Метод. кабинет   |   Главная страница
x
x

 

 

Урок 2

ШОФАР


Цели

1. Рассказать ученикам о шофаре: из чего его делают, как он звучит, когда и в каких случаях им пользуются,
2. Познакомить с традициями, связанными с празднованием Рош а-Шана в синагоге
3. Разучить с детьми одну из молитв к Рош а-Шана.

Необходимые материалы

Шофар, карточки со словами Ткиа, Шварим, Труа на иврите и на русском языке, лоскуты разных тканей для поделок. Понадобятся также яблоки и мед.
1. Прочтите рассказ "Как потушить пожар". (Можно предложить детям разыграть этот рассказ в лицах)

Задайте следующие вопросы -

- Какую ошибку сделал Яков? ,
- Почему он решил, что барабанная дробь может потушить пожар?
- Похож ли шофар на барабан, и если да, то чем именно?
- Какие чувства вызывает у вас звук шофара?

2. Покажите детям шофар. Задайте вопросы.
- Видел ли кто-либо шофар прежде?
- Что это такое?
- Из чего он сделан?
- Для чего он используется?

Расскажите ученикам следующее:
Шофар сделан из настоящего рога разрешенного для этой цели животного. В древние времена в шофар трубили, когда нужно было объявить о каком-нибудь важном событии. В Торе сказано, что день Рош а-Шана - это День звучания шофара (Йом труа).
3. Пригласите на урок кого-нибудь, кто умеет трубить в шофар. В принципе любой человек, умеющий играть на трубе, легко может овладеть искусством трубления в шофар. Продемонстрируйте детям звуки шофара: ткиа, шварим, труа.

Примечание:
Для того чтобы занятие, посвященное шофару, прошло организованно и дети не вели себя на уроке, как во время игры, нужно объяснить заранее, что шофар используют в синагоге во время торжественной молитвы. Когда звучит шофар, в синагоге стоит тишина. Звуки шофара необычны, и каждый из молящихся внимательно вслушивается, чтобы не пропустить ни одного его звука.
Сообщите ученикам следующие сведения и обсудите их:
Синагога - это священное место, где евреи собираются, чтобы молиться в будни и в праздники Рош а-Шана и Йом Кипур - дни в году, когда звучит шофар Как вы понимаете этот обычай?
4. Угостите детей яблоками с медом и спойте вместе с ними песню, которую они выучили на прошлой неделе.
5. Сравните эту песню с одной из молитв, которые поют в синагоге на Рош а-Шана Выучите молитву. Вопросы ученикам:
- Как отличаются эта песня и молитва по настроению л содержанию?
- В чем разница между песней и молитвой?
6. Покажите детям игру, в которой используются карточки с изображением символов Рош а-Шана Предложите детям ответить на вопрос, что означают эти символы Эта игра должна подвести итог тому, что было изучено в течение двух уроков, посвященных этому празднику.

Альтернативное задание

Задайте детям серию вопросов-загадок о празднике типа: "Что я такое?", чтобы повторить пройденное, например
Я круглое и вкусное. Если меня обмакнуть в мед, я превращаюсь в очень сладкое угощение на Рош а-Шана. Что я такое?
Я круглая и очень вкусная, с хрустящей коричневой корочкой. Я только что из печи. Очень трудно удержаться, чтобы меня не попробовать. Что я такое?
После примеров предложите детям изготовить поздравительные открытки к Рош а-Шана.

К главному меню

ЙОМ КИПУР

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

I. Задачи обучения


Разъяснить ученикам
1 Процесс раскаяния (тшувы) имеет три стадии осознание того, что мы поступали неправильно, сожаление об этом, отказ от неправильного поведения
2 Люди меняются как непроизвольно, так и сознательно
3 Йом кипур следует по календарю непосредственно после десяти дней раскаяния.
4 Еврейская молитва - это откровение, выражающее особые отношения с Б-гом
5. Раскаяние, молитва и милосердие (тшува, тфила и ццака) - три составляющие, которые могут влиять на приговор Небесного Суда

П. Каково происхождение Дня искупления (Йом кипур)?


Тора содержит заповедь соблюдать Йом кипур В книге Ваикра 23 26-32 сказано, что в десятый день месяца тишрей нельзя работать. Это день, когда мы "изнуряем наши души". Позже наши мудрецы истолковали выражение "изнурение наших душ" как День поста

III Что такое тшува?


