ВЕЧНОСТЬ — ЭТО ИЕРУСАЛИМ

«Стояли ноги наши во вратах твоих, Иерусалим,
Иерусалим устроенный как город, слитый в одно»
.
(Псалм 122; 2-3)

«Слитый в одно — город, который делает весь еврейский народ
слитым воедино.»

(Ерушалми, «Хагига», гл. 3)

Издание на русском языке — «АМАНА», институт выпуска учебной литературы о еврействе на русском языке, Иерусалим, Израиль.
Опубликовано в оригинале на иврит отделением иудаизма Министерства образования и культуры, Иерусалим, Израиль.
Перевод с иврита — Элиягу Ломовского
Редакция русского перевода и примечаний — Павел Гольдштейн.

ГРЯДУЩЕЕ ИЗБАВЛЕНИЕ

32.

Слова утешения скорбящим

«Утешайте, утешайте народ мой, скажет Господь ваш. Говорите к сердцу Иерусалима и возвестите ему, что исполнилось время борьбы его, что искуплен грех его, ибо получил он вдвойне от руки Господней за прегрешения свои. Поднимись на высокую гору, благовестница Сиона! Возвысь с силой голос свой, благовестница Иерусалима; возвысь — не бойся, скажи городам Иудеи: вот он Бог ваш!» Исайя гл. 40

Пророк Иермиягу утешает праматерь Рахиль, оплакивающую своих сыновей, идущих в изгнание. По книге Иермиягу, кл. 31, стих 15. Гравюра на дереве Иосефа Будко.

33.

«Утешайте, утешайте народ мой»... Сказал Господь Аврааму: Пойди и утешь Иерусалим... Сказал Ицхаку: Пойди и утешь Иерусалим, может быть примет он твои утешения... сказал Яакову... Сказал Моисею... Сразу же вернулись все и сказали Господу: Не принял он от нас утешений. Как сказано: Раздраженная нация не поддается утешениям. Тогда сказал Господь: Мне придется утешать Иерусалим, ибо так написано Мною: «Расплачиваться приходится тому, кто разжигает пожар». Я поджег его, как сказано: «С неба послал огонь.» Я буду утешать его, как сказано: «И Я буду для него, слово Господа, огненной стеной вокруг». «Песикта» — агадическое толкование Торы

34.

«Возрадуйтесь о Иерусалиме и ликуйте с ним, все любящие его». Исайя, гл. 66; 10

35.

Вот почему говорят: «Каждый, кто оплакивает Иерусалим, удостоится увидеть его в радости.» Таанит, 9-й трактат Талмуда, отд. Моэд

36.

Господь — Зодчий Иерусалима

Сказал рабби Иегошуа бен Леви: Со дня разрушения Иерусалима и Бет-Амикдаш нет радости у Господа, пока не отстроит Он заново Иерусалим и вернет Израиль в него, как сказано: «И буду радоваться Я Иерусалиму и народу Моему, и не будет слышно больше голосов плача и крика.» Ялкут Шимеони. (Свод агадических толкований Писания)

Мессия у ворот Иерусалима. Картина исполнена в Венеции в 1629 году.

37.

Предстоит Господу в будущем превратить Девятое Ава в день радости и ликования и в добрые праздники, а также — Самому отстроить Иерусалим и собрать народ из стран изгнания. Ялкут Шимеони

38.

Так сказал Господь: Возвращусь Я в Сион и буду обитать в Иерусалиме. И будет называться Иерусалим Городом Правды, а гора Господа Цваот — Горой Святости. Так сказал Господь: Еще будут сидеть старые люди — мужчины и женщины на улицах Иерусалима, и у каждого посох в руке от многолетия, а улицы города наполнятся играющими на них мальчиками и девочками. Зехария. гл. 8; 3,4, 5

39.

Ибо Я творю Иерусалим в радости и народ его в веселье. И будут строить дома в них, и сажать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут сажать, чтобы другой ел, ибо дни Моего народа также долговечны, как дни дерева, и износят избранники Мои изделия рук своих. Исайя, гл 65; 18, 21

40.

«Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля.» Псалм 147, 2

41.

Когда построит Господь Иерусалим? Тогда, когда поселит изгнанников Израиля. Берахот, 1-й трактат талмудического отдела Зераим

42.

Сказал рабби Шмуэль бар Нахмани: По преданию Агады, не отстроится Иерусалим, пока не соберутся все изгнанники. Но если будет сказано тебе кем-либо, что собрались все изгнанники, а Иерусалим не отстроен — не заблуждайся, ибо сказано: Строитель Иерусалима Господь, а потом уже — «соберет изгнанников Израиля.» Мидраш Танхума к Пятикнижию

43.

«Придет время и скажет Господь ему [Иерусалиму]: Развернись вдоль и вширь, прими поселенцев своих... предстоит Иерусалиму коснуться ворот Дамаска... Предстоит Иерусалиму все больше расширяться по мере того, как будут прибывать изгнанники и поселяться в нем в осуществление того, что ска зано [в пророчестве Иешаягу]: Ибо вправо и влево будешь расти... и опустевшие города заселят... Различные источники, приведенные в Агадот Вильнаи.

