Традиции       |   Метод. кабинет   |   Главная страница
x
x


Текст 21
ОБРАТИТЕ, ПРОШУ, СЕРДЦЕ ВАШЕ...

(Хаггай 2 1-23)

Пророку удалось изменить настроение народа, убедить его, что нельзя больше ждать, что сами собой обстоятельства не переменятся к лучшему, пока Храм не будет построен. Но, вероятно, уже вскоре после начала строительства возникли новые трудности, новые опасения. Те, кто помнили Первый Храм, не могли смириться с тем, что новый сильно уступает ему в величии и роскоши. Возможно, поэтому через месяц после возобновления работ, в седьмой день праздника Суккот, Хаггай вновь обращается к вождям иудеев.

Вторая глава книги содержит три новых обращения Хаггая. Они посвящены:

а) Храму (предложения 1-9);

б) вопросу о нравственной и ритуальной чистоте (предложения 10-19);

в) Зерубавэлю (предложения 20-23).

Прочитаем фрагмент и подумаем, что объединяет все его части.

1. В седьмой, в двадцать первый месяца было слово Г-спода через Хаггая, пророка, сказано:

2. Скажи, прошу, Зерубавэлю, сыну Шалтиэля, правителю Иудеи, и Еѓошуа, сыну Еоцадака, священнику великому, и остатку народа так:

3. Кто остался меж вами, видевший Дом этот в славе его прежней? И каким видите вы его сейчас? Ведь как ничто он в глазах ваших!

4. А ныне крепись, Зерубавэль, - слово Г-спода, - и крепись, Еѓошуа, сын Еоцадака, священник великий, и крепись, весь народ страны, - слово Г-спода, - и сделайте - ибо Я с вами, - слово Г-спода Воинств!

5. Слово, по которому Я заключил союз с вами по исходе вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас. Не бойтесь!

6. Ибо так сказал Г-сподь Воинств: еще одно и скоро; и сотрясу Я небо, и землю, и море, и сушу.

7. И сотрясу Я все народы, и придут они с сокровищами всех народов, и наполню Дом этот великолепием, - сказал Г-сподь Воинств.

8. Мне - серебро, и Мне - золото, - слово Г-спода Воинств.

9. Больше будет слава Дома этого последнего, чем первого, - сказал Г-сподь Воинств. И в месте этом дам Я мир, - слово Г-спода Воинств.

10. В двадцать четвертый девятого, во второй год Даръявэша, было слово Г-спода через Хаггая, пророка, сказано:

11. Так сказал Г-сподь Воинств: спроси у коѓэнов Тору, говоря:

12. Если несет человек мясо священное в полах одежды своей и коснется он полой своей хлеба, или похлебки, или вина, или масла, или какой-нибудь пищи, станет ли священным? И ответили священники, и сказали: "Нет".

13. И сказал Хаггай: если дотронется до всего этого осквернившийся мертвецом, станет ли оно нечистым? И ответили священники и сказали: "Станет нечистым".

14. И ответил Хаггай и сказал: так народ этот, так народ этот предо Мной, - слово Г-спода! И таково всякое дело рук их; и то, что приносят они там в жертву, - нечисто оно.

15. А теперь обратите, прошу, сердце ваше от этого дня и далее. Когда еще не был положен камень на камень в Храме Г-спода,

16. Бывало, приходил к скирде в двадцать, а было десять; приходил в давильню, чтобы начерпать пятьдесят мер, а было двадцать.

17. Поражал Я вас высыханием колосьев, и ржой, и градом, - каждое деяние рук ваших; но не (обращались) вы ко Мне, - слово Г-спода.

18. Обратите, прошу, сердце ваше от этого дня и далее, от дня двадцать четвертого девятого, от дня того, когда основан был Храм Г-спода; обратите сердце ваше.

19. Еще зерно в житнице, и еще виноградная лоза, и смоковница, и гранатовое дерево, и масличное дерево не плодоносили, - от этого дня Я благословлю тебя.

20. И было слово Г-спода к Хаггаю вторично в двадцать четвертый день месяца сказано:

21. Скажи Зерубавэлю, правителю Иудеи, так: Я сотрясу небо и землю.

22. И опрокину престол царств, и истреблю силу царств народов, и опрокину колесницы и всадников их, и низринуты будут кони и всадники их - каждый мечом брата своего.

