Текст
10
И ДАМ ВАМ ЗЕМЛЮ ИСРАЭЛЯ
(Ехэзкэль 11 14-20)
Сложные вопросы, вставшие перед иудейскими
изгнанниками, можно поделить на две взаимосвязанные группы: первая -
как выжить в новых условиях (где жить, чем заниматься как обеспечить
необходимым семью) и вторая - как сохранить себя в качестве народа (свою
культуру, религию, обычаи). В послании Ирмеяѓу изгнанникам (текст 5)
мы читали о советах пророка в отношении первой группы вопросов. Текст,
с которым нам предстоит познакомиться, посвящен вопросам второй группы.
Отношение к далекой Земле Израиля, к вере отцов - вот вопросы, волнующие
пророка.
Особая опасность в новой ситуации состояла
в том, что иудеи оказались на положении зависимого и слабого меньшинства
в недрах мощной языческой культуры. Эта культура восходила корнями к
глубокой древности и существовала уже четыре тысячелетия. Столь долгая
история сама по себе свидетельствует о ее устойчивости и привлекательности,
способности приспосабливаться к меняющимся условиям и адаптировать чуждые
влияния. О том же говорят и достижения этой культуры в письменности
и литературе, науке и искусстве, оказавшие большое влияние на культурное
развитие всего Средиземноморья. Фундамент культуры Вавилона образовывали
сложные религиозные представления, вера во множество богов, управляющих
миром. Большим влиянием пользовались величественные и богатые храмы
и жречество.
Неудивительно, что среди иудеев могли
появиться люди, сомневающиеся в возможности сохранить в изгнании свою
культуру и религию. Подобные сомнения и споры отразил следующий текст.
Прочитаем его и подумаем, как эти споры связаны с взаимоотношениями
между еврейской общиной Иудеи и евреями Вавилона.
14. И было слово Г-спода ко мне
сказано:
15. Человек! Братьям твоим, братьям
твоим единокровным и всему дому Исраэля, всем им, кому говорят обитатели
Иерушалаима: "Отдалитесь от Г-спода Нам она отдана, эта земля, во владение",
16. На это скажи: так сказал Г-сподь
Б-г: хотя я удалил их к народам и рассеял их по странам, но Я стал для
них святилищем малым в странах, куда пришли они.
17. Поэтому скажи: так сказал Г-сподь
Б-г: и созову Я вас из народов, и соберу Я вас из стран, в которых были
рассеяны вы, и дам вам землю Исраэля.
18. И придут туда, и удалят из нее
все мерзости и все гнусности ее.
19. И дам Я им сердце одно, и дух
новый Я вложу в вас; и извлеку Я из плоти их сердце каменное, и дам
Я им сердце из плоти -
20. Чтобы заповедям Моим они следовали,
и уставы Мои соблюдали и выполняли их; и будут Моим народом", а Я буду
их Б-гом.
(15) БРАТЬЯМ ТВОИМ ЕДИНОКРОВНЫМ - словом
"единокровным" переведено выражение "аншей гэулатэха", прямой
смысл которого - "люди твоего избавления" (из плена). Возможные толкования:
а) родственники, обязанные выкупить
того, кто попал в рабство к иноземцу.
б) иудеи, уведенные в плен.
ОТДАЛИТЕСЬ ОТ Г-СПОДА - здесь - повеление
или совет. Но некоторые комментаторы читают слою "рахаку" не
как "отдалитесь", а как "отдалились". И тогда это не повеление, а укор
изгнанникам, объясняющий, на чем жители Иерушалаима могли основывать
свое исключительное право на Землю Израиля.
(16) Я СТАЛ ДЛЯ НИХ СВЯТИЛИЩЕМ МАЛЫМ
- Предполагают, что "святилище малое" - это общинные центры, служившие
местом собраний изгнанников для изучения Торы, молитв и других общественных
дел. Впоследствии они получили название "синагога" (греческое слово,
означающее "собрание").
