Трудно представить себе уроки
истории без прямого обращения учеников к источникам. Они помогают
знакомить с фактами, событиями и их участниками, то есть служат
источниками информации; они позволяют развивать способности детей,
мышление, воображение; они служат основой для обучения некоторым
приемам исторической науки, связанным с критическим анализом текстов;
они дают возможность почувствовать атмосферу эпохи. Понятно, почему
в методике преподавания всеобщей истории и истории Отечества вопросам
изучения текстуальных источников уделяется столь большое внимание.
Очевидно, что и в преподавании
истории еврейского народа в еврейских школах текст источника займет
одно из центральных мест. При этом учителя могут использовать
опыт российской школы. Вместе с тем будет правильным, если мы
подумаем и о том, как использовать замечательный опыт работы с
текстом, накопленный еврейской традицией. Это тем более важно,
что существует взаимозависимость между спецификой текста и особенностями
подходов к его изучению, причем не только текст влияет на приемы
его прочтения, но и сами эти приемы подчас влияют на текст, а
иногда сливаются с ним, порождая новый текст. Это особенно характерно
для жизни текста в еврейской культуре.
Все вышесказанное относится в
первую очередь к урокам традиции. Но и учитель истории не может
не ставить перед собой эти вопросы, так как фрагменты классических
текстов изучаются и на уроках истории. Кроме того, во многих воскресных
школах история и традиция объединяются в интегрированный курс.
Существуют разные варианты подхода
к этой проблеме. Можно, четко отделив традицию от истории, на
уроках истории обучать приемам критического научного анализа текста,
а на уроках традиции использовать только выработанные в ее рамках
методы. Я бы хотел предложить другой путь - путь тактичного и
продуманного использования разных методик с тем, чтобы попытаться
найти более целостный и гармоничный подход к тексту. Ведь кроме
общих познавательных и развивающих задач, которые мы пытаемся
решить, перед нами стоит задача сформировать у ученика особое
отношение к еврейской истории как к истории нашего народа, как
к своей истории.
Обращение к текстам источников
поможет решить эту задачу, если мы подойдем к ним не только как
к источнику данных о некоторых фактах или удобному материалу для
тренировки логики, но, прежде всего, как к сокровищнице национального
опыта решения проблем, многие из которых актуальны и сегодня.
Мы находим в этих текстах важные для нас идеи, отношения, оценки
и споры. Эти идеи и оценки помогают нам выработать собственное
отношение и к прошлому, и к настоящему. Чтобы помочь ученику вступить
в диалог с текстом, чтобы текст "заговорил" с ним, нужно научить
ученика соответствующему языку, то есть тем приемам анализа текста,
которые выработаны еврейской традицией.
Один из таких приемов - выделение
ключевых фраз и слов, с помощью которых можно лучше понять содержание
данного текста. Рассмотрим на примере, как можно использовать
этот прием на уроке истории.
В курсе истории библейского периода
мы обращаемся к книгам пророков и, в частности, знакомим учеников
с фрагментами книги пророка Ирмеягу.
Ирмеягу жил в конце 7 - начале
6 веков до н.э.; он был очевидцем и участником трагических событий
последних лет Иудейского царства, правления Цидкиягу, безуспешной
борьбы с Вавилоном, разрушения Храма и Иерусалима, изгнания. Пророческая
деятельность Ирмеягу отражала эти события и повлияла на осмысление
народом их сути, причин и уроков. Поэтому изучение книги Ирмеягу
помогает понять, какие проблемы волновали жителей Иудеи на этом
переломном отрезке истории, как они относились к переменам, как
менялись сами.
Особенность изучения данных текстов
на уроке истории связана с тем, что они включаются в контекст
исторического повествования, а так как жизнь пророка Ирмеягу связана
с двумя эпохами в истории еврейского народа - с эпохой (последними
годами) периода Первого Храма и с периодом вавилонского пленения,
то фрагменты книги рассматриваются на разных уроках.
