МЕНТАЛИТЕТ

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Адин Штейнзальц

Общество — абстрактное понятие. Общество существует не само по себе, а состоит из индивидуумов. Где пролегает граница между ним и группой индивидуумов? Количество решает не все. Иногда малочисленная группа становится обществом, а многочисленная — нет. В этом случае качественное различие перестает быть функцией количества и даже оказывается важнее него. Что делает народ народом? Если собрать сто, тысячу, миллион человек — превратятся ли они в народ? Подобный вопрос можно задать и в иной связи: если рядом с одним домом построить другой, третий, сотый — превратится ли скопление домов в город? Индивидуумы становятся народом, когда вступают между собой в определенное взаимодействие. Общество может быть хорошим или дурным, однако при отсутствии взаимосвязей между его членами оно останется сборищем — пусть даже многомиллионным.

Нечто подобное происходит ныне с еврейством СНГ. Здесь живут сотни тысяч евреев. Но до тех пор, пока они остаются не связанными между собой индивидуумами, их число не играет роли. Неважно, сколько евреев в СНГ — сто тысяч, миллион или десять миллионов. Пока между ними не налажено взаимодействие, они не образуют общества. И сотни тысяч человек способны стать сильным народом, а миллионы индивидуумов могут остаться толпой. Переход от личности к обществу неизбежно оказывается болезненным: ведь он связан с обесцениванием своего «Я», с утратой его индивидуальной сущности. Члены общества способны взаимодействовать лишь на базе общего знаменателя, того, что объединяет каждого из нас с другими. Лучший пример тому в Израиле — служба в армии. Резервисты в возрасте тридцати-сорока лет представляют собой весьма неоднородную общность. Среди них есть преподаватели, ученые, банкиры и т.п. — и у каждого свой неповторимый жизненный опыт, индивидуальные способности и стремления. Но когда почтенные отцы семейств облачаются в форму, они дружно свистят вслед каждой девчонке и обмениваются грубыми шутками. Никто из них, скорее всего, не позволяет себе ничего подобного «на гражданке». Что же происходит с ними в армии? Здесь образовалось определенное общество, ни один из членов которого, хочет он того или нет, не смог бы просуществовать в нем, не приняв его законы. От этих законов зависит тип социальной интеграции, характер связей, объединяющих индивидуумов, и, в конечном счете, поведение каждого из них.

Не существует закона, согласно которому консолидирующий группу «общий знаменатель» обязан соответствовать предельно низкому уровню общения. Несомненно, двадцать взрослых образованных мужчин, собравшись вместе, могли бы обсуждать философские, экономические или научные вопросы. Однако не эти вопросы собрали их вместе. И потому общение тотчас скатывается на низкий уровень. Личность вынуждена примеряться к обществу, отыскивать некий «общий знаменатель», интегрирующий данную среду. В том случае, когда «общий знаменатель» соответствует более высокому уровню, личность тоже лишается некоторой доли своей автономии. С другой стороны, социальная консолидация позволяет интегрировать элементы, каждый из которых в отдельности не имеет существенного значения, но вместе они образуют новое целое. Человеческое общество способно сплачиваться во имя достижения цели, недоступной каждому из его членов в отдельности.

Обратимся теперь к нашим еврейским делам. Сегодня «общий знаменатель» единства народа Израиля настолько низок, что даже не находится в ряду собственно еврейских ценностей. Это — юдофобия, из чего следует, что еврейское общество не скрепляет изнутри никакой собственный «клей». Оно сплачивается благодаря давлению извне. Многие социологи так и определяют сущность еврейства: евреи — это жертвы определенного вида сегрегации, которая называется антисемитизмом. Определение это сугубо внешнее, оно совершенно не затрагивает сущности жертвы — если, разумеется, вообще признает ее внутреннее отличие от других. Я не собираюсь спорить с подобным определением, ибо в принципе оно верно. Правда, оно основывается на предельно низком «общем знаменателе», но ничто не мешает нам поднять его.

