ЭХО ИЕРУСАЛИМА

Равин Адин Штейнзальц

Журнал "Отцы и дети", выпуск 27, октябрь 1996 года

Любой житель Иерусалима, — а в особенности тот, кто, как я, в нем родился, влюблен в этот город Для нас, иерусалимцев, родной город больше, чем просто дом. Это предмет нашей любви. Даже туристы, приезжающие в Иерусалим ненадолго, не могут избежать его чар. Они часто задают себе вопрос в чем тут тайна?

В Иерусалиме есть немало достопримечательностей, но монументальных среди них нет: ни высотных зданий, ни настоящих гор Но несмотря на то, что город ничем выдающимся не украшен, он впечатляет своей красотой. Каждый, кто приезжает сюда, чувствует в облике Иерусалима нечто близкое и дорогое. Удивительно, что каждому город говорит что-то свое, обращенное только к нему.

И действительно, Иерусалим богат, и он щедро одаривает своим богатством каждого Этот город вечная загадка. Вот уже много лет живу я в нем, но он по-прежнему остается для меня тайной Об этой тайне я говорю, о ней пишу.

Иерусалим прост, но никак не наивен. Его простота выше всех ухищрений. Можно сказать, что она мудрее любой сложности. Иерусалим древний город Чего только не перевидал он за три тысячелетия! И вот, теперь он прост, как великое произведение искусства. Шедевр, изваянный временем Но как много скрывается за его простотой! Ты всматриваешься в Иерусалим, грезишь им и спрашиваешь себя, что же это?

Иерусалим — это единство противоположностей

Иерусалим, как свидетельствует его имя, означает «Ир Шалем» — Город Мира. Но сколько же войн и междоусобиц сотрясали его стены! Едва ли в мире найдется место, знавшее больше вражды и мук Иерусалим часто называют Домом Божьим, особенно евреи. Когда говорят о вратах небес, также имеют ввиду Иерусалим. Но еврейская традиция утверждает, что и врата преисподней находятся здесь. И действительно, библейский Генном — это долина у стен Старого Города. Рядом с вратами небесным зияют древние врата ада.

Таков Иерусалим Псалмопевец называет его «Городом, слитым воедино». Это верно не только потому, что Иерусалим состоит из старой и новой частей, или из арабской, восточной, и западной, еврейской половин, или из религиозных и нерелигиозных кварталов. В этом городе воедино слиты противоположности. Иерусалим прежде всего место встречи. Иногда противоположности сталкиваются, и все же, несмотря ни на что, образуют гармонию. Ее ощущает любой прохожий. Она растворена в воздухе, разлита в солнечном свете.

Эта гармония отражается еще в одном, удивительном на мой взгляд истолковании имени города. Согласно ему, Иерусалим значит «Йирэ Шалом», совершенное, полное, гармоничное видение. Почему Иерусалим стал столицей? На этот вопрос трудно дать исчерпывающий ответ. Конечно, есть в этом исторический, есть и религиозный смысл. Но при всем том место, избранное для столицы, кажется странным. Вдали от морского побережья, от рек. И все-таки центр находится именно в Иерусалиме. Когда люди размышляют об этом городе, они вспоминают Танах Ведь Иерусалим — место, избранное Богом. Но почему же Он избрал именно Иерусалим. Что особенного в этом городе?

Жизнь построена на разных уровнях: на уровне смысла, уровне действий и сил. Законы природы управляют происходящим в физическом мире. Однако истинная жизнь, хотя я понимаю, что слово «истинная» звучит в этом контексте странно, — истинная жизнь в конечном итоге сводится к единому уровню — уровню существования.

Есть и другой, более высокий уровень — духовный. В нем наказание и награда даются не только за поступки, поражения и победы, но также за добро и зло.

Духовная сфера отличается от материальной. Обычно духовный и физический уровень никак не связаны. Люди действуют либо в одном, либо в другом мире. Иногда они перемещаются с уровня на уровень, но никогда не смешивают их. Так залегают геологические пласты — один под другим. Но в некоторых точках земной коры эти пласты сливаются и образуют единство. Так и в нашем случае. Иерусалим — это место, где физическое и духовное слито воедино Такое единство подобно окну в глухой стене. Оно всегда неожиданно. В Танахе оно называется «лестницей Яакова», лестницей между землей и небом, увиденной Яаковом во сне. В сущности, именно это и есть врата небес — место, в котором взаимодействуют духовный и физический миры, где они могут постигать и влиять друг на друга.

