МЕСЯЦ ПРАЗДНИКОВ. Раввин Адин Штейнзальц

Первый месяц еврейского года - тишрей; в нем больше праздников, чем в любом другом месяце. И так же, как голова человека руководит жизнедеятельностью всего тела, так и праздник Рош га-шана (Новый год, буквальный перевод с иврита - "Глава года") определяет ход всего годичного цикла. Мы надеемся, что будущее принесет нам больше радости, чем прошлое, и просим об этом Всевышнего, Царя вселенной. Просят все - и взрослые, и дети. Если много людей одновременно молят Царя о чем-то, Он наверняка услышит. Не все знают слова молитв, но каждый верит и надеется, что просьба его сердца будет исполнена.

Если мысли лучше всего выражать словами, то чувства - музыкой. В Рош га-шана звучит особая музыка: трубный глас шофара, бараньего рога. Шофар мы услышим еще раз - он возвестит о завершении поста Йом-Кипур.

Обратим внимание на внутреннее противоречие, кроющееся в словосочетании Рош га-шана . Год, как известно, - это замкнутый цикл, смена сезонов: осень, зима, весна, лето. Короткие дни сменяются долгими, дожди - сушью, холод - жарой; этот цикл повторяется из года в год. Жизнь человека, как и смена времен года, представляет собой цикл, хотя и не замкнутый, а линейный. Мы все очень похожи: даже потрясения переживаем настолько одинаково, будто все представляем собой одного человека, только многократно репродуцированного.

Все мы ожидаем Новый год в надежде на изменения. Те религиозные евреи, которые живут напряженной духовной жизнью, имеют возможность пережить то, что ощущали наши предки, стоявшие у горы Синай. Мы часто слышим: "Счастливы те, кто верит". А возможна ли в наше время истинная вера или она осталась в ушедших в небытие местечках, у старшего поколения выходцев из Марокко, в замкнутых хасидских общинах?

Какое бы светское образование ни получили люди, они стремятся к вере, однако вера религиозного человека нередко воспринимается окружающими как нечто абстрактное, оторванное от реальности. Но ведь само слово "вера" имеет на иврите общий корень со словами "педагог", "опекун" - тот, кто воспитывает ребенка и заботится о нем. Необходимо взрастить и раскрыть эту веру, дать ей возможность выразить себя, достичь воплощения.

Год уходит за годом, и человек зачастую воспринимает свою жизнь как бесконечно повторяющийся сон - замкнутый круг, из которого невозможно вырваться.

Рош га-шана достигает своего пика в тот момент, когда раздаются звуки шофара. Резкие и отрывистые, как крик, не ласкающий ухо, они выражают то, что вообще нельзя передать словами. Каждый человек интерпретирует их по-своему.

Длинный трубный звук, короткий надрывный стон, захлебывающиеся рыдания… Шофар предупреждает человека о том, что тот может осложнить свою жизнь, навлечь на себя несчастья, но и напоминает ему о возможности победить в себе злое начало и очиститься. Ведь сегодня - Новый год, врата надежды.

Шофар никогда не был для евреев просто музыкальным инструментом. Его звуки пробуждают от духовной спячки, как сказал Рамбам: "В звуках шофара содержится скрытый намек: спящему - пробудиться, дремавшему - встрепенуться, забывшему правду в суете - всмотреться в свою душу, выправить свои пути".

Звук шофара освобождает людей от пут повседневности, обращает к тшуве - раскаянию, которое должно привести к обновлению. Вся система религиозного мировоззрения противоречит рутине, ведь ее цель - разрыв завесы повседневности, хотя со стороны может показаться, что повседневная жизнь верующего еврея представляет собой сплошную рутину.

