(Выберите нужный месяц в выпадающем меню и нажмите V,
в правом меню появится соответствующий ему номер журнала).

№ 67


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ХАНУКА И ВОСПИТАНИЕ

Вера Ландсман

Наш святой язык, которым Всевышний творил всё сущее, обладает уникальной особенностью: слова, обозначающие порой различные понятия и, на первый взгляд, никак не ассоциирующиеся друг с другом по их общепринятому, устоявшемуся значению, могут вступать в тесную и глубокую взаимосвязь. Это особо отчётливо видно, если буквенный состав этих слов хотя бы частично совпадает, и тем более в том случае, если в их основе лежит общий корень.

Подобные параллели не случайны. Мудрецы, комментирующие Писание, всегда обращают внимание на такие совпадения и извлекают из них важные уроки. Так, хорошо всем известное и привычное для слуха слово»Ханука» имеет тот же корень - хет-нун-хаф, - что и слово хинух («воспитание»). Эта связь не очевидна и требует особого рассмотрения.

В Талмуде («Шабат», 236) говорится: «Сказал рав Ѓуна: "У того, кто приучен зажигать светильник, вырастают мудрые сыновья"». Но какова связь между ханукальной свечой и успешным воспитанием детей? Ведь воспитание - дело семейное, домашнее, а ханукальные свечи запрещено использовать для любых домашних нужд, более того, их принято зажигать вне дома.

В XIX веке в Европе возникло своеобразное отношение к еврейской традиции. Оно выражалось следующим постулатом: «Будь евреем дома и человеком на улице». Суть его состоит в том, что, находясь дома, в закрытом и защищенном от постороннего глаза пространстве, человек соблюдает предписания Торы, коль скоро ему это удобно и никак его не стесняет. Однако когда он находится вне этого пространства - на работе, вечеринке и т.п., - следуя этой позиции, можно быть «нормальным человеком», «таким, как все». Такой подход наносил и наносит серьёзный вред нашему народу. Поэтому так важно исполнять законы, связанные с пребыванием вне дома и приучать к этому детей. Так, Тора предписывает человеку построить суку и жить в ней в течение семи дней. В круг подобных заповедей входит и зажигание ханукальных свечей. Это действие подводит ребенка к пониманию важных идей, пронизывающих всю историю еврейского народа. Поэтому, несмотря на то, что светильник принято ставить вне дома, разнообразные обычаи зажигания ханукальных праздничных свечей свидетельствуют о том, что этот праздник - семейный. Зажигают светильник тогда, когда члены семьи ещё не спят. А в некоторых общинах принято, чтобы каждый ребёнок зажигал свой светильник, который он нередко делает своими руками. Исполнение этой заповедей помогает зажечь в нем искру интереса к Торе, к еврейской традиции. Задача воспитателя - подвести ребёнка к осознанию того, что наша жизнь как народа во всех её проявлениях связана с Торой и еврейским законом. И не случайно в ханукальные дни есть красивый обычай: детям дают немного денег, чтобы они играли в свивон (на иврите - «волчок»). Свивон имеет четырехгранную форму. В Израиле на его гранях пишут буквы нун -гимель - ѓей - пей, что означает нес гадоль ѓая по («чудо великое свершилось здесь»), а в диаспоре - нун - гимель - ѓей - шин, т.е. нес гадоль ѓая шам («чудо великое свершилось там»). Таким образом детям дают понять, что даже во время игры, когда они могут отдохнуть от учебы, нельзя забывать о чудесах, которые Всевышний являл нашим отцам, и о том, что на протяжении всей своей истории наш народ боролся не только за физическое существование, но и за сохранение национальной индивидуальности. В этом смысл праздника, и наш долг - хранить свою национальную сущность и научить своих детей дорожить ею.

Таким образом, можно сказать, что одним из главных обычаев Хануки, одной из центральных идей этого праздника является именно хинух, воспитание в еврейском духе. Когда ребёнок вырастет, он сможет стать учёным или ремесленником, писателем или учителем. Но огоньки ханукального светильника, зажжённого им в детстве, будут ему маяками на жизненном пути и помогут ему и многим таким, как он, согреться светом, который грел наш народ на протяжении многих тысячелетий - светом Торы.» Ибо свеча - заповедь, а Тора - свет» («Мишлей», 6:23).