Именно в таком месте расположен Иерусалим. Через него проходит духовный и физический разлом привычного миропорядка. Любой геолог знает, что природные богатства таятся в разломах земной коры. Из этих разломов мы их извлекаем Иерусалим — духовная сокровищница мира. Это колодец, из которого мир черпает живую воду духовности.

Колодец глубок, он пронзает разные пласты, и потому так много смыслов у самого слова «Сион». Это географическое название полно значения и для тех, кто затруднится указать его на карте. Как и Иерусалим, Сион обрел духовный смысл, не связанный с пространством. Люди стремятся к нему душой и телом Сион стал вместилищем грез.

Именно потому, что в Иерусалиме соприкасаются разные миры, в нем ничто не происходит по тем же законам, что в других местах. Всякое событие, даже самое незначительное, приобретает здесь особую важность и многоплановость, и последствия его бывают удивительными, превышающими наше разумение.

Человеческая история помнит великое множество событий, происходивших в разных местах планеты. Иногда одни и те же события повторялись сотни раз, ни у кого не вызывая волнения. Но когда что-либо подобное совершается в Иерусалиме, причинно-следственные связи материального мира сопрягаются с причинно-следственными связями мира духовного, совершенно отличными от них. Это означает, например, что право силы и сила праведности вступают во взаимодействие, и оно не всегда бывает мирным. Ясно, что в таких условиях события, в другом месте оставшиеся бы незамеченными, могут вырасти до гигантских размеров. Потому-то так часто споры и конфликты, случившиеся в Иерусалиме, приковывают внимание не только всей страны, но и всего мира.

Но несмотря ни на что, Иерусалим существует. Живо его особое обаяние, не угасло сияние его прошлого. Мир и сегодня прислушивается к Иерусалиму. Проблема лишь в том, какой голос раздается из него сегодня. Тот ли это голос, который звучал в этом городе в прошлом? Нам остается только надеяться на это.

ИЕРУСАЛИМ — СТОЛИЦА ИЗРАИЛЯ

Маген Броши

Журнал "Отцы и дети", выпуск 27, октябрь 1996 года

В некоторых странах столица образовалась непроизвольно: один из городов, особенно удачно расположенный географически, сам по себе постепенно превращался в административный, экономический и культурный центр страны. В Эрец-Исраэль такого не произошло. Иерусалим, одна из знаменитейших столиц мира, отнюдь не отличается удачным расположением. Иерусалим был и остается столицей благодаря царю Давиду и его потомкам. Из истории Эрец-Исраэль мы знаем, что Иерусалим был столицей страны только при правлении потомков Давида или, по крайней мере, людей, считавших себя его потомками — реальными или же духовными.

Из нижеследующего обзора видно, что из трех тысячелетий — с тех пор как царь Давид определил себе столицу в Иерусалиме и до сего дня — город был столицей Эрец-Исраэль (всей или большей ее части) в общей сложности около 700 лет. При римлянах приблизительно 600 лет столицей была Кейсария, а при арабах, около 400 лет — Рамалла. Все остальное время страна была разделена на части и в ней было несколько политических центров (например, Иерусалим и Шомрон одновременно) или же подчинялась правительству другого государства, в состав которого она входила, не имея отдельной столицы.

Давид завоевал Иерусалим в 1004 г. до христианской эры. В это время Эрец-Исраэль впервые объединилась в одно государство, не подчиненное чужеземцам. До этого, в хананейский период, страна подчинялась Египту, чьи наместники проживали, по всей вероятности, в Газе, а первый еврейский царь, Шауль (Саул), царствовал в Гиват-Шауле, причем Эрец-Исраэль была подчинена ему не целиком.

Почему Давид выбрал именно Иерусалим?