Один из способов объяснить общественные процессы, протекающие в еврейской среде на протяжении последних полутора веков, — представить их как попытку множества индивидуумов разорвать связь с религиозной общиной и заново интегрироваться по политическому признаку. Ибо государство Израиль, например, отнюдь не является религиозной общиной, как, строго говоря, не является и этнокультурной целостностью. Это явно политическое образование. На протяжении вот уже полувека не сходит с повестки дня не теряющий актуальности вопрос: что же объединяет население Израиля? Что общего у граждан сионистского государства? Допустим, я родился в почтенном раввинском семействе выходцев из Литвы, репатриировавшихся из Ковно. И вот — неважно, в синагоге ли, на работе или просто на улице — я встречаю еврея, в младенчестве привезенного из Марокко. Его отец был кузнецом в Касабланке. Я спрашиваю себя: мы оба строим единое общество, но на какой основе? Единство не создается за счет механического совмещения во времени и пространстве. Правда, если как следует перемешать индивидуумов в общем котле, многие из них, скорее всего, отыщут подобных себе и образуют с ними устойчивые этносоциальные сцепления. Однако это будет не общество, а хаотичный конгломерат подобществ, пестрая мозаика, лишенная внутреннего единства.

Лишь на основе единой системы интеграции может сложиться действительно монолитное общество. Если такой системы нет, можно переместить с места на место миллионы людей безо всякого толка. Ящик письменного стола, куда я время от времени бросаю черновики, не создаст книги. А если я захочу решить эту проблему, пересыпав содержимое в другой, более «подходящий» ящик, — что ж, с тем же успехом я мог бы вытряхнуть бумаги прямо в мусорную корзину.

Российское еврейство переживает сейчас этап поиска своего единства. Это творческий период. Иногда поиск устремлен в забытое прошлое, иногда — в глубь собственной души. И то и другое необходимо для того, чтобы сыны Израиля смогли наконец обрести то общее, что позволяет им называться этим именем.


ИНТЕРВЬЮ

Учится и учить - этого вполне достаточно, чтобы оправдать свое существование!

Преподаватель философии иудаизма, давний житель Иерусалима, один из организаторов семинаров для учителей традиции, в том числе в рамках образовательной программы «Байт ле-Мидраш».
Как это со многими случается, полученное им образование (Харьковский институт железнодорожного транспорта) не оказало существенного влияния на его дальнейшую жизнь и сферы интересов. По природе и по сознательному выбору он — самоучка. А. Фейгин экстерном сдал экзамены и получил смиху раввина. Работал системным программистом, занимался защитой информации от несанкционированного доступа. В течение тринадцати лет своей жизни в Израиле издает еженедельник молодежной организации движения Хабад «Восхождение". Владеет в разной степени двумя дюжинами языков — и ему еще мало.

Александр, вы приезжаете и проводите семинары в России. А важен ли вам уровень интеллекта людей, которые с вами общаются?

Есть разница между уровнем интеллекта и уровнем знаний. Безусловно, с еврейской точки зрения уровень знаний у них катастрофически низок. Но по уровню интеллекта это весьма и весьма достойные люди. Еврейские знания - результат воспитания, а интеллект - то, что папа с мамой и Б-г дали при рождении, это совсем другое. В наше время на русском языке вышли в свет книги неплохого уровня, много классических еврейских произведений, комментарии. В информации как таковой, в источниках знаний дефицита нет. Я вижу свою задачу в том, чтобы научить людей мыслить несколько в ином ключе, я бы сказал - думать по-еврейски. Я имею в виду некоторый специфический ход мысли, свойственный именно евреям. Еврейское мировоззрение основано на тривиальной мысли, которая тем не менее не всем приходит в голову: наш мир столь сложен, что в нем практически нет вопросов, ответы на которые были бы однозначны. В этой специфике еврейского мышления - ее адекватность миру. Понятно, что в моих глазах она имеет божественное происхождение. Но можно попытаться ее объяснить и вполне рационалистически. Мы на наших семинарах пытаемся познакомить людей с еврейскими подходами к учебе и мышлению. Собственно, для этого я и приезжаю.

