Традиции       |   Метод. кабинет   |   Главная страница
x
x


Текст 15
И ПОДНЯЛИСЬ ГЛАВЫ СЕМЕЙСТВ

(Эзра 1 5-11)

Какова была реакция евреев на публикацию указа Корэша? В Книге Эзры сразу после изложения эдикта рассказывается о том, что большая группа иудеев покидает Вавилон и возвращается в Иудею. Можно предположить, что им не потребовалось много времени на сборы. Они были исполнены решимости возродить Иерушалаим и Храм. За этой - первой - последовали новые волны алии. Не случайно эпоха эта получила название Шиват Цион, то есть "Возвращение в Сион".

Все же часть иудеев осталась в Вавилоне. Прочитаем фрагмент, описывающий начало возвращения, и подумаем, чем можно объяснить решимость тех, кто покидал Вавилон, и позицию оставшихся.

5. И поднялись главы отцов Иуды и Биньямина, и коѓэны, и левиты - все, чей дух побудил Б-г подняться отстраивать дом Г-спода, что в Иерушалаиме.

6. А все окружающие их помогали им серебряной утварью, золотом, имуществом, и скотом, и ценностями, кроме добровольных пожертвований.

7. А царь Корэш достал утварь дома Г-спода, которую Нэвухаднэцар вывез из Иерушалаима и поместил в капище богов своих.

8. И достал ее Корэш, царь Персии, через Митридата, казначея, и отсчитал их тот Шэшбацару, правителю Иудеи.

9. И вот число их: чаш золотых - тридцать, чаш серебряных - тысяча, ножей - двадцать девять,

10. Кубков золотых - тридцать, кубков серебряных двойных - четыреста десять, остальных сосудов - тысяча.

11. Всей утвари золотой и серебряной - пять тысяч четыреста; все это привез Шэшбацар во время исхода изгнанников из Вавилона в Иерушалаим.

(5) И ПОДНЯЛИСЬ - возможны разные толкования:

1. решили вернуться в Иудею, воспользовавшись разрешением царя;

2. поднялись в Иудею, в Иерушалаим (тех, кто приходил в Иерушалаим, например, на праздники, называли - олим, а паломников - олей рэгель. Прибытие в Иудею - алия - возвышение, восхождение).

ГЛАВЫ ОТЦОВ - возможные толкования:

а) главы семейств. В Торе упоминаются "главы отеческих домов" (Шмот 6:14, Бэмидбар 1:4). Возможно, "главы отцов" - это главы отчих домов, т.е. - больших семей;

б) старейшины. Далее в Книге Эзры несколько раз упоминаются "главы отцов" как люди, обладавшие авторитетом и правом решать важные для общины вопросы.

ИУДЫ И БИНЬЯМИНА - основную часть олим составили выходцы из Иудеи. Иудею населяли колена Иуды и Биньямина. Возможно, что некоторые потомки изгнанников из Северного царства, угнанных еще ассирийцами, также присоединились к алие.

ЛЕВИТЫ - левиты и коѓэны составляли значительную часть олим.

(6) А ВСЕ ОКРУЖАЮЩИЕ ИХ ПОМОГАЛИ - как было предписано указом Корэша.

(8) ШЭШБАЦАРУ, ПРАВИТЕЛЮ ИУДЕИ - Шэшбацар - вавилонское имя. При дворе вавилонских правителей было принято давать новые имена пленным принцам, которые служили в свите царя Вавилона. Мы мало знаем об этом человеке. Предполагают, что он был сыном Еѓояхина. Титулом "правитель Иудеи" в Танахе называют наследников престола Давида. Далее появится термин - пэха, то есть наместник Иудеи (пэха - титул, заимствованный из вавилонского и арамейского языков).

Эдикт Корэша был встречен с воодушевлением. Решение о возвращении было принято, очевидно, старейшинами, коѓэнами и левитами. Оставшиеся в Вавилоне иудеи участвовали в общенародном движении, помогая возвращающимся ценностями и имуществом. Историки предполагают, что у евреев могла пробудиться надежда на скорое возрождение Иудейского царства и династии Давида. Намек на это содержится и в том, что Шэшбацар назван в тексте не наместником Иудеи, а ее правителем. Для персидских правителей не было характерно наделять властью вассальных царей. Они предпочитали управлять сатрапиями через своих наместников. Некоторые из наместников, впрочем, принадлежали к правившим ранее династиям.

