняли народу Закон, между тем как народ стоял на своем месте.

8. И читали из Книги, из Закона Всевышнего, внятно и присоединяли толкование, и они понимали прочитанное.

9. И сказал Нехемья, он же Тиршата, и Эзра-коген - писец, и левиты, учившие народ, всему народу: этот день посвящен Господу, Превечному нашему, не печальтесь и не плачьте, так как плакал весь народ, слушая слова Закона.

10. И сказал им: подите, ешьте тучное, и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что посвящен день этот Господу нашему; и не горюйте, потому что радость пред Господом подкрепление для вас.

11. И левиты успокаивали народ, говоря: перестаньте, ибо этот день святой, и не горюйте.

12. И пошел весь народ есть, и пить, и посылать подарки, и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые поведали им.

ОТРЫВКИ ИЗ МОЛИТВ

Бога, творящего суд,

Испытующего сердца в день суда,

Изрекающего правду в день суда,

Открывающего тайны на суде,

Презирающего мысли на суде,

Преблагого и Творящего милости в день суда,

Памятующего завет Свой на суде,

Щадящего творения Свои в день суда,

Оправдывающего полагающихся на Него на суде,

Проникающего помыслы в день суда,

Подавляющего гнев Свой на суде,

Облекающегося милостями в день суда,

Отпускающего грехи на суде,

Грозного во славе в день суда,

Прощающего питомцев Своих на суде,

Внемлющего взывающим к Нему в день суда,

Творящего благостыни на суде,

Провидящего сокровенное в день суда,

Искупающего рабов Своих на суде,

Милующего народ Свой в день суда,

Охраняющего любящих Его на суде,

Поддерживающего благочестивцев Своих в день суда.
-------------------------
ПСАЛМ 29

Воздайте Господу, сыны Божий, воздайте Господу славу и честь. Воздайте Господу славу имени Его, поклонитесь Господу в священном благолепии. Глас Господен над водами многими. Глас Господа силен, глас Господа величественен, Глас Господа сокрушает кедры, Господь сокрушает кедры Ливанские, Он заставил их скакать, подобно тельцу, Ливан и Широн - как молодого буйвола. Глас Господа иссекает огненное пламя, глас Господа потрясает пустыню, потрясает Господь пустыню Кадеш, глас Господа разрешает от бремени ланей и обнажает леса. И во Храме Его все гласит: слава! Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь Царем во век. Господь даст силу народу Своему: Господь благословит народ Свой миром.
-------------------------
ПСАЛМ 24

Давидов Псалм. Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие в ней, потому что Он на морях основал ее и возле рек утвердил ее. Кто может взойти на гору Господню? и кто станет на святом месте Его? Тот, у кого чисты руки и непорочно сердце, к о не предал души своей суете и не клянется ложно. Такой получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Таков род стремящихся к Нему, ищущих лица Твоего, Боже Яаковлев! Села. Врата! Возвысьте верхи ваши, и возвысьтесь, двери вечные, и да входит Царь славы. Кто сей Царь славы? Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Врата! Возвысьте верхи ваши, и возвысьтесь, двери вечные, и да входит Царь славы. Кто сей Царь славы? Господь Цаваот, Он Царь славы. Села.

Отец наш, Царь наш, мы согрешили пред Тобой!

Отец наш, Царь наш, нет у нас Царя небесного, кроме Тебя!

Отец наш, Царь наш, поступи с нами ради имени Твоего!

Отец наш, Царь наш, обнови нам год благодатный!

Отец наш, Царь наш, отклони от нас все суровые предначертания!

Отец наш, Царь наш, рассей козни врагов наших!

Отец наш, Царь наш, расстрой замыслы недругов наших!

Отец наш, Царь наш, отгони от нас всякого притеснителя и доносителя!

Отец наш, Царь наш, загради уста клеветникам и обвинителям нашим!

