Метод. кабинет   |   Главная страница
x
x

 

 

ПУРИМ

Мила: Посмотри-ка: маскарадные костюмы, маски, шары разноцветные... Это похоже на большой праздник. Я думаю, нам понравится этот месяц - а дар.

Леня: Все это выглядит действительно празднично! А мы разучили с учителем песню об адаре. Знаешь, ее поют еврейские дети во всем мире.

Мила: Слушай, научи меня, а я научу своих подруг!

Леня: В этой песне всего четыре слова:

Мишенихнас адар марбим бесимха

Мила: А что означают слова этой песни?

Леня: Дай вспомнить... В общем, так: "Когда начинается адар, мы много веселимся".

ПРАЗДНИК ПУРИМ

В одной из книг Торы - Книге Эстер - описываются события, в память о которых празднуют Пурим. Пурим выпадает на тринадцатый день месяца адар.

Это - исторический праздник, которым мы отмечаем спасение от угрозы уничтожения, нависшей над евреями, которые жили в Древней Персии.

Это один из самых веселых праздников в году, когда евреи читают Мегилат Эстер, посылают друг другу подарки (мишлоах манот), надевают карнавальные костюмы и маскарадные маски, устраивают праздничное застолье, во время которого принято пить много вина (но разумеется, не детям!), смеяться и веселиться.

КАКОВА ИСТОРИЯ  ПУРИНА?

История Пурима - это обычная история антисемитизма, связанного с интригами в царском дворце. Читая об этом сегодня, мы поражаемся актуальности событий, происшедших в Древней Персии.

Аман, главный советник царя Ахашвероша, решил уничтожить еврейских подданных царя - за то, что они не были похожи ни на какой другой народ в огромной империи. Мордехай, видите ли, отказался падать ниц при виде Амана.

Так случилось, что жена царя Ахашвероша была еврейкой. С помощью мудрого Мордехая она срывает коварный замысел Амана и, исполняя свое предназначение, спасает наш народ.

В тринадцатый день месяца адар мы веселимся, отмечая спасение евреев.

КАКОВЫ ОБЫЧАИ  ПУРИМА?

Во многих странах мира дети и взрослые в этот день приходят в синагогу в маскарадных костюмах, чтобы послушать чтение Мегилат Эстер. Этот обычай возник, очевидно, в знак того, что царица Эстер скрывала свое происхождение, и никто во дворце не знал,  что  она еврейка.  И только для того,  чтобы  спасти  свой народ, Эстер открылась царю.

КАК  ПРАЗДНУЮТ   ПУРИМ?

Вечером и утром 13 адара в синагоге читают Мегилат Эстер. Каждый раз, когда упоминается имя Амана, все присутствующие поднимают шум, чтобы заглушить его имя.

Атмосфера в синагоге необычная: взрослые и дети одеты в маскарадные костюмы и трещат в трещотки.

Согласно обычаю, в этот день следует выпить такое количество вина, чтобы не отличить благословенного Мордехая от проклятого злодея Амана.

На Пурим принято давать щедрую цдаку (пожертвования), посылать подарки со сладостями и фруктами друзьям и родным мишлоах манот и давать подарки бедным - матанот ле-эвьоним В этот день принято устраивать праздничную трапезу.

Все эти обычаи основаны на тексте Книги Эстер.

ГОТОВЯТ  ЛИ НА  ПУРИМ ОСОБЫЕ   БЛЮДА?

Главное угощение этого дня - это гоменташен, треугольные пирожки с маковой начинкой.

Другое их название - "амановы уши". Принято такие пирожки, собственноручно изготовленные, класть в мишлоах манот.

КАКОВО  ЗНАЧЕНИЕ   ПУРИМА  В   НАШЕ   ВРЕМЯ?

Это история о евреях диаспоры и об их чудесном спасении благодаря мудрому Мордехаю и царице Эстер, которые перед лицом смертельной опасности остались верны своей вере и своему народу.

Интересно отметить, что имя Б-га ни разу не упоминается в Мегиле. В этом, возможно, кроется намек на то, что в условиях политической нестабильности нужно активно действовать, чтобы спасти себя и свой народ.

Рассказ для чтения в классе

ГРИШИН СОН

Давным-давно в одной деревне жил слепой мальчик Гриша. Он ходил в школу, играл с ребятами и иногда попадал в неприятные истории,   -     словом,   был мальчик как мальчик.  Его мама, Соня, хвалила его, когда он вел себя хорошо, и наказывала, когда он шалил.

Однажды он пришел домой весь в грязи.

- Если бы ты только видел, Гриша, как ты выглядишь, -воскликнула мама.

Гриша терпеть не мог когда ему говорили: "Если бы ты видел .. "

Гришина мама говорила это совершенно машинально. Дело в том, что она очень много работала и у нее не было ни одной свободной минуты. Ей приходилось все время готовить, шить ч убирать. Где уж ей было думать, как сказать, чтобы не обидеть ребенка!

