«Суккот», праздник кущей

Под редакцией: Моше Барселла и Павла Гольдштейна

Это издание осуществлено обществом по распространению еврейской культуры - "АМАНА". В течении более чем пятнадцати лет, издательством "АМАНА" выпущено в свет более 70 книг и брошюр, посвященным различным аспектам еврейской традиции и культуры.
Заказать эту книгу и другие издания "АМАНЫ" можно по адресу: п.я. 7791, Иерусалим, 91074, Израиль
Zip-файл >>

Предисловие

Брошюра эта посвящена празднику Суккот. В Торе сказано: "Празднуйте праздник этот Господу семь дней в году: это закон вечный в поколения ваши - в седьмой месяц празднуйте его. В кущах (суккот) живите семь дней Все коренные жители в Израиле должны жить в кущах Дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из Египетской земли" (Левит 23; 40,41,42,43)

Соблюдать предписания Торы о праздниках, значит - пребывать в особом мире благочестивого жизнеповедения. Предписание о празднике Суккот говорит само за себя. Оно взывает ко всем сынам Израиля выйти в эти дни праздника Суккот из постоянного жилища, "дабы сердце твое не возносилось", дабы помнил каждый, что Господь Превечный, Творец мира, послал свое благословение, чтобы каждый из нас находился на такой нравственной высоте, при которой очевидным становится, что не "сила моя и крепость руки моей доставила мне это богатство, и в силу этого я еще больше в эти дни праздника Суккот должен чувствовать связь с тем временем, когда предки мои кочевали по пустыне и жили в кущах".

Составители собрали материалы в полном соответствии с названием брошюры и в ней нет ни одной статьи, стоящей как бы в стороне от других и разделяются они лишь разным авторством.

Мы надеемся, что эта брошюра будет содействовать начавшемуся ныне среди еврейства, говорящего на русском языке, возрождению интереса к нашему Святому Учению и святым традициям нашего народа.

Павел Гольдштейн

НАШИ ПРАЗДНИКИ

Моше Барселла
Праздник кущей - Суккот - “Хаг га-Суккот”

Праздник уборки урожая - “Хаг га-Асиф”

Впервые мы читаем об этом празднике в книге Исхода (23; 16): "И (соблюдай) праздник собирания плодов при исходе года, когда уберешь с Поля труды твои".

Праздник Суккот начинается 15 Тишрей и продолжается он в Израиле восемь, а в диаспоре девять дней. Повелевается семь дней праздника проводить в кущах - "временных палатках" в память о том, что глубочайшим образом символизирует духовное единство всего народа, в память о том, что в кущах в пустыне Синайской поселил Всевышний сынов Израилевых, когда вывел их из Египта. Таким образом все благородное, назидательное и бодрящее, символизирующее идею свободы и идею нравственного призвания человека, получает значение - памяти об исходе из Египта.

Праздник Суккот считается последним из трех главных праздников, указанных в Пятикнижии Моисеевом. Как и предыдущие два праздника он также отмечается как земледельческий праздник сбора жатвы и плодов. (). И так сказано в книге Левит (23; 34, 35, 36, 39): "Говори сынам Израилевым следующее: в пятнадцатый день седьмого месяца сего - праздник кущей - (суккот - ) семь дней Господу. В первый день священное собрание: никакой трудной работы не делайте..." "в день восьмой священное собрание да будет у вас... празднество это, никакой трудной работы не делайте"... "...А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте Господень праздник семь дней, в день первый покой и в день восьмой покой".

В этих указаниях выражена отчетливая мысль о возвышении человека из низших форм бытия, о поднятии души из области повседневных мелочей на высоту чисто нравственного деяния. Нет нужды доказывать, что исполнение религиозных обрядов, становясь источником этического поучения и воспитания, ведет к нравственному дисциплинированию человека. С праздником Суккот, более, чем с каким-либо другим, связано большое число обрядов. Первая значительная сторона праздника - обязанность проводить семь дней, особенно время еды, во временном жилище - - с легкой крышей из веток, пропускающей дневной свет. Вторая характерная черта праздника - совершение части утренней молитвы, когда в руках молящегося этрог (плод цитрусового дерева) и букет из пальмовой нераскрытой ветки - лулав и трех веточек мирты и двух веток ивы - аравот .

