ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Достали!

Раввин И. Гиссер

Эксплуатация темы кабалы в коммерческих целях ведется уже много лет. Она издавна служит благодатным полем для спекуляций, исправно обогащая жуликов разных мастей. Но в последнее время возникло совершенно новое явление: начали формироваться секты «кабалистов». От иных мистических еврейских сект их отличают несколько особенностей: активное миссионерство, прямое обращение к нееврейской аудитории, отказ от основополагающих законов иудаизма, выведение кабалы из контекста изучения Торы. Приток новых членов стимулируется распространением издаваемой гигантскими тиражами сектантской «кабалистической» литературы, использованием электронных СМИ, беззастенчивой эксплуатацией обостренного интереса к мистике и практически полного отсутствия альтернативной литературы по кабале. Само собой, мне жалко искренних и хороших людей, в поисках правды и смысла существования попавших в сети «ловцов душ». Но все же основная опасность отнюдь не в этом. В конце концов, природного еврейского скепсиса хватит на то. чтобы подобное уродливое явление не стало массовым среди детей нашего народа. В светской еврейской среде они обречены на положение маргинальной группы. А для религиозных евреев такое явление не представляет опасности: ни один грамотный в вопросах иудаизма человек не принимает посулы и угрозы этих сектантов всерьез. Подлинная же угроза состоит в том, что сектанты стали причиной роста антисемитских настроений и эта опасность увеличивается по мере усиления их деятельности: вовлечение в секту нееврейской аудитории под видом занятий еврейской мистикой уже начало привлекать внимание православного истеблишмента и вызвало обвинения в адрес еврейства в миссионерской деятельности среди христиан. Вряд ли надо объяснять, насколько смешение в общественном сознании иудаизма и лжекабалнстических сект опасно для евреев, а поскольку неграмотным, а зачастую и предвзятым людям трудно разобраться в разнице между этими явлениями, расхлебывать настырную деятельность «кабалистов» придется всем нам.

Отсутствие четко заявленной позиции еврейских религиозных и светских организаций дает возможность сектантам всех мастей вести свою разрушительную работу по дискредитации еврейского наследия. Это уже перестало быть нашей внутренней проблемой. Горький писал в «Несвоевременных мыслях» о том, что когда ворует русский, то кричат: «Держи вора!». — а когда еврей — «Бей жидов!» Деятельность «миссионеров от кабалы» ударит по всем нам.

Мои основные претензии — еврейскому истеблишменту: господа, ваше молчание позволяет шарлатанам охмурять легковерных и представлять всех нас в ложном свете перед нееврейской аудиторией! Пора преодолеть естественную брезгливость и нежелание ввязываться в полемику с жуликами, пора четко расставить все точки над «I». Да и просто жалко людей...


ВОПРОСЫ К РАВВИНУ

Помогают ли камеи (кабалистические амулеты)?
Если да, то где их можно приобрести?

Камея как еврейский амулет — обычно пергамент с написанным на нем кабалистическим текстом или охранный символ — упоминается уже в древних источниках. В частности, в Талмуде и галахическом кодексе «Шульхан арух» изложено практическое установление, согласно которому камею «можно переносить в субботу в общественном владении». Это связано с принципом защиты жизни, отодвигающим даже законы соблюдения субботы. Уже из этого примера видно, что охранным свойствам камеи придается серьезное значение.

Для того чтобы никто не впал в заблуждение, напомню, что не нужно путать принадлежности для исполнении заповеди, такие, как, например, тфилин и мезуза, с амулетами. В Торе нет повеления носить или хранить амулет. У евреев даже нет такого обычая, принятого всем народом (со временем наиболее устоявшиеся обычаи, связанные с тем или иным аспектом служения Творцу, вменяются евреям в обязанность). Более того, некоторые законоучители (например, Рамбам) вовсе не одобряли использование амулетов, объясняя это тем, что простолюдины будут искать защиту у камеи, а не у Небес. И вместе с тем всегда существовало предание о том, что «правильно» сделанная камея способна уберечь носящего или хранящего ее от болезней и сглаза.