Отец наш, Царь наш, устрани мор, войну, голод, плен, соблазн и греховность от сынов Завета Твоего! Отец наш, Царь наш, удали заразу от наследия Твоего!

Отец наш, Царь наш, отпусти и прости все прегрешения наши!

Отец наш, Царь наш, изгладь и устрани проступки и грехи наши пред очами Твоими!

Отец наш, Царь наш, уничтожь, по великой милости Твоей, все пометы о виновности нашей!

Отец наш, Царь наш, обрати нас для полного покаяния пред Тобой!

Отец наш, Царь наш, пошли совершенное исцеление болящим народа Твоего!

Отец наш, Царь наш, исторгни все злое из предрешения суда о нас!

Отец наш, Царь наш, помяни нас доброй памятью пред Тобой!

Отец наш, Царь наш, впиши нас в книгу жизни благодатной!

Отец наш, Царь наш, впиши нас в книгу избавления и спасения!

Отец наш, Царь наш, впиши нас в книгу довольствия и пропитания!

Отец наш, Царь наш, впиши нас в книгу заслуг!

Отец наш, Царь наш, помилуй нас, детей наших и малюток наших!

Отец наш, Царь наш, сверши ради убиенных за святое имя Твое!

Отец наш, Царь наш, сверши ради закланных за признание единства Твоего!

Отец наш, Царь наш, сверши ради шедших в огонь и воду во святость имени Твоего!

Отец наш, Царь наш, воздай за пролитую кровь рабов Твоих!

Отец наш, Царь наш, сверши ради Себя, если не ради нас!

Отец наш, Царь наш, сверши ради Себя и спаси нас!

Отец наш, Царь наш, сверши по великому милосердию Своему!

Отец наш, Царь наш, сверши ради великого, могучего и грозного имени Твоего, которое начертано на нас!

Отец наш, Царь наш, помилуй и услышь нас, ибо нет у нас заслуг, окажи нам правду и милость и спаси нас!

МОЛИТВА КАК ИТОГ МЫСЛЕЙ К НОВОМУ ГОДУ

Вот я, бедный заслугами, с трепетом и боязнью пред Обитающим среди славословий Израилевых, предстал, чтобы молить Его об Израиле, народе Его, пославшем меня, хотя я и не достоин сего. А посему молю Тебя, Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова Господи, Господи, Боже милосердный и милостивый, Бог Израилев, Всемогущий, Страшный и Грозный, споспешествуй мне на пути моем, на который я вступаю, чтобы представительствовать и просить милости для меня и для пославших меня, молю: не вини их за грехи мои и не осуждай их за проступки мои, ибо грешен и преступен я. Да не будут они пристыжены за прегрешения мои, да не имут они срама из-за меня и я из-за них. Прими молитву мою старца опытного, внушительного, седовласого, с голосом приятным и проникающим в душу людскую.

Пригрози сатане, чтобы не обвинял меня, и да будет знамя наше пред Тобой - любовь. Грехи наши покрой любовью Твоей, все бедствия и злополучия преврати для нас и для всего Израиля в веселие и радость, жизнь и мир. Возлюби правду и мир, и не будет преткновения в молитве моей. Да будет воля Твоя, Господи, Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова, Бог Великий, Всемогущий и Грозный, Бог Всевышний и Вечносущий, чтобы все ангелы-вестники представили молитву мою к престолу славы Твоей и изложили ее пред Тобой, ради всех праведных, благочестивых, непорочных и богоугодных и ради славы великого и грозного имени Твоего. Ибо Ты внемлешь молитве народа Твоего Израиля по милосердию. Благословен Ты, внемлющий молитве.

Нам славословить Владыку Вселенной, воздавать величие Создателю первоздания, что Он не сотворил нас подобно язычникам стран и не сравнил нас с племенами земли, что не дал нам их удела и судьбы всего скопища их. Мы же преклоняемся и поклоняемся и чтим Царя Царей, Пресвятого - благословен Он! - который простер небеса и основал землю, чей трон величия на небесах горних и пребывание Его могущества в высях недосягаемых.

