Метод. кабинет   |   Главная страница
x
x

 

 

ХАНУКА

"В дни Матитьяу, сына Йоханана, первосвященника из рода Хасмонеев, в дни сыновей его, злое царство греков поднялось против Израиля, всего народа Твоего, чтобы заставить их забыть Тору и отлучить их от Твоих законов. Ты в великом Твоем милосердии постоял за них во время их беды. Ты был с ними в их борьбе и в их суде. Ты помог им победить. Ты - Б-г, протянувший руку помощи слабым против сильных, меньшинству против большинства, чистым против нечистых и справедливым против нечестных, тем, кто был погружен в изучение Торы, - против тех, кто был полон злобы. И, совершив это, Ты сделал Свое Имя великим и святым в этом мире, - еврейскому народу Ты принес великое спасение и великое освобождение до этих самых дней. И после этого дети Твои вошли в Твой Святой храм, они очистили Твою Святыню, освятили Святую Святых. Они зажгли свечи в этом святом месте, провозгласив эти восемь дней великого освящения" (Из молитвы "Аль а-нисим" на Хануку)

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальный светильник!

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, который совершил чудеса для наших предков в те дни в это время года!

Это благословения, которые мы произносим при зажигании ханукальных свечей.

Праздник   Ханука    символизирует    силу   света,    который    может развеять тьму   Этот  праздник  отмечают  в  память  о  событиях, происшедших в  164 году до н.э.,  когда еврейский народ сбросил иго греческого правления.

Царь Антиох IV не только ввел для евреев жесткие ограничения, но и всеми силами стремился насаждать чуждые им нравы и обычаи. Другими словами, он проводил агрессивную эллинистскую политику, стремясь внедрить греческую культуру и религию на всех подвластных ему территориях. Именно эта, духовная, форма порабощения вызвала наиболее резкий протест евреев, который затем вылился в вооруженное сопротивление.

Как известно, греческая цивилизация была высоко развита и имела много положительных сторон. Современные евреи тоже живут в развитых цивилизациях. Одна из них - Соединенные Штаты Америки, вторая -Российское государство и другие страны бывшего СНГ. Они также достигли во многих отношениях высокого уровня развития. Евреи, как американские, так и бывшие советские, меняют свои еврейские одежды на американские или русские, а еврейские имена - на американские или русские. Вместо еврейского языка они блестяще владеют английским или русским.

В дни Маккавеев многие евреи хотели уподобиться грекам. Они не только стремились приобщиться к элементам греческой культуры, но и надеялись раствориться в греческом обществе, утратив свою национальную принадлежность и полностью ассимилировавшись.

Постижение чужой культуры - это процесс усвоения ее при сохранении своей национальной принадлежности. Ассимиляция - это процесс, когда собственная национальная культура и принадлежность теряется, а человек или община поглощаются доминирующей культурой. Мы знаем евреев и в Америке и в Советском Союзе, которые полностью ассимилировались. Подобный процесс, известный как эллинизация, и происходил с евреями в древние времена. Именно против этого и боролись Маккавеи. В память о тех событиях мы празднуем Хануку.

Война культур - это всегда духовное сражение. Антиох осквернил иерусалимский Храм и установил в нем своих идолов. По.сле победы Маккавеев, чтобы утвердить присутствие в Храме Б-га, нужно было зажечь храмовую Менору. Для этого требовалось специально приготовленное, освященное масло. Но греки уничтожили запасы этого масла. Для приготовления нового, согласно ритуалу, требовалось восемь дней. Но Менору нужно было зажечь во что бы то ни стало! И вот евреи нашли в Храме случайно сохранившийся кувшин с освященным маслом, но масла в нем могло хватить лишь на один день. Евреи зажгли храмовую Менору, и, представьте себе, это масло горело в ней ровно восемь дней, пока не было готово новое масло. В память об этом чуде, которое произошло с кувшином масла, - чуде, возвестившем о победе света над тьмой, о победе нашего духа, мы и празднуем веселый праздник огней - праздник Хануки. Восемь дней в наших домах горят огоньки ханукальных свечей, ибо каждый еврейский дом - это маленький храм, в котором всегда торжествует духовная жизнь и в котором свет одерживает победу над силами зла.

