Традиции       |   Метод. кабинет   |   Главная страница
x
x


Текст 35
Я ОТСТРОЮ ЕГО...

(Нэхемия 1 1-11, 2 1-8)

Познакомимся с первыми страницами Книги Нэхемш, рассказывающими о причинах и обстоятельствах его алии в Иерушалаим. Изложение начинается рассказом о приезде к Нэхемии его брата Ханании, вернувшегося из Иерушалаима. Это было в месяце кислев 446 или 445 года. Нэхемия находился в городе Шушаны (Сузы) и служил виночерпием при дворе царя Артахшасты. Ханания и его спутники сообщают Нэхемии о тяжелом положении евреев Иудеи. Это настолько потрясло Нэхемию, что он решает покинуть дворец и переселиться в Иерушалаим. Что же так взволновало богатого и влиятельного сановника? Весть о том, что стены Иерушалаима по-прежнему лежат в развалинах.

Фрагмент можно поделить на следующие части:

а) Заголовок - 1 предложение.

б) Весть из Иерушалаима - 2-4 предложения.

в) Молитва Нэхемии - 5-11 предложения (до слов "а был я").

г) Просьба Нэхемии отпустить его в Иерушалаим - 1-5 предложения (глава II).

д) Решение царя - 6 предложение; е) Права и полномочия Нэхемии - 7-8 предложения.

Читая текст, подумайте, как в каждой из этих частей отразились особенности личности Нэхемии.

1. Слова Нэхемии, сына Хахальи. Было это в месяце кислев, на двадцатом году; и был я в Шушане, в столице.

2. И пришел Ханани, один из братьев моих, он и люди из Иудеи. И расспрашивал я их об уцелевших жителях Иудеи, которые остались после изгнания, и об Иерушалаиме.

3. И сказали они мне: "Оставшиеся - те, что остались там после плена в стране, - в большой беде и унижении; а стена Иерушалаима разрушена, и ворота его сожжены огнем".

4. И было, когда услышал я эти слова, сел я и заплакал, и пребывал в трауре несколько дней; и постился я, и молился перед Б-гом Небесным,

5. И сказал я: "Г-споди Б-г Небесный, прошу Тебя, Б-г великий и грозный, хранящий союз и милость к любящим Его и соблюдающим заповеди Его!

6. Прошу, да будет внемлющим ухо Твое, а глаза Твои - открытыми, чтобы слышать молитву раба Твоего, которую возношу я пред Тобою сегодня, днем и ночью, о сынах Исраэля, рабах Твоих, и каюсь я в грехах сынов Исраэля, которыми грешили мы пред Тобою: и я, и дом отца моего - грешили мы.

7. Виновны мы пред Тобою, и не соблюдали мы заповеди, и постановления, и законы, которые Ты заповедал Моше, рабу Твоему.

8. Вспомни же слово, которое заповедал Ты рабу Твоем} Моше, сказав: "Если вероломны будете, Я рассею вас среди народов.

9. Если же возвратитесь вы ко Мне, и будете соблюдать заповеди Мои, и исполнять их, то, если будете вы заброшены на край неба, оттуда соберу Я их и приведу их на место, которое Я избрал, чтобы водворить там имя Мое".

10. А они - рабы Твои и народ Твой, который вызволил Ты силой Своей великой и рукой Своей крепкой!

11. Прошу Тебя, Г-споди, пусть же ухо Твое внемлет молитве раба Твоего и молитве рабов Твоих, что хотят благоговеть перед именем Твоим. И прошу, дай преуспеть рабу Твоему сегодня и пошли ему милость этого человека. А был я виночерпием у царя.

1. И было в месяце нисан, в двадцатый год царя Артахшасты - вино перед ним, а я взял вино и подал царю; и не выглядел я грустным в его присутствии.

2. II сказал мне царь: "Почему ты выглядишь печальным, ведь ты не болен? Не иначе, как зло на сердце". И очень я испугался.

3. И сказал я царю: "Да живет царь вовеки! Как же мне не выглядеть печальным, если город, где могилы предков моих, разрушен, а ворота его сожжены огнем?"

