Традиции       |   Метод. кабинет   |   Главная страница
x
x

 

УЧЕБНЫЕ ИГРЫ

Раввин Давид Эпштейн

I. Игры можно разделить на две категории:

А. Моделирующие игры. Эти игры отражают некоторое явление реальной жизни и обучают этому явлению.

Б. Обучающие игры. Игра является лишь инструментом для повышения интереса учащихся к учебе.

В. Мы обсудим только обучающие игры.

II. Поскольку обучающие игры используются для повышения интереса учащихся к учебе, я бы не стал применять их, если учащиеся и без того заинтересованы учиться. Однако, в некоторых случаях учителю может понадобиться повысить интерес учащихся к учебе:

А. Повторение. Большинство из нас не любит повторять материал, даже если мы знаем, что без этого мы не будем помнить изученное.

Б. Усталость учеников.

В. Наличие отвлекающих факторов, например, последний урок перед большими каникулами.

Г. Необходимость занять учеников, закончивших выполнять задание учителя раньше остальных.

Д. Необходимость внести разнообразие в урок.

Е. Наличие учеников с пониженным интересом к учебе.

1. ученики, которым не интересен изучаемый материал

2. ученики, которые не воспринимают методику преподавания

3. ученики с рассеянным вниманием.

III. Игры можно использовать для того, чтобы вызвать интерес к учебе вне стен класса.

А. Дома. Для детей из семей, незнакомых с иудаизмом, игры могут быть "безопасным" способом познакомить своих родителей и братьев и сестер с тем, что они учат в школе.

Б. Родительский вечер. Родителей можно познакомить с тем, что дети изучают в школе, устроив вечер, во время которого родители будут участвовать в играх вместе с детьми. Эти игры будут интересны родителям, которые часто знают иудаизм хуже своих детей. В. Слабые ученики, которых просят помочь младшим ученикам. В Америке учеников, которые плохо успевали по математике, просили обучить основам математики младших детей. Было обнаружено, что, испытывая необходимость объяснить основы математики другим ученикам, "наставники" стали сами лучше понимать математику. Вначале "наставники" изучили методы педагогики, и могли подражать своим учителям. Это не дало результата, потому что за короткое время нельзя освоить методику преподавания, а также потому, что "наставники" всего лишь повторяли то, что их подопечные уже слышали от своих учителей, в то время как им нужно было объяснить материал иначе. Тогда "наставников" попросили разработать свой собственный метод преподавания. Это дало существенно лучший результат. Большинство "наставников" использовали игры, во всяком случае, для повторения материала.

IV. Дополнительные преимущества игр.

А. Если создана хорошая атмосфера, игры помогают сплотить учеников.

Б. Учитель во время игры может работать с отдельными учениками или небольшими группами.

В. Хорошо успевающие ученики могут готовить игры для остальных. Это помогает им:

1. повторить материал

2. уточнить изученное, поскольку они должны определить вопросы для игры

3. найти новые методы объяснения материала, отличные от методов учителя.

Г. Участники команды учатся распределять обязанности и делиться друг с другом своими знаниями.

V. После игры мы проанализировали принципы игры.

А. Условия игры должны быть четкими. Если ученикам придется изучать сложные условия, они потеряют интерес к игре.

Если одно из правил не ясно ученикам, оно обычно становится ясно в процессе игры.

Б. Вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы ученики могли дать правильный ответ. Если ученик все время отвечает неправильно, игра теряет для него интерес.

1. Можно дать источники ответов.

2. Если ученик должен выбрать правильный ответ из нескольких возможных, то некоторые ответы должны быть явно неверными.

В. Юмор придает игре соответствующую атмосферу.

Г. Хотя игры обычно применяют для повторения материала, их можно также использовать для обучения, если ученики приходят к правильному ответу не сразу, а постепенно.

1. Мы обычно задаем серию вопросов при обучении, чтобы студенты сами могли прийти к правильному выводу. Эти вопросы могут быть заданы в рамках игры.

2. Когда учитель предполагает, что ученики не смогут правильно ответить самостоятельно, он может сам дать необходимую информацию и продолжить игру.

Д. Очень важно создать атмосферу игры: ученикам должно быть весело, даже если речь идет о серьезных вещах.

Е. Игры можно использовать и в работе со взрослыми учениками, и это не будет для них оскорбительно.

VI. Недостатки игр. А. Занимают много времени.

Б. Подготовительный этап игр тяжелее и длительнее по сравнению с другими методами преподавания.

