Метод. кабинет   |   Главная страница
x
x

 

 

ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Итак,   я   продолжаю  свое  письмо,   с  помощью  которого   надеюсь приблизить вас к Тексту, а Текст - к вам.

Представьте себе следующее. Еврейский народ уже сотни лет находится в рабстве в Египте. Вскоре евреи будут освобождены из рабства, и Б-г говорит с ними. Вот его первые слова, странные и непонятные. Б-г сказал Моисею и Аарону в земле египетской: "Этот месяц должен означать для вас начало всех месяцев и должен быть для вас первым из месяцев года" (Шмот 12:2)

Зададим себе вопрос чего лишен раб? У раба нет контроля над своим собственным временем Раб не может планировать, например, что на следующей неделе, во вторник, в 3.30 он встретится с таким-то человеком Раб не владеет временем - ни в 3.30 во вторник, ни каким либо иным временем, ни на следующей неделе, ни в следующем месяце Другими словами, раб не нуждается в календаре Быть свободным человеком означает иметь возможность располагать своим временем. Поэтому в тот момент, когда еврейский народ обретает свободу Б-г дает ему календарь и говорит "Вы должны отмечать время, измерять его и владеть им, используя его по своему усмотрению, поскольку вы -свободные люди".

Какой же календарь Б-г дает еврейскому народу?

Существует три типа календарей лунный календарь (основанный на лунном цикле), солнечный календарь (основанный на цикле солнца, например - григорианский календарь, заменивший юлианский), и солнечно-лунный календарь. Как известно, в лунном календаре на 10-12 дней меньше, чем в солнечном Солнечный календарь имеет 365 дней, а лунный - от 353 до 355 дней Поэтому, если лунный и солнечный год начинаются в одно и то же время, лунный год закончится на 10-12 дней раньше, чем солнечный. Если это происходит без изменений в календаре, то за 19 лет солнечный цикл будет длиннее лунного на 209 дней В связи с тем, что необходима синхронизация календарей, семь из каждых 19 лет удлиняют на лунный месяц Еврейские праздники отмечаются не только в определенные месяцы, но также и в определенное, соответствующее время года

Песах - это праздник весны Без синхронизации календаря Песах перемещался бы по времени из одного сезона года в другой. Поэтому еврейский календарь не лунный и не солнечный - это лунно-солнечный календарь, в котором лунный год синхронизирован с солнечным годом.

События солнечного календаря можно предсказать Солнечный календарь - это, в основном, календарь, имеющий установленные даты. Что же такое лунный календарь? Для того чтобы определить начало и конец каждого месяца по лунному календарю, должны быть проведены особые наблюдения. Луна достигает своей полноты на 14-й день лунного месяца, а затем начинает уменьшаться и постепенно исчезает. На 21-й день мы уже видим только половину луны, которая затем начинает таять. Поэтому особый совет раввинов должен был точно установить, когда "умирает" старая луна и рождается "новая".

Это говорит о том, что евреи придают очень серьезное значение понятию времени. Быть свободным человеком - значит контролировать время из месяца в месяц. Еврейский народ живет в повседневном соприкосновении со своим календарем. Кстати, мудрецы учат нас, что цикл лунного месяца связан с нашей национальной судьбой, с еврейской историей. Мы тоже как бы совершаем круговой цикл - движемся от тонкого хрупкого серпа к полной луне.

Теперь, когда мы поняли, как устроен лунно-солнечный календарь, попробуем разобраться в том, как еврейский народ пользуется своим календарем. Для этого зададимся вопросом: что этот календарь отражает?

Во-первых, календарь содержит в себе все наши "даты". Знаете ли вы, что существует Завет - брит - между нашим народом и его Б-гом? Символом этого союза является брит-мила - обычай обрезать мальчикам крайнюю плоть на восьмой день после рождения. Первым человеком, совершившим обряд обрезания, был наш праотец Авраам-авину. Первое обращение Б-га к своему народу состоялось в Песах, когда Он вывел нас из Египта. Главное событие нашей национальной истории происходило в течение семи недель у горы Синай. Мы получили Тору и вошли в вечный союз, или Завет, с Б-гом. У нас есть праздник Шавуот - день Дарования Торы. Наши отношения со Всевышним складывались непросто: в течение долгих сорока лет Он водил нас по пустыне перед тем, как мы вошли в нашу землю, в Эрец Исраэль - в землю, обещанную нашим праотцам. У нас есть замечательный осенний праздник Суккот, когда мужчины переселяются во временные постройки. Этот праздник символизирует, что мы с вами, вместе со всем нашим народом, освобожденные от рабства, сорок лет провели в пустыне, ведомые и хранимые Б-гом.

Что же объединяет весь еврейский народ? Календарь, о котором сейчас идет речь, является общим календарем для нашего народа во всем мире. Таким образом, даже евреи из СНГ, живущие сейчас в Австралии, в которой времена года не совпадают с нашими, празднуют Песах по календарю Эрец Исраэль, хотя у них апрель бывает осенью.