4. И сказал мне царь: "Чего же ты просишь?" И взмолился я пред Б-гом Небесным,

5. И сказал я царю: "Если сочтет царь за благо и если нашел я милость в глазах царя, то пошли меня в Иудею, в город могил моих предков, и я отстрою его".

6. И царь, рядом с которым сидела царица, сказал мне; "На сколько ты хочешь уйти и когда вернешься?" И угодно было это царю, и послал он меня, как только сказал я ему срок.

7. И сказал я царю: "Если сочтет царь за благо, то пусть дадут мне письма к наместникам Заречья, чтобы переправляли они меня, пока не дойду я до Иудеи.

8. И письмо к Асафу, хранителю царского леса, чтобы дал он мне деревьев для перекрытий ворот вокруг Храма Б-га, и для городской стены, и для дома, в котором я поселюсь". И дал мне царь по мере доброй руки Б-га, что была со мною. А царь послал со мной военачальников и всадников.

(1) НА ДВАДЦАТОМ ГОДУ - в царствование Артахшасты, 446 год. По мнению некоторых комментаторов - в царствование Даръявэша.

В СТОЛИЦЕ - в крепости, в которой находился царский дворец. (2) ОСТАЛИСЬ ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ - возможные толкования:

а) еврейская община в Иудее, которая состояла из потомков тех, кто вернулся с Зерубавэлем, и евреев Вавилона, присоединившихся к ним позже;

б) возможно, еще одно изгнание постигло иудеев при персах, и здесь говорится о тех, кто вернулся из него;

в) можно перевести эту фразу и следующим образом - остались, избежав изгнания.

(3) СТЕНА ИЕРУШАЛАИМА РАЗРУШЕНА - во время штурма и разрушения города вавилонянами в 586 году. Вероятно, прежние попытки иудеев восстановить ее оказались безуспешными.

И ВОРОТА ЕГО СОЖЖЕНЫ - вавилонянами. Крепостные стены Иерушалаима имели несколько ворот, сделанных из металических деталей и дерева. Возможно, что и ворота, и стены частично сохранились.

(4) И МОЛИЛСЯ - Книга Нэхемии содержит несколько молитв. Часть из них вошла в состав ежедневной Службы, порядок которой сложился позднее. (И) МИЛОСТЬ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА - царя. (2 2) ЗЛО НА СЕРДЦЕ - замысел восстать.

(5) ГОРОД МОГИЛ МОИХ ПРЕДКОВ - Иерушалаим. Вероятно, Нэхемия имеет в виду свою семью либо предков всего народа. (7) ПЕРЕПРАВЛЯЛИ - возможны разные толкования:

а) официальное разрешение пройти через территорию сатрапий и пересечь их границы;

б) вооруженная охрана;

в) использование государственных дорог и средств связи.

(8) ДЛЯ ПЕРЕКРЫТИЯ ВОРОТ - Эти слова иначе переводят как "ворота укреплений" (к северо-западу от Храмовой горы).

Итак, Нэхемия решается просить Артахшасту отменить царский приказ об остановке строительства стен Иерушалаима. И ему это удается. Чем могла быть вызвана подобная перемена отношения правителя? Возможно, подавив восстание в Египте и упрочив свою власть в персидской армии, Артахшаста утвердился на престоле и теперь мог с большим сочувствием отнестись к просьбам иудеев. Этому в той или иной мере могло способствовать расположение правителя к своему виночерпию.

Нэхемия был назначен наместником Иудеи и, как и Эзра, снабжен официальным письмом о полномочиях. Но, в отличие от Эзры, он не отказался от вооруженного отряда. Нэхемия не стремился также собрать большую группу для перехода в Иерушалаим, взяв с собой лишь рабочих для строительства стены. Все свои действия он подчинил этой конкретной задаче.

Текст 36
И ПОДНЯЛСЯ Я НОЧЬЮ ПО РЕКЕ И ОСМОТРЕЛ СТЕНУ...