Примечание. Многие народы в течение веков уходили в изгнание со своих земель и переходили на новые места или рассеивались среди народов мира. Все забывали свое происхождение, и только еврейский народ, кото рый свято верил предсказаниям пророков о будущем возрождении Иерусалима, хранил в сердце память о своей родине на протяжении тысячелетий. Все поколе ния евреев верили в обещания, что придет освобождение, страна возродится и евреи, рассеянные по всему свету, соберутся в ней. Все поколения еврейского на рода не переставали молиться Всевышнему о том. чтобы Он ускорил освобождение и принес его «в скоро сти, в наши дни.»

Молитва и надежда

44.

Сказал рабби Иегошуа бен Леви*: Сказал Господь Израилю: Вы привели к разрушению Дома Моего и к изгнанию детей Моих — они посылают привет Иерусалиму, и я передаю вам привет. Сефер Агада.

________________________

* Рабби Леви — в области Агады его имя часто упоминается. Он проникал в глубокий смысл Св. Писания

45.

Утешь, Господь Боже наш, скорбящих о Сионе, скорбящих о Иерусалиме. И — столицу скорбящую, разрушенную, униженную и опустевшую

Скорбящую — без сыновей своих
Разрушенную — лишенную жилищ своих
Униженную — лишенную жилищ своих
Униженную — лишенную былого почета
Опустевшую в безлюдье своем.
Сидит она с опущенной головой,
Подобная бездетной, не рождавшей.
И загубили ее легионы;
Поработили идолопоклонники.
Предали мечу Твой народ Израиль
В   яростной  злобе  умертвили  праведников Всевышнего
Посему горько плачет Сион,
Рыдает Иерусалим:
«Сердце мое! Сердце мое! на павших.
Нутро мое! Нутро мое! на павших.
Так как Ты, Господь предал ее огню
И огнем ты ее возродишь
Как сказано:
«И я буду для нее — говорит Господь
Огненной стеной вокруг;
И славой ее Я буду в ней.»
Благословен Ты, Господь, зиждитель
Утешитель Сиона и Иерусалима

Ширамаалот (Песнь восхождения)

46.

Когда возвращал Господь пленников сионских, мы были точно грезящие. Тогда уста наши были полны смеха, язык — пения. Тогда говорили между народами, что великие дела совершил Господь с этими. Великое сделал Господь с нами. Мы радовались. Возврати, Господи, пленников наших, как потоки, в страну иссохшую. Сеющие со слезами, да пожнут в радости. С плачем идет несущий мешок с семенами, а возвратится с пением, неся снопы свои.

Западная Стена Храма и прилегающие к ней здания. Гравюра по меди (1900 год).

47.

Шли дорогою рабан Гамлиэль, рабби Элиэзер бен Азария, рабби Иегошуа и рабби Акива. За сто двадцать верст до Рима стал шум форума доносится до них. Трое первых заплакали, а рабби Акива засмеялся. Спросили они его: — Как можешь ты смеяться? А он говорит им: — А вы о чем плачете? — Это гоим, поклоняющиеся истуканам и идолам кадящие, живут в безмятежном мире, а когда Святилище наше, подножие Господа нашего, в огне сожжено, как не плакать нам?

— Потому-то я и смеюсь — ответил он им, — если преступающим волю Его, Он дает счастье, то тем более Он даст счастье тем, кто исполняет волю Его.

В другой раз они же шли к Иерусалиму. Дойдя до горы Ацофим, разодрали одежды свои. На Храмовой горе увидели лисицу, выходившую из помещения Святая Святых и заплакали они, а рабби Акива рассмеялся. — Чего ты смеешься? — спросили они.

— А вы чего плачете? — спросил он.

— В том месте, о котором сказано: «Посторонний, который приблизится, умрет», ныне лисицы бродят, — как же не плакать нам?

— Вот поэтому-то и смеюсь я, — сказал он им. — Ведь сказано: «И взял я себе верных свидетелей, — коэна Урию и Зехарьягу бен-Иевархягу.» Что имеет общего Урия и Зехария? Ведь Урия был при Первом Храме, а Зехария при Втором Храме. Но не даром приведено в связь пророчество Зехария с пророчеством Урия. У Урии сказано: «Посему из-за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин и будет гора Храмовая лесистым холмом». А у Зехарии сказано: «Снова будут сидеть старики и старухи на улицах Иерусалима». ...До тех пор пока не исполнилось пророчество Урии, я опасался, что не исполнится пророчество Зехарии. Ныне же, когда пророчество Урии осуществилось, я уверен, что и пророчество Зехарии осуществится. И сказали они ему:

— Акива, Ты утешил нас! Акива! Ты утешил нас! Макот, 24, 5-й трактат талмудического отдела.

 

«АМАНА»,
институт выпуска учебной литературы о еврействе на русском языке

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5