Нахум Гутман
Н.
Гутман. "Лодки в Яффо". 1931 г.
Корабль, доставивший нас из России в Землю Израиля, остановился в Яффском
порту лишь на самое малое время, чтобы мы успели высадиться на берег. К кораблю
приближалась шлюпка. Она попеременно вздымалась и падала на волнах, и временами
казалось, что она того и гляди ткнется носом в борт корабля, а временами она
будто удалялась от нас, и ее матросы выглядели темными силуэтами на фоне неба.
Неожиданно стоявший на палубе корабля матрос-араб подхватил моего брата и
бросил прямо в руки другого матроса, стоявшего широко расставив ноги в раскачивающейся
шлюпке. Брат полетел вниз. Я успел увидеть лишь подметки его башмаков. Они
походили на ладони, протянутые в мольбе к небесам.
Шлюпка поплыла к порту, и мы увидели, как брат машет нам, уже стоя на берегу.
Земля там была прочной. Это произошло в пятом году двадцатого столетия; мне
тогда было восемь лет.
Когда все мы оказались на берегу, корабль плыл дальше по маршруту, в Бейрут.
Дым из его трубы висел над побережьем, а сам он четко вырисовывался на горизонте.
Мы словно остались на острове посреди океана.
Н.
Гутман. Иллюстрация к книге Х.Н. Бялика. 1929 г.
Теперь, когда я возвращаюсь из заграничных плаваний, и корабль приближается
к берегу этой земли, мое сердце учащенно бьется. Так, наверное, чувствует
себя теленок, возвращающийся в свой коровник, или, если вам нравится более
изящное сравнение, птенец в свое гнездо.
С той поры прошло пятьдесят лет, и много разных событий произошло на острове
посреди океана.
Мой отец был писателем и учительствовал в ивритской школе. Если я просыпался
ночью, то видел на полу квадрат света, падавший из комнаты отца. Это означало,
что он еще сидит за своим столом и проверяет школьные тетрадки. А может быть,
пишет рассказ. Указательный и средний пальцы его правой руки всегда были выпачканы
красными чернилами.
По утрам мама кормила меня настоящим завтраком. Отец едва пробовал что-нибудь
и, утирая рот салфеткой, торопился к двери. Он хотел оказаться в школе пораньше,
когда учителя как раз договаривались о том, каким словом пользоваться: группа
или класс, пешеходная дорожка или тротуар.
Как-то раз учитель выгнал меня с урока. Я рисовал в тетради и не слушал его
объяснений. Вдруг я услышал веселые голоса, доносившиеся от школьных ворот.
Школьное здание стояло на краю Яффы последним, дальше шли пески. Когда мне
случалось видеть спину человека, прокладывающего путь среди песчаных дюн,
я был уверен, что он отправляется в иной мир (сегодня этот иной мир называется
Тель-Авив).
Н.
Гутман. "Прогулка". 1960 г.
Итак, я пошел на голоса к школьным воротам. Я увидел, как мой отец играет
с первоклассниками в салочки. Иногда он выходил из игры, подходил к девочкам
и пел им какую-нибудь песню, а потом снова присоединялся к игре. Лицо отца
было оживлено, глаза лукаво поблескивали, особенно, когда наступала его очередь
бежать вдогонку.
Я почувствовал себя так, будто проглотил целиком холодную картофелину. Мне
стало грустно. Дома мой папа никогда нам не пел. Не бегал и не играл с нами.
Дома он только писал и сочинял учебники для чтения на иврите. И я понял, что
приходится мириться с тем, что не мне одному принадлежит его время и его душа.
Однажды моя мама заболела и умерла. Мне было тогда двенадцать. Долгие годы
после того странное чувство мешало мне выговорить слово мама.
Н.
Гутман. "Точильщик". 1931 г.
Бабушка, жившая в Одессе, мать моего отца, узнала о несчастье и поспешила
на помощь, к своим птенчикам. Нас было пятеро. Дед не согласился бросить дом
и все прочее. Бабушка заставила его пойти к раввину, и после этого имущество
было продано, а спустя еще месяц повозка, доверху груженная узлами и саквояжами,
остановилась возле дома в Тель-Авиве. Посреди узлов виднелись две фигуры,
по-зимнему укутанные в темное, и два маленьких светящихся личика. То были
бабушка и дедушка. Я полюбил бабушку с первого взгляда. Бабушка сразу привела
к нам в дом учеников гимназии Герцлия и заботилась о том, чтобы они не голодали.
Когда и я перешел учиться в гимназию Герцлия, я и там продолжал рисовать
в тетрадках и не слушал уроков. Не думайте, что я этим горжусь, вовсе нет.
Я уже говорил, что вокруг были сплошные пески; теперь я хочу добавить, что
они были чистые и гладкие, словно простыни после прачечной. Кто бы ни прошел
по ним, оставлял на них свой след.