Мишна довольно подробно описывает этот обряд в Храме: "Вначале (т.е. при существовании Храма) обряд с лулав в Храме совершали семь дней, а вне его лишь один день (в первый день праздника). После разрушения Храма рабби Иоханан бен Заккай постановил чтобы обряд с лулав совершался всюду семь дней, как воспоминание о Храме - (Сук., 41а). Р. Элиэзер и его оппонент р. Иошуа согласны в том, что обряд с лулав имеет связь с молитвой о дожде: "И сказал р. Элиэзер: и так, как четыре рода (пальмовая ветвь - , мирт - , ива и этрог - ) не могут существовать без воды, так и мир не может существовать без воды."

Поэтому обряд совершается в праздник Суккот - во время небесного суда, когда определяется, будет ли год дождливым или сухим (Р. Гаш., 16а). Потрясение лулавом также символизирует призыв благоприятных урожаю ветров (Сукка, 376). Агада придает особый смысл обряду, считая пальмовую ветвь символом победы Израиля во время великого суда в день нового года. И, наконец, третий элемент праздника Суккот "возлияние воды". По вечерам устраиваются "веселья водочерпия" - . Этот обряд в эпоху второго Храма совершался с большой торжественностью в дни праздника Суккот. Мишна начинает описание происходивших тогда торжеств словами: "Кто не видел радости водочерпия, тот не видел радости в своей жизни".

Очень определенно сказано о сукке и лулаве в Пятикнижии: "И возьмите себе в первый день плод цитрусового дерева (в Талмуде - этрог) и ветви пальмовые (в Талмуде - лулав), и ветвь дерева густолиственного (мирта), и ивы речные, и веселитесь пред Господом, Богом, вашим, семь дней. И празднуйте праздник этот Господу семь дней в году: это закон вечный в поколения ваши, в седьмой месяц празднуйте его. В кущах (суккот) живите семь дней, все коренные жители в Израиле должны жить в кущах. Дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской (Левит 23; 40, 41, 42, 43).

И еще сказано в книге Второзакония (16; 13-16): "Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна своего и с винной давильни своей. И веселись в праздник твой ты и сын твой... Семь дней празднуй Господу, Богу твоему, на месте, которое изберет Господь, ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и будешь ты только веселиться. Три раза в году да явятся все мужчины твои пред Господом, Богом твоим, на месте, которое Он изберет: в праздник опресноков (мацот ) и в праздник седмищ (шавуот , и в праздник кущей (суккот )”. Суккот - единственный праздник, в который предписано: "И веселись в праздник этот", ибо естественно, что земледелец радуется и веселится, убрав урожай - плоды своего труда и дары земли Господней. И праздник, Напоминающий об избавлении народа, об исходе из Египта и приближении к Обетованной Земле является также источником радости и веселья, потому что то же самое мы испытываем и теперь, когда мы вспоминаем о нашей собственной судьбе.

Но особенную идеальную ценность придает этому празднику предписание Торы жить семь дней в сукке, во временном жилище. В этом предписании проявляется глубокий нравственный принцип благочестивого жизнеповедения. "Тебе возвещено, человек, что есть добро и чего требует от тебя Всевышний". Выйди из постоянного твоего жилища, "дабы сердце твое не возносилось"; помни, что Господь, Творец мира, послал свое благословение, и не думай, что "сила моя и крепость руки моей доставили мне это богатство". И именно в дни личной радости твоей помни о том, как предки твои кочевали по пустыне и жили в кущах.

Особое значение придается празднику Суккот в книге Зехарья (14; 16). Пророк предвещает, что все, оставшиеся в живых, из народов, напавших на Иерусалим (в видении предсказывается всеобщее нашествие народов на Святой город), будут ежегодно приходить паломниками в Иерусалим для празднования Суккот, а то племя, которое не будет так поступать, будет наказано бездождием. У израильтян восприятие праздника Суккот и средства выражения его находятся в тесной взаимосвязи. Сукку принято украшать рисунками и надписями, а стены ее обвешиваются плодами семи видов, которыми "восхвалена земля Израиля". Особенно активны в постройке суккот и их украшении израильские дети. Во многих городах соревнуются в устройстве самых красивых суккот, и тот, кто в своем умении достигает лучших результатов, получает приз.

Святая Земля отчизны так же, как во времена второго Храма, снова дарует нам радость и веселье в вечера празднования Суккот. Снова возрождаются мелодии нашего сердца, танцы, виртуозное искусство метания факелов, снова возрождается веселье празднества Симхат Бейт-Гашоэва , что в буквальном переводе означает "веселье водочерпия". Ярче всего эти празднества проходят в Иерусалиме, вознаграждая евреев за тысячелетия ожидаемого возвращения в Святой Город.