Отметили ли вы при чтении фрагмента такую важную деталь: персы не только разрешили иудеям возвратиться в Иерушалаим, но и вернули им награбленные вавилонянами сокровища? Напомним, что в официальном варианте текста указа записано, что в расходах на строительство Храма будет участвовать и царская казна. Неизвестно, было ли это обещание выполнено.

Текст 16
ТЕ, ЧТО ВОЗВРАТИЛИСЬ

(Эзра 2 1-2, 64-70)

Мы многого не знаем о первой алие. Открытыми остаются вопросы о том, как проходил переход в Иерушалаим; каким путем и сколько времени шли иудеи; двигались ли они одной большой группой или несколькими последовательными волнами.

Фрагмент, который мы прочитаем, дает, по мнению некоторых историков и комментаторов, обобщенную картину начала "возвращения в Сион". Основное внимание автор уделил не обстоятельствам перехода, а его участникам. Приводятся имена вождей, список семей, переселившихся в Иудею, а также опись их имущества.

Познакомимся с началом и завершающей частью второй главы Книги Эзры и подумаем, почему автору важно было, чтобы его современники и потомки знали имена тех, кто возвратился.

1. А вот жители страны, возвратившиеся из плена изгнания, те, которых изгнал Нэвухаднэцар, царь вавилонский, в Вавилон, те, что возвратились в Иерушалаим и в Иудею, каждый в свой город.

2. Те, что пришли с Зерубавэлем, Ешуа, Нэхемией, Сераей, Реэлаем, Мордехаем, Бильшаном, Миспаром, Бигваем, Рэхумом, Бааной, - число людей народа Исраэлева: (...)

64. Вся община вместе - сорок две тысячи триста шестьдесят,

65. Не считая рабов и рабынь их - этих семь тысяч триста тридцать семь; и с ними двести певцов и певиц.

66. Лошадей у них было семьсот тридцать шесть; мулов у них - двести сорок пять,

67. Верблюдов у них четыреста тридцать пять; ослов - шесть тысяч семьсот двадцать.

68. А главы семейств, придя к дому Г-спода, что в Иерушалаиме, пожертвовали на Храм Б-га, чтобы восстановить его на месте его,

69. Посильно дали в казну для работы: золота _ шестьдесят одну тысячу даркемонов, серебра -пять тысяч мин и рубашек для коѓэнов - сто.

70. И поселились коѓэны и левиты, и кое-кто из народа, и певны, и стражи ворот, и подданные в городах своих, а весь Исраэль - в своих городах.

(1) А ВОТ ЖИТЕЛИ СТРАНЫ - Возможные толкования слова "страна":

а) Иудея; б) Эрец Исраэль; в) Вавилон.

ВОЗВРАТИЛИСЬ - не говорится, когда - все вместе или в разное время.

В ИУДЕЮ, КАЖДЫЙ В СВОЙ ГОРОД - поселились не только в Иерушалаиме, как это предписывалось указом царя, но и в других городах Иудеи.

(2) ЗЕРУБАВЭЛЬ - потомок царя Иудеи Еѓояхина, наместник (пэха) в годы царствования персидского царя Даръявэша (Дария). Время прихода Зерубавэля в Иерушалаим неизвестно. Многие считают его главным руководителем общины в первые десятилетия после возвращения.

ЕШУА - Еѓошуа сын Еоцадака, первый первосвященник во вновь отстроенном Храме.

НЭХЕМИЯ - возможно, здесь речь идет об одном из будущих вождей иудеев, реформаторе, руководителе работ по восстановлению стен Иерушалаима. Учитывая огромное значение его деятельности, можно понять, почему он упомянут в начале.

СЕРАЯ - так звали отца Эзры.

МОРДЕХАЙ - предполагают, что это руководитель евреев в годы царя Ахашвероша, чьи деяния описаны в Книге Эстэр.