ВОПРОСЫ К РАВВИНУ

Христиане утверждают, что необходимость в их вероисповедании вызвана тем, что исполнить Тору как подобает практически невозможно. И действительно, подавляющее большинство евреев так или иначе нарушают различные положения закона. Изобилие повелений и запретов Торы способны сделать жизнь невыносимой. Не подтверждает ли стремительно уменьшающееся число религиозных евреев правоту христиан в этом вопросе?

Хотя это и не связано напрямую с ответом на поставленный вопрос, все же не мешает вспомнить об отношении основателя христианства к неевреям, которое он, по христианскому же преданию, выразил однозначно. Христиане, однако, этой фразе, как и многим другим «мелочам», не придают особого значения: «Я послан только к погибающим овцам рода израильского...» (Матфей, 15:24). А по отношению к призыву о помощи представителям других народов он выразился отнюдь не политкорректно: «Нехорошо отнимать хлеб у детей и бросать псам» (там же, 15:26). Чтобы донести до своих потенциальных жертв смысл этих фраз, который, казалось бы, достаточно прозрачен даже для ребенка, христианскому миссионеру необходимы такие качества, как честность (чтобы не лгать себе самому) и смелость (чтобы не лгать другим). Сам провозвестник «религии любви», как видите, не торопился обращаться ко всему человечеству. По существу вопроса можно сказать следующее. Христианская идея примата веры над деяниями, «спасения души через веру в Иисуса», по сути, оправдывает самые чудовищные преступления, гарантируя спасение своим адептам, кстати, отказывая в нем их нехристианским жертвам! Тем, что христианство предъявляет к мирянам минимум требований, легко объяснить его популярность, даже не прибегая к историческому анализу. Именно в силу тех же причин ислам в современном мире еще более распространен. Однако далеко не все из того, что приветствуется большинством, - истинно. Как говорит об этом сама Тора: «Не следуй за большинством во зло...» («Шмот», 23:2). Однако следует помнить, что Тору и многочисленные заповеди Творец дал именно евреям, и лишь опосредованно, через наше служение, - другим народам. С евреев же за неисполнение Торы взыскивать может лишь Тот, Кто ее заповедал. А люди - не ангелы, как сказано: «Тора дана не ангелам служения» (Талмуд, «Брахот», 256), - у каждого человека есть склонности, пристрастия и слабости, которые мешают ему реализовать свою жизненную миссию. В этом отношении еврей немногим отличается от представителя иного народа; он тоже «нормальный» человек, со своим йецер ѓара - злым побуждением души, - и поэтому «ничто человеческое ему не чуждо». Но кто сказал, что если идеал достижим не для всех, то к нему не стоит стремиться? Наша ' позиция такова: Тора налагает определенные ограничения и устанавливает рамки, и если человек их преступает - это рассматривается как нарушение, а не как норма, которой следует придерживаться. В самом деле - если кто-то нарушит уголовный или налоговый кодекс в тех или иных его пунктах (а смею вас уверить, что большинству из нас так или иначе приходилось вступать в конфликт с действующим законодательством), никто ведь не будет отменять весь кодекс только на этом основании!

Позволю себе провести следующую смелую параллель: в своем стремлении достичь состояния праведности, покорить в себе злое начало оступившийся еврей - несмотря на всю вольность такого сравнения - напоминает толстовского отца Сергия. Хотя надо оговориться, что идеалы, которые ставит перед собой христианство в целом и его духовенство в частности, не имеют ничего общего с еврейскими представлениями о святости. Образ жизни монаха с нашей точки зрения противоестественен, поэтому ни один из евреев в принципе не мог написать такой замечательный рассказ. Вектор служения у нас направлен совсем в иную сторону. То, что для монаха - грех, для еврея -святая обязанность. Первый не имеет права производить и воспитывать потомство, что, в соответствии с нашим мировоззрением, является преступным проявлением духовного эгоизма. Не вызывают у нас особого восхищения и издревле культивирующиеся в христианстве образы блаженных и юродивых. Некоторые из «положительных» героев Достоевского почти до идиотизма «святы», да от них большего и не требуют; за ними не наблюдается ни замечательных человеческих качеств, ни особого ума. У евреев, напротив, всегда особым почетом пользовались те, кто занимался именно интеллектуальным постижением Торы и благотворительностью. Однако, прибегая к подобному сравнению, я хочу лишь показать, что человек от совершенного им греха не становится закоренелым преступником. Он может раскаяться и начать новую, праведную жизнь.