Все в мире повторяется. И вы очень хорошо знаете на собственном опыте, как доминирующая культура утверждает свою тиранию. Для этого существует много современных средств - однопартийность, цензура, тюрьмы и, конечно же, идолы.

Маккавеи, поднявшись на борьбу и сражаясь против далеко превосходивших их в военном отношении греков, одержали духовную победу. Поэтому прежде всего нужно было очистить Храм от идолов - символов языческой тирании, а уже затем зажечь огни Меноры, символизирующие присутствие в Храме Вечного Б-га и духовную победу избранного Им народа. С этого времени Менора становится главным символом еврейского народа, даже более значимым, чем звезда Давида. Это произошло потому, что в нашей вере нет предметов, символизирующих Б-га. У Б-га нет конкретного образа, и мы не изображаем его ни в статуях, ни на картинах. Б-г - это свет. Мы утверждаем Его присутствие, зажигая ханукальные или субботние свечи.

Нам не нужны иконы, чтобы Б-г вошел в наш дом и в наш мир. Он всегда с нами. Нам нужно только удивительное согревающее чудо огня, и этот огонь мы зажигаем в наших домах, и он всегда в нашем сердце.

Ханука приближает нас к Пуриму, но между этими двумя праздниками существует еще один праздник - Новый год деревьев (Ту би-Шват)

К главному меню

ТУ БИ-ШВАТ

Мишна учит нас в соответствии со школой Гиллеля, что Новый год деревьев наступает пятнадцатого числа месяца Шват. К этому времени выпадает большая часть дождей и деревья начинают расцветать.

Какие благословения произносят над плодами?

Над плодами дерева говорят "Творящий плод дерева".

Кроме вина: над вином говорят "Творящий плод виноградной лозы".

А над плодами земли говорят "Творящий плод земли".

Кроме хлеба: над хлебом говорят "Выращивающий хлеб из земли"...

(Мишна  Трактат Брахот)

О чем здесь говорится?

О том, что все происходящее происходит здесь, на земле. Мы опять ощущаем, как крепка связь нашего народа с природой, с землей и со Страной Израиля. Мы празднуем начало весеннего сезона, наступающего в Израиле в середине месяца Шват, который, как правило, выпадает на середину февраля, на время, когда в землях Северной Америки и стран бывшего СССР царят холод и снег. И в этом проявляется наша неподвластная пространству связь с Землей Израиля. В течение вот уже двух тысячелетий наш внутренний календарь, наши часы, отмеряющие сезоны, настроены на эту далекую землю, на эту землю тепла и пальмовых деревьев, в которой весна наступает в феврале, когда у нас мороз и холод.

Почему для нас столь важно наступление нового сезона цветения деревьев?

Потому, что мы любим эту Землю. Б-г сказал нам, что это Земля, текущая молоком и медом, в которой произрастают оливки, финики, гранаты и виноград, а также пять чудесных злаков. Мы любим Землю, данную нам Б-гом. Мы любим ее плоды и овощи.

Есть старый обычай, возникший у евреев Российской империи. Как мог еврей 18-го, 19-го или даже 20-го века в середине февраля получить продукты из Израиля? Так вот, если общине удавалось получить на праздник Суккот этрог, то его отдавали пожилой женщине, которая приготавливала из него варенье. Тем самым плод Земли Израиля сохранялся до февраля, до праздника деревьев и плодов Израиля.

Мы привели фрагмент из Мишны. Это раввинистическая таксономия, или система классификации естественного порядка. Для чего необходима нам таксономия естественного порядка? Во всем мы видим чудеса созидания. Красота и чудо есть и в яблоке, и в груше, и в картофелине. Вид, форма, цвет, фактура - все это достойно восхищения И, как учат нас мудрецы, следует благодарить Б-га за каждый отведанный нами продукт этой земли. Когда мы благодарим Б-га, мы признаем Его Создателем природы. Когда мы произносим специальные благословения на различные виды плодов и овощей, мы признаем, что природа не единообразна. Все в ней удивительно и своеобразно.