В предыдущей главе шла речь о десяти днях раскаяния. Слово тшува означает возвращение к Всевышнему и подразумевает искреннее раскаяние человека. Согласно иудаизму, тшува искупает грехи людей
Существуют три аспекта тшувы признание в совершении греха, раскаяние в содеянном и прекращение недозволенных поступков. Это значит, что человек должен сначала признаться в своем грехе, затем почувствовать сожаление о содеянном и в дальнейшем не совершать ничего подобного.
Процесс тшувы связан с большой ответственностью человек должен тщательно обдумывать свои поступки и контролировать их Никто не может сделать тшуву за другого.
Грехи, совершенные человеком по отношению к Б-гу (например, невыполнение заповеди), могут быть искуплены благотворительностью, молитвой и раскаянием (посредством цдаки, тфилы и тшувы) Освободиться же от грехов, совершенных по отношению к другому человеку, можно лишь с том случае, если совершивший грех попросил перед Йом кипур прощения у того, перед кем он провинился. Согласно еврейской традиции, никакие другие пути искупления, включая пожертвования, молитвы и пост, не могут избавить от греха, совершенного по отношению к человеку, - необходимо прощение с его стороны. Таким образом, лишь надлежащие отношения между людьми, включающие в себя просьбу о прощении со стороны виновного в грехе и получение им прощения, соответствуют системе моральных ценностей еврейской общины, одной из которых является забота друг о друге и уважение к человеку.

IV. Йом кипур - День поста. Что такое пост?


На Йом кипур существует несколько основных запретов: нельзя работать, есть, пить, носить кожаную обувь, умываться и вступать в супружеские отношения. Кроме того, в этот день принято одеваться в белые одежды. Все это создает особую атмосферу дня, когда мы отказываемся от физических удовольствий и сосредотачиваемся на духовной стороне жизни. Это день, когда мы признаемся в совершенных грехах и ошибках и искренне раскаиваемся. Грех отдаляет человека от Б-га, а раскаяние - приближает. Сосредоточенная молитва является частью раскаяния.

V. Какие молитвы читаются на Йом кипур?


В течение этого дня в синагогах читают пять основных молитв
1. Во время утренней молитвы (Шахарит) читают поминальную молитву Изкор - в память об умерших членах семьи.
2. Сразу после Изкор читают дополнительную молитву Мусаф.
3. Во время дневной молитвы Минха читают Книгу Ионы.
4. Коль нидрей - особая молитва, с которой начинается вечерняя молитва (Маарив).
5. Неила - заключительная молитва на Йом кипур, во время которой "закрываются Врата Небес". Эта молитва заканчивается звуком шофара.
На Йом кипур читается также особая молитва-признание, в которой перечисляются все наши грехи - и личные, и совершенные нами как членами еврейской общины. Эта молитва называется видуй.

VI. Есть ли молитвы на Йом кипур, доступные пониманию детей?


Если учитель подготовлен надлежащим образом, то он сможет объяснить детям почти каждую молитву. В разделе, посвященном Рош а-Шана, мы предлагали научить детей одной из молитв. Можно также выучить с детьми молитву "Авину Малкэну", в которой мы обращаемся к Б-гу со словами "Отец наш, Царь наш...". Предложите детям подумать, почему евреи считают Б-га своим отцом и царем

VII. Над какими вопросами следует подумать, планируя занятия по теме?


* Достаточно ли подготовлен класс к теме? Как подготовить ребят? Как лучше раскрыть эту тему? Как подготовить учеников к изучению молитв на Йом кипур?
* Если предстоит первый разговор с детьми о Всевышнем, то как следует с ними говорить, чтобы им было понятно и интересно слушать?
* Достаточно ли хорошо подготовлен материал для обсуждения этой темы?
* Как говорить о проведении поста с детьми, приехавшими из страны, где ощущается недостаток продуктов?

VIII. План изучения темы


1. Прочтите диалог Лени и Милы, выучив с детьми новые слова и песню, в которой эти слова употребляются.
2. Изготовьте с детьми коробочки для цдаки.
3. Прослушайте в записи. Все обеты (Коль нидрей). Побеседуйте с детьми о том, как действует мелодия молитвы на слушателя.
4. Пусть дети напишут письмо родителям или друзьям, в котором поблагодарят их за доброту. (Благодарность должна касаться не материальной, а духовной сферы отношений).