В. Многие ученики играют для того, чтобы выиграть, а не для того, чтобы учиться, и таким образом учитель не достигает своей основной цели. Однако следует помнить, что в тех случаях, когда ученик не будет учиться иначе, хорошо применять игры, при помощи которых хотя бы часть материала будет усвоена.

Г. Дух соревнования может вступить в противоречие с принципами сотрудничества и взаимопомощи, которым мы хотим обучить учеников.

VII. На семинаре игры делились на следующие категории:

1. индивидуальные и командные (маленькие и большие команды)

2. требующие исследования, запоминания, узнавания

3. требующие только знания, удачи, стратегии, навыков

4. эстафеты

5. требующие движения, игрового поля, не требующие ни того, ни другого.

А. Эти категории не являются взаимно исключающими. Б. Игры были представлены в учебных центрах. Учебные центры были оформлены таким образом, чтобы участникам хотелось исследовать материалы, находящиеся в них.

В. Была сделана попытка показать, что одни и те же вопросы можно использовать для многих игр и что одну и ту же игру можно использовать для разных вопросов.

Г. Было продемонстрировано много различных игр, чтобы показать учителям все их разнообразие.

Д. Основой многих игр служат знакомые детям игры. Е. Были приведены педагогические соображения выбора того или иного типа игры.

VIII. Учителя рассказали об играх, которые они используют в своей работе.

А. Нужно поощрять учителей учиться друг у друга.

Б. Игры нужно подбирать в соответствии с возрастом и культурным уровнем учеников. Никто лучше учителя не знает, какая игра подходит для его класса.

IX. Здесь мы пытаемся дать ту же информацию, которая была дана в учебных центрах; таким образом, учителя смогут приспособить игры для своих нужд.

Игры делятся на 5 категорий, которые перечислены в пункте VII. Эти категории не являются взаимоисключающими, т.е. одна и та же игра может относиться к нескольким категориям.

В качестве примера мы приводим описание игр, относящихся к разным категориям, а также образцы вопросов, которые вы можете использовать в своей работе. Одни и те же вопросы можно применить в различных играх. Таким образом, для повторения определенного учебного материала можно использовать несколько игр.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ И БОЛЬШИХ ГРУПП

Методические рекомендации по выбору вида игры

Игры для одного человека:

1. дают возможность ученику изучать материал в своем темпе;

2. занимают учеников, закончивших выполнять задание учителя, в то же время ученики изучают учебный материал;

3. помогают ученику ставить себе определенные цели, не зависящие от целей других учеников, например:

а) увеличение скорости игры;

б) накопление информации;

в) достижение большой точности;

г) изучение материала или развитие навыков.

4. позволяют быстро получить результат.

Игры для маленьких групп (2-10 человек):

1. создают дух состязания, который усиливает в учениках желание учиться;

2. могут сблизить учеников; однако если ученики ставят себе цель победить во что бы то ни стало, между ними может возникнуть конфликт;

3. позволяют занять учеников, выполнивших классное задание, подобно индивидуальным играм;

4. позволяют играющим быстро получить результат;

5. дают возможность ученикам разговаривать между собой в классе, не нарушая дисциплину.

Игры для больших групп:

1. могут сблизить учеников;

2. помогают слабым ученикам тянуться за сильными и учить материал в процессе игры;

3. помогают научиться распределять обязанности, если большая группа делится на подгруппы;

4. позволяют расслабиться.

Примечание. Существуют две схемы групповых игр: а) каждый играет за себя; б) группу делят на подгруппы.

Первая схема дает возможность каждому ученику показать свои знания и личные качества; специфика второй схемы влияет на роль каждого ученика в игре: иногда один ученик выступает в роли лидера, а остальные примыкают к нему; в некоторых случаях ученики имеют в игре различные функции; бывает, что все выполняют одинаковые функции.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Мы приводим несколько примеров индивидуальных игр и список вопросов для игры в поиск слов.

I. Головоломки

Решая головоломку, ученик имеет возможность проверить себя, потому что только правильный ответ может поместиться в рамке вместе с вопросом.

Помимо простой игры, головоломки можно использовать для нескольких игр, в основном, с карточками, например, "концентрация внимания" (см. раздел "Игры с карточками")

1) Для изготовления головоломок я использовал самые простые и дешевые, но прочные материалы, которые могут служить в течение всего учебного года.

