ЮБИЛЕЙ

НАМ 15 ЛЕТ

Давид ПАЛАНТ, директор Института изучения иудаизма в СНГ, отвечает на наши вопросы

В этом году исполняется пятнадцать лет с начала деятельности института. Вы начали свою работу еще в восемьдесят девятом году, и ваш институт был первым в СССР учреждением, где легально занимались еврейским просвещением. Слова «Кунцевская йешива» означают очень многое для тысяч евреев, которые обрели здесь свое еврейство; большинство из них сейчас живут в Израиле. Расскажите о становлении йешивы, о первых ее днях.

- Все началось с негласной встречи раввина Адина Штейнзальца с академиком Евгением Павловичем Беликовым в рамках международной научной конференции в Европе, в восемьдесят восьмом году. Возникшая между Беликовым и Штейнзальцем обоюдная симпатия объединяет их до сегодняшнего дня. Раввину удалось убедить своего нового знакомого обратиться к Горбачеву с просьбой открыть академическое учреждение для изучения еврейских дисциплин. Разрешение было получено, и через год, сначала в квартире на «Профсоюзной», а потом - с согласия мэра Москвы Гавриила Харитоновича Попова - на даче Промыслова, в Кунцево начала свою деятельность йешива «Мекор хаим», официальное название которой было «Отделение иудаики Академии мировых цивилизаций». Место было поистине сказочным, на площади в десяток гектаров, среди раскидистых деревьев, в просторном двухэтажном деревянном доме. Разумеется, под официальной академической вывеской протекала бурная неформальная еврейская жизнь, и мы были вынуждены предпринимать различные меры предосторожности, чтобы не вызвать гнев со стороны вездесущего КГБ. Кунцевская йешива превратилась в место проведения различных еврейских мероприятий, евреи со всех концов бывшего СССР, посланцы различных общин чувствовали себя там как дома. Главой йешивы стал раввин Гдалья Рабинович. Ее ученики представляли собой пеструю смесь «постсоветского иудаизма» - хасиды и литваки, сионисты и ассимиляторы... Кстати, Пинхас Гольдшмидт, ныне руководитель московского раввинского суда, прибыл тогда в Москву в качестве посланника раввина Штейнзальца, чтобы учредить раввинский суд и помочь в решении проблемы религиозных разводов.

Там была удивительная атмосфера братства и свободы, каждую субботу собирались более сотни гостей, спали на полу, на столах, спальных мест не хватало. Тысячи людей хранят в своих сердцах чудесные воспоминания о Кунцевской йешиве, которую прозвали «посланницей Земли Израиля в российском изгнании».

- Многие считают раввина Штейнзальца пионером в различных областях, которые со временем осваиваются другими людьми. Вы согласны с этим?

- В этом вопросе прозвучали горькие нотки. Но память человеческая коротка, заслуги первопроходца редко оцениваются по достоинству. Очень быстро забывается тот, кто проложил дорогу, на готовое приходят совсем другие люди. Хорошо, что раввин Штейнзальц никогда ничего не делал ради почета и славы, - лишь то, что считал правильным и нужным для людей. Он всегда - новатор! В том числе и в сфере своей «эксклюзивной» деятельности - переводе на иврит Вавилонского Талмуда и составлении комментария к нему, а затем и переводе текстов Талмуда на английский, французский, русский и испанский языки. Его оригинальные идеи и подходы к решению проблем современности, изложенные в десятках книг, тысячах статей и интервью, сегодня мало-помалу становятся неотъемлемой частью мировоззрения современного мирового еврейства. При этом очень часто забывается их источник. Но недаром говорят, что высшей наградой для автора становится ремарка к его тексту: «слова народные». Помимо создания первого еврейского образовательного учреждения в СССР, раввин Штейнзальц основал Еврейский университет в Москве, который финансировался нашим институтом на протяжении долгих лет и стал катализатором полномасштабного движения, возродившего еврейскую академическую деятельность, которая теперь уже ведется по всему СНГ. Сегодня мало кто помнит и готов признать заслугу раввина и института как зачинателей процесса, но, как это ни печально для наших недругов, это исторический факт!