Я увидела на семинаре, что лекции постоянно прерываются вопросами. Это такая специфически еврейская форма общения?

Известно, что у эскимосов есть сотня названий для разных видов снега. И неудивительно: это постоянный фон их существования. У евреев есть десятки слов, выражающих различные нюансы вопросов. Это - наш фон бытия! Вопросы можно задавать, вопросы нужно задавать. А то, что евреи часто отвечают на вопрос вопросом, это отчасти потому, что их очень много, гораздо больше, чем ответов. Знаете, как учились в древности? Колыбель еврейского образования - вавилонские академии. Выглядело это так: ученики сидят на скамьях амфитеатром-полукругом. Перед ними, посередине зала, - ведущие талмудическую дискуссию мудрецы, минимум пара лекторов. На трех первых рядах сидят лучшие ученики, их называли поименно; тех же, кто сидел подальше, называли ман де-гу - некто, имярек. Но их реплики приведены в Талмуде наряду с репликами мудрецов, которые вели дискуссию. Как правило, это реплики с возражениями или с вопросами.

То есть вы надеетесь, что при помощи своих лекций сможете пробудить то хорошее, что заложено в евреях, в их генетической памяти, с тем чтобы ваши слушатели передавали это другим?

Я не в такой степени самонадеян, чтобы надеяться на столь кардинальный результат наших усилий, и не ставлю перед собой революционных целей типа иудеизации Сибири в четыре года. Но многое из задуманного, безусловно, получается. Кстати, о генетической памяти. В изучении Торы, иврита есть что-то от воспоминания. Вообще же, мы стараемся побольше спрашивать и приучить людей задавать вопросы себе и окружающим. В этом подходе - большой потенциал для познания.

Мне сейчас показалось, что вы себя ассоциируете с врачом. Ваши рассуждения напоминают замечания медиков: Прогноз благоприятный, Наблюдается прогресс в лечении,..

Хотя это и очень печально, но я полагаю, что российское еврейство находится не в санатории или в палате для выздоравливающих, а где-то между моргом и реанимацией. Наши бабушки называли подобное состояние одна нога здесь - другая там. У русских это означает быстро сбегать куда-либо, а у евреев - оказаться наполовину на том свете, наполовину на этом. Считаю, что у российского еврейства нет перспектив, оно вымирает и начало гибнуть даже не с семнадцатого года, а существенно раньше, подойдя к октябрьскому перевороту уже готовым к ассимиляции, А уж сегодня - тем более. Если говорить медицинскими терминами, то мы можем лишь продлить агонию, искусственно поддерживать существование пациента. Иными словами, постараться помочь тем, кто когда-нибудь переселится в Израиль, выжить в качестве евреев, не исчезнуть. Сегодня, на мой взгляд, мы занимаемся не лечением, а поддерживающей терапией. Я не думаю, что евреям в России грозит опасность физического уничтожения. А вот угроза ассимиляции реальна (сегодня процент смешанных браков превышает 80%), и понятно, что через сорок лет в России может просто не остаться евреев - они растворятся в других народах.

На наши семинары приезжают лучшие из лучших, представители общин из разных городов. Это люди активные, осознавшие себя евреями, функциональные в этом своем качестве, идущие еврейской дорогой и ведущие за собой других. У них нет иной задачи, кроме как обучать, передавать полученные знания. С еврейской точки зрения это важнейшая роль и самое нужное из того, что еще можно сделать. Учиться и учить - этого вполне достаточно, чтобы оправдать свое существование. Если человек, прожив сто двадцать лет, скажет Всевышнему, что он учился и учил, то больше с него ничего особенно и не спросят. Этого вполне хватит.