У одной семьи должен быть и один календарь. Еврейский народ - это наша единая семья, имеющая общий календарь.

К главному меню

РОШ А-ШАНА

"И сказал Г-сподь Моше так: "Говори сынам Израиля следующее: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание" (Ваикра 23.23, 24)

Звук шофара возвещает нам, что наступает праздник Рош а-Шана -Новый год (дословно Глава года, т.е. его начало).

Вот еще три названия этого праздника:

День звучания шофара - Йом труа

День суда - Йом а-дин

День памяти - Йом а-зикарон

Как возникли эти названия? Как они связаны между собой? Что они означают? Что означают слова "День суда"? Кого судят, почему, за что?

Я хочу вас познакомить с древним текстом, записанным в Мидраше.

Рабби Элиэзер учил, что первый день Сотворения мира был 25-м днем месяца  элул    (Элул -   месяц  в  еврейском   календаре  перед Тишреем Первый день Тишрея - это первый день праздника Рош а-Шана

Вы знаете, что мир был сотворен в течение шести дней Посмотрите внимательно на следующую таблицу:

День первый - 25 элула - свет.

День второй - 26 элула - отделение воды от суши,

День третий - 27 элула - осушение земли.

День четвертый - 28 элула - Солнце, звезды, Луна и другие планеты

День пятый - 29 элула - птицы и рыбы

День шестой - 1 Тишрея - звери, а также мужчина и женщина

Отсюда мы видим, что Рош а-Шана - это День рождения человечества. А теперь  послушайте  молитву  Рава   Она  скорее  похожа  на  поэму, воспевающую мудрость Всевышнего, сотворившего День суда

"Этот день Сотворения мира, когда Ты сотворил мужчину и женщину, должен всегда быть напоминанем о Суде, который Ты создал в первый день Нового года. В этот день выносится приговор людям земли. Кому - война, а кому - мир. Кому - голод, а кому - урожай. Кому - смерть, а кому - жизнь".

Читая этот текст, мы задаемся вопросом какой суд состоялся в первый день Творения, и каким образом Раву об этом стало известно?

Послушайте, что, по его мнению, произошло в Шестой день Творения

Представьте себе прекрасный день в Ган Эдене - райском саду: 12 часов - свет, и 12 часов - тьма.

Первый час - в Б-жественном сознании возникает мысль о создании Адама.

Второй час - Б-г советуется с главными ангелами.

Третий час - Б-г собирает прах земли.

Четвертый час - Б-г придает праху форму.

Пятый час - Б-г собирает отдельные части вместе.

Шестой час - Б-г ставит Адама на ноги.

Седьмой час - Б-г вдыхает в него жизнь.

Восьмой час - Б-г приводит его в райский сад.

Девятый час - Б-г предостерегает Адама, что, если он съест плод с Древа познания, то тотчас умрет.

Десятый час - Адам совершает первый в истории человечества грех и ест плоды запретного дерева.

Одиннадцатый час - Б-жественный суд над Адамом.

Двенадцатый час - милосердный Б-г дарует Адаму жизнь.

Обратите внимание: Б-г сказал Адаму, что в день, когда тот отведает плод Древа познания, он умрет. Но вот Адам съедает этот плод - и не умирает.

Посмотрим, что говорится в тексте.

"Святой сказал ему: "Пусть в том, что ты прощен, будет знак для твоих потомков. Когда ты пришел ко Мне на Суд в день, когда согрешил, отведав плоды Древа познания, ты был прощен, чтобы и дети твои могли приходить ко Мне на Суд год за годом и также быть прощенными в этот день - день Рош а-Шана."

Кто же это - дети Адама? Да все люди земли, все мы - дети Адама, христиане считают Адама первым грешником. Для евреев Адам - это Адам а-ришон, первый человек, взвесив заслуги которого, Б-г отменил свой первоначальный приговор. Б-г сказал ему: если ты съешь плоды этого дерева, умрешь. Адам съедает плоды дерева и не умирает. Адам - первый из людей, кто был прощен.

Давайте вернемся к началу этого раздела. Мы узнали, что Рош а-Шана имеет четыре названия. Обратите внимание на то, как они связаны между собой. Йом труа - День звучания шофара приводит нас к Йом а-зикарон -Дню памяти, к напоминанию о том, что Б-г судит нас за то, что мы совершили в прошедшем году, следовательно - Он помнит. Мы тоже судим себя в Йом а-дин - День суда. Мы предстаем перед Б-жественным Судом, веря в Его милосердие. Поэтому мы ждем Рош а-Шана - Новый год с радостью и надеемся, что Всевышний простит нам наши прегрешения, а мы постараемся впредь не повторять ошибок... Иными словами, мы видим, что человек, анализируя в этот день свои дела и поступки, стремится измениться к лучшему. Между прочим, эта мысль, - что человек может и должен постоянно меняться к лучшему, - является ценнейшим вкладом иудаизма в развитие цивилизации.

