Традиции       |   Метод. кабинет   |   Главная страница
x
x



Текст 5
ДАТЬ ВАМ БУДУЩНОСТЬ И НАДЕЖДУ

(Ирмеяѓу 29 1-11)

Эпоха вавилонского владычества в Иудее продолжалась примерно 70 лет. Первые два десятилетия, пока еще сохранялось зависимое Иудейское царство, периоды относительного спокойствия сменялись кровавыми столкновениями. Цари Иудеи Еѓояким и Цидкияѓу поднимали восстания и терпели поражения. За этим следовали жестокие кары вавилонян - избиения, казни, грабежи, плен.

Мы уже знаем об изгнании царя Еѓояхина в 597 году, когда в Вавилон были уведены 10 тысяч иудеев, цвет населения страны. Эта трагедия породила много проблем. Особенно тяжко пришлось изгнанникам. Все вокруг было чужое - страна, люди и их обычаи, власти и порядки... Как жить вне Эрец Исраэль, не имея возможности прийти в Храм, совершить освященные столетиями обряды?

Пророк остро чувствовал боль и мучения изгнанников. Стремясь помочь им в решении главных проблем: как жить на чужбине, как относиться к властям, на что надеяться, - он пишет им в 594 (593) году письмо.

И на этот раз ему пришлось вступить в спор с теми, кто предрекал скорое падение Вавилонского царства. Развенчав ложные надежды, Ирмеяѓу пытался внушить народу подлинные. В чем же пророк видел надежду и будущее?

1. А вот слова послания, которое пророк Ирмеяѓу послал из Иерушалаима старейшинам в изгнании, и коѓэнам, и пророкам, и всему народу, которых Нэвухаднэцар изгнал из Иерушалаима в Вавилон,

2. После того, как вышли из Иерушалаима царь Ехония и мать царя, и придворные сановники Иудеи и Иерушалаима, ремесленники и кузнецы,

3. Через Эласу, сына Шафана, и Гемарью, сына Хилкии, которых послал Цидкиѓя, царь иудейский, в Вавилон к Нэвухаднэцару, царю вавилонскому, сказав:

4. Так сказал Г-сподь Воинств, Б-г Исраэля, всем изгнанникам, которых Я изгнал из Иерушалаима в Вавилон:

5. Стройте дома и селитесь в них, сажайте сады и ешьте плоды их;

6. Берите жен и рожайте сыновей и дочерей, и берите жен сыновьям вашим, и дочерей своих выдавайте замуж, и пусть рожают они сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не убавляйтесь.

7. И просите мира городу, в который Я изгнал вас, и молитесь за него Г-споду, ибо при его благополучии и вы будете благополучны.

8. Ибо так сказал Г-сподь Воинств, Б-г Исраэля: пусть не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и чародеи ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся,

9. Ибо пророчествуют они вам ложь именем Моим, не посылал Я их, - сказал Г-сподь.

10. А так сказал Г-сподь: когда исполнится семьдесят лет Вавилону, вспомню Я о вас и исполню для вас доброе слово Мое о возвращении вас на это место.

11. Ибо знаю Я те помыслы, что задуманы Мною о вас, - сказал Г-сподь, - помыслы о благополучии, а не о бедствии, чтобы дать вам будущность и надежду.

(1) СТАРЕЙШИНАМ В ИЗГНАНИИ, И КОЃЭНАМ, И ПРОРОКАМ, И ВСЕМУ НАРОДУ - послание адресовано не кому-то в отдельности, а всем руководителям и всем иудеям, угнанным в Вавилон.

(2) ЕХОНИЯ - царь Еѓояхин.

РЕМЕСЛЕННИКИ И КУЗНЕЦЫ - производившие и чинившие оружие.

(3) ЧЕРЕЗ ЭЛАСУ, СЫНА ШАФАНА - Семья сановника Шафана верила пророку и поддерживала его.