(Нэхемия 2 13-16)

О своем переходе в Иерушалаим Нэхемия не рассказывает, указывая лишь время прибытия и то, что вожди соседних народов с неодобрением встретили его появление в Иудее. Возможно, этим объясняется особая осторожность его первых шагов в Иерушалаиме. Первого ава Нэхемия со спутниками прибывают в Иерушалаим. Через три дня он осматривает городские стены. Делает он это тайно, ночью, никому ничего не сказав.

13. И выехал я ночью через ворота Долины к источнику Чудовища и к воротам Мусорным, и осмотрел я крепостные стены Иерушалаима, что были разрушены, и ворота его, что сожжены огнем.

14. И прошел я к воротам Источника и к царскому водоему, но не было места, чтобы пройти скотине, которая подо мной.

15. И поднялся я ночью по реке, и осмотрел стену, и вернулся к воротам Долины, и возвратился.

16. А правители не знали, куда я ходил и что делал; ни иудеям, ни коѓэнам, ни знати, ни правителям, ни остальным исполнителям работ не сказал я ничего до той поры.

(13) ВОРОТА ДОЛИНЫ - городские ворота, обращенные к долине Бен-Ином на юго-восточной окраине города.

ИСТОЧНИК ЧУДОВИЩА - Возможно, так назывался источник в долине Бен-Ином. Но не исключено, что имеется в виду Эйн Рогель - источник, находившийся там, где сходятся долина Бен-Ином и ручей Кедрон.

К ВОРОТАМ МУСОРНЫМ - Вероятно, они были расположены на юго-востоке. О названии ворот мудрецы спорят. Некоторые считают, что слово "ашпаот" произошло от слов "шапат", "шапот": "ставить на огонь", "заниматься сыроварением". Другие связывают его со словом "ашпа" - мусор. Третьи говорят, что своим наименованием ворота обязаны располагавшемуся поблизости рынку скота. И в наши дни существуют Мусорные ворота, но в древности они находились южнее.

(14) К ВОРОТАМ ИСТОЧНИКА - Если имеется в виду источник Тихон, то речь идет о воротах, которые располагались к юго-востоку от места, где Тихон впадает в водоем Шилоах. В тексте он назван царским водоемом.

(15) ПО РЕКЕ - Имеется в виду ручей Кедрон, текущий вдоль городских стен.

И ВЕРНУЛСЯ - той же дорогой; то есть, осмотрев восточную и южную часть стены, вернулся той же дорогой.

Обследовав часть городской стены, Нэхемия убедился в ее плачевном состоянии. Он увидел запустение, заросли и разбросанные камни, сожженные ворота. В некоторых местах он даже не смог приблизиться к стене. В то же время из описания видно, что обвалились главным образом верхние ряды каменной кладки, в то время как нижние сохранились. Возможно, это обстоятельство способствовало принятию решения, о котором рассказывает следующий фрагмент.

Текст 37
ОТСТРОИМ СТЕНЫ ИЕРУШАЛАИМА

(Нэхемия 2 17-18)

На следующий день после ночного осмотра Нэхемия собирает руководителей общины и рассказывает им о своем плане восстановления стен города.

Прочитаем фрагмент и подумаем, какие аргументы выдвинул Нэхемия в обоснование необходимости этого предприятия.

17. Но сказал я им: "Вы видите то бедствие, в котором мы находимся, - как разрушен Иерушалаим, и ворота его сожжены огнем. Идемте же, отстроим стены Иерушалаима и не будем в унижении".

18. II рассказал я им о руке Б-га, что благой была надо мною, и о словах царя, которые сказал он мне. И сказали они: "Встанем и отстроим!" И крепко взялись они за благое дело.

(17) НО СКАЗАЛ Я ИМ - Вероятно, имеются в виду иудеи, коѓэны, знать, чиновники, другие исполнители работ, о которых говорилось в предыдущем фрагменте (предложение 16).

В УНИЖЕНИИ - Отсутствие стен свидетельствовало о слабости и бедности еврейской общины, о ее неспособности отстоять свои интересы в борьбе с недругами.