IХ Дома


Родители должны получить информацию о происходящем в классе, а также о подготовке к Йом кипур. Нужно научить их благословению, которое родители говорят детям перед Йом кипур.
Для мальчиков. Есимха Элоим ке-Эфраим ве-хи Менаше! Пусть Б-г сделает тебя подобным Эфраиму и Менаше! Для девочек. Есимэх Элоим ке-Сара, Ривка, Рахель ве-Леа! Пусть Б-г сделает тебя подобной Саре, Ривке, Рахели и Лее!
Всем детям. Еварэхеха Адонай ве-ишмереха: яэр Адонай панав элейха ви-хунэха: иса Адонай панав элейха ве-ясэм леха шалом!
Пусть Б-г благословит и защитит тебя! Пусть озарит тебя Б-г и окажет тебе милость! Пусть Б-г полюбит тебя и благословит тебя миром!
В занятиях, предложенных в третьем разделе (благодарственные письма детей), могут принимать участие и родители.

ОБРАЗЕЦ УРОКА


В связи с тем, что в этот период много праздничных дней, между Рош а-Шана и Йом кипур, скорее всего, будет только одно воскресенье. Урок в этот день будет касаться двух тем:
1. Люди могут изменяться как непроизвольно, так и сознательно.
2. Молитвы (этот урок - лишь вступление к этой большой теме).

Урок

ЙОМ КИПУР


Цели
1. Объяснить детям, что изменения в жизни человека, в его поведении иногда происходят помимо его воли, а чаще всего - в результате его работы над собой.
2. Познакомить детей с молитвой как отражением еврейского жизненного опыта.

Этапы урока

1. Прочтите диалог Милы и Лени о Йом кипур и выучите с детьми три новых слова на иврите
Предложите детям разыграть пантомимы на темы новых слов Остальные ученики пусть попробуют догадаться, какое именно слово обыгрывается в пантомиме.
2. Работа, направленная на усвоение детьми одного из новых слов - спасибо (тода).
Спросите детей. "Можете ли вы вспомнить о каком-либо поступке ваших друзей, за который вы хотели бы поблагодарить их?" Этот поступок не должен относиться к материальной сфере. Побеседуйте с детьми о том, за что мы бываем благодарны людям, насколько важно для нас то, что заслуживает благодарности, какою была бы наша жизнь, если бы нам не за что было благодарить людей.
Повесьте в классе почтовый ящик, чтобы ученики могли посылать друг другу письма с выражением благодарности за доброе отношение и помощь.

Альтернативный вариант

Предложите детям написать благодарственные письма родителям или родным - скажем, сестрам, братьям
3. Прочтите детям рассказ "Слова и перья"

СЛОВА И ПЕРЬЯ


Однажды Таня и Мира говорили о Мише - одном из своих друзей Он были очень огорчены его поведением. Дело в том, что Миша очень люби, поболтать. Но, видите ли, болтовня не всегда бывает безобидной. Миша например, не просто болтал о чем попало, а придумывал разные истории про своих знакомых. Обычно он начинал рассказывать о том, что произошло на самом деле, но потом увлекался и прибавлял кое-что от себя, чтобы сделать историю более занятной. В результате получалось, что он говорил неправду.
Очень часто его рассказы причиняли вред ребятам, о которых он рассказывал. Друзья не раз просили его прекратить это, но он продолжал придумывать про них разные истории и рассказывать их всем, кому не лень было их слушать. А если ему говорили, что это нехорошо -рассказывать небылицы о своих знакомых, он говорил со смехом. "Да ну что вы, в самом деле! Это всего лишь слова! Слова не могут навредить никому!"
Но терпение у ребят уже иссякло. Представьте себе, однажды Миша сказал Таниной маме, что Таня пропустила уроки, потому что вместо школы пошла в магазин. Но это была чистая выдумка. Таня объяснила маме, что была в этот день в школе, а потом учитель попросил ее купить кое-что в городе. Но мама не поверила и наказала дочку
Это было уже слишком! Таня и Мира решили, что пора что-то предпринять. Они пошли к самому мудрому человеку в городе - к раввину. Раввин удивился, что девочки пришли именно к нему, но тем не менее внимательно выслушал их, а потом сказал: "Сегодня после обеда приходите ко мне вместе с Мишей. Попытаюсь помочь вам"
Мира и Таня разыскали Мишу и попросили его пойти с ними к раввину. Миша, конечно, болтал всю дорогу - обо всех и обо всем понемногу. Когда они пришли к раввину, тот обратился к Мише со странной просьбой. Он дал мальчику наполненную перьями подушку и сказал: "Миша, поднимись, пожалуйста, на городскую ратушу, на самый вверх, и вытряси перья из этой подушки. А потом сразу же возвращайся сюда".
Просьба была очень странной, но Миша подумал, что, раз его просит раввин, он, пожалуй, это сделает. (А сам уже начал фантазировать и придумывать очередную интересную историю!) Он пошел на городскую площадь, поднялся на ратушу и вытряс подушку. Сверху ему было хорошо видно, как ветер подхватывал перышки и, словно играя, разносил их в разные стороны. Это было красивое зрелище.
Когда он вернулся, раввин дал ему корзинку и сказал. "А теперь вернись на городскую площадь и собери все перья в эту корзинку".
- Но, ребе, я не смогу этого сделать, - ветер разнес их во все стороны! Их теперь нипочем не собрать!
Тогда раввин положил руку Мише на плечо и сказал: "Так вот, Миша, теперь послушай, что я тебе скажу. Представь себе, что эти перья - слова, которые мы произносим. Сказанные однажды, они разносятся в разные стороны, и мы уже никогда не сможем вернуть их назад. Ты любишь повторять: "Это всего лишь слова...", но запомни, что слова могут принести людям много горя..."
По дороге домой Миша думал о том, что этот наглядный урок он уже никогда не забудет. Перья - как слова, перья - это слова. Теперь, если он увидит перышко, то сразу вспомнит о перьях из подушки, разлетевшихся во все стороны... Как и его слова, сказанные однажды и улетевшие теперь неведомо куда...