(18) И ПРИДУТ ТУДА, И УДАЛЯТ ИЗ НЕЕ
ВСЕ МЕРЗОСТИ - Иудея будет очищена от идолопоклонства. Эту задачу выполнят
возвратившиеся из вавилонского изгнания.
(19) И ДАМ Я ИМ СЕРДЦЕ ОДНО - Возможны
разные толкования. Первое: вернувшиеся с чужбины евреи особенно остро
будут чувствовать и осознавать свое единство. Второе: этому они научатся
в изгнании, т.е. научатся более глубоко ощущать свою связь друг с другом.
О времени этого пророчества спорят.
Для пророческих речей Ехэзкэля, произнесенных до осады Иерушалаима в
588-586 годах, характерна суровость тона. Пророк обличает иудеев и предупреждает
о грядущих бедствиях и разрушениях. После трагедии тон меняется: теперь
пророк утешает и предсказывает возрождение народа. Данный фрагмент,
вероятно, относится ко времени, предшествующему катастрофе, хотя это
одно из первых пророчеств, содержащих утешение и надежду на возвращение.
Он отражает уверенность пророка в возможности
сохранения изгнанниками убеждений и духовных ценностей своего народа.
Изгнанники не могли не ощущать ущербность и неполноту жизни на чужбине,
вдали от своей земли, Иерушалаима и Храма. Мы помним, что в десятилетия,
предшествовавшие катастрофе, Иерусалимский Храм занял особенно важное
место в национальной жизни евреев. Частичным решением проблемы стало
возникновение множества синагог - новых центров еврейской общины.
Изгнанники продолжали верить в грядущее
избавление и возвращение на родину. Оказавшись в эпицентре языческого
мира, иудеи не только не отказались от веры отцов, столь не похожей
на ту, которой придерживались их поработители, но еще более укрепились
в своей вере. С этого времени из еврейской среды раз и навсегда исчезают
признаки поклонения идолам, языческие обычаи и обряды.
Текст
11
ОТЦЫ ЕЛИ НЕЗРЕЛЫЙ ПЛОД, А У СЫНОВЕЙ
ОСКОМИНА
(Ехэзкэль 18 1-3,
14-18)
Этот фрагмент относится к 588 году
- девятому году изгнания. С тревогой следили евреи из Вавилона за происходящим
на родине. Восстание царя Цидкияѓу привело к новому нашествию врагов.
Все более очевидной становилась угроза гибели Иудеи. Вопрос, который
не мог не волновать иудеев, - "за что"? За что на их поколение обрушились
столь тяжкие беды и утраты? Пророки учили, что причины следует искать
в собственном поведении, в отношениях между людьми, в нарушении норм
морали. Но еще были живы старики, помнившие царя Менаше, в чье правление,
как считалось, были особенно распространены отступления от традиционных
норм. В то же время в стране царило спокойствие и благополучие, тогда
как последовавшее за этим царствование Иошияѓу, боровшегося за чистоту
веры, завершилось гибелью царя и потерей независимости.
У нового поколения, жившего в эпоху
упадка и изгнаний, могло сложиться впечатление, что влияние прошлого
на современность настолько велико, что нет возможности изменить ход
событий. Это, в свою очередь, способно было привести к отчаянию, к мысли,
что своим поведением человек не в состоянии повлиять на судьбу.
В тексте, который мы прочитаем, пророк
пытается помочь найти правильный ответ на вопрос об ответственности
поколений. Мы познакомимся с начальными и завершающими стихами фрагмента.
1. И было слово Г-спода ко мне сказано:
2. Что с вами? Вы рассказываете
притчу эту в земле Исраэля, говоря: "Отцы ели незрелый плод, а у сыновей
оскомина".
3. Жив Я - слово Г-спода Б-га! -
не будет у вас впредь употребляться притча эта в Исраэле.
14. Но вот, родил он сына, и тот
увидел все грехи отца своего, которые совершал он, и видел, и не совершал
подобного:
15. На горах не ел и глаз своих
не обращал к идолам дома Исраэля, жену ближнего своего не осквернял.