Один праведник, комментируя слова Торы: "Сейчас знаю я, что велик Всевышний…", - сказал, что человек может приблизиться к пониманию величия Всевышнего только самостоятельно. Чужое знание, хотя бы и более глубокое, цельное и всеохватывающее, все равно останется чужим; экзистенциальное переживание невозможно передать никому другому, подобно тому, как человек не может точно описать вкус съеденного им плода.

Так кто же может вкусить от плода Древа жизни? Для этого не надо обладать жизненным опытом, отличаться особой душевной чистотой или выдающимися способностями. Где источник той самой веры, которую, как говорилось выше, необходимо взрастить в себе? Не на небесах и не за морями - на твоих устах, в твоем сердце. Часто уста человека говорят языком правды и веры, однако он не отдает себе отчета в том, что именно произносит, не слышит голос своего сердца. И обыденная, немудреная фраза порой несет утешение плачущему, придавая ему уверенность в том, что, несмотря на все преграды, можно пройти по жизни, не теряя собственного достоинства.

МУДРЕЦЫ О БОЖЕСТВЕННОМ СУДЕ

«СКАЗАЛ Р. ЙОХАНАН: "ТРИ КНИГИ РАСКРЫВАЮТСЯ В РОШ ГА-ШАНА: СОВЕРШЕННЫХ ПРАВЕДНИКОВ, ЗАКОНЧЕННЫХ ЗЛОДЕЕВ И СРЕДНИХ. СОВЕРШЕННЫХ ПРАВЕДНИКОВ СРАЗУ ЗАПИСЫВАЮТ НА ЖИЗНЬ, ЗАКОНЧЕННЫХ ЗЛОДЕЕВ - НА СМЕРТЬ. УЧАСТЬ СРЕДНИХ РЕШАЕТСЯ СО ДНЕЙ РОШ ГА-ШАНА: ДО ЙОМ-КИПУРА"» (Талмуд, «Рош га-шана », 16б).

Согласно Талмуду, «праведник» - это тот, у кого заслуг больше, чем грехов, «злодей» - это его антипод, а «средний» - это средний. Необходимо оговорить, что осуждение «на смерть» не обязательно предполагает физическую гибель - под этими словами вполне может подразумеваться все то, что препятствует нормальной еврейской жизни и отрывает человека от ее источника - Торы.

А теперь вопросы, которые не могут не возникнуть. Но ведь мы видим, что праведники умирают, а злодеи благоденствуют! Кроме того, Талмуд говорит о «совершенных праведниках» и «законченных злодеях», а отнюдь не о тех, у кого положительные деяния перевешивают грехи - или наоборот!

Рабейну Нисим из Жероны объясняет: грешник может быть оправдан благодаря своей единственной заслуге, вынесенной на суд. И на этом суде его назовут «совершенным праведником». А тот, кто соблюдал заповеди, может быть осужден на смерть из-за одного греха, и в этот момент он - «законченный злодей». Этому не стоит удивляться: Б-г стремится воздать каждому еще при жизни. Но одних он награждает в этом мире за все заслуги, чтобы затем ничто не препятствовало им идти в ад, с других же строго взыскивает за каждый грех, дабы ничто не мешало им войти в рай.

Раби Шломо Эйгер (Магарша) из Познани нашел доводы р. Нисима слабыми: ведь Талмуд говорит о «совершенном праведнике», а такое не скажешь о человеке, у которого есть хотя бы один грех. И потом, из Танаха следует, что грешных еще и «стирают из Книги Жизни» (см. «Шмот», 32:32; «Тегилим», 69:29), а не только «записывают на смерть» или для ада, как об этом говорит Талмуд:

