Особые субботы еврейского года
 Назад в журнал

Каждая суббота и каждая неделя еврейского года носит название того недельного раздела Торы, который в эти дни читают. Однако есть субботы, которые из-за своей близости к праздникам удостоились особого названия и особого статуса. В такие дни помимо соответствующего раздела Торы читают дополнительный раздел, связанный с приближающимся праздником. Вот эти субботы.

Шабат шкалим - в эту субботу дополнительно читают отрывок из книги « Исход»-« Шмот» (30:11-16), где говорится о взносе в размере половины шекеля на приобретение животных, приносившихся в жертву от имени всей общины. Обычно эта суббота бывает перед новомесячием адара, но иногда выпадает на первый день этого месяца, и тогда в синагоге читают три фрагмента из Торы: а) недельный раздел, б) текст о жертвоприношениях, который принято читать в любое новомесячие (« Бемидбар» - « Числа», 28:9-15), в) фрагмент о половине шекеля.

В дни, когда Храм еще стоял, в первый день адара было принято объявлять о приближающемся дне этого взноса - 15-го адара; напоминание побуждало людей заблаговременно обзавестись необходимой суммой. После разрушения Второго Храма деньги продолжали собирать, однако жертвовали их йешиве в городе Явне, где нашли прибежище многие еврейские мудрецы. Этот обычай соблюдался и с уходом народа в изгнание: там собранные в адаре деньги шли и идут на благотворительные нужды еврейской общины, в первую очередь, на поддержание йешив.

В качестве ѓафтары к Шабат шкалим читают отрывки из « 4-й книги Царств» - « Млахим II» (11:17-12:17), где говорится о том, как в дни царя Йеѓоаша евреи вносили пожертвование на ремонтные работы в Храме.

Шабат захор предшествует празднику Пурим. В качестве дополнения в этот день читают фрагмент из « Второзаконие» - « Дварим» (25:17-19), который начинается словом захор, то есть « помни»: « Помни, что сделал тебе Амалек после выхода твоего из Египта». Персонаж Книги Эстер, которую читают в Пурим, злобный Аман ведет свое происхождение от Агага, царя амалекитян. В более давние времена царь Шауль должен был убить Агага, но пощадил врага. Его жалость была истолкована пророком Шмуэлем как грех, за который у потомков Шауля было отнято наследственное право на царство. Мордехай, родословная которого восходит к Кишу, отцу Шауля, а значит, и к царю Шаулю, исполнил то, что не сделал его предок, - добился казни Амана. Так через много поколений евреи свели счет с Амалеком. Раши, комментируя трактат Талмуда « Мегила» (29а), пишет, что установленный порядок чтения Торы и ѓафтарот установлен так, чтобы текст об уничтожении Амана соседствовал с текстом об уничтожении Амалека. Оттого и читают перед Пуримом фрагмент « Захор».

Шабат пара - суббота, следующая за праздником Пурим. В качестве дополнения в этот день читают фрагмент из книги « Числа» - « Бемидбар» (19:1-22), начинающийся словами: « Скажи сынам Израиля, и пусть приведут к тебе корову - рыжую, непорочную, без изъяна...» Слово пара и означает на иврите « корова». Эта суббота посвящена памяти о Храме, куда приносили пепел сожженной целиком рыжей коровы, его смешивали с водой и окропляли евреев для очищения от ритуальной нечистоты вследствие соприкосновения с мертвым телом. Лишь после этого еврею дозволялось приносить в Храме жертвоприношение песах.

Чтение наставления Торы о рыжей корове - первое напоминание о близящемся Песахе. Теперь, когда нет Храма, оно должно побудить нас подумать о Песахе, снова углубиться в изучение его правил и обычаев. Законам ритуального очищения посвящена также ѓафтара Шабат пара (Иезекииль - Йехезкель, 36:16-36). Наиболее отчетливо видна связь ѓафтары с наставлением о рыжей корове в стихе 25: « И окроплю вас чистой водою, и очиститесь от всей вашей скверны, и от всех нечистот ваших Я очищу вас».

Шабат ходеш - это суббота перед новомесячием нисана, когда дополнительно читают фрагмент из книги « Исход» - « Шмот» (12:1-20), начинающийся словом ходеш, т.е. « месяц»: « Месяц этот для вас - начало всех месяцев, первый он у вас среди месяцев года». Если новомесячие нисана выпадает на субботу, то читают три фрагмента из Торы: а) недельный раздел, б) текст о жертвоприношениях, который принято читать в любое новомесячие (« Числа» - « Бемидбар», 28:9-15), в) вышеназванный фрагмент из 12-й главы книги « Исход» - « Шмот», где обсуждаются законы Песаха, действовавшие до и после исхода из Египта. Дополнительное чтение Торы побуждает евреев начать готовиться к Песаху, тем более что этот праздник требует особо тщательной подготовки всего дома. Ѓафтара (Иезекииль - Йехезкель, 45:16, 18-46) тоже обсуждает приготовления к Песаху, но в Храме.