Совет руководителей всей еврейской общины Иудеи или, как предполагают некоторые комментаторы, только Иерушалаима принимает решение восстановить городскую стену. К делу приступили немедленно. Нэхемия организовал четкий порядок работ. Они велись посменно, не прекращаясь и ночью. Вся окружность стены была поделена на участки. Каждая семья отвечала за свой участок, располагавшийся, как правило, вблизи ее дома. Жители Иерушалаима взяли на себя основную часть труда, но в нем участвовали и некоторые другие города Иудеи.

Историки предполагают, что в организации работ Нэхемия употребил и свою власть наместника. Они исходят из того, что подобное крупное начинание требовало большого числа рабочих. Строительство встретило ожесточенное сопротивление вождей окружающих народов. Чтобы отразить угрозу извне и ускорить работы, Нэхемия, по их мнению, счел нужным мобилизовать население в созданные им рабочие отряды.

Текст 38
ОДНОЙ РУКОЙ ВЫПОЛНЯЕТ РАБОТУ, А В ДРУГОЙ ДЕРЖИТ МЕЧ

(Нэхемия 3 38, 4 1-17)

Еще перед своей алией, в столице империи Шушанах, Нэхемия думает об "ограде" для евреев Иудеи. Такой оградой призваны стать крепостные стены Иерушалаима. Враги, должно быть, понимали, что восстановление Иерушалаима как укрепленной столицы Иудеи станет решающим шагом в становлении еврейской автономии. Поэтому с приездом Нэхемии и началом восстановительных работ вновь обострились отношения с вождями соседних областей и народов. Работа шла в обстановке угроз, и Нэхемия вынужден был заботиться не только о стройке, но и об организации ее защиты.

В тексте, который мы прочитаем, большое место занимают отношения с соседями. Вспомним, кто населял в то время Эрец Исраэль и ее окрестности. После гибели Иудейского царства и изгнания части его населения территория страны оставалась заброшенной и пустынной. К северу от Иудеи на бывшей территории израильского царства располагалась провинция Шомрон. К югу жили аравийские племена, занявшие обширные земли, включая Эдом. К востоку за Иорданом начинались пределы Аммона и Моава. Археологи установили, что после разрушений шестого века их население и города долго не возрождались. При персах здесь, вероятно, существовали отдельные провинции. На западе, вдоль побережья Средиземного моря, располагались портовые города, находившиеся в подчинении у финикийцев и арабов. Ашдод с окрестностями образовывал самостоятельную провинцию.

Все эти страны и народы входили в состав Персидской империи. Персы, как правило, не меняли внутреннее деление, сложившееся в странах, покоренных Ассирией, а затем Вавилоном. Вся империя делилась на наместничества - сатрапии, а те, в свою очередь, - на провинции, или, как они называются в наших первоисточниках, - мединот, что можно перевести как "государства" или "страны". В подобном качестве, как мы уже знаем, развивалась и Иудея -Мединат Яуд. Провинции управлялись наместником - пэха. Чаще всего пэха назначался из местных руководителей, иногда - из персидских чиновников или военачальников.

Прочитаем фрагмент о новом этапе борьбы Иудеи с противниками ее усиления. И на этот раз борьба развернулась вокруг строительства стен Иерушалаима. Подумаем, почему иудеям удалось добиться своих целей.

38. И отстроили мы стену, и соединена была вся стена до половины, потому что в сердце у народа было работать.

1. И было, когда услышал Санвалат, и Товия, и Арави, и аммонитяне, и ашдодцы, что началось восстановление стен Иерушалаима, что начали закрывать проломы, то их это очень рассердило.

2. И сговорились они все вместе идти воевать с Иерушалаимом, а ему создать препятствия.

3. И молились мы Б-гу нашему, и поставили над ними днем и ночью стражу против них.

4. И сказали иудеи: "Нет больше сил терпеть, а земли много: не сможем мы отстроить стен}".

5. И сказали враги наши: "Не увидят они и не узнают, как придем мы в среду их, и перебьем их, и прекратим работу".

6. И было, когда пришли и>деи, живущие среди них, говорили они нам десять раз со всех сторон: "Возвратиться бы вам к нам!"