До завоевания Давида Иерусалим населяли евусеи. Сам же Давид, прежде чем стал царствовать в Иерусалиме, семь лет прожил в Хевроне. Почему он выбрал столицей именно Иерусалим? Причин тому несколько:

1. Иерусалим был нейтральной территорией с точки зрения самих израильтян. Теоретически он относился к наделу Беньямина, но на деле не принадлежал ни одному из колен. Аналогичная история со столицей произошла в США: Вашингтон не относится ни к одному из штатов, и это не случайно.

2. Иерусалим находится как раз посередине между двумя крупнейшими частями Эрец-Исраэль — южной (колена Йеуды и Шимона) и северной (все остальные колена).

3. Природные условия города сравнительно благоприятны: Гихон — самый крупный источник воды в Иудейских горах, а город Давида почти со всех сторон окружен глубокими оврагами.

Нейтралитет и центральное положение были необходимыми качествами для столицы Израильского царства: северные колена еще во времена Давида имели склонность к расколу, которую и проявили после смерти Шломо в полную силу. Попытка объединить северные и южные колена под властью Иерусалима удалась ненадолго — лишь на время правления Давида и Шломо. Когда же Шломо умер, Йеровам отделил северные колена от Иудейского царства.

Но во времена Второго храма весь народ (за исключением Самаритян, духовных наследников колена Эфраима, отделившихся от народа Израиля) признал Иерусалим своей столицей. В этот период город был уже не только столицей евреев, живущих в Эрец-Исраэль, но и столицей евреев рассеяния.

Географические преимущества тоже оказались временными. Во дни Первого храма город вырос вдесятеро, холмы к северу и к западу от города Давида оказались густо населены, а они не были окружены оврагами. А после постройки Второго храма Иерусалим разросся в сорок раз, воды из Тихона уже не хватало на 50 тысяч жителей, а по праздникам — еще и на всех приходящих с жертвою в Храм, и пришлось приложить массу усилий по сбору дождевой воды.

Только одно преимущество Иерусалима осталось неизменным святость и причастность к дому Давида.

Давид и его столица

На восьмой год своего царствованья Давид завоевал Иерусалим и переселился туда из Хеврона (типично «южного» города). Ко многим именам Иерусалима прибавилось еще одно. Город Давида. То, что это название привилось, говорит о неслучайности связи этого с царем Израиля Не станут жители называть город в честь каждого нового захватчика, как бы тот ни требовал этого.

Новая столица должна была служить политическим центром весьма обширной территории, ведь Давид в своих боевых походах дошел до берегов Евфрата. В Израиле еще не сложились к тому времени традиции управления, и отнюдь не случайно две высокие должности — писца при дворе и главного сборщика налогов — занимали неевреи Давиду требовалась помощь хананейцев, среди которых были люди образованные и опытные в государственных делах. Кроме того, привлечение местного нееврейского населения к управлению страной способствовало его ассимиляции в Израильском царстве. В учреждениях религиозного культа все высокие посты принадлежали, разумеется, израильтянам. Того же принципа придерживались и в армии, однако были и офицеры-неевреи (наиболее известный из них — Урия Хиттеянин), а были и целые наемные воинские подразделения из филистимлян.

Давид призвал на государственную службу левитов, которые выполняли двойную роль — культовую и административную, как сказано в Танахе «для всякого служения дому Г-дню и для работ царских» (Дивре-аямим 1, 26, 30).

Святость Иерусалима, дом Давида и Храм

Давид перевез в Иерусалим Ковчег Завета из Кирьят-Еарим. Он купил у евуситов Горен Арвана — территорию к северу от городских ворот, где впоследствии был построен Храм. Существует традиция, отождествляющая это место с горой Мория, где Авраам принес в жертву своего сына Ицхака, поэтому именно там Давид решил построить постоянное помещение для Ковчега Завета. Этот замысел был осуществлен при царе Шломо, сыне Давида.