«ШКОЛА ШАМАЯ УЧИТ: "[ЛЮДИ] ТРЕХ КАТЕГОРИЙ [ПРЕДСТАЮТ ПРЕД ТВОРЦОМ] В ДЕНЬ СУДА: СОВЕРШЕННЫЕ ПРАВЕДНИКИ, ЗАКОНЧЕННЫЕ ЗЛОДЕИ И СРЕДНИЕ. СОВЕРШЕННЫХ ПРАВЕДНИКОВ СРАЗУ ЗАПИСЫВАЮТ ДЛЯ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ, ЗАКОНЧЕННЫХ ЗЛОДЕЕВ - ДЛЯ АДА, КАК СКАЗАНО: 'И МНОГИЕ ИЗ СПЯЩИХ В ПРАХЕ ЗЕМНОМ ПРОБУДЯТСЯ, ОДНИ - ДЛЯ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ, ДРУГИЕ - НА ПОРУГАНИЕ И ВЕЧНЫЙ ПОЗОР' (’Даниэль’, 12:2). СРЕДНИЕ СПУСКАЮТСЯ В АД, ВОПИЮТ И ПОДНИМАЮТСЯ [ОТТУДА]"» («Рош га-шана », 16б).

Поэтому, говоря о поступках, определяющих степень праведности, Магарша игнорирует их количественный аспект, подчеркивая качественный. Он учит: «Ибо нет человека-праведника на земле, который, делая добро, не согрешил бы» («Когелет», 7:20). «Совершенный праведник» безгрешен, но и неумышленная ошибка для него - грех. «Средний» вершит грехи, но, осознавая свое несовершенство, не осмеливается на бунт. «Законченный злодей» - тот, кто в порочности своей восстал против Б-га. А вот «стереть» таких из Книги Жизни недостаточно для прекращения их жизни в этом мире. Их «записывают на смерть» (Талмуд, «Рош га-шана », 16б) - физическую, в следующем году, или духовную - «для ада», лишая их души жизни вечной.

В отличие от других ученых, разбиравших вопрос об участи души в мире грядущем, рабейну Ашер, Рош (1250, Германия - 1327, Испания), обобщил как количественные, так и качественные характеристики человеческих поступков. Опираясь на талмудические фрагменты, приведенные в прошлых выпусках «Байт ле-мидраш», он считал, что люди делятся на шесть категорий в суде Рош га-шана :

1) Совершенные праведники записываются на вечную жизнь в мире грядущем.

2) Милость Творца безмерна (см. «Шмот», 34:6), и если добрых дел и проступков у человека поровну, последние ему прощаются.

3) Но если на счету «средних» есть тяжкие грехи (совершенные «грешившими телом»), они сначала «спускаются в ад», а затем вопиют (в мольбе) и поднимаются [оттуда]» («Рош га-шана », 16б). «Грешившие телом» - те, кто гнушался «возлагать тфилин» (Талмуд), уклонялся от исполнения повелевающих заповедей (р. Нисим) и развратники (Рош).

4) А если злодеяний больше, чем заслуг? Душа того, чьи грехи не из самых тяжких, 12 месяцев очищается в аду и после этого попадает в рай.

5) Участь злодея, «грешившего телом», незавидна: после мучений в аду его «душа истребляется огнем и прах ее рассеивается под ступнями праведников» (там же).

6) В отдельную категорию грешников входят отступники, предатели, выкресты, отрицавшие Тору и возвращение мертвых к жизни, филантропы «не во имя Небес» и те, кто толкал других на путь греха. Их души осуждены на вечные муки в аду.

Мы привели лишь несколько мнений из обилия комментариев к этому вопросу. «…Иди и учись!»

«В РОШ ГА-ШАНА ВСЕ ЖИВЫЕ ПРОХОДЯТ ПРЕД НИМ КАК БНЕЙ-МАРОН» («Рош га-шана», 16а).

Кто такие бней-марон? М. Джастров, составитель известного «Талмудического словаря», истолковывает значение перевода этих слов на арамейский – бней-имрана – как «восставшие», «бунтари» (ивр. амраа – «бунт»). Смысл фразы при таком прочтении достаточно зловещ. Однако мудрецы Талмуда избегали обличений, стараясь найти оправдывающие обстоятельства как для конкретного человека, так и для человечества в целом. Анализируя предложенные ими версии этого фрагмента, обратите внимание на то, насколько различие в подходах комментаторов влияет на их понимание текста. Итак, бней-марон, это:

1) «Стадо». Стадо овец, которых пересчитывают для отделения десятой части, выпуская из загона одну за другой через узкую брешь (Раши). Человечество уподобляется неразумному стаду, не ведающему, что творит.