Он Бог наш, нет другого, Он - истинный Царь наш, никто иной. Так и писано в законе Его: "Познай же ныне и прими себе к сердцу, что Господь есть Бог на небесах вверху и на земле внизу, нет иного".

Посему мы уповаем на Тебя, Господи наш, Боже наш, что узрим вскоре красу могущества Твоего, что удалишь с земли идолопоклонников и кумиры вовсе будут истреблены, что усовершенствуется мир царством Всемогущего, что все сыны плоти будут взывать к имени Твоему, и все нечестивцы обратятся к Тебе. Тогда признают и убедятся все обитатели Вселенной, что лишь пред Тобою должно преклоняться всякое колено, всякий язык присягать. И будут пред Тобой, Господи Боже наш, преклонять колена и повергаться, и славе имени Твоего почет воздавать, и все примут на себя бремя царствия Твоего, и Ты воцаришься над ними вскоре, навеки. Ибо царство Твое, и во веки вечные будешь царствовать на славу, как писано в законе Твоем:

"Господь будет царствовать вековечно".

И сказано: "Не видно нечестия в Яакове, и не заметно насилия в Израиле: Господь Бог его с ним, и торжество царя у него". И сказано: "И стал он Царем Иешуруна, когда собрались главы народа, все колена Израилевы".

И в священном Писании Твоем сказано:

"Ибо Господу принадлежит царство, Он Владыка народов". И сказано: "Господь царствует, величием облечен Он, облечен Господь, могуществом Он препоясан, утвердил Он вселенную, чтобы не поколебалась". И сказано: "поднимите врата, верхи ваши, и возвысьтесь, двери вечные, и войдет Царь славы. Кто сей Царь славы? Господь могучий и сильный, Господь сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и возвысьтесь, двери вечные, и войдет Царь славы. Кто сей Царь славы? Господь Цеваот, Он Царь славы. Сэла".

И у пророков, рабов Твоих, написано так: Так сказал Господь, Царь Израиля и Искупитель его - Господь Цаваот: Я Первый, Я же и Последний, и кроме Меня нет Бога! И сказано: "И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Эйсава, - будет Царствие Господне".

И сказано: "И воцарится Господь над всей землей, в тот день будет Господь Един и имя Его Едино". И в законе Твоем сказано так: "Слушай, Израиль, Господь Бог наш - Господь Един".

Боже наш и Бог отцов наших! Царствуй над всем миром во славе Твоей, вознесись над всей землей в красе Твоей, воссияй в величавом блеске могущества Твоего над всеми обитателями Вселенной. Да познает все сотворенное, что Ты его сотворил, да уразумеет все созданное, что Ты его создал, и да возгласит все одушевленное: "Господи, Бог Израилев, есть Царь и Его владычество объемлет все". Освяти нас Своими заповедями, дай нам удел в учении Твоем, насыти нас благостью Твоей, возрадуй нас помощью Твоей, очисти сердце наше для искреннего служения Тебе, ибо Ты - Бог правды, глагол Твой истинен и вечносущ. Благословен Ты, Господи, Царь всего мира, освятивший Израиль в день Воспоминания.