7. И поставил я ниже места, за стеной, на сухих местах, поставил я народ семьями, - с мечами их, копьями и луками их.

8. И посмотрел я, и встал, и сказал руководителям и помощникам и остальному народу: "Не бойтесь их, помните Г-спода великого и грозного, и сражайтесь за ваших братьев, сыновей, дочерей, за жен ваших и за дома ваши".

9. И было, когда услышали враги наши, что стало нам известно, и что расстроил Б-г замысел их, вернулись тогда мы все к стене, каждый к своей работе.

10. И было с того дня: половина моих юношей выполняет работу, а половина держит копья, щиты, луки и в панцырях, а военачальники за всем домом Иуды.

11. Строящие стену и носильщики тяжестей, навьючивающие, одной рукой выполняют работу, а в другой держат меч.

12. И у каждого из строителей на бедрах повязан был меч его, и они строили, а трубящий в рог был рядом со мною.

13. И сказал я руководителям, и помощникам, и остальному народу: "Работа велика и обширна, а мы рассеяны по стене, далеки друг от друга.

14. В то место, откуда услышите вы звук рога, -туда собирайтесь к нам. Б-г наш будет сражаться за нас".

15. И исполняем мы работу, а половина держит копья от утренней зари до появления звезд.

16. Тогда же сказал я народу: "Пусть каждый с отроком своим ночует в Иерушалаиме. И да будет у нас ночь для стражи, а день для работы".

17. И ни я, ни братья мои, ни отроки мои, ни люди из стражи, что позади меня, не снимали мы одежды своей; снимал ее человек, лишь идя в воду.

(3:38) СОЕДИНЕНА БЫЛА ВСЯ СТЕНА ДО ПОЛОВИНЫ - до половины ее высоты.

БЫЛО РАБОТАТЬ - было желание работать.

(4:1) САНВАЛАТ - наместник Шомрона, из Бейт Хорона в Эфраиме. Его семья, возможно, происходила из Вавилона и была среди тех самаритян, которые приняли еврейскую веру. Упоминается в папирусах Элефантины.

ТОВИЯ - глава влиятельной семьи, особенно возвысившейся в конце владычества персов в эллинистический период. Был в родстве с семьей первосвященника; в его распоряжении была даже личная комната в Храме. Уничижительное прозвище "раб амонийский" связано с его титулом "раб царя", как называли высших чиновников. Родовые земли Товии находились в Аммоне, в Заиорданье. Возможно, он был наместником Аммона.

АРАВИ - вероятно, Гэшэм-аравиец, царь, возглавлявший союз племен на севере Аравии.

(2) ЕМУ СОЗДАТЬ ПРЕПЯТСТВИЯ - возможные толкования:

а) создать препятствия народу, иудеям;

б) создать препятствия Нэхемии.

(4) НЕТ БОЛЬШЕ СИЛ ТЕРПЕТЬ - Эти слова толкуют в буквальном смысле: слабеют силы тех, кто переносит землю, и в более широком смысле - истощились силы всех строителей.

(7) ПОСТАВИЛ Я НАРОД СЕМЬЯМИ - Представители каждой семьи вошли в ополчение.

(10) ПОЛОВИНА МОИХ ЮНОШЕЙ - Имеются в виду воины, входившие в отряд, данный Нэхемии по приказу царя.

А ВОЕНАЧАЛЬНИКИ ЗА - Слово "за" можно перевести и как "вослед", имея в виду, что военачальники также участвовали в общей работе.

Кроме внешних, были и внутренние противники строительства, с которыми Нэхемия был вынужден вести борьбу. В тексте говорится о части рабочих и иудеях, живших среди соседних народов, которые предлагали прекратить работы. В Книге Нэхемии также рассказывается о негативной позиции некоторых влиятельных руководителей, среди которых был, возможно, первосвященник Эльяшив и некоторые его родственники. Однако большинство членов общины поддержало Нэхемию и самоотверженно участвовало в строительстве и обороне.

Текст 39
И БЫЛ РОПОТ ВЕЛИКИЙ В НАРОДЕ И У ЖЕН ИХ НА БРАТЬЕВ ИХ...