23. В день тот, - слово Г-спода Воинств, - Я возьму тебя, Зерубавэль, сын Шеалтиэля, рабом себе, - слово Г-спода, - и сделаю тебя, как печать, ибо тебя избрал Я, - слово Г-спода Воинств.

(1) В СЕДЬМОЙ - месяц тишрей.

В ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ - двадцать первый день месяца тишрей, седьмой день праздника Суккот.

(4) И СДЕЛАЙТЕ - Очевидно, имеется в виду завершение строительства Храма.

(6) ЕЩЕ ОДНО - Говорится о некоем значительном событии, содержание которого не раскрывается.

(9) ДОМА ЭТОГО ПОСЛЕДНЕГО - Второго Храма.

(10) В ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕВЯТОГО - 24 кислева.

(И) СПРОСИ У СВЯЩЕННИКОВ ТОРУ - Возможное толкование: "спроси у коѓэнов, как следует поступить в данном случае в свете законов Торы".

(12) МЯСО СВЯЩЕННОЕ - мясо, предназначенное для жертвоприношений,

(13) ОСКВЕРНИВШИЙСЯ МЕРТВЕЦОМ - Коѓэнам запрещалось прикасаться к мертвецу.

(15) ОТ ЭТОГО ДНЯ - от дня основания Храма.

(16) ДВАДЦАТЬ - двадцать мер.

(22) И ОПРОКИНУ ПРЕСТОЛ ЦАРСТВ - Историки считают, что в многочисленных мятежах и войнах, происходивших в то время, пророк видел начало "последних дней" языческого мира.

(23) И СДЕЛАЮ ТЕБЯ КАК ПЕЧАТЬ - Мудрецы толкуют эти слова как отмену пророчества Ирмеяѓу о том, что потомки Давида не будут царствовать в Иудее (Ирмеяѓу 22 24-30).

Спустя два месяца после второго пророчества Хаггая иерусалимцы услышали еще одно, третье. Вновь пророк убеждает народ, что завершение строительства Храма станет поворотным пунктом в жизни страны и в Иудею вернется изобилие и процветание. В этом пророчестве он также предупреждает о том, что нельзя строить Храм "нечистыми" руками. Трудно определить точно, кому адресованы эти слова, - вероятно, самаритянам, желавшим присоединиться к строительству, но, возможно, и некоторым из числа самих евреев. Если верно последнее, то это означает, что Хаггай продолжил борьбу, которую вели Ирмеяѓу и другие пророки, осуждавшие нечестность и безнравственность, а также пренебрежение законами ритуальной нечистоты.

Чтобы лучше понять четвертое, последнее пророчество, напомним о внешних условиях, о ситуации в империи персов. Это были годы мятежей и смуты. После смерти сына Корэша Камбиза в 522 году во многих частях., огромной империи вспыхнули восстания. На короткий срок трон захватил жрец Гаумата, выдававший себя за сына Корэша Бар дня (Смердис). Подавив мятеж и усмирив восстания, на престоле утвердился царь Даръявэш, происходивший из боковой линии царского рода Ахеменидов. Между тем небольшая еврейская община в Иудее с энтузиазмом приступила к строительству Храма. Строительство возглавил потомок Давида Зерубавэль. В это смутное для империи время пророк предрекает падение Персии и возрождение династии Давида на престоле Иудеи.

Четыре пророчества составили небольшую книгу Хаггая. Комментаторы спрашивают: неужели этого было достаточно, чтобы вдохновить народ на выполнение грандиозной задачи, чтобы преодолеть сомнения, усталость и разочарование? Наверное, Хаггаю принадлежали и другие пророчества. Не забудем и о том, что в одно время с ним и во имя той же цели боролся еще один замечательный пророк - Захария.

Перечитаем еще раз эту небольшую книгу и попытаемся понять, из каких источников почерпнуто то огромное влияние, которое слова пророка оказали на его современников и потомков.

Текст 22
НЕ БУДЬТЕ, КАК ОТЦЫ ВАШИ..

(Захария 1 1-6)

Захария, сын Бэрехии, был современником Хаггая. Рассказывая о возобновлении строительства Храма, Эзра называет их имена рядом. О самом Захарии мы знаем очень мало. Если согласиться с тем, что это он упомянут Нэхемией в списке глав семей коѓэнов (Нэхемия 12 16), то оказывается, что он был главой семьи коѓэнов во времена первосвященника Еоякима, сына Еѓошуа. В Иудею Захария мог прийти вместе с Зерубавэлем.