Первое в России еврейское педучилище, где готовили будущих преподавательниц иврита и еврейской традиции, также было создано нами, как и первые курсы подготовки лидеров еврейских общин. Первые семинары по повышению квалификации учителей прошли под нашей эгидой еще в девяносто первом году, одновременно с созданием ассоциации преподавателей еврейской традиции «Ламед». Первым среди еврейских периодических изданий из существующих сегодня в России был журнал для семейного чтения «Отцы и дети», выходящий и по сей день. Наш сайт в Интернете был открыт еще в девяносто шестом году, раньше всех других просветительских сайтов в СНГ. Я мог бы продолжить список. Однако целью нашей деятельности никогда не было создание организаций и институций; мы искали ответы на вызовы современности, искали пути решения проблем возрождения еврейской жизни - и находили их! Наша уникальность в том, что вот уже пятнадцать лет мы ведем непрерывную работу и - слава Б-гу! - постоянно и успешно адаптируемся в изменяющихся условиях, осваиваем все новые и новые рубежи.

- В сфере еврейского образования в России функционируют всевозможные организации, религиозные и светские, что определяет и характер их деятельности. Как бы вы определили деятельность института с этой точки зрения?

- Наш подход - прагматичный, мы хотим принести максимальную пользу. Большинство сотрудников института соблюдают заповеди, но вместе с тем ошибочно было бы определить нашу деятельность как сугубо религиозную, скорее - как просветительскую.

Нашей исходной предпосылкой является понимание того факта, что у советского еврейства была отнята возможность осмысленно избрать еврейский образ жизни. Свобода выбора подразумевает наличие альтернативы - нужно знать, из чего выбирать. Наша задача - дать евреям знания, возможность углубленно и серьезно изучать еврейскую традицию, культуру, сознательно избрать свой образ жизни. В нашей деятельности участвуют много светских людей, прекрасно осознающих при этом, что наша работа - благо для них и их семей.

- Каковы базисные принципы вашей деятельности? В чем их специфичность, если можно так выразиться?

- Я полагаю, что наша специфика в первую очередь в том, что наш духовный руководитель - личность мирового масштаба, одна из виднейших фигур мирового еврейства раввин Адин Штейнзалыд. Я не знаю никого, подобного ему по широте кругозора, разносторонности знаний, глубине их осмысления, по скромности и терпимости. Сочетание этих качеств - редчайший сплав. Тот факт, что раввин избрал Россию в качестве главной арены своей общественной деятельности, безусловно, большая удача для российского еврейства. Возможность работать рядом с ним, помогая ему в осуществлении этой великой миссии, лозунгом которой, если перефразировать слова Всевышнего, переданные Моисеем фараону: «Отпусти народ Мой!», является: «Научи народ Мой!», - уникальна.

Кроме того, мы ограничили нашу деятельность той сферой, которая не является заманчивой для наших коллег, - неформальным просвещением для взрослых. Тем самым нам удается избежать дублирования и излишнего соперничества. Мы пытаемся работать только в тех областях, которые «пользуются спросом» и в которых мы можем оказать реальное влияние. Мы стараемся выйти и на периферию, где ощущается существенный недостаток еврейской просветительской деятельности. Создаем новые образовательные формы, отвечающие современным потребностям еврейства СНГ, такие, как, например, курсы самообразования, на которых заочно обучаются тысячи людей. Даже в наиболее удаленных уголках СНГ функционирует проект «Байт ле-мидраш», в рамках которого заняты сто пятьдесят групп, в которые входят почти две тысячи студентов. Регулярно проводятся курсы повышения квалификации для членов ассоциации преподавателей еврейской традиции «Ламед», для общинных лидеров. Выходят в свет интереснейшие периодические издания на русском языке, печатаются книги раввина Штейнзальца, учебно-методические разработки для еврейских школ СНГ и многое другое.

- Какие из ваших достижений вы считаете основными?

