КАЛЕНДАРЬ

Поздравления раввина Адина Штейнзальца к Рош ѓа-шана

Новый год — это врата, открывающие путь к действительности, отличной от той, в которую мы были погружены в уходящем году.

Новый год — это новая надежда, еще одна возможность изменить реальность. Речь идет не о надежде на чудеса: ветви сосен не отяжелеют от яблок, и на чертополохе не распустятся розы. Однако могут измениться определенные связи и соотношения между элементами мироздания. Возможно, все эти детали останутся теми же, что и были, но характер взаимодействия между ними может измениться. В этом и состоит космический смысл смены одного года другим. Поэтому на Рош ѓа-шана мы должны просить Всевышнего помочь нам увидеть новые возможности, которые откроются перед нами с приходом нового года, понять их. Молить Его о том, чтобы у нас хватило сил и решимости изменить, насколько это возможно, к лучшему нас самих и среду нашего обитания. Мы можем исправить наши отношения с другими людьми, отношение к окружающему миру, найти в нем для себя более подходящее место. Мы можем изменить наше внутреннее состояние, не позволить душе засохнуть или заплесневеть, наоборот, — мы обязаны вдохнуть в нее жизненные силы, обнаружив новые стимулы и обретя новые надежды.

Необходимо помнить, что, хотя мы обращаемся за помощью к Всевышнему и надеемся на поддержку ближних, очень многое зависит только от нас самих. И если мы сумеем реализовать все то, на что способны, и по милости Небес удостоимся увидеть, где пролегает истинный путь, то, безусловно, наш следующий год будет по-настоящему обновленным - лучшим и более цельным, чем все предыдущие. Пусть новый год принесет нам радость и в материальной, и в духовной сферах.

Шана това у-метука!


ВОПРОСЫ К РАВВИНУ

Почему в молитве о выздоровлении упоминают имя матери больного, а в поминальной молитве «Изкор» — имя отца?

Молитва о выздоровлении — «Ми-ше-берах» — произносится в синагоге, во время чтения Торы, при этом называют имя больного и имя его матери; в том случае, когда имя матери молящимся неизвестно, говорят: «Сын (дочь) Сары». Мы верим, что физическое здоровье человека прямо зависит от состояния его души и выздоровление тесно связано с раскаянием. Именно осознание и понимание тяжести совершенного греха дает надежду на исправление и, как следствие, — приносит исцеление. В учении Кабалы рассказывается о двух первичных началах, сфирот — Хохма и Бина, где Хохма — первичный проблеск, появление идеи, а Бина — ее последующее развитие, формирование и осознание. Хохма — появление идеи — творящее, мужское начало бытия, а Бина — развитие мысли — формирующее его, женское. Теперь вернемся к заданному вопросу.

Поскольку физическое благополучие зависит от духовного здоровья, а оно — от того, насколько верно человек оценивает свои поступки, что в свою очередь связано с женским началом Бина, — в молитве о выздоровлении упоминают имя матери больного. Во всех остальных случаях в еврейской традиции принято наряду с именем человека упоминать имя его отца, поскольку у евреев родовая (но не национальная) принадлежность определяется по отцовской линии.

Есть и другое объяснение. Мидраш, комментируя стих из книги пророка Иешаяѓу (26:4), говорит: «Ибо буквами йод и ѓэй Г-сподь сформировал миры». Какие миры? Мудрецы говорят: олам ѓа-ба — мир грядущий, олицетворяемый буквой йод, и олам ѓа-зэ — наш мир, символом которого является буква ѓэй. Согласно кабале, буква йод олицетворяет собой мужское начало, сфиру Хохма. Графическое изображение этой буквы — точка с ответвлением — указывает на активный процесс выброса Б-жественной энергии «из ничего», начало распространения Б-жественного света. Буква ѓэй связана с женским началом — Бина. Полая внутри, она словно готова принять в себя ту энергию, которую посылает ей йод.

При чтении молитвы «Ми-ше-берах» упоминают имя матери потому, что женское начало — буква ѓэй — олицетворяет тот мир, в котором мы живем; когда же читают «Изкор», произносят имя отца, так как мужское начало связано с буквой йод и именно эта буква олицетворяет собой аспект мира грядущего, возвращение мертвых к жизни. Однако по обычаю, принятому у хасидов Хабада, и в молитве «Изкор» упоминается имя матери усопшего.