Я был бы недостаточно честен, если бы не предупредил вас, что у вас возникнут трудности при исполнении многих заповедей - в том числе в праздновании Рош а-Шана и Йом кипура. Эти дни коренным образом отличаются от всех других праздников года. Во-первых, эти праздники мы в основном проводим в синагоге: мы обращаемся с молитвами к Б-гу, ибо еврейский народ верит в милосердие Б-га. В эти дни каждый из нас особенно остро ощущает, что если он не выполняет Б-жественные заповеди, то совершает тем самым грех. И мы понимаем, что за этот грех можем быть наказаны и что лишь искреннее раскаяние может дать нам надежду, что Б-г простит нас.

Таким образом, мы с вами вовлечены в увлекательный процесс -процесс вечного обновления, в тот самый процесс, к которому был причастен и самый первый на земле еврей - Авраам. Первое, что велит Б-г Аврааму, - покинуть землю, где он родился, уйти из родительского дома в то место, которое ему укажет Б-г, чтобы строить там новую жизнь. Время Рош а-Шана - это время, когда вы в синагоге и в своем доме, собравшись вместе с семьей и друзьями вокруг празднично накрытого стола, должны задуматься о себе и своей жизни, подвести итоги прошедшего года и с надеждой заглянуть в будущее. Я бы сказал, что отличительной чертой еврейской натуры является стремление к вечному обновлению.

К главному меню

ЙОМ КИПУР

"И сказал Г-сподь Моше... Но в десятый день седьмого месяца этого - День искупления, священное собрание да будет у вас, и смирятся души ваши (постом), и приносите огнепалимую жертву Г-споду. И никакой работы не делайте в самый день сей, ибо это день искупления, чтобы искупить вас перед Г-сподом, Б-гом вашим" (Ваикра 23 26-28)

Человек, искренне раскаивающийся в своей вине перед Б-гом, может быть Им прощен в Йом кипур Но грех человека по отношению к другому человеку Йом кипур искупить не может, если человек не попросил прощения у этого человека и не получил его В Торе говорится, что человек должен быть очищен перед Б-гом ото всех грехов своих

Рабби Акива сказал "Счастлив ты, еврейский народ, перед кем ты очищаешь себя Кто очищает тебя? Это Отец твой в небесах, ибо сказано и сказал Б-г Я должен пролить над тобой очищающие воды" (Мишна)

Если вы обратитесь к тексту Торы, вы найдете там ответы на многие вопросы - в частности, почему Йом кипур так важен для нас, почему мы должны так тщательно готовиться к нему и почему в этот день так много ограничений

Наша эпоха не является эпохой великой веры, скорее - наоборот многие люди чувствуют себя забытыми Б-гом Особенно это относится к нам, на чью долю выпало пережить страшные события не столь далекого прошлого Тем более мы должны стремиться понять, почему евреи не такой народ, как другие, что отличает нас, например, от христиан, культура которых доминирует сегодня в мире Йом кипур дает один из наиболее важных ответов на этот вопрос. Давайте обратимся к истории В первом столетии новой эры и для евреев, и для христиан Храм в Иерусалиме был важной частью их жизни Люди знали, что, согрешив, они должны очистить себя от греха, чтобы получить прощение Например, если человек что-то украл, он должен был не только вернуть украденное но и попросить прощения у того, чью собственность он присвоил Но существует еще одна проблема после того, как человек украл, он - вор Его личность, его душа - запятнаны Как он может стереть это пятно? В те времена, когда в Иерусалиме еще стоял Храм, он должен был принести в жертву животное, таким образом искупая свою вину, жертва символизировала обновление жизни человека

После того как Храм был разрушен, эта традиция исчезла Христианский мир заменил кровь животного, приносившегося в жертву на алтаре Храма, кровью человека из Назарета, принесенного в жертву на новый алтарь

Еврейский народ пошел по другому пути Что может заменить кровь приносимого в жертву животного? Искреннее раскаяние в содеянном грехе, - говорят евреи Это исступленные молитвы, в которых еврей молит

Всевышнего о прощении, о ниспослании долгой жизни и избавлении от грехов и соблазнов совершить его.

Еврей в эти моменты как бы стоит непосредственно перед Б-гом, без посредников. Да они нам и не нужны. Ведь все мы слышали Б-га у горы Синай, мы получили Закон от Него лично. Мы не нуждаемся в искуплении кровью животных - ибо принимаем ответственность на себя. Мы надеемся на прощение, но если Б-г даже и наказывает нас, мы с благодарностью принимаем и это. В Йом Кипур, чтобы заслужить прощение, мы постимся в течение 26 часов - и это, если хотите, наша жертва. В молитве на Рош а-Шана говорится, что искреннее раскаяние и возвращение к Б-гу (тшува), искренняя молитва (тфила) и пожертвование на Б-гоугодные дела (цдака) отменяют суровый приговор Небес.