- Проложив пути в деле создания еврейских учебных заведений, с чего начиналась наша работа в России, в последние годы мы занялись развитием уникальных проектов, которые привлекают внимание как нашей целевой группы - российских евреев, так и различных организаций, действующих в СНГ. Мы сотрудничаем со всеми центральными организациями, например, с Джойнтом, который оказывает нам существенную помощь с самого начала нашей работы, своими успехами мы во многом обязаны ему. Мы занимаемся разработкой новых проектов совместно с Еврейским агентством, по заказу израильского Министерства образования разработали новый учебный план преподавания традиции для еврейских школ СНГ, второй год подряд ведем курсы повышения квалификации для лидеров общин ФЕОР. В сфере неформального образования нам удалось занять нишу наиболее профессионально подготовленной организации. Тысячи взрослых и детей приобретают знания с помощью наших учебных пособий, в рамках наших проектов. Изданные нами книги и методические материалы достигают самых крайних точек СНГ, в еврейских и других средствах массовой информации публикуются статьи и интервью с раввином Штейнзальцем. У нас сложился замечательный коллектив людей, безгранично преданных своей работе. Это педагоги, лекторы, переводчики... Каждый из них - настоящее светило в своей области! Благодаря им идеи проникают не только в головы, но и - что не менее важно - в сердца наших учащихся.

Несмотря на то, что мы маленькая организация (наш бюджет не составляет и одного процента от бюджета «гигантов», работающих в СНГ), нам удалось стать влиятельным фактором еврейской жизни в бывшем СССР. Я думаю, что это - заслуга и раввина, и замечательного коллектива института, результат профессионализма и теплого сердечного участия, с которым мы относимся к нашим учащимся и слушателям.

- Каковы, по вашему мнению, основные «вызовы времени», с которыми сегодня сталкивается еврейская община СНГ?

- На уровне тактическом очень важно прекратить внутренние распри и объединить - по меньшей мере, скоординировать силы для достижения общих целей. Слишком много энергии и средств растрачивается на борьбу за влияние, причем за счет развития и укрепления еврейской жизни.

Есть и иные жизненно важные сферы, и если еврейская община СНГ сможет навести в них порядок, то ее возможности для полнокровного развития и выживания возрастут. Положение, существующее на сегодняшний день, при котором главные усилия еврейской активности направлены на развитие общинных центров и учреждений, отражает аномалию, обусловленную всем характером здешней деятельности в предыдущее десятилетие. Одна из основных наших целей - укрепление еврейской семьи, духовного компонента в еврейском доме. Нет шансов на возрождение общин, если еврейства нет в семье! Организации могут поддерживать еврейскую жизнь, но не могут ее заменить.

Мы работаем в этом направлении: программа «Байт ле-мидраш» создает учебные группы, собирающиеся в частных домах! «Лимудим» - самостоятельное изучение иудаизма, дома! Журнал «Отцы и дети» - предназначен для дома и для семьи! Названия проектов «Пусти субботу в твой дом», «Пусти еврейство в свой дом» говорят сами за себя. Мы пытаемся изменить то несбалансированное положение, в котором делают акцент на развитии институций, обходя при этом должным вниманием еврейский дом. Я надеюсь, что и другие организации, как обычно, последуют по нашим стопам, ибо будущее российского еврейства полностью зависит от того, сможет ли оно превратиться из еврейства искусственного, имплантированного в еврейство естественное, подлинное. На вопрос, принесут ли плоды все усилия, которые мы здесь прилагаем, ответ даст сам характер российской еврейской семьи. Когда? Поживем еще пятнадцать лет - и увидим...

Беседу вела Ольга Винокур


ВОПРОСЫ К РАВВИНУ

Учится и учить - этого вполне достаточно, чтобы оправдать свое существование!

Известно, что средневековые мудрецы Раши и рабейну Там расходились во мнении относительно порядка расположения пергаментных свитков со словами из Торы в тфилин. Неужели до средневековья не существовало устной традиции, которая сообщала бы нам, каким образом расположены в тфилин фрагменты Торы?