Ты помнишь все дела мироздания и вспоминаешь все творения первобытные. Пред Тобой открыто все сокровенное и все множество тайн из времен первоздания, ибо нет забвения пред престолом славы Твоей и нет сокровенного пред очами Твоими. Ты помнишь все деяния, и никакая тварь не укроется от Тебя. Все открыто и ведомо Тебе, Господи, Боже наш, провидящий и проникающий до конца веков. О том, что Ты установишь время воспоминания и испытания всего одушевленного для поминания дел многочисленных и множества тварей до бесконечности, - еще вначале объявил Ты сие и искони открыл Ты это. Сей день - начало творчества Твоего, воспоминание о первом дне мира: и стал он Законом для Израиля, уставом от Бога Яаковлева. И всех стран судьба в сей день решается: одной сужден меч, другой - мир, другой - обилие. И все твари в сей день поминаются и назначаются для жизни или для смерти. Кто не помянут в сей день? Память о всякой твари предстает пред Тобой, деяния каждого по призванию его, поступки и шаги человека, помыслы и намерения каждого, побуждения и начинания людей. Блажен муж, не забывающий Тебя, и сын человеческий, держащийся Тебя, ибо ищущие Тебя не споткнутся, и не будут посрамлены никогда все уповающие на Тебя. Память о всех творениях предстает пред Тобой, и Ты испытуешь деяния всех их. И о Ное с любовью вспомнил Ты и помянул его словом спасения и милосердия. Когда Ты навел воды потопа, чтобы истребить всякую плоть за злые дела их, тогда память о нем предстала пред Тобой, Господи Боже наш, и Ты умножил все потомство, как прах земной и поколения его, как песок морской, как написано в законе Твоем: "И вспомнил Бог о Ное, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге, и навел Бог ветер на землю, и стихли воды". И сказано: "И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Ицхаком и Яаковом". И сказано: "И вспомню завет Свой с Яаковом, также завет Свой с Авраамом вспомню".

И в священном писании Твоем написано так: "Памятным соделал Он чудеса Свои, милостив и милосерд Господь". И сказано: "Пищу дает Он боящимся Его, помнит вечно завет Свой". И сказано: "И вспомнил Он Завет Свой с ними и внял им по Великой Милости Своей".

И у пророков, рабов Твоих, написано так: "Пойди и возгласи вслух дщери Иерусалима следующее: Так говорит Господь: Я помню тебя, благочестие юности твоей, когда ты была наречена Мне, когда следовала за Мной по пустыне, по земле незасеянной". И сказано: "И Я вспомню завет Мой с тобой во дни юности и восстановлю вечный союз с тобой". И сказано: "Не дорогой ли у Меня сын Эфраим? не любимое ли дитя? Ибо как только заговорю о нем, всегда с любовью вспоминаю о нем, и потому волнуется душа Моя о нем, милостью помилую его, говорит Господь".

Боже наш и Бог предков наших! Помяни нас доброй памятью пред Тобой и посети нас даром спасения и милосердия с превечных небес Твоих. Вспомни для нас, Господи Боже наш, завет, милость и клятву, которою Ты клялся Аврааму, праотцу нашему, на горе Мория. Да предстанет пред Тобой жертвоприношение Авраама, праотца нашего, связавшего Ицхака, сына своего, на вершине жертвенника и победившего жалость свою во исполнение воли Твоей от всего сердца. Так да победит милость Твоя гнев Твой на нас и, по великой благости Твоей, да отвратится ярость гнева Твоего от народа Твоего и от наследия Твоего. Исполни нам, Господи Боже наш, слово завещанное нам в законе Твоем чрез Моисея, раба Твоего, из уст величия Твоего, как сказано: "Вспомню для них завет с предками, которых вывел Я из земли Египетской пред глазами народов, чтобы быть им Богом: Я Господь". Ибо Ты помнишь все, что забыто веками, и нет забвения пред престолом славы Твоей, помяни же ныне в милосердии Своем жертвоприношение Ицхака потомкам его.