16. И человека не обманывал, залога
не брал и грабежом не занимался, хлеб свой отдавал голодному и нагого
покрывал одеждой.
17. На бедного не налагал руки своей,
лихвы и процентов не брал, законы Мои исполнял, заповедям Моим следовал
- он не умрет за беззакония отца своего, он будет жив!
18. Отец его, так как притеснением
притеснял, грабежом грабил брата, и так как недоброе творил средь народа
своего, - вот он умирает за беззаконие свое!
(6) ОТЦЫ ЕЛИ НЕЗРЕЛЫЙ ПЛОД... - Поговорка
эта приводится и в книге Ирмеяѓу; очевидно, она была достаточно популярна
в то время.
(14) НО ВОТ, РОДИЛ ОН СЫНА. - Речь
идет о человеке, нарушавшем законы, обманывавшем бедняков, грабителе,
поклонявшемся идолам. Сын же его не последовал за отцом в его преступлениях,
а пошел по верному пути.
(15) НА ГОРАХ НЕ ЕЛ - ритуальная трапеза
- языческий обряд, распространенный в то время.
Ехэзкэль, как и пророк Ирмеяѓу, не
мог предотвратить трагедию. Теперь и тот и другой стремятся помочь народу
пережить страшное время, осмыслить происходящее, извлечь уроки из прошлого.
В этом фрагменте нет пророческих видений, но есть отражение сложившейся
ситуации. Пророк помогает преодолеть отчаяние. Дети не должны нести
ответственность за грехи отцов. Взаимосвязь поколений проявляется не
только в том, что деяния одного сказываются на судьбе другого, но и
в том, что новое поколение в состоянии исправить ошибки минувшего. Осознать
это было особенно важно в то время, когда рушилась основа жизни народа
и казалось, что нет надежды на лучшее будущее.
Текст
12
И ОНИ ОЖИЛИ...
(Ехэзкэль 37 1-14)
Разрушение Иерушалаима, гибель государства
и уничтожение Храма не могли не вызвать отчаяние и упадок духа среди
иудеев. Изгнание длилось уже двенадцать лет. Казалось, последние надежды
на возвращение погибли в огне пожарищ Иерушалаима. В то время, в обстановке
безнадежности и отчаяния, Ехэзкэль рассказывает о видении, которое говорит
о возможности возрождения.
1. Была на мне рука Г-спода, и увлек
меня духом Г-сподь, и опустил меня среди долины, и она - полна костей.
2. И Он провел меня над ними, вокруг,
и вот - многочисленны весьма на поверхности долины, и вот - иссохшие
весьма
3. И сказал Он мне: человек! Оживут
ли кости эти? И сказал я: "Г-сподь Б-г, Ты знаешь".
4. И сказал Он мне: пророчествуй
о костях этих и скажешь им: кости иссохшие, слушайте слово Г-спода!
5. Так сказал Г-сподь Б-г костям
этим: вот Я ввожу в вас дыхание - и оживете.
6. И дам вам жилы, и взращу на вас
плоть, и покрою вас кожей, и введу в вас дыхание, и оживете и узнаете,
что Я - Г-сподь.
7. И пророчествовал я, как повелено
было мне. И раздался звук, когда пророчествовал я, и вот - шум: и сблизились
кости - кость к кости ее.
8. И видел я: и вот на них жилы,
и плоть поднялась, и покрыла их кожа сверху; но дыхания нет в них.
9. Но Он сказал мне: пророчествуй
дыханию, пророчествуй, человек, и скажешь дыханию: так сказал Г-сподь
Б-г: от четырех ветров приди, дыхание, и дохни на убитых этих, и оживут
они.
10. И пророчествовал я, как повелел
Он мне, и вошло в них дыхание, и они ожили, и встали на ноги свои -
полчище великое, весьма и весьма
11. И Он сказал мне: человек! Кости
эти - весь дом Исраэля. Вот говорят: "Иссохли кости наши, и исчезла
надежда наша, покончено с нами".