А как она чудесно пекла! Она славилась своими гоменташен и ежегодно пекла их на Пурим, а потом продавала на базаре. Словом, трудно им жилось. Однажды Гриша даже услышал, как мама думала вслух: "Может быть, в этом году мне удастся продать столько гоменташен, что я смогу купить цыплят... "

Больше всего на свете Грише хотелось помочь маме печь эти треугольные пирожки.

- Ну, пожалуйста, мама, - просил он. - разреши мне помочь тебе печь гоменташен!

- Ах, Гриша, - отвечала мама, - ты не сможешь помочь мне... Но... Знаешь что, - принеси-ка ты мне лучше воды и помоги разжечь огонь... Хорошо? Вот если бы ты видел..

Гриша очень расстраивался. Опять он слышал эти слова: "Если бы ты видел!" Но ведь он не мог видеть... Он был слепой...

Однажды ночью Грише приснился сон. Во сне к нему явился ангел и сказал: "Гриша, ты же все видишь, когда закрываешь глаза. Во сне ты - зрячий! Когда проснешься утром, сделай то, что ты видел во сне. "

Гриша проснулся утром и вспомнил свой сон. Он был очень взволнован. Он знал, что теперь сможет удивить свою маму.

В этот день мама делала тесто, как всегда, не разрешая Грише помогать ей. Гриша рассказал ей о своем сне, но она сказала, что это все выдумки. Мама раскатывала тесто, вырезала кружки, наполняла их маком и делала треугольные пирожки. А Гриша в это время мыл и чистил сковородки, носил воду и выносил мусор. Но печь - нет, этого Гриша не сможет никогда, - так думала Гришина мама.

Вечером мама приготовила последнюю порцию теста, чтобы раскатать его и испечь утром. Затем они с Гришей пошли в синагогу слушать Мегилат Эстер.

Синагога была полна взрослых и детей с трещотками в руках. У всех было хорошее настроение, и как только кантор произносил имя Амана, дети принимались трещать трещотками и стучать ногами. Это был очень веселый и шумный праздник.

Когда они вернулись домой, Гриша лег в постель, но уснуть не мог. Он был слишком взволнован и вспоминал слова ангела из своего сна: "Делай то, что ты видел во сне".

Он потихоньку встал с кровати и пошел на кухню, где мама оставила тесто для гоменташен. Он взял кусок теста, помял его в руках и... начал лепить все то, что он видел во сне: он делал хижины и замки, цветы и звезды...

Гриша работал всю ночь.

Мама проснулась рано на рассвете и тут же пришла на кухню. Каково же было ее удивление, когда она увидела там Гришу!..

- Что ты тут делаешь, Гриша? Я же не разрешила тебе играть с тестом! Но вдруг лицо ее озарилось улыбкой:

- Послушай, как это тебе удалось? Как это ты сделал такие чудесные пирожки?

- Знаешь, мама, я все это вижу, - сказал Гриша. - Когда я закрываю глаза, я вижу!

Соня быстро испекла пирожки и наполнила ими корзинку до краев. Гриша пошел с мамой на базар продавать гоменташен.

Очень скоро вокруг них собралась толпа.

- Соня, кто это сделал такие чудесные пирожки? Очень скоро все пирожки были распроданы. Самый последний купил пекарь. Он посмотрел на Гришу и сказал:

- Ты молодец, Гриша! Из тебя выйдет отличный пекарь. Если хочешь, приходи помогать мне!

Счастливый и гордый, Гриша вернулся домой. Мама тоже была очень рада - ведь ее Гриша во сне все видит! Это было настоящее чудо. И для них это был самый радостный Пурим.

Переложение рассказа из книги "Мечты и пирожки "

К главному меню

ПЕСАХ

Леня: Шалом всем! Адар и Пурим были очень веселыми, а сейчас наступило время перевернуть следующую страницу нашего календаря. Помните ли вы названия месяцев с начала года?

Мила: Я вспоминаю их только тогда, когда смотрю на страницу календаря.

Леня: Давайте найдем в календаре название нового, наступающего месяца нисан.

Мила: Я уже слышала название месяца нисан, а ты?

Леня: Я тоже! А что  это за странная тарелка?

Мила: Наверное, это как-то связано с праздником этого месяца - праздником Песах. Я никогда раньше не видела такого блюда...

НАЗВАНИЯ ПРАЗДНИКА

Хаг а-Песах

На иврите слово пасах означает прошел мимо, миновал. Перед Исходом евреев из Египта ангел смерти прошел мимо домов евреев и вошел в дома египтян, умертвив всех их первенцев.

Хаг а-Авив - Праздник весны.

Этот праздник выпадает на 15 число месяца нисан и отмечается каждый год весной.