Наши мудрецы считают, что сама боль признания вины перед Б-гом очищает человека. Мы верим, что каждый еврей может получить прощение и отпущение своих грехов. Обращаясь к Б-гу и раскаиваясь, он признается в совершенном и дает обещание измениться к лучшему.

Обратите внимание на то, что во многих молитвах используется местоимение мы, - не я. Это означает, что каждый из нас несет ответственность за поступки другого еврея.

Я бы хотел, чтобы вы еще раз обратились к первоисточнику. Мы созданы по образу и подобию Б-га. Это значит, что каждый из нас наделен святостью, интеллектом, а также свободой выбора. Это значит, что каждый из нас может выбрать путь, чтобы измениться к лучшему. Вы вовлечены сегодня в процесс обновления, и вы лучше других можете понять, как это важно - искупление грехов прошлого, в которые вы невольно были вовлечены. Все мы унаследовали из прошлого определенные понятия и нормы поведения, и мы проходим теперь процесс очищения от старого для того, чтобы с обновленной душой войти в новую жизнь и новое общество. Вы сейчас находитесь в ситуации, когда можно начать все сначала. У нас есть святое место - это синагога, бейт-кнесет. Даже если вы полагаете, что вы человек неверующий, это не значит, что вы не можете прийти в синагогу. Это не так. Достаточно того, что у вас появится желание быть вместе с другими евреями. Я с нетерпением жду встречи с вами в синагоге.

К главному меню

СУККОТ

И сказал Г-сподь Моше так: "Говори сынам Исраэлевым следующее: в пятнадцатый день седьмого месяца сего - праздник кущей, семь дней Г-споду... ...в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете

плоды земли, празднуете праздник Г-сподень семь дней: в день первый - покой и день восьмой - покой. И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (этрог), ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь перед Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней. И празднуйте этот праздник Г-споду семь дней в году: (это) устав вечный в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его. В кущах живите семь дней; всякий коренной житель в Исраэле должен жить в кущах, дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Исраэлевых, когда вывел их из земли египетской" (Ваикра 23: 34, 39-43).

Суккот - это не обычный праздник, и с ним связаны особые ритуалы и обычаи. Прежде всего, я хочу обратить ваше внимание на сукку -небольшую временную постройку. Сверху ее покрывают ветками, пальмовыми листьями или тонкими деревянными планками. Что же символизируют эти временные жилища, покрытые зеленью, сквозь которую всегда видно небо?

Я хочу вам напомнить, что Суккот - это праздник, который отмечается в память о важных событиях в жизни еврейского народа. Когда мы покинули Египет, мы странствовали по пустыне в течение сорока лет. Как же мы жили в пустыне? Каковы были наши жилища?

Обратите внимание: о чем, в первую очередь, спрашивают вас американские евреи? Они спрашивают: как вы жили в Советском Союзе все эти годы?

Им это нужно знать, чтобы лучше понять вас. Вот и мы хотим знать, как жили наши предки, странствуя по пустыне. Первый вопрос, который мы задаем в этом случае, звучит так: "Где мы жили?" И ответ состоит в том, что мы жили в шалашах. Так говорит рабби Элиэзер.

У рабби Акивы другое мнение. Он считает, что Б-г совершил удивительное чудо: Он окутал евреев облаками Своего величия. Но оба наших мудреца согласны, что суккот - шалаши или временные жилища, покрытые зеленью, которые строят евреи, - напоминают нам те самые временные шалаши или великолепные облака, которые защищали наших предков, странствующих по пустыне.

В чем смысл этой традиции? Иудаизм - особая религия. Мы - вечные странники. Мы всегда покидаем нашу Землю. Мы всегда возвращаемся в нее. Наиболее часто встречающийся глагол в Торе - "идти". У деревьев есть корни, у людей - тоже, но у дерева нет ног, оно обречено стоять на месте, а у человека есть ноги, и смысл нашего существования - вечное движение. Праздник Суккот - это праздник, символизирующий жизнь в диаспоре, жизнь в изгнании, вечное странствие еврейского народа. Он напоминает нам, что жизнь преходяща, что мы должны радоваться тому, что имеем. Чувствуя себя в безопасности в надежных домах, защищающих нас от непогоды, раз в году на целую неделю мы переселяемся во временные хрупкие жилища и как бы начинаем новый круг - новый круг Творения. Мы живем, как жили наши предки, которые двинулись в странствие, в неизвестность - из долгого и безрадостного рабства.

