КАЛЕНДАРЬ

ГОРЬКИЕ ДНИ

17 тамуза— пост, 9 ава — пост

Есть в еврейском календаре три недели, называемые неделями скорби. Начинаются они горестным днем 17 тамуза и завершаются еще более горестным — 9 ава. Оба эти дня — дни постов, названных датами к которым они приурочены: пост Семнадцатое тамуза и Девятое ава.

Первый из них относится к так называемым «малым» постам, второй — к «большим». «Больших» постов в календаре всего два: кроме Девятого ава, еще только Йом Киппур. Семнадцатое тамуза, как и прочие «малые» посты содержит меньше ограничений, нежели большие посты. Он длится только день — с утра и до вечера, в то время как Девятое ава — целые сутки.

17 тамуза 70 года н.э. римские войска ворвались в Иерусалим, начались ожесточенные уличные бои; через три недели все было кончено: Храм был разрушен. Именно поэтому эти три недели и называются неделями скорби. Завершающий их день 9 ава — последний трагический аккорд этих событий.

Однако скорбное содержание этого дня не исчерпывается разрушением Второго Храма. Именно в этот день был разрушен в 586 г. до н.э. Первый Храм, в 135 г. н.э. была взята римлянами крепость Бейтар — последний оплот антиримского восстания Бар-Кохбы, в 1290 году евреи были изгнаны из Англии, в 1492 году — из Испании, в 1555 году римская еврейская община была заключена в стены гетто; в 1914 году началась Первая мировая война, принесшая еврейскому народу огромные бедствия и послужившая началом цепи трагических событий XX века, в 1941 году нацистами был утвержден план концентрации евреев Польши в гетто для их последующего уничтожения.

Мудрецы считают, что корнем бедствий дня 9 ава, аккумулирующего, кажется, всю боль еврейской истории, стало событие, описанное в Торе: в этот день евреи не решились вступить в Страну обетованную. Народ проявил малодушие, недоверие к слову Всевышнего и ностальгически вспомнил времена рабства в Египте. Поколению Исхода был вынесен суровый приговор: оно не удостоилось войти в Страну обетованную.


EX LIBRIS «МЕКОР ХАИМ»

МНОГОЦВЕТНЫЙ КОВЕР

Очередной номер «Отцов и детей» посвящен еврейским этническим общинам

Михаил Горелик

Типичный сюжет: некий правитель, как водится, по злому наущению лукавого царедворца, решил уничтожить еврейскую общину. Сыграв на опережение, евреи преподнесли владыке в дар два ковра: один одноцветный, другой — радующий глаз многоцветием. И тот выбрал многоцветный ковер, а вслед за ним и многоцветный мир — еврейская община была спасена.

Этот рассказ имеет отношение к любому полиэтническому и полирелигиозному (поликонфессиональному) сообществу. И с этой точки зрения, — очевидным образом к России тоже. Но она имеет, причем очень специфическое, отношение к еврейскому сектору Израиля: ведь Израиль — это по существу модель всего человечества. Сюда приехали евреи из «всех» стран мира, носители самых разнообразных, порой остро контрастных, менталитетов. Что у них общего? Смогут ли они найти общий язык (инверсия истории о Вавилонской башне)? Существует ли у них общая национальная идея? История с коврами взята из последнего выпуска издаваемого Институтом изучения иудаизма в СНГ семейного (для взрослых и детей) журнала «Отцы и дети». Как и все последние выпуски, он тематический: на сей раз его тема — этнические еврейские общины. Этой теме посвящен ряд обзорных материалов: «Еврейские этнические общины», «Старейшие этнические общины в Европе», «Еврейские общины в Советском Союзе». «Разные евреи Израиля». С определенной точки зрения, журнал этот поразительный.

Дело в том, что Институт изучения иудаизма в СНГ (далее просто Институт) — организация религиозная, ставящая своей целью приобщение еврейства в странах бывшего СССР к иудаизму, от которого оно в течение всего периода советской истории было насильственно оторвано. Очевидным образом, иудаизация всего еврейства России и сопредельных стран — дело заведомо несбыточное. Однако можно создать предпосылки, для того, чтобы приближение к иудаизму и вхождение в него стали возможны. Институт проводит системную кампанию по религиозному ликбезу. Кто-то из тех, кто прошел семинары Института, участвовал в его проектах, действительно стал, что называется «соблюдающим», и таких людей не так уж мало.