2) «Идущие по высокогорной тропе» (Рейш-Лакиш). Согласно этому мнению, бней-марон образовано либо от названия г. Мирон в Верхней Галилее, либо от слова маром - «вершина». По горному хребту идут в одиночку, и с обеих сторон подстерегает бездна. Жизненный путь подобен высокогорной тропе: человек продвигается по нему, хотя и осознает, что один неверный шаг - и он в пропасти.

3) «Воины царя Давида» (р. Йегуда). Возможно, слово марон происходит от латинского numeros, что означает - «воины». Это мнение объединяет два предыдущих: видя каждого, Творец следит за всеми евреями, объединенными принципом взаимной ответственности. «И всех Он охватывает единым взором» (там же).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Центральная воспитательная задача темы - введение учеников в особую духовную атмосферу Рош га-шана и других осенних праздников, связанную с подведением итогов года, самоанализом, исправлением проступков. С Рош га-шана начинаются «Десять дней трепета», которые завершаются в Йом-Кипур. Это время предназначено для тщательного анализа прожитого за год, раскаяния в проступках, совершенных по отношению к другим людям, по отношению к Творцу и даже по отношению к самому себе. Только после этого мы можем просить у Всевышнего доброго и счастливого года.

К такой сложной духовной работе мы должны подвести и наших учеников. Несмотря на понятную трудность задачи, которую мы ставим перед детьми, надо объяснить им, что не стоит предаваться унынию. Нужно обратить их внимание на необходимость изменения самих себя к лучшему, расставить акценты на новых возможностях и перспективах.

Вот некоторые принципы самоанализа. Он не должен приводить к подавленности или ощущению неполноценности. Осознание того, что нам дана сама способность самоанализа, подтверждает возможность исправления.

Что сделано - сделано; но это вовсе не значит, что и впредь можно совершать нежелательные действия.

Запрещено анализировать в этом контексте чужие поступки. Это не время для разоблачений. Самоанализ индивидуален, поскольку затрагивает внутренние, интимные проблемы.

В иудаизме нет публичных исповедей.

Это подходящее время для улучшения отношений с близкими. Следует простить тех, кто искренне просит у нас извинений.

Беседа с родителями

Если есть возможность, следует привлечь родителей к подготовке праздничной трапезы и других дел, связанных с праздником, и/или помочь им провести его у себя дома.

Можно начать беседу с краткого введения в тему.

Праздники месяца тишрей связаны с творением мира и человека и исходом евреев из Египта. Рассказывается в Торе: в Песах евреи вышли из Египта, в Шавуот получили Тору. Через сорок дней после этого они совершили грех, изготовив для себя золотого тельца. После этого начался длительный период покаяния, который завершился в Йом-Кипур. Следующий за этим праздник Суккот напоминает нам об особом характере связи Творца с еврейским народом в течение сорока лет скитаний по пустыне.

Знакомим родителей с симаним - продуктами, которые едят в Рош га-шана . Во время праздничной трапезы принято есть такую еду, название которой ассоциируется с удачей и счастьем в приходящем году. Например, едят гранат и произносят: «Да будет Твоя воля, чтобы умножились наши заслуги, как зерна граната». Когда едят голову рыбы, то при этом произносят: «Да будет Твоя воля, чтобы мы были во главе, а не в хвосте». Принято также есть в Рош га-шана финики, красную свеклу, морковь. Симаним выбирают в зависимости от свойств продукта или от его названия, ассоциативно связанных с чем-то положительным. Например, разного рода сладости, такие, как яблоки и мед, выражают нашу надежду на то, что предстоящий год будет «сладким». В некоторых общинах на стол ставят яства, названия которых на языках идиш, ладино, арамейском и т.д. отвечают этому принципу.