Особые благословения произносятся на плод лозы, то есть на вино и на хлеб, так как эти продукты отличают цивилизованное общество от нецивилизованного. Действительно, можно подобрать дикую картофелину или сорвать дикое яблоко, но для того, чтобы вырастить хлеб, надо прекратить бродить по свету. Необходимо перестать быть кочевником. Необходимо пустить корни, строить города, изучить искусство и науку выращивания лозы и обработки пшеничного поля, а также превращения их в вино и хлеб. И потому они получают особые благословения.

Итак, праздник Ту би-Шват - это праздник, который всегда мистической нитью связывал евреев с Землей Израиля, даже когда у них не было надежды увидеть эту Землю. Этот праздник напоминает нам о том, что самые важные уроки о Б-ге и природе можно извлечь из самых обыденных вещей.

К главному меню

ПУРИМ

Случилось так, что царь Персии Ахашверош выделил Амана, потомка Амалека, среди других своих советников и назначил его на самый высокий пост. Все королевские подданные низко кланялись Аману, поскольку таков был приказ короля. И только один еврей Мордехай не преклонял колен перед Аманом. Увидев это, Аман преисполнился гневом и решил погубить не только Мордехая, но заодно и всех евреев, весь народ Мордехая, в королевстве Ахашвероша.

В первый месяц - месяц Нисан двенадцатого года правления Ахашвероша Аман бросил жребий (пур), который должен был определить дату уничтожения евреев. Жребий выпал на 12-й месяц - месяц Адар. И тогда Аман сказал королю Ахашверошу:

"...во всех областях царства твоего есть народ, рассеянный среди народов и обособленный (от них); и законы у него иные, чем у всех народов, а законов царя они не выполняют, и царю не стоит оставлять их (жить в стране). Не угодно ли будет царю (дать) предписание уничтожить их? А я отвешу в руки служителей (царя) десять тысяч талантов серебра, чтобы внести в казну царскую." (Эстер 3:8-9).

Услышав эти слова, король снял с руки перстень с печатью и передал его Аману, как бы благословляя его на уничтожение евреев. И сказал король: "Деньги и люди - твои, делай с ними, что хочешь".

Но еще до этих событий Эстер, племянница Мордехая, стала женой Ахашвероша. Мордехай рассказал ей о злодейском замысле Амана. Он объяснил Эстер, что, по всей видимости, ее высшее предназначение как царицы состоит в том, чтобы спасти еврейский народ. В противном случае и ее ждет печальная участь. И Эстер принимает решение, после трехдневного поста и молитв, обратиться к Ахашверошу с просьбой о спасении евреев. В результате евреи были спасены, а Аман и десять его сыновей повешены.

Как известно, этот праздник евреи отмечают обильным застольем, обязательно с вином, дети и взрослые переодеваются в маскарадные костюмы; всюду разыгрываются веселые пуримшпили; люди посылают друг другу подарки с угощением - мишлоах манот, а также делают пожертвования в пользу бедных. Кроме того, в эти дни положено слушать чтение Книги Эстер в синагоге или дома. Но в основе этого, наиболее радостного и веселого, и даже, пожалуй, буйного еврейского праздника лежат вполне серьезные вещи. Евреям свойственно уметь находить серьезное и важное в любом, даже самом обычном, на первый взгляд, событии.

Аман - ярый ненавистник евреев. Он патологический антисемит, но, как мы видим из приведенного выше текста, он говорит о евреях правду. Он говорит, что в империи Ахашвероша есть один народ, рассеянный среди других народов; его обычаи отличны от обычаев других народов; этот народ не подчиняется даже прямым указам короля. В этом Аман прав. Мы - не такие, как другие народы. И наш образ жизни - иной, и вера наша -уникальна. И поэтому мы не можем уподобиться другим народом, даже если бы захотели. Рано или поздно нам об этом обязательно напомнят.