На уроке о последних годах Иудейского
царства в ходе рассказа о правлении Иоякима, а затем Цидкиягу,
о колебаниях между неповиновением и принятием власти Вавилона,
о внутренних социальных проблемах Иудеи школьникам предлагали
следующие фрагменты книги Ирмеягу :
Фрагмент первый (Ирм. VII,
1-10)
1. Слово, которое было к Ирмеягу
от Г-спода: Стань во вратах дома Г-сподня и провозгласи там слово
это, и скажи: внимайте слову Г-сподню, все иудеи, входящие во
врата эти для поклонения Г-споду! Так сказал Г-сподь Цеваот, Б-г
Исраэлев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я дам вам жить
в этом месте. Не надейтесь на лживые слова говорящих: "это Храм
Г-сподень, храм Г-сподень, храм Г-сподень", Но если вы действительно
исправите пути ваши и деяния ваши, если (справедливо) судить будете
человека с ближним его, не будете притеснять чужеземца, сироту
и вдову, не будете проливать кровь невинную на месте этом и не
пойдете за чужими богами во зло себе, то Я дам вам жить на месте
этом, на земле, которую дал Я отцам вашим на веки веков. А вы
полагаетесь на слова лживые и бесполезные.
Фрагмент второй (Ирм. XXII,
1-5)
Так сказал Г-сподь: сойди в дом
царя иудейского, и изреки там слово это; И скажи: выслушай слово
Г-сподне, царь иудейский, сидящий на престоле Давида, ты и рабы
твои, и народ твой, входящие в эти ворота. Так сказал Г-сподь:
творите суд и справедливость и спасайте отравляемого от руки грабителя;
а пришельца, сироту и вдову не притесняйте и не обирайте, и крови
невинной не проливайте на месте этом. Ибо, если вы действительно
будете исполнять слово это, то в ворота дома этого будут входить
цари, сидящие на престоле Давида, ездящие на колеснице и на конях,
он (царь) и рабы его, и народ его.
Так как предполагается, что данная
тема изучается в 6-7 классах, то соответствовать возрасту и возможностям
учеников будут чтение и анализ текста на уроке вместе с учителем.
При этом можно предложить им следующие вопросы и задания:
1) Прочесть фрагмент первый и
попытаться разделить текст на части.
2) Раскрыть основное содержание
каждой части.
3) Где должен был стать пророк
и почему именно в этом месте?
4) К кому обращался пророк?
5) Прочти фрагмент второй. К
кому были обращены слова пророка в этом случае? Где он их должен
был произносить?
6) Чего требовал пророк Ирмеягу
от народа и властей?
7) Найдите ключевые (повторяющиеся)
слова в первом фрагменте.
Последний вопрос позволяет организовать
в классе дискуссию, так как на него нет однозначного ответа. Часть
учеников, возможно, укажет, что ключевыми являются слова "это
Храм Г-сподень", поскольку они повторяются трижды. И это верно,
это действительно лейтмотив пророчеств, но пророчеств лживых,
это - "лживые слова". Но это, очевидно, и настроение и надежда
многих в то время. Так, в ходе обсуждения, мы подходим к пониманию
основных проблем, которые волновали тогда жителей Иудеи, и к идейной
борьбе вокруг этих проблем.
Продолжая анализ, выясняем, что
на самом деле ключевыми здесь являются слова "Я дам вам жить в
этом месте", которые выражают идею, что право жить в стране Израиля
еще необходимо заслужить, что это право обусловлено определенными
условиями и требованиями. Анализ и сравнение этих требований в
первом и втором фрагменте, ' выделение общего и различного помогают
понять нравственный и социальный смысл пророчества. А анализ таких
деталей, как место, с которого обращался пророк, помогает конкретизировать
и ясно представить себе, как это происходило, понять, что слова
пророка были обращены ко всем слоям населения.
Если ученики уже знают в достаточной
мере иврит, следует проанализировать или прочесть и прокомментировать
текст на иврите, так как это позволит более точно уяснить для
себя содержание текста и смысл отдельных фраз и слов, неизбежно
частично искаженный переводом.
Завершив анализ фрагментов, учитель
рассказывает об отрицательной реакции на призыв Ирмеягу, о господствующих
в стране настроениях, о Цидкиягу и его политике, о восстании против
вавилонян и о падении Иудейского царства.