Разъясняем их смысл: симаним - не магические предметы, это своеобразное продолжение молитвы. Наши мудрецы объяснили, что в Рош га-шана мы обращаемся к Всевышнему лишь с просьбами о духовной поддержке, не касаясь обычных, «земных» проблем и эти продукты -символы как бы восполняют пробел. Вместе с тем, они призваны еще раз напомнить нам, что мы предстоим перед Судом и что, прежде чем попросить Творца о благе, нам стоит вспомнить об обязанности исправиться.

Можно предложить родителям подготовить заранее список продуктов для новогодней трапезы, придумать свои симаним в соответствии с русскими названиями продуктов.

С детьми родители могут поговорить об итогах прошедшего года и их надеждах на будущий, о том, что следует изменить и исправить, чтобы добиться осуществления надежд.

На уроке

Рассказ учителя

1. Еврейский календарь

Демонстрируем календарь, принятый в данной стране, и еврейский календарь и просим учеников сравнить их и назвать различия.

Еврейский календарь отличается от большинства других тем, что он не лунный и не солнечный, а лунно-солнечный. Месяц - не формальная единица времени, он реально связан с циклами обновления луны. В течение веков месяцы именовались по их порядковому номеру - от первого и до двенадцатого. Затем им были даны названия: первый месяц - нисан, второй - ияр, третий - сиван и т. д.

Календарь тесно связан с еврейской историей. Одно из самых первых важнейших событий в ней произошло, когда Всевышний вывел нас из Египта и сделал свободными людьми. Сразу же после освобождения из рабства началось складывание нового календаря. Пока мы были рабами, за нас решали, когда нам ложиться спать, когда просыпаться, когда отдыхать и когда работать. После исхода из Египта все изменилось. В Торе сказано («Шмот», 12:2): "Месяц этот для вас - начало месяцев, первый он у вас из месяцев года". С появлением своего календаря появилась возможность записывать важные события нашей истории, фиксировать их историческую последовательность.

Как и первоначальные названия месяцев, названия дней недели представляют собой их порядковые номера, причем отсчет ведется от шабата - субботы. Поэтому у самого шабата нет своего номера. Слово «шабат» (шават) означает прекратил работу, покоился. Это название связано со сказанным в Торе о шести днях творения мира и о седьмом дне - дне покоя. В субботнем благословении (кидуше) мы говорим: «И пусть соблюдают субботу сыны Израиля, сделав ее днем отдыха для [всех] поколений своих, - [таков] вечный завет, она - данный мною сынам Израиля вечный знак того, что шесть дней созидал Г-сподь небо и земля, а в седьмой день не совершал никаких деяний и пребывал в покое».

Календарь содержит информацию, связанную с шабатом: время зажигания свечей, названия паршийот а-шавуа - еженедельных глав Торы, которые читают в синагогах, время окончания шабата. В календаре отмечены еврейские праздники. Они всегда выпадают на одни и те же даты, их нельзя переносить. Этим календарем пользуются евреи во всем мире. Мы отмечаем одни и те же праздники и живем в едином ритме годового круга. В этом проявляется наше единство, в какой бы стране мы не жили.

2. Что такое Рош га-шана ?

Год начинается с Рош га-шана - "главы года". Это двухдневный праздник, который отмечают 1 и 2 числа месяца тишрей. Он имеет еще несколько названий:

Йом га-зикарон - День памяти.

Йом га-труа - День трубных звуков (шофара).

Йом га-дин - День суда.

Учитель объясняет смысл каждого из названий.