Всевышний знал, кому Он дает Свою Тору, и у Него не бывает ошибок. К слову, численность религиозного еврейства неуклонно возрастает - как за счет естественного прироста населения,так и за счет притока тех, кто вернулся к вере отцов. Никакие другие социальные группы в нашем народе не могут похвастаться таким быстрым демографическим ростом.


РАССКАЗЫ О ЗЕЭВЕ-ВОЛЬФЕ ИЗ ЗБАРАЖА

Гостеприимство богачей

КОНИ

Когда ехал раби Зеэв-Вольф на телеге, он запрещал кучеру стегать лошадей.

- И проклинать их не следует, - говорил Ребе, - надо уметь разговаривать с ними.

ВЕРООТСТУПНИКИ

Во Львове собрались знаменитейшие раввины поколения, чтобы обсудить падение нравов. «Многие молодые люди оставили древние обычаи, стали одеваться в нескромные одежды, стричь бороды и пейсы - вот-вот перестанут быть евреями, - говорили они. - Надо заменить в стенах здания крошащиеся камни, чтобы оно не рухнуло. Необходимо принять решительные меры против вероотступников, лишить их права обращаться в еврейский суд». Решение было принято, но в ход его не пустили до тех пор, пока раби Зеэв-Вольф не поставит под ним свою подпись.

- Неужели вы думаете, что вас я люблю больше, чем их?! - спросил Ребе раввинов. Постановление львовского форума так и не было разослано в общины.

ПРАВЕДНИКИ

Раби Зеэв-Вольф не замечал ни в ком дурных черт, всех он называл праведниками. Поссорились как-то два еврея. Обратились люди к Ребе с просьбой, чтобы он защитил правого от виноватого.

- Они оба - достойные люди.

Кто посмеет быть судьей в споре двух праведников! - ответил Ребе.

ПОМОЩЬ

Однажды встретился раби Зеэву-Вольфу в дороге бедный молодой хасид и попросил его о помощи.

Поискал Ребе в кошельке, вынул монетку, взглянул на нее и положил обратно. Вынул монетку поменьше и протянул смущенному бедняку.

- Не смущайся, юноша, - сказал он хасиду, - и не ожидай многого. Повернулся тот и пошел, склонив голову. Остановил его раби Зеэв-Вольф и спросил:

- О чем это ты задумался?

- Я научился из ваших слов пути служения Всевышнему: не смущаться и не ожидать многого.

- Именно это я и имел в виду, - сказал Ребе.


РАЗГОВОРЫ С РАВВИНОМ

СНИМАЮЩИЙ ГРАНИЦЫ ИНТЕРНЕТ

Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика

Пафос традиционного общества - утверждение границ. Пафос современного мира - их ликвидация.

Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика

- Мне хотелось бы предложить вам для обсуждения какую-нибудь тему, максимально далекую от еврейских религиозных проблем.

- Пожалуйста, но я не уверен, что вам это удастся.

- Почему?

- Видите ли, с точки зрения иудаизма мир со всем, что в нем есть, дан человеку для освоения и размышления. Поэтому любой предмет, любое явление заслуживает религиозного осмысления.

- Ну, а скажем, интернет он тоже заслуживает?

- Почему бы и нет? Интернет очень интересное явление. Один из символов нашего времени, резко противостоящий миру традиционализма. Традиционный мир весь построен на границах. Границы это его пафос, непременная часть его веры, его понимания жизни.

- Что вы имеете в виду, говоря «границы»?

- Я говорю о границах в самом широком смысле, то есть не только о границах между государствами, хотя и о них, разумеется, тоже (они-то для Интернета абсолютно проницаемы). Я говорю о границах, запретах, ограничениях, разделениях и разграничениях в целом. Например, для греков в древности была очень важна культурная граница между эллинами и варварами. В традиционных обществах существует четкая граница между «можно», «нужно» и «нельзя». В разных культурах эти понятия могут иметь разные наполнения, но сам феномен один и тот же. В чем главный пафос Интернета? В кардинальном снятии границ. А если взглянуть чуть шире, это ведь важное самоопределение современного мира в целом: абсолютная открытость и снятие всех границ, полное их упразднение за ненадобностью. Речь идет не о каких-то изживших себя, утративших свой смысл границах, а о границах вообще, границах как таковых.

Проблема в том, что, когда открытость, казалось бы, достигает максимума, она порождает проблему границ на новом уровне.

- Вы могли бы привести какой-нибудь пример?

- Да сколько угодно! Не так давно в США было проведено исследование интеллекта различных этнических групп. В результате исследователи пришли к выводу, что IQ (принятый в науке коэффициент интеллекта) у афро-американцев ниже, чем у других обследованных групп. Результаты этой работы отказались печатать все издания, куда исследователи обращались. Причем, что интересно, никто не ставил под вопрос метод исследования, никто не ставил под вопрос научную корректность. Но просто, оказывается, существуют определенные границы того, что можно говорить и печатать, а что ни при каких условиях нельзя.

- Само слово «афро-американец» свидетельство границ корректности, которых не так давно вообще не существовало.

- Ну да, конечно. Забавно, что аббревиатура «РС» обозначает и персональный компьютер, и политическую корректность. Так вот РС в смысле политической корректности входит в явное противоречие со свободой слова, которая в принципе никакой политической корректностью ограничена быть не должна. Или пример совсем из другой области: существуют ли границы искусства, и если да, каковы они? Как-то в музее мне попался на глаза концептуальный экспонат, который представлял собой размещенные в пространстве предметы нижнего белья. Произведение называлось: «Вечность». Дело совсем не в том, что у меня несколько иное представление о вечности, а в том, кого выставлять в музее: в ситуации отсутствия критериев каждый может претендовать на то, что он художник. Я мог бы привести еще массу примеров, но принципиально они ничего нового не прибавят. Мир без границ противостоит миру с границами. Можно задать вопрос: какой из них лучше? Но на него нет объективного ответа: ответ зависит от выбора отвечающего: в каком мире он хочет жить. Это связано не с политикой, но с общим восприятием мира и жизни. Мир находится сейчас в поисках новых границ, новых парадигм: старые уже перестали удовлетворять людей, а новые еще не найдены.

- А как быть с религиозным осмыслением то, с чего вы начали?

- «Новое», «старое» эти слова сами по себе достаточно неопределенны, они нуждаются в уточнении. Новое относительно чего? Относительно чего-то уже существующего, ставшего привычным и само собой разумеющимся? Но в таком случае «новые» парадигмы могут на самом деле оказаться очень старыми. С другой стороны, то, что представляется многим старым, может содержать неисчерпаемый потенциал новизны.

Разумеется, речь идет здесь не об обветшалости и слабости: такая старость не может содержать ничего нового и позитивного. Скорей уж это удел многого из того, что совсем недавно почиталось большой новостью. Жизнь показывает, что тотальное снятие всех и всяческих границ, как правило, не способствует здоровью: ни физическому, ни духовному. Между тем проверенные временем старые истины и старые границы с их «можно», «нужно», «нельзя» по-прежнему сохраняют молодость, силу и обаяние.

И может быть, нынешнее разрушение границ как раз и позволит взглянуть на эту проблему по-новому. Так бывает, когда сносят обветшавшие и давно отслужившие свой срок постройки, и вот, благодаря этому, открывается вдруг вид на древнее прекрасное здание, который эти никчемные дома закрывали.

«Новое время»


НАША ЖИЗНЬ

НЕ НА СЛОВАХ, А НА ДЕЛЕ

Не зря говорят, что по тому, как общество заботится о стариках и детях, можно судить об уровне его развития. Надо оговорить, что критерием в этом должны стать не громкие лозунги и обещания, а конкретные поступки конкретных людей. Судя по окружающей нас реальности, нам есть что улучшать и к чему стремиться на этом поприще. Действительность в изобилии предлагает нам задачи для испытания нашего уровня цивилизованности.

21 декабря в ГКЗ «Россия» Институт изучения иудаизма при поддержке правительства Москвы проводит традиционный благотворительный концерт в пользу детских домов города, посвященный Хануке. Сам концерт должен стать праздником для всей семьи: как и в прошлом году перед зрителями выступят подлинные звезды российской эстрады, те, кто с готовностью согласился пожертвовать детям свой талант и силы... Идея всех благотворительных концертов - совмещение приятного с полезным - в данном случае будет воплощена полностью.