2) Можно облегчить задачу перестановки вопросов и ответов, изготовив рамку, в которую вставляют лист с вопросами и ответами.

3) В левом верхнем углу всех деталей я пишу код, по которому я могу легко найти соответствующие вопрос и ответ. Таким образом я могу менять вопросы и ответы, не тратя лишнее время на поиски.

4) Детали можно выпиливать (картон трудно резать ножом или ножницами)

В младших классах вместо вопросов и ответов можно вставлять в рамку картинки.

II Поиск слов.

По правде говоря, я не понимаю, почему дети так любят эту игру. Но они проводят за ней многие часы. Преподаватель может использовать это в методических целях.

В первоначальном варианте игры ребенок получает рамку с буквами и список слов, которые он должен найти в этом лабиринте букв. Вместо списка слов можно задать определенную категорию предметов, например: фрукты, животные и т.д. Можно подготовить тематическую игру, в которой дети найдут все слова, имеющие отношение, например, к пасхальному седеру. Я предпочитаю задавать вопросы, потому что обычно эта форма работы лучше воспринимается классом.

Для каждой игры нужен новый экземпляр, и в этом ее неудобство для учителя.

Правила игры:

1. Перед вами 22 вопроса. Отвечать на них нужно на иврите.

2. Возле каждого вопроса вы видите линию. На ней нужно написать ответ. Ответы на все вопросы, кроме четвертого, состоят из одного слова.

3. Найди нужное слово в рамке. Все буквы слова следуют одна за другой, но направление может быть любым: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх и даже по кругу.

4. Одна и та же буква может быть частью разных слов.

5. Конечные буквы (софит) пишутся как обыкновенные.

Вопросы для поиска слов

1. Что едят евреи во время той части седера, которая называется цафун!______

2. Назовите имя невестки Сары? ______

3. Что едят евреи вместо хлеба во время Песаха? ______

4. Кто из четырех сыновей ничего не говорит? ________ ______

5. Кто из четырех сыновей смеется над пасхальным седером?

6. Назовите имя дочери Йохевед? ______

7. Что евреи едят в Песах в память о горькой жизни в Египте?

8. Какой праздник называется по названию жертвы, которую ели в этот праздник? _______

9. Вставь недостающее слово: гамоци ______ мин гаарец

10. Назовите имя второго сына Моше. _______

11. Назовите четвертую египетскую казнь. ________

12. Что ели евреи в пустыне? ______

13. Назовите восьмую египетскую казнь. ________

14. Назовите имя первой жены Яакова. ______

15. Назовите имя второй жены Яакова. __________

16. Как называется часть се дера, во время которой рассказывают об исходе из Египта? ______

17. Назовите первую египетскую казнь. _______

18. Кто из четырех сыновей, описанных в Агаде, задает наиболее общий вопрос о седере? ______

19. Назовите имя брата Аарона. ______

20. Назовите имя матери Аарона. ________

21. В какой части седера пьют третий бокал вина? ______

22. В какой части седера пьют четвертый бокал вина? ______

Ответы на вопросы к игре "Поиск слов"

1. Афикоман

2. Ривка

3. Маца

4. Не умеющий спрашивать .

5. Нечестивый

б. Мирьям

7. Марор

8. Песах

9. Хлеб

10. Элиэзер

11. Дикие звери

12. Ман

13. Саранча

14. Леа

15. Рахель

16. Магид

17. Кровь

18. Наивный

19. Моше

20. Йохевед

21. Барех

22. Галель

Таблица для поисков слов (показан ответ на первый вопрос)

ИГРЫ ДЛЯ НЕБОЛЬШИХ ГРУПП

Ниже мы приводим несколько примеров игр для небольших групп. Предлагается несколько вариантов использования карт, текст комплекта карт, отражающего тему пасхальной агады, и пример еще одной игры для небольших групп.

Карты


Преимущество карт в том, что есть множество детских игр, основой которых они являются. Таким образом, дети могут использовать одни и те же карты неоднократно и повторять материал.


Колода карт, подготовленная мною, отличается от обычной колоды, которую используют на уроке, т.к. я хотел показать несколько возможностей.

1. Обычно информацию на картах задают таким образом, чтобы ее можно было разделить на четыре части, например, четыре сына из пасхальной Агады. 10-13 таких комплектов составляют колоду. Учитель или ученики готовят колоду и используют ее для игры. Желательно на каждой карте комплекта записать названия остальных трех карт. Например, в комплекте, относящемся к четырем сыновьям должно быть написано: умный сын, нечестивый сын, наивный сын, сын, который не умеет задать вопрос.