БИЛЬШАН - Некоторые комментаторы считают, что это имя одного из руководителей алии, а другие, - что так называли Мордехая, о котором говорится, что он владел 70 языками (слово лашон означает на иврите - язык, отсюда балъгиан - знаток языков).

БИГВАЙ - возможно, это Бигвои, наместник Иудеи, чье имя упоминается в письмах евреев Элефантины (Ев) - крепости в Египте, охраняемой еврейским гарнизоном.

ЧИСЛО ЛЮДЕЙ ИЗРАИЛЯ - Далее перечисляются главы семейств, возвратившихся в Иудею.

(65) И С НИМИ ДВЕСТИ ПЕВЦОВ И ПЕВИЦ - Возможно, что это были потомки рабов, служивших в Храме и помогавших левитам во время ритуальных песнопений.

(66) ЛОШАДЕЙ У НИХ БЫЛО... - Лошади, мулы и верблюды использовались как средство передвижения и вьючные животные. Они были дороги, и возможно поэтому их было мало. Ослов (более дешевых) было значительно больше. Всего животных было 8136. Это значит, что большинство олим шли пешком.

(69) ЗОЛОТА... ДАРКЕМОНОВ - считается, что до периода Шиват Цион евреи не пользовались золотыми монетами. В Торе упоминаются золотые "таланты" как весовые единицы. С их помощью измеряли вес золотых изделий, например, украшений Храма, царской короны. Слово даркемоны означает, вероятно, греческие драхмы, монеты весом 4,3 гр. Но драхма - серебряная монета. Возможно, по каким-либо причинам автор заменил "адаркон" на "даркемон" (см. комментарий к 27 предложению 31-го текста).

СЕРЕБРА - ПЯТЬ ТЫСЯЧ МИН - серебро было наиболее распространенным видом денег; на иврите слово кэсэф (серебро) означает деньги вообще. Название "мина" заимствовано из вавилонской денежной системы.

РУБАШЕК ДЛЯ КОЃЭНОВ - особо украшенных одеяний для службы в Храме.

Прочитав фрагмент, мы можем предположить, что переход (или переходы) из Вавилона в Иудею происходил организованно и не занимал много времени, так как в распоряжении возвращавшихся были вьючные животные. Маршрут, вероятно, пролегал по главным торговым путям, связывающим страны плодородного полумесяца, - через Харран, Сирию и Шомрон.

Кто же были они - иудеи, оставившие Вавилон и переселившиеся на родину? В переписи, составленной, может быть, уже в ходе алии, названы имена 29818 человек из общего числа 42360, то есть нет имен более чем 12 тысяч.

Эта своеобразная перепись - одна из наиболее коротких из приведенных в Танахе. Она отразила состояние народа после гибели Иудейского царства и десятилетий вавилонского изгнания. В отличие от той, что помещена в Книге Бэмидбар, данная перепись велась не в соответствии с коленами, но по родам и населенным пунктам, в которых евреи жили до изгнания. Всех перечисленных по именам можно подразделить на несколько групп:

1) выходцы из поселений Иудеи и Биньямина;

2) коѓэны и левиты;

3) певцы и привратники;

4) подданные и потомки рабов;

5) не нашедшие подтверждения в родословных списках.

О том, кто был среди 12 тысяч не названных, спорят. Некоторые комментаторы считают, что речь идет о потомках десяти колен, изгнанных ассирийцами. Возможно также, что это были иудеи, потерявшие связь со своим родом или "землячеством".

Значительная часть олим не только сохранили семейные связи, но и помнили города, в которых жили их семьи до изгнания. Не случайно в тексте несколько раз говорится о том, что вернувшиеся в Иудею направились "каждый в свой город". Трудно сказать, было ли это связано с заранее принятым решением, или с тем, что разрушенная столица оказалась не в состоянии дать кров всем олим, тогда как на севере Иудеи уцелели города, избежавшие разрушений.

Текст 17
И ПОСТРОИЛИ ОНИ ЖЕРТВЕННИК...

(Эзра 3 1-3)

Первым значительным начинанием, объединившим всех вернувшихся к тому времени из Вавилона евреев, стало восстановление жертвенника. Он находился на территории разрушенного Храма. Принятый в течение столетий порядок жертвоприношений был прерван незадолго до того, как вавилонские воины ворвались в Храм. В годы изгнания иудеи не пытались восстановить жертвоприношения, так как со времен царя Иошияѓу единственным местом, где они могли совершаться, был Храм в Иерушалаиме.