Вопросы

- Почему Мира и Таня решили поговорить с раввином? Как ты думаешь, они хотели наказать Мишу или помочь ему?
- Могут ли слова причинить боль?
- Какой урок преподал Мише раввин?
- Как ты думаешь, может ли Миша исправиться? Что он для этого должен сделать?
4. Запишите на доске слова из молитвы Видуй, подтверждающие, что необдуманные слова могут ранить людей.
Вернитесь к разговору, начатому в Рош а-Шана, о различии между песней и молитвой.

Вопросы
- Что такое молитва?
- К кому обращается человек, когда молится?
- Почему в молитве мы просим простить нас?
- Что еще содержится в молитвах? (Хвала Всевышнему и благодарность Ему).
- Если бы вы захотели сочинить молитву, о чем бы в ней говорилось?
Если ученики серьезно отнесутся к этому заданию, то ответы могут быть очень интересными. Запишите то, что ребята хотели бы сказать в своих молитвах. После этого объедините их молитвы в одну и прочтите ее вслух,
5. Если ребята проявят интерес к этой теме, дайте им прослушать Коль нидрей в записи. Расскажите им, что эту молитву читают в Йом кипур. Постарайтесь, чтобы дети прониклись тем особым настроением, которое обычно возникает у молящихся от сочетания мелодии, слов и особой атмосферы в Йом кипур.

Задание 6

Откройте в пособии для учеников соответствующую главу и рассмотрите вместе с детьми картинки. Помогите детям определить, что означают различные символы на этой странице, и повторите три новых слова на иврите: тода, слиха, бевакаша.

К главному меню

СУККОТ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

I. Задачи обучения


1. Познакомить детей с практическими обычаями и заповедями, связанными с праздником Суккот;
2. Объяснить ученикам, что представляет собой сукка и почему мы празднуем этот праздник каждый год;
3. Сделать акцент на том, что Суккот - это веселый праздник.

II. Что празднуют в Суккот?


Суккот начинается в 15-й день месяца тишрей, всего через пять дней после Йом кипур, и продолжается семь дней. Таким образом, он является частью осенних праздников еврейского календаря: Рош а-Шана, Йом кипур, Суккот, Шмини ацерет и Симхат Тора. Эти праздники наполнены трепетом и радостью. Мы радуемся, вступая в Новый год с верой в то, что будем вписаны в Книгу жизни.
Праздник Суккот связан с историей Исхода из Египта. В Торе сказано, что евреи были рабами фараона в Египте, что Б-г вывел их из Египта и привел к горе Синай, где дал им Тору. Затем они сорок лет странствовали в пустыне - пока не достигли Святой Земли. В этот период еврейский народ жил в шалашах, которые назывались суккот. Все эти сорок лет евреи всецело полагались на Б-га. Он сопровождал их пустыне, Он поддерживал их физически и духовно, когда они отчаивались и теряли надежду.
В праздник Суккот мы вспоминаем нашу историю и пытаемся понять, что чувствовали наши предки, начиная новую жизнь как народ, живущий по законам только что полученной ими Торы и ведомый Своим Б-гом.