Евреи Америки и евреи СНГ имеют общую дилемму, связанную с исполнением этой мицвы. Мы привыкли выполнять еврейские законы в стенах синагоги или дома. Строительство сукки и жизнь в ней - это то, что видно посторонним, непосвященным людям и требует от нас значительных усилий. Большинство американских евреев не строят сукку, чувствуя себя в ней неуютно, и предпочитают использовать сукку, построенную в еврейском центре или синагоге. В то же время евреи, живущие в Земле Израиля, где эта традиция свято соблюдается, чувствуют себя в полной безопасности в лоне своей традиции и культуры и не испытывают в сукке ни малейшего дискомфорта. Наоборот, вся семья и особенно дети с нетерпением ждут, когда начнется строительство сукки, и вся эта неделя является для израильтян замечательным праздником, когда люди наносят друг другу визиты и обязательно едят в сукке. Может быть, и для вас, людей, привыкших пользоваться плодами цивилизации и прогресса, когда-нибудь станет радостью перенести эту традицию в свой дом и построить свою собственную сукку вместо общественной.

Суккот - это праздник странствия. Он напоминает нам о времени, когда мы вышли из галута, и о том, что Б-г хранит нас в пути.

А сейчас я хочу попросить вас вернуться на страницу назад, к началу раздела Суккот. В стихе 40 главы 23 сказано: "И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (этрог), ветви пальмовые и отростки - дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь перед Г-сподом, Б-rом вашим, семь дней".

Это и есть та прекрасная и великая заповедь, которую с радостью исполняют евреи в течение многих веков, приобретая перед праздником четыре вида растений, которые сопутствуют им в течение всего праздника, придавая ему, вместе с нарядной суккой, неповторимый колорит

Эти четыре вида растений следующие:

этрог - плод цитрусового дерева, который называют великолепным плодом, он напоминает по виду крупный лимон, но отличается изысканным ароматом и своеобразным вкусом;

лулав - нераскрывшаяся пальмовая ветвь;

адас - ветви мирта;

арава - две ветви ивы.

Наши мудрецы предлагают различные объяснения того, почему нам заповеданы именно эти четыре вида растений. Считается, что они являются символами разных типов евреев.

Этрог, имеющий прекрасный запах и вкус, символизирует евреев, которые изучают Тору и делают добрые дела.

Лулав - ветви финиковой пальмы, плоды которой имеют прекрасный вкус, но не имеют запаха. Ему уподобляют евреев, которые много учатся, но не делают добрых дел.

Адас, или миртовое дерево, имеет прекрасный запах, но не имеет вкуса. Ему уподоблены те, кто делают добрые дела, но не учат Тору.

И последний вид, арава - ветви ивового дерева, не имеющего ни запаха, ни вкуса, - напоминают нам, что среди еврейского народа, к сожалению, есть люди, которые не учат Тору и не совершают добрых дел.

Что же Всевышний велит нам делать с четырьмя видами растений в праздник, когда весь народ вспоминает свои вековые странствия? Б-г как бы говорит нам: "Соедините их вместе, в единое целое, ибо и наш народ, несмотря на отличие одних евреев от других, тоже представляет собой единый народ, а достоинства одних компенсируют недостатки других".

Урок, который мы извлекаем из этой заповеди, очень прост. Семья есть семья. Мы должны научиться заботиться друг о друге. Мы должны заботиться как о материальных, так и о духовных потребностях друг друга.

К главному меню

CИМХАТ ТОРА

Непосредственно за праздником Суккот следует Симхат Тора. Этот праздник   имеет   особое   значение   для   евреев   стран   бывшего Советского Союза. Перед тем, как рассказать вам об этом прекрасном еврейском празднике, я снова хочу вернуться немного назад, чтобы кое-что пояснить.

Праздник Суккот начинается в пятнадцатый день месяца Тишрей. В десятый день Тишрея мы праздновали Йом кипур В первый и второй день этого месяца мы праздновали Рош а-Шана, а двадцатью девятью днями ранее, в первый день месяца элул, мы слушали трубление в шофар, и это означало, что уходит старый год и ему на смену приходит новый, то есть приближается Рош а-Шана. Мы готовимся предстать перед Судом и быть судимыми.

Вдумайтесь в эту закономерность В элуле мы начали с чувством глубокой ответственности приближаться к Дню суда Дни Рош а-Шана напоминают нам, что Б-г однажды судил Адама и помиловал его Это дарует нам надежду, что Всемилостивый Б-г простит нам наши вольные и невольные прегрешения, которые мы совершили по неведению или по недопониманию Мы просим Всевышнего в молитвах о прощении и о даровании нам и нашим близким долгой и благополучной жизни Мы пересматриваем свои поступки и жаждем обновления, чтобы с чистыми помыслами и очищенной душой начать новый год, новый цикл нашей жизни

Так проходят десять дней между Рош а-Шана и Йом кипуром, которые мы проводим в молитвах, очищая себя от греха, чтобы Б-г записал нас в книгу жизни и даровал нам прощение и очищение от грехов. Мы стремимся к миру в душе и к единению с Б-гом.

Йом кипур мы проводим в молитвах и посте, как бы искупляющем и очищающем нас. Мы попросили прощения у наших друзей и близких за невольные обиды, которые мы им причинили, и были ими прощены. За это время каждый из нас почувствовал себя частицей всего еврейского народа и приблизился в своих помыслах и молитвах к Б-гу.