12. Посему пророчествуй и скажешь
им: так сказал Г-:подь Б-г: вот Я открываю погребения ваши, и подниму
Я вас из погребений ваших, народ Мой, и приведу вас в землю Исраэля.
13. И узнаете, что Я - Г-сподь,
когда открою Я погребения ваши, народ Мой, и когда подниму вас из погребений
ваших.
14. И вложу дух Мой в вас - и оживете.
И дам вам покой на земле вашей, и узнаете, что Я, Г-сподь: сказал и
сделаю, - слово Г-спода Б-га.
(1) И ОПУСТИЛ МЕНЯ СРЕДИ ДОЛИНЫ...
- Мудрецы расходятся в толковании этих слов: одни считают, что пророк
рассказал о том, что происходило на самом деле; другие - считают это
притчей; третьи - пророческим видением.
(3) ОЖИВУТ ЛИ КОСТИ ЭТИ? - По законам
природы это невозможно. Ехэзкэль не дает прямого ответа ("Нет"), но
говорит: ТЫ ЗНАЕШЬ. В этих словах можно увидеть и преклонение перед
всемогуществом Б-га, и, может быть, затаенную надежду.
(9) ОТ ЧЕТЫРЕХ ВЕТРОВ ПРИДИ - с четырех
сторон.
(11) ВЕСЬ ДОМ ИСРАЭЛЯ - Возможно, имеются
в виду иудейские изгнанники (как в предложении 15 из 11 главы), но не
исключено, что имеются в виду все евреи - жившие ранее, живущие сейчас
и те, кто будут жить.
ИССОХЛИ КОСТИ НАШИ - слова, отразившие
отчаяние евреев после гибели Храма, разрушения Иерушалаима, потери независимости
и изгнаний.
(12) ОТКРЫВАЮ ПОГРЕБЕНИЯ - В начале
рассказа говорилось о беспорядочно разбросанных костях. Возможно, что
под "погребениями" имелась в виду жизнь иудеев в изгнании,
галут.
Велико было горе народа, сказавшего
о себе, что надежды на жизнь нет. Поэтому явилось пророку это удивительное
видение долины иссохших костей, возрождающихся к жизни, чтобы укрепить
дух отчаявшихся, чтобы вселить в них веру в возможность спасения.
Вновь, как и в предыдущем тексте, в
основе пророческого видения - поговорка, бытовавшая в то время и отразившая
настроение изгнанников. В притче говорится о рассеянных в беспорядке
костях, но затем речь идет уже о захоронениях. Это несоответствие можно
объяснить переходом от фантастических образов притчи к их истолкованию,
от аллегории - к реальности.
С уничтожением Храма исчезла возможность
приносить жертвоприношения, которые были важной частью религиозной жизни
евреев, как и других народов в то время (у всех соседних народов были
свои храмовые центры). Потеря подобного центра приводила тогда к исчезновению
народа. Тяжело пережив гибель Иерушалаима, изгнанники (а после поражения
Цидкияѓу в изгнание были угнаны новые тысячи иудеев) продолжали, насколько
это было возможно, строить свою жизнь на основе своих законов и обычаев.
Не ослабла и любовь евреев к своей земле, их стремление возвратиться
в нее. С годами, под влиянием слов пророков Ирмеяѓу и Ехэзкэля, они
обосновались на чужбине, выстроили дома, насадили виноградники и сады,
вырастили детей. Но все эти годы они ждали часа, когда можно будет вернуться
в Эрэц Исраэль.
Вспоминая свою жизнь в Иудее и соблюдая
традиционные праздники, евреи в то же время начинают отмечать и новые
даты, устанавливать новые обычаи. Так были установлены посты в память
о днях разрушения Храма и Иерушалаима, дни собрания для молитв, составлены
ежедневные молитвы, обращенные к Иерушалаиму. Определено было точное
время соблюдения Субботы и праздников, которые можно было отмечать вдали
от Страны Израиля.