Дом Давида, как и многие царские династии древности, считался в народе носителем святости. Как сказал пророк Натан, «Я (Г-дь) стану тебе отцом, а он будет мне сыном милостью Своей не оставлю его Престол твой будет прочен вовеки» (Шмуэль 2, 7, 14-16). Представление об особой близости царя к Б-гу неоднократно отражено в Танахе, например в книге Теилим (2, 7-8): «Г-дь сказал мне. сын Мой ты... Проси Меня, и Я дам народы в наследие тебе, и во владение тебе — края земли»…

Вера в Б-гоизбранность Сиона («Ибо избрал Г-дь Сион, возжелал его в обитель Себе» — Теилим 132, 17-18) и семейства Давида (там же и в других местах) обеспечила этой династии большую популярность. 413 лет царствовали в Иерусалиме Давид и его потомки, в то время как отделившееся Израильское (северное) царство сменило пять различных династий за 205 лет своего существования (вдобавок там было еще пять царей, вовсе не образовавших династии). В среднем в Иудее правление одного царя длилось 19 лет, в Израиле, где часто происходили перевороты и цари умирали насильственной смертью — 11 лет.

Существенно, что в Иудее была постоянная, признанная столица, а в Израиле столица постоянно перемещалась: из Шхема в Пнуэль, затем в Тирцу, а оттуда в Шомрон.

Династия Давида пробыла на престоле не только во все дни Первого храма, но ив начале периода Второго. Строительство Второго храма возглавлял потомок Давида — Зрубавель. Но о детях и внуках Зрубавеля ничего не известно, следы династии теряются. Позднее, даже через две тысячи лет после смерти царя Давида, многие вожди народами Эрец-Исраэль и в диаспоре утверждали, что они в родстве с ним. Трудно сказать, насколько их родственные связи достоверны, однако существенно, что в глазах народа, через столько веков, лидеры нации происходили именно из этой семьи.

Арабский писатель восьмого века пишет от имени очевидца: «Однажды я встретил "еврейского лидера в диаспоре, и тот сказал мне: семьдесят поколений между Давидом и мною, и все же евреи воздают мне почести как члену царской фамилии и считают своей обязанностью защищать меня. А ваш пророк жил всего за два поколенья до вас, вы же убили его внука Хусейна (т.е. сына Али и Фатимы, дочери пророка Магомета).»

Машиах (Мессия) тоже произойдет, по традиции, из семьи Давида, и силур — молитвенник изобилует упоминаниями об этом, например: «Сжалься, Г-ди, над Израилем, народом Твоим, над Иерусалимом, городом Твоим и над Сионом, пристанищем Твоим, и над царствием дома Давида, помазанника Твоего» (Биркат Амазон — благословение после еды).

Другие столицы — Кейсария и Рамалла

Иерусалим оставался столицей Эрец-Исраэль при династии Хасмонеев, при Ироде и при его сыне Архелае. Когда римляне свергли Архелая с царского престола, столица Иудеи (тогда уже провинции Римской империи) переместилась в Кейсарию.

Причин для переноса столицы было несколько. Во-первых, еврейское население Иерусалима было в основном враждебно настроено по отношению к римлянам (хотя впоследствии город стал совершенно нееврейским). Во-вторых, Кейсария была крупным портом, что в древности было огромным экономическим преимуществом. В-третьих, прибрежная равнина, в отличие от Иудейских гор, весьма плодородна, и там значительно меньше проблем с пресной водой (в период расцвета ежедневная порция пресной воды на душу населения в Кейсарии составляла более 1000 мл3, что вдвое больше дневного расхода воды среднего израильтянина в наше время).

Кейсария была столицей Эрец-Исраэль более 600 лет.

Мусульмане, завоевав страну, основали свою собственную столицу — Рамаллу. Это единственный город в Эрец-Исраэль, построенный мусульманами. Рамалла находится на важнейшей трассе, так называемом «морском пути», в развитом сельскохозяйственном районе, хорошо снабженном водой.

Рамалла была столицей около 400 лет.

Иерусалим при крестоносцах и в наши дни.

Крестоносцы выбрали столицей Иерусалим, конечно, не потому, что там был Храм, а потому, что Иерусалим — город Давида (христиане считают царя Давида предком Иисуса Христа). По-видимому, крестоносцы при выборе столицы не руководствовались ни стратегическими, ни экономическими соображениями, а только лишь религиозными. Жители страны предпочитали обосноваться на побережье, в городах с более оживленной торговлей и лучшими бытовыми условиями (прежде всего обеспеченных водой). Поэтому властям пришлось принять специальные меры по заселению Иерусалима: беспошлинный ввоз продуктов питания в город и изъятие домов и земель в Иерусалиме у хозяев, не живших на них в течение года.

После 88 лет владычества крестоносцев Иерусалим был завоеван Цалахом Аддином, и крестоносцы перенесли свою столицу в Акко, где она и просуществовала около ста лет. Правительству крестоносцев в Акко была подчинена только часть Эрец-Исраэль.

С тех пор как страну захватили мусульмане и вплоть до 1920 года у Эрец-Исраэль не было собственной столицы. При мамелюках и при турках административных центров было несколько, важнейшим из них был Цфат. А в 1920 году англичане объявили Иерусалим столицей страны.

Решение правительства государства Израиль объявить Иерусалим столицей государства, несмотря на протест международной общественности, было совершенно естественным: это город Давида и его династии, город Храма, наиболее важный, священный город в еврейской традиции.

19 лет (1948—1967) город был разделен между Израилем и Иорданией. Интересно сопоставить отношение правительств этих двух государств к Иерусалиму. Израильское правительство вкладывало огромные средства в строительство и развитие своей столицы, в то время как для иорданцев Иерусалим так и остался запущенным провинциальным городом. Мусульмане считают Иерусалим священным, однако в периоды их власти над Эрец-Исраэль Иерусалим никогда не занимал почетного места среди городов. Саудовский царь, заявивший, что готов отдать жизнь миллиона солдат на завоевание Иерусалима, даже никогда там не побывал.

Итак, Иерусалим не может похвастаться ни экономическими, ни стратегическими преимуществами. Половина его площади — степь, да и другая половина — почва не лучших сортов. Такие знаменитые военачальники, как Александр Македонский и Наполеон, при завоевании Эрец-Исраэль даже не удостоили Иерусалим своим вниманием. Единственное, чем он выделяется — память о династии Давида и о Храме. Город стал символом связи народа Израиля с землей Израиля. Все, для кого это было важно, объявляли Иерусалим своей столицей.

 

ВЕЧНОЕ НАСЛЕДИЕ

Шломо Коль-Яаков

Журнал "Отцы и дети", выпуск 35, январь 2001 года

На большинстве языков Земля Израиля называется Святой Землей. Это название отражает ее статус в традиции и культуре многих народов, исповедующих основные монотоистические религии, уходящие корнями в священные тексты иудаизма и еврейскую традицию. Кроме того, здесь находятся многочисленные святыни почитаемые их последователями.

Страна Кнаан (в русской традиции - Ханаан) была завоевана двенадцатью коленами Израиля после Исхода из Египта и сорока лет, проведеных в пустыне. С тех пор она стала называться «Эрец Исраэль» - Землей Израиля. Однако не вся страна была завоевана мечом. Есть в ней три места, которые были приобретены за деньги. О них и будет наш рассказ.

Центром Святой Земли является Иерусалим, где, как известно, сосредоточены святые места трех монотоистических религий. Особое место Иерусалим занимает в религиозных представлениях христиан. Менее значительна, но, тем не менее, существенна его роль в исламе. Но, разумеется, ни с чем не сравнимо значение Иерусалима для евреев. В самом  Иерусалиме наибольшей святостью в глазах евреев обладает, конечно, Храмовая гора (ѓар ѓа-Баит). Согласно устной традиции иудаизма именно с этого места был начат процесс Сотворения – здесь находится его «краеугольный камень», эвен ѓа-штия. Мидраш рассказывает, что отсюда была взята горсть праха, из которого был создан первый человек – Адам. Тора сообщает, что здесь праотец Авраам достойно выдержал труднейшее из десяти своих испытаний: здесь он по велению Всевышнего и по великой своей любви к Нему пошел на то, чтобы принести в жертву своего сына  Исаака (Ицхака), но был остановлен ангелом, и в жертву, вместо Исаака, был принесен овен. В этом рассказе место действия названо гора Мория, ѓар ѓа-Мория. Согласно Мидрашу именно здесь праотцу Иакову (Яакову), бежавшему от гнева своего брата Исава (Эсава) в Харан, приснился знаменитый сон о лестнице, соединяющей небо и землю, по которой восходят и нисходят ангелы. В этом сне Всевышний и пообещал Иакову отдать землю Ханаана евреям.