Если ученики пользуются такой колодой, они повторяют материал и вспоминают, что связывает все понятия, записанные на картах. Обычно же дети не стараются запоминать, если правила игры не требуют запоминания.

2. Поэтому я добавил к каждой карте вопрос, это дает возможность сделать игру более интересной. Например, если играют в игру "Выходи на рыбалку!" (правила которой приводятся ниже), играющий может отказаться дать своему сопернику карту, пока тот не ответит на вопрос.

3. В комплектах карт, относящемся к родословной, я добавил генеологическое дерево с той целью, чтобы ученик мог найти ответ на вопрос на самой карте. Я поступил так, предполагая, что ученики не знают, кто были наши праматери и т.д. Несмотря на то что это облегчает задачу ученика, он все же должен прочитать материал. Таким образом, он выучит материал, который непременно должен знать. Один из комплектов в моей колоде относится к четырем бокалам вина, которые выпивают во время пасхального седера; в этом комплекте ученики смогут найти всю информацию о частях седера.

4. В комплектах, относящихся к четырем сыновьям и четырем вопросам, я дал информацию, которая поможет ученикам ответить на вопрос, но из этой информации ответ прямо не следует.

5. В комплекте, относящемся к десяти казням, я дал список всех казней в надежде, что дети обратят внимание на него, несмотря на то что можно играть и без этого списка.

Правила игры "Выходи на рыбалку" (2-4 играющих)

1. Карты перемешивают.

2. Каждый играющий (до 4 человек) получает по 4 карты. Стопка с остальными картами лежит перед играющими.

3. Задача каждого играющего собрать как можно больше тематических комплектов, состоящих из четырех карт. Побеждает собравший наибольшее количество таких комплектов.

4. Первый играющий спрашивает у сидящего справа от него, есть ли у того определенная карта. Если у него есть нужная карта, он передает ее своему соседу слева, и тот продолжает игру, прося еще карту и т.д. Так продолжается до тех пор, пока у второго играющего не находится нужной карты. Тогда второй играющий говорит первому: "Выходи на рыбалку!", и тот вынимает любую карту из стопки. Важное замечание: можно просить карту только в том случае, если у того, кто просит, есть еще карта из тематического комплекта.

5. Наступает очередь второго играющего просить карту у своего соседа справа.

6. Когда один из играющих собирает полный тематический комплект, он кладет его на стол перед другими играющими,

7. Если играющий раздал все свои карты и остался без карт, но в стопке есть карты, он берет карту из стопки и продолжает игру. Если же в стопке карт нет, он прекращает игру и ждет, когда она закончится.

8. Игра считается законченной, когда собраны все тематические комплекты из четырех карт.

9. Победитель определяется по наибольшему количеству собранных тематических комплектов.

10. Как я уже писал, я добавил в свою игру дополнительный элемент: играющий не обязан передавать карту тому, кто у него ее просит, если тот не ответит на вопрос, написанный на карте.

Все играющие должны внимательно слушать вопрос, потому что может возникнуть такая ситуация, что и другим играющим придется отвечать на этот вопрос, чтобы получить карту.

11. По тому, какие карты просят соперники, можно понять, какие карты есть у них на руках.

Еще одна игра в карты (2-4 играющих)

1. На столе раскладывают все карты лицевой стороной вниз.

2. Играющий открывает две карты. Если эти две карты относятся к одному тематическому комплекту, он берет эти карты и продолжает игру. Если ему попадаются карты, не принадлежащие к одному комплекту, он возвращает их на место лицевой стороной вниз.

3. Следующий играющий переворачивает две карты и т.д.

4. Игра заканчивается, когда на столе не остается карт. Побеждает собравший наибольшее количество карт.

Игра "Я сомневаюсь..." (для небольших групп)

Правила игры

1. Перед игроками раскладывают игровое поле.

2. Вопросы написаны на карточках, причем каждый вопрос имеет свой номер. На другом листе написаны ответы на вопросы. Номера нужны только для того, чтобы найти ответ на листе с ответами.

3. Примечание: Числа на игровом поле не имеют никакого отношения к номерам вопросов. Эти числа нужны только для того, чтобы знать, в каком направлении двигаться.

4. Первый играющий бросает кубик и продвигается на соответствующее число квадратиков.

5. Потом он вытягивает вопрос из стопки и отвечает на него.

а) если никто из его соперников не сомневается в правильности ответа, он остается в своем квадратике.

б) если один из соперников сомневается в правильности ответа, ответ сверяют с листом ответов.

Примеры карт

Четыре вопроса

Каждую ночь:

1. Мы едим хамец и мацу.

2. Мы едим разную зелень.

3. Мы не обмакиваем еду ни в соленую воду, ни в харосет ни разу.

4. Мы можем есть, сидя прямо или облокотившись.

Как сидят евреи, когда едят на седере мацу?

(Облокотившись)

Четыре вопроса

Каждую ночь:

1. Мы едим хамец и мацу.

2. Мы едим разную зелень.

3. Мы не обмакиваем еду ни в соленую воду, ни в харосет ни солевую воду ни разу.

4. Мы можем есть, сидя прямо или облокотившись.

Что едят евреи на седере?

(Только мацу)

1). Если ответ играющего оказался верным, он бросает кубик еще раз и продвигается по игровому полю в соответствии с правилами игры.

2). Если же играющий ошибся в своем ответе, он возвращается на прежнее место, а второй играющий продолжает игру.

6. Побеждает в игре тот, кто первым приходит к финишу.

Поле для игры "Я сомневаюсь"

Список вопросов к игре "Я сомневаюсь"

1. Что едят евреи во время той части седера, которая называется цафун!

2. Назовите имя невестки Сары.

3. Что едят евреи вместо хлеба во время Песаха?

4. Кто из четырех сыновей ничего не говорит?

5. Кто из четырех сыновей смеется над пасхальным седером?

6. Назовите имя дочери Йохевед?

7. Что евреи едят в Песах в память о горькой жизни в Египте?

8. Какой праздник называется по названию жертвы, которую ели в этот праздник?

9. Вставь недостающее слово: гамоци ______ мингаарец

10. Назовите имя второго сына Моше.

11. Назовите четвертую египетскую казнь.

12. Что ели евреи в пустыне?

13. Назовите восьмую казнь.

14. Назовите имя первой жены Яакова.

15. Назовите имя второй жены Яакова.

16. Как называется часть седера, во время которой рассказывают об исходе из Египта?

17. Назовите первую казнь.

18. Кто из четырех сыновей, описанных в Агаде, задает общий вопрос о седере?

19. Назовите имя брата Аарона.

20. Назовите имя матери Аарона.

21. В какой части седера пьют третий бокал вина?

22. В какой части седера пьют четвертый бокал вина?

23. Назовите вторую казнь.

24. Назовите третью казнь.

25. Назовите пятую казнь.

26. Назовите шестую казнь.

27. Назовите седьмую казнь.

28. Назовите девятую казнь.

29. Что кладут в корех!

30. Сколько раз во время седера обмакивают марор?

31. Какое название было дано празднику в честь нашего освобождения из египетского рабства?

32. Какое название было дано празднику потому, что он всегда бывает весной?

33. Какое название было дано празднику по имени хлеба, который едят во время седера?

34. Из какой страны вывел Всевышний евреев?

35. Что заставил Всевышний расступиться, чтобы египтяне не смогли догнать евреев?

36. Что ели наши предки в пустыне?

37. В какую страну ввел Всевышний евреев после странствия по пустыне?

38. Сколько было колен у евреев?

39. Сколько книг в Торе?

40. Сколько было у нас праотцев?

Ответы на вопросы к игре "Я сомневаюсь"

1. Афикоман

2. Ривка

3. Маца

4. Не умеющий спрашивать

5. Нечестивый

6. Мирьям

7. Марор

8. Песах

9. Хлеб

10. Элиэзер

11. Дикие звери

12. Ман

13. Саранча

14. Леа

15. Рахель

16. Магид

17. Кровь

18. Наивный

19. Моше

20. Йохевед

21. Барех

22. Галель

23. Лягушки

24. Вши

25. Моровая язва

26. Нарывы

27. Град

28. Тьма

29. Маца и марор

30. Два раза.

31. Праздник Свободы

32. Праздник Весны

33. Праздник Мацы

34. Из Египта

35. Красное море (море)

36. Ман

37. Эрец Исраэль

38. 12

39. 5

40. 3

Продолжение

К главному меню

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5
           
rational scc 101 5 sense особенности модели