Чаще всего камеи изготовляются из пергамента, серебра или другого металла и содержат цитаты из Танаха. Имена Б-га и ангелов, кабалистические формулы, фигуры и знаки. В Талмуде упоминаются также камеи, изготовленные из корней растений. Хотя камеи могут содержать Имена Б-га. сами по себе они не наделены святостью в той степени, в которой ею обладают свиток Торы, тфилин или мезуза.

Действенность камеи зачастую зависит не столько от текста или изображения. сколько от того, кто, ее изготовил. Существуют различные способы и правила изготовления камей. У евреев из восточных общин камеи распространены и по сей день, у ашкеназов — в гораздо меньшей степени. Часто встречаются камеи различных типов, призванные оберегать роженицу и ребенка от злых сил и болезней. — их помещают, как правило, на двери спальни или детской; у ашкеназов часто прикрепляют к детской коляске или к одежде ребенка текст псалма «Шир га-маалот». Разумеется, в этой области, как и во всем, что связано с кабалой и мистикой, гораздо чаще можно столкнуться с жульничеством или спекуляцией, чем в тех вопросах, где установлены четкие законодательные рамки и правила; поэтому в случае сомнения лучше обратиться к раввину


ХАСИДСКИЕ ПРИТЧИ И РАССКАЗЫ

КТО ХОЗЯИН?

Об одном из гомельских богачей говорили, что он, а не местный раввин — глава еврейской общины. Услышал это реб Ицхок-Айзик и сказал:

— Часто можно видеть человека, впереди которого бежит собака и тянет его за поводок. Можно подумать, что она вывела хозяина на прогулку. Собака, собственно говоря, именно так и думает. Но истина выясняется, когда они входят во двор: хозяин усаживается в доме у камина, а пес занимает свое место во дворе, в будке.

ПОСЛЕДНЕЕ «БЕЛОЕ ПЯТНО»

Рабн Цадок Гакоген из Люблина — «Провидец», — много лет посвятивший изучению разнообразных наук и бывший не только великим богословом, но и одним из ученейших людей своего времени, сказал как-то своим ученикам:

— Не осталось в этом мире уголка, который не стал бы предметом пристального внимания лучших умов человечества: горы и равнины, моря и реки, пустыни и вечные снега — все описано и нанесено на карту. В глубины материи и космоса вглядывается человек, и только в свою душу он боится заглянуть.

ПРОДЛЕННЫЙ ПРАЗДНИК

Жил-был в Бердичеве еврей, который начинал праздновать Пурим на две недели раньше всех и «не просыхал» целый месяц.

— Почему твой Пурим длится так долго? — спросил его раби Леви-Ицхок.

— А почему самый веселый праздник, Пурим, должен длиться всего один день? — ответил пьяница на вопрос вопросом. — Гаман, будь он проклят, решил уничтожить евреев в один день. Если план сорвется, думал злодей, евреи объявят этот день праздником, но веселье их будет продолжаться только до вечера. Как бы не так! Я растянул этот праздник на целый месяц, чтобы Гаман вертелся в гробу!

МОЭС ХИТИМ

Пришли перед Песахом старосты синагоги к богачу, известному своей скупостью, и попросили пожертвовать деньги на моэс хитим (маца для бедняков). Богач отказал им:

— Я свободен от этой заповеди. У меня самого есть брат-бедняк.

Через несколько дней брат богача обратился к старостам с просьбой выдать ему моэс хитим.

— Вы, слава Б-гу, в этом не нуждаетесь — у вас брат-богач, — ответили старосты.

— Ломаного гроша он мне не дает, мой братец. — ответил бедняк.

Вернулись старосты к скряге:

— Зачем ты нас обманул?

— Напрасно вы обвиняете меня во лжи, — ответил богач. — Я и не говорил, что дал брату деньги. Я сказал: «У меня — брат бедняк». Если я ему ничего не даю, то другим не дам и подавно.

ГЛЯДЯ ВВЕРХ

Ученики Магида, братья Элимелех из Лежайска и Зуше из Аннополя, спорили однажды о том, с какой точки должен человек начинать свое служение Всевышнему.

— Пусть человек осознает, как он мал и ничтожен, это приведет его к ощущению величия Всевышнего. — сказал раби Элимелех.

— Но где же скромность? Пусть начнет с осознания величия Творца, это и приведет его к пониманию того, что перед Ним он — никто, — возразил раби Зуше.