Евреи не смешались с окружавшими их
народами. Но это не значит, что они ничему не учились у них, - учились
и многое с пользой для себя переняли: например, более удобный шрифт
письма (арамейский), названия месяцев, которыми мы пользуемся до сих
пор.
Можно предположить, что и другие народы
переняли многое у евреев. В своеобразной форме, по-своему, но вошел
в жизнь обычай выделять один - не рабочий - день недели. Большое впечатление
на местное население должно было произвести уважительное отношение к
женщине, постоянное стремление к учебе и трепетное отношение к книге.
ПАДЕНИЕ
ВАВИЛОНА. ЦАРЬ ПЕРСОВ КОРЭШ
(Из Книги Ешаяѓу)
Еще не истекли семь десятилетий изгнания,
предсказанных Ирмеяѓу, как у евреев появилась надежда на освобождение.
К границам Вавилонии подступили армии Персидской державы.
Племена персов населяли Аншан - одну
из областей Ирана. В борьбе с Ассирией и Мидией возникло и окрепло государство
персов, основателем которого считают царя Кира Второго. Историки считают,
что он же - Корэш, о котором рассказывается в еврейских книгах. О его
детстве и деяниях повествует и греческий историк Геродот. Чувствуется,
что быстрое возвышение Корэша и его империи произвело большое впечатление
на современников.
По разным источникам можно проследить
этапы его завоеваний. Вавилонская хроника рассказывает о победах Корэша
над Мидией. Его войска захватили столицу Мидийского царства Экбатаны.
Сокровища столицы были разграблены и унесены в Аншан. Мидия была присоединена
к Персидскому государству. Вслед за этим были завоеваны Армения, Каппадокия
и Лидия (547-546 годы). После завоевания Мидии царь персов смог направить
свои возросшие армии на Вавилон. Теперь ему ничто не угрожало ни с севера,
ни с востока.
Момент для атаки на огромную империю
был удобный. Вавилон переживал смутные времена. Царь Вавилона Набунаид
(556-539) много внимания уделял преобразованиям в религиозном культе.
Он объявил бога луны Сина главным богом. Центральный храм Сина находился
в Харране на севере Сирии. Возможно, таким образом Набунаид пытался
укрепить эту часть империи, готовясь к отражению нападения персов. Действия
царя, очевидно, вызывали возмущение влиятельных жрецов других храмов:
предполагают, что они могли оказать поддержку завоевателю.
В 539 году войска персов вступили в
пределы Вавилонского государства и разбили его армию. Греческие и вавилонские
источники сходятся в том, что персы быстро и без больших усилий взяли,
казалось бы, неприступный Вавилон. В своем манифесте Корэш объявил,
что его многочисленные войска "в мире и спокойствии в Вавилон вошли".
Текст
13
ТАК СКАЗАЛ Г-СПОДЬ ПОМАЗАННИКУ СВОЕМУ,
КОРЭШУ
(Ешаяѓу 45 1-7)
В еврейских книгах дается суровая
оценка властителям языческих империй, сменявших друг друга. Отношение
евреев к Корэшу особое, - он возвеличен и почитаем. Почему? Может быть,
потому, что он отомстил Вавилону за горе и унижение Иудеи, а, возможно,
потому, что с пониманием отнесся к еврейским изгнанникам и проявил к
ним терпимость. Он - единственный из иноземных правителей - назван помазанником
Б-га.
Мы познакомимся с фрагментом из Книги
пророка Ешаяѓу, в которой дан яркий образ царя. Великий пророк Ешаяѓу
жил в 8 веке, в годы, когда владычествовала жестокая Ассирия. В эти
страшные времена он нес людям утешение, надежду и весть о мире. Все
это придет с гибелью язычества, предсказывал Ешаяѓу, когда все народы
поверят в Единого Б-га и откажутся от поклонения идолам. Тогда прекратятся
войны и перекуют народы "мечи свои на орала, и копья свои - на садовые
ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать"
(Ешаяѓу 2 4}. Вся книга Ешаяѓу пронизана надеждой. Вспомним слова
мудрецов: "Ешаяѓу - весь утешение".