Однако куда больше тех, кто просто сделал шаг навстречу своему еврейству, избавился (или отчасти избавился) от комплексов и предрассудков, познакомился с новыми ценностями и получил стимул для дальнейшей учебы. Сотрудники Института приветствуют динамику: любой шаг (даже шажок) вперед — уже успех, главное — не стоять на месте.

Учитывая эту позицию, естественно было бы ожидать от «Отцов и детей» интенсивного учительского и проповеднического напора. Однако ничего этого нет и в помине — именно поэтому я и назвал журнал «поразительным». Пафос журнала — это не проповедь, а разговор, не надиктовывание готовых религиозных рецептов, а приглашение к размышлению. Для религиозного издания все это, согласитесь, очень непривычно Вот некий человек встречает в поезде (дело происходит в Румынии) местечкового еврея. Он стыдится его, а затем преодолевает свой стыд. Вот история мальчика, приехавшего в Израиль в 50-е годы из Сирии. Он никак не может привыкнуть, что среди учителей есть женщины, что учителя не используют в качестве дисциплинарного орудия палку и что мальчики и девочки учатся вместе — как вообще можно думать об учебе, когда рядом сидят такие красивые девочки!

Ну, что здесь такого специфически религиозного? Ничего. И это можно сказать о большинстве материалов, опубликованных в «Отцах и детях». Но есть общая атмосфера, в которой возникают вопросы о природе человеческих отношений, об основе единства разных людей.

Местечковый старик, вызывающий снисходительные улыбки пассажиров, оказывается торговцем еврейскими книгами. «Книги, авторы, проблемы, темы с трудными и странными названиями, о которых сегодня я слышу впервые, имена, пришедшие из минувших эпох, само звучание которых никогда не доходило до меня, дела давно минувших дней, о которых я не имел ни малейшего представления — все это носит он в своей памяти, все это живо в его сердце». В этом простеньком рассказе возникает, помимо внутреннего конфликта героя, конфликт культуры и цивилизации. Старый еврей, сам того не зная (сам-то он вполне самодостаточен) бросает герою рассказа вызов. Мальчик из Сирии, вечно попадающий впросак и самоутверждающийся в новой социальной среде, временами наводя ужас на учителей, играет с соседом на уроке в забавную игру: каждый из них открывает в произвольном месте текст Торы и считает, сколько раз на странице встречается слово «Г-сподь». В известном смысле эта игра ничем не отличается от «Пьяницы». С одной существенной разницей: мальчик живет не в мире карт, а в мире Торы, которую безо всяких усилий читает на том самом языке, на котором она написана. Этот мир ему свой. Мальчик ведет себя, как наследный принц, играющий на коленях отца его короной.

В этом же рассказе выясняется, что в Сирии субботу отмечают не совсем так, как в других странах Этого не знала даже учительница, а теперь узнает весь класс. Еврейский мир полон различий, но эти различия базируются на большом единстве.

Небольшой этюд о специфике празднования Хануки в разных странах, о различных ханукальных светильниках развивает эту тему.

Замечательна история двенадцатилетней девочки, которая летит с родителями в Америку, но в силу обстоятельств застревает на субботу в Лиссабоне. Случайное уличное знакомство, и вот, гости из Израиля оказываются в доме у людей, которые только недавно поняли, что они евреи. Это потомки тех, кто в пятнадцатом веке были насильно обращены в христианство, но тайно продолжали следовать еврейской традиции хоть в чем-то, хоть в самой малости. Мать хозяина дома считала себя португалкой, но всегда испытывала иррациональные чувства симпатии к евреям. Однажды, беседуя с раввином, она рассказала ему о некотором непонятном ритуале, который тайно совершала в пятницу вечером ее бабушка — и тот объяснил ей, что бабушка просто зажигала субботние свечи.