Пророку не удалось предотвратить
трагедию, он не был услышан и понят. Но после разгрома Иудейского
царства положение меняется. И когда мы на уроках о вавилонском
пленении разбираем новую ситуацию и пытаемся понять, каким образом
удалось евреям пережить это время, найти в себе силы для жизни
и возвращения, мы вновь (как вероятно, и евреи того времени) возвращаемся
к пророчествам Ирмеягу . В ходе этого повторения мы обсуждаем
с учениками, как в свете пережитых потрясений должны были переосмыслить
предсказание Ирмеягу иудейские изгнанники, чем эти предсказания
могли помочь в новой обстановке, чему научить. Очевидно, они могли
помочь понять
Фрагмент первый (Ирм. VII,
1-10)
1. Слово, которое было к Ирмеягу
от Г-спода: Стань во вратах дома Г-сподня и провозгласи там слово
это, и скажи: внимайте слову Г-сподню, все иудеи, входящие во
врата эти для поклонения Г-споду! Так сказал Г-сподь Цеваот, Б-г
Исраэлев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я дам вам жить
в этом месте. Не надейтесь на лживые слова говорящих: "это Храм
Г-сподень, храм Г-сподень, храм Г-сподень", Но если вы действительно
исправите пути ваши и деяния ваши, если (справедливо) судить будете
человека с ближним его, не будете притеснять чужеземца, сироту
и вдову, не будете проливать кровь невинную на месте этом и не
пойдете за чужими богами во зло себе, то Я дам вам жить на месте
этом, на земле, которую дал Я отцам вашим на веки веков. А вы
полагаетесь на слова лживые и бесполезные.
Фрагмент второй (Ирм. XXII,
1-5)
Так сказал Г-сподь: сойди в дом
царя иудейского, и изреки там слово это; И скажи: выслушай слово
Г-сподне, царь иудейский, сидящий на престоле Давида, ты и рабы
твои, и народ твой, входящие в эти ворота. Так сказал Г-сподь:
творите суд и справедливость и спасайте ограбляемого от руки грабителя;
а пришельца, сироту и вдову не притесняйте и не обирайте, и крови
невинной не проливайте на месте этом. Ибо, если вы действительно
будете исполнять слово это, то в ворота дома этого будут входить
цари, сидящие на престоле Давида, ездящие на колеснице и на конях,
он (царь) и рабы его, и народ его.
Так как предполагается, что данная
тема изучается в 6-7 классах, то соответствовать возрасту и возможностям
учеников будут чтение и анализ текста на уроке вместе с учителем.
При этом можно предложить им следующие вопросы и задания:
1) Прочесть фрагмент первый и
попытаться разделить текст на части.
2) Раскрыть основное содержание
каждой части.
3) Где должен был стать пророк
и почему именно в этом месте?
4) К кому обращался пророк?
5) Прочти фрагмент второй. К
кому были обращены слова пророка в этом случае? Где он их должен
был произносить?
6) Чего требовал пророк Ирмеягу
от народа и властей?
7) Найдите ключевые (повторяющиеся)
слова в первом фрагменте.
Последний вопрос позволяет организовать
в классе дискуссию, так как на него нет однозначного ответа. Часть
учеников, возможно, укажет, что ключевыми являются слова "это
Храм Г-сподень", поскольку они повторяются трижды. И это верно,
это действительно лейтмотив пророчеств, но пророчеств лживых,
это - "лживые слова". Но это, очевидно, и настроение и надежда
многих в то время. Так, в ходе обсуждения, мы подходим к пониманию
основных проблем, которые волновали тогда жителей Иудеи, и к идейной
борьбе вокруг этих проблем.
Продолжая анализ, выясняем, что
на самом деле ключевыми здесь являются слова "Я дам вам жить в
этом месте", которые выражают идею, что право жить в стране Израиля
еще необходимо заслужить, что это право обусловлено определенными
условиями и требованиями. Анализ и сравнение этих требований в
первом и втором фрагменте, выделение общего и различного помогают
понять нравственный и социальный смысл пророчества. А анализ таких
деталей, как место, с которого обращался пророк, помогает конкретизировать
и ясно представить себе, как это происходило, понять, что слова
пророка были обращены ко всем слоям населения.