Через четыре дня после Йом кипура, в пятнадцатый день Тишрея, наступил праздник Суккот, во время которого мы веселились, испытывая облегчение, что миновали дни нашего полного раскаяния и глубоких раздумий. Разумеется, эти дни были нелегкими, поскольку осознавать свои грехи и ошибки - всегда непросто. А теперь наша задача - строить, строить и строить. Что же мы собираемся строить? Мы будем строить новые взаимоотношения в нашей семье, с родными и близкими, с нашими друзьями и сослуживцами, с нашим народом, с нашим Б-гом, Который - в каждом из нас В этом строительстве проявится серьезность наших намерений, которые и рождают надежду, оптимизм и праздник А теперь, после того  как  мы  отпраздновали  Суккот,   к  нам  приходит  подлинная радость - Симхат Тора.

На Симхат Тора мы заканчиваем цикл - годичный цикл - чтения Торы. Празднуют этот праздник дома и в синагоге. Утром вся семья в праздничных одеждах отправляется в синагогу. Молитвы сопровождаются веселыми танцами со свитком Торы. Дедушки и их маленькие внуки, уважаемые отцы семейств и их дети, юноши, подростки - все самозабвенно поют и танцуют, каждый старается дотронуться до свитка Торы и поцеловать его. Особая честь - танцевать, держа свиток Торы в руках. Вечером обычно праздничное шествие высыпает на улицы. Люди танцуют и поют со свитками Торы в руках. Этот веселый праздник всегда был для еврейского народа вестником подлинной свободы, свободы духа, в том числе и для евреев Советского Союза.

Я хочу напомнить вам о том, с чего начался процесс освобождения евреев Советского Союза, - с таких вот массовых празднеств в синагогах и на улицах Москвы и других городов. Давайте вспомним, как в 1961 году около двенадцати тысяч человек собрались вокруг синагоги в Ленинграде, а в 1964 году около пятидесяти тысяч - у синагоги в Москве в праздник Симхат Тора.

А сейчас мне хочется спросить вас: как вы думаете, что символизирует этот еврейский праздник?

Тора представляет собой свиток, а свиток - это круг. У круга нет начала и нет конца. Мы можем войти в круг в любом месте. День Симхат Тора не начало и не конец. В этот день мы отмечаем вечное обновление жизни, ее бесконечность. Мы празднуем вечное продолжение - смену поколений, веков, людей. И это праздник вечной нашей Торы. Получив свободу, вы приобщаетесь к обычаям своего народа, которые сопровождали его на протяжении тысячелетий. Приобщаясь к жизни своего народа, вы не находитесь ни в начале, ни в конце пути, вы просто присоединяетесь к никогда не кончающемуся кругу - циклу еврейской жизни.

Мы, евреи, танцуем в кругу, а не парами и не рядами. Мы танцуем в кругу, повторяя круг свитков Торы, цикл нашего календаря и наших жизней. Симхат Тора - это приглашение каждого из нас, евреев, независимо от того, насколько мы религиозны, насколько мы образованны, - взявшись за руки, войти в круг и вместе с другими евреями танцевать вокруг нашей вечной Торы. Помните, что еврейская жизнь - это круг. Вы только что вошли в этот круг. Счастливого вам праздника!

К главному меню

ШАБАТ

"Соблюдай день Шабата и храни его святым, как заповедал тебе Г-сподь, Б-г твой. Шесть дней трудись и делай всю работу твою, а седьмой день - Шабат, день Г-спода, Б-га твоего. Никакой работы не выполняй - ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни бык твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец в доме твоем, - чтобы раб твой и рабыня твоя могли отдыхать, как и ты. Помни, что рабом был ты в земле египетской, но Г-сподь, Б-г твой, вывел тебя рукой могучей и мышцею простертой. Поэтому и заповедал тебе Г-сподь, Б-г твой, соблюдать день субботний" (Дварим 5:12-15).

Каждую неделю  Шабат напоминает нам о Сотворении  мира   Это происходит 52  раза в  году.  Как только  мы заканчиваем  празднование Субботы, мы начинаем путь через шесть будних дней к следующей. Это постоянный цикл, и он является основой еврейского календарного года. Куда  бы  ни  забросила  тебя  судьба,  ты  всегда  услышишь эти  слова Суббота, Шабат. Ты уже знаешь о традиции зажигания субботних свечей, о произнесении  кидуша  над вином  и  о благословении  над золотистыми, святыми   нашими   еврейскими   халами   под   белой   вышитой   салфеткой, украшающими субботний стол.

И все же праздник Субботы часто представляется трудным и недоступным для понимания многим современным евреям.

В чем состоит эта трудность?