Этот португальский эпизод вырастает в общем контексте журнала до размеров притчи: хотя советским евреям национальная политика не давала забыть о своем еврействе (многие хотели бы), но они были так же далеки от него, как девушка из Португалии, и теперь им надо проделать тот же путь к собственным корням. Как всегда, в «Отцах и детях» публикуется интервью Зои Копельман с раввином Адином Штейнзальцем. Как всегда, оно интересно и содержательно. На сей раз речь идет о том, как евреи умеют интегрироваться в культуры различных стран, с какой страстностью и глубиной реализуют себя в них. Проблема состоит в том, чтобы обрести наконец свое собственное лицо.

Я хочу завершить обзор «Отцов и детей» тем, с чего журнал начинает. Это колонка главного редактора журнала Давида Паланта, в которой он исполняет своего рода увертюру к номеру. В ней он знакомит читателей, помимо всего прочего, с тремя важными утверждениями еврейской историософии. Это принципиальная разность в единстве, заложенная уже при самом рождении еврейского народа. Это положительное отношение к поликультурному миру, к многообразию человечества. И наконец, это функция еврейского рассеяния как собирания лучшего, что есть в культурах всех народов, с тем, чтобы осмыслив все это, творчески переработать «и сделать частью своего служения Творцу».


КЛАССИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ

Каждую неделю в синагоге читается определенная часть Торы, называемая недельным разделом. За год полностью прочитывается вся Тора. Каждый недельный раздел имеет название, совпадающее с первыми ключевыми словами первой фразы раздела (в частности, это может быть и одно слово).

Понятно, что газетные возможности крайне сужены. Дать хоть сколько-нибудь систематический комментарий даже к небольшому отрывку — невозможно. Поэтому фрагменты еврейских классических комментариев в изложении Цви Одессера следует рассматривать лишь как указание на многогранность текста Торы и приглашение к пристальному чтению.

ПИНХАС

«...За то, что он возревновал за Всесильного [Б-га] своего...» (25:13)

Пинхас, не думая о том, как это может отразиться на его судьбе, расправился с теми, кто, не скрываясь, блудил с идолопоклонницами; он взял на себя роль палача, хотя Моше, Аарон и семьдесят старейшин народа Израиля еще не вынесли судебного решения. Часто можно услышать: «Почему я должен быть лучше других?», — но только грешник ищет оправдание в поведении окружающих. В Десяти заповедях все глаголы, стоящие в повелительном наклонении, — в единственном числе: Всевышний обращается к каждому еврею. История с Пинхасом учит нас тому, что бывают ситуации, когда авторитеты бездействуют, и кто-то должен, «возревновав за Всесильного», взять ответственность на себя. («Хоматэш»)

«Да назначит Б-г, Всесильный [Г-сподь] душ всякой плоти, человека над обществом... чтобы не было общество Б-га как стадо, у которого нет пастуха» (27:16,17)

Если овцы для пастуха, а не пастух для овец, о чьем благе тот помышляет — о стаде или о себе? Моше-рабейну молит Творца о том, чтобы его преемник был готов к самопожертвованию во имя народа, чтобы у евреев был верный и заботливый пастырь. («Ктав-софер»)


МАТОТ

«Если человек даст обет Б-гу или принесет клятву, приняв запрет на себя, то не должен он нарушать слово свое, все, что сказал, должен он исполнить» (30:3)

Тому, кто ни одного слова не бросает на ветер, скрупулезно исполняя все обещанное, будут ниспосланы, согласно принципу «мера за меру», и все уготованные свыше благословения. Сказали наши мудрецы: «Праведный решит — Г-сподь свершит». («Аводат-Исраэль»)

«...И достанется вам эта страна во владение пред Б-гом» (32:22)

Восточный берег реки Иордан изначально не был частью Земли обетованной. Однако евреи проявили готовность к самопожертвованию, сражаясь на подступах к обещанной им Б-гом стране с идолопоклонниками, стоявшими у них на пути. Поэтому святость распространилась и на «эту страну», так что и она стала «владением пред Б-гом». («Мло га-омер»)

МАСЭЙ

«То назначьте себе города; городами-убежищами будут они у вас, и будет убегать туда убийца, убивший человека по ошибке» (35:11)

Тот, кто — не дай Б-г! — совершил непреднамеренное убийство, сокрушен духом и буквально не находит себе места. И все же есть место, предназначенное для таких, как он, испытывающих душевные муки и раскаяние, — это город-убежище, предусмотренный для этих людей Торой. Однако если грешник продолжает чувствовать себя вполне комфортно и не ищет пути к спасению или долго раздумывает, в какой именно из городов-убежищ ему лучше податься, это означает, что он сознательно отверг защиту Всевышнего и не испытывает раскаяния. («Хидушей-га-Рим»)