Ханука - это праздник победы евреев в войне против посягательств на их духовную жизнь. Пурим - праздник победы нашего народа в войне, направленной на его тотальное уничтожение. Это нам тоже знакомо. Знакомы нам и Аманы двадцатого века - Сталин и Гитлер, да будет стерта память о них! Как мы знаем, они не первые и (не дай Б-г!) - не последние Аманы. Пурим говорит нам о том, что спасение от них - в нас самих. Во все времена из среды нашего народа выходили смелые, бдительные и проницательные люди, которые с Б-жьей помощью срывали заговоры наших врагов

Характерно, что Имя Б-га ни разу не упоминается в Свитке Эстер. В этом как бы содержится скрытый намек на то, что мы зачастую не ощущаем Руку Всевышнего, которая ведет и хранит нас. Мы, современные евреи, должны, как Мордехай и Эстер, использовать свой интеллект, духовность и весь свой жизненный опыт, чтобы противостоять нашим врагам.

Но существует и нечто иное, что связывает нас с историей Эстер. Книга Эстер, как вы помните, начинается с того, что в королевском дворце идет пир. Евреи едят и пьют вместе с неевреями. Они одеты в нееврейские одежды и носят нееврейские имена. Они приняли культуру древней Персии, рассеявшись среди народов, населяющих эту могучую империю. Однако это не спасает их. Они остаются евреями в глазах своих врагов.

И в этом есть закономерность. Как ни печально, но слишком часто мы начинаем осознавать свою национальную принадлежность благодаря антисемитизму. Об этом и повествует Книга Эстер. Евреи, видя, какое большое значение имеет их национальная принадлежность в глазах антисемитов, приходят к пониманию того, насколько это важно для них самих.

Поэтому любые происки антисемитов, каждый пример ненависти к нам, любая угроза должны стать для нас всех, - кому удалось спастись после многовековых преследований и гонений, - сигналом к сближению с нашей культурой, историей и религией и, в конечном итоге, - к воссоединению со своим народом.

В конце Книги Эстер евреи, осознав, что Аман готовит им тотальное уничтожение, задумываются над происшедшим и приходят к пониманию того, как это важно, - быть евреями. На самом деле это важно, конечно же, не потому, что существуют ненавистники евреев, а потому, что прекрасны освященные веками традиции нашего народа, прекрасен и наш национальный образ жизни. И Книга Эстер символизирует наше торжество и победу над силами зла, ибо с нами - Б-г. В этом -жизнеутверждающая сила праздника Пурима и Книги Эстер.

Мы снова и снова восстаем из пепла и становимся сильнее, назло нашим ненавистникам, и не только для того, чтобы бороться с ними: то, что мы существуем, является самой лучшей иллюстрацией к Книге Эстер. Мы счастливы, что у нас есть наш Пурим, наши вековые традиции и заповеданный Всевышним образ жизни.

К главному меню

ПЕСАХ

Может  показаться,   что,   поскольку  Песах  имеет  такую  древнюю традицию,    нам   будет   не   сложно   выбрать   текст   из   Торы, относящийся к этому празднику. Но это как раз такой праздник, к которому труднее всего подобрать текст - и  именно потому,  что ему посвящено огромное количество текстов.

Наиболее известен и популярен среди евреев текст пасхальной Агады, которая переиздавалась намного чаще, чем любой другой еврейский текст, включая Тору, Талмуд и Сидур. Сегодня известны более четырех тысяч различных версий и публикаций Агады.

Я выбрал для вас отрывки из Агады, которые наиболее четко выражают основные аспекты праздника.

Первое: каждый еврей должен почувствовать, что он лично участвовал в основных исторических событиях жизни своего народа.

"В каждом поколении каждый еврей должен почувствовать, чти он сам, лично, был освобожден из Египта".

Второе: празднование Песаха связано с целым рядом традиционных действий; мы пользуемся специальной посудой и едим особые блюда.