Как уже было отмечено выше, в память о Храме сохранилась традиция в первые шесть дней праздника Суккот обходить один раз в процессии вокруг возвышения, где читается Тора с этрогом и пальмовой ветвью (лулав) в руках, а в седьмой день, который носит особое название Гошана раба - по названию молитвы, произносимой в этот день, молящиеся, держа, в руках этрог и букет из ветвей трех видов, обходят семь раз вокруг амвона, на котором находятся все свитки Торы.

Симхат Тора - Радость Торы

Восьмой день праздника Суккот (в диаспоре девятый) известен под названием Симхат Тора . Название это появилось около тысячи лет тому назад, а в Торе и в Талмуде этот праздник называется "восьмое празднование" или Шемини Ацерет.

И так сказано в Пятикнижии: "В день восьмой священное собрание да будет у вас" (Левит 23; 36). "В день восьмой празднование да будет у вас, никакой трудной работы не делайте" (Числа 29; 35). Формально этот день является как бы восьмым днем праздника Суккот. Однако он разумеется как самостоятельный праздник, и в вечерней молитве освящения дня произносится благословение Шегехияну - , полагающееся при каждом празднике. В этот день при утреннем богослужении произносится специальная молитва о дожде. Приведем два отрывка из этой молитвы: "Помяни того, кто взял посох и перешел Иорданские воды; кто собрался духом и откатил камень от источника вод; кто боролся с ангелом, созданным из огня и воды, оттого Ты обещал ему быть с ним в огне и в воде. Ради него не откажи в воде!"

"Помяни двенадцать колен, которые Ты провел среди расступившихся вод; для которых Ты усладил горечь воды; потомки которых проливали за Тебя кровь свою, как воду; обрати взоры Свои: бедствия окружают нас, как воды. Ради праведности их даруй обилие вод!"

Симхат Тора - самый веселый еврейский праздник, так как в этот день завершается годичный цикл чтения Торы в синагогах по субботам, и начинается новый цикл чтения нового года. Тех, кого вызывают к чтению последней главы Второзакония и кого вызывают читать первые главы Бытия, называют "женихом Торы" и "женихом Берешит" .

Этот день принято праздновать торжественно и весело. Вечером и утром совершаются торжественные шествия - гакафот - со свитками Торы вокруг амвона, сопровождаемые песнями и танцами. Людей переполняет бурное ликование и восторженная вера, любовь к Творцу жизни. В этой любви к Всевышнему познают себя избранные Им, и они едины, ибо в них есть единое. Во всех синагогах принято вызывать к Торе каждого из молящихся, и им читают несколько строф из последней главы Второзакония.

А за пределами синагог все радостно сливается в беспредельное веселье общенародного праздника. Будучи счастливы, евреи выпивают в этот день вина более, чем это обычно принято. Всюду, где только живут евреи, праздник этот проходит весело, и веселье чувствуется не только в синагогах, но и в домах, на улицах, в еврейских кварталах. Почти во всех городах современного Израиля па больших площадях в вечер завершения праздника устраиваются массовые шествия со свитками Торы. Эти шествия (гакафот) проводятся по традициям разных общин, и этим как бы символизируется воссоединение всех диаспор в единый народ Израиля. И само собой разумеется, что особая радость на высочайших вершинах духа ощущается в этот праздник в воссоединенном после Шестидневной войны Иерусалиме, на большой площади перед Западной стеной. Вот вершина тысячелетних чаяний и мук, вот вершина радости, священная высота слитого воедино со всем еврейством мира израильского народа. Здесь жители Иерусалима и других городов и селений Израиля вместе со съехавшимися со всех частей света еврейскими братьями завершают у остатка стены Иерусалимского Храма праздник Симхат Тора.

Древнее народное предание гласит, что последняя мировая война произойдет в праздник Суккот. Эта война потрясения всемирного именуется "войной Гог и Магог". По этому же преданию Наступит вечный мир на земле и осуществится после этой войны пророчество Исайи, что "Не поднимет народ на народ меча и не будет более учиться воевать", и что наступит также полное избавление Народа Израилева. Поэтому в субботу праздника Суккот читают в синагогах главу из Йехезкеля (38; 39), где сказано: "И будет в тот день, когда придет Гог на землю Израилеву... в тот день произойдет великое потрясение на земле Израилевой... И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно, и узнают, что Я - Господь. И явлю святое имя Мое среди народа Моего, Израиля".

В праздник Суккот, который мы отпраздновали в 5734 году, воистину произошло "великое потрясение на земле Израилевой".