Пророческая деятельность Захарии направлена на те же цели, которые преследовал Хаггай. Восстановление Храма, сплочение народа - главная задача обоих. Но Захария подходит к ее решению по-своему. Считая себя продолжателем великих пророков Ешаяѓу, Ехэзкэля и Ирмеяѓу, он выделяет тему социальной несправедливости в отношениях внутри общины как одну из центральных.

1. В восьмом месяце, во второй год Даръявэша, было слово Г-спода к Захарии, сыну Бэрехии, сына Иддо, пророку, сказано:

2. Прогневался Г-сподь на отцов ваших гневом.

3. И скажешь ты им: так сказал Г-сподь Воинств: возвратитесь ко Мне, - слово Г-спода Воинств, - и Я возвращусь к вам, - сказал Г-сподь Воинств.

4. Не будьте, как отцы ваши, к которым взывали пророки первые, говоря: так сказал Г-сподь Воинств: "Отвратитесь, прошу, от путей ваших злых и от дел ваших злых", - но не слушали они и не внимали Мне, - слово Г-спода.

5. Отцы ваши - где они? А пророки - разве вечно живут они?

6. Но слова Мои и определения Мои, которые Я заповедал рабам Моим, пророкам, разве не достигли они отцов ваших? И возвратились они и сказали: как определил Г-сподь Воинств поступить с нами по путям нашим и делам нашим, так Он и поступил с нами.

(1) В ВОСЬМОМ МЕСЯЦЕ - в месяце мархешван.

(4) ПРОРОКИ ПЕРВЫЕ - пророки, жившие в эпоху Первого Храма.

ОТВРАТИТЕСЬ... - сравните со словами Ирмеяѓу: "Исправьте пути ваши и деяния ваши" (Ирмеяѓу 7 5).

(5) ОТЦЫ ВАШИ - ГДЕ ОНИ? - Возможно, это сказано, чтобы подчеркнуть трагическую судьбу поколения, пережившего гибель Храма, Иерушалаима и государства.

(6) И ВОЗВРАТИЛИСЬ - раскаялись, одумались.

Характерно для Захарии, что он не говорит о внешних трудностях, о происках врагов, о хозяйственных бедах, а сосредотачивается на нравственных проблемах. Пророк не жалуется на тяжелые условия жизни иудеев в первые десятилетия после возвращения. Его пророчество начинается страстным призывом к раскаянию в дурных поступках. Пророк видит опасность в том, что поколение Шиват Цион может повторить ошибки поколения катастрофы.

Подумаем, почему вновь возникла необходимость призвать народ к нравственному самосовершенствованию, к которому многократно призывал пророк Ирмеяѓу в годы, предшествовавшие падению Иерушалаима.

Текст 23
ДОКОЛЕ ТЫ НЕ СМИЛОСТИВИШЬСЯ НАД ИЕРУШАЛАИМОМ

(Захария 1 7-12)

Фрагмент из Книги Захарии, который нам предстоит прочитать, отражает новую ситуацию, сложившуюся в Иудее и вокруг нее. Заканчивается второй год царствования Даръявэша. Время мятежей и войн - позади, в империи установилось спокойствие, люди возвратились к мирным делам и занятиям. В Иерушалаиме возобновлено строительство Храма. Но положение, в котором находился город, видимо, все еще оставалось тяжелым. Это особенно остро воспринималось на фоне нормализации всех сторон жизни в других частях державы.

При чтении обратите внимание на своеобразную форму изложения. Текст не прост для понимания. Захария пытается передать одно из характерных для него ночных пророческих видений. Это не сон, а мысли и чувства человека, находящегося на грани бодрствования и сна в состоянии, похожем на состояние только что пробудившегося человека.

7. В двадцать четвертый день одиннадцатого месяца - это месяц шват, - в год второй Даръявэша, было слово Г-спода к Захарии, сыну Бэрехии, сына Иддо, пророку, сказано.

8. Видел я этой ночью: вот человек едет верхом на красном коне, и стоит он между миртами, что в углублении, и за ним - кони красные, светло-красные и белые.

9. И сказал я: что эти? И сказал мне ангел, говоривший во мне: я покажу тебе, что они, эти.

10. И отвечал человек, стоящий между миртами, и сказал: "Это те, которых Г-сподь послал пройти по земле".

11. И ответили они ангелу Г-спода, стоящему между миртами, и сказали: прошли мы по земле, и вот вся земля пребывает в спокойствии.