"Маца - хлеб нашей бедности, который ели наши предки в земле Египта. Пусть каждый, кто голоден, войдет и ест".

Третье: история Исхода из Египта должна быть рассказана детям так, чтобы каждый из них, независимо от его возраста, характера и уровня развития, понял ее.

"Тора рассказывает о четырех сыновьях: один - мудрый, другой - злой, третий - простодушный и четвертый - на знающий, как спросить''.

Четвертое: рассказ об Исходе из Египта должен передаваться из поколение в поколение как живое повествование на злобу дня, а не как воспоминание о чем-то давно минувшем; ни в коем случае это не должно напоминать лекцию на историческую тему.

"Тот, кто превосходит других в рассказывании истории Исхода из Египта, достоин похвалы".

Почему история Исхода из Египта - особенная история?

Во время пасхального Седера история Исхода не просто рассказывается, а разыгрывается. По традиции при этом используют особые предметы. Рассказ содержит заранее приготовленные вопросы и ответы. Дети, ожидающие ответов на свои вопросы, являются полноправными участниками событий наряду с родителями и ведущим Седер. Слушатели тоже стремятся принять участие в рассказе. История Исхода очень динамична. Предлагая свою интерпретацию событий, ведущий Седер добивается создания особой праздничной атмосферы и эффекта подлинного участия в событиях. Если он ведет Седер мастерски, то слушатели часто забывают о том, где они находятся, и уносятся мыслями в прошлое.

Кому мы рассказываем историю Исхода? Наши дети очень разные. Среди них есть и умные, и злые, и простодушные, и те, которые даже не знают, как спросить. И взрослые люди тоже разные. Поэтому, рассказывая об Исходе из Египта, нужно помнить обо всех - детях и взрослых и о каждом в отдельности. История Исхода должна быть доступна всем сидящим за вашим столом во время Седера, независимо от того, являются ли они вашими учениками или просто друзьями.

Как рассказывается эта история?

Седер начинается с того, что ведущий поднимает преломленную мацу и произносит: "Вот скудный хлеб, который ели наши предки в земле египетской". Слушая рассказ и пробуя горькие травы - марор, мы как бы разделяем горькую судьбу наших предков. Это уже не история, это - наша судьба. Вот это и является самым важным аспектом праздника Песах: каждый чувствует, что это он сам вышел из Египта. И это - правда.

К главному меню

ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ ИЗРАИЛЯ

"Когда возвратит Г-сподь из плена детей Сиона, все пережитое покажется нам сном. Тогда смеяться будем в полный голос, и песни будут на устах наших. И скажут тогда народы: "великие (чудеса) совершил для них Г-сподь!". (И мы скажем:) "Великие (чудеса) Г-сподь совершил для нас, и ликуем мы' Возврати, Г-сподь, нас из плена, как возвращаешь Ты потоки в иссохшие русла. Те, кто сеют, проливая слезы, ликовать будут в жатву. Тот, кто шел с плачем, неся мешок с семенами, - вернется с песней, нагруженный своими снопами" (Псалом 126)

ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ

Еврейский народ зародился в Эрец Исраэль; здесь сложился его духовный, религиозный и политический облик; здесь он жил как суверенная нация, здесь создавал ценности национальной и общечеловеческой культуры и завещал миру нетленную Книгу книг.

Насильно изгнанный со своей земли еврейский народ оставался ей верен во всех странах своего рассеяния, никогда не переставая молиться и надеяться на возвращение в свою страну и на возрождение ее политической независимости.

Связанные узами истории и традиции, евреи всех поколений стремились вернуться и обосноваться на своей древней родине, и последние десятилетия стали временем возвращения для многих тысяч людей. Первые поселенцы, нелегальные репатрианты, организаторы самообороны, они оживили пустыню, возродили свой язык - иврит, построили села и города; они создали большую и развитую общину со своим управлением в области народного хозяйства и культуры, миролюбивую и в то же время способную защитить себя, обеспечивающую всем жителям страны достижения прогресса и глубоко преданную идее государственной независимости.