Окруженный врагами, которые стремятся стереть с лица земли государство Израиль, народ наш героически отстаивает свое существование. Жестокая и внезапная война, начатая арабскими странами в святой день Йом Кипур, велась при поддержке и активном участи мощной империи с севера, о которой сказал пророк Иеремия: "от севера откроется бедствие на всех обитателей земли''. Враги Израиля не только не достигли своей цели, Но вынуждены были отступить еще дальше, чем после Шестидневной войны.

С глубокой верой в душе мы ждем осуществления пророчества Йехезкеля: "и возьму вас из Народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас на землю вашу" (34; 24) "И дам вам сердце новое и дух новый дам вам" (36;26).

"И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом" (36; 28).

ЗАПОВЕДИ ТОРЫ К ПРАЗДНИКУ СУККОТ - ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ

1. Законы и обычаи

Когда строят шалаш?

Положено начать строить шалаш сразу после Йом-Кипур, потому что если надо исполнить заповедь - не откладывай и приступай немедленно. Некоторые считают, что приступить надо сразу, даже если день после Йом-Кипур - это пятница, перед субботой.

Если по какой-то причине не успели построить шалаш перед праздником, или он упал случайно, то можно строить его в промежуточные дни между первыми и последними двумя днями праздника Суккот.

Где ставить шалаш?

Следует выбрать чистое и красивое место, где нет сильных ветров и неприятных запахов.

Чем покрывать шалаш?

Главным отличием между шалашом и домом является крыша, а также материал, из которого она состоит, так как главная часть заповеди - это покрытие кровли ветками для шалаша.

Покрывать надо только растительностью, но не съедобными плодами (не плоды или овощи). Нельзя также покрывать столбами или балками. Рекомендуется пользоваться ветками деревьев, растениями, цветами и не быстро увядающими листьями. Покрывать надо так, чтобы виден был сквозь покрытие свет звезд, и чтобы дождь мог проникнуть. Само собой разумеется, что нельзя покрывать растительностью, дающей плохой запах. Нельзя также пользоваться для покрытия обломками всякой посуды и жести. Куски досок площадью меньше четырех ладоней шириной (42 сантиметра допускаются к использованию и можно покрывать ими).

Как строят шалаш?

Высота шалаша должна быть не менее 10 ладоней (около 80 сантиметров) и не более двадцати локтей (около девяти с половиной метров). Ширина шалаша должна быть не менее чем семь ладоней на семь ладоней (60 сантиметров на 60 сантиметров), но можно добавить по желанию без ограничения.

Шалаш строится с интересом и энтузиазмом, с чувством большого внутреннего удовлетворения и радостью при исполнении заповеди.

Шалаш дефектный

Если в нем нет трех сторон или крыша отстает от стен больше, чем на три локтя (24 сантиметра) - не пригоден.

Если он не покрыт как следует и лучи солнца в нем больше чем тень - такой шалаш считается дефектным. Но нельзя также покрывать его больше чем следует, так как необходимо, чтобы видны были звезды сквозь растительное покрытие; если же покрыта крыша так, что даже сильный дождь не проникает внутрь - такой шалаш считается дефектным, потому что тогда он уже выглядит как дом, как постоянное жилище.

Если кто-либо сделал шалаш под большим ветвистым деревом - такой шалаш непригоден, потому что написано: "сделай себе праздник" и сказали наши мудрецы: "сделай - но не готовый".

Декоративное украшение шалаша

Мы должны украсить шалаш красивыми вещами. В Талмуде рассказывается, как украшали шалаши разноцветными, фигурно разрисованными материалами. Вешают на стенах орехи, миндали, персики и гранаты, виноградные грозди и другие виды плодов, а также цветы и венки из колосьев.

Можно было произнести праздничную молитву на сделанный шалаш, но сейчас принято совершать освящение и молитву благословения на бокал с вином, во время вечерней праздничной трапезы.

Как надо выполнять заповедь о пребывании в шалаше

По закону требуется, чтобы ели, пили, спали и беседовали в шалаше все семь дней. Наши мудрецы заключили это из сказанного в Библии: "Чтобы сидели в шалашах семь дней"-"Сидеть значит жить". Поэтому надо создать жилую обстановку в шалаше; внести посуду, постель, и все, что необходимо для жилища. Если приходится дома вести беседы - их надо проводить в шалаше. Если молится человек один, то он должен это сделать в шалаше. Некоторые даже воду пьют за его пределами - и это следует одобрить.

Честь и почитание

Следует относиться с почетом к заповеди о шалаше. Поэтому не следует вносить туда грязных вещей и неочищенных кастрюль и горшков.