Все средства, вырученные от продажи билетов, будут переданы адресату напрямую, минуя различные фонды и комитеты, в которых нередко оседает значительная часть «детских» денег. По словам сотрудников московских детских домов, переданные в прошлом году средства в буквальном смысле помогли их воспитанникам перезимовать - была закуплена теплая одежда, установлены обогреватели. Да, подготовка и проведение подобного концерта требуют массы усилий и времени, но дело того стоит! В этом году впервые в организации и проведении концерта кроме еврейской общины примут участие и представители Московской Патриархии, Верховный Муфтий и Буддистская Традиционная Сангха. Всем ясна идея этой благотворительной акции; она прозрачна и не допускает разногласий. Никто из нас не живет на острове, общество не может позволить себе расслоение по национальному признаку. Все мы стремимся сохранять свою индивидуальность - как личность и как народ, но когда речь заходит о помощи нуждающимся детям, нет места ни межнациональным, ни межконфессиональным спорам.

Мы приглашаем всех принять участие в этом концерте. Пусть никто не окажется в стороне. Приближается Ханука, праздник света и огней. В еврейской традиции слова «свет» и «добро» - синонимы. В наших домах загорятся огоньки ханукальных светильников, их свет прольется на наши дома и на весь окружающий нас мир. Это время в особенности хорошо для того, чтобы творить добро, помогать людям.

Именно такие конкретные дела, как этот благотворительный концерт являются точками соприкосновения, которые станут реальной, а не декларативной базой для подлинной дружбы народов. Можно и должно быть разными, но при этом оставаться людьми.

Это прекрасно понимают и артисты, и представители власти, и бизнесмены, и, конечно же, мы - евреи. Потому что мы знаем: праздник света не может быть светлым, если в это время где-то замерзает или голодает ребенок.

Раввин Штейнзальц объяснил природу ненависти к олигархам

23 ноября раввин Штейнзальц, основатель и руководитель Института изучения иудаизма в СНГ выступил перед москвичами с лекцией на тему «"Протоколы", олигархи, антисемитизм», в которой высказал свою точку зрения на природу антисемитизма вообще и ненависти к олигархам-евреям в России в частности. По мнению Штейнзальца, главной особенностью антисемитизма является его происхождение - так, мифы и сплетни о евреях во все времена рождались не среди простого народа, а выходили из под пера преследующих свои цели интеллектуалов. Но, что самое парадоксальное, стоило этим мифам распространиться и укрепиться, как верить в их подлинность начинали и сами их авторы, к которым они возвращались в виде «общественного мнения». Лучшая иллюстрация этого факта - ситуация с величайшей фальшивкой XX века - т.н. «Протоколами сионских мудрецов». «Поскольку воспринимать свое творчество как реальность может только нездоровый человек, антисемитизм интеллектуалов есть ни что иное, как душевная болезнь», - делает вывод Штейнзальц. Истинной причиной этой болезни раввин считает некий комплекс, сложившийся у населения из-за постоянной «инакости» евреев - и в религии, и в культуре, и в быту. Красной тряпкой здесь всегда был термин «избранный народ» - по словам Штейнзальца, «если карлик будет называть себя самым высоким человеком в мире, это вызовет только смех, но если так будет вести себя великан, реакция будет совсем другой». Все это объясняет и ситуацию в современной России. Ведь никто из нынешних «олигархов» не родился таковым: и Ходорковский, и Березовский и Русинский - все они плоть от плоти той же советской среды, в которой жили те, кто их сейчас так ненавидит и преследует. «Да, честно разбогатеть в постсоветской России было невозможно», - признает Штейнзальц, «Вряд ли найдется успешный бизнемен, который ни разу ничего не подтасовывал и никого не обманывал». И секрет успеха олигархов вовсе не в том, что они подтасовывали и обманывали больше других. Они просто оказались талантливее - и именно этого не могут простить им вчерашние однокашники, используя старые мифы для достижения своих целей.

Этот номер посвящается светлой памяти моего отца Авраама, сына Хаима-Аарона ѓа-Леви.
сын Хаим-Аарон Файгенбаум

Вернуться


ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ

http://www.game-twist.ru gametwist для виндовс русская версия скачать