Ты явился в облаке славы Твоей святому народу, чтобы говорить к нему. С небес дал Ты им услышать глас Твой и явился пред ними в облаках озаренных. И весь мир задрожал пред Тобой, и создания первобытные ужаснулись Тебя, когда Ты явился, о Царь наш, на горе Синай, чтобы преподать народу Твоему Закон и Заповеди. Ты дал им услышать величие гласа Твоего и священные слова Твои средь пламени огненного. Во громах и молниях Ты явил им Себя и при гласе трубном воссиял Ты над ними, как написано в законе Твоем: "И было на третий день, при наступлении утра, были громы и молнии и густое облако над горой, и трубный звук весьма сильный, и вострепетал весь народ, бывший в стране". И сказано: "И становился звук трубный все сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом". И сказано: "И весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся, и увидев то, народ отступил и стал вдали". И в священном писании Твоем написано так: "Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном". И сказано: "При звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом". И сказано: "Вострубите в новомесячие трубой, в установленный день для праздника нашего, ибо это закон для Израиля, Устав от Бога Яаковлева". И сказано:

(Пс. С) Алилуйя. Хвалите Бога во святилище Его, хвалите Его на тверди силы Его, хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по обилию величия Его, хвалите Его при звуке трубы, хвалите Его на псалмах и гуслях, хвалите Его с тимпаном и ликованием, хвалите Его на струнах и флейте, хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все одушевленное да хвалит Господа. Алилуйя.

И у пророков, рабов Твоих, сказано так: "Все вы, населяющие Вселенную и живущие на земле! Когда поднимется пламя на горах, смотрите, когда вострубит труба, слушайте". И сказано: "И будет в тот день, и вострубит труба великая, и придут затерянные в земле Ассирийской и изгнанники в земле Египетской и поклонятся Господу на горе святой, в Иерусалиме". И сказано: "И Господь явится над ними и, как молния, полетит стрела Его, и Господь Бог вострубит трубой и будет шествовать в бурях полуденных. Господь Цаваот будет защищать их". Так осени народ Свой Израиля миром Своим!

Боже наш и Бог предков наших! Воструби трубой великой свободу нашу, подними стяг для сбора изгнанников наших, сплоти рассеянных наших среди племен и разбросанных наших собери с концов земли. Введи нас в Сион, град Твой с ликованием, и в Иерусалим, священную обитель Твою для радости вечной. Так мы будем приносить Тебе обязательные жертвы наши, как заповедано нам в Законе Твоем через Моисея, раба Твоего, из уст величия Твоего.

Будем вещать о великой святости дня сего: грозен он и страшен! В сей день возвеличится держава Твоя, утвердится милостью престол Твой и будешь восседать на нем во правде. Воистину Ты, Единый, судишь, обличаешь, свидетельствуешь, отмечаешь, скрепляешь, исчисляешь, определяешь и вспоминаешь все забытое. Ты раскрываешь памятную книгу, которая сама вещает то, что написано в ней, и в коей всякий отмечен собственной рукой своей. И раздается звук трубы великой, и с тихим едва заметным шумом реют ангелы, дрожью и страхом объятые, и возглашают они: "Вот день суда! все горнее воинство призывается на суд!" Ибо и они нечисты пред Тобой на суде. И все рожденные в свет проходят пред Тобой, как овцы паствы.

(Кант.) Как пастырь обозревает свое стадо, подводит овец под жезл свой, - так и Ты проводишь, считаешь, определяешь, и призываешь души всех живущих, ставишь предел всякой твари и отмечаешь решение судьбы их.

В день Новолетия отмечается и в день поста Отпущения скрепляется: скольким отойти и скольким явиться на свет, кому жить и кому умирать, кому в свое время и кому - безвременно, кому смерть от воды и кому от огня, кому от меча и кому от зверя лютого, кому от голода и кому от жажды, кому от грозы и кому от заразы, кому от удушения и кому от побиения камнями, кому покой и кому скитание, кому беспечность и кому тревога, кому благополучие и кому терзание, кому бедность и кому богатство, кому унижение и кому возвышение.

Покаяние же, молитва и благостыня отменяют злое предначертание.

Ибо по имени Твоему и слава Тебе! Ты неподатлив на гнев и легок на милость. Ты желаешь не смерти умирающего, а покаяния его для жизни. До дня смерти Ты терпелив к нему, и если раскается, тотчас же приемлешь его.