12. И отвечал ангел Г-спода и сказал: Г-сподь Воинств! Доколе Ты не смилостивишься над Иерушалаимом и над городами Иудеи, на которые гневаешься Ты уже семьдесят лет?

(7) В ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ОДИННАДЦАТОГО МЕСЯЦА - спустя четыре месяца после первого пророчества Захарии и через два месяца после пророческого выступления Хаггая в 24-й день девятого месяца.

МЕСЯЦ ШВАТ - одно из первых употреблений в Танахе вавилонских названий месяцев, воспринятых в изгнании.

(8) ВИДЕЛ Я - не воочию, а внутренним зрением. НА КРАСНОМ КОНЕ - возможно, символизирует войну (пожарища).

КОНИ КРАСНЫЕ, СВЕТЛО-КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ - Одно из толкований - три цвета пламени.

(9) ЧТО ЭТИ? - Что же эти образы могут означать?

ЧТО ОНИ, ЭТИ - что они, (эти образы) означают.

(12) И СКАЗАЛ - Далее следует молитва от имени ангела.

Как отнеслись иудеи к изменениям, происшедшим в империи? Читая фрагмент, мы явственно различаем страстное желание, чтобы эпоха бед, войн, изгнаний наконец отошла в прошлое. Мысли и надежды иудеев по-прежнему прикованы к цифре 70. Вероятно, они вновь и вновь высчитывали годы и события. Итоги подсчета неизменно подтверждали, что срок, отмеренный для бедствий и испытаний, о котором говорил пророк Ирмеяѓу, истек. Почему же продолжаются хозяйственные неурядицы, сохраняется напряженность в отношениях с соседями, не удается полностью возродить города Иудеи? Когда же, наконец, наступит долгожданное спокойствие и обещанное благоденствие в Иерушалаиме?

По своему стилю и форме изложения Книга Захарии занимает особое место среди еврейских книг. Благодаря пророческим видениям, для которых характерен образ ангела, ее считают связующим звеном между Книгой Ехэзкэля и Книгой Даниэля, а также некоторыми еврейскими книгами той эпохи, не вошедшими в Танах.

Текст 24
РУКИ ЗЕРУБАВЭЛЯ ОСНОВАЛИ ДОМ ЭТОТ, И РУКИ ЕГО ЗАВЕРШАТ

(Захария 4 6-9)

Фрагмент освещает отношение иудеев к одной из важных проблем - кто будет руководителем общины. С этим были связаны и такие важные вопросы, как автономия Иудеи, ее статус и форма.

Когда царь Корэш позволил евреям вернуться в Иерушалаим, он, очевидно, рассчитывал лишь на создание небольшой храмовой общины, расположенной в Иерушалаиме и его окрестностях. Иудеи же стремились возродить всю страну. Пока во главе общины стояли Шэшбацар и Зерубавэль, живой оставалась и надежда на восстановление независимого царства под скипетром царя из рода Давида. Оба они были наместниками Иудеи, получившими власть из рук персов. Оба происходили из дома Давида.

Наши источники не раскрывают причины и обстоятельства ухода Шэшбацара. Был ли этот уход вынужденным или добровольным, когда он произошел, - мы не знаем. Руководство на долгий период переходит к Зерубавэлю. Прочитаем, что о Зерубавэле написано в Книге Захарии, и сравним это с тем, что говорит о нем Хаггай (фрагмент 22).

6. И отвечал он и сказал мне так: Это слово Г-спода, сказанное Зерубавэлю: не могуществом и не силой - только духом Моим, - сказал Г-сподь Воинств.

7. Кто ты, гора великая, пред Зерубавэлем? Подобна равнине, и вынесет он главный камень (при) восклицаниях: "Прекрасен, прекрасен он!"

8. И было слово Г-спода ко мне сказано:

9. Руки Зерубавэля основали дом этот, и руки его завершат; и узнаешь, что Г-сподь Воинств послал меня к вам.

(6) НЕ МОГУЩЕСТВОМ И НЕ СИЛОЙ - Имеется в виду основа авторитета и власти Зерубавэля. Некоторые комментаторы считают, что это относится не только к руководству строительством Храма, но и - в более широком смысле - к управлению Иудеей.