Хаг а-Мацот - Праздник мацы (опресноков, недрожжевого хлеба).

В заповедях Торы сказано, что мы должны есть пресный хлеб (мацу), чтобы помнить хлеб, который ели наши предки, когда покидали Египет.

Зман херутейну - Время нашей свободы.

Евреи были рабами в Египте. Праздник Песах мы отмечаем в память об освобождении их из рабства.

ЧТО  ТАКОЕ  МАЦА?

Maцa - это пресный плоский хлеб из недрожжевого теста, который мы едим во время Песаха, чтобы помнить мацу, которую ели евреи, покинув Египет.

В Торе сказано: "Семь дней ешьте опресноки... Соблюдайте день сей в роды ваши. Это .- закон на все времена. С вечера четырнадцатого дня первого месяца до вечера двадцать первого дня этого месяца вы должны есть только мацу. " (Шмот 12:15, 17- 18)

МАЦА РАЗРЕШЕНА,   А  ЧТО ЗАПРЕЩЕНО?

В том же отрывке Торы, где нам заповедано есть мацу на Песах, сказано, что мы не должны в эти дни есть хамец (изделия из дрожжевого теста): "Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте мацу. " (Шмот 12:20)

Что же такое хамец? Это любая еда, содержащая квасное. Другими словами, в течение праздника Песах заповедью и традицией предписано есть мацу вместо хлеба, исключая все продукты, содержащие хамец; более того, эти продукты не должны находиться в доме.

КАК  ГОТОВЯТСЯ  К  ПЕСАХУ?

Подготовка к Песаху начинается сразу же после окончания Пурима. В домах начинают делать тщательную весеннюю уборку, чтобы полностью ликвидировать хамец.

Поскольку еда является важной частью Песаха, необходимо особенно тщательно убрать кухню. Существуют специальные ритуалы, связанные с окончанием уборки к Песаху: бдикат хамец - поиск хамеца и биур хамец - сжигание хамеца, который был найден во время уборки.

ЧТО  ТАКОЕ   СЕДЕР?

Первый вечер Песаха - особенный. В этот вечер еврейские семьи проводят Седер Песах.

Седер - это рассказ об истории Песаха, песни и особая трапеза. Празднуя Песах, мы ощущаем свою причастность к истории еврейского народа.

Подготовка к Седеру включает в себя материальные и духовные аспекты.

На иврите слово седер означает порядок. Седер - это религиозный обряд, происходящий в еврейских домах в первый вечер Песаха. Слово Седер говорит нам о том, что этот вечер имеет определенный порядок. Обратите внимание, что в Израиле Седер Песах проводится в первый вечер праздника. Вне Израиля проводят два Седера - в первые два дня праздника Песах.

ЧТО  СЛЕДУЕТ  РАССКАЗЫВАТЬ  ВО  ВРЕМЯ  ПЕСАХА?

Текст для Седера - это книга, называемая Агада. На иврите это слово означает рассказ.

Агада содержит в себе историю Исхода из Египта, а кроме того, в ней приводится последовательность проведения лейл а-Седер -первого праздничного вечера Песаха: обязательные четыре бокала вина, рассказ о четырех сыновьях, которые задают традиционные четыре вопроса, обычай прятать афикоман, а также порядок благословений   и  последовательность  блюд  во   время  праздничной трапезы.

Агада шель Песах переведена на многие языки мира.

ЧТО  ОТЛИЧАЕТ  СЕДЕР  ОТ  ДРУГИХ ВЕЧЕРОВ?

Седер - самая важная трапеза года. Все наши праздники включают в себя праздничную трапезу, но пасхальный Седер превосходит их в этом, так как эта трапеза - центральный ритуал праздника.

В синагогах происходит особая праздничная служба. Седер же проводят дома, в кругу семьи за праздничным столом.

На столе находятся:

- подсвечники и зажженные свечи;

- бокал для кидуша и вино (в течение вечера выпивают четыре бокала вина, каждый из которых символизирует определенную степень свободы);

- блюдо Седера (особое блюдо, предназначенное только для этого праздника). Оно имеет шесть отделений для шести символических видов продуктов, которые мы едим во время Седера:

- бейца (вареное яйцо);

- зроа (жареное мясо на косточке);

- карпас -  овощи (сельдерей или петрушка);

- марор и хазерет -  горькие травы (хрен, салат);

- харосет -  смесь мелко нарезанных яблок, вина и  корицы;

- маца и салфетка для мацы;

- соленая вода (карпас макают в подсоленную воду - в память о слезах, пролитых нашими предками во времена египетского рабства).

- Агада шель Песах (желательно, чтобы у каждого участника Седера была своя Агада, чтобы он мог следить за порядком проведения Седера);

- бокал пророка Элияу. В ходе Седера открывают дверь и тем самым как бы приглашают пророка Элияу в дом. Для него приготовлен бокал с вином. Дети с интересом наблюдают за уровнем вина в стакане - вдруг этот невидимый гость посетил их дом и отведал вино?