III. Как различные названия праздника отражают его сущность?


Хаг Суккот - это название связано с временными постройками -шалашами, в которых жили евреи во время странствования в пустыне; оно отражает исторический аспект праздника
Хаг а-асиф - это название говорит нам о последней в году жатве, которая совпадает по времени с праздником Суккот, и символизирует праздник уборки урожая.
Зман симхатэйну - время нашей радости. Это название отражает нашу благодарность Всевышнему за Его бесконечное добро. Имеется в виду, что уже прошли Дни трепета и завершается сезон сбора урожая.
А-хаг - Праздник. Это название напоминает нам, что в древние времена Суккот был самым важным праздником.

IV. В чем суть ритуала с четырьмя видами растений?


Арбаа миним - это четыре вида растений (лулав, этрог, адас и арава) упоминаемые в Торе (Ваикра 23.40)
Эти растения складывают вместе и читают специальные благословен направляя арбаа миним последовательно на север, юг, запад и восток, также вверх и вниз Этими действиями мы как бы утверждаем присутствие Всевышнего рядом с нами и везде Это очень древняя традиция, которую евреи свято соблюдали на протяжении всей нашей истории.
После разрушения Храма мы не можем больше приносить туда плоды нашего урожая Лулав и этрог как бы приближают нас к Храму

V. Что символизирует сукка?


Жизнь в сукке в течение семи дней и отказ от привычного комфорта дают нам возможность подумать о том, что в нашей жизни действительно необходимо и важно.

VI. Над какими вопросами следует подумать, планируя занятия теме?


* Постройка сукки - это мицва, которую мы выполняем на виду соседей Как они отнесутся к постройке сукки?
* Если в школе невозможно продемонстрировать детям арбаа мим следует ли рассказывать им об этом обычае? Как объяснить детям, что это мицва, которую выполняют сегодня миллионы людей, а не сведения по древней истории?

VII. План изучения темы

1 Прочтите диалог Лени и Милы
2 Постройте в школе сукку или модель сукки
3 Сделайте украшения для сукки
4 Расскажите детям, что такое ушпизин Подумайте, как наглядно познакомить детей с этим обычаем
5 Отметьте на карте пуль, по которому паломники шли в Суккот в Иерусалим.
6 Принесите в класс лулав и этрог. Научите детей произносить соответствующие благословения.

VIII. Словарь


Сукка - временная постройка, в которой мы живем в Суккот, выполняя заповедь "Живите в сукке семь дней".
Арбаа миним - четыре вида растений для выполнения ритуала, связанного с праздником Суккот.
арава - ветви ивы:
адас - ветви мирта;
лулав - ветви пальмы;
этрог - великолепный плод цитрусового дерева.
Схах - крыша сукки, покрытая пальмовыми ветками или ветками деревьев;
Ушпизин - гости. Это название относится к библейским персонажам, которых мы символически приглашаем в нашу сукку.

IX. Дома


Если ваша община построила сукку, подготовьте специальную программу для родителей. Хорошо устроить в сукке трапезу с хлебом или легкое угощение. Дети могут спеть песни, которые они выучили. Можно рассказать истории из Торы, связанные с Суккот. Перед началом программы развесьте в сукке изготовленные детьми украшения.
Можно предложить участникам программы игру, в которой ребята "приглашают" в сукку кого-нибудь из библейских персонажей.
Если по каким-либо причинам нет возможности пригласить детей в сукку, то в Суккот можно собрать детей вместе с родителями и рассказать о празднике и о его традициях.

ОБРАЗЕЦ УРОКА


Поскольку в тишрее много праздников, вероятно, у вас будет только одно воскресенье для урока о Суккот. На нем мы расскажем историю праздника, описанную в Торе, и познакомим ребят с его обычаями и ритуалами.

Урок

СУККОТ


Цели
1. Объяснить, что символизирует сукка.
2. Построить сукку или ее модель.
3. Показать детям лулав и этрог и научить произносить соответствующие благословения.

Необходимые материалы

модель сукки, заранее подготовленная учителем в качестве наглядного пособия (для этого может быть использована какая-нибудь коробка: модель может быть небольшого размера и помещаться на учительском столе); веточки - подобные тем, которые используются для покрытия крыши сукки (схах); материалы для поделок, используемых для украшения сукки или ее модели; лулав и этрог; карточки с текстом благословений.

Этапы урока

1. Рассмотрите вместе с детьми картинки на странице, посвященной Суккот. Попросите детей описать то, что они видