№ 22 | Июль 2009 - Тамуз 5769 |
Esli text ne chitaem - smotrite: zdes`
МИР НЕФОРМАЛЬНОГО ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • От моавитянки Рут до смешанных браков в наши дни.
    Раввин Адин Штейнзальц
  • Один из сюжетов, сопровождающих праздник Шавуот, это Мегилат-Рут. В ней описана история женщины родом из другого народа, которая присоединяется к народу Израиля. Рут представлена в положительном свете, и ее действия заслуживают уважения. История Рут – один из первых примеров в еврейской истории женитьбы вне еврейской семьи. Но как раз положительное описание Рут в книге показывает нам, что проблематичность смешанных браков не в другой национальной принадлежности или в другом генофонде, – идеям, связанным с чистотой расы, нет места в еврейском мире. Поэтому брак с тем, кто ведет себя, как Рут, присоединяется к еврейскому народу и всецело идентифицируется с ним как с национальной, так и с религиозной точки зрения, не является проблематичным и не относится к категории смешанных браков.
    Когда речь идет о смешанных браках, подразумевается ситуация, в которой нееврей (или нееврейка) не хочет или не может присоединиться к еврейскому народу и остается таким же, как прежде (конечно, в рамках взаимной адаптации супругов друг к другу). Вопрос смешанных браков поднимается в Танахе (абстрактно в книге «Дварим» и более конкретно и четко в книге «Эзра»). Эти отношения могут иметь деструктивные последствия как с точки зрения еврейства еврейского партнера, так и с точки зрения самоопределения детей, рожденных в таком браке.
    Несмотря на теоретическую возможность того, что супруг-еврей продолжит придерживаться своего мировоззрения и еврейского образа жизни, на практике вероятность такого развития событий очень низка. Каждые отношения, даже при наличии одного яркого и доминантного супруга, это партнерство, даже если супруг-нееврей не является в этом партнерстве ведущим. Он или она неизбежно направляют свою пару и всю семейную жизнь в другом направлении. Кроме того, практика показывает, что смешанный брак – это признак того, что супруг-еврей не находится полностью в мире со своим еврейством и следовательно, более открыт и подвержен влиянию мужа или жены. Эти факторы влияют не только на связь пары с еврейством, а на всю ее жизнь. Когда человек живет в условиях постоянного внутреннего дискомфорта, он также наносит ущерб своей личности. И в этом случае не имеет значения, сколь велика любовь супругов друг к другу. Можно провести параллель с профессиональной сферой: иногда человек вынужден заниматься нелюбимым делом. Это может длиться всю жизнь, но нельзя не заметить, что такая ситуация отрицательно сказывается на его душевном состоянии.
    Еще более сложная проблема, связанная со смешанными браками, возникает в случае появления детей в такой семье. Даже у маленького ребенка, а тем более у подростка, есть элементарная потребность в ощущении своей личности. Даже у младенца есть собственное «я», и в процессе взросления ребенок начинает не только инстинктивно осознавать это «я», но и чувствовать потребность в самоидентификации и определении своего места в  контактах с окружающими. Проблема самоидентификации сегодня стоит острее, чем в прошлом. При отсутствии традиционного консервативного общества перед человеком открывается множество возможностей, их выбор неограничен. Один из основных компонентов «я» – это социальная принадлежность и определение самого себя. Сегодняшний мир полон людей, на протяжении всей своей жизни страдающих от того, что так и не определились. Причиной некоторых душевных проблем является либо несформированность личности, либо ее раздвоение. Дети, рожденные в смешанных семьях, по определению разрываются между двумя принадлежностями. Даже в том случае, когда семья пытается скрыть различия или минимизировать их, объективно они продолжают существовать. Такая ситуация ставит детей перед необходимым выбором одной принадлежности. В противном случае они застревают посередине.
    Даже когда ребенок решает сделать однозначный выбор, это непростой душевный процесс, так как он включает в себя определенную меру отторжения (не всегда по желанию) от второй стороны – ее наследственности и личностных характеристик. Но чаще встречается более сложная ситуация – когда дети не делают выбор, а остаются такими, как есть. В этом случае они остаются раздвоенными, разрываются между двумя принадлежностями. И несмотря на то, что семья с двойной принадлежностью может каким-то образом существовать, человек с двойной принадлежностью будет страдать от этого. В глазах многих этот разрыв не очевиден, то есть, люди не осознают, что их личный кризис является результатом смешанного происхождения. Часто кризис находится настолько глубоко в подсознании, что человек страдает от душевных экзистенциальных проблем, которые в его глазах выглядят философскими вопросами, сложностями в характере, проблемами влечения к противоположным вещам, тогда как у всех них есть причина – его формирование как носителя двух личностей. В такой ситуации находятся многие, причем не только в пору юношеских сомнений, но и в зрелом возрасте. Более того, так же, как многие душевные заболевания, трудности и проблемы возникают не в молодости, а на более позднем этапе жизни. Поэтому, поженившись, смешанная пара может даже не подозревать о различиях между ними, так как на этом этапе они еще не ощущают их. Эти различия можно вытеснить или скрыть, можно их игнорировать, но нельзя избавиться от них по-настоящему. Поэтому помимо национальных сложностей и проблем, связанных с религией, в личностном плане смешанные браки представляют собой непростой и даже иногда опасный союз людей с разными принадлежностями.



    Назад >>