СЕМИНАРЫ

Мыслить ПО-ЕВРЕЙСКИ

Семинары бывают разные. Некоторые из них носят чисто познавательный характер, некоторые — откровенно тусовочный, иногда они психологические, иногда — молодежные, иногда — научные, где специалисты в области иудаики делятся опытом и докладывают о своих достижениях, а порой и открытиях. Зачастую единственной целью семинаров служит привлечение большего количества людей в ту или иную еврейскую организацию: приходите к нам, у нас весело и сытно; а заодно можно и перед спонсорами показать неустанную работу по увеличению количества все тех же гостей-тусовщиков. Конечно, неплохо, когда человек получает полезные сведения и навыки, иногда знания, общается с близкими по духу людьми, которые к тому же являются соплеменниками. Но не маловато ли это? Я хочу сказать, что если задаться вопросом: «А что ты, еврей, сделал для своего еврейства?», — не каждый сможет найти на него ответ.

Семинар «Байт ле-Мидраш», проводящийся Институтом изучения иудаизма несколько раз в году в Подмосковье, выгодно отличается от многих подобных мероприятий. На нем собираются люди, нашедшие ответ на этот вопрос. Они, примерно сотня людей, регулярно приезжают со всех уголков СНГ, чтобы получить долгожданную порцию знаний: по недельным главам Торы, традициям очередного праздника, разъяснениям к выпускающимся институтом Штейнзальца учебным пособиям, оттачиванию методических навыков. Каждый из них создал в своем городе кружок единомышленников для совместного изучения еврейской традиции, текстов Торы. Евреи собираются не только для того, чтобы приятно пообщаться в своем кругу, но и обменяться мнениями, прослушать занятие, которое проводит ведущий группы по темам. изученным на семинаре. То есть в городах создаются «Батим ле-Мидраш», что в переводе с иврита означает «дома для учения». Кто-то проводит занятия в благотворительном обществе, где слушатели — пожилые люди, кто-то — в молодежном, а кто-то — в женском клубе, куда, кстати, узнав о высоком интеллектуальном уровне занятий, стали захаживать и мужчины. А еще, увлеченные замечательным голосом Дуди Паланта в самые тайные уголки еврейской души, на этих семинарах поют еврейские песни. И с каждой новой песней растет сопереживание и неописуемое чувство единения. Участники возвращаются в свои города с песенниками, разучивают слова и мелодии и с удовольствием распевают их на встречах и праздниках. Немного о женщинах. Уже не первый раз семинары «Байт ле-Мидраш» проводятся совместно с женской организацией «Кешер», и уникальный опыт профессиональных психологов-ведущих «Кешера», их подход и женственность столь многое добавляют к прелести и успеху этих семинаров, служа взаимообогащению обеих организаций.

Вообще-то, многие энтузиасты, создавшие вокруг себя «дома для учения», не являются профессиональными преподавателями, поэтому на семинаре им даются методические основы преподавания. Поразительно, как с каждым приездом на семинар растет эрудированность и интерес участников не только к пассивному прослушиванию лекций, но и к участию в живом диалоге с преподавателями. Возникает необходимость как постижения все новых граней еврейской традиции, так и ораторского мастерства, умения увлечь слушателей, заставить их думать и высказывать свои мысли. Ведь в традиции может быть несколько мнений, и не факт, что только одно из них правильное.

Тамара СОРКИНА
директор воскресной школы, г. Феодосия
Женский клуб, который я веду, насчитывает 18 человек. Занимаемся мы с большим удовольствием, и не только по программам, которые предлагает «Байт ле-Мидраш». В результате общения очень сдружились и теперь собираемся на Кабалат Шаббат.
На семинаре нас знакомят с курсом, посвященным недельным главам, читают лекции, продолжающие учебный курс "Тора: имена и судьбы». Была представлена новая программа, посвященная Субботе, которой мы также будем заниматься по возвращении домой.
Хотя евреи каждый год читают Тору от начала до конца, каждый раз в ней открывается что-то новое. Уровень преподавания очень высокий — это совершенно неописуемо!.. Море эрудиции, темперамента, харизма преподавателей, профессиональное мастерство. Нам до такого уровня далеко, и, может быть, это даже хорошо — ведь есть стимул расти и стремиться.

Людмила ШУЛАКОВА
г. Измаил
В принципе мы все эти материалы читали и раньше, но знания были поверхностными: мы овладели фактологией — родился, жил, умер. А здесь нас учат именно пониманию, нетрадиционному подходу, сугубо еврейскому умению задавать вопросы. Лучше пусть мои слушатели меня вновь и вновь перебьют и спросят, чем будут тупо смотреть в другую сторону. Я для себя поняла, что иудаизм — это не совсем религия, это закон жизни, мировоззрение. Могут быть разночтения, но Закон — незыблем.


БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Звездный подарок— ДЕТЯМ

Вырученные средства направлены в два детских дома Москвы.
Хочется верить, что такие благотворительные концерты станут доброй традицией.

8 декабря в «России» — в главном концертном зале Москвы — состоялась уникальная акция — благотворительный концерт «Ханука» с участием звезд российской эстрады, собравший полный зал слушателей. Концерт организован Институтом изучения иудаизма под руководством раввина Адина Штейнзальца при поддержке мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова. Перед концертом был показан документальный фильм о плодотворной деятельности рава по возрождению еврейской традиции, развитию еврейского образования в СНГ и многих странах мира. «Я думаю, очень важно во имя единства нации сеять семена еврейского знания и традиций Израиля в каждом еврее мира. Это есть основа нашего будущего», — сказал рав Штейнзальц. На открытии праздничного концерта на сцену вышли три раввина — Адин Штсйнзальц, Берл Лазар и Адольф Шаевич, которые, произнеся теплые слова в честь праздника, обменялись рукопожатиями.

Хотя цена билетов доходила до 1000 рублей, зрителей это не испугало. В зале собрались порядка 2500 человек, среди которых можно было увидеть руководителей еврейских организаций, раввинов. Причем большинство людей пришли с семьями и друзьями. В чудесном празднике на благотворительной основе участвовали народный артист СССР профессор Иосиф Кобзон, многие звезды российской эстрады — Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня», Алла Иошпе и Стахан Рахимов, хор Михаила Турецкого и другие. Телевизионные каналы КЕЫ ТУ и ТВЦ показали красочный репортаж об этом событии.

Как оказалось, все — и артисты, и слушатели — пришли с необыкновенным чувством: каждый артист отдал частицу себя залу — и зал это благодарно воспринял. Реакция на выступления и новые находки артистов была моментальной — смех на шутки и анекдоты Клары Новиковой и Романа Карцева, слезы на сентиментальные нотки Нани Брегвадзе, Тамары Гвердцители. Красивые танцевальные номера детского ансамбля «Буратино», выходившего на сцену несколько раз с присущим детскому задору жизнерадостным настроением, сменялись веселыми и грустными еврейскими песнями. Александр Царовцев исполнил еврейские песни и хасидскис напевы в джазовом стиле.

Фон концерта создавался на огромном экране, где сменяли друг друга картины Марка Шагала и известных художников, сценки еврейской жизни и световые коллажи в тон настроению номера артиста и стилю его выступления. Царила редкостная атмосфера единения зала и сцены — чего так ждут артисты и что не всегда удается сделать даже в камерных театральных залах.

В качестве зрителей были приглашены воспитанники детских домов, которым в финале концерта были вручены подарки от раввина Адина Штейнзальца. Остается добавить, что, как и надеялись организаторы, затраты на проведение концерта себя оправдали — все вырученные средства направлены в два детских дома Москвы. Хочется верить, что такие благотворительные концерты станут доброй традицией — ведь благородство, доброта и милосердие не имеет национальности и географии. Пусть дети, лишенные самого главного в жизни — любящей семьи, могут рассчитывать на нашу поддержку, и тогда, может быть, будет меньше слез, преступности, поломанных чьей-то равнодушной рукой судеб. Ведь дети — это будущее страны.


ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ

limited liablity company ein