Надежды на будущее - ключевые слова послания. Они были необычны в устах сурового пророка. Однако, несмотря на изменение тона и обещание перемен к лучшему, суть послания составляет суровое напоминание: скорого спасения не будет. Ирмеяѓу спорит с теми, кто призывал изгнанников продолжать борьбу, проклинать Вавилон, искать союза с врагами своего поработителя в надежде на его скорое падение. Пророк спорил и с теми, кто отговаривал изгнанников строить дома, сажать плодовые деревья, играть свадьбы, то есть устраивать свою жизнь на чужбине.

Текст 6
СТЕНЫ ВАВИЛОНА БУДУТ РАЗРУШЕНЫ

(Ирмеяѓу 51 58-61)


Фрагмент, который мы прочтем, содержит одно из последних пророчеств Ирмеяѓу, включенное в книгу. Оно посвящено Вавилону. Напомним, что Ирмеяѓу был одним из первых, кто предвидел грядущее возвышение Вавилона и его владычество над Иудеей. Он последовательно, часто вопреки мнению большинства народа и царей, призывал прекратить борьбу и покориться. Но это не значило, что пророк не замечал жестокости и деспотизма вавилонского правления, закрывал глаза на гнет и насилие, творимые над народами, на унижение и опустошение Иудеи.

В предыдущем тексте мы читали, что Ирмеяѓу советует иудейским изгнанникам "просить мира городу", имея в виду те города Вавилонии, в которых их поселили. Примерно в это же время, в 593 году, он поручает доверенному посланнику, отправлявшемуся из Иерушалаима в Вавилон, произнести именно там, в сердце империи, слова, предвещавшие ее гибель.

58. Так сказал Г-сподь Воинств: широкие стены Вавилона будут разрушены до основания, и высокие ворота его будут сожжены огнем: напрасно трудились народы и ради огня изводились племена.

59. Слово, которое пророк Ирмеяѓу заповедал Серае, сыну Нэрии, сыну Махсэи, когда тот отправился в Вавилон с Цидкияѓу, царем иудейским, в четвертый год царствования его; Серая был назначен смотрителем над подарками.

60. И описал Ирмеяѓу все то бедствие, которое постигнет Вавилон, в одной записи, все эти слова, что написаны о Вавилоне.

61. И сказал Ирмеяѓу Серае: когда придешь в Вавилон, то посмотришь и прочтешь все эти слова.

(59) СЕРАЯ - сановник царя Цидкияѓу, родственник Баруха, писца и верного помощника пророка.

(60) В ОДНОЙ ЗАПИСИ - возможные толкования:

а) учитывая опасность того, что вавилоняне узнают о документе, пророк велел не делать копий с него;

б) в короткой записи отразились все бедствия, которые принес Вавилон Иудее. (61) ПОСМОТРИШЬ И ПРОЧТЕШЬ - это указание, возможно, также связано с опасным характером поручения.

Городские стены в те времена были символом мощи и прочности государства. Нэвухаднэцар уделял много внимания укреплению стен Вавилона. Об этом мы читаем и в надписях самого властителя, и в книгах греческих историков. Остатки грандиозных оборонительных укреплений нашли археологи. Судя по дошедшим до нас источникам, Вавилон был окружен несколькими поясами крепостных стен. Ширина внешней стены равнялась приблизительно 7 метрам; на ней могли легко разъехаться две колесницы. Стены были укреплены башнями. Предполагают, что их насчитывалось более трехсот. Великолепно украшенные ворота служили не только для обороны, но и украшали столицу. Система гидротехнических сооружений позволяла затопить низменность, окружавшую Вавилон. В своей надписи Нэвухаднэцар писал: "Чтобы враг, замысливший злое, не мог бы подступить к стенам Вавилона, я окружил страну могучими водами, которые подобны вздувшимся волнам. Переход через них подобен переходу через великое, соленой воды, море".

И все же, несмотря на всю эту мощь и великолепие, Ирмеяѓу не сомневается в гибели империи. Предрекая падение огромного государства, пророк говорил о неизбежности гибели державы, основанной на жестокости и насилии. Он верил в грядущую справедливость и воспринимал гибель языческой империи как наказание за ее преступления, за все, что она совершила в Иерушалаиме, в Иудее и в других покоренных ею странах.