Шабат ѓа-гадоль - это суббота перед праздником Песах. Полагают, что это название связано с ѓафтарой этой субботы - завершающими стихами книги пророка Малахи, которая кончается фразой: « Вот Я посылаю к вам Элияѓу-пророка перед приходом Б-жьего дня - великого и ужасного». Слово ѓа-гадоль и означает « великий». Иногда название Шабат ѓа-гадоль связывают с тем, что в эту субботу раввин особенно долго беседует с собравшимися на молитву в синагоге, разъясняя им законы Песаха. А Раши в комментарии к молитвеннику говорит о том, что, когда в ночь перед выходом из Египта евреи сидели за трапезой и ели мясо жертвенного барана - корбан Песах, египтяне хотели воспользоваться этим и устроить погром. Однако, как мы знаем, никакого погрома не было, и Раши видит в этом великое чудо, нес гадоль, память о котором сохранилась в названии Шабат ѓа-гадоль - Великая Суббота.

В эту субботу принято читать в синагоге особые пиютим - поэтические тексты, вошедшие в молитвенник, - посвященные законам Песаха. В некоторых общинах после обеда читают выдержки из пасхальной Агады об исходе из Египта, до слов « искупить грехи наши».

С Шабат ѓа-гадоль связаны разные народные обычаи. Немецкие евреи после чтения отрывков из Агады переодеваются в новые одежды. В Польше после этого чтения раздают детям крутые яйца - символ искупления первенцев. Евреи Бессарабии, напротив, надевают в Великую Субботу будничную одежду, подчеркивая этим, что субботнее платье выстирано, выглажено и дожидается теперь дней Песаха.

Суббота сегодня
Раскрыть эту статью в полный экран
   Назад в журнал

Зеев Гейзель

Материальный мир, в котором мы живем, сильно изменился с тех пор, как евреи вышли из Египта. Только за последний век появилось огромное множество электроприборов, новые средства транспорта, связи, компьютеры и т. д. Изменился и сам ритм жизни. Поэтому многие спрашивают: возможно ли соблюдать Cубботу в современных условиях?

Миллионы евреев, соблюдающих сегодня субботу, уже тем самым дают ответ на этот вопрос: да, возможно. Более того - сегодня это сделать легче, чем было когда-либо: именно появление большого числа новых приборов (например, термосов, холодильников и т. д.) облегчило выполнение субботних законов.

Да, в субботу запрещено разжигать огонь и тушить его. Нельзя включать и выключать электрические приборы. Однако если прибор был включен до наступления Cубботы, это меняет дело. Поэтому:

- для разогрева пищи используется специальная электроплитка с закрытым нагревательным элементом - плата-Шабат, которая включается перед наступлением Субботы, и все блюда, стоящие на ней, остаются горячими в течение всего дня (в Израиле, например, практически все кухонные печи-плиты продаются со встроенным внутрь механизмом плата-Шабат);

- электрическая лампочка, включенная до Cубботы, может гореть весь день и освещать квартиру, дом, двор или улицу;

- если необходимо, чтобы лампочка горела только в нужное время, используют специальные « реле времени» - шаон-Шабат; тем самым можно заранее выбрать, когда и на какой срок будет включен в этот день свет (а также нагревательные приборы, кондиционер и т. д.); сегодня в Израиле при постройке нового дома квартиры часто снабжаются такими часами;

- в некоторых государственных учреждениях и гостиницах Израиля используется « субботний лифт» - маалит-Шабат, который поднимается, спускается и останавливается на этажах автоматически, без активного участия человека (нажатия кнопки и т. п.).

Разумеется, во всех этих примерах речь идет о предметах, необходимых для соблюдения Субботы. Нельзя, например, заранее включить телевизор, чтобы смотреть его в этот день.

Существуют также многочисленные автоматы для выполнения сельскохозяйственных работ в Субботу (например, для дойки коров, так как недоенная корова испытывает мучения) и т. д. В Израиле такую аппаратуру разрабатывают многие предприятия - в частности, научно-исследовательский институт « Цомет», занимающийся « субботними» и другими « ѓалахическо-технологическими» проблемами.

Эрув

Один из самых существенных с практической точки зрения субботних запретов (наряду с включением/выключением электроприборов и зажиганием/тушением огня) - это запрет переносить предметы на территории « общественного владения» (например, улицы населенного пункта). Понятно, что это сильно ограничивает человека в Субботу: нельзя выйти из дома, когда в твоем кармане - ключи или платок, нельзя принести в синагогу молитвенник или талит и т. д. - одним словом, ничто, кроме одежды на человеке, не может быть вынесено из дома и внесено в другой дом. Однако в тех местах, где живут много евреев, они могут договориться и обнести весь город (или его район, или квартал, или несколько дворов) общей оградой - забором или проволокой, натянутой между столбами.

Возведение такой ограды называется эрув хацерот - « объединение дворов». Такая общая ограда превращает всю территорию внутри нее в одно « общее владение» для субботних нужд, и внутри эрува можно переносить любые предметы - разумеется, кроме запрещенных в Субботу.

