Традиции       |   Метод. кабинет   |   Главная страница
x
x

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ В СИОН

Фрагменты из Танаха и комментарии

Составитель д-р Йона Шнайдер
Институт изучения иудаизма в СНГ, 1996


Эта книга познакомит вас с избранными фрагментами из Танаха, в которых отразились три эпохи в истории евреев: гибель Иудейского царства, вавилонское изгнание и возвращение изгнанников в Иудею. Последовательное и вдумчивое изучение этих фрагментов даст вам представление о важнейших событиях еврейской истории, об отношении к ним современников этих событий и их потомков.

К УЧЕНИКУ

Эта книга познакомит вас с избранными фрагментами из Танаха, в которых отразились три эпохи в истории евреев: гибель Иудейского царства, вавилонское изгнание и возвращение изгнанников в Иудею. Последовательное и вдумчивое изучение этих фрагментов даст вам представление о важнейших событиях еврейской истории, об отношении к ним современников этих событий и их потомков.

Тексты эти свидетельствуют не только о прошлом. Проникновение в смысл истории помогает лучше понять настоящее. Каждое новое поколение прочитывает их по-своему, исходя из своего опыта. Хотя спор между комментаторами не только допустим, но даже поощряется, прежние толкования не отвергаются. Так вокруг текста источника объединяются в непрерывном общении многие поколения читателей. Поэтому в книгу включены комментарии, опирающиеся на традиционные толкования еврейских мудрецов и отвечающие данным исторической науки.

Мы надеемся, что с помощью этих комментариев вы проложите свой собственный путь к пониманию текста и что вас не остановят трудности, которые могут встретиться на этом пути, особенно если вы только начинаете изучение Танаха. Помните, что причина кажущейся странности, сложности, а порой, напротив, мнимой простоты и наивности текста кроется подчас не столько в самом тексте, сколько в читателе.

Нужно многое знать и уметь анализировать текст, чтобы понять смысл сказанного в нем. С этим связана важная особенность изучения Танаха - внимательное отношение к каждому слову. Не торопитесь, не оставляйте без внимания ни одного предложения, пытайтесь их прочесть не только в переводе, но и на иврите. Ни один перевод не способен полностью передать смысл оригинала.

И последнее: вероятно, вы привыкли читать про себя, дома или в тихом зале библиотеки. Можно читать эту книгу и так. Но многовековая традиция доказала, что трудности изучения еврейских источников легче преодолеть в группе или с товарищем, читая вслух и одновременно обсуждая прочитанное, опираясь на советы и помощь учителя.

Мы желаем вам успеха в занятиях и надеемся, что чтение и размышление над прочитанным помогут вам войти в мир еврейской Книги, истории и культуры.

Гибель Иудейского царства

(Из Книги Ирмеяѓу)

Введение


О событиях последних лет Иудейского царства мы узнаем из книги пророка Ирмеяѓу. Начало его деятельности приходится на последнюю треть седьмого века. (Здесь и далее в тексте все даты относятся к периоду до новой эры). К этому времени история еврейского государства насчитывала уже четыре столетия. Она знала времена подъема и спада, единства и междоусобиц, расцвета и кризиса.

Единое еврейское царство возникло во второй половине одиннадцатого века в результате объединения колен Исраэля. (Колена Исраэля - родственные племена евреев, которые вели свое происхождение от общего предка - Исраэля (Яакова) и его сыновей). Оно просуществовало одно столетие, достигнув вершины могущества при царе Шломо (в книгах на русском языке было принято имя Соломон), когда оно соперничало в славе и богатстве с крупнейшими державами того времени. После его раскола в 937 году на два царства - Израильское и Иудейское - дальнейшее развитие по этому пути прекратилось.

Период сосуществования двух еврейских царств продолжался два столетия. Несмотря на то, что их население продолжало считать себя одним народом, имеющим общую историю, религию и культуру, царства соперничали, а временами и воевали друг с другом, что ослабляло их обоих. По-разному сложилась и их судьба.

Десять колен, населявших северное, Израильское, царство, оказались в лучшем положении. Они занимали обширные и плодородные земли по обе стороны Иордана и сохранили выгодные связи с Финикией и другими богатыми соседями. Но эти преимущества не удалось использовать полностью. Постоянная борьба за престол, сопровождавшаяся кровопролитными войнами, мешала наладить нормальную жизнь. За два века здесь сменилось несколько династий. Лишь две из них правили продолжительное время, несколько поколений. Многие правители царствовали всего один-два года.

Бывали и периоды относительного спокойствия, когда хозяйство страны расцветало, когда развивалась культура. Но стремительное обогащение верхушки общества, не думавшей о нуждах бедняков, приводило к обострению внутренних конфликтов. Развитие торговых связей и дипломатических отношений с соседними народами сопровождалось иногда заимствованием чужих идей и обрядов. В этом особенно преуспевала знать и царедворцы, имевшие и больше возможностей, и более заинтересованные в сближении с соседями. Нарушение заветов отцов и отступление от основ веры вызывали отпор тех, кто оставался верен еврейским законам и обычаям, и это подливало масла в огонь внутренних раздоров.

Неустойчивость власти, внутренние конфликты и борьба с Иудейским царством ослабили Израильское царство перед лицом грозной опасности, надвигавшейся с северо-востока, - агрессивных арамейских царств, а затем могучей Ассирии. В 722 году, после более чем двухлетней осады, ассирийцы захватили и разрушили столицу Израиля Шомрон (Самария). Часть населения страны была уведена в плен и расселена в северном Междуречье, в Мидии и в горах Ливана. Самобытная и богатая культура Израильского царства погибла. Существует много предположений о дальнейшей судьбе пленников и их потомков. Некоторые полагают, что они сохранились до нашего времени, но не известно, где именно. Большинство же историков считают, что со временем потомки угнанных ассирийцами пленников смешались с местным населением или, возможно, примкнули к изгнанникам из Иудеи.

В городах Израиля ассирийцы поселили арамейцев и халдеев из Вавилона. проходили десятилетия, их потомки перенимали обычаи и обряды оставшихся здесь израильтян, и постепенно на руинах израильского царства начала складываться новая народность - самаритяне.

Что касается Иудеи, то ее положение после раскола оказалось особенно сложным. Гористая Иудея была беднее пригодными для возделывания землями и природными ресурсами. Особую проблему здесь представляло снабжение водой. Напряженные отношения с северными коленами не позволяли поддерживать необходимые хозяйственные связи с Израилем и соседними государствами. Иудея была слабее Израильского царства и в военном отношении.

И все же коленам Иуды и Биньямина удалось решить многие проблемы. В системе резервуаров, вырубленных в скалах, накапливалась в период дождей и затем сохранялась в течение всего года вода, необходимая для орошения виноградников и садов. Совершенствовались ремесла. Росло население, строились города.

Развитию хозяйства и относительному спокойствию повседневной жизни жителей Иудеи способствовала редкая для того времени устойчивость власти. В Иудейском царстве правила одна династия - потомки царя Давида. Это уменьшало опасность борьбы за власть, заговоров, войн и связанных с этим потрясений и жертв.

Высокому авторитету дома Давида соответствовало положение столицы государства - Иерушалаима. Практически неприступный город, расположенный высоко в горах, окруженный пропастями и высокими стенами, он в то же время стоял на пересечении важных торговых путей. Его слава еще более возросла после того, как полчища ассирийского царя Санхерива, разгромившего перед тем Вавилон, Тир, Филистию и многие города Иудеи, не смогли взять Иерушалаим и по оставшейся до конца не выясненной причине в 701 году неожиданно покинули Иудею.

Особое положение Иерушалаима было связано и с тем, что здесь находился Храм, построенный при царе Шломо. Он превращал столицу в религиозный центр страны. Сюда в дни главных праздников стекались жители Иудеи. Здесь находились общие для всего народа святыни.

Едиными для всех иудеев были и основные религиозные убеждения и идеи. На них основывалось их своеобразное мировоззрение и образ жизни. В некоторых важных вопросах эти идеи и убеждения отличались от религиозных представлений соседних народов. Иудеи верили, что в каждом человеке заложены возможности справедливого и милосердного отношения к другим и соответствующего поведения. Подобное убеждение опиралось на веру в единого Б-га, создавшего мир и управляющего им справедливо и милосердно. Этот идеал иудеи стремились воплотить во всех сферах жизни, в отношениях между отдельными людьми и классами, между властями и народом, между разными поколениями, между народом и землей Страны Израиля.

Известно, однако, что и среди населения Иудеи существовали внутренние разногласия, шла идейная и политическая борьба. Большую роль в ней играли пророки. Подлинные пророки выделялись остротой сочувствия людям, высокой нравственностью и мужеством. Они учили, что благополучие всего народа и каждой семьи зиждется не только на мощи армии и городских стен, но и на строгом соблюдении законов справедливости и милосердия. С одинаковой требовательностью они относились к крестьянам и царям, беднякам и военачальникам. С той же страстью боролись они против притеснения слабых (вдов, сирот, иноземцев, живущих среди иудеев) и против ошибок в царской политике, против накопительства и других пороков, против лжи и идолопоклонства. Источник авторитета и влияния пророка зиждился не на высоком чине или богатстве (как правило, они не принимали никакой платы). Слова пророков соответствовали общим убеждениям, но при этом с большой глубиной и яркостью раскрывали смысл происходящего и его возможные последствия.

Главным оружием пророка было слово. Начиная с восьмого века их высказывания и речи записывались. Часть из них вошла во вторую книгу Танаха "Пророки" (Невиим). Влияние книг пророков с годами увеличивалось. Они стали важной частью еврейской, а затем и общечеловеческой культуры. Их по праву считают также шедеврами мировой литературы.

Но при жизни пророков их отношения с народом и властями не всегда были безмятежными. Особенно конфликтными они стали во время долгого царствования царя Менаше (692-641), который широко раскрыл двери для финикийских обрядов и даже в Храм внес языческие символы.

И хотя в Иудее влияние модных иноземных культов чувствовалось меньше, чем в Израильском царстве, пример правления Менаше свидетельствует о том, что эта проблема существовала и здесь. Это можно объяснить зависимостью страны от языческих держав -Ассирии, Египта, Вавилона, которая отражалась не только в духовной жизни. Маленькое Иудейское царство должно было платить тяжелую дань и терпеть поборы, выполнять принудительные работы и посылать своих воинов в армии иноземных владык. Это подрывало хозяйство страны и порождало внутренние распри.

В конце седьмого века казалось, что в жизни Иудеи произошел перелом к лучшему. Огромная Ассирийская империя распадалась под ударами скифских и киммерийских племен, Вавилона и Мидии. Один за другим пали важнейшие города: в 614 году - Ашур, а в 612 - Ниневия. Это вызвало в Иудее надежду на то, что отныне установится более разумный международный порядок; пророки видели возможность укрепления мира и добрососедства между народами. Но этого не произошло. На место побежденной Ассирии претендовали Египет и Ново-Вавилонское царство. Цари маленькой Иудеи, зажатой между двумя грозными соперниками, вынуждены были решать, на чьей они стороне.

Правивший в это время царь Иошияѓу (639-609) использовал короткий период независимости для укрепления единства народа. Он повел борьбу против остатков идолопоклонства, запретил жертвоприношения вне Храма в Иерушалаиме и приказал очистить его от чужих символов. Во время ремонта Храма была найдена Книга Торы. Царь устроил торжественное чтение Книги, которое завершилось клятвой народа исполнять записанные в ней законы. В эти годы еще более возрос авторитет Иерушалаима и Храма. Наступил период расцвета хозяйства и культуры.

Это был последний подъем в жизни Иудейского царства. Все более ощутимой становится угроза нового порабощения. На этот раз она исходит от Египта и Вавилона, которые вели ожесточенную и длительную борьбу за ассирийское наследство. В этой обстановке надежды иудеев сменяются тревогой. Но далеко не все понимали подлинный смысл приближающейся трагической перемены и ее причины. Среди тех, кто раньше и острее всех почувствовал приближение катастрофы, был пророк Ирмеяѓу. В отличие от большинства современников, он видел спасение не в покровительстве могущественных соседей и не в формальном, хотя и педантичном, выполнении обрядов своей религии. Какой путь предлагал пророк? Как он боролся за него? Об этом рассказывается в Книге Ирмеяѓу.

Текст 1
ПРОРОКОМ НАРОДОВ Я ПОСТАВИЛ ТЕБЯ

(Ирмеяѓу 1 1-10)


Первые строфы Книги Ирмеяѓу рассказывают о самом пророке. Мы узнаем о его семье, городе, в котором он родился, о времени его пророческой деятельности. Это были последние четыре десятилетия существования Иудейского царства (626 - 586).

Прочитаем о том, как Ирмеяѓу воспринял посвящение в пророки и задачи, вставшие перед ним. Подумаем, как эти задачи отразили время, в которое он жил.

1. Слова Ирмеяѓу, сына Хизкияѓу, из коѓэнов, которые в Анатоте, в земле Биньямина,

2. К которому слово Г-спода было во дни Иошияѓу, сына Амона, царя иудейского, в тринадцатый год его царствования.

3. И было во дни Еоякима, сына Иошияѓу, царя иудейского, до конца одиннадцатого года Цидкияѓу, сына Иошияѓу, царя иудейского, до изгнания из Иерушалаима в пятом месяце.

4. И было сказано мне слово Г-спода:

5. Прежде, чем Я создал тебя во чреве, Я знал тебя, и прежде, чем ты вышел из утробы, Я посвятил тебя, пророком народов Я поставил тебя.

6. И сказал я: увы, Г-споди Б-же, ведь я не умею говорить, ибо я отрок.

7. Но Г-сподь сказал мне: не говори: "я отрок", а иди, к кому бы Я ни послал тебя, и все то, что Я прикажу тебе, ты будешь говорить.

8. Не бойся их, ибо Я с тобою, чтобы спасти тебя, - изрек Г-сподь.

9. И простер Г-сподь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Г-сподь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои.

10. Смотри, я поставил тебя ныне над народами и над царствами, чтобы искоренять, и разбивать, и уничтожать, и разрушать, строить и насаждать.

(1) СЛОВА ИРМЕЯЃУ - пророческие слова.

АНАТОТ - город, примерно в 7 км к северо-востоку от Иерушалаима, где сейчас находится деревня Аната.

(2) ВО ДНИ ИОШИЯЃУ - начало пророческой деятельности Ирмеяѓу - 626 год (13-й год царствования Иошияѓу, до разрушения Храма - 40 лет).

(3) И БЫЛО СЛОВО Г-СПОДА ВО ДНИ ЕОЯКИМА - Еояким царствовал в 609/8 - 597 годы.

ДО КОНЦА ОДИННАДЦАТОГО ГОДА ЦИДКИЯЃУ-586 год. В ПЯТОМ МЕСЯЦЕ - месяц ав.

(5) ПРОРОКОМ НАРОДОВ Я ПОСТАВИЛ ТЕБЯ - предназначение Ирмеяѓу пророчествовать народам и среди них-евреям. С Иудеей в ту эпоху соседствовали народы Эдома, Моава, Аммона, Финикии, а также арамейцы и египтяне.

(6) ВЕДЬ Я НЕ УМЕЮ ГОВОРИТЬ, ИБО Я - ОТРОК - возможны два толкования: Ирмеяѓу мог сомневаться в своих возможностях, так как был еще очень молод; слово "отрок" означало также невысокое общественное положение человека, не обладающего достаточным авторитетом и влиянием на окружающих.

(10) Я ПОСТАВИЛ ТЕБЯ... НАД НАРОДАМИ - эту фразу можно перевести и так: "я предназначил тебя для народов".

Прочитан первый фрагмент. То, что мы узнали о пророке, поможет понять его отношение к историческим событиям, описанным в книге. Ее основу составляют выступления, речи и послания Ирмеяѓу. Читая фрагменты книги, мы убедимся, что Ирмеяѓу прекрасно владел разнообразными формами изложения и убеждения. Он использовал поэтическую форму, помогавшую привлечь внимание слушателей, затронуть их чувства и запечатлеть сказанное в памяти. Приемы риторики, ораторского искусства позволяли усилить впечатление и четко выделить главные мысли. Когда было необходимо выразить мысль лаконично и доступно, Ирмеяѓу прибегает к разговорному языку.

Свое мастерство и духовные силы пророк направлял на достижение целей, о которых мы читаем уже в первом фрагменте. Он всеми силами стремился повлиять на иудеев, предотвратить наступающие бедствия. Не случайно из шести слов, выражающих его задачи, четыре первых направлены на разрушение, а два последних - на созидание: "искоренять и разбивать, и уничтожать, и разрушать, строить и насаждать".

Текст 2
ИСПРАВЬТЕ ПУТИ ВАШИ

(Ирмеяѓу 7 1-10)

Из первого фрагмента мы узнали, как пророк воспринял свои задачи. Прочитав второй, мы познакомимся с одним из важных эпизодов его борьбы за их выполнение. Описанные в этом отрывке события относятся ко времени правления царя Еоякима (609/608-597). Но для того, чтобы лучше их понять, полезно вспомнить, как завершилось предшествующее царствование - царя Иошияѓу.

Мы уже знаем, что этот царь вел борьбу с остатками идолопоклонства, запретил местные святилища, укрепил авторитет Храма и Иерушалаима. Ирмеяѓу поддерживал эти действия, но считал их недостаточными. Он утверждал, что идолопоклонство не побеждено, пока встречаются в поведении иудеев ложь и несправедливость. Пророк видел ошибки и во внешней политике царей Иудеи; так, он призывал отказаться от безнадежной в то время борьбы с языческими империями.

Это было время, когда на смену Ассирийской державе пришло Ново-Вавилонское царство. С ним вступает в борьбу Египет. В борьбе участвовала и Иудея. В 609 году фараон Нехо направляет свои войска на помощь ассирийцам. Для того, чтобы пройти к реке Евфрат, где они сражались с вавилонянами, египетская армия должна была пересечь Эрец Исраэль. Иошияѓу решил выступить против египтян. В битве при Меггидо его армия была разгромлена, а сам он был смертельно ранен. Впервые за все время существования еврейского государства решающее влияние на то, кому предстоит унаследовать престол, оказывает иностранный правитель. При поддержке фараона царем становится один из сыновей Иошияѓу - Еояким.

Еояким зависел от Египта; возможно, этим объясняется то, что вновь возрождаются языческие культы. По мере их проникновения и в отношениях между людьми еще больше утверждаются жестокость и несправедливость. Иудея должна была платить Египту огромную дань. Еще недавно цветущая страна разорялась и беднела. Но все эти невзгоды отступали перед угрозой нашествия вавилонян.

В этот критический момент пророк обращается к народу с призывом: "Исправьте пути ваши". Стремясь, чтобы его услышало как можно больше людей, - жители и Иерушалаима, и других районов страны, - Ирмеяѓу идет в самое святое и важное место - в Храм.

Обратим внимание на ключевые слова в речах пророка; как правило, они повторяются несколько раз. Важно также и то, где стоял пророк и к кому он обращался. Попытаемся понять, к чему призывает пророк, что обличает, с кем спорит.

1. Слово, которое было к Ирмеяѓу, от Г-спода:

2. Стань во вратах дома Г-спода и провозгласи там слово это, и скажи: внимайте слову Г-спода, все иудеи, входящие во врата эти для поклонения Г-споду!

3. Так сказал Г-сподь Воинств, Б-г Исраэля: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я дам вам жить в этом месте.

4. Не надейтесь на лживые слова говорящих: "это Храм Г-спода, Храм Г-спода, Храм Г-спода",

5. Но если вы действительно исправите пути ваши и деяния ваши, если судить будете человека с ближним его,

6. Не будете притеснять чужеземца, сироту и вдову, не будете проливать кровь невинную на месте этом и не пойдете за чужими богами во зло себе,

7. То Я дам вам жить на месте этом, на земле, которую дал Я отцам вашим на веки веков.

8. А вы полагаетесь на слова лживые и бесполезные,

9. Как красть, убивать, прелюбодействовать, клясться лживо и воскуривать Баалу, и следовать за чужими богами, которых вы не знали,

10. И приходить, и предстоять предо Мною в доме этом, названном именем Моим, и говорить: "мы спасены", чтобы совершать все эти мерзости?

(1) СТАНЬ ВО ВРАТАХ - в воротах Храма в Иерушалаиме. Предполагают, что пророк стоял во дворе за восточным входом, через который проходило большинство паломников. О причине массового паломничества не говорится. Может быть, это было время одного из трех главных праздников года, а возможно, стечение народа в Храм было вызвано надвигающейся бедой (нашествием врага).

(3) ИСПРАВЬТЕ ПУТИ... И ДЕЯНИЯ - "пути" - это образ жизни, общепринятые нормы поведения; "деяния" - отдельные поступки и действия.

И Я ДАМ ВАМ ЖИТЬ В ЭТОМ МЕСТЕ - в Иудее, в Иерушалаиме. Далее пророк повторяет эти слова, напомнив о союзе с праотцами, которым эта земля была дана "на веки веков".

(4) НЕ НАДЕЙТЕСЬ НА ЛЖИВЫЕ СЛОВА - слова лжепророков.

(5) ЕСЛИ СУДИТЬ БУДЕТЕ ЧЕЛОВЕКА - если будете справедливо и милосердно относиться друг к другу.

(6) НЕ БУДЕТЕ ПРИТЕСНЯТЬ ЧУЖЕЗЕМЦА, СИРОТУ И ВДОВУ. Чужеземец, сирота и вдова - наиболее слабые слои населения, их было легче обидеть, обмануть. В Торе особо подчеркивается, что этих людей нужно защищать. Чужеземец на иврите "гер". Возможные значения:

а) чужеземец, поселившийся среди евреев;

б) чужеземец, вошедший в общину евреев.

(7) ПРОЛИВАТЬ КРОВЬ НЕВИННУЮ НА МЕСТЕ ЭТОМ - речь идет об убийстве. Предполагают, что имеется в виду убийство пророка Захарии бен-Еѓояды по приказу царя Еѓоаша во дворе Храма. Об этом трагическом событии рассказано в Диврей ѓа-Ямим (II, 24 21).

(8) ПОЛАГАЕТЕСЬ НА СЛОВА - см. (4).

(9) КАК КРАСТЬ... - Ирмеяѓу называет пять запретов, указанных в "десяти речениях" (основных заповедях).

ВОСКУРИВАТЬ БААЛУ - приносить жертвы идолам.

(10) И ПРИХОДИТЬ И ПРЕДСТОЯТЬ ПРЕДО МНОЮ В ДОМЕ ЭТОМ - в Храме никому не разрешалось сидеть (кроме царей из дома Давида). (И) И ГОВОРИТЬ: "МЫ СПАСЕНЫ" - может означать:

а) спасены от бедствий, которые нам угрожали;

б) очищены от грехов, которые мы совершали.

Призыв пророка не был услышан. Можно представить себе ярость паломников, искренне убежденных, что само существование Храма - лучшая гарантия безопасности и непоколебимости государства. Не будем забывать, что это убеждение опиралось на более чем трехсотлетнюю эпоху незыблемого существования Храма, Иерушалаима, власти дома Давида.

Ирмеяѓу не поверили. Более того, как рассказано в его книге, его преследовали и оскорбляли, избивали, арестовывали, бросали в яму с грязью. Жители его родного города Анатот угрожали его убить, если он не прекратит свои грозные пророчества.

Между тем события подтвердили правоту пророка. Как он и предсказал, Иудея недолго оставалась вассалом Египта. В 605 году армии Нэвухаднэцара нанесли решающее поражение египтянам и вскоре овладели Иудеей. Еояким не примирился с новой зависимостью и поднял восстание (601). В ответ Нэвухаднэцар посылает войска на Иерушалайм (598-597). На смену умершему к этому времени Еоякиму приходит его сын Еѓояхин. Он приказывает прекратить сопротивление и открыть ворота столицы. Несмотря на это, сам царь, его семья, приближенные и чиновники, лучшие воины и оружейные мастера - всего 10 тысяч человек - были уведены в плен, а сокровища Храма и дворца разграблены. После изгнания Еѓояхина вавилоняне возводят на престол другого сына Иошияѓу - Цидкияѓу.

Примечание. Нэвухаднэцар - царь Вавилона (605-562). В некоторых текстах назван Нэвухадрэцаром. В книгах на русском языке было принято называть Навуходоносором.

Текст 3
СОЙДИ В ДОМ ЦАРЯ ИУДЕЙСКОГО

(Ирмеяѓу 22 1-5)

Мы прочитали фрагмент, рассказывающий о попытке пророка убедить народ в необходимости сосредоточить усилия на исправлении несправедливости, искоренении пороков и улучшении человеческих отношений. Познакомимся теперь с текстом, описывающим выступление Ирмеяѓу в царском дворце. Это позволит нам понять отношения между царской властью и пророком в переломный момент истории государства. Напомним слова из начала книги: "Я поставил тебя ныне над народами и над царствами".

Позиции пророка и последних царей Иудеи по главным вопросам жизни государства все больше расходились. Правители были озабочены прежде всего выбором союзников и противников в той борьбе, которая развернулась на международной арене. Они стремились добиться независимости любой ценой. В главе, из которой взят фрагмент, пророк вспоминает о трагических судьбах последних царей Иудеи: о сыне Иошияѓу - Шаллуме (Иѓоахазе), угасшем в неволе, об Еѓоякиме, умершем в дни восстания против Вавилона, об Еѓояхине, угнанном в Вавилонию.

Царствовавшему после него Цидкияѓу в течение девяти лет удавалось сдерживать тех своих придворных и часть народа, которые стремились к немедленному восстанию. Но и он колебался. Незадолго до катастрофы он обращается к Ирмеяѓу с вопросом, возможен ли успех в борьбе с Вавилонской империей. Текст, который нам предстоит прочитать, последовательно вытекает из всех предшествовавших предупреждений пророка и наглядно отражает его позицию. Подумаем, почему пророк ничего не говорит о заботивших царя конкретных проблемах - борьбе с Ново-Вавилонским царством, союзе с Египтом и другими государствами и т.п. В чем видел пророк путь к спасению? Многое в речах пророка во дворце и в Храме сходно, но есть и различия. Попытайтесь найти их и объяснить.

1. Так сказал Г-сподь: сойди в дом царя иудейского, и изреки там слово это;

2. И скажи: выслушай слово Г-спода, царь иудейский, сидящий на престоле Давида, ты и рабы твои, и народ твой, входящие в эти ворота.

3. Так сказал Г-сподь: творите суд и справедливость и спасайте обираемого от руки притеснителя; а пришельца, сироту и вдову не обманывайте и не обирайте, и крови невинной не проливайте на месте этом.

4. Ибо, если вы действительно будете исполнять слово это, то в ворота дома этого будут входить цари, сидящие на престоле Давида, ездящие на колеснице и на конях, он, и рабы его, и народ его.

5. Если же не внемлете словам этим, то Собою клянусь, - сказал Г-сподь, - что дом этот превратится в развалины.

(1) СОЙДИ В ДОМ ЦАРЯ... Царский дворец был выстроен к югу от Храма. Может быть, Ирмеяѓу перед этим был в Храме или в другом месте Иерушалаима, расположенном выше, чем дворец. Читая следующие предложения, мы увидим, что во время своей речи пророк стоял у входа во дворец, а царь и сопровождавшие его проходили через дворцовые ворота.

(2) И РАБЫ ТВОИ - приближенные, министры.

И НАРОД ТВОЙ - все жители Иудеи, приходившие во дворец, чтобы разрешить свои споры и другие вопросы. Не только царь, но и сами тяжущиеся должны были соблюдать принципы справедливого суда.

(3) СУД И СПРАВЕДЛИВОСТЬ - два слова, тесно связанные друг с другом и поясняющие друг друга - "праведный суд".

Обратите внимание на то, что Ирмеяѓу не предлагает укрепить города и армию, хотя, казалось бы, это соответствовало бы сложному международному положению страны и заботам правителя. Пророка беспокоит другое - отношения между народом и властью. Государство, утверждает пророк, существует для того, чтобы обеспечить справедливый суд. Если этого нет, то в борьбе с грозными врагами могут не помочь и высокие стены городов, и самые могущественные союзники.

Возможно, что обращение пророка к Цидкияѓу: "Царь иудейский, сидящий на престоле Давида", - не просто принятый стиль эпохи, но желание напомнить сказанное о царе Давиде: "И вершил Давид суд и правду всему народу своему" (Шмуэлъ II, 8 15).

Текст 4
ЗЕМЛЯ ЭТА БУДЕТ ПРЕВРАЩЕНА В РАЗВАЛИНЫ И ПУСТЫНЮ

(Ирмеяѓу 25 1-14)

То, что Ирмеяѓу пытался направить усилия власти и народа на решение внутренних проблем, не означало, что он не замечал сложности международного положения Иудеи. Перед нами фрагмент, отражающий позицию пророка в вопросе об отношениях Иудеи с соседними государствами. По времени он относится к переломным 605-604 годам. Египет, пытаясь остановить продвижение Ново-Вавилонского царства, выступает на помощь разбитой Ассирии. В решающей битве при Каркемыше Нэвухаднэцар одерживает победу над армией союзников. Ирмеяѓу предвидит быстрый расцвет Ново-Вавилонского царства и объясняет значение происшедших событий.

Так как нам предстоит прочитать большой и сложный фрагмент, выделим его основные части:

вступительные слова - когда и к кому обращался пророк;

основные идеи пророческих призывов Ирмеяѓу и других пророков;

об отказе народа следовать этим призывам;

о неизбежности наказания согрешивших народов, орудием которого станет Нэвухаднэцар;

о сроке вавилонского владычества;

о грядущем падении Вавилонской державы.

Как правило, выступления пророка расположены в книге в соответствии с хронологической последовательностью, но данный фрагмент представляет собой исключение. Хотя по времени это выступление предшествует второму и третьему текстам, в книге оно помещено после них. Подумаем, чем это могло быть вызвано.

1. Слово, которое было к Ирмеяѓу обо всем народе иудейском в четвертый год Еѓоякима, сына Иѓошияу, царя иудейского, он же первый год Нэвухадрэцара, царя вавилонского,

2. Которое пророк Ирмеяѓу изрек всему народу иудейскому и всем жителям Иерушалаима, сказав:

3. С тринадцатого года Иошияѓу, сына Амона, царя иудейского, и до сего дня, вот уже двадцать три года было ко мне слово Г-спода; и говорил я вам с раннего утра, и говорил, а вы не слушали.

4. И посылал к вам Г-сподь всех рабов Своих, пророков, с раннего утра посылал, а вы не слушали и не приклонили уха своего, чтобы слушать сказанное:

5. "Отвратитесь же каждый от злого пути своего и от злых деяний своих, и живите на земле, которую Г-сподь дал вам и отцам вашим на веки вечные.

6. И не следуйте за другими богами, чтобы служить им и поклоняться им; и не гневите Меня изделием рук ваших, и не причиню вам зла.

7. Но вы не слушали Меня, - сказал Г-сподь, - гневя Меня изделием рук своих, во зло себе".

8. Поэтому так сказал Г-сподь Воинств: "За то, что не слушали вы слов Моих,

9. Вот, пошлю Я и возьму все северные племена, - сказал Г-сподь, - и Нэвухадрэцара, царя вавилонского, раба Моего, и приведу их на землю эту и на жителей ее и на все эти народы вокруг; и обреку их на истребление, и сделаю их ужасом и освистыванием и вечными развалинами.

10. И прекращу Я у них голос радости и голос веселья, ликование жениха и ликование невесты, звук жерновов и свет светильника.

11. И вся земля эта будет превращена в развалины и в пустыню, и народы эти будут служить царю вавилонскому семьдесят лет.

12 И будет, спустя семьдесят лет накажу Я царя вавилонского и тот народ, - сказал Г-сподь, - за грех их, и страну Касдим, и предам ее вечному опустошению.

13. И свершу Я над той страной все слова Мои, что изрек Я о ней, все написанное в этой книге, что пророчествовал Ирмеяѓу обо всех народах,

14. Потому что и их поработят многочисленные народы и великие цари; и воздам Я им по поступкам их и по делам рук их".

(1) ОБО ВСЕМ НАРОДЕ ИУДЕЙСКОМ - подчеркивается значение этих слов для всего еврейского народа.

В ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЕОЯКИМА - 605/4 год.

(6) ИЗДЕЛИЕМ РУК ВАШИХ - идолами, сделанными руками жителей Иудеи.

(9) ВСЕ СЕВЕРНЫЕ ПЛЕМЕНА - народы, служившие в армии Вавилона.

НА ЗЕМЛЮ ЭТУ - Иудею.

(12) НАКАЖУ Я ЦАРЯ ВАВИЛОНСКОГО - не самого Нэвухаднэцара, который умер в 562 году, а его преемников.

Ирмеяѓу выступает здесь как подлинный пророк народов. Его заботит не только судьба Иудеи, но и других стран. Он предрекает бедствия не только тем, кому суждено было стать жертвой завоеваний, но и самим завоевателям. В пояснениях к 12-му предложению отмечено, что Ирмеяѓу говорит о наказании наследников Нэвухадрэцара. Но и сам создатель империи был в определенном смысле наказан: ведь дело его жизни - строительство огромной империи - оказалось напрасным и пустым. Вскоре после его смерти она начинает клониться к упадку, чтобы уже через несколько десятилетий рухнуть под ударами персов: "Напрасно трудились народы и ради огня изводились племена" (Ирмеяѓу 51 58).

Продолжение >>

К главному меню

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5