О том, как и когда были восстановлены жертвоприношения, рассказывает следующий фрагмент.

1. И наступил седьмой месяц, а сыны Исраэлевы были в городах, и собрался в Иерушалаим весь народ, как один человек.

2. И поднялся Ешуа сын Еоцадака и братья его, коѓэны, и Зерубавэль сын Шалтиэля, и братья его, и построили они жертвенник Б-гу Исраэля, чтобы возносить на нем жертвы всесожжения, как написано в Торе Моше, человека Б-га.

3. И установили они жертвенник на месте его, ибо были они в страхе перед народами других стран; и возносили они на нем всесожжения Г-споду, жертвы всесожжения по утрам и вечерам.

(1) И НАСТУПИЛ СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ - месяц тишреп, один из наиболее насыщенных важными датами месяцев еврейского календаря. В первые дни месяца отмечается Начало года (Рош ѓа-шана), через неделю - День всепрощения (Йом кипур), затем - Суккот, один из трех главных праздников года.

В ГОРОДАХ - в городах Иудеи.

СОБРАЛСЯ В ИЕРУШАЛАИМЕ ВЕСЬ НАРОД - Есть несколько предположений о причине всеобщего паломничества в Иерушалаим. Возможно, оно было связано с Началом года (Рош ѓа-шана). Но об этом ничего не говорится в тексте. Поэтому некоторые комментаторы предполагают, что паломничество было посвящено празднику Суккот. Возможно также, что причиной послужила весть о восстановлении жертвенника.

(2) И ПОДНЯЛСЯ - Здесь, как и в некоторых других местах Танаха, это слово передает состояние особого усилия, мобилизации всех духовных сил человека (близко по значению к выражению "собраться с духом"). Как правило, это состояние связано с выполнением сложной и важной задачи.

И БРАТЬЯ ЕГО - возможные толкования:

а) ближайшие родственники первосвященника Ешуа;

б) общее обращение ко всем коѓэнам, потомкам одной из семей левитов. (3) НА МЕСТЕ ЕГО - во дворе разрушенного Храма, где находился жертвенник. Возможно, что новый жертвенник был отстроен на фундаменте, сохранившемся от старого.

ОНИ В СТРАХЕ ПЕРЕД НАРОДАМИ - соседними народами, которые населяли в то время Страну Израиля. Причина страха не объясняется. Можно предположить, что соседние народы враждебно отнеслись к возрождению еврейской святыни в Иудее. Восстановление жертвоприношений могло быть воспринято ими в качестве открытого заявления о праве на Иерушалаим. Это право подтверждалось персидскими властями.

Жертвоприношения в ту пору играли важную роль в религиозной жизни всех окружавших евреев народов. Годы вавилонского изгнания стали первым и уникальным опытом существования народа без Храма и жертвоприношений. Иудеи, мечтавшие возродить вековой обычай, тяжело переживали это. Восстановить Храм можно было только в Иерушалаиме. Не удивительно, что вернувшись из изгнания, евреи восстанавливают жертвенник еще до того, как был отстроен Храм.

Не случайно также, что событие это было приурочено к праздничным дням. Читая Книги Эзры и Нехемии, мы вновь и вновь убеждаемся, что даты еврейского календаря, дни праздников и траура, занимают в них особое место. Дни великих событий прошлого избирались, чтобы приурочить к ним свершения настоящего. Это помогает собраться с духовными и физическими силами, объединить народ, решить сложные задачи, требовавшие особого подъема и единства. Подобные совпадения позволяли также запечатлеть в памяти народа важнейшие события, происходившие в те дни. И сегодня, в череде сменяющихся дней, мы задерживаем внимание на тех из них, которые концентрируют опыт поколений, позволяют опереться на этот опыт и делают судьбу нашего поколения звеном общей судьбы всего народа.

НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА ВТОРОГО ХРАМА

(Из Книги Эзры)

Главной целью возвратившихся изгнанников стало возведение Храма. Храм являлся не только символом национальной независимости, - он должен был служить общенациональным центром. Последнее представлялось особенно важным в то время, когда молодая община еще не имела достаточно сил и политического влияния, чтобы защитить свою автономию. Иерушалаим все еще лежал в развалинах и был мало похож на главный город страны и народа, претендующего на самостоятельность. Власть в Иудее принадлежала персидскому наместнику, полностью подчинявшемуся царским чиновникам, а возможно, и наместнику соседнего Шомрона (Самария). Даже в самой Иудее евреи еще не чувствовали себя хозяевами, так как вожди соседних народов пытались - и не без успеха - влиять на внутренние дела общины. В этих условиях борьба за построение Храма означала борьбу за право народа жить на своей земле и по своим законам.

Текст 18
И ЗАЛОЖИЛИ СТРОИТЕЛИ ОСНОВАНИЕ ХРАМА

(Эзра 3 7-13)

В Книге Эзры большое внимание уделено борьбе за восстановление Храма. Познакомимся с фрагментом, рассказывающим о начале строительства, и подумаем, чем можно объяснить стремление евреев подражать царю Шломо в организации работ и в облике возводимого Xрама.

7. И дали деньги каменотесам и мастерам, а еду, и питье, и оливковое масло - жителям Цидона и Цора, чтобы привезти морем из Леванона в Яффо кедровые деревья с разрешения, что дал им Корэш, царь Персии.

8. А во второй год, во второй месяц по приходе в Иерушалаим к Храму Б-га начали Зерубавэль сын Шеалтиэля и Ешуа сын Еоцадака, и остальные их братья, коѓэны и левиты, и все, возвратившиеся в Иерушаланм из плена, и поставили левитов из двадцатилетних и старше руководить работой над Храмом Г-спода.

9. А Ешуа с сыновьями своими и братьями своими, Кадмиэль со своими сыновьями, потомки Йеѓуды - встали, как один, надзирать за исполняющими работу в доме Б-га, потомки Хэнадада, их сыновья и братья - левиты.

10. И заложили строители основание Храма Г-спода, и поставили коѓэнов с трубами в одеяниях их, а левитов, сынов Асафа, - с цимбалами восхвалять Г-спода Давидом, царем Исраэля.

11. И пели они славу и благодарение Г-споду, ибо добр Он, ибо навеки милость Его над Исраэлем. А весь народ громко и радостно кричал во славу Г-спода за основание дома Г-спода.

12. А многие коѓэны и левиты, и главы семейств, старики, те, которые видели первый Храм, плакали в голос, когда закладывали на их глазах этот Храм. А многие радостно восклицали, крича во весь голос.

13. И не мог народ отличить голос радостного крика от голоса плача народного, ибо очень громко кричали люди, и далеко разносился голос.

(7) ЖИТЕЛЯМ ЦИДОНА И ЦОРА - Цидон и Цор - финикийские города. С помощью финикийских мастеров был воздвигнут Храм Шломо.

КЕДРОВЫЕ ДЕРЕВЬЯ - На строительстве Первого Храма использовали доставленный финикийцами из Ливана кедр.

(8) А ВО ВТОРОЙ ГОД, ВО ВТОРОЙ МЕСЯЦ - месяц ияр; в этом месяце началось строительство и Первого Храма. Год закладки нового Храма неясен, так как мы не знаем, от чего отсчитывать указанный в тексте "второй год": возможно, от года алии Зерубавэля, но и эта дата точно неизвестна.

И ПОСТАВИЛИ ЛЕВИТОВ ИЗ ДВАДЦАТИЛЕТНИХ - С двадцати лет левиты могли служить в Храме.

(10) СЫНОВ АСАФА - потомков левита Асафа, которого считают главой семьи поэтов, служивших в Храме Шломо.

ВОСХВАЛЯТЬ Г-СПОДА ДАВИДОМ - вероятно, "восхвалять песнями царя Давида".

(11) И ПЕЛИ ОНИ СЛАВУ - "Слава" (ѓалель) - особое торжественное песнопение, вошедшее в еврейские молитвы.