Текст 7
ПОСЛЕДНЯЯ ГЛАВА

(Ирмеяѓу 52 1-30)

После поражения восстания царя Еѓоякима и изгнания в 597 году Еѓояхина в Иудее на несколько лет установилось спокойствие. Страной правил Цидкияѓу, возведенный на престол Нэвухаднэцаром, и хранивший верность вавилонянам. Но среди сановников, служителей Храма и народа оставалось еще много сторонников борьбы с Вавилоном. Им противостоял Ирмеяѓу, убеждавший народ в опасности и бессмысленности сопротивления.

В 591 году Египет возобновляет военные действия в близких к Иудее странах. Цидкияѓу, очевидно, под давлением своих приближенных и в надежде на поддержку фараона, решается на новую войну. Заключив союз с правителями Эдома, Моава, Аммона и финикийских городов, он выступает против Вавилонской империи.

В книге Ирмеяѓу рассказывается о нескольких попытках пророка изменить ход событий. Но, несмотря на содействие некоторых сановников, ему не удалось добиться своей цели. Более того, несколько раз пророка бросали в темницу, обвиняя в предательстве.

В 588 году Нэвухаднэцар выступил на подавление восстания. Его войска захватили и разрушили один за другим укрепленные города Иудеи и подступили к Иерушалаиму. Об этом рассказывает последняя глава Книги Ирмеяѓу. В отличие от остальных, она не содержит пророчеств, в ней дано лишь описание событий. Подумаем, чем можно объяснить включение этой главы в книгу пророка.

1. Двадцать один год было Цидкияѓу, когда он стал царем, и царствовал он в Иерушалаиме одиннадцать лет. А имя матери его Хамуталь, дочь Ирмеяѓу из Ливны.

2. И делал он то, что было злом в очах Г-сподних, подобно всему тому, что делал Еѓояким;

3. Поэтому из-за гнева Г-спода пришло это на Иерушалаим и Иудею, так что отринул Он их от лица Своего. И восстал Цидкияѓу против царя вавилонского.

4. И было, в девятый год царствования его, в десятый месяц, в десятый день месяца, Нэвухадрэцар, царь вавилонский, со всем войском своим пошел на Иерушалаим; и расположились они станом против него, и построили вокруг него осадную стену.

5. И был город в осаде до одиннадцатого года царя Цидкияѓу.

6. В четвертый месяц, в девятый день месяца, голод в городе усилился и не стало хлеба для народа страны.

7. И проломлен был город, и все воины разбежались, и вышли ночью из города через ворота между двумя стенами, что у царского сада; и пошли они через Араву, в то время как касдим окружили город.

8. И погнались воины касдимские за царем, и настигли Цидкияѓу на равнине Иерихонской, и все воины его разбежались от него.

9. И поймали царя, и отвели его к царю вавилонскому в Ривлу, в страну Хамат, где вынесли ему приговор.

10. И зарезал царь вавилонский сыновей Цидкияѓу у него на глазах, и зарезал он в Ривле всех сановников иудейских.

11. А Цидкияѓу он ослепил и заковал его в медные оковы; и увел его царь вавилонский в Вавилон, и посадил его в тюрьму до дня смерти его.

12. А в пятый месяц, в десятый день месяца, -это был девятнадцатый год царя Нэвухадрэцара, царя вавилонского, - пришел Нэвузарадан, начальник телохранителей, состоявший на службе у царя Вавилонского, в Иерушалаим.

13. И сжег он дом Г-спода, и дом царский, и все дома Иерушалаима: все дома знатных сжег он огнем.

14. И все войско касдим, что было с начальником телохранителей, разрушило все крепостные стены вокруг Иерушалаима.

15. Нэвузарадан, начальник телохранителей, изгнал часть бедного люда и прочего народа, что оставались в городе, и переметнувшихся к царю вавилонскому, и оставшийся народ.

16. Но оставил Нэвузарадан, начальник телохранителей, некоторых из бедного люда страны, чтобы были они виноградарями и землепашцами.

17. А медные столбы, что у дома Г-спода, и подставки, и море медное, которое в доме Г-спода, касдим изломали и всю медь их унесли в Вавилон.

18. И котлы, и лопатки, и ножи, и кропильные чаши, и ложки, и всю медную утварь, которая употреблялась при служении, они забрали.

19. И блюда, и совки, и кропильные чаши, и котлы, и светильники, и ложки, и кружки - как золотое, так и серебряное - забрал начальник телохранителей.

20. Оба столба, одно море и двенадцать медных быков, что возле подставок, которых сделал Шломо для дома Г-спода, - меры весов недостало исчислить меди во всех этих вещах.

21. А столбы эти были каждый высотой в восемнадцать локтей и шнурок в двенадцать локтей охватывал его, а толщина его, полого, - четыре пальца.

22. И венец на нем медный, а высота одного венца пять локтей, и на венце вокруг решетка с гранатами - все из меди. И то же самое на другом столбе с гранатами.

23. И было снаружи девяносто шесть гранатов, а всех гранатов на решетке кругом было сто.

24. И взял начальник телохранителей первосвященника Сераю и Цфанию, второго коѓэна и трех стражей входа;

25. А из города взял он одного сановника, который был начальником над воинами, и семь человек, предстоявших лицу царя, которые были в городе, и писца военачальника, вербовавшего народ страны, и шестьдесят человек из народа страны, находившихся в городе.

26. И взял их Нэвузарадан, начальник телохранителей, и отвел их к царю вавилонскому в Ривлу.

27. И перебил их царь вавилонский, и умертвил их в Ривле, в стране Хамат. И ушли иудеи в изгнание с земли своей.

28. Вот люди, которых изгнал Нэвухадрэцар: в седьмой год три тысячи двадцать три иудея;

29. В восемнадцатый год Нэвухадрэцара - восемьсот тридцать две души из Иерушалаима;

30. В двадцать третий год Нэвухадрэцара Нэвузарадан, начальник телохранителей, изгнал иудеев семьсот сорок пять душ; всего четыре тысячи шестьсот душ.

(1) ДВАДЦАТЬ ОДИН ГОД БЫЛО ЦИДКИЯЃУ - царь Цидкияѓу царствовал в 597-586 гг. ЛИВНА - один из укрепленных городов Иудеи в 15 км к востоку от города Лахиша.

(2) И СДЕЛАЛ ОН ТО, ЧТО БЫЛО ЗЛОМ - в книге Диврей ѓа-Ямим об этом говорится более подробно. Цидкияѓу укоряют не только в том, что он восстал против Вавилона. При нем сановники и некоторые священники отступали от традиционных законоположений, насмехались над пророками. Сам Цидкияѓу далеко не всегда прислушивался к советам Ирмеяѓу (Диврей ѓа-Ямим II, 36 12-16).

(3) ПРИШЛО ЭТО - бедствие. Не говорится, какое именно. Возможные комментарии:

а) одно из бедствий, обрушившихся на народ до восстания Цидкияѓу;

б) решение Цидкияѓу поднять восстание;

в) само восстание и последовавшая за ним катастрофа.

(4) В ДЕВЯТЫЙ ГОД ЦАРСТВОВАНИЯ ЕГО, В ДЕСЯТЫЙ МЕСЯЦ, В ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА - 10 тэвэта 588 года.

НЭВУХАДРЭЦАР - Ставка царя, очевидно, была в городе Ривла.

(5) ДО ОДИННАДЦАТОГО ГОДА ЦАРЯ ЦИДКИЯЃУ - до 586 года. Таким образом, осада длилась около 19 месяцев - последние три месяца 9-го года правления Цидкияѓу, 10-й год и первые четыре месяца 11-го года.

(16) В ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ, В ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА - 9 тамуза.

(7) ПРОЛОМЛЕН БЫЛ ГОРОД - проломлена была стена Иерушалаима.

(9) В РИВЛУ, В СТРАНУ ХАМАТ - город на севере Ливанской долины, располагавшийся на главной военной дороге, где обычно находилась главная ставка войск завоевателей (Ассирии, Египта, Вавилона).

(12) А В ПЯТЫЙ МЕСЯЦ, В ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА - 10 ава 586 года. В Книге Млахим (//, 25 8) записано, что Храм и царский дворец были сожжены 7 ава. Возможно, что 7 ава вавилоняне ворвались в Храм, а к 10 ава Храм, дворец царя и другие дворцы Иерушалаима были сожжены.