Евреи пришли к подножью Храмовой горы на рубеже 11-10 веков до нового летоисчисления. В это время Давид, царь Израиля, завоевал находившееся здесь ханаанское поселение Евус и основал на его месте новою столицу своего царства, которую называли “городом Давида”, а также “Сион” – по названию одной из окрестных возвышенностей. Но более всего город стал известен под своим древним названием – Ерушалаим. Вблизи новой столицы, на вершине горы, царь Давид приобрел у евусея по имени Аравна за пятьдесят шекелей серебра (сумма по тем временам очень высокая) гумно, на котором установил жертвенник для всесожжения. Это была та самая гора, на которой Авраам намеревался принести в жертву Исаака. Всевышний избрал это место для того, чтобы евреи вели там богослужения, и через пророка указал на него царю. Царь Давид не удостоился чести построить Храм, это было сделано его сыном и наследником царем Соломоном (Шломо), создавшим великолепное и величественное здание  Храма, который на многие века стал центром еврейской жизни.

В течение года евреи многократно ходили к Храму. Дело в том, что в иудаизме система жертвоприношений предусматривает участие в богослужении всего народа, а не только небольшой группы жрецов – коѓеним. По самым различным поводам – как в рамках ежегодного селькохозяйственного цикла, так и в рамках цикла личной жизни (рождение детей, смерть близких и т.д.) и в связи с семейными торжествами – человек приходил в Храм и приносил жертву. А в три больших праздника: Песах, Шавуот и Суккот – сотни тысяч людей собирались у Храма для того, чтобы исполнить заповедь паломничества, алия ле-регель, и окунуться в проникнутую святостью жизнь Иеруслима.

Кроме того, Храм был также важным экономическим центром. Храмовая сокровищница была фактически государственной казной, и возле Храма вершился еврейский суд. Таким образом, Иерусалим, как столица, был в большой степени “приложением” к Храму. Без Храма город потерял бы свое значение.

В 586 г. в н.э. царь Вавилона Навуходоноссор завоевал Иерусалим, разрушил Храм и увел население Иудеи и Иерусалима в Вавилон. Это произошло в девятый день летнего месяца ава. До сих пор Девятое ава является самым траурным днем еврейского календаря. Разрушение Храма и Вавилонский плен были поняты народом как наказание за несоблюдение заповедей Всевышнего, в особенности – за грех идолопоклонства и нарушение законов шмиты – субботнего года. Но и в изгнании иудеи не теряли надежду на возвращение в свою Землю, востановление Храма и возобновление храмового служения. Захват Вавилона персами в 538 г. до н.э. предоставил им такую возможность. Царь Кир из династии Ахененидов разрешил евреям вернуться на родину и повелел восстановить Храм.

Отстроенный Второй Храм изначально сильно уступал Первому в размерах и роскоши убранства. Первое жертвоприношение в нем было совершено в 516 г. до н.э., через семьдесят лет после разрушения Храма Первого (именно такой срок изгнания был предсказан пророком Иеремией). В 332 г. до н.э. Персидское царство  (включая подчиненную им Иудею) было захвачено армией Александра Македонского,  власть перешла в руки греков и Иудея оказалась в сфере их влияния.  К этому времени относятся первые свединия о евреях у античных авторов. Они называют иудеев “народом, живущим вокруг Храма”.

Во второй трети II в. до н.э. греко-сирийские правители начинают гонения на евреев и их религию. Они запрещают соблюдение ряда заповедей, оскверняют Храм. Вспыхивает народное восстание под руководством семьи коѓенов из рода Хасмонеев, прозванных Маккавеями. Восстание длилось около тридцати лет, но уже на третий год (в 164 г. до н.э.) повстанцами была достигнута первая и главная цель движения: освобожден и очищен от скверны Иерусалимский Храм. В память об этих событиях и о чудесах, его сопровождавших, был установлен праздник Ханука. Захватив власть над Иудеей, представитель династии Хасмонеев объявил себя царем и одновременно стал выполнять функции первосвященника. Так культовая и светская власть слились в одном лице, что еще более повысило роль Храма.