Положено, чтобы каждый сам занимался устройством шалаша и уложил покрытие на крышу, - даже если человек важный и пожилой, ибо это считается уважением, когда сам занимается устроением шалаша.

После праздника, когда разбирают шалаш, нельзя ходить по этому материалу и нельзя использовать материал для неприличных целей.

Первая ночь праздника

Обязаны кушать в первый вечер праздника Суккот в шалаше. Даже если человек переживает или болеет, он должен что-то (маленький кусочек хлеба "как маслину") поесть в шалаше.

Вечером, когда в небе появляются звезды, после молитвы в синагоге, приходят в шалаш и празднично благословляют, потом произносят молитву об исполнении заповеди Торы о повелении "сидеть в шалаше".

В первую ночь говорят сначала эту молитву, а затем молитву "Шегехеяну".

Молитва "сидеть в шалаше"

Каждый раз, когда приходят в шалаш, надо произносить молитву об исполнении заповеди Торы-"сидеть в шалаше!". Если человек забыл благословлять и вспомнил во время обеда, или даже после того, как окончил трапезу, необходимо произнести эту молитву, потому что сидение в шалаше потом является тоже исполнением заповеди.

Слова мудрецов

В псалмах Давида сказано: "Буду радоваться и насыщаться образом твоим". Сказали ученые: здесь имеется в виду семь радостей праздника, а именно: четыре сорта плодов и растений, шалаш, веселое празднование и радость (из Мидраша на Книгу "Левит").

Объяснение законов о праздновании Суккот в юдаистической литературе

1. Чтобы вспомнить как жили предки в пустыне ,

Смысл этого праздника, в котором много радости и веселья, мы находим в словах Торы - "когда соберешь весь урожай с поля", т.е. этот период является самым пригодным для отдыха временем от всех дел года. Идея устройства жилища в шалаше, когда мы вспоминаем былое время, когда народ наш после исхода из Египта жил в шалашах, имеет и глубокое нравственное значение: помни о тяжелом времени в дни радости, чтобы можно было благодарить Господа и вести скромный и достойный образ жизни. Поэтому мы выходим из наших постоянных жилищ со своим комфортом, и переходим в шалаши, как жители пустыни, вспоминая первые дни нашего становления и образования самостоятельного независимого народа. (Из книги Маймонида "Руководство", часть III).

2. Не зазнаваться

Во время уборки урожая, когда в гумнах много хлебных злаков, а в погребах-свежее оливковое масло, молодое вино и виноградный сок, тем не менее Тора предписывает нам сидеть в шалашах в память о том времени, когда евреи жили в шатрах и не было плодородной земли и не было хлеба (зерна) и не было виноградного вина и не было оливкового масла.

Поэтому, чтобы мы не возгордились, что теперь у нас в домах имеются всякие продукты урожая, повелено нам сидеть в скромных шалашах. (Из комментариев "Рашбам" к книге "Исход", глава XXIII, 17).

3. В память об исходе из Египта

Сказано в Торе: "Чтобы знали роды наши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли египетской". (Левит XXIII, 43).

Этот стих связывает закон о шалаше с исходом из Египта, потому что это историческое событие книга с не может опровергнуть его, а в шалашах мы сидим, чтобы вспомнить все чудеса и великие свершения, которые сотворил Господь. Хотя наши предки вышли из Египта в весенний месяц Нисан, однако повеление Господа было строить шалаши не весной в первый месяц года - в месяц Нисан, а в седьмой месяц, осенью, уж в сезон дождей, чтобы показать, что мы выполняем повеления Господа, не потому что это удобно и приятно. Наоборот., осенью в сезон дождей люди выходят из временных жилищ в постоянные, а мы выполняем заветы Торы, потому что так повелел Господь. (Из книги "Тур-Орах-Хаим", 625).

4. Память завоевания страны

Некоторые толкователи Торы указывают на то, что когда евреи стали подходить к Эрец Исраэль, они столкнулись с противником в стране Амореев и со множеством вражеских сил в городах Ханаанейских. В ту эпоху евреи жили в шатрах и передвижных лагерях; и весь этот период завоевания Эрец Исраэль включается в эпоху "Исхода". И поэтому сказано в книге Нехемия, что "Все общество, возвратившееся из плена, сделало Суккот и жило в них. Со времени Иеошуа Бин-Нун и до этого дня не делали так сыны Израилевы. Радость была весьма великая" (Нехемия 8, 17).