(9) РУКИ ЗЕРУБАВЭЛЯ ОСНОВАЛИ ДОМ ЭТОТ - В Книге Эзры говорится о начале строительства Храма при Шэшбацаре. Возобновление строительства Храма относится к 24 элула, и закладкой его руководил Зерубавэль. Об этом свидетельствуют и Эзра (3:7), и Хаггай (1:15).

Как и в Книге Хаггая, Захария подтверждает право Зерубавэля на главенство. Подчеркивается, что сила не может служить основой его авторитета. Действительно, в то время руководитель общины не имел армий и государственного аппарата. Влияние вождей основывалось на общепринятых принципах веры и убеждениях, на уважении к дому Давида и его роли в истории евреев. Можно предположить, что и личные качества Зерубавэля соответствовали его предназначению.

Рядом с Шэшбацаром и с Зерубавэлем источники называют Еѓошуа сына Еѓоцадака - первого первосвященника Второго Храма. Некоторые историки полагают, что в первые десятилетия после возвращения могла существовать некоторая неясность или даже напряженность в отношениях между ними, - особенно если учесть, что на развитие событий влияли и персидские власти, которые, возможно, были обеспокоены ростом авторитета потомков Давида. Этим может объясняться и решительная поддержка, которую оказали Зерубавэлю Хаггай и Захария.

Текст 25
ПЛАКАТЬ ЛИ МНЕ В ПЯТЫЙ МЕСЯЦ?

(Захария 7 1-7)

Строительство Храма подходило к концу. Мечта нескольких поколений близилась к осуществлению. Завершалась целая эпоха в жизни народа. Это была одна из наиболее трагических эпох, наполненная трудной борьбой за существование, за сохранение своего национального лица, своих ценностей и традиций. Но, кроме многочисленных потерь, бед и потрясений, бурная эпоха подарила еврейскому народу и новый опыт. Он отразился, в частности, в новых памятных датах еврейского календаря, новых обычаях и идеях.

Что ожидает народ в грядущем, после того, как Храм будет возведен? Что из приобретенного опыта необходимо сохранить, а от чего отказаться? Эти и еще многие вопросы встали перед иудеями. С одним из подобных вопросов - нужно ли будет соблюдать пост в память о днях разрушения Первого Храма - группа вавилонских евреев обратилась к пророку.

1. И было в год четвертый царя Даръявэша, было слово Г-спода к Захарии, в четвертый девятого месяца - кислева.

2. И послали Бэйтэль Сарэцэр, и Рэгэм Мэлэх, и люди его - просить Г-спода,

3. Сказать священникам, которые в доме Г-спода Воинств, и пророкам так: "Плакать ли мне в пятый месяц, воздержаться ли, как делал я это уже столько лет?"

4. И было слово Г-спода Воинств ко мне сказано:

5. Скажи всему народу страны и священникам так: "Когда постились вы и плакали в пятый и в седьмой - и уже семьдесят лет, - для Меня постились вы?

6. И когда едите вы и когда пьете, разве не вы едите и пьете?"

7. Ведь слова, которые провозгласил Г-сподь через пророков первых, когда был населен и спокоен Иерушалаим, и города вокруг него, и Нэгэв, и низменность населены были.

(1) И БЫЛО В ГОД ЧЕТВЕРТЫЙ - 518/7 год; до завершения строительства Второго Храма оставалось примерно два года.

В ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕСЯТОГО МЕСЯЦА - четвертый день кислева.

(2) И ПОСЛАЛИ - из Вавилона в Иудею.

БЭЙТЭЛЬ - Некоторые комментаторы считают, что послание было направлено коѓэнами города Бэйт Эль. Но это противоречит следующему предложению, в котором говорится, что послание адресовано священникам, которые служат в Иерусалимском Храме.

(3) ПЛАКАТЬ ЛИ МНЕ В ПЯТЫЙ МЕСЯЦ - В этом месяце - месяце ав - был сожжен Храм и разрушен Иерушалаим. В память об этой трагедии иудеи установили день траура и поста.

(5) И В СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ - В месяце тишрей был установлен пост в память о Гедалии, после гибели которого были уничтожены остатки еврейской государственности в Иудее.

Вопрос, которому посвящен фрагмент, отражал более общую проблему: что сохранить из духовного опыта эпохи изгнания? Не случайно мы читаем в тексте обращение - "скажи всему народу". Вопрос задан конкретными людьми, но, в силу его важности, пророк отвечает всему народу.