В тфилин должны находиться четыре пергаментных свитка с фрагментами (паршийот) из Священного Писания, («Шмот», 13:9, 13:16; «Дварим», 6:8, 11:18). Что касается числа отрывков и их содержания, спора нет вообще. Но относительно порядка расположения фрагментов внутри кожаной коробочки тфилин существуют две основные традиции: выше отрывки перечислены в соответствии с мнением Раши, в то время как рабейну Там считал, что четвертый из них должен быть третьим, а третий - четвертым. Оба мудреца отнюдь не были зачинщиками спора, который восходит к двум древним школам сохранения и передачи традиции: Вавилона и Эрец-Исраэль. Надо сказать, что сомнений в подлинности и истинности каждой из них не возникало никогда, обе они, несомненно, принимались как восходящие к Синайскому Откровению, а разница в подходе этих двух мудрецов касалась лишь оптимальности способа исполнения заповеди. Другими словами, спор касался лишь вопроса о том, какой из видов тфилин предназначен для исполнения этой заповеди Торы всеми евреями, а какой предназначен лишь для избранных - тех, кто удостоился подняться в своем служении Творцу на более высокую ступень духовного совершенства. При археологических раскопках в Кумранских пещерах на берегу Мертвого моря были найдены обе версии тфилин, датируемые эпохой разрушения Второго Храма. Кстати говоря, археологи нашли и варианты тфилин с иной последовательностью фрагментов.

Сегодня для того, чтобы исполнить заповедь о тфилин в соответствии с этими двумя обычаями, во многих еврейских общинах принято поступать так, как рекомендует р. Иосеф Каро, автор галахического кодекса «Шульхан арух»: возлагать поочередно оба - сначала тфилин Раши как наиболее распространенный, а затем - тфилин рабейну Тама. Для нас в таком подходе нет ничего странного; есть много случаев, когда, не имея возможности установить однозначно оптимальный способ исполнения заповеди, мы исполняем все возможные варианты ее. Так мы поступаем, к примеру, в праздник Рош га-шана при исполнении заповеди трубить в шофар, когда воспроизводим все возможные комбинации звуков. Однако общепринятым является исполнение заповеди о тфилин именно с помощью тфилин Раши, а тфилин рабейну Тама в наше время остается уделом наиболее богобоязненных.


РАССКАЗЫ О БААЛЬ-ШЕМ-ТОВЕ (БЕШТЕ)

ОГНЕННАЯ ГОРА

Раби Цви, сын Бешта, рассказывал:

- После смерти отца я видел его однажды в образе пылающей горы, рассыпавшейся на множество искр. Когда спросил я его о смысле видения, отец ответил: «Таким было мое служение Всевышнему в земной жизни».

СРЕДИ РУИН ИЕРУСАЛИМА

Один праведник рассказывал:

- Довелось мне однажды побывать во сне в раю. Там показали мне руины Небесного Иерусалима. Среди бесформенных куч камней ходил, ни на минуту не останавливаясь, человек. «Кто это?» - спросил я. «Это Бешт, он поклялся, что не уйдет отсюда, пока не будет отстроен Храм», - услышал я в ответ.

ПЯТИДЕСЯТЫЕ ВРАТА

Один из учеников Бешта пытался постичь сущность Творца. Ничего не говоря учителю, он посвящал размышлениям на эту тему много времени, но только все больше запутывался. Все, что было до сих пор понятным и ясным становилось сомнительным и зыбким. Когда Баал-Шем-Тов заметил, что ученик перестал посещать его, как было у них заведено прежде, - он отправился к нему домой.

- Я знаю, - сказал Бешт, - что скрывается в твоем сердце. Ты прошел сорок девять врат познания. Все началось с вопроса, ответ на который ты нашел. И вот первые врата раскрылись; за ними - еще один вопрос. И снова ты ищешь и находишь ответ.

Раскрываются вторые врата, за ними - новый вопрос. Так ты идешь вовсе глубже и глубже, вплоть до пятидесятых врат. И тут приходит черед того самого вопроса, ответ на который никогда не откроется смертным, ибо в противном случае утратил бы человек свободу выбора. Тот, кто попытается проникнуть еще глубже, упадет в бездонную пропасть.

- Что я должен сделать? Вернуться назад, к самому началу?

- Нет, назад ты не придешь, вернувшись, ты обнаружишь, что стоишь не перед первыми вратами познания, а по ту сторону от пятидесятых; ты обнаружишь, что обрел веру.

НЕМОТА ЛУЧШЕ КРАСНОРЕЧИЯ

Однажды гостил за субботним столом раби Боруха из Меджибожа некий ученый муж.