В 1897 г. созванный по инициативе Теодора Герцля, предвидевшего возрождение еврейского государства, Первый сионистский конгресс провозгласил право еврейского народа на национальное возрождение на своей земле.

Это право было признано Декларацией Бальфура от 2 ноября 1917 года и подтверждено мандатом Лиги наций, закрепившим международное признание исторической связи еврейского народа со Страной Израиля и права евреев на воссоздание своего национального очага.

Катастрофа европейского еврейства, унесшая миллионы жизней, вновь непреложно доказала острую необходимость создания еврейского государства, которое могло бы решить проблему еврейского народа, лишенного родины и самостоятельности, распахнув ворота отечества перед каждым евреем и обеспечило бы еврейскому народу статус равноправной нации в семье народов мира.

Те немногие, кто уцелел после еврейского геноцида, развязанного нацистами в Европе, а также евреи из других стран мира, наперекор всем трудностям, препятствиям и опасностям, продолжали всевозможными путями пробираться в Страну Израиля и упорно добиваться права на достойное существование, свободу и честную трудовую жизнь в родной стране.

Во время Второй мировой войны еврейское население Страны Израиля внесло достойный вклад в дело борьбы свободолюбивых и мирных народов против черных сил нацизма. Кровью своих бойцов и военными действиями оно завоевало право находиться в числе народов, основавших Организацию Объединенных Наций.

29 ноября 1947 года Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию о создании еврейского государства в Земле Израиля. Ассамблея возложила на население страны обязанность принять все необходимые меры для осуществления этой резолюции Это признание Организацией Объединенных Наций права еврейского народа на создание независимого государства является непреложным фактом. Еврейский народ, как и всякий другой народ, обладает естественным правом быть независимым в своем суверенном государстве.

На этом основании мы, члены Народного совета, представители еврейского населения в Стране Израиля и сионистского движения, собрались в день окончания действия британского мандата в Эрец Исраэль и, в силу нашего естественного и исторического права, а также на основании решения Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций, настоящим провозглашаем создание Еврейского Государства в Эрец Исраэль - Государства Израиль.

Мы постановляем, что с момента истечения срока мандата, сегодня в полночь, в канун субботы 6 Ияра 5708 года, 15 мая 1948 года, и впредь до создания выборных и нормально функционирующих государственных органов - в соответствии с государственным законом, который будет принят Учредительным собранием, избранным не позже 1 октября 1948 года, - Народный совет будет действовать как Временный государственный совет; его исполнительный орган - Народное правление - будет являться Временным правительством Еврейского Государства, которое будет именоваться Израилем.

Государство Израиль будет открыто для репатриации и объединения рассеянных по всему свету евреев; оно приложит все усилия для развития страны на благо всех ее жителей. Оно будет основано на принципах свободы, справедливости и мира, в соответствии с идеалами пророков Израиля. Оно осуществит полное социальное и политическое равноправие для всех своих граждан без различия религии, расы или пола. Оно обеспечит свободу вероисповедания и совести, право пользования родным языком, право на образование и развитие культуры. Оно будет охранять святые места всех религий и будет верно принципам Устава Организации Объединенных Наций.

Государство Израиль изъявляет готовность сотрудничать с органами и представителями Организации Объединенных Наций в деле воплощения в жизнь резолюции Генеральной ассамблеи от 29 ноября 1947 года и будет содействовать созданию единой экономики Эрец Исраэль.

Мы призываем Организацию Объединенных 'Наций оказать содействие еврейскому народу в строительстве его государства и принять Государство Израиль в семью народов мира.

Мы призываем сынов арабского народа, проживающих в Государстве Израиль, - даже в эти дни кровавой агрессии, развязанной против нас несколько месяцев назад, - блюсти мир и участвовать в строительстве государства на основе полного гражданского равноправия и пропорционального представительства во всех его учреждениях, временных и постоянных.

Мы протягиваем руку мира и предлагаем установить добрососедские отношения всем сопредельным государствам и их народам и призываем их к взаимопомощи и сотрудничеству с еврейским народом, обретшим государственную независимость. Государство Израиль готово внести свою лепту в общее дело развития всего Ближнего Востока.