Вернувшимися в Иудею двигало стремление возродить страну в том виде, в каком она была до катастрофы. Образ цветущей страны сохранился в памяти стариков и в мечтах их детей и внуков. Из прочитанного текста видно, что они пытались восстановить Храм во всем его былом великолепии. Но условия их жизни в Иудее в первые годы после возвращения совсем не походили на те, что были во времена Шломо. В то время существовало единое еврейское государство. Оно находилось на вершине могущества. Хозяйство страны процветало, границы были прочны. Для возведения Храма царь мог использовать трудовую повинность многочисленного населения, опираться на государственных чиновников, казну, помощь соседних правителей. Всего этого не было у малочисленной и слабой общины возвратившихся из изгнания. Так возникла проблема, вокруг которой развернулась острая идейная борьба внутри самой общины, - пытаться ли строить Храм в условиях, которые сложились в то время, или ждать более благоприятного момента. Эта проблема осложнялась напряженностью, возникшей в отношениях между иудеями и соседними народами.

Текст 19
И СТАЛИ ЛЮДИ ТОЙ СТРАНЫ ПОДРЫВАТЬ СИЛЫ НАРОДА ИУДЫ...

(Эзра 4 1-5)

Хотя обширные районы страны все годы изгнания оставались пустынными, земли принадлежавшие некогда Израильскому царству, и часть территории Иудеи были заселены Вожди местного населения с подозрением встретили появление в Иерушалаиме вернувшихся из Вавилона иудеев. Очевидно, они опасались возрождения сильного еврейского государства которое могло бы в будущем угрожать их интересам.

Ситуация осложнялась и тем, что население Шомрона по языку, культуре, религии и обычаям было очень близко к евреям. Напомним, что на этой территории жили потомки народов, переселенных сюда ассирийцами, и потомки израильтян, уцелевших после ассирийского нашествия. В результате смешения этих элементов начал формироваться новый народ - самаритяне. Самаритяне придерживались в основном еврейской религии, но сохраняли и элементы других обрядов и обычаев.

О начале конфликта между возвратившимися иудеями и местными народами рассказывает следующий текст. Подумаем, как он раскрывает причины конфликта, повод к нему и последствия.

1. И услышали враги Иуды и Биньямина, что изгнанники строят храм Г-споду Б-гу Исраэля.

2. И подошли они к Зерубавэлю и главам семейств, и сказали им: "Мы будем строить с вами, ибо, как и вы, мы обращаемся к Б-гу вашему и Ему приносим жертвоприношения со времен Эсар-Хаддона, царя Ашшура, который привел нас сюда".

3. И сказал им Зерубавэль, и Ешуа, и другие главы семейств Исраэля: "Не вам строить с нами дом Б-гу нашему, лишь мы все вместе будем строить Г-споду Б-гу Исраэлеву, как повелел нам царь Корэш, царь Персии".

4. И стали люди той страны подрывать силы народа Иуды и отпугивать их от строительства.

5. И во все дни Корэша, царя Персии, вплоть до царствования Даръявэша, царя Персии, подкупали они против них советников, чтобы расстроить замысел их.

(1) И УСЛЫШАЛИ ВРАГИ - Не говорится, кто именно. Из дальнейшего повествования становится ясно, что речь идет о вождях местного населения Эрец Исраэль. Эти люди обращались к Б-гу евреев и были поселены здесь со времен царя Эсар-Хаддона (680-669).

ИУДЫ И БИНЬЯМИНА - враги не всего народа Израиля, а только колен Иуды и Биньямина.

(3) ГЛАВ СЕМЕЙСТВ ИСРАЭЛЯ - не только Иеуды и Биньямина, но потомки всех колен Исраэля.

(4) ЛЮДИ ТОЙ СТРАНЫ - Понятие ам а-Арец употребляется в Танахе в разных значениях. В эпоху Штат Цион оно могло означать как языческое и полуязыческое население Эрэц Исраэль, исключая вернувшихся из Вавилона евреев (как в данном фрагменте), так и, напротив, возвратившихся изгнанников, как в Книгах Хаггая (2 4) и Захарии (7 5).

НАРОДЫ ИУДЫ - можно перевести как "народы страны Иудеи". Возможны толкования:

а) потомки Иуды, колено Иуды;

б) все вернувшиеся из Вавилона, включая потомков Иуды, Биньямина, левитов и коѓэнов, а также, по мнению некоторых комментаторов, - потомков десяти колен, населявших некогда Израильское царство и присоединившихся к алие.