Обратили ли вы внимание, что в словах пророка нет прямого ответа на конкретный вопрос? Может быть, Захария хотел подвести иудеев к пониманию того, что решить они должны сами, без помощи пророков. Не забудем, что с построением Второго Храма завершается многовековой период, когда духовное руководство принадлежало пророкам. Вскоре за Хаггаем и Захарией будет пророчествовать Малахи - последний пророк евреев.

Текст 26
ДА УКРЕПЯТСЯ РУКИ ВАШИ

(Захария 8 1-17)

В отличие от Хаггая, Захария не указывает прямо на необходимость немедленно завершить строительство, но эта мысль пронизывает всю его книгу. В центре фрагмента, который мы прочитаем, - судьба Иерушалаима. Подумаем, как в тексте отразилась точка зрения пророка на то, что необходимо предпринять для возвращения Иерушалаиму мира и благополучия.

1. И было слово Г-спода Воинств сказано.

2. Так сказал Г-сподь Воинств: возревновал Я о Ционе ревностью великой и яростью великой возревновал о нем.

3. Так сказал Г-сподь: Я возвращаюсь в Цион и обитать буду в Иерушалаиме, и назван будет Иерушалаим городом истины, и гора Г-спода Воинств - горой святой.

4. Так сказал Г-сподь Воинств: еще сидеть будут старики и старухи на площадях Иерушалаима, каждый с посохом своим в руке его - от глубокой старости.

5. И площади города наполнятся мальчиками и девочками, играющими на площадях его.

6. Так сказал Г-сподь Воинств: как удивительным будет это в глазах остатка народа этого в дни те, так удивительно и в глазах Моих, - слово Г-спода Воинств!

7. Так сказал Г-сподь Воинств: вот Я спасаю народ Мой из страны восточной и из страны заката солнечного.

8. И приведу Я их, и обитать будут в Иерушалаиме, и будут Моим народом, и Я буду им Б-гом в истине и справедливости.

9. Так сказал Г-сподь Воинств: да укрепятся руки ваши, слышащие в дни эти из уст пророков слова эти, которые в день основания дома Г-спода Воинств, чтобы построен был Храм.

10. Ибо прежде дней тех не было вознаграждения человеку, и платы животным не было; ни выходящему, ни приходящему не было покоя от врагов, и наслал Я всех людей, каждого - на ближнего своего.

11. А ныне Я не как в дни первые, для остатка народа этого, слово Г-спода Воинств.

12. Ибо семя мира, лоза виноградная даст плод свой, и земля даст урожай свой, и небеса дадут росу свою; и отдам все это во владение остатку народа этого.

13. И будет: как были вы проклятьем среди народов, дом Йеѓуды и дом Исраэля, так Я спасу вас, и будете благословением. Не бойтесь, да укрепятся руки ваши!

14. Ибо так сказал Г-сподь Воинств: как решил Я навести зло на вас, когда разгневали Меня отцы ваши, - сказал Г-сподь Воинств, - и не отменил,

15. Так Я снова решил в эти дни сделать доброе Иерушалаиму и дому Йеѓуды. Не бойтесь!

16. Вот дела, которые сделаете: говорите правду - каждый ближнему своему; по истине и по справедливости мира судите во вратах ваших,

17. И каждый против ближнего своего зла не замышляйте в сердце своем, и ложной клятвы не любите, ибо все это ненавижу Я, - слово Г-спода

(3) ГОРА Г-СПОДА - Храмовая гора.

(7) ИЗ СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ - очевидно, из Вавилона (Месопотамии).

(10) ПРЕЖДЕ ДНЕЙ ТЕХ - до возобновления строительства Храма. О трудностях первых лет жизни в Иудее после возвращения говорил и Хаггай (Хаггай 1:6; 2:16).

(11) А НЫНЕ - в преддверии окончания строительства Храма.

КАК В ДНИ ПЕРВЫЕ - то есть в дни, предшествовавшие строительству Храма. Сравните: Хаггай (1:10)

(16) СУДИТЕ ВО ВРАТАХ - У городских ворот обычно располагался суд.

Возрождение Иерушалаима пророк связывает не только с восстановлением Храма как духовного центра народа, но и с утверждением достойных отношений между людьми. Он не отделял высоких духовных и общезначимых ценностей, таких, как мир и плодородие земли, от, казалось бы, частных радостей повседневной жизни. Дети, играющие на улицах мирного Иерушалаима, отдыхающие старики - все это складывается в трогательную картину ожившего города.

Продолжение >>

К главному меню

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5