- Не почтит ли нас хозяин словами Торы? - попросил гость. - Я слышал, что Ребе умеет говорить чрезвычайно красиво.

- Лучше мне онеметь, чем говорить красиво, - ответил раби Борух.

ДВУЛИКИЙ МИР

Раби Борух говорил:

- Как хорош и легок этот мир для того, кто ни во что его не ставит! Как темен он для того, кто чувствует себя в нем песчинкой!

ТАНЕЦ РЕБЕ

В ночь Симхат-Тора Баал-Шем-Тов взял в руки свиток Торы и плясал вместе со своими учениками. Потом он отложил свиток и продолжил танец. Один из учеников сказал товарищам:

- Посмотрите: он отложил в сторону тело Торы и танцует с ее душой.

УЧИСЬ ХОДИТЬ!

Спросил Баал-Шем-Това один из его учеников:

- Учитель, почему человек, всем сердцем привязанный ко Всевышнему и знающий, что нет в мире иной реальности, кроме Него, временами ощущает отдаление от Творца?

- Когда отец учит ребенка ходить, - ответил Ребе, - он ставит его на ноги и, выпуская дитя из рук, чуть-чуть отдаляется. Только успевает ребенок сделать шаг, приблизившись к нему, отдаляется отец снова. Так продолжается, пока ребенок не научится ходить сам.

ДЕВСТВЕННАЯ ТОРА

Баал-Шем-Тов так говорил о стихе «Торат-га-Шем тмима» («Тора Г-спода нетронута»):

- До сих пор она тмима, никто еще не прикоснулся к ней и мизинцем!


ОСНОВЫ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ деятельности Института

* Наша основная задача - инициирование образовательных просветительских программ, необходимых для возрождения полноценной еврейской жизни и развитие национальной самоидентификации.

* Достижение этих целей осуществляется путем ознакомления широких кругов населения СНГ с информацией об иудаизме и просветительской деятельности, направленной на приобщение евреев СНГ к традиционным ценностям и понятиям иудаизма. При этом мы принимаем во внимание исторически сложившуюся реальность: длившуюся в течение десятилетий насильственную изоляцию евреев СНГ от духовных и культурных еврейских центров.

* Наша деятельность направляется раввином Адином Эвен-Исраэлем (Штейнзальцем), руководствуется выраженными им мировоззренческими принципами.

* Для нас представляется неприемлемой сложившаяся ситуация, при которой институализация еврейской жизни в СНГ намного обогнала процессы восстановления еврейского быта в семьях, и то, что при обнадеживающих темпах создания организаций и структур еврейское просвещение остается наименее разработанным полем деятельности.

* Мы убеждены в том, что только образование, знакомство с еврейской культурой и традиционной системой ценностей даст возможность истинной свободы выбора образа жизни, стиля и формы своей связи с еврейством для всех наших соплеменников.

* Для нас приоритетно развитие программ, обеспечивающих доступность непосредственного изучения еврейских дисциплин каждому заинтересованному в этом, даже если он находится на далекой периферии или не связан с еврейскими структурами на местах. Исходя из понимания духовного и культурного уровня русскоязычного еврейства, мы уделяем особое внимание качеству нашей деятельности, преподавания и публикаций.

* Институт воздерживается от развития тех направлений деятельности, в которых работают другие организации, и фокусирует свое внимание на тех темах и формах работы, которым, по нашей оценке, не уделяется достаточное внимание со стороны коллег. Мы считаем, что при нынешнем масштабе национальных проблем и грандиозности задач есть место для плодотворной деятельности всех заинтересованных сторон и без конкурентной борьбы.

* Мы стараемся сотрудничать со всеми заинтересованными в этом общественными, научными, религиозными и государственными институтами, поддерживаем постоянный контакт с общинами и активистами на местах. Центральное направление в нашей работе - подготовка нового поколения еврейских активистов: поиск и обучение тех, кто готов принять участие в разработке идей и задач, поставленных Институтом перед собой, и проявил себя энтузиастом, преданным делу еврейского просвещения.

* Институт и раввин А. Эвен-Исраэль (Штейнзальц) как его глава воздерживаются от вмешательства в политику и в любые вопросы, не связанные с распространением еврейского образования и культуры.


ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