Я видел, как на этих дюнах возводили дома, прокладывали улицы, мостили тротуары
(а не пешеходные дорожки) и начинали новую жизнь. Но быть внимательным на
уроках я так и не научился. Поэтому в один прекрасный день я отправился в
запряженной парой повозке - а еще один конь, резервный, бежал следом - в Иерусалим
и поступил в Бецалель. Так называлось художественное училище в Иерусалиме.
То, о чем скажу ниже, мне хотелось бы напечатать мелким шрифтом, чтобы выделенные
строки надежней запомнились читателю:
Н.
Гутман. "Иллюстрация к книге Х.Н. Бялика". 1929 г.
Когда учишься на художника, ты не только учишь ремесло рисовальщика.
Ведь когда человек рисует, он смотрит, слушает, уясняет, тренирует руку. Он
думает, чувствует, прислушивается к ближнему, видит то, чего другие не замечают.
Он берет в расчет такие вещи, на которые никто не обращает внимания. Тот,
кто рисует, своеобразным образом решает, что правдиво и что ложно, что честно,
справедливо, наивно или мудро. Он ловит то, что сознательно или невольно норовит
ускользнуть от взгляда, и тем не менее все эти усилия еще не означают, что
нарисованное им будет хорошо. Что у него выйдет удачный, интересный рисунок.
(Или это все еще непонятно?)
Короче говоря, в Бецалеле я открыл для себя не только рисование. Там я окунулся
в жизнь. Несколько месяцев я проходил испытательный срок, а на летние каникулы
вернулся домой. Это означало - в один из двух десятков домов, построенных
на песках Тель-Авива. Вот я стою у окна нашего дома на улице Герцля и гляжу,
как навозные жуки неторопливо шествуют посреди улицы, а напротив стоит мой
учитель из Бецалеля, художник Абель Пан. Он поманил меня пальцем, и я с опаской
вышел к нему.
Учитель пригласил меня прогуляться.
- Что ты собираешься делать после каникул? - спросил он.
Я бросил красноречивый взгляд на здание гимназии Герцлия справа от меня.
- Я думал, это не для тебя, - продолжал учитель. - Три твоих рисунка признаны
отличными. Мы вывесили их в зале. Ты должен быть художником, и ты им будешь.
Можешь считать, что я сказал: королем. Король, кочевник и художник делают,
что захотят.
Когда я вернулся с прогулки, мне показалось, что голова моя достает до дверной
притолоки.
Окончилась Первая мировая война, и я поехал в Европу. Там я еще шесть лет
занимался рисованием. Тогда Шошана Персиц, заведующая издательством Искусство,
заказала мне рисунки к рассказам моего отца, которые готовились к печати в
пяти томах. А Бялик заказал мне иллюстрации к детским рассказам Черниховского
для своего издательства Двир.
Н.
Гутман. "Верблюды". 1960 г.
С тех пор я иллюстрировал множество книг. Сто - это много? Я сделал рисунки
к книжкам, число которых гораздо больше ста. И еще за тридцать лет я нарисовал
несколько тысяч иллюстраций к еженедельнику для детей Давар. Чем больше я
рисую для детей, тем больше книжек с картинками хочется мне сделать, тех,
которых мне так не хватало и о которых я так мечтал в детстве. Словно я выплачиваю
долг самому себе, мальчику Нахуму Гутману, который живет во мне.
Когда я поехал в Южную Африку, мой друг Яцив, редактор детского журнала Давар,
попросил присылать ему письма для читателей. Я старался выполнить его просьбу,
и из писем составилась моя первая книжка - В стране у негров зулу и их короля
Лобенгулу. Эта книжка с моими рассказами и рисунками много раз переиздавалась,
так что вышли десятки тысяч ее экземпляров. Ее читали дети, дети вырастали
и читали своим детям, потом своим внукам - читали и перечитывали, пока не
выучили целые куски наизусть. Взрослым дядям и тетям читать ее вслух было
еще приятнее, потому что на них смотрели внимательные детские глаза. И я всем
этим немножко горжусь.
Бывает, я сижу в кресле у керосиновой печки, на ногах - тапочки, а на лице
- улыбка. Мне вдруг неодолимо хочется опять странствовать по джунглям, и тогда
я вспоминаю всех друзей, о которых рассказал в своих книгах. Я и не мечтал
быть писателем; но легкие забавные рассказики о том, как мы живем тут, в Земле
Израиля, - такой же мой долг, как детские книжки с картинками. Я хочу дать
другим то, чего не досталось мне. Я хочу поделиться с самим собой, а не только
со своими домашними.
Самые лучшие годы в жизни моей семьи - это годы, когда росли дети. Нет большего
наслаждения, чем наблюдать, как взрослеет твой сын. Я каждый месяц отмечал
на дверном косяке его рост. Сегодня он такой высокий, что я не могу разглядеть,
достаточно ли хорошо он причесан.
Я люблю кормить голубей, поливать садик и есть миндальные орешки. И конечно
- рисовать.
Н.
Гутман. "Тель-Авив". 1960 г.
Перевела Зоя Копельман.