Существует обычай во время этой праздничной трапезы облокачиваться на подушки, демонстрируя этим, что мы - свободные люди

ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА

В самом начале Агады записаны четыре вопроса, которые традиционно задают самые юные участники Седера. Их вопросы задают тон всему вечеру, они побуждают нас думать и находить правильные ответы. Мудрецы, составившие Агаду, были великими учителями; они проявили большое искусство, построив этот вечер в виде урока...

"И расскажи сыну своему..." Тора заповедала передавать из поколения в поколение рассказ об Исходе из Египта. В этот вечер мы выполняем эту заповедь.

КАК ЗАКАНЧИВАЕТСЯ  СЕДЕР?

В начале Седера средняя из трех мацот разламывается пополам. Одну половину кладут на место, а другую прячут. Позже дети должны будут найти ее. Спрятанная часть называется афикоман. Афикоман - греческое слово, означающее "десерт". Это - последнее из того, что едят во время Седера.

Ребенок, нашедший афикоман, по традиции просит определенный подарок, а взрослые обязаны выполнить его просьбу. После того, как Афикоман найден, все поют и выпивают заключительный бокал вина. Седер заканчивается словами: "В будущем году - в Иерусалиме!"

ЗНАЧЕНИЕ ОБРЯДОВ СЕДЕРА

Агада учит нас, что каждый еврей в любом поколении должен чувствовать, что это он, лично, совершил Ециат Мицраим - Исход из Египта, как будто это он был рабом в Египте и получил свободу в дни Песах. Обычаи этого праздника помогают нам еще раз пережить эти события. Поэтому Седер Песах. и содержит такие необычные моменты, которые побуждают задавать вопросы. Это и есть цель Седера.

Рассказ для чтения в классе

ВОЛШЕБНИК НА ПЕЙСАХ

 Однажды, как раз перед Песахом, в город приехал фокусник.

В эти дни евреи обычно очень заняты: нужно тщательно убрать дом, сделать необходимые покупки и приготовить пасхальную еду. Но этот фокусник был настолько удивительным, что люди, забыв о своих делах, раскрыв рот, смотрели на его чудеса.

Сам фокусник выглядел убого. Он был одет в тряпье, ботинки его развалились, а дырявая шляпа не защищала голову от дождя. Глядя на него, не верилось, что он способен на что-нибудь путное. Но тем не менее, когда началось представление, из его беззубого рта потянулись бесконечные разноцветные ленты, из его старых ботинок посыпались золотые монеты, а стоило ему приподнять свою рваную шляпу - и под ней оказывался индюк! Право слово, он показывал совершенно потрясающие фокусы!

- Откуда ты взялся? - спрашивали его изумленные зрители.

- Из Парижа! -  был краткий ответ.

- А куда ты держишь путь?

- В Лондон! -  так же лаконично отвечал волшебник.

После этого он взял да и растворился! Исчез! Но ведь он только что стоял перед ними и отвечал на вопросы!

Люди в растерянности оглядывались вокруг, надеясь увидеть его; они думали, что это его очередной фокус, но он все не появлялся! Вдруг он внезапно возник где-то совершенно в другой стороне, около базара! Удивлению и восторгу присутствующих не было границ.

В этом городке жила одна очень бедная семья - у них не было денег, чтобы подготовиться к Песаху и купить все, необходимое для праздника. А им так хотелось купить, как все, - мацу, вино, свечи и еду к празднику... Ривка очень тщательно убрала дом. Хаим достал Агаду для Се дера... Но денег у них не было...

Ривка хотела взять немного денег в долг из общинной кассы, но Хаим сказал, что есть люди, которые нуждаются больше, чем они.

Тогда Ривка продала старую серебряную ложку, чтобы купить продукты для Песаха, но Хаим отдал эти деньги на цдаку.

В пасхальный вечер, оставив до блеска вычищенный к празднику дом, Хаим отправился в синагогу. Ривка осталась дома. Ей было очень грустно - у всех были празднично накрытые столы, и только в ее доме стол был пуст.

Возвращаясь из синагоги, Хаим видел окна соседей, в которых празднично сияли зажженные свечи. И только окна его дома были темны и безрадостны...

Войдя в дом, он пожелал жене счастливого Песаха. Ривка изо всех сил старалась не показать ему, как тоскливо у нее на душе.

Хаим накинул ей на плечи шаль и сказал:

- Что ж, пойдем на Седер к соседям.  Ведь Агада    начинается со слов: "Каждый, кто голоден, пусть придет и ест." В этот момент в дверь постучали.

-  С праздником,   добрые люди!  - сказал  нежданный     гость.  

- Позвольте мне быть гостем на вашем Седере. Хаим и Ривка ответили с грустью :

- Нам очень жаль, но у нас нет Седера.