Во-первых, в отличие от других еврейских праздников, скажем, Песаха или Хануки, Шабат как бы не связан с историческими событиями Во-вторых, Шабат требует, чтобы мы полностью отказались от какой бы то ни было работы. Я думаю, что для того, чтобы преодолеть эти трудности, нужно познакомиться с традициями Субботы Проведя несколько раз Субботу у ваших знакомых, соблюдающих ее, вы почувствуете в Шабате не набор непонятных запретов, а возможность создать у себя в доме особую, ни с чем не сравнимую праздничную атмосферу, почувствовать, что такое онег Шабат - наслаждение субботним покоем и миром в доме.

Как вы видели из приведенного выше текста, традиции Субботы берут свое начало от двух основополагающих событий древнего еврейского опыта. Они идут от Сотворения мира и Исхода евреев из Египта. Давайте разберемся, как же именно связаны они с этими событиями.

Мы уже знаем, что Б-г создает мир за шесть дней. На седьмой день он отдыхает после совершения Своей творческой работы, после Сотворения мира Слово Шабат так и переводится - "передохнул", или "остановился" Б-г доводит процесс созидания до конца и создает седьмой день' это совершенно особый день, он сотворен специально для отдыха. Этот день является как бы вечным напоминанием нам о том, что в этот день Б-г закончил Свою работу и отдыхал; поэтому и мы, созданные по Его образу и подобию, не работаем в этот день. Он исполнен для нас особой значимости, святости, духовности, чтобы мы могли подумать о вечных и непреходящих ценностях, на что у нас, как правило, в будни не хватает времени.

Почему для нас так важен факт, что Творец создал мир за шесть дней и отдыхал в день седьмой? Это значит, что мир не полностью принадлежит нам, и поэтому мы не вольны делать в нем только то, что мы хотим. Это значит, что все сотворенное, в том числе и мы сами, и наша жизнь, не является случайностью. Жизнь земли, природа, а следовательно, и человеческая жизнь - святы и имеют вполне конкретную цель. Великий урок, который дает нам Всевышний, отдыхая после Творения на седьмой день, состоит в следующем: даже Всемогущий Б-г должен был остановиться на мгновение, чтобы оглянуться, понять и оценить то, что Он сделал.

Не напрашивается ли из этого урока такой вывод: если мы работаем без перерыва семь дней в неделю и так 52 недели в году, день за днем, - не значит ли это, что мы слишком уж самоуверенны, что этим мы как бы говорим: "Зачем мне нужно оценивать свою работу? Главное - это процесс работы". Но такое утверждение является ошибочным, а человек, даже очень творческий, утверждая подобное, неправ. Великий еврейский мыслитель Авраам Еошуа Гешель однажды сказал: "Труд - это ремесло, а отдых - искусство".

Вам, выходцам из бывшего Советского Союза, лучше, чем другим, понятно зло, заключающееся б мысли, что человек реализует свой потенциал только в работе.

В 20 столетии существовали два тоталитарных режима, имевшие целью уничтожить наш народ, - фашистский и советский. Оба эти режима провозгласили, что только работа приносит свободу и что человек выражает себя только в работе. Если бы тираны могли хоть на мгновение остановиться, и объективно оценить свою "работу" - то зло, которое они творят, а может быть, человеческая история не изобиловала бы напрасными кровопролитиями и бессмысленными жертвами...

А наша святая Суббота говорит нам, что раз в неделю мы должны остановиться, как сделал это Б-г, чтобы оглянуться назад и посмотреть на плоды наших усилий, чтобы оценить то, что мы сделали. И поскольку к седьмому дню Всевышний закончил Творение, нам запрещены все виды работ, так или иначе связанные с творчеством.

Я знаю, что многим моих современникам эти мысли покажутся слишком отвлеченными, и, честно говоря, опасаюсь, что, дойдя до этого места, вы не станете читать дальше. Поэтому мне снова хотелось бы напомнить вам, что я вам не чужой. Я - член вашей семьи. Отнеситесь к этому моему письму так, как вы отнеслись бы к письму от родственника, касающемуся истории вашей семьи, к письму о традициях вашей семьи, передающихся из поколения в поколение. Тора - это и ваша семейная реликвия. Поэтому, прошу вас, побудьте со мной еще немного и, по крайней мере, прочтите до конца это письмо.

Рассказ о Сотворении мира записан в Торе, и вера евреев в то, что мир был создан Б-гом, положила начало множеству важнейших мировоззренческих принципов. Поскольку мы верим в то, что наш Создатель - Б-г, мы верим и в то, что существует сотрудничество между нами и Б-гом в сотворенном Им мире. Веря в то, что Б-г - Создатель, мы верим и в то, что Он нам заповедал. А Он повелел нам работать шесть дней в неделю, продолжая Его созидательную миссию, а в седьмой день - отдыхать. Мы продолжаем начатую им работу Творения, выполняя его заповеди - мицвот, в том числе и важнейшую из них - заповедь рождения детей.