ДВАРИМ

«Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю на той стороне Иордана, в пустыне, в степи, против Суфа, между Параном и Тофелем, и Лаваном, и Хацеротом, и Ди-Загавом» (1:1)

На каждой из перечисленных стоянок сыны Израиля согрешили во время своих странствий, но Моше напоминает об этом не напрямую, а намеком, называя все эти места. (Раши) Даже если досконально разъяснить глупцу, в чем состоял его грех, он и тогда ничего не поймет. Однако евреям было достаточно намека, чтобы они могли сделать соответствующие выводы. Мудрецы говорят, что поколение пустыни было крайне восприимчиво к словам увещевания. («Диврей-шаарей-хаим»)

«По ту сторону Иордана, в стране Моав, начал Моше объяснять Учение это...» (1:5)

Моше объяснял Тору на семидесяти языках. (Раши) Некоторые считают, что заповеди Торы легко исполнять либо в пустыне, где никто не мешает этому, либо в Стране Израиля, где для этого есть условия. И поскольку «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», то в изгнании, в нееврейском окружении, в чужой культурной среде, мы, говорят эти люди, обязаны «уважать местные обычаи» и вести себя соответственно. Излишне говорить, что следствием подобного конформизма является тотальная ассимиляция. Евреи еще не ступили на Святую Землю, а Моше уже толковал Тору на семидесяти языках. Из этого следует вывод: где бы еврей ни находился, на каком языке ни говорил, он обязан изучать и исполнять Тору, ведь ее заповеди остаются актуальными для всех времен и любых условий. («Ктав-софер»)

ВАЭТХАНАН

«И молился я Б-гу в то время...» (3:23)

Когда Яаков сказал: «И ответит завтра пред Тобой за меня моя праведность...» («Брейшит», 30:33), — Всевышний ответил ему: «Не надейся на [то, что твоя сегодняшняя праведность защитит тебя в] день завтрашний, ибо завтра твоя дочь будет изнасилована». И действительно: «И вышла Дина... и увидел ее Шхем...» (там же, 34:1,2) В отличие от праотца Яа-кова, Моше молился «в то время», то есть просил о помощи в решении насущных проблем, занимавших его в тот момент. Лишь тогда, когда вопрос актуален и требует срочного разрешения, молитва целесообразна, не стоит молиться «про запас». («Ор цадиким»)

«Я стоял между Б-гом и вами в то время...» (5:5)

«Я» — человеческий эгоизм — вот то, что отделяет нас от Б-га! До тех пор, пока человек ощущает себя как «Я», он не способен к диалогу с Творцом. (Рабейну га-кадош Магарам из Кобрина)


РАЗГОВОРЫ С РАВВИНОМ

ГРУППА РИСКА

Борода — естественный символ мужества и власти

Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика

— Когда Гейне был молод, культура древних греков казалась ему образцом. В еврейском мире ему недоставало красоты. Потом он пересмотрел свое мнение. Греки остались для него всего лишь красивыми детьми.

— Маркс говорил нечто подобное.

— Почему бы и нет— они были люди одного круга, и это было тогда общее культурное клише. Так вот, если греки— дети, то евреи взрослые. С какого-то момента Гейне стал идентифицировать себя со взрослыми.

Одна из концептуальных особенностей греческой культуры — культ молодости. По всей видимости, именно греки придумали бритье — своего рода погоня за молодостью.

— Но ведь египетские жрецы тоже брились.

— Требование культа. Кроме того, они были оскоплены. В древности борода — естественный символ мужества и власти. Во времена Сократа греки еще носили бороду, во времена Александра уже брились. В Риме императоры с определенного времени бриты — влияние Греции, затем опять появляются бороды — влияние Востока.

— В России Петру пришлось вводить бритье силой. Голый подбородок воспринимался как признак гомосексуальности, поэтому бритье казалось позором.