- Не волнуйтесь! Я принес вам Седер, - улыбнулся гость. Ривка сказала:

- Но у нас нет свечей.

Тогда гость щелкнул пальцами, и в воздухе возникли два подсвечника с зажженными свечами. Они стали кружиться по комнате, как бы танцуя.

А гость повернулся к столу и сказал ему:

- Ну-ка, иди сюда и накройся красивой скатертью.

Ривка и Хаим не верили своим глазам, глядя, как стол направился к середине комнаты. Вдруг откуда ни возьмись появилась белая скатерть и плавно накрыла стол, а в центре его оказались подсвечники с зажженными свечами.

И тут Хаим и Ривка узнали в своем госте того уличного фокусника. Все, что они видели, было так удивительно...

- Стулья, ну-ка сюда! -  И три ветхих стула придвинулись к столу.

- А ну, станьте креслами! - И стулья превратились в удобные и мягкие кресла. На каждом из них появились подушки.

А таинственный гость принялся накрывать праздничный стол:

- Блюдо Седера, вино, бокал для кидуша, маца!

Все эти вещи внезапно возникали из воздуха и занимали на столе соответствующие места.

Хаим и Ривка не в состоянии были сказать ни слова и как будто приросли к полу. Они не знали - к добру ли все это? Они боялись даже подойти к столу.

- Как красиво! - прошептала Ривка.

- Ужас! - воскликнул Хаим.

- Что же нам делать? - недоумевали они.

Ничего не сказав фокуснику, они вышли из комнаты и пошли к раввину, чтобы спросить, можно ли садиться за волшебный стол и есть волшебную еду.

Раввин выслушал их и сказал:

- Если вы сможете налить вино в бокалы и разломать мацу, значит, это не фокус, а подарок Небес.

Ривка и Хаим вернулись домой и нашли празднично накрытый стол, но... фокусник исчез. Они попробовали разломать мацу, - она прекрасно ломалась!

Тогда они наполнили вином бокал для кидуша и сели в кресла.

Теперь они догадались, наконец, что их гостем был никакой не фокусник, а Элияу а-нави, который принес им необыкновенный подарок с Небес - Седер Песах.

Они стали читать Агаду и, дойдя до четырех вопросов, улыбнулись, когда Хаим произнес: "Чем этот вечер отличается от других вечеров?"

Переложение рассказа Шулевица "Фокусник"

К главному меню

ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ ИЗРАИЛЯ

Мила: Эта страница посвящена Израилю. На ней изображены государственный флаг Израиля, карта, и ивритские буквы. Интересно, какое событие произошло в месяце ияр и как это событие связано с Израилем?

Леня: Может быть,  в ияре - день рождения     Израиля? Как     ты     думаешь, может быть день рождения у страны?

Мила: Этого я не знаю, но многие из моих знакомых живут в Израиле. Возможно, они знают. А ты как думаешь?

Леня: Мой лучший друг уехал недавно в Израиль, и мои двоюродные братья со своими родителями живут там. Я рад, что мы учим иврит, потому что они в Израиле тоже учат этот язык.

Мила: Если день рождения Израиля действительно в ияре, мы должны отпраздновать его. Как сказать на иврите "С днем рождения!"?

Леня: Я не знаю точно. Может быть, кто-нибудь из вас, ребята, поможет Миле найти на этой странице слова, чтобы сказать: "С днем рождения!"?

КАКОЕ  СОБЫТИЕ  ОТМЕЧАЮТ В  ИЯРЕ?

В пятый день месяца ияр Израиль отмечает День независимости, который называется на иврите Йом а-ацмаут. Этот день и считается днем рождения Израиля.

КОГДА ИЗРАИЛЬ  СТАЛ НЕЗАВИСИМЫМ ГОСУДАРСТВОМ?

14 мая 1948 года Израиль стал государством. Дата, соответствующая этому дню в еврейском календаре, - 5 ияра 5708 года. Это дата сравнительно нового еврейского праздника.

ЧЕМ ПРИМЕЧАТЕЛЕН  ЭТОТ  ПРАЗДНИК?

Йом а-ацмаут - это день провозглашения независимости Государства Израиль. Евреи во всем мире отмечают это событие, потому что ощущают свою неразрывную связь с Землей Израиля и ее народом.

ЧТО ТАКОЕ СИОН?

Сион - это синоним понятий "Иерусалим" и "Израиль". В древних текстах и молитвах это слово употреблялось, когда евреи выражали свое желание вернуться в Сион, обещанный им Б-гом.

КТО  ТАКОЙ СИОНИСТ?

До 1948 года сионистами называли тех, кто поддерживал идею создания еврейского государства в Израиле.

После 1948 года сионистами называют людей, которые осознают важность существования Государства Израиль, его значение для евреев во всем мире и помогают Израилю. Главная цель сионистов - заселять Землю Израиля, поэтому большинство из них совершают алию.