Только Всемогущий Б-г мог создать мир и гармонию в природе, и только человек - Б-жественное создание - может создать мир и гармонию в своем доме, в своем обществе. Вера в Б-жественное Сотворение мира обогатила наш мир заповедями о святости человеческой жизни.

Текст, приведенный выше, - одна из десяти заповедей, которые даны нам в одной из пяти книг Торы - Дварим. Эта книга - учение, данное Б-гом и переданное Моше-рабейну еврейскому народу на берегах Иордана, -перед тем, как мы вошли в обещанную нам Б-гом Землю. Сам Моше, согласно Б-жественному замыслу, не вошел в Эрец Исраэль. Моше передает эти заповеди новому поколению, потому что все те, кто были в рабстве у египтян, умерли за время странствий по пустыне. Этому новому поколению передает Моше и заповедь соблюдения Субботы.

Таким образом, Суббота связана не только с Сотворением мира, но также и с Исходом из Египта, когда вывел нас Всевышний "рукою могучей и мышцею простертой". Фараон хотел превратить еврейский народ в своих вечных рабов. Но когда кто-то называет человека своим рабом, это значит, что он устанавливает над ним свою власть. И если мы верим, что еврейский народ создан Б-гом, то мы понимаем, что только Б-г имеет власть над ним.

Поговорим подробнее о запрещении работать в Шабат и том, чего именно нельзя делать в Субботу. Мы знаем, что в седьмой день Б-г прекращает свою созидательную работу. Следовательно, и мы, созданные по Его образу и подобию, должны прекратить созидательный труд.

Наши мудрецы в Мишне называют тридцать девять видов работ, запрещенных в Шабат. Вот этот отрывок из Мишны.

"Основных работ сорок без одной: сажать, работать граблями и лопатой, срезать, связывать (в снопы), молотить, веять, выбирать (солому), молотить, просеивать, месить, печь, стричь (шерсть), отбеливать, вычесывать, красить, мотать, вытягивать, скручивать в нити, делать две петли, прясть, разделять две нити, связывать (в узлы) и развязывать, сшивать (прокалывать стежки), распарывать (чтобы сшивать), ловить оленя, закалывать и свежевать, засаливать, убирать останки, очищать его (от шерсти), нарезать, писать две буквы, вытирать две буквы (чтобы писать по стертому), строить, тянуть, тушить, разжигать, работать молот ком и переносить  из  одного  помещения в другое  а вот сорок без  одной основных работ."

Теперь давайте разберем этот текст Мишны.

Очевидно, что виды работ выбраны не случайно. Условно их можно разбить на пять категорий. Попробуйте это сделать, а потом сравните ваши результаты с принятыми в еврейской традиции.

Итак, еврейская традиция выделяет пять категорий работ, которые запрещено производить в Субботу:

первая - работы, связанные с процессом приготовления еды, (запрещены многие виды работ - от обработки почвы, посадки зерен или растений до термической обработки - непосредственного приготовления еды);

вторая - работы, связанные с процессом изготовления одежды (запрещены все виды работ - от стрижки животных до отрывания нитки при пришивании к одежде рукавов);

третья- действия связанные с письмом;

четвертая - работы, связанные со строительством (запрещены все виды работ - от работы с молотком до изготовления укрытий);

пятая - действия, связанные с освоением пространства, (в частности, перенос предметов с места на место).

Ясно, что внутри каждой категории есть множество запрещенных видов работ, и каждый конкретный случай требует внимательного рассмотрения, пока вы не научитесь отличать запрещенные в Субботу действия от дозволенных

Антропологическое определение цивилизации включает в себя четыре компонента. Цивилизация определяется как возможность людей быть вовлеченными в следующие занятия: приготовление пищи, изготовление одежды, подготовку укрытия и освоение пространства (под освоением пространства мы имеем в виду выбор и организацию места в окружающей среде). Все они охватываются перечисленными в Мишне видами работ.

Теперь обратите внимание на интересный момент: для еврейского народа цивилизация немыслима без письменности - способа передачи информации из поколения в поколение.

Б-г создал мир и гармонию в природе. И Он же является постановщиком спектакля под названием "Цивилизация". Мы признаем и принимаем Его как Творца и хранителя гармонии в мире, Его ведущую роль в созданном Им театре жизни, а раз в неделю, в Субботу, мы демонстрируем Ему наше приятие и повиновение, отдавая Шабат, как Он повелел, Г-споду, Б-гу нашему. Ведь это Его театр, и все мы вовлечены в созданный Им сценарий жизни. Он - Самый Великий Режиссер, а мы -лишь статисты на Его сцене. Разве не естественно для статистов выполнять требования Режиссера?

Вот мы и выполняем Его требования, и если Он один день в неделю велит нам приостановить развитие цивилизации, мы это делаем. Напомним еще раз основные признаки цивилизации: еда, одежда, письменность, строительство и освоение пространства. Работы, связанные с развитием цивилизации, как раз и являются теми действиями, которые, по замыслу Творца, еврей не должен производить в Субботу.

К главному меню

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5