Династию Хасмонеев сменил царь Ирод (Ѓордус), правивший Иудеей под протекторатом римлян. Желая прославить собственное имя и понравиться римскому императору и сенату, Ирод расширил, укрепил и украсил Иерусалим и, в частности, произвел реконструкцию Храма и Храмовой горы. Талмуд говорит (трактат Бава- Батра), что “тот кто не видел Храма, построенного Иродом, вообще не видел ничего прекрасного”. Этот жестокий по отношению к своему народу еврейский царь увеличил площадь Храмовой горы с южной стороны (на сделанной им пристройке стоит  сегодня мечеть Аль-Акса), окружил гору необыкновенно прочными стенами из тесаного камня, частично сохранившимися до наших дней. Некоторые из великолепных каменных блоков достигали в длину 16 м. и весили до 100 тонн. Доставка этих камней и строительство насыпи, превратившей вершину холма в ровную площадку, явились одним из крупнейших инженерных достижений того времени.

От самого Храма не сохранилось ничего, но уцелела часть окружавших его стен, самая занменитая из которых – Западная Стена, ѓа-Котель ѓа-Маарави, которую иногда называют также Стеной Плача.

Второй Храм был разрушен войсками римского императора Тита в 70 г. н.э. – и тоже  9 ава. Тит подавлял антиримское востание евреев, которое историк Иосиф Флавий назвал «Иудейской войной». Эта война примечательна не только самоотверженной борьбой еврейского народа с могущественной империей, но и жестокими распрями внутри еврейского общества. Потому-то и видит иудейская традиция  причину гибели Храма в беспричинной взаимной ненависти – син’ат хинам. И хотя изгнание большинства еврейкого населения из Земли Израиля произошло позже, в народном сознании начало Галута (изгнания), связано с разрушением Второго Храма.           

После разгрома еврейского антиримского восстания под руководством Бар-Кохбы (135 г.н.э.) император Адриан построил на месте разрушенного Иерусалима языческий город Элия Капитолина. На Храмовой горе был воздвигнут языческий храм Юпитера Капитолийского. Евреям было запрещено селиться в Иерусалиме и его окрестностях и даже посещать его.

Такое положение существовало и позднее, при власти христиан-византийцев. Только раз в году византийские власти разрешали иудеям приходить в город и с Масличной горы взирать на то место, где прежде был Храм, и оплакивать его. Христианские правители не проявляли особого интереса к Храмовой горе. Их святыни были расположены в иных частях города.

Но вот в 638 или в 639 году город захватили арабы-мусульмане. Они разрешили евреям селиться в Иерусалиме, и с этого времени еврейская община Святого Города существует до наших дней с менее чем столетним перерывом на годы владычества крестоносцев (1099-1187). На протяжении всех этих веков евреи не прекращали молиться у Западной Стены.

Мусульмане, правившие городом, как до крестоносцев, так и после них, построили на вершине Храмовой горы неколько культовых сооружений. Одно из них – «Кубат ас-Сахра», или «Купол на скале», часто неправильно именуемое «Мечетью Омара». Это чрезвычайно красивое архитектурное сооружение с золотым куполом стоит на том месте, где некогда стоял Храм. Но оно связано с событием из священной истории мусульман: по исламскому преданию, с этого места вознесся на небо пророк Мухаммед. В южной части Храмовой горы возвышается мечеть Аль-Акса (название которой означает «отдаленная», «крайняя», то есть, расположенная вдалеке от основных культовых и духовных центров ислама). Аль-Аксой назвал мечеть отдавший приказание о ее сооружении арабский полководец Омар ибн Эль-Хаттаб, завоевавший город в 638 году. И действительно, в иерархии святынь ислама Иерусалим всегда занимал второстепенное место, не сравнимое с такими центрами, как Мекка, Медина или даже Дамаск.    

Подчеркивать особое значение Иерусалима в исламе стало характерным лишь в последнем столетии, и связано это с факторами скорее политическими, чем духовными. 

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5