ЧТО   ТАКОЕ  А-ТИКВА?

А-тиква означает "Надежда". Это - название национального гимна Израиля. Одна из его строф в переводе на русский язык звучит так:

Пока в груди тоскует

Еврейская душа, Устремлены глаза

К вратам Востока.

И надежда наша не иссякает,

Надежда, которой два тысячелетия, -

Быть народом свободным На родной Земле.

Земля Сиона - Иерушалаим.

ЧТО ТАКОЕ ЙОМ А-ЗИКАРОН?

Йом а-зикарон - день накануне Дня независимости - это День памяти.

Перед праздником Дня независимости Израиля мы вспоминаем все те жертвы, которые понес еврейский народ, отстаивая свободу и независимость своего государства.

Четвертого ияра - День памяти героев Армии обороны Израиля. По всей стране звучит сирена, отмечая окончание Йом а-зикарон и начало Йом а-ацмаут.

КАК ПРАЗДНУЮТ ЙОМ А-АЦМАУТ?

В Израиле Йом а-ацмаут - это большой праздник. На улицах каждой деревни и каждого города люди танцуют и поют. В еврейских общинах всех стран мира школьники отмечают этот день израильскими фестивалями. Еврейские центры организуют представления, угощения израильскими блюдами, песни, танцы и другие развлечения.

Существует ли религиозная традиция праздновать этот день?

В некоторых синагогах в честь Дня независимости читают особые молитвы, во время которых возносится хвала Всевышнему за чудо наших дней - существование независимого Израиля читаются отрывки из Торы и ' хвалебные гимны Всевышнему, называемые Ал ель.

ЧТО ТАКОЕ ЙОМ ИЕРУШАЛАИМ?

28 ияра Израиль отмечает еще один праздник - День воссоединения Иерусалима.

С 1948 по 1967 год значительная часть Иерусалима, включая святые для еврейского народа места, находилась в руках арабов. В ходе Шестидневной войны Иерусалим был освобожден.

Западная стена (Стена плача), единственная сохранившаяся стена Иерусалимского Храма, была возвращена еврейскому народу. Этот день, 28 ияра, День Иерусалима, торжественно отмечается в Израиле и в еврейских общинах разных стран.

Рассказ для чтения в классе

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ИЗРАИЛЬ!

Вели ли вы когда-нибудь дневник?

А вот один еврейский мальчик по имени Йосеф, который жил в Иерусалиме много лет назад, вел дневник. Он писал в нем о своей жизни и о событиях, происходивших вокруг.

В 1948 году ему было 10 лет. Вот что он написал 30 ноября 1947 года (18 кислева 5708 года).

Сегодня великий день! В 6 часов утра мы проснулись от шума: дядя Меер стучал в дверь и кричал во все горло: "Просыпайтесь, просыпайтесь же, лентяи!"

Мы открыли дверь, и он буквально ввалился к нам в дом и начал плясать, выделывая какие-то невообразимые коленца. Мы даже подумали - не свихнулся ли он? Но через некоторое время он, отдышавшись, сообщил нам потрясающую новость: оказывается, в эту ночь Организация Объединенных Наций большинством голосов приняла решение о создании в Израиле еврейского государства.

- Как это происходило, расскажи, пожалуйста, поподробнее! -попросил отец.

Тогда дядя Меер рассказал нам, что это было непросто: там все время была напряженная обстановка, арабские государства очень старались, чтобы этого не произошло, но, так или иначе, результаты голосования таковы: 33 страны - за, 13 - против и 10 -воздержались!

Из-за шума в квартире проснулись мои сестренки- близняшки и тоже захотели узнать, что происходит. Мама объяснила им, что мы радуемся тому, что было принято решение о создании еврейского государства. Они воскликнули в один голос:

- Мама, мы хотим в нем жить! А где оно находится, наше новое государство?

Мы все рассмеялись.

Дядя Меер рассказал нам, что тысячи людей собрались на улицах Тель-Авива. Все они пели и танцевали. Все киоски были открыты, а их хозяева бесплатно раздавали желающим напитки и сладости.

Когда я пришел сегодня в школу, мои одноклассники были очень взволнованы. Мы и думать не могли об учебе, только все время переспрашивали друг у друга: "Ну, и как же теперь будет? Когда это новое государство, за которое голосовала Организация Объединенных Наций, будет образовано?"

А вот что написал Йосеф через несколько месяцев:

14 мая 1948 года (5 ияра 5708 года)

Сегодняшний день начался, как всегда, а закончился необычно. Дело было на уроке английского языка.   Сегодня у нас была уважительная причина не учить английский. Боаз спросил учителя: "Почему мы должны учить английский,   если англичане сегодня покидают нашу страну?" Мы все были очень рады,   что он так сказал! Потому что мы все так думали. Но учитель сказал, что, хоть англичане  и  покидают  страну,   английский  язык  всегда   будет нужным языком, и очень важно, чтобы мы знали его хорошо.