Мы призываем еврейский народ во всех странах рассеяния сплотиться вокруг евреев Израиля, участвуя в алие и в строительстве государства, поддерживая нас в нашей великой борьбе за осуществление многовекового стремления еврейского народа к избавлению.

Пятница, 14 мая 1948 года (5 Ияра 5708 года)

А теперь, когда вы ознакомились с предложенными текстами, внимательно прочтите их еще раз. Вы увидите, чтоб несмотря на то, что их разделяют ни много ни мало - 25 веков, в них выражены одни и те же мысли, мечты и чаяния.

Первый текст из Книги Псалмов описывает празднество еврейского народа, когда в 6 столетии до н.э. он возвратился из Вавилонии и Персии в Землю Израиля. Первый Храм был разрушен в 586 году до н.э., и после десятилетий, проведенных в изгнании - сначала под игом Вавилонской, а затем Персидской империи, - возникает первое сионистское движение.

Проще говоря, сионизм - это великая надежда евреев, изгнанных со своей родины, на возвращение и борьба за претворение этой мечты в жизнь. А теперь попробуйте ответить на следующий вопрос: почему еврейский народ - единственный из древних народов - выжил без собственной территории, без национальной родины? Как могло случиться, что народ, изгнанный со своих земель, не растворился бесследно среди других народов?

Почему другие народы древности, которые были покорены и изгнаны со своих земель, полностью ассимилировались и на этом закончилось их национальное существование?

Ответ достаточно прост. Когда людей изгоняли из Дамаска, Вавилонии и Афин, никто из них не произносил клятвы: "Если я забуду тебя, о Афины..." А когда наши предки были изгнаны из Иерусалима, они приняли обет: "Если я забуду тебя, о Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука". Мы создали, казалось бы, несбыточную, понятную только нам и никому другому, мечту, сформировавшую нашу неразрывную связь с землей, которую мы не видели в течение последних двух тысяч лет. Эта мечта была с нами, где бы мы ни жили: в Кордове - в 13 столетии, в Варшаве - в 19 веке, в Праге - в 16 веке или в Майнце - в 10 веке, - каждый из нас лелеял свою мечту и имел собственное, неповторимое представление об Эрец Исраэль. Ее пальмы, ее Кинерет, великая гора Сион, святой Иерушалаим, наша святая земля, "текущая молоком и медом", - все это - вполне конкретная реальность для каждого человека, в котором бьется горячее еврейское сердце, даже если ему еще не довелось эту Землю увидеть.

Когда западный мир в революционном порыве вступил в 20 век, никто на свете, не исключая нас самих, был не в состоянии ответить на вопрос, кто же такие евреи: этническая, расовая, религиозная или национальная общность?

Вам, конечно, известно высказывание Иосифа Джугашвили - Сталина о том, что еврейский народ, безусловно, не является нацией, поскольку у него нет своего языка, территории и экономической структуры. Да, у нас не было территории, но мы бережно хранили свою трепетную любовь к Эрец Исраэль. Да, у нас не было экономической структуры, но зато, когда современные нации и государства вошли в 20 столетие, когда распадались старые режимы и на смену им приходили новые, у нас оставался крошечный островок надежды - сионизм. В сионизме видели мы свое спасение. Эта надежда привела нас в нашу Землю. И именно благодаря сионизму родилась Декларация независимости Израиля.

И хотя основателем сионистского движения был Теодор Герцль - еврей из Вены и говорил он по-немецки, а Первый сионистский конгресс проходил в 1897 году в Базеле, общеизвестно, что сионистское движение началось в России. Первый ручеек современной алии берет свое начало из Белоруссии и Украины - как результат погромов после покушения на жизнь царя Александра II. Первые переселенцы на Землю Израиля говорили по-русски.

Поэтому, когда мы празднуем День независимости Израиля, Йом а-ацмаут, было бы неплохо, если бы мы осознали следующее.