Спор братьев разрешил Магид:

— По существу каждый из вас по-своему прав. Но я предпочитаю слова раби Зуши. Поиск пути надо начинать с самого себя, со своей души. Лежащему на земле некуда падать. Путь, начинающийся с раздумья о самом себе, может вести только вверх.

К ЧЕМУ ПИСАТЬ КНИГИ?

Ученики спросили раби Мендла:

— Почему Ребе не пишет книги?

— Предположим, что я послушался вашего совета и написал книгу, — ответил тот. — Кто купит ее? Богачам она ни к чему. Знатоки Торы, которых кормит община, тоже не купят — кто я в их глазах? Купит ремесленник, горький бедняк. Когда будет у него время прочесть написанное мной? В субботу, ведь в будни он не разгибает спины. Но утром в субботу он занят: миквэ, синагога, трапеза. Значит, книгу он раскроет после обеда, лежа на кровати. Минут через пять-десять сон сморит его, и книга упадет на пол. Как, по-вашему, стоит ли писать книги, чтобы они лежали в будни на полке, а в субботу — на полу?


ВЗГЛЯД

Русские и евреи

Раввин Адин Штейнзальц

Множество профессионалов посвятили разработке вопроса о взаимном влиянии иудаизма и русской культуры долгие годы и разбираются в ней гораздо лучше меня. На эту тему написана масса книг, научных и популярных. Но мне важно донести до читателя свое субъективное мнение небезразличного человека — уж очень болезненной является она для многих носителей этой самой культуры, в том числе и среди моих соплеменников. Об обстоятельствах и времени первой встречи двух культур, еврейской и русской, мы ничего не знаем — как видно, потому, что для обеих сторон это событие не было столь уж значимым; по крайней мере, в тот момент его никто таковым не считал. У меня нет четких свидетельств, и я вообще сомневаюсь в существовании подобных, но поскольку предки русских были язычниками, то, как следствие, первое знакомство с евреями не могло их особо впечатлить. Странный народ со своими странными обычаями — ничего особенного... Подлинно значимая встреча русских с евреями произошла благодаря знакомству первых с Танахом, Библией. У меня нет ни малейшего сомнения в том, что именно это событие стало поворотным пунктом в истории русского народа. Несмотря на бесспорную изначальную чужеродность Книги для древних славян, встреча с ней определила все их дальнейшее культурное развитие; ей удалось проникнуть, вписаться в русскую культуру, стать не просто органичной ее частью, но основой. Если бы какому-нибудь безумцу пришло в голову извлечь из русской культуры все так или иначе связанное с еврейством, он вряд ли обрадовался бы полученному результату. Но в русской культуре в целом и в литературе в частности можно подметить интересную тенденцию: евреи — некая побочная, тема, им не уделяется особое внимание, а если они все же упоминаются, то, как правило, в пренебрежительном или в негативном контексте. Все же не эта тема занимала русскую культуру, находились к более важные — исключением является разве что русская православная церковь с ее развитым теологическим антисемитизмом.

Однако в самой природе русских есть нечто, вызывающее их интерес ко всему еврейскому. Я могу привести тому доказательство исторического характера, наглядно иллюстрирующее это мое утверждение — и. кстати, объясняющее, почему православная интеллектуальная верхушка всегда относилась к евреям с неприятием, очень похожим на иммунную реакцию. Это становится понятным, если допустить, что она воспринимала еврейство как внутреннюю, а не внешнюю духовную угрозу. Одной из непосредственных причин введения запрета на проживание евреев на территории Российской империи, продержавшегося до раздела Польши в восемнадцатом веке, было появление ереси «жидовствующих», т.е. внезапно проснувшегося массового интереса к иудаизму. Интересно, что все разнообразные формы, которые принимало это явление, возникли не в результате контактов между народными массами, а как следствие знакомства русских с отдельными евреями. И тот факт, что ересь «жидовствующих» в кратчайшие сроки охватила достаточно широкие круги, достигнув подножия трона, самых высоких сфер русской аристократии и церкви, я могу объяснить только наличием некой внутренней потребности, неуемной тяги, которая была у этого народа к еврейству. Есть книга, написанная анонимным еврейским автором, который скрыл свое имя, чтобы избежать нападок и преследований, посвященная именно этой теме: «иудеизации» русских людей в начале девятнадцатого века. Я сейчас говорю отнюдь не о субботниках и иных иудейству-ющих сектах, хотя это явление само по себе достаточно интересный феномен, а о людях, ставших евреями в той мере, насколько они могли, насколько это было в их силах. В этой книге, например, описывается, что в начале девятнадцатого века массовый переход донских казаков в иудаизм воспринимался буквально как поветрие, вызвавшее репрессии правительства. У русской духовности фундаментальные, а не поверхностные основы. По неизвестным причинам русский народ несет в себе какую-то совершенно иррациональную тягу к духовности. Я отнюдь его не идеализирую. Алкогапиков и воров среди русских не меньше, чем у других народов, но тем не менее наличие этих и многих других пороков не отменяет стремления к духовности. И эта непреодолимая экзистенциональная тяга к вещам духовного порядка парадоксальным образом привела к тому, что русские потянулись к евреям, а затем, испугавшись происходящего, начали защищаться и, в конце концов, отвергать их.