Не сказано "со времени Моисея", потому что во время Моисея была занята только Транс-Иордания, страна царей Сихона и Ога, а во время Иеошуа Бин-Нун была занята вся страна Эрец Исраэль. Поэтому должны знать будущие поколения, что Господь Бог вывел наш народ из Египта и когда они воевали ее своими врагами и занимали Эрец Исраэль, они еще жили в шатрах и передвижных палатках, пока не осели на своей земле. (Из комментария рабби Элеазар из Бориса. Жил в начале XIII века во Франции).

ПРАЗДНИК СУККОТ

(из библейских источников)

I.

1. Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых к царю Соломону в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, то есть Сиона.

2. И собрались к царю Соломону на праздник все израильтяне в месяце Эйтаниме, который есть седьмой месяц.

3. И пришли все старейшины Израилевы; и подняли священники Ковчег.

4. И понесли ковчег Господень и скинию собрания и все священные вещи, которые были в скинии; и несли их и священники и левиты.

5. А царь Соломон и с ним все общество Израилево, собравшееся к нему, шли перед ковчегом, принося жертвы из мелкого и крупного скота, которых невозможно исчислить и определить, по множеству их. (3-я книга Царей, глава 8, стихи 1-5)

II.

И сделал Соломон в это время праздник, и весь Израиль с ним - большое собрание, сошедшее от входа в Хамат до реки Египетской, пред Господом Богом нашим; - семь дней и еще семь дней, четырнадцать дней.

66. В восьмой день Соломон отпустил народ. И благословили царя, и пошли в шатры свои, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю.

(Там же, стихи 65,66)

III.

3. И собрались к царю все израильтяне на праздник в седьмой месяц.

4. И пришли все старейшины Израилевы: Левиты взяли ковчег. (II-я Книга Хроник, глава 5, стихи 3-4)

IV.

8. И сделал Соломон в то время семидневный праздник, и весь Израиль с ним - собрание весьма большое, сошедшееся от входа в Хаммат до реки Египетской.

9. А в день восьмой сделали празднество - Ацерет -; ибо освящение жертвенника совершали семь дней и праздник семь дней.

10. И в двадцать третий день седьмого месяца царь отпустил народ в шатры их, радующийся и веселящийся в сердце о благе, какое. сделал Господь Давиду и Соломону и Израилю, народу своему

(Там же, глава 7, стихи 8-10)

V. Праздник как в Иудее

32. И установил Иеровоам праздник в восьмой месяц, в пятнадцатый день месяца, подобный тому празднику, какой был в Иудее, и приносил жертвы на жертвеннике; то же сделал он в Бейт-Эйле, чтобы приносить жертву тельцам. И поставил в Бейт-Эйле священников высот, которые устроил.

33. И взошел он на жертвенник, который он сделал в Бейт-Эйль и принес жертвы в пятнадцатый день восьмого месяца, месяца, который он произвольно назначил; и установил праздник для сынов Израилевых и подошел к жертвеннику, чтобы совершить курение. (3-я книга царей, глава 12, стихи 32-33)

VI. Во времена возвращения в Сион

1. Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы уже были в городах, тогда собрался народ, как один человек, в Иерусалиме.

2. И встал Иеошуа сын Иоцадока, и братья его священники и Зерубавель сын Шеальтиеля, и братья его; и соорудили они жертвенник Богу Израиля, чтобы возносить на нем все сожжения как написано в Торе Моисея, человека Божия.

3. И воздвигну ли жертвенник на основании его, так как они были в страхе от иноземных народов; и стали возносить на нем всесожжения Господу, всесожжения утренние и вечерние.

4. И совершили праздник Кущей, как предписано, с ежедневным всесожжением в определенном числе, по уставу каждого дня.

5. И после того совершали всесожжение постоянное, и в новомесячие, и во все праздники, посвященные Господу, и добровольное приношение Господу от всякого усердствующего.

6. С первого же дня седьмого месяца начали возносить всесожжения Господу. А храму Господню еще не было положено основание. (Из книги Эзры, глава 3, стихи 1-6)

VII. Праздник Суккот - праздник собирания урожая

Суккот как в дни Иеошуа Бин-Нун.

13. На другой день собрались главы поколений от всего народа, священники и левиты к книжнику Эзра, чтобы он разъяснил им слова Торы.

14. И нашли написанное в Торе, которую Господь дал через Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах.

15. И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и принесите ветви маслины садовой, и ветви маслины дикой, и ветви миртовые, и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных деревьев, чтобы сделать кущи по написанному в Торе.

16. И пошел народ, и принесли, и сделали себе кущи каждый на своей кровле и в дворах своих, и в дворах дома Божия, и на площади у Водяных ворот и на площади у ворот Эфраимовых.