Когда я вернулся домой, папа сказал, что в 4 часа будет специальный выпуск новостей по радио. Это будет первая передача Коль Исраэль - Голоса Израиля, и радио будет транслировать церемонию провозглашения нового Государства.

Мама велела мне одеться в праздничную одежду. Ведь, в конце '    концов,  не каждый день приходится быть свидетелем создания собственного государства!

Время шло медленно. Мама и папа были взволнованы и явно нервничали. В четыре часа мы собрались возле радиоприемника - мама, папа, сестры и я. Дикторы рассказывали о том, как происходила в Тель-Авиве церемония провозглашения Государства Израиль.

Мы слушали молча. Я обратил внимание, что в глазах у мамы стояли слезы. Мы все слышали голос Давида Бен Гуриона, читавшего Декларацию независимости и провозгласившего, что время британского правления в Эрец Исраэль кончилось.

Название   еврейского   государства   будет   Мединат   Исраэль. Кстати, по поводу названия было много споров. Оказывается, были

и другие предложения, например: Сион, Иудея, Эрец Исраэль. А мне понравилось название Исраэль: хорошо звучит!

Вскоре к нам пришли дядя Меер и тетя Рухама.

- Что это у вас такие серьезные лица? А почему слезы? Ну-ка, доставайте шампанское! Надо радоваться и выпить за наше новое государство!

Мы достали вино, наполнили бокалы и все сказали: Лехаим!

Я знаю, что никогда не забуду этот день. Это был такой прекрасный день - день, когда родился Израиль. Я так его и называю теперь - День рождения Израиля - 5 ияра 5708 года.

К главному меню

ШАВУОТ

Леня:   Шалом!   Как   вы   думаете,   что   делаем     на    этой         горе?    Может    быть отправляемся в поход?

Мила: Я не знаю, но если мы действительно собираемся в поход, то надо захватить с собой фрукты. Видишь, тут нарисована корзинка с фруктами.

Леня: А при чем здесь цифра 7? Кто-нибудь знает? Я, например, знаю, что в неделе семь дней, но при чем здесь наша страничка?

Мила: Здесь нарисована гора и множество людей, стоящих у ее подножия. Все они смотрят куда-то вверх. Потом еще эта корзинка с фруктами... Затем большая цифра 7...

А вот это я знаю что - это каменные скрижали завета. Но я не знаю, что это все значит.

Леня: Тогда пусть каждый из нас запишет, что он думает об этой странице, а мы потом сравним и узнаем, кто прав.

Мила.: Не забудь только, что начинается новый месяц сиван.

ПОЧЕМУ ЭТОТ ПРАЗДНИК НАЗЫВАЕТСЯ ШАВУОТ?

Слово Шавуот означает - недели.

Шавуот наступает ровно через 49 дней, или 7 недель, после Песаха. Мы начинаем считать дни между двумя праздниками со второго вечера Песаха.

ИМЕЕТ ЛИ ШАВУОТ ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ?

Хаг а-бикурим - Праздник первых плодов.

В давние времена, когда в Иерусалиме был Храм, в него приносили плоды первого урожая. Эти плоды назывались бикурим.

Хаг а-кацир - Праздник жатвы.

Шавуот - это время первого урожая в сельскохозяйственном цикле года.

Зман матан Торатейну - время дарования нашей Торы.

Это имя указано в самой Торе. Тора была дана нам на горе Синай.

Ацерет - окончание.

Название Ацерет говорит о том, что счет омера, который начался во второй вечер Песаха, подходит к концу. Это название отражает связь между Песахом и Шавуотом: мы были освобождены из рабства на Песах, а Тору получили у горы Синай -в Шавуот.

ЧТО   ТАКОЕ   ТИКУН  ЛЕЙЛ   ШАВУОТ?

Издревле у евреев существует обычай не ложиться спать в первую ночь праздника Шавуот, чтобы всю ночь изучать Тору. Имеется даже специальный текст, который называется тикун лейл Шавуот. Этот текст включает в себя первые и последние строки каждой парашат а-шавуа - недельной главы Торы, первые и последние строки каждого трактата Мишны и другие отрывки из классических текстов.

Обычай всю ночь не спать и изучать Тору отражает нашу готовность получать Тору как бы снова и снова, наше желание учить и постигать ее. В этом прекрасном обычае отражается наша надежда, что народ Израиля и Тора, данная нам Б-гом, навеки неразрывно связаны, и в этом мы видим залог вечного существования нашего народа и его святых традиций.

ЧТО  ЧИТАЮТ  В  ШАВУОТ  В  СИНАГОГАХ?