(18) И КОТЛЫ... - предметы, принадлежавшие Храму, необходимые для храмовой службы

(20) ОБА СТОЛБА - Перед входом в основное здание Храма стояли две великолепные медные колонны "Яхин" и "Боаз".

...ОДНО МОРЕ И ДВЕНАДЦАТЬ МЕДНЫХ БЫКОВ - "Медное море" - большой медный бассейн, служивший для омовения коѓэнов. Он покоился на двенадцати медных быках и находился во дворе Храма.

(21) А ТОЛЩИНА ЕГО - стен. ПОЛОГО - внутри.

Иерушалаим разрушен, Храм сожжен.

Цидкияѓу ослеплен и угнан в плен. В изгнание отправилась и значительная часть населен Иудеи. Иудейское царство перестало существовать. Но еще уцелели некоторые провинциальные города, крестьяне продолжали обрабатывать свои поля и виноградники. Н остатком еврейского населения Иудеи вавилоняне поставили наместника - Гедалию сын Ахикама. Его двор находился в Мицпэ, одном из уцелевших городов на границе с наделом Эфраима. Гедалия пытался наладить жизнь в опустошенной стране. Это была последи возможность сохранить хоть какую-то автономию. Но через два месяца наместник был убит одним из членов царской семьи. Страшась новых гонений со стороны вавилонян, многие оставшихся иудеев бежали в Египет. Так были уничтожены последние остатки еврейского самоуправления в Иудее.

Бежавшие в Египет увели с собой и престарелого пророка Ирмеяѓу. Там, в Египте, в 80 годы 6 века он умирает. Но его речи и письма бережно хранятся. Из них составляют, сборники, на основе которых сложилась включенная в Танах Книга Ирмеяѓу. Все больше иудеев начинает понимать, насколько прав он был. Теперь они находят в его словах объяснения постигших их бедствий и черпают надежду на будущее возвращение.

Тем временем обезлюдевшая Иудея и ее разрушенные города приходят в запустение, отличие от территории Израильского царства, сюда не были пригнаны поселенцы из других стран. Разруха и запустение царили здесь вплоть до возвращения иудеев из вавилонского пленения.

ИУДЕЙСКИЕ ИЗГНАННИКИ В ВАВИЛОНЕ

(Из Книги Ехэзкэля)

В то время как среди иудейских изгнанников в Вавилоне распространялось послание Ирмеяѓу, там прозвучал голос другого великого пророка - Ехэзкэля. В Вавилонии он оказался вместе с тысячами иудеев, изгнанных в 597 году вместе с царем Еѓояхином. Мудрецы считают, что начало пророческой деятельности Ехэзкэля относится еще ко времени, предшествующему его пленению, когда он жил в Иерушалаиме и, будучи по рождению коѓэном, служил в Храме. Ехэзкэль пользовался большим авторитетом среди изгнанников; старейшины приходили к нему за советом.

Стиль Книги Ехэзкэля свидетельствует о незаурядном поэтическом даре и огромной силе слова пророка. Он переживал пророческие видения и совершал символические действия, с помощью которых пытался передать современникам смысл увиденного. Так как пророк жил в Вавилоне и сам прошел путь изгнанников из Иерушалаима до Вавилона, он хорошо знал и глубоко чувствовал боль и тревогу пленников, что отразилось в его пророчествах. Книгу Ехэзкэля отличает четкий порядок изложения: большинство его пророчеств расположены в хронологической последовательности и начинаются с указания даты. Первые страницы его книги относятся к шестому году до разрушения Храма, а последние - к шестнадцатому году после катастрофы. Пророчества Ехэзкэля позднее были собраны в Иерушалаиме мудрецами, входившими в Великое собрание (Кнесет гдола), и включены в Танах, в Книгу пророков (Невиим), где она расположена вслед за Книгой Ирмеяѓу.

Текст 8
СРЕДИ ИЗГНАННИКОВ

(Ехэзкэль 1 1-3)


Как и Книга Ирмеяѓу и некоторые другие пророческие книги, Книга Ехэзкэля открываете строками, рассказывающими о самом пророке, о его происхождении, о времени и мест пророческой деятельности. Фрагмент этот особенно важен, так как далее в книге пророк почт не говорит о себе.

1. И было: в тридцатый год, в пятый день четвертого месяца, - и я среди изгнанников при реке Кевар, - открылись небеса, и увидел видения Б-жьи.

2. В пятый день того месяца, он же пятый год изгнания царя Еѓояхина,

3. Было слово Г-спода к Ехэзкэлю, сыну Бузи, священника, в земле Касдим, на реке Кевар, и была на нем там рука Г-спода.

(1) В ТРИДЦАТЫЙ ГОД - Мы не знаем, от какого момента отсчитывались годы, - возможно, от юбилейных лет, а возможно, от года, когда в Храме в дни царя Иошияѓу была найдена Тора.

В ПЯТЫЙ ДЕНЬ ЧЕТВЕРТОГО МЕСЯЦА - 5 тамуза. Обычно уточнение даты связано каким-либо важным событием. В Книге Ирмеяѓу рассказывается, что в это время Цидкияѓу ведет переговоры с Вавилоном, куда отправляется сам царь или его посланник. Эти переговоры предшествовали восстанию. Еще жива была надежда на сохранение Иерушалаима и автономию Иудеи. Возможно, что указанная здесь дата связана с этим событием.

ПРИ РЕКЕ КЕВАР - Кевар - большой канал, отходящий от русла реки Евфрат. На его берегах располагался город Ниппур. Археологи нашли в развалинах города множество вавилонских документов эпохи Шиват Цион. В них упоминаются десятки еврейских имен. В окрестностях Ниппура существовали поселения, называвшиеся по именам их еврейских владельцев. Это свидетельствует о том, что здесь были расселены иудейские изгнанники.

(2) ПЯТЫЙ ГОД ИЗГНАНИЯ ЦАРЯ ЕЃОЯХИНА - 592 год.

Изгнанники из Иудеи были поселены вавилонянами в Центральном и Южном Междуречье не случайно. Некогда это был цветущий край, игравший важную роль в торговых связях. Но он особенно пострадал в войнах с Ассирией. Об этом говорят названия поселений, часто содержащие слово "тель", то есть "холм", в частности холм, возникший на руинах: Тель-Авив (Холм потопа), Тель-Мэлах (Соленый холм), Тель-Хараса (Холм глиняных черепков).

Иудеи получили земельные наделы и могли, как и на родине, заниматься земледелием. Вавилон, как и Иудея, был сельскохозяйственной страной, но условия земледелия здесь существенно отличались от тех, к которым привыкли иудеи. Оно основывалось на искусственном орошении с помощью системы каналов, питавшихся водами рек Тигр и Евфрат.

В Вавилоне процветала и торговля. Со временем часть иудеев, очевидно, включилась и в это занятие.

Пленники сумели сохранить некоторые прежние порядки и формы организации жизни. Они бережно хранили семейные связи, во главе местных общин стояли "старейшины изгнания". Высок был авторитет царя Еѓояхина и его семьи. Как и в Иудее, духовными вождями народа выступали пророки и среди них - Ехэзкэль.

Текст 9
...ПУТИ ИХ НА ГОЛОВЫ ИХ ОБРАТИЛ

(Ехэзкэлъ 22 23-31)


Пока существовало Иудейское царство, живы были надежды изгнанников на скорое освобождение. С тревогой следили они за всем происходящим в Иудее. Особенно волновала их судьба Иерушалаима и государства. Не случайно многие речи Ехэзкэля обращены к евреям Иудеи. Глава, фрагменты которой мы прочитаем, содержит речь пророка, относящуюся к седьмому - восьмому году изгнания Еѓояхина (590-589). Пророк обращается к евреям Иудеи с предостережением о надвигающемся бедствии. Его слова напомнят вам предостережения Ирмеяѓу. Полезно сравнить их, отметив сходство и различие в речах пророков в том, как они объясняют причины бедствий.

