Традиции       |   Метод. кабинет   |   Главная страница
x
x

 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий сборник включает в себя лекции, прочитанные в ходе четвертого семинара преподавателей еврейской традиции, проведенного ассоциацией "Ламед", представляющей Институт изучения иудаизма в СНГ под руководством раввина Адина Штейнзальца, в городе Звенигороде в феврале 1993 года. Тематика статей, которые мы предлагаем вашему вниманию, отражает цели нашего сборника. Мы включили в сборник как статьи, посвященные насущным методическим и педагогическим проблемам, так и статьи, которые могут помочь преподавателю еврейской традиции расширить свой кругозор и углубить понимание предмета. И действительно, сегодня преподаватели, работающие в СНГ, должны, с одной стороны, рассказывать евреям о еврейской традиции и культуре, о важности возрождения еврейской культуры и обычаев для сплочения и сохранения еврейского народа, а, с другой - постоянно черпать знания из духовной сокровищницы нашего народа. Мы надеемся, что ученики отнесутся к предметам, связанным с еврейской культурой и традицией, с не меньшей серьезностью, чем к общеобразовательным предметам. Мы ответственны за то, чтобы в интересной форме донести до учеников всю глубину и мудрость еврейских ценностей. В связи с этим учителя должны чувствовать себя полноправными участниками процесса еврейского образования, проявлять инициативу, творчески относиться к работе, заменяя уже неактуальный, к счастью, лозунг "Отпусти народ мой!" другим - "Обучай народ мой!"

Сборник открывается статьей раввина Адина Штейнзальца о трудностях обучения, и, хотя сам он не участвовал в семинаре, он руководит всей нашей работой. По мнению раввина Штейнзальца, основой диалога между еврейским учителем и учеником должны быть знания и серьезная, интересная учеба.

Мы надеемся, что настоящее издание окажется полезным, и желаем вам успеха.

Редакция.

Труд воспитания

Раввин Адин Штейнзальц

Быть может, важнейший труд, выпавший на долю человека в этом мире, - это труд воспитания человека.

Не вызывает сомнения, что в жизни найдется немало куда более ярких и исполненных внешнего драматизма занятий, сулящих острые ощущения. Их результат бросается в глаза. Однако подавляющее большинство сфер человеческой деятельности связано с манипулированием вещами, направлено на неодушевленные или лишенные настоящего разума объекты. Лишь педагог имеет дело с высшим проявлением бытия - человеческой личностью.

Писание учит, что заложенный в человеке потенциал огромен. Его раскрытие способно достигнуть высот, не поддающихся оценке. О том, сколь велика роль человека в мире, какова его сила и положение во Вселенной, говорит стих псалма: "Ты воцарил его над созданием рук Твоих, все сущее положил подношением ему" (Теилим 8:6). Человеческая природа такова, что "лишь немного Ты не восполнил его до Б-га, славой и величием увенчал Ты его" (там же). И при всем том человек появляется на свет бесконечно далеким от уделенного ему совершенства. Новорожденный не только беззащитен физически и слаб телесно, - его будущий человеческий облик еще лишен формы и содержания, ибо "диким осленком рождается человек" (Иов 11:12).

Хотя еврейская традиция часто обращается за примером к младенческой чистоте и цельности детской натуры, ей не свойственна идеализация ребенка. Известное изречение гласящее, что "зло в сердце человека от юности его" (Берешит 8:21), отнюдь не возводит хулу на весь человеческий род. Напротив, оно свидетельствует в его защиту. Ибо при всех своих талантах, при всех интеллектуальных и эмоциональных способностях человек не рождается совершенным. Он приходит в мир обуреваемый желаниями, не защищенный от множества ошибок и заблуждений.

И вот тут приходит время воспитателю, учителю взяться за свой вечный труд. С самых нежных лет ребенок становится удивительно податливым материалом в руках воспитателя. Этот "материал" подобен целому миру разнообразием составляющих его элементов, неописуемым богатством возможностей и таит в себе бездны невозвратимых утрат. Из подобного материала, еще лишенного формы, пластичного, незавершенного, воспитателю предстоит изваять, сотворить человека, создать полноценную личность.

