РАЗМЫШЛЕНИЯ И ПЕСНИ ПЛАЧА

ПСАЛОМ LXXXIII

1. Песнь. Псалом Асафа.

2. Боже! Не молчи, не безмолвствуй, не оставайся в покое, Боже!

3. Ибо вот, враги Твои восшумели, и ненавистники Твои подняли голо ву.

4. Против народа Твоего замышляют /недоброе/ и держат совет против хранимых Тобою.

5. Говорят: «Пойдем, истребим их из народов, и не воспомянется более имя Израиля!»

6. Сговорились единодушно, против Тебя заключили союз.

7. Шатры Эдома, измаильтяне, Моав и агаряне,

8. Гевал и Амон, и Амалек, филистимляне с жителями Цора,

9. И Ашур соединился с ними, стали они мышцею для сынов Лота. —

Сэла. —

10. С ними Ты поступи, как с Мидьяном, с Сисрой, с Явином у потока Кишон,

11. Истреблены в Эйн-Доре, стали наземом для почвы.

12. Поступи с вельможами их, как с Оревом и Зеевом; как с Зевахом и Цалмуной — со всеми князьями их,

13. Которые говорили: «Завладеем селениями Божиими».

14. Боже мой! Обрати их в пыль, в былинку пред ветром!

15. Как огонь истребляет лес, и как пламя опаляет горы,

16. Так прогони их бурей Твоею и ураганом Твоим приведи их в смятение.

17. Наполни их лица позором, и станут они искать имя Твое, Господи!

18. Да будут пристыжены и в смятении во веки веков, посрамлены и погибнут.

19. И пусть знают, что Ты, Которому имя Господь, Ты один — Всевышний над всею землею.

«ДЕСЯТЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКОВ»

(из молитвы «Мусаф» для Судного дня)

Когда вспоминаю о них, изнывает душа моя. Пожирали нас нечестивые, как огонь лепешку неперевернутую. И во дни тирана (императора Адриана) не избежали горькой участи десять великомучеников. Изучая Писание из уст законоведов, вникая в смысл и исследуя, он однажды коварно задумался над стихом в начале раздела «Законы»: «И кто украдет человека и продаст его, или найден тот в руках его, — подлежит смерти». В надменности своей велел он наполнить покой свой сандалиями и призвал к себе десять великих мудрецов, ведавших закон, толкователей. (Сказал им:) «Изъясните закон сей, не извращайте его лжетолкованием, а представьте его в свете истины. Что если найден будет человек, похитивший душу из среды братьев своих, сынов Израилевых, поработивший и продавший ее?» И когда те ответили, что смерти подлежит похититель, он продолжал: «Как же отцы ваши, продавшие брата своего каравану измаильтян, отдавшие его за пару сандалий? Примите же вы на себя небесную кару, ибо с дней ваших отцов не было подобных вам мужей. Если бы они были ныне в живых, я бы их осудил перед вами, теперь же вы понесете наказание за отцов ваших. (Сказали они:) «Дай нам срок трехдневный, чтобы нам узнать, суждено ли это свыше; и если мы подлинно виновны, покоримся воле Всемилосердного». В страхе и трепете все обратили взоры свои на рабби Ишмаэля, первосвященника, чтобы он произнес имя Бога и вознесся к Властелину своему, и узнал, исходит ли решение от Бога. Очистил себя рабби Ишмаэль, произнес имя Бога с благоговением и вознесся на небо, и попросил мужа в льняном облачении (Даниэль, 12,6), и тот ответил ему: «Примите на себя, праведники и богоугодные, ибо слышал я из-за занавеса, что это постигнет вас». Спустился он и сообщил товарищам слово Божие. И повелел тиран предать их жестокой казни. Двоих из них вывели прежде, великих мужей Израиля: рабби Ишмаэля, первосвященника, и раббана Шим'она, сына Гамлиэля, князя Израиля. (Рабби Шим'он) умолял, чтобы его обезглавили первым, говоря: «Убей меня прежде, дабы не видеть мне смерти служителя Всевышнего». Повелел тиран бросить жребий, и пал жребий на раббана Шим'она. Тотчас пролили кровь его, как кровь тельца. Когда отсекли его голову, взял ее рабби Ишмаэль и, словно глас трубы, раздался над нею горький вопль его: «О, язык, поучавший ревностно слову Божию, ныне лижет прах!» Как рыдал он над ним в страхе (смертельном)! Дочь тирана остановилась от рыдания рабби Ишмаэля. Красота его пленила сердце ее, и стала она просить отца пощадить его жизнь. Вознегодовал тиран на просьбу ее. Тогда попросила она снять кожу с лица его, и не замедлил он сделать это. Когда же дошло до места возложения тфилин, вскричал он горько к Творцу души своей. И ангелы в небесах горько возопили: «Это ли награда за изучение Торы! Облеченный светом, как ризою! Враг оскверняет великое, грозное имя Твое, срамит и глумится над словом Торы!» Ответило эхо с неба: «Если услышу глас еще, обращу мир в воду, небо и землю — в хаос. Таков приговор Мой. Покоритесь, занимающиеся законоучением Моим.» Так погибли ревнители (слова Божьего), уведенные (на казнь) из синагог, исполненные заслуг и благих деяний, как плод граната косточками. И вывели на казнь рабби Акиву, толковавшего по буквальному и сокровенному смыслу, и рвали тело его гребнями обоюдоострыми. Повелел (тиран) привести рабби Хананию, сына Терадиона, из жилища его. На связках хвороста жгли тело его. И мокрые хлопья шерсти клали ему на сердце, дабы продлить муки его. Но как только их сняли, он сгорел и свиток Торы при нем. Скорбели святые народа невдовствующего, что кровь их проливают с легкостью. Ради освящения имени обрекали себя на смерть. Так погиб рабби Хуцпит, толкователь. Дрожь объемлет того, кто слышит. Всякое око прольет слезу. Веселие в скорбь обратится при мысли о гибели рабби Эльазара, сына Шамуи. Меня погубили враги и мучители, чрево набили моими сластями, а меня опоили горьким зельем, когда казнили рабби Ханину, сына Хахиная. На нас обрушили беды, заставляя нарушить заповеди. Не желали брать ни дани, ни выкупа, только души преданных слову Божьему. Как рабби Ешевав, книжник. Нас сокрушили, сынов нежной скорбящей. Нам зло причиняли, больше всех царей земли. Избили из нас много, много. Убили и рабби Иеуду, сына Домы. Ты говорил: дом Яакова — огонь, а дом Иосефа — пламя. А ныне солома их свет погасила. О Вечно живой, смири их гордыню огнем в день грядущий. Решились они умертвить десять праведников и с ними Иеуду, сына Бавы. Нас это постигло, и повествуя об этом, мы изливаем сокрушенно скорбящее сердце. С выси внемли молению нашему, Господи, Господи, Боже милосердный и благий. Милосердный, воззри с высот на пролитую кровь праведников. Воззри из обители Твоей и сотри пятна (греха). О Боже, Царь, восседающий на престоле милосердия.