(5) ВСЕ ДНИ КОРЭША - время царствования Корэша после завоевания Вавилона - 539 - 530 (529) годы.

ДО ЦАРСТВОВАНИЯ ДАРЪЯВЭША - Даръявэш I царствовал в 522-486 годы.

Строительство Храма было приостановлено. Учитывая значение, которое придавалось ему как евреями, так и персами, можно предположить, что это было сделано по приказу царя, изменившего свою позицию по отношению к иудеям. Наши источники не раскрывают деталей этого события. Вероятно, препятствия явились следствием действий руководителей соседних народов, обращавшихся к персидским царям с доносами и жалобами на евреев. Они утверждали, что восстановление Храма и Иерушалаима угрожает интересам империи, так как евреи якобы замышляют мятеж. Возможно, враждебную иудеям позицию заняли и персидские чиновники, находившиеся в Шомроне и также не заинтересованные в усилении еврейского центра в Иудее.

Некоторые комментаторы считают, что были и внутренние причины приостановки работ. Часть иудеев могла сомневаться в возможностях и правомерности столь грандиозного мероприятия в столь трудных условиях. Другие, возможно, испытывали чувство разочарования, столкнувшись после возвращения с реальностью, во многом отличавшейся от их надежд. Разрушенные города, заброшенные поля, одичавшие сады и виноградники - все это совсем не походило на образ богатой и свободной страны, видевшейся им в мечтах в долгие годы изгнания.

БОРЬБА ПРОРОКОВ ХАГГАЯ И ЗАХАРИИ ЗА ВОЗОБНОВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ХРАМА

(Из книг Хаггая и Захарии)

После более чем пятнадцатилетнего перерыва в строительстве Храма наступил перелом. Изменение в настроениях евреев Иудеи связано с деятельностью пророков Хаггая и Захарии. Как удалось пророкам пробудить народ? Прочитаем несколько фрагментов из Книг Хаггая и Захарии. Они находятся среди небольших пророческих книг, включенных в сборник Трей-Асар (Двенадцать). Сборник содержит 12 пророческих книг. Как свидетельствует традиция, эти книги были записаны мудрецами Великого собрания и включены во вторую часть Танаха -Невиим. Хаггай, Захария и, несколько позже, Малахи были последними пророками евреев. Мы познакомимся с Книгой Хаггая и фрагментами Книги Захарии.

Текст 20
ВРЕМЯ ЛИ ВАМ САМИМ СИДЕТЬ В ДОМАХ ВАШИХ КРЫТЫХ - А ДОМ ЭТОТ РАЗРУШЕН?

(Хаггай 1 1-15)

Эзра несколько раз говорит о Хаггае, сопровождая его имя высоким титулом - пророк. Это означает, что Хаггай обладал большим авторитетом и был почитаем в народе. Призыв Хаггая завершить строительство Храма предшествовал подобному призыву пророка Захарии. Может быть поэтому, а возможно потому, что Хаггай был старше, его имя всегда упоминается первым.

В отличие от уже изученных текстов, которые представляли собой фрагменты из книг Танаха, книгу Хаггая мы приводим полностью, поскольку эта книга невелика. Возможно, она включает в себя не все его пророчества, а лишь те, которые были отобраны мудрецами Великого собрания. Книга содержит 38 предложений. Постарайтесь учесть особенности стиля пророка, обусловленные тем, что он постоянно находится в состоянии резкого спора со своими слушателями. Несмотря на это, Хаггай не склонен был к обличениям и грозным предостережениям, что так характерно для многих пророков. Он пытается передать современникам свою тревогу по поводу задержки в возведении Храма, убедить их в возможности и необходимости продолжения строительства.

Положение Иудеи мало изменилось за эти 15 лет. Иерушалаим еще полностью не отстроен и не заселен, городские стены по-прежнему не восстановлены. Во главе общины стоят наместник Зерубавэль и священник Еѓошуа. Персидская империя к этому времени пережила период смут и мятежей, в результате которых на престоле утвердился царь Даръявэш.