Дни с Рош га-шана и до Йом-Кипура (который наступает в десятый день месяца тишрей) называются «Десятью днями трепета». В эти дни мы оцениваем свои поступки за прошедший год, отдаем себе отчет в том, что именно нам необходимо в себе исправить, и с надеждой смотрим вперед.

В соответствии с принципами иудаизма, человек должен постоянно стремиться изменять себя к лучшему. Поэтому мы вспоминаем о людях, которым намеренно или невольно нанесли обиды, и просим у них прощения. Полагается также не таить в душе зло и прощать людей, которые просят вас извинить их.

3. Обряды и обычаи праздника

Праздник начинается вечером с праздничной вечерней молитвы и зажигания свечей. Произносятся благословения (см. махзор - молитвенник). Затем приступают к трапезе, перед которой произносят кидуш - благословение над вином. Во время утренней трапезы принято ставить на стол и есть яблоки с медом, выражая надежду на то, что наступающий год будет "сладким".

В первый день праздника выполняют обряд ташлих (буквально - "выбрасывание"). Идут на берег реки или иного водоема, там отряхивают полы одежды, как бы избавляясь от грехов, и произносят соответствующие псалмы и пиютим - поэтические тексты, смысл которых - «Пусть вода унесет все наши грехи…». Обряд ташлих символизирует намерение человека исправиться в предстоящем году.

В синагоге трубят в шофар - бараний рог.

Приветствуют друг друга словами ле-шана това тикатев, что означает: «Пусть тебе будет записан (в Книге жизни) хороший год!»

4. Задания

Игра «Бросок к цели»

(для учеников младших и средних средних классов)

Игра содержит в себе аллегорию. Ее задача - показать, что малейшее отклонение от пути может привести к удалению от цели. Но есть и возможность улучшения и возвращения на верный путь. Порой нужно внести в нашу жизнь незначительные поправки, иногда же требуются кардинальные изменения в образе жизни.

Необходимый материал: картон для изготовления «тоннелей», теннисные шарики.

Организация и условия игры:

* Перед игрой приготовьте «тоннели» (прим. ниже).

* Разделите класс на четыре команды.

* Цель каждого игрока - провести шарик через «тоннель» к обозначенной цели. После того, как первый игрок после броска (или серии бросков) достигнет ее, за ним следует второй, и так по очереди, пока последний играющий не попадет в цель. После того как был пройден первый «тоннель», команда переходит к следующему.

В случае отклонения от намеченного пути игрок в очередной раз начинает движение с того места, в котором остановился шарик и продолжает свои броски до тех пор, пока не достигнет цели.

* Учитель фиксирует, сколько времени было потрачено командой на прохождение каждого «тоннеля». При подведении окончательных итогов время суммируется.

* Побеждает команда, которая быстрее других пройдет все четыре тоннеля.

Изготовление «тоннеля»:

Изготовьте из картона продолговатые цилиндры с поперечником, несколько превышающим размер шарика. Сделанные цилиндры соедините таким образом, чтобы возможность ввести шарик в ведущий к цели тоннель не превышала шанс попасть в другой тоннель. Тоннели прикрепляют к картону, соединяя так, чтобы они вели к четырем целям. Эти цели можно нарисовать на картоне.

Виды цели:

а) цель не защищена (брусками, камнями), можно достичь ее дополнительными путями, не обязательно по «тоннелю»;

б) цель защищена, но есть и дополнительный путь;

в) цель полностью защищена. В случае попадания в «тоннель», который к ней не ведет, можно продолжить попытку, но только после того, как вернется по «неправильному тоннелю» к точке, откуда началось ошибочное движение;

г) в случае попадания в «тоннель», который к цели не ведет, нужно начать вновь, со стартовой точки.

(Если шарик достиг цели, но выкатился за отмеченную зону, - попадание засчитывается).

Беседа с учениками

Игра отражает нашу повседневность, каждый из «тоннелей» олицетворяет собой одну из возможностей исправления ошибок (грехов). Поначалу в каждом отдельном случае возможность отклониться от правильного пути минимальна.

