Рав Зеев Мешков
Рав Кук сочетал в себе беспредельную верность иудаизму и понимание проблем
современного общества. Основа его учения - вера в особенности души каждого
еврея и общей духовной силы народа Израиля. Если освобождить эти прекрасные
потенциалы от всего чужого и чуждого, мир бы мгновенно преобразился и началось
бы новое время. Но из-за тяжести изгнания сами сыны Израиля стали забывать
о духовном сокровище, обладателями которого они являются. Труднее всего было
убедить народ, лишившийся независимости 2000 лет назад, в том, что путь к
свободе лежит не только через переезд в Эрец Исраэль и приобретение земельных
участков, но и через возрождение всех древних еврейских государственных и
общественных структур.
Убежденность рава Кука в том, что душа сыновей Израиля способна преобразовать
мир опиралась на мнение мудрецов Талмуда: Вся разница между настоящим временем
и будущим - когда придет Машиах - это независимость еврейского народа от чужой
власти (Шабат, 63а). Однако для того, чтобы наполнить вселенную светом своей
души, сынам Израиля нужна Святая Земля - и в гораздо большей степени, чем
дереву - почва, чтобы дать плоды. Она - жизнь, она - Тора, она - пророчество.
Земля Израиля - не внешний аспект. Она - не имущество, которое приобретается
для достижения каких-либо конкретных целей. Это нечто самостоятельное, неотделимое
от еврейского народа. Она сообщает ему особые положительные качества и неразрывно
связана с самим его существованием (Орот, Исраэль, 1).
Там, где евреи проявляли любовь к Земле Израиля, все их начинания были для
рава Кука священны, и поэтому он не отрицал Б-жественного происхождения созидательной
и творческой деятельности нерелигиозных кругов, направленной на обретение
родины, ее завоевание и придание ей красоты. Душа всех евреев, не соблюдающих
закон, но проявляющих любовь ко всему, что связано с возрождением нации и
Земли Израиля, гораздо более совершенна, чем душа евреев, обладающих полной
верой, но не испытывающих внутренней тяги делать что-либо на благо построения
нации и освоения земли (Орот, Тхият Исраэль, 43). Отсюда и безграничная и
безусловная любовь рава Кука ко всем евреям.
Поставив во главу учения органическую связь народа с Землей Израиля, рав
Авраам Ицхак Кук не отошел ни от древней традиции, ни от буквы строгого закона,
а лишь напомнил очевидную истину, которая стала забываться в религиозных кругах
как раз в тот момент, когда в конце 19 - начале 20 веков приоткрылись двери
возвращения на родину: Всегда человеку следует жить на Земле Израиля, даже
если там живет большинство неевреев, и не следует жить за ее пределами, даже
если у него есть возможность жить в еврейском окружении (Рамбам, Гилхот мелахим).
Мудрецы Торы еще две тысячи лет назад провозгласили: Всякий, кто живет за
пределами Земли Израиля, - у него как будто нету Б-га (Ктубот 111б). Но несмотря
на это, обретение относительного равноправия евреями в Европе многие восприняли,
как перспективу улучшить свое положение, а не как возможность бороться за
возрождение нации на своей Земле.
Рав Авраам Ицхак Кук чувствовал особенности природы Израиля и знал, что она
не раскрывает свои тайны грубым людям, неспособным к тонкому восприятию действительности:
Сила восприятия на Земле Израиля отличается прозрачностью и ясностью, чистотой
и неоскверненностью и способна открыть дорогу для проявления Б-жественной
истины. Эта сила может служить для восприятия и осмысления пророчества и его
света, для прокладывания пути ясновидению и его свечению. Сила восприятия
в землях народов мира подобна мутному источнику света, чье излучение перемешано
с темнотой, тенями нечистоты и грязи, - писал рав Авраам (Орот, Эрец Исраэль,
5).
И в то же время он прекрасно понимал, что завоевания и освоения Святой Земли
Тора требует от еврея напряжения всех физических сил, самоотверженности и
мужества. Рав Кук обращался к народу, измученному двухтысячелетним изгнанием,
утратившему надежду на обретение свободы и с опаской взиравшему на то, как
его лучшие сыновья буквально вгрызаются в землю и гибнут от малярии и от рук
арабов только потому, что они решили, будто пришло время возродить народ на
его древней родине.
Борис
Шац
В речи, с которой Рав Кук обратился к основателям Школы искусств и ремесел
Бецалель, прозвучали все основные принципы его учения применительно к творческой
деятельности евреев в Израиле. В его словах слышится убежденность, что возрождение
народа на Святой Земле должно на самых ранних этапах пробудить стремление
к прекрасному и, в частности, возродить изящные искусства, ибо восприятие
красоты - одно из Б-жественных свойств еврейской души, дремавших на протяжении
долгих лет изгнания. Он не сомневается в том, что вся творческая энергия учащихся
Школы будет направлена на раскрытие величия Иерусалима как источника Б-жественного
света, породившего чувство прекрасного в народе, который возвращается в Цион.
Как сказано: Десять мер красоты были отпущены вселенной: девять - Иерусалиму,
а одна - всему остальному миру.
Рав Кук верил, что, в отличие от всех народов, сыны Израиля несут в своей
душе отпечаток Высшего образа, раскрывшегося у горы Синай их сердцам (а не
глазам): Берегите же души ваши, так как вы никакого образа не видели, когда
говорил вам Б-г у Хорева из среды огня (Дварим, 4:15). Отсюда и ограничение
на создание полного объемного изображения человеческого лица, распространяющееся
исключительно на тех, кто принадлежит еврейскому народу. И дело не в том,
что какие-то люди могут упасть перед скульптурным изображением на колени или
начать молиться ему, и автор - пусть невольно - окажется виновным в умножении
идолопоклонства в мире. Тайна запрета скульптурного изображения лица заключается
в том, что дело рук мастера отражается в его душе и, в какой-то степени, творит
его самого. В данном случае - лепя из глины или высекая из камня - еврей создает
в своем сердце образ - а там не должно быть ничего искусственного! Только
отпечаток незримого образа Тв-рца, оставленный на все поколения звучанием
слов Я Б-г твой..., раздавшихся с горы Синай. Поэтому на нееврея не рапространяется
запрет изображать (ради искусства, а не ради идолопоклонства) совершенное
человеческое лицо - ведь в его мире незримого Образа не существует.
Академия
"Бецалель"
Нужно учесть, что, проводя черту между евреем и неевреем, рав Кук не предполагает
оскорбить последнего. Он представляет себе еврейский народ как передовой отряд,
призванный проложить путь к исправлению мира. Любой может присоединиться к
избранному воинству (приняв гиюр), но если человек не чувствует в себе для
этого сил или видит свое призвание в чем-то другом, это не повод для пренебрежительного
к нему отношения. Попросить нееврея до субботы за кусок хлеба разжечь печь
в еврейском доме, так как зажигание огня запрещено в святой день, было обычным
делом и приводило скорее к взаимопониманию, чем к вражде между людьми.
Учение рава Кука оказало огромное влияние на все сферы жизни еврейского государства
и по мере того как удивительные потенциалы еврейского народа находят все более
полное выражение на Земле Израиля, оно завоевывает себе все более значимое
место.
Ученики
академии "Бецалель"