ХАСИДСКИЕ ПРИТЧИ И РАССКАЗЫ

ВОТ ЭТО - ПОСТ!

Раби Элимелех из Лежайска говорил, бывало, что воздержание от пищи и питья, пост — не путь служения Всевышнему.

— А разве Бааль-Шем-Тов не постился? — спросили его.

— Бешт, — ответил раби Элимелех, — в молодости часто уединялся для молитвы на целую неделю от исхода субботы до начала следующей субботы. Обычно он брал с собой ведро воды и мешок с шестью хлебами. Однажды, накануне субботы, возвращаясь домой из места своего уединения, он удивился, увидев, что все шесть хлебов целы. Так поститься — можно!

ТОЛЬКО ТЕБЕ

Однажды во время молитвы произнес Ба-аль-Шем-Тов слова «Песни песней»:

— «Много сладких плодов — нового урожая и прошлогоднего — я для тебя сберегла, мой возлюбленный!» Все, что есть во мне, — старое и новое, — Тебе, Г-сподь!

— А мы, — спросили ученики, — разве с нами ты не делишься словами Торы?

— Когда бочка полна, случается, переливается и через край, — ответил Ребе.

ГЛУХОЙ

Внук Бешта раби Мойше-Хаим-Эфраим часто вспоминал притчу, которую рассказывал ему дед: «Музыкант играл на скрипке так искусно и сладко, что всякий, кто слышал его, пускался в пляс. Вошел глухой и с недоумением стал рассматривать сумасшедших, нелепо размахивавших руками и ногами».

ПОБЕЖДАЕТ ОТВАЖНЫЙ

Как-то, перед тем, как трубить в шофар в Рош ѓа-шана, сказал Бешт: — Один великий царь оградил свой дворец множеством крепостных стен, каждая из которых представляла собой не более чем искусно спланированный оптический обман. Между стенами люди видели рвы, полные воды, реки, овраги, по которым бродили медведи и львы. А в воротах каждой из крепостных стен поставил царь слуг с мешками золота. Затем глашатаи прокричали на улицах города царский указ: «Кто хочет встретиться с царем лицом к лицу, пусть явится во дворец!» Многие из пришедших увидели высокие стены и не решились идти на приступ. Другие испугались рвов, полных воды и хищных зверей. Третьи нашли ворота, но, получив в них несметные сокровища от слуг царя, вернулись домой, радуясь внезапно свалившемуся на них богатству. Но тот, кто любил царя и жаждал общения с ним, не испугался ни стен, ни зверей, ни воды, не прельстился блеском золота. Когда пытался он залезть на стену, сразиться со львом, броситься в воду, то обнаруживал, что все это — не более чем мираж. И вот, наконец, перед ним стоит царь и протягивает ему руку.

ПРЕЕМНИК

Перед смертью раби Исроэла спросили его ученики, кто станет его преемником.

— Тот, кто скажет вам, как победить гордыню, тот и будет вашим наставником, — ответил он.

После кончины Бешта ученики спросили раби Дова-Бера, Великого Магида:

— Как победить гордыню?

Ее невозможно искоренить, — ответил тот, — ведь это — неотъемлемое свойство творений. Победить гордыню невозможно, но воевать с ней мы должны всю жизнь. Тут же поняли его товарищи, что Магиду суждено заменить ушедшего учителя.


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

В месяце ЭЛУЛЬ

Д-р Иона Шнайдер

Приверженность традициям предков означает постоянное обращение к личностям праотцев, истории их жизни, ис-пытаниям, которые были им посланы, и извлечение уро-ков из всего этого. Они служат нам примером, учат делать верный выбор в сложной жизненной ситуации, помогают

понять, что представляет подлинную ценность, а чем можно и поступиться. Таким образом, традиция — и, воз-можно, в этом кроется один из секретов ее силы и притя-гательности — позволяет опереться на опыт и идеи заме-чательных людей, далеких от нас по времени, но родных и близких нам по духу.