Если ученики уже знают в достаточной
мере иврит, следует проанализировать или прочесть и прокомментировать
текст на иврите, так как это позволит более точно уяснить для
себя содержание текста и смысл отдельных фраз и слов, неизбежно
частично искаженный переводом.
Завершив анализ фрагментов, учитель
рассказывает об отрицательной реакции на призыв Ирмеягу, о господствующих
в стране настроениях, о Цидкиягу и его политике, о восстании против
вавилонян и о падении Иудейского царства.
Пророку не удалось предотвратить
трагедию, он не был услышан и понят. Но после разгрома Иудейского
царства положение меняется. И когда мы на уроках о вавилонском
пленении разбираем новую ситуацию и пытаемся понять, каким образом
удалось евреям пережить это время, найти в себе силы для жизни
и возвращения, мы вновь (как вероятно, и евреи того времени) возвращаемся
к пророчествам Ирмеягу. В ходе этого повторения мы обсуждаем с
учениками, как в свете пережитых потрясений должны были переосмыслить
предсказание Ирмеягу иудейские изгнанники, чем эти предсказания
могли помочь в новой обстановке, чему научить. Очевидно, они могли
помочь понять
подлинные причины бедствий, подвести
к пониманию того, что и в условиях изгнания можно и нужно сохранять
приверженность своей вере, своим обычаям, сохранять себя как народ,
сохранять надежду на избавление.
И действительно, после крушения
пророк выступает уже не как обличитель, а как утешитель народа.
Предлагаем проанализировать фрагмент третий.
Фрагмент третий (Ирм. XXIX,
10-11)
А так сказал Г-сподь: когда исполнится
семьдесят лет Бавэлу, вспомню Я о вас и исполню для вас доброе
слово Мое о возвращении вас на это место. Ибо знаю Я те помыслы,
что задуманы Мною о вас, - сказал Г-сподь, - помыслы о благополучии,
а не о бедствии, чтобы дать вам будущность и надежду.
В этом фрагменте дети часто обращают
внимание на указание точного срока изгнания. Комментируя его,
учитель может разъяснить несколько важных моментов, как в плане
знания фактов, дат, так и в плане осознания тенденций и смысла
событий. В частности, следует попытаться понять, как могли воспринять
эти слова изгнанники. С одной стороны, это были слова утешения,
но, с другой, эти слова давали понять, что избавление не произойдет
в ближайшее время, что большинство изгнанников до него не доживет.
На чем же зиждется надежда и вера в будущее? На том, что будет
жить народ, что вернутся в Эрец Исраэль дети, что они извлекут
уроки из прошлого и трагедия не повторится.
Теперь ученикам будет более ясно
значение следующего послания пророка, обращенного к изгнанникам
(Ирм. XXIX, 4-7):
Так сказал Г-сподь Цеваот, Б-г
Исраэля, всем изгнанникам, которых Я изгнал из Ерушалаима в Бавэл:
Стройте дома и селитесь в них, сажайте сады и ешьте плоды их.
Берите (себе) жен и рожайте сыновей и дочерей, и берите жен сыновьям
вашим, и дочерей выдавайте замуж, и пусть рожают они сыновей и
дочерей, и размножайтесь там, а не убавляйтесь. И просите (мира)
для того города, в который Я изгнал вас, и молитесь за него Г-споду,
ибо при его благополучии и вы будете благополучны.
Работу с этим фрагментом можно
построить по обычной схеме:
1) чтение всего фрагмента,
2) деление его на части,
3) разбор основного содержания
каждой из частей.
В результате мы сможем лучше
понять отношение изгнанников к галуту и к господствующему государству,
стремление наладить нормальную жизнь на чужбине, создать семью,
организовать хозяйство, быть лояльными гражданами. В то же время,
очевидно, были и другие настроения, которые также нашли отражение
в классических текстах (см. Псалом 137). Обсуждение этих вопросов,
несомненно, вызовет у учеников еврейских школ много ассоциаций
с современностью, вновь подтвердив справедливость того, что при
изучении в еврейских школах еврейской истории прошлое и настоящее
переплетаются.