— Поскольку гомосексуализм считался позором. Точно так же, как и у евреев. Библия высказывается на сей счет со всей возможной определенностью. Между тем в Греции гомосексуализм был нормой. Все это органично связано с культом молодости. В еврейском мире — ничего подобного. На иврите одно и то же слово означает «старец» и «старик», и оно носит глубоко положительный характер. В Библии и в Талмуде слова «старик» и «мудрец» часто выступают в качестве синонимов. Уважение к старости рассматривается не как добрый народный обычай а как прямое и требующее неукоснительного исполнения требование Всевышнего: «Перед сединой вставай и уважай старца».

В Талмуде рассказывается о прославившемся своей мудростью еще в юности Элазаре бен Азарье. В 17 лет он был избран главой Синедриона (случай уникальный). Его внешность совершенно не соответствовала его общественному статусу, и он от этого страдал.

— Своего рода комплекс возрастной неполноценности.

— Можно и так сказать. В какой-то момент произошло чудо: в одну ночь он поседел. Он говорит о себе: «Я теперь, как семидесятилетний». И в этих словах — не сокрушение от преждевременной старости, а удовлетворение: наконец-то его внешность соответствует теперь его статусу.

— Эта история кажется сегодня психологическим казусом.

— Поскольку менталитет изменился. Запад (а вслед за ними Россия и Израиль) в огромной мере воспринял греческую идею молодости, связанную с красотой и здоровьем. Старость пугает. Старость перестала быть тем, что заслуживает уважения. «Старик» — это может звучать снисходительно, жалостливо, насмешливо, оскорбительно. Поэтому лучше вообще не произносить это слово.

— Мне это напоминает отношение к слову «еврей» в советскую эпоху. Тоже трудно произносилось.

— В Израиле в названии заведений для престарелых обычно употребляется эвфемизм «золотой возраст». А в России как?

— То же самое: стариков называют ветеранами— чтоб не обидеть. С другой стороны, в России, в отличие от Израиля, в полной, я бы даже сказал, в пугающей, мере воплотилась идея геронтократии.

— Ну, сейчас-то ваш президент молод.

— Да, и контраст просто художественный.

— В традиционном еврейском мире, наряду с уважением к старости, есть трезвое сознание, что с человеком в преклонном возрасте могут происходить малоприятные изменения, и дело тут не только в физическом дряхлении. В Талмуде рассматриваются ограничения, налагаемые на членство в Синедрионе. Членами верховного суда, в компетенции которого было вынесение смертных приговоров, не могли стать люди, известные своей жестокостью, а также старики и бездетные. Идея такого ограничения состоит в том, что жизнь людей не должна зависеть от судей с дефицитом милосердия.

— Старики и бездетные априори считаются жестокосердными?

— Да, это своего рода презумпция немилосердия. Человек, у которого не было детей, лишен очень важного опыта снисхождения и прощения. Нередко бывает так, что с возрастом старики отдаляются от ближних, душевная теплота понемногу уходит, и человек замыкается в холодном и бездушном эгоизме. Одна хасидская история рассказывает о трех судах: суд ангелов — он самый жесткий и немилосердный, суд умерших праведников— он куда милосерднее ангельского, и наконец суд праведников живых— он самый снисходительный и милосердный, ибо в нем больше всего понимания и сопереживания. Те, кто умерли, уже отдалились от нашего мира, в то время как праведники, живущие в нем, не просто интеллектуально понимают мотивы, проблемы, обстоятельства, человеческие слабости и бремя страстей, но знают все это по своему собственному опыту, по окружающей их жизни. Они умеют жалеть и прощать.

— Стало быть, суд немилосердных старцев ближе всего к ангельскому? Забавно. Вот вы сказали: нередко с возрастом человек замыкается в холодном эгоизме. Но ведь отнюдь не всегда, ведь может и не замкнуться. Наверняка вам известны примеры, когда к старости полностью раскрываются лучшие человеческие качества. Да и бездетный человек может быть милосердным, он может приобрести опыт любви и сострадания каким-то другим образом.

— Конечно, вы правы, и мудрецы Талмуда тоже это прекрасно понимали, но они исходили из того, что в случае, когда речь идет о человеческой жизни, лучше подстраховаться, а старики и бездетные, в силу своей жизненной ситуации, входили, по их мнению, в своеобразную группу риска. Русский лубок сохранил для нас драматический момент уничтожения бороды.
«Цырюльникъ» и «раскольник» — носители двух разных менталитетов.