В русской культурной традиции принято рассматривать свой народ в качестве носителя вселенской мессианской идеи. Я вижу точку пересечения мессианских стремлений русских с еврейским мессианством, в отличие от претензий на право повелевать миром многочисленных народов, уверенных в своем превосходстве над всеми. Мессианство — нечто совершенно иное, это ощущение, что на твой народ возложена великая миссия духовного исправления мироздания. И то, что когда-то евреи вместе с русскими в едином порыве бросились строить коммунизм, мне представляется прямым следствием этого ощущения ответственности перед человечеством. Я уверен в том. что, по крайней мере, еврейские коммунисты находились под влиянием именно этих мессианских чаяний. Так что взаимовлияние и взаимопроникновение двух наших цивилизаций, двух культур не сводится к одному лишь языковому обмену или некоему понятийному аппарату; отношении евреев с русскими определяются более интимной, духовной близостью.

Я подчеркиваю, что эти строки субъективны, но мне кажется, что русский народ в массе своей не болен антисемитизмом. Есть народы, для которых антисемитизм — это нечто впитанное с молоком матери. Например, в Польше юдофобия — некое эндемическое явление, проникшее своими корнями глубоко в культуру. Полагаю, что в значительной степени то же относится и к Украине. В России же. как мне кажется, антисемитизм — это привнесенное сверху, а не спонтанно возникшее в низах явление. Я не знаю о том, какими были русские когда-то, у истоков своего возникновении как народа. Кем они себя осознавали? Как воспринимали мир? Какова была их культура? Но встреча русского народа с еврейством создала новую реальность, сработала, словно спусковой крючок. Хорошо это или нет — не знаю. И все-таки я вижу, что есть какие-то глубинные процессы, которые и вызвали к жизни совершенно удивительное, нехарактерное для других диаспор отношение евреев к русской культуре, к русскому народу, среди которого они живут. Я не уверен, что это хорошо для евреев или для русских. Но это так.


СОБЫТИЯ

Обучение еврейской традиции

О семинаре ФЕОР для руководителей еврейских общин в странах СНГ, прошедшем 16-19 июня в Москве в Институте изучения иудаизма на Гончарной набережной, рассказывает раввин Александр Фейгин. В беседе принимали участие Андрей Глоцер и Марина Изотова.

— Каково назначение семинара ФЕОР, который проходил а стенах Института изучении иудаизма?

— За последние десять лет в России появилась особая гильдия: профессиональные евреи, функционеры. Это явление принято ругать, но оно, по сути, нормально: в любой стране, где существуют еврейские общины, ость и люди, которые их работу координируют. Проблема в другом: от этих деятелей ожидается определенный уровень еврейских знаний и. что не менее важно, мотивации. В России действуют много еврейских организаций, например Джойнт, тот же ФЕОР, КЕРООР, Сохнут, у которых есть работники на местах, в городах СНГ. Так вот. большая часть людей, номинально или реально возглавляющих еврейские общины и организации на местах, имеют весьма приблизительные представления об иудаизме.

Именно поэтому мы создали систему семинаров, которую, в некотором смысле, можно назвать еврейским ликбезом. В рамках этой системы уже учатся большая часть активистов и руководителей общин. Первым нашим «клиентом» в этой сфере был ФЕОР, сегодня и другие организации присылают своих работников на наши семинары.