Нежность и податливость детской души способна ввести в заблуждение. Ведь в конечном итоге значительная часть будущего характера все же предопределена. Подобно телосложению и цвету глаз, фундамент будущей личности унаследован от родителей. Сотни поколений отцов и матерей, склонившихся над колыбелью, всматриваются в лицо новорожденного, каждая клеточка тела которого, любая черточка, будущая особенность характера в основе своей переняты от них. Но из поколения в поколение и родители и воспитатели повторяют одну и ту же ошибку. Им кажется, что они в состоянии вылепить из ребенка, воспитанника, ученика некий идеальный образ, представляющийся их внутреннему взору. И из поколения в поколение, в детских, в классах, в конце концов им приходится признать свое поражение. Невозможно полностью переделать или заново создать желаемую личность "по образу и подобию" придуманного воспитателем идеала. Дурные качества характера не исчезают совершенно (к счастью, как и хорошие), склонности натуры не изменяются, способности остаются прежними. Конечно, что-то можно развить, к чему-то приучить, в чем-то убедить, а что-то даже навязать силой. Достигнутый успех, однако, никогда не станет необратимым, все достижения так и останутся непрочными.

Тем не менее не стоит по этому поводу грустить и предаваться отчаянию. Отчетливое осознание границ между возможным и невозможным само по себе служит воспитателю предостережением и одновременно ведет его избранным им путем. Труд педагога, знающего, что ему дано, а что не дано исправить, сложен и тонок, требует больших усилий и напряженной работы мысли, но именно этот труд в конце концов удостаивается благословения и приносит желаемые плоды.

Великий педагогический принцип был сформулирован еще тысячелетия назад в одной из притч мудрого Шломо: "Воспитывай отрока в согласии с нравом его" (Мишлей 22:6). Учитель, способный различить путь, по которому должно идти развитие ребенка, может содействовать этому развитию, направлять и исправлять его, и в конце концов благодаря его труду ребенок, развиваясь в согласии со своими склонностями, достигнет успеха, которым сможет гордиться и он сам, и его учитель.

Настоящий учитель - художник. Его искусство не требует красок и полотна, глины или металла. Материал учителя - прекраснейшее из всего сотворенного, душа ребенка. И, как истинный художник, учитель должен в совершенстве знать свой материал, различать в нем малейшие нюансы и оттенки, видеть за наносным, внешним - подлинное, хоть и скрытое, тайное. В чем заключается искусство? Художник умеет разглядеть красоту, заключенную в его материале, и извлечь ее на свет, придать ей нужную форму. Педагогические приемы, которыми пользуется учитель, сродни инструменту художника.

В арсенале учителя - знания и личный пример. Он должен, с одной стороны, давать душе ребенка духовную пищу, необходимую для правильного развития, и это в первую очередь знания, усваиваемые учениками. С другой стороны, по мере развития личности учитель должен научить ребенка правильно пользоваться полученными знаниями, и это даже важнее, чем дать их ему. Целью работы учителя, задачей труда воспитания является синтез, в процессе которого знания, полученные учеником, органично прививаются к его натуре, облагораживая развивающийся характер, на фоне которого постоянными усилиями учителя, под воздействием его личного примера, постепенно складывается духовный мир личности.

На первый взгляд подобное понимание призвания учителя может показаться весьма претенциозным, поскольку учитель выступает в роли мудреца, художника и праведника одновременно. Разве это возможно в реальной жизни? Однако истинного учителя в первую очередь отличает скромность, умение оставаться в тени. Да, его труд требует колоссальных творческих усилий, но учитель понимает, что любой достигнутый им успех обречен оставаться неполным, незавершенным, ибо такова специфика воспитания: оно вынуждено всегда довольствоваться частью, ограничивать свою великую цель рамками достижимого. Когда строят дворец, каждый каменщик должен сложить свой участок стены. И он может только молиться, надеясь, что строительство будет когда-нибудь завершено - другими ли или руками самого владельца возводимого ныне дворца - сегодняшнего ребенка, завтрашнего взрослого.

Принимающий на себя труд воспитания, который настолько велик, что его не дано закончить тому, кто начал, должен обладать верой, терпением и любовью. Он не вправе забывать также, что воспитывать в первую очередь и всегда нужно самого себя.

К главному меню

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5