(Кант.) Во истину Ты их Создатель и Ты ведаешь наклонности их, ведь они - плоть и кровь. Смертный исходит из праха и в страх обратится. С опасностью для жизни он добывает свой хлеб, он уподоблен черепку хрупкому, траве засыхающей, цветку увядающему, тени преходящей, облаку рассевающемуся, дуновению ветра, пылинке носящейся и сну мимолетному.

Ты же, Царь наш, живой и Вечносущий!

Беспредельны лета Твои, бесконечны дни Твои, неисчислимы колесницы Твоей славы и неизъяснимо таинство имени Твоего. Имя Твое подобно Тебе и Ты подобаешь имени Твоему и нас назвал Ты именем Своим.

И придут все, чтобы служить Тебе, и будут благословлять славное имя Твое, и будут возвещать на дальних островах правду Твою, и народы, еще не познавшие Тебя, будут искать Тебя, и будут прославлять Тебя на всех концах земли. И будут все возглашать:

"Да возвеличится Господь навеки!"

И будут совершать пред Тобой жертвоприношения свои и отвергнут идолов своих, и предадут посрамлению истуканов своих и преклонять слитно плечи свои для служения Тебе и будут благоговеть пред Тобой во всем поднебесном пространстве ищущие Тебя, и познают силу царствия Твоего и будут поучать заблуждающихся разуму. И будут возглашать доблести Твои и величать Тебя, превознесенного над всем, и в благоговении умолять Тебя.

И увенчают Тебя венцом славы, и воспоют горы, и возликуют дальние острова при воцарении Твоем и примут на себя бремя царства Твоего и превознесут Тебя всенародно. И услышат дальние и придут и возложат на Тебя венец царствия.

Бог наш и Бог предков наших! Будь при устах посланников народа Твоего, дома Израилева, представших пред Тобой для молитвы и мольбы о народе Твоем, доме Израилевом. Укажи им, что говорить, вразуми их, что сказать, наставь их, о чем просить, научи их, как им прославлять Тебя - да шествуют они во свете лица Твоего. Да преклонят они колена свои пред Тобой, да испросят уста их благословение на народ Твой и исходящею из уст Твоих Благодатью да будут они все благословлены. Они проводят пред Тобой народ Твой и сами проходят среди него, очи народа Твоего на них обращены, а взоры тех с упованием устремлены к Тебе. Они приближаются к священному кивоту с благоговением, чтобы смягчить гнев Твой, и народ Твой окружает их стеной. Ты же воззри на них с небес и помилуй их. Взор свой они устремляют к Тебе, в небеса, сердце свое потоком изливают они пред Тобой. Услышь же их с небес. Да не запнуться они языком своим, да не смутятся они в речи своей, да не устыдятся в надежде своей, да не будет из-за них осрамлена община, пославшая их, и да не изрекут уста их слов, неугодных Тебе. Ибо лишь те, кого Ты милуешь, обретают милость, и те, кого Ты щадишь, находят пощаду, как и ведомо нам, Господи наш: кого Ты милуешь - помилован, кого Ты щадишь - пощажен. Как и написано в законе Твоем: "Я проведу всеблагость Мою пред лицом твоим и провозглашу по имени: Господь пред тобой, и помилую, кого помиловать Мне, и пощажу, кого Мне пощадить". И сказано: "Да не постыдятся во мне все надеющиеся на Тебя, Владыко, Господи Цеваот! да не посрамятся во мне все ищущие Тебя, Боже Израилев!"

Уповаю на Господа, умоляю Его, прошу у Него дара слова, чтобы всенародно воспевать славу Его, возглашать в песнопениях о деяниях Его. Человек чувствует движения сердца, но от Господа исходит дар слова. Открой же, Господи, уста мои, и да вещает язык мой славу Тебе. Да будут благоугодны Тебе речения уст моих и помышление сердца моего, о Господи, Оплот мой и Избавитель мой!

Далее >>

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5
           
Преимущества вагонки штиль перед аналогами