ИСТОРИЯ

Евреи в стране Израиля
от разрушения Второго Храма до XI века

Принято считать, что изгнание евреев началось две тысячи лет назад, и это действительно верно, но только в том случае, если под изгнанием понимать историческую действительность, при которой еврейский народ лишен Храма. Однако, как правило, изгнанием называют ситуацию насильственной оторванности народа от своей родины. Но соответствует ли истине такое представление в отношении еврейского народа?

Между тем утверждение, что евреи в течение двух тысяч лет не жили в Стране Израиля имеет ярко выраженную политическую окраску: наши враги любят повторять, что мы возвратились сюда после многовекового отсутствия, чтобы вытеснить коренных жителей. Однако, если обратиться к фактам, эта концепция окажется не более, чем историческим мифом.

Восстание Бар-Кохбы (132—135) было бы невозможно, если бы в Стране Израиля не было бы евреев. Между тем этот период был временем взлета культуры и религии. Его выдающимися представителями были рабби Акива и целая плеяда его знаменитых учеников. Около 200-го года в Галилее была завершена Мишна. Однако это событие не подвело итог литературно-религиозного творчество в Стране Израиля. В IV веке был завершен Иерусалимский Талмуд. Создавалась обширная галахическая и агадическая литература. В ее создании участвовали сотни мудрецов. В этой литературе многократно говорится о еврейских земледельцах и ремесленниках, что свидетельствует о значительном еврейском населении в Стране Израиля, причем не только на севере, в Галилее, но и на юге. Другое направление еврейского творчества — поэзия. Имеются сведения о поэтах, живших в Стране Израиля вплоть до X-XI веков.

Важной областью религиозной деятельности является также создание Масоры — правил написания и чтения текстов Священного Писания, которыми мы пользуемся и сегодня. Говоря о Масоре, следует вспомнить прежде всего о тверианской школе, создавшей в VII веке современную систему диакритических знаков. Согласно традиции этой школы, был установлен канонический вариант Танаха, записанный в X веке. Священный свиток после продолжительных странствий попал в город Халеб в Сирии и там пострадал при пожаре во время беспорядков, спровоцированных погромщиками в период Войны за независимость. Корона свитка была доставлена в Израиль и находится ныне в Иерусалиме.

О еврейском населении Страны Израиля после разрушения Второго Храма свидетельствуют археологические раскопки. Обнаружены многочисленные синагоги, существовавшие в III-VIII веках. Синагоги раскопаны по всей стране: от Галилеи и Голан на севере до Эйн-Геди и Газы на юге.

Синагога является неоспоримым доказательством существования еврейского населения, ибо она всегда находится в центре еврейского поселения. Таким образом, археологические раскопки свидетельствуют о густой сети еврейских поселений на территории Страны Израиля в этот период.

Ошибочная историческая концепция, согласно которой после восстания Бар-Кохбы в стране не было евреев, за исключением малочисленного населения в Галилее, приводила к тому, что каждый обнаруженный при раскопках населенный пункт определялся как византийский; соответственно, этот период получил название римско-византийского. Ныне, благодаря новым археологическим данным, он получил название периода Мишны и Талмуда. Разумеется, такое изменение названия имеет глубокий смысл. Каким образом можно установить, что населенный пункт является еврейским? Прежде всего, по наличию синагоги. Кроме того, об этом свидетельствуют находки семисвечников и характерных еврейских украшений. В период с VI по XI век в стране существовала плеяда выдающихся талмудистов, центр деятельности которых находился в Тверии. В X веке он вновь возвращается в Иерусалим. В каирской генизе (архиве) сохранились сотни посланий, в которых руководители еврейского населения Страны Израиля просят о помощи. В конце XI века завоевание Страны Израиля турками-сельджуками вызвала волну эмиграции, но уже в XII веке начинается репатриация, продолжающаяся и сегодня. Такова краткая история евреев в Стране Израиля, начиная с разрушения Второго Храма до XI века. Факты подтверждают существование еврейского населения в стране на протяжении многих веков. «Две тысячи лет изгнания» означают две тысячи лет отсутствия Храма, однако евреи жили в своей стране всегда.

Ицхак Сапир


ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