Как мог образ Корэша появиться на страницах
книги пророка, жившего за несколько десятилетий до него? Может быть,
это пример величайшего предвидения, а возможно, как думают многие ученые
и некоторые мудрецы, - часть книги, которая начинается с 40 главы, принадлежит
не Ешаяѓу, а пророку, чье имя нам неизвестно, жившему во второй половине
шестого века во время крушения Вавилона и победы Персии.
1. Так сказал Г-сподь помазаннику
своему, Корэшу, которого Я держу за правую руку его, чтобы покорились
пред ним народы, и Я распояшу чресла царей, чтобы открыть пред ним двери
и ворота не закрывались.
2. Я пред тобой пойду и неровности
сровняю, двери медные сокрушу и засовы железные сломаю.
3. И дам тебе сокровища тьмы и клады
скрытые, чтобы узнал ты, что Я - Г-сподь, вызывающий тебя по имени,
Б-г Исраэля.
4. Ради раба Моего - Иакова и Исраэля
-избранника Моего Я вызвал тебя по имени твоему, назвал тебя, хотя ты
не знал Меня.
5. Я - Г-сподь, и нет иного, кроме
Меня - нет Б-га; я препояшу тебя, хотя ты не знал Меня;
6. Чтобы знали от восхода солнца
и от запада, что нет кроме Меня; Я - Г-сподь, и нет иного.
7. Создаю свет и творю тьму, делаю
мир и навожу бедствие, Я, Г-сподь, свершаю все это.
(1) ПОМАЗАННИКУ - Происхождение слова
связывают с обычаем умащивать маслом в знак особой миссии. В Торе так
именуют подлинных пророков и царей из рода Давида.
Я ДЕРЖУ ЗА ПРАВУЮ РУКУ ЕГО - то есть
наделил его силой.
Я РАСПОЯШУ - развяжу пояс. Пояс символизировал
мужество и власть; развязанный пояс - символ слабости.
ЧТОБЫ ОТКРЫТЬ ПРЕД НИМ ДВЕРИ И ВОРОТА
НЕ ЗАКРЫВАЛИСЬ - чтобы города подчинялись Корэшу без сопротивления.
(2) Я ПРЕД ТОБОЙ ПОЙДУ - Подобные слова
мы находим на страницах Торы, посвященных войнам Еѓошуа и Давида.
(3) И ДАМ ТЕБЕ СОКРОВИЩА ТЬМЫ - сокровища,
спрятанные (в подземельях и т.п.) властителями, чьи земли завоюет Корэш.
(5) Я ПРЕПОЯШУ ТЕБЯ - придам мужество и силу.
Внимательное чтение данного фрагмента
помогает понять отношение иудеев к Корэшу и особенности их мировоззрения.
Все события в мире происходят по воле Единого Б-га. Именно это давало
им надежду на скорый конец изгнания и возвращение на Родину. Царь персов
воспринимается как посланнник Б-га, исполняющий определенную роль в
истории. Он призван освободить иудеев и восстановить справедливость.
И сам властитель воспринимал себя, - или, по крайней мере, стремился
выглядеть не как завоеватель, а как освободитель. Не случайно еще до
взятия Вавилона он стал именовать себя "царь Вавилона и стран" (входивших
в империю). Этот же образ мудрого и терпимого правителя предстает со
страниц исторических книг Геродота.
Персы не остановились на завоевании
Междуречья. Корэш двинул свои армии на запад, к побережью Средиземного
моря. Как и при взятии Вавилона, многие города и страны покорялись без
серьезного сопротивления. Среди вошедших в Персидскую империю стран
была и Иудея, все еще лежащая в запустении и развалинах.