Практически сооружение эрува вокруг целого города возможно сегодня только в Израиле, где за это ответственен Главный раввинат, или в тех городах еврейской диаспоры, где существует достаточно сплоченная еврейская община.

В Израиле эрув существует вокруг каждого населенного пункта, в котором есть еврейское население - даже немногочисленное (как, например, в Хевроне), - включая военные базы и молодежные кемпинги. Иногда существуют также совместные эрувы для двух или более расположенных рядом мелких населенных пунктов.

В некоторых местах еврейского рассеяния существуют небольшие районы (размером с квартал или небольшой городок), населенные практически исключительно соблюдающими Субботу евреями. Эти районы, как правило, также имеют собственный эрув. Кроме того, иногда свой эрув сооружают еврейские гостиницы и молодежные лагеря. В некоторых крупных населенных пунктах США также существует эрув вокруг всего города.

Вопросы к раввину
Раскрыть эту статью в полный экран
   Назад в журнал

Почему в Шабат...

1. ...можно пользоваться водопроводом, но нельзя - электричеством? Ведь и та, и другая системы работают в автоматическом режиме, однако в обоих случаях за центральным пультом дежурят диспетчеры, кроме того, работают аварийные службы и охрана.

2. ...нельзя говорить по телефону, являющемуся исключительно средством связи, т.е, общения, в том числе - по мобильному, который не использует энергию от сети, и вся связь полностью автоматизирована (с учетом оговорок по вопросу 1)? Если же это спутниковый телефон, то обслуживающий персонал вообще не в Израиле, а разговор ведется, предположим, на совершенно кашерную тему, например, именно о Шабате, с раввином.

3. ...нельзя пользоваться (для беседы на кашерные темы через Интернет - не для письма) компьютером, который постоянно в сети, - ведь мы пользуемся включенной до Шабата платой для подогрева пищи?

Ещё вопросы:

- как быть, если в Шабат еврей находится на корабле, в открытом море, - ведь никто не остановит судно перед наступлением этого дня?

Как решалась эта проблема в прежние времена, когда не было авиасообщения и железных дорог, - ведь теперь человек может заранее заказать себе билет на поезд или самолет так, чтобы в Шабат не оказаться в пути?

- как быть с электробатарейками, ручками да и вообще с любыми обиходными предметами зарубежного производства, - а вдруг они были разработаны и (или) произведены в Шабат с использованием труда евреев?

Ответы раввина

Начнем с вопроса о пользовании электричеством и водой. Ответ на него в известной степени явится и ответом на два следующих вопроса.

Каждый раз, когда мы сталкиваемся с новым понятием, возникают споры. Я бы определил их как квалификационные. Все авторитеты в равной степени приемлют основополагающие принципы еврейского законодательства, но когда дело касается того, к какой категории отнести то или иное явление, определить его рамки и так далее, почти по каждому вопросу возникает целый спектр мнений. Подчеркиваю: при этом все согласны в принципиальных положениях Закона! Электричество не стало исключением. В тот момент, когда из лабораторий ученых оно « вышло в мир», стало бытовым явлением, возникла необходимость классифицировать его, соотнести с уже имеющимся корпусом ѓалахических установлений. До сих пор в этих вопросах нет единства мнений; окончательная классификация электричества в рамках субботних запретов так и не произведена, хотя соображений накопилось уже много. В этом случае, как и во всех подобных, раввины воспользовались принципом « не навреди»: поскольку речь идет о субботних запретах, нарушение которых недопустимо, они не воспротивились использованию электричества, если бытовой прибор включен до Субботы и работает без вмешательства человека до ее исхода, но запретили включение, выключение и регулировку электроприборов, замыкание и размыкание электрической цепи.

Здесь важно понять, что именно в природе электричества наиболее существенно с позиции Ѓалахи. По этому поводу выдвигались и продолжают выдвигаться разные теории, но ни одна из них пока не признана убедительной для всех, а значит - не получила силы закона. Я тоже не имею на этот счет определенного мнения.

Что касается плавания на корабле, то здесь возможны разные ситуации. В давние времена принадлежавшее евреям судно еще до начала Субботы приставало к берегу. Евреи сходили на сушу и снова пускались в плавание лишь после исхода Субботы. Сегодня трудно вообразить ситуацию, при которой корабль плывет, не заходя в гавань, дольше шести дней. Если же он вообще принадлежит неевреям, то нет ѓалахической проблемы: Субботу можно соблюдать и в пути.

Относительно предметов, выпущенных на зарубежных заводах, которые работают и по Субботам, скажу так: на пользование такими вещами нет ѓалахических запретов. Иное дело приготовленная в Субботу еда: ее есть нельзя, даже если поваром был нееврей. Если на работающих в Субботу заводах трудятся евреи, это ни в коей мере не делает проблематичным использование самого изделия. При этом каждый из этих людей, нарушивших Субботу, будет держать отчет пред Всевышним. Какую оценку получит его поведение, он узнает наверняка, но это уже его личное дело.

К главной странице

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5
           
Купить сахар оптом. . Стоимость услуг электролаборатории.