23. И было слово Г-спода ко мне сказано:

24. Человек! Скажи ей: "Ты - земля не очищенная, не орошаемая дождем в день гнева".

25. Заговор пророков ее средь нее - как лев рыкающий, терзающий добычу; душу они пожирали, сокровища и драгоценности забирали, вдов ее умножали среди нее.

26. Коэны ее нарушают Тору Мою и оскверняли святыни Мои, меж святым и обыденным не делали различия, и меж нечистым и чистым не указывали, и от суббот Моих отвратили глаза свои, и Я подвергался осквернению среди них.

27. Правители ее внутри нее, подобно волкам, терзают добычу, (дабы) пролить кровь, погубить души, чтобы насытить корысть свою.

28. А пророки ее обмазывают для них негодной замазкой, прорицают пустое и ворожат им ложное, говорят: "Так сказал Г-сподь Б-г", а Б-г не говорил.

29. Народ этой земли притесняли притеснением и грабили грабежом, а бедного и нищего обманывали и пришельца притесняли незаконно.

30. И Я искал среди них человека, огражденного оградой и стоящего в проломе предо Мной, - за эту землю, чтобы Я не погубил ее, но Я не нашел.

31. И излил Я на них гнев Мой, в ярости Моей истребил их, пути их на головы их обратил, -слово Г-спода Б-га!

(24) СКАЖИ ЕЙ - Ехэзкэль обращается к земле Эрец Исраэль. Его слова отражают отношение иудеев к своей стране и к ее земле. Другое толкование: слова "скажи ей" относятся к Иерушалаиму (на иврите названия городов - женского рода).

ЗЕМЛЯ НЕОЧИЩЕННАЯ - Речь идет не только о борьбе против загрязнении почвы и воздуха, но и о более глубоких причинах подобных явлений: о поведении людей, об их отношении к природе и друг к другу.

НЕ ОРОШАЕМАЯ В ДЕНЬ ГНЕВА - В результате проступков и преступлений людей, утверждает пророк, нарушается нормальный ход природных явлений, в частности прекращаются дожди. Сельское хозяйство Иудеи полностью зависело от дождей, служивших основным источником воды.

(25) ЗАГОВОР ПРОРОКОВ - Предполагают, что имеются в виду люди, обладающие властью, т.е. верхушка общества, правители и знать.

(26) КОЃЭНЫ ЕЕ НАРУШАЮТ ТОРУ - Коѓэны должны были не только сами соблюдать заповеди, но и обучать этому народ.

(28) А ПРОРОКИ - очевидно, лжепророки, которые льстили народу, умалчивая о его недостатках, и не предупреждали о грозящих опасностях.

ОБМАЗЫВАЮТ НЕГОДНОЙ ЗАМАЗКОЙ - это выражение вошло в язык как поговорка, означающая "говорить несуразное", "строить негодное".

(29) НАРОД ЭТОЙ ЗЕМЛИ ПРИТЕСНЯЛИ - возможные толкования:

а) перечисленные ранее слои населения притесняли народ;

б) "народ земли" притеснял и эксплуатировал других, то есть в хозяйственных отношениях друг с другом люди не соблюдали законы и обычаи.

(30) И Я ИСКАЛ СРЕДИ НИХ ЧЕЛОВЕКА... - т.е. пророка, подобного Моше, о котором в Торе написано, что в минуту гнева Б-га Моше заступался за народ, как бы "прикрывая собою пролом". Об этом можно прочитать в книге Шмот 32 11-12.

Ехэзкэль, подобно пророку Ирмеяѓу, выступал против нравственного падения народа. Обман и угнетение слабых, говорил он, - это не частное дело, а преступления, которые угрожают гибелью всему государству. Мы уже знаем, что Ирмеяѓу обращался с подобным предостережением и к народу, и к царю Иудеи. Ехэзкэль обвиняет прежде всего тех, кто обладал властью и авторитетом, - коѓэнов, знать и пророков. Некоторые из них не только не стремились направить народ на правильный путь, но и сами погрязли в стяжательстве, лжи, угнетали бедных. Все это, по словам пророка, привело к бедствиям, которые обрушились на народ и землю Израиля.

Продолжение >>

К главному меню

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5