Мы ставим перед собой несколько целей: первая — ликвидировать лакуны в знаниях этих людей о еврействе, вторая — дать им сколь-либо систематизированные знания в областях, которые находятся обычно за пределами еврейского образования для взрослых в СНГ. Например, всем без исключения успевают сообщить, что едят на Песах. а что — на Хануку, но вопросы, связанные с основами веры (то, что в других религиях называется догматикой), не объясняются и не преподаются ни в одной организации. Складывается абсурдная ситуация: глава еврейской общины N-ска не может даже поверхностно ответить на вопрос: а во что. собственно, иудеи верят? Мы стараемся, чтобы лакуны в области философии иудаизма тоже были заполнены. Естественно, это приходится делать на начальном и среднем уровне, потому что подготовка у наших учеников очень слабая. И наконец, третья цель — это попытка, возможно самая дерзкая, привить им любовь и интерес к еврейской учебе, еврейским ценностям за то небольшое время, которое у нас есть.

— Вы сказали, что семинары посвящены разным темам. Чему был посвящен последний из них?

— Еврейскому отношению к учебе, к тексту. Согласно нашей традиции, учеба не средство для приобретения знаний, а самоценность. Так же как у человека есть аппетит к еде, есть у него и «аппетит» к учебе. Ясно, что еда поддерживает жизнь, но одни едят, чтобы не умереть с голоду, а другие — гурманы. Евреи — гурманы в области учебы. Они получают от нее удовольствие. Французы любят вкусно поесть, евреи же любят «вкусно» поучиться. Впрочем. Рамбам говорит, что учиться для личного удовольствия — это так же плохо, как делать это, скажем, за деньги. Это желание должно быть еще более рафинированным — учиться ради учебы, но не ради удовольствия от нее. Но я считаю, что вполне достаточно, если наши ученики будут обучаться хотя бы потому, что это им приятно. На последнем семинаре мы пытались рассказать людям, что такое «учиться по-еврейски». В принципе это достаточно ясно тем, кто живет в традиционном мире, но непонятно тем, кто находится вне его. Еврейский метод мышления совершенно другой, отличный от нееврейского. Это не расистское заявление, потому что. скажем, китайский тип мышления не такой, как русский. То есть существует некий национальный, традиционный образ мышления. Этому и был отчасти посвящен наш семинар.

— Сколько человек приезжают на семинары?

— Количество участников постоянно изменялось от семинара к семинару и колебалось в пределах от семнадцати до двадцати пяти человек.

— На какие сроки они рассчитаны?

— На два полных академических дня или три календарных, но. поскольку у наших учеников есть еще какие-то дела в Москве, дней, посвященных исключительно учебе, получается два — два с половиной.

— А каков состав участников семинара, что это за люди?

— Это председатели общин из разных городов. Есть немного общинных активистов, скажем, редакторы местных еврейских газет, преподаватели еврейских школ в странах СНГ. Это люди средних лет и. как правило, неплохо устроенные в жизни. Может быть, и не экономическая элита, но народ деловой и самостоятельный. Работать с ними достаточно интересно. Все они здравомыслящие, с разным жизненным опытом, весьма отличным от моего, и обычно с искренним интересом к еврейству.

— Каковы, на Ваш взгляд, результаты занятий?

— Наши ученики, конечно, гораздо меньше способны учиться, нежели молодежь. Это взрослые люди с давно сложившимися жизненными установками, поэтому порой очень трудно их переориентировать на традиционные еврейские ценности. К сожалению, практически ни один руководитель общины не учится между семинарами, не занимается регулярно. Но даже от семинара к семинару видно, что есть некоторое продвижение, по крайней мере, люди начинают говорить о том. что они начали относиться к традиции более осмысленно. Появляется и еще один эффект: когда наши ученики возвращаются на места, налаживается контакт с теми, кто работает у них в общинах. Люди начинают лучше понимать, для чего нужно то. чем они занимаются, и в какой-то степени начинают ценить духовную составляющую своей работы, а некоторые даже начинают учиться более серьезно. Я думаю, что это неплохой результат.
Вернуться


ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