Именно поэтому мы надеемся на то, что и наш опыт, опыт нынешних поколений евреев из СССР, не останется невостребованным, — ведь он по-своему уникален: после десятилетий практически полного отрыва от национальных корней, что привело нас к состоянию, подобному клинической смерти, мы пытаемся вернуться к полнокровной национальной и общинной жизни.

При всех трудностях, которые ожидают человека на этом пути, ему суждено испытать и великое удовлетворение: многое из того, что другие обычно узнают в раннем детстве и воспринимают как само собой разумеющееся, он откроет для себя впервые, и это придаст его переживаниям особые свежесть и остроту. Национальная жизнь в большом коллективе отличается от той, которую мы вели до нашей «перестройки», замкнувшись, как правило, в узких родственных или дружеских кругах. Вступление в большой «еврейский мир» (см. книгу р. Телушкина с таким названием) сопряжено со многими новыми проблемами и вопросами, причем некоторые из них носят «циклический» характер, возвращаясь из года в год, от поколения к поколению. В этой статье я хотел бы остановиться на некоторых вопросах, над которыми мы размышляем в месяце элуль.

Элуль, как известно, предшествует месяцу тишрей, в который мы отмечаем Рош га-шана и Йом-Кипур, — время, когда каждый предстает пред Высшим судом. Поэтому элуль предназначен для глубокого осмысления прожитого за год, скрупулезного самоанализа, поиска ошибок и путей их исправления. Само название месяца переводят как «всмат-ривание», «поиск», «копание» («Сефер ѓа-тодаа»).

Таким образом, традиция определила нам круг вопросов для обдумывания. Как же сделать так, чтобы эта заданность не помешала самостоятельной, тонкой и сложной духовной работе? Как соединить циклы календаря с нашим индивидуальным временем, с личными проблемами и переживаниями? Думаю, что не ошибусь, если скажу, что большинству из нас не так то просто настроиться на самоанализ и нелицеприятную самооценку потому лишь, что этого требует календарь. Поэтому решусь дать совет, указав на область, в которой почти всегда можно найти новые возможности для исправления и самосовершенствования. Это — учеба. Закон обязывает каждого еврея изучать Тору всю свою жизнь (Рамбам, «Мишнэ Тора», разд. «Ѓильхот талмуд Тора», ѓалаха 8). Эта заповедь занимает особое, центральное, место в традиции. Мне, как и многим другим в моем поколении, не довелось учиться в еврейской школе — просто потому, что таких школ не было. Даже самостоятельно добывать какие-то знания по еврейской истории или традиции было не так-то просто, а подчас и опасно. Но вот времена изменились, теперь есть возможность учиться. Все ли и полностью ли используют эти новые возможности?

Не знаю, как вы, но я мог бы уделять гораздо больше времени учебе. Что же мне мешает? Причин много, но все их можно свести к нескольким наиболее типичным. И тут я хочу перейти от личных проблем к общим, повторяющимся; они упоминаются в Талмуде («Йома», 356). Бедняк, богач и распутник прибывают после смерти на Высший Суд. На Суде их спрашивают, почему они не учили Тору. Бедняк оправдывается тем, что был вынужден все время, силы и мысли отдавать поиску хлеба насущного. Тогда ему напоминают о мудреце Гилеле. О нем рассказывают, что после переезда из Вавилона в Израиль он зарабатывал на жизнь тяжелым, низкооплачиваемым трудом, отдавая половину заработанного служителю в бейт-мидраш, чтобы иметь возможность учиться у мудрецов Страны Израиля. В один из дней он вообще не нашел никакого заработка и служитель не пустил его в

школу. Тогда он взобрался на крышу и попытался прослушать занятия через окно. Это происходило зимой, в долгий холодный вечер. Ѓилеля завалило снегом, и он мог замерзнуть, если бы учителя случайно не заметили его в окне. Ѓилеля приводят в пример бедняку, дабы показать, что даже самые бедные из бедных могут и должны учиться.