УКАЗ
КОРЭША И ПЕРВАЯ АЛИЯ
(Из Книги Эзры)
Вскоре после завоевания Вавилона Корэш
издает указ, позволяющий иудейским изгнанникам вернуться в Иерушалаим.
Сбылась их надежда на то, что с падением Вавилонской империи произойдут
перемены и в их положении.
Об этом указе и о событиях, которые
за ним последовали, рассказывается в Книгах Эзры и Нэхемии. Они входят
в третью часть Танаха - Ктувим. Согласно традиции, Книги Эзры
и Нэхемии всегда располагаются рядом; иногда называют лишь Книгу Эзры,
имея в виду также и Книгу Нэхемии. Они помещаются после книг Даниэля
и Эстер, содержание которых связано со временем владычества Персии.
За ними следуют Диврей ѓа-Ямим (Книга хроник), которая завершает
Танах.
По эмоциональному настрою и отношению
к главной цели - возрождению народа на его земле Книги Эзры и Нэхемии
сходны. В обеих используются воспоминания и документы. Но соотношение
документов и авторского текста различно. Значительную часть Книги Эзры
составляет описание событий прошлого; при этом автор широко использует
документальные свидетельства - официальные письма, родословные записи
и др. Книга Нэхемии напоминает дневник - в ней описаны события, в которых
принимал участие сам Нэхемия. Отметим и то, что в отличие от Книги Нэхемии,
написанной на иврите, большая часть Книги Эзры написана на арамейском
- языке официальных документов в западной части империи.
Книги Эзры и Нэхемии, как и Диврей
ѓа-Ямим иногда называют историческими книгами Танаха. Но все же
нельзя сравнивать их с книгами или учебниками по истории. Описывая события
и их героев, Танах раскрывает глубинный смысл, причины и значение происходящего,
- то, что было важно тысячелетие назад, но остается не менее важным
и в наши дни. Не надо ждать от этих книг освещения различных сторон
жизни того времени, фактов и хронологической последовательности событий.
Но если мы хотим понять суть того, что называют Шиват Цион, если хотим
узнать об отношении ведущих деятелей эпохи к главным событиям, - мы
получим ответы на многие вопросы. Мы узнаем о волнах алии Шэшбацара,
Зерубавэля, Эзры. Мы услышим, как возвратившиеся евреи возрождают Иерушалаим,
строят Второй Храм, борются с внешними врагами и с собственными сомнениями
и усталостью. Мы узнаем о том, как относились к этой борьбе наследники
Корэша, цари Даръявэш и Артахшаста.
Текст
14
ПОСТРОИТЬ ЕМУ ДОМ В ИЕРУШАЛАИМЕ, ЧТО
В ИУДЕЕ
(Эзра 1 1-4)
Указ Корэша, позволяющий иудеям вернуться
в Иерушалаим, ознаменовал собой начал новой эпохи еврейской истории
- эпохи Шиват Цион (Возвращение в Сион). Это произошло 538 году, в первый
год правления Корэша в покоренном Вавилоне.
1. В первый год Корэша, царя Персии,
во исполнение слова Г-спода из уст Ирмеяѓу, побудил Г-сподь дух Корэша,
царя Персии, и объявил он во всем царстве своем, и также письменно следующее:
2. Так сказал Корэш, царь Персии:
"Все царства земли дал мне Г-сподь Б-г Небесный, И повелел Он мне построить
Ему дом в Иерушалаиме, что в Иудее.
3. Кто из вас, из всего народа Его,
который поднимется в Иерушалаим, что в Иудее, и отстроит дом Г-спода
Б-га Исраэля, Того Б-га, что в Иерушалаиме, - да будет Б-г его с ним!
4. А всякому, кто остался, во всех
местах, где бы он ни жил, пусть помогают тому живущие в том месте серебром
и золотом, имуществом и скотом вместе с пожертвованием для дома Б-га,
что в Иерушалаиме".