В синагогах читают Книгу Рут. В ней описана история Рут, моавитянки, которая приходит в Эрец Исраэль со свекровью после смерти своего мужа и становится еврейкой. Рут и ее свекровь Наоми приходят в Землю Израиля во время сбора урожая, поэтому Книгу Рут читают в Шавуот.

Рут - это символ преданности еврейскому народу и Торе.

КАК  ПРАЗДНУЮТ  ШАВУОТ?

Как и во время других библейских праздников (Йом кипур, Рош а-Шана, Суккот, Песах и Шабат), в Шавуот зажигают свечи, произносят кидуш, в синагоге читают особые молитвы. Существует традиция украшать синагогу зелеными ветками и цветами

В этот день принято устраивать молочную трапезу, ибо сказано, что Тора для нас - как хапав у-дваш (молоко и мед). И наконец, в Шавуот принято есть плоды нового урожая - фрукты, напоминающие нам о бикурим - первых плодах, которые люди приносили в Иерусалимский Храм.

ЧТО  ТАКОЕ   ШАЛОШ   РЕГАЛИМ?

Название Шалош регалим относится к трем праздникам, во время которых евреи совершали восхождение в Иерусалимский Храм. Названия этих праздников - Песах, Шавуот и Суккот Эти праздники тесно связаны между собой. Во-первых, все они так или иначе связаны с полевыми работами или со сбором урожая, что отражено в их названиях:

Песах Праздник весны

Шавуот Праздник первых плодов

Суккот Праздник урожая

Они связаны и с историей и имеют соответствующие названия:

Песах Праздник свободы

Шавуот Время Дарования нашей Торы

Суккот Праздник шалашей

Эти две стороны праздников позволили им остаться частью наших традиций даже после того, как еврейский народ перестал быть земледельческой общиной, приносящий первые плоды в Храм Иерусалима.

Рассказ для чтения в классе

ПОЧЕМУ Б-Г ВЫБРАН ГОРУ СИНИЙ?

Все Его создания - птицы в небе, деревья и звери в лесу, рыбы в морях, - все слышали, что Б-г хочет дать еврейскому народу замечательный подарок, Тору. Они также слышали, что Б-г решил дать Тору Моше на очень высоком месте -на вершине горы.

Почему, собственно, на вершине горы? Наверное потому, что вершина горы находится так высоко, что непонятно даже, к чему она относится - к небу или к земле.

Конечно, каждой горе хотелось, чтобы Б-г выбрал именно ее для этого великого события, и у каждой из них были серьезные основания для этого естественного желания. Горы горячо обсуждали между собой этот вопрос.

Первой заговорила гора Арарат:

- Я думаю, что Б-г выберет меня, потому что я - очень высокая! Во время потопа, например, я была единственной горой, которая не была затоплена. Когда Hoax со своим ковчегом пережидали дожди, только я служила им укрытием. Ни у одной из гор нет таких заслуг, как у меня.

- Возможно, это и так, - заявила гора Кармель, - но, между прочим, если бы не я, евреи не смогли бы перейти Красное море! Когда египтяне преследовали их, я тогда находилась в самой середине Красного моря. Это благодаря мне волны расступились! Потому что я специально подняла свою вершину, чтобы евреи прошли по ней. У кого еще есть такие заслуги?

Гора Сион и гора Хермон тоже присоединились к спору, и все их речи заканчивались одинаково: "Ни у кого нет таких заслуг, как у меня!"

И только гора Синай не промолвила ни слова. Она лишь слушала то, что говорили другие горы, и думала, что каждая из них по-своему права: у них действительно были серьезные заслуги. О себе же она думала, что она гораздо ниже других гор и ничего в ней нет такого особенного, и нет у Б-га никаких оснований выбрать ее для такого торжественного случая.

Всю ночь только и слышалось:

- Мне кажется, Б-г выберет меня!

- Нет, меня!

- Ты совсем не высокая!

- А ты еще меньше!

Горное эхо заполнило все вокруг.

Внезапно раздался Голос, не похожий на другие голоса: "Довольно! Выбор сделан!"

Горы тут же притихли и все обратились в слух. Кого же из них выбрал Всевышний: гору Хермон или гору Кармель, а может быть, Арарат?

- Я выбрал самую скромную из всех гор. Гора Синай, я выбрал тебя, чтобы вручить свой Дар еврейскому народу! Остальные горы были пристыжены: Б-г наказал их за нескромность.

А все звери и птицы, деревья и цветы были очень довольны. Они радовались., что оглушительный спор гор, наконец, утих. А самая счастливая из всех гор - гора Синай - все еще не верила, что она удостоилась такой высокой чести...

С того времени в день, когда мы празднуем Матан Тора -Дарование Торы, мы рассказываем истории из жизни еврейского народа, поем песни о Моше, о сыновьях Исраэля и, конечно же, о величественной горе Синай.

Из Мидраша

К главному меню

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5