Богач, в свою очередь, оправдывается тем, что не имел возможности учиться из-за многочисленных и важных забот, связанных с его капиталом. Тогда ему приводят в пример раби Эльазара, сына Харсома, которому достались от отца обширные угодья в разных районах страны. Он же, поручив дела доверенному человеку, посвятил все время учебе. Однажды раби Эльазара задержали его собственные работники, не знавшие его в лицо, и потребовали, чтобы он как житель этого селения выполнил положенные работы. Раби Эльазар предпочел откупиться, чтобы не тратить время на долгие пререкания, доказывая, что он их хозяин (это окончание истории о нем, приведенной в книге «Эйн Яаков»). Данный рассказ учит нас тому, что изобилие средств, как и их недостаток, не может стать оправданием невежества.

И распутник приводит аргументы, объясняющие, почему он остался неучем. Он ссылается на свою красоту, на силу влечений, которым невозможно противостоять. В ответ ему приводят в пример праведника Йосефа, обладавшего необычайно привлекательной внешностью. Проданный в рабство в Египет, он оказался в доме вельможи Потифара. Похотливая жена царедворца решила совратить юношу; изо дня в день она пыталась уговорами и угрозами склонить его к прелюбодеянию, но Йосеф не поддался соблазну. Заметим, что при всех различиях между тремя героями еврейской истории их объединяет то, что знания и личностные качества позволяют им добиться успеха в жизни. Ѓилель был избран наси, р. Эльазар — первосвященником, Йосеф стал одним фактическим властителем Египта.

Понятно, что мудрецы Талмуда приводят этот рассказ, дабы помочь нам распределить время и силы так, чтобы не страдала учеба. Ни бедность, ни богатство, ни жизненные соблазны не должны мешать ей, как они не смогли помешать Ѓилелю, р. Эльазару, сыну Харсома и праведнику Йосефу.

В завершение этих заметок хочу подчеркнуть, что самоанализ и самооценка перед новым годом — дело сугубо индивидуальное, интимное. У каждого из нас свой собственный жизненный путь, свои взгляды, пристрастия и опыт. В конце концов, каждый принимает решения самостоятельно и несет ответственность за сделанный выбор. Я же лишь хотел напомнить об одной из важных, по-моему, тем для раздумий в месяце элуль.

Время идет, и кто знает, будет ли у нас возможность наверстать упущенное?


СОБЫТИЯ

Семинар преподавателей традиции

Сквозная тема семинара — еврейский подход к учебе, чтению, изучению и комментированию текстов. Много внимания было уделено также традиционной структуре построения занятий в еврейских религиозных школах и иешивах. Изучалась и актуальная ныне проблема борьбы с миссионерскими организациями, выдающими себя за еврейские. Об этом явлении, распространенном на всей территории СНГ, рассказал доктор Александр Локшин.

Участники семинара провели вместе субботу (причем многие из них впервые узнали на собственном опыте, что такое еврейский Шабат), разучивали традиционные еврейские песни, которые поют в этот день во время вечерней и утренней трапез. Однако прежде всего следует отметить интереснейшие занятия с использованием традиционной формы обучения, применявшейся в иешивах испокон веков, но незнакомой подавляющему большинству собравшихся: учеба в «хеврутах» — попарно.

— На этом семинаре, — сказала девушка-киевлянка, — мне показали то, что я раньше нигде и никогда не видела. Это был абсолютно новый опыт. Общение с самыми разными людьми происходило и днем, и ночью. Здесь я поняла, что вера — это не слепое поклонение или стуканье головой о пол при молитве, а осознание того, что ты пришел в этот мир не просто так и можешь что-то в нем изменить. Морис Крихели, директор тбилисского молодежного фонда «Гилель», заявил, что члены его организации считают самым лучшим инвестиционным проектом развития еврейских общин вклад в еврейское образование.

— Мы хотим осуществить у себя в Тбилиси несколько просветительских программ, а также реализовать целый ряд образовательных информационных проектов. Чтобы подготовиться к этому, я и приехал сюда. Мне удалось узнать здесь много нового, многому научиться у высококлассных педагогов института — все это, безусловно, поможет нам в дальнейшей работе. «Байт ле-мидраш» — отличный проект. Считаю, что вложение Институтом изучения иудаизма в свои многообразные начинания финансового и интеллектуального капитала непременно принесет плоды. К этому мнению присоединяются многие участники семинара.

К главной странице


ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