17. Все общество возвратившихся из плена сделали кущи и жило в кущах. От дней Иеошуа Бин-Нун до того дня не сделали так сыны Израилевы. И была тогда радость великая.

18. И читали из книги Торы Божией каждый день, от первого дня до последнего дня. И праздновали праздник семь дней, а в восьмой день празднество по уставу. (Из книги Нехемия, глава 8, стихи 13-18).

VIII.

16. Затем все остальные из всех народов, приходивших в Иерусалим, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Цеваот, и для празднования праздника кущей.

17. И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Цеваот, то не будет дождя у них.

18. И если племя Египетское не поднимется в путь и не придет, то и у него не будет дождя, и постигнет его поражение, каким поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздники кущей.

19. Это будет за грех Египта и за грех всех народов, которые не придут праздновать праздника кущей.

20. В те дни даже на конских уборах будет начертано: "Святыня Господу", и котлы в доме Господнем будут, как жертвенные чаши пред алтарем.

21. И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Цеваот, и будут приходить все приносящее жертву и брать их и варить в них, и не будет более ни одного язычника Кенаананея в доме Господа Цеваот в тот день. (Из книги пророка Зехария, глава 14, стихи 16-21)

"И РАДУЙСЯ СВОИМ ПРАЗДНИКОМ!"

(из духовной сокровищницы наших мудрецов)

Сказали наши ученые: Каждый человек должен праздновать и веселиться вместе со своими детьми и членами семьи в празднике, ибо сказано в Библии: "И веселись в праздник твой, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой и Левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих". (Второзаконие, 16).

Чем он должен веселится? - Вином. Рабби Иегуда говорит: мужчины радуются и веселятся по своему, а женщины - по своему; мужчины по своему - вином, а женщины чем? Сказал Рав Йосеф: в Вавилонии яркими цветными платьями; в Эрец Исраэль - в белых глаженных платьях.

Сказали наши учителя: тот, кто не видел праздника возлияния воды в Храме во второй день праздника Суккот - не видел настоящего веселья. К исходу первого дня праздника Суккот приходили в женское отделение Храма, и украшали внутренние залы и входы. Там были золотые подсвечники и четыре золотые чаши висели: и к ним четыре лестницы приставлены и четыре мальчика из жреческого звания и в руках у них кувшины с ароматным маслом, из которых наливали в каждую чашу.

Из старых вещей жрецов устраивали костер и зажигали его. И не было ни одного двора в Иерусалиме, который не был бы освещен от большого пламени, горевшего в храме во время возлияния воды.

Праведники танцевали с факелами в руках и пели и восхваляли Господа. А Левиты играли на скрипках, на арфах, на цимбалах, на трубах и на разных других инструментах, расположившись на 15 ступенях, спускавшихся с мужского отделения в женское. Это символизировало 15 песней восхождения из книги Псалмов, и Левиты играли на инструментах и пели. Двое из жреческого сословия стояли в верхних воротах, откуда ступени сходили с мужского зала в женский и в руках у них 2 трубы.

Человек возвещал и раздавался трубный звук, и более тонкий запев и еще трубный звук, так они доходили до десятой ступени. Здесь опять раздавался трубный звук и более тонкий запев и еще трубный звук. Доходили до женского отделения и опять трубный звук и более тонкий запев и еще трубный звук. Так они доходили до Восточных ворот. У Восточных ворот поворачивались лицом к Западу, говоря: "Наши предки стояли на этом месте спинами своими к Храму Господню, а лицами своими на восток и кланялись на восток к солнцу". А мы устремляем глаза наши к Господу.

Рабби Йегуда говорил: они повторяли и пели: "Мы к Господу и к нему наши устремления".

Один ученый говорил: женщина могла сортировать пшеницу при свете горевших костров в празднике возлияния.

Наши мудрецы учили: Некоторые говорят - "Счастлива наша юность, что не унизила нас на старости лет" - это праведники. А некоторые говорят - "Счастлива наша старость, что оправдала нашу юность" - это раскаявшиеся. И те и другие говорят: "Блажен кто не согрешил, а кто согрешил пусть раскается и да простится ему".

Рассказывали про мудреца Гилеля, когда он веселился, в празднике Суккот, в день торжества возлияния, он говорил: "Если я здесь - все здесь, а если нет меня - то кто здесь?"

Рассказывали про ученого, рабби Шимон бен Гамлиэль, когда он веселился в день торжества возлияния, брал восемь горящих факелов и бросал их кверху, один бросает, а другой ловит и один не касался другого. Когда кланялся при молитве, он опирался на большие пальцы и в вытянутом вертикальном положении мог достать лицом пола, - и никто другой не мог этого сделать.