(Нэкемин 5 1-12)

Не только заботы, связанные со строительством и защитой от врагов, беспокоили Нэхемию. Вероятно, уже в ходе строительства он столкнулся еще с одной проблемой. Разгорелся конфликт между бедными слоями и верхушкой общины. Бедняки жаловались наместнику на то, что им грозит голодная смерть и что они даже вынуждены продавать своих детей в рабство, так как не могут отдать долги.

Прочитаем фрагмент, в котором рассказывается об этом конфликте и о том, каким образом Нэхемии удалось его разрешить. Подумаем, почему он считал положение, в которое были поставлены бедняки, позорным. Мы помним, что, призывая к восстановлению стен Иерушалаима, он также употребил слово "позор". Что могло быть общего между двумя этими явлениями - проломами в городской стене и расколом общины?

1. И был ропот великий в народе и у жен их на братьев их, иудеев.

2. И были такие, которые говорили: "Сыновья наши и дочери наши - нас множество, взять бы хлеб, и будем мы есть и жить".

3. А были такие, что говорили: "Поля и виноградники наши, и наши дома отдаем мы в залог, и хлеб берем из-за голода".

4. И были такие, которые говорили: "Мы заняли деньги для царских податей, поля наши и наши виноградники.

5. А нынче - ведь плоть наша подобна плоти братьев наших, наши сыновья подобны их сыновьям, но мы принуждаем наших сыновей и дочерей к рабству, и есть среди дочерей наших порабощенные, а мы не в силах; а поля и виноградники наши - у других".

6. И сильно разгневался я, когда услышал вопль их и эти речи.

7. И подсказало мне сердце мое, и стал я спорить с руководителями и помощниками, и сказал я им: "Тяжко взимаете вы с братьев своих." И созвал я против них большое собрание.

8. И сказал я им: "Мы выкупили братьев наших, иудеев, проданных другим народам, сколько смогли, а вы продаете братьев своих, чтобы продали их нам!" И молчали они, и не знали, что ответить.

9. И сказал я: "Дурно вы поступаете! Ведь должны вы ходить в страхе перед Б-гом нашим, чтобы избежать позора от народов, врагов наших.

10. И я, братья мои, и отроки мои, - взимаем мы с них деньги и хлеб; давайте оставим им этот долг!

11. Возвратите же им ныне их поля, виноградники, оливковые деревья и дома их, и сто Серебреников, и хлеб, и вино, и оливковое масло, которое вы требуете с них".

12. И сказали они: "Мы возвратим и не будем с них требовать; сделаем так, как ты говоришь!" И позвал я коѓэнов, и заставил их поклясться, чтобы сделано было так, как сказано.

(4) ЗАНЯЛИ ДЕНЬГИ ДЛЯ ЦАРСКИХ ПОДАТЕЙ

ПОЛЯ НАШИ И ВИНОГРАДНИКИ НАШИ - возможное толкование:

а) подати за угодья были особенно тяжелы, и крестьяне были вынуждены занимать деньги у более зажиточных членов общины, чтобы выплатить их;

б) поля и виноградники были отданы под залог.

(7) ТЯЖКО ВЗИМАЕТЕ ВЫ С БРАТЬЕВ - Трудная для перевода фраза, которая может означать также жесткое требование уплаты долга.

(8) МЫ ВЫКУПИЛИ - Вероятно, Нэхемия имеет в виду вавилонских евреев.

(10) И Я.. - Стремясь усилить воздействие своих слов, Нэхемия признает, что и он, будучи наместником, взимал налоги, часть которых шла на содержание его слуг и охраны. Но возможно, что и Нэхемия ссужал деньги беднякам.

(И) ВОЗВРАТИТЕ ЖЕ ИМ НЫНЕ - уже сегодня, не откладывая.

СТО СЕРЕБРЕНИКОВ - Слова "меат ѓа-кэсэф" толкуют и как "все, что взяли за денежные долги", - сыновей, дочерей и др.