1. В год второй царя Даръявэша, в месяц шестой, в день первый месяца было слово Г-спода через Хаггая, пророка, к Зерубавэлю, сыну Шеалтиэля, правителю Иуды, и Еѓошуа, сыну Еѓоцадака, священнику великому, сказано.

2. Так сказал Г-сподь Воинств: народ этот говорит: "Не пришло время, время построенным быть дому Г-спода".

3. И было слово Г-спода через Хаггая, пророка, сказано:

4. Время ли вам самим сидеть в домах ваших крытых - а дом этот разрушен?

5. И теперь так сказал Г-сподь Воинств: обратите сердце ваше к путям вашим.

6. Сеете вы много, а собираете мало, едите и не насыщаетесь, пьете, но не напиваетесь, одеваетесь, но нет тепла никому, а нанимающийся зарабатывает для дырявого кошелька.

7. Так сказал Г-сподь Воинств: обратите сердце ваше к путям вашим.

8. Поднимитесь на гору, и принесите дерево, и стройте Дом, и Я буду благоволить к нем} и прославлюсь, - сказал Г-подь.

9. Ожидали многого, а вот - мало, принесете домой, а Я развею это. За что? Слово Г-спода Воинств: за Дом Мой, который разрушен, - а вы бежите каждый в дом свой.

10. За то прекратили небеса над вами росу и земля прекратила урожай свой.

11. И призвал Я засуху на землю, и на горы, и на зерно, и на оливковое масло, и на то, что производит земля, и на человека, и на скотину, и на всякий ручной труд.

12. И услышал Зерубавэль, сын Шалтиэля, и Еѓошуа, сын Еоцадака, священник великий, и весь остаток народа голос Г-спода Б-га своего и слова Хаггая, пророка, как послал его Г-сподь Б-г их, и устрашился народ пред Г-сподом.

13. И сказал Хаггай, посланец Г-спода, по посланию Г-спода, к народу так: "Я с вами - слово Г-спода".

14. И пробудил Г-сподь дух Зерубавэля, сына Шалтиэля, правителя Иудеи, и дух Еѓошуа, сына Еѓоцадака, священника великого, и дух всего остатка народа, и пришли они, и производили работу в доме Г-спода Воинств, Б-га своего,

15. В день двадцать четвертый шестого месяца, в год второй царя Даръявэша.

(1) В ГОД ВТОРОЙ ЦАРЯ ДАРЪЯВЭША - Если это Даръявэш I, о котором известно из греческих и других источников, то, в соответствии с мнением историков, - это 520 или 521 год.

МЕСЯЦ ШЕСТОЙ - элул.

(2) НЕ ПРИШЛО ВРЕМЯ - возможные толкования:

а) не сложились необходимые условия;

б) не прошло 70 лет, предсказанных Ирмеяѓу (шел 66-й год после разрушения Храма).

(8) ПОДНИМИТЕСЬ НА ГОРУ - на Масличную гору перед Иерушалаимом. Предлагая строить Храм из местного дерева, Хаггай, возможно, хотел подчеркнуть, что отсутствие ливанского кедра не может быть причиной промедления.

(11) НА ЗЕРНО... - Сбор урожая зерна, урожая винограда и изготовление молодого вина, сбор оливок и приготовление свежего масла - главные события сельскохозяйственного года. Это основные продукты питания в Стране Израиля. Подчеркивается, что бедствие поразило все хозяйство страны.

Слова Хаггая обращены прежде всего к руководителям - Зерубавэлю и Еѓошуа. Не случайно он называет Зерубавэля наместником, подчеркивая его авторитет представителя царской власти. Еѓошуа назван "священником великим", то есть первосвященником, хотя Храм еще не восстановлен и служение в нем не началось.

В чем состоял пафос и глубинный смысл обращения пророка? Возможно, - в призыве отказаться от выжидательной позиции и, несмотря на трудные условия, голод и разруху, продолжить строительство, своей активностью влияя на изменение условий к лучшему. Возможно и то, что смысл обращения Хаггая состоял в призыве возобновить работу, не дожидаясь официальной отмены царского запрета.

24 элула 521 (520) года строительство Храма возобновилось.

Продолжение >>

К главному меню

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5