(1) В ПЕРВЫЙ ГОД КОРЭША, ЦАРЯ ПЕРСИИ
- 538 год - первый полный год царствования Корэша в Вавилоне. Корэш
не назван царем Вавилона, возможно, с целью отличить его от ненавистных
вавилонских правителей.
ВО ИСПОЛНЕНИЕ СЛОВА Г-СПОДА ИЗ УСТ
ИРМЕЯЃУ - Пророчество Ирмеяѓу о грядущем падении через семьдесят лет
Вавилонской империи было произнесено в 605-604 году (Ирмеяѓу 25 11-12).
И ОБЪЯВИЛ ОН... И ТАКЖЕ ПИСЬМЕННО -
Указ существовал как в устной, так и в письменной форме. Данный фрагмент,
вероятно, основан на устном варианте. В Книге Эзры мы находим еще один
вариант указа (Эзра 6 3-5). Он изложен на арамейском языке, более
официален и сух. Но в нем упомянуты детали, отсутствующие в приведенном
фрагменте: в частности, говорится о размерах Храма, о возвращении захваченных
вавилонянами сокровищ, о помощи из государственной казны строителям.
ДОМ В ИЕРУШАЛАИМЕ - Иерусалимский Храм.
Не сказано о восстановлении Иерушалаима, других городов Иудеи и страны
в целом.
(3) КТО ИЗ ВАС, ИЗ ВСЕГО НАРОДА ЕГО...
- разрешение евреям вернуться в Иерушалаим и отстроить Храм.
(5) А ВСЯКОМУ, КТО ОСТАЛСЯ - одно из
трудно переводимых мест Танаха. Возможные толкования:
а) оставшиеся по той или иной причине
иудеи, не покинувшие Вавилон;
б) словом "оставшиеся" в Танахе иногда
называют вернувшихся из изгнания, сохранивших веру, достойных вернуться.
Это значение более соответствует смыслу всего предложения.
ПУСТЬ ПОМОГАЮТ - не уточняется - все
жители или только евреи.
СЕРЕБРОМ И ЗОЛОТОМ, ИМУЩЕСТВОМ И СКОТОМ
- подобно тому, как было при исходе евреев из Египта.
Так как этот документ сыграл большую
роль в истории евреев, то полезно его перечитать с особым вниманием,
чтобы получить ответы на следующие вопросы:
1) Что позволил иудеям сделать новый
правитель?
2) Какие их надежды были осуществлены?
3) Чего не позволил Корэш?
4) Почему могущественный царь предпочел
разрешить, а не приказать приступить к .восстановлению Храма?
- 5) Как в документе отразилось отношение
к событию: . а) властей?
б) иудеев?
в) составителя Книги?
6) Что свидетельствует о подлинности
документа?
Последний вопрос находился долгое время
в центре внимания ученых. Многие из них сомневались в подлинности указа.
Сегодня большинство считает, что для сомнений нет оснований. В знаменитой
клинописной надписи на "цилиндре Корэша" читаем: "И до Ассура и Суз,
городов, которые за рекой Тигр, основанных с древних времен, богов разных
вернул я на места их..." Эта надпись доказывает, что разрешение отстроить
Храм в Иерушалаиме соответствовало общему направлению политики Корэша.
Кроме того, оно отвечало и его собственным интересам. Персам было выгодно
укрепление верных им храмовых центров в Иудее и Финикии, особенно если
учесть задуманный ими поход на Египет. Этот план Корэшу осуществить
не удалось, в 530 (529) году он погиб в бою с племенами массогетов.
Египет покорил его сын Камбиз в 525 году.
Несмотря на значение указа, создавшего
условия для возвращения евреев в Иудею, решение должны были принять
они сами. Возможно, не только они получили подобное разрешение. Ассирийцами
и вавилонянами были угнаны в плен и другие народы. Но, насколько известно,
воспользоваться разрешением и вернуться смогли только иудеи.
Продолжение
>>
К главному меню
|