Как могло случиться, что часть иудеев оказалась в столь бедственном положении? Сказались ли неблагоприятные природные условия, засуха и неурожаи, о которых говорили пророки? Или все еще давали знать о себе трудности восстановления хозяйства после изгнания? Не забудем и о тяжелых налогах, на уплату которых уходила значительная часть доходов. Население обязано было платить центральным властям, властям сатрапии, содержать наместника и его двор. Не удивительно, что бедняки вынуждены были брать взаймы у богатых деньги или продукты. При этом их дома, виноградники и другое имущество служили залогом, - и в тех случаях, когда не было возможности вернуть долг, переходили к богатым. В жалобе, с которой бедняки обратились к Нэхемии, утверждалось даже, что были случаи продажи детей в рабство, чтобы вернуть долги родителей.

Вероятно, поведение богачей, жестко требовавших уплаты долгов и выполнения условий займа, не противоречило законам империи и общепринятым обычаям, но оно не соответствовало представлениям иудеев об общественной справедливости, о характере отношений в общине. Еврейские законы с давних времен предусматривали систему мер, направленных на облегчение положения бедняков. Действовал обычай, обязывающий выкупать евреев, попавших в рабство к иноземцам. Но, возможно, не всегда и не всеми эти законы выполнялись.

Проведенная Нэхемией реформа включала в себя полное прощение долгов, возврат заложенных в уплату долгов полей и виноградников, а также, возможно, освобождение детей, взятых в рабство за неуплату долгов.

Можно отметить, что эта реформа напоминает реформу, проведенную руководителем Афинского государства Солоном, который добился принятия закона об освобождении граждан и их земельных участков, захваченных богачами за долги. В царствах Месопотамии уже в третьем тысячелетии существовала традиция отпускать на волю рабов, прощать долги и возвращать землю прежним владельцам при восшествии на престол нового властителя.

Нэхемия мог знать и учитывать этот опыт. Но его реформа была тесно связана с более широким планом преобразований, целью которых было построение общества на основе принципов общественной справедливости и милосердия.

Текст 40
И ЗАКОНЧЕНА БЫЛА СТЕНА...

(Нэхемия 6 15)

Рассказав об общественном конфликте и его решении, Нэхемия возвращается к описанию строительства, о завершающей фазе которого нам предстоит узнать. Это всего лишь одно предложение, но с ним связаны несколько непростых и важных вопросов:

а) чем можно объяснить, что предыдущий фрагмент был влкючен в последовательный рассказ о строительстве, как бы разорвав его на две части?

б) чем можно объяснить столь быстрые сроки восстановления стен Иерушалаима?

15. И закончена была стена двадцать пятого элула - за пятьдесят два дня.

(15) ДВАДЦАТЬ ПЯТОГО ЭЛУЛА - Работу начали 4 ава, 1 ава Нэхемия прибыл в Иерушалаим.

Окончание строительства было отмечено торжественным шествием. Часть народа двигалась с Эзрой вдоль одной стороны стены, с запада на юго-восток, другая часть - с Нэхемией - на северо-запад. Хоры левитов пели псалмы Давида. Затем, после встречи обеих колонн, были принесены праздничные жертвы. В вопросе о сроках работы мнения историков расходятся. Некоторые из них считают, что Нэхемия описал завершающий этап строительства. Они опираются на свидетельство историка Йосэфа сына Матитьяу (Иосифа Флавия), считавшего, что работа продолжалась 2 года и 4 месяца (Иудейские древности 11, 179).

Что позволило восстановить стену в столь короткий срок? Нэхемия был замечательным организатором, сумевшим решить несколько трудных задач.

Во-первых, ему удалось объединить все группы населения Иерушалаима и некоторых других городов Иудеи. Сделать это было не просто, так как именно в то время отношения между бедняками и зажиточными горожанами обострились. Кроме того, часть знати была связана родственными узами и дружескими отношениями с правящей верхушкой соседних народов, опасавшихся усиления Иерушалаима.

Во-вторых, Нэхемия сумел наладить четкий порядок работ.

В-третьих, была обеспечена безопасность и оборона города и строителей в условиях, когда враги неоднократно пытались сорвать строительство.

Продолжение >>

К главному меню

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5