1. Цель сионизма - чтобы евреи были хозяевами своей страны - Эрец Исраэль.

3. Цель сионизма - расцвет национальной культуры и традиции.

4. Благодаря усилиям сионистов произошло одно из величайших чудес 20 столетия - возрождение древнего языка, иврита, на древней родине евреев - в Эрец Исраэль.

5. Первые сионисты мечтали о времени, когда евреи смогут ходить с гордо поднятой головой.

6. Цель сионизма - воплощение вековой мечты еврейского народа о возвращении из изгнания на свою землю, чтобы больше никогда не быть рассеянным среди других народов. Все мы - одна семья, а члены семьи должны быть вместе. Только такая семья может противостоять жизненным невзгодам.

7. Цель сионизма - не допустить повторения ситуации, когда евреи могут оказаться под властью тирании.

Итак, мы поздравляем вас с праздником Дня независимости Израиля!

Глубоко осознав свои корни, мы приходим к пониманию того, что День независимости Израиля - это праздник, которым мы отмечаем вхождение народа Израиля в современный мир, праздник рождения еврейского государства. Это наш национальный праздник, который отмечается не только в Государстве Израиль, но и в еврейских общинах всего мира.

К главному меню

ШАВУОТ

...В третий месяц по выходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день (новолуния), вошли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились станом в пустыне у подножия горы, а Моисей взошел к Б-гу. И воззвал к нему Б-г с горы, говоря: "Так скажи дому Яакова и возвести сынам Израилевым: Вы видели, что Я сделал египтянам. Вас же Я носил на крыльях орлиных и принес вас к Себе. И вот, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим дражайшим уделом из всех народов, ибо Моя вся Земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым. Вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым" (Шмот 19:1-6).

...И говорил Б-г все слова эти, сказав: "Я, Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства" (Шмот 20:1-2).

Итак, вот что произошло через семь недель после того, как еврейский народ покинул землю Египта.

Через семь недель евреи получают новый статус. Они как бы созданы вновь - как народ Б-га. Они приходят к горе Синай, готовые получить Тору.

Что же происходит у горы Синай?

Там совершается великое событие, которое вошло в историю евреев под названием Синайского Откровения, когда народ Израиля познает Б-га, а Б-г дает еврейскому народу Десять заповедей - основополагающий свод законов, регулирующий отношения между людьми, а также отношения между еврейским народом и его Б-гом.

В эти дни Б-г является своему народу, обращаясь ко всем евреям вместе и к каждому в отдельности. Наши мудрецы считают, что воистину весь народ - и будущие поколения в том числе - присутствовал при Откровении. Весь народ - и вы, и я - был свидетелем Откровения. Это событие весь наш народ и празднует в Шавуот.

Каждой религии свойственны особые ритуалы служения богам -жертвоприношения, молитвы, песнопения и т.д. Но еврейскому народу открыто то, чего не знают другие народы Мы понимаем, что служить Б-гу - значит стремиться постичь Его, то есть понять, что Он от нас (то есть для нас) хочет. Евреи постигают Б-га посредством изучения Его Торы, в которой изложено все, что Он нам заповедует. Изучение Торы - это и служение Б-гу, и общение с Ним

Тора была дана нам Б-гом у горы Синай; поэтому в праздник Шавуот мужчины всю ночь учат Тору. Такова традиция.

В приведенном выше тексте мы читаем, что евреи - это святой народ, народ священников Это значит, что миссию, которая в других религиях возложена на священников, каждый верующий еврей выполняет сам. Никто не может соблюсти заповедь за другого, никто не может совершить за другого религиозный обряд. Дом каждого еврея - это его Храм, и в этом Храме он выполняет возложенную на него миссию, ибо на нем лежит ответственность за продолжение нашей святой традиции во всех поколениях.

После всего, что было сказано о великом прошлом еврейского народа, вы понимаете, что нам еще многому нужно учиться, - в частности, изучать свои традиции и уметь отмечать свои праздники и победы.

К главному меню

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5