Сказал рабби Иеошуа бен Хананья: когда мы веселились в день торжества возлияния, мы в эту ночь не смыкали глаз. Почему? В первый час по полуночи наблюдали за наступлением зари, затем шли на молитву, после этого - к торжественному праздничному жертвоприношению, затем к молитве "мусаф", оттуда шли на учение Торы, затем - кушать и пить, после этого на предвечернюю молитву. Затем на жертвоприношение к наступлению вечера, а оттуда на праздник торжества возлияния. (Трактат Талмуда "Суккот", стр. 23)

Сказал рабби Гошая: почему называлось это торжество "домом черпания?" - потому что там черпали возвышенность духа и святость вдохновения.

ПРАЗДНИК СУККОТ - ПРАЗДНИК УБОРКИ УРОЖАЯ

Амоц Коэн

Впервые мы читаем об этом празднике в книге Исход (23; 16) "и соблюдай праздник собирания плодов при исходе года, когда уберешь с поля труды свои".

Праздник Суккот начинается 15 числа месяца Тишрей и продолжается он в Израиле восемь, а в диаспоре девять дней. Повелевается семь дней праздника проводить в кущах ("Суккот") - "временных палатках" в память о том, что глубочайшим образом символизирует духовное единство всего народа, в память о том, что в кущах, в пустыне Синайской, поселил Всевышний сынов Израилевых, когда вывел их из Египта. Таким образом все благородное, вдохновляющее и назидательное, символизирующее идею свободы и идею нравственного призвания человека получает свое высшее значение - памяти об исходе из Египта.

Но более чем во всех других праздниках подчеркнута в празднике Суккот его естественная, сельскохозяйственная основа. В Торе несколько раз повторяется земледельческий смысл этого праздника. Упоминается сельскохозяйственный характер сезона уборки урожая, т.е. процесс собирания из поля продуктов земли, хлебных злаков в гумно и виноградных ягод в винные погреба.

В Торе говорится об этом времени как "Исход года", "конечная эпоха года".

В конце месяца Элул и весь месяц Тишрей каждый земледелец завершает сельскохозяйственный год. Иногда это отмечается в природе очень быстро. Появление первого дождя резко меняет образ жизни земледельца. Пока продолжался летний период, виноградадарь со всей семьей жили на винограднике для охраны садовых фруктов и уж по привычке продолжали всей семьей жить на своем сельскохозяйственном участке. Если сезон дождей не наступил, работа в поле и на винограднике продолжается. Производится сушка овощей и фруктов для сохранения их на зимний период как пища на целый год. Основные фрукты для сушки были: плод фиговых деревьев для производства сушенной смоквы и спресованный сушенный инжир, а виноград - для выработки изюма. Этот вид земледельческого труда был широко распространен в гористых местностях страны и он продолжается и по настоящее время в районе Хеврона - богатого виноградными лозами. Виноградари с горных мест и по сей день готовят виноградное варенье и виноградный мед и поэтому они выдерживают плоды до максимальной спелости, чтобы довести процент глюкозы до наибольшего размера. Иногда ждут пока виноград не сохнет на корню. Сезон приготовления варенья откладывается иногда до конца месяца Тишрей.

Кроме садовых плодов земледелец готовит сейчас и сушенные овощи, как, например, помидоры и бамия. Расстилают также на гладкой каменистой почве на склонах гор, или на крыше дома маслины, чтобы набрать большое количество солнечных лучей и довести маслины до полного созревания, и затем мелко толкут и добывают оливковое масло. В трактатах Мишны, в разделах, где говорится о посевах и плодах, перед нами раскрывается полная картина земледельного труда того времени. И нет сомнения, что в древности, земледельцы производили сушку фруктов и овощей, как это делается в отдельных местах и по сей день.

И вот неожиданно появляется дождь к концу летнего сезона и земледельцы вынуждены срочно собрать все, что было расстелено для сушки во дворах и на крышах, чтобы не заплесневели и не сгнили хлебные злаки, фрукты и овощи.

О тяжелых последствиях, могущих появиться из-за неожиданных первых дождей упоминается в талмудической литературе.

Характерен и образ празднования дней Суккот в древнее время.

"В первый день возьмите себе плод красивого дерева, ветви пальмовые и ветви деревьев широколиственных и верб речных и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней". Эти четыре вида символизируют богатство растительного мира и неразрывную связь народа с Землей Израиля!

Далее >>

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5
           
ведение кадрового учета в ип