Возможность 1. Начальное отклонение невелико, но в дальнейшем оно может привести к значительному отдалению от намеченной цели. Существует возможность достижения цели другими способами, а не только по легкому пути, намеченному изначально.

Возможность 2. И в этом случае вероятность отклонения от правильного пути невелика. Но если на это вовремя обратить внимание, в дальнейшем можно исправить испорченное и достичь цели, изменив направление.

Возможность 3. В этом случае, если отклониться от правильного пути, нет иного выбора, кроме возвращения к стартовой точке и повторения попытки.

Возможность 4. Если произошло серьезное отклонение, нужно искать совсем иной путь достижения цели.

Мы надеемся, что учащиеся получат удовольствие от игры. Однако сама по себе она не заключает в себе никакой морали. Поэтому после нее необходимо вместе с учащимися подвергнуть разбору предлагаемые нами аллегорические ситуации. Желательно, чтобы учащиеся сами привели примеры из жизни, сходные с четырьмя возможностями, возникшими в игре. Мы же приведем по одному примеру для иллюстрации каждой. Они могут послужить основой для других случаев, которые преподаватель может предложить в качестве примера для активизации мышления и воображения учеников.

Ситуация 1. Лева провел два часа, сидя у телевизора, вместо того, чтобы сделать уроки. Упущенное время пропало даром. Все, что требуется от него, - потратить еще два часа на выполнение стоящей перед ним задачи: закончить уроки.

Ситуация 2. Лева - отличник, умный и прилежный ученик. Но он использует свои успехи, чтобы гордо продемонстрировать превосходство над одноклассниками. Он тратит свои силы попусту ради нежелательных целей. Чтобы исправиться, ему нужно направить свои способности на помощь другим. Он должен осознать, что поскольку его способности - дар свыше, ему не пристало горделиво возвышаться над другими, но надлежит благодарить наделившего его этими способностями, тех, кто воспитывал его и помогал ему в учебе, - Творца и родителей, учителей. Это означает, что Лева должен всего лишь направить усилия в нужное русло, и тогда все его способности и достижения поведут к желаемой цели.

Ситуация 3. Лева подтрунивает над отстающими учениками, всячески стараясь насмешить друзей. Чтобы достичь требуемой цели, он должен попросить прощения у тех, над кем смеялся. Это означает, что ему надо вернуться к исходной точке. Он должен принять решение, что отныне не будет вести себя подобным образом. Может быть, ему стоит помочь «аутсайдерам» занять достойное место среди товарищей, или, по крайней мере, защищать их, если кто-то им в этом препятствует и обижает их. Это будет означать, что теперь Лева движется в верном направлении.

Ситуация 4. Лева подчас передает сплетни о друзьях. В действительности ему не хватает выдержки, а несдержанность в высказываниях приводит к тому, что и в собственных глазах он выглядит не очень хорошо. Лева должен научиться сдерживать себя, строить свое общение с товарищами на основе более достойных тем и интересов. Иначе говоря, он должен найти кардинально иные пути для достижения намеченной цели.

5.Подготовка и проведение праздника

Устройте в школе праздничную трапезу с симаним. Пусть ученики приготовят к ней поздравительные открытки для родителей, не подписывая их. В открытках нужно отразить общие моменты праздника (пожелания к Рош га-шана , просьбы о прощении), связав их по форме или содержанию с чем-то, что связано с семьей. Во время трапезы можно организовать выставку открыток и предложить родителям отгадать "свои" открытки.

Открытки, разумеется, можно сделать и в том случае, когда общая трапеза в школе не организуется.

Традиционное пожелание, которым мы приветствуем друг друга в Рош га-шана , уже было приведено выше: ле-шана това тикатев!

Более подробно о методических рекомендациях в разделе "Методический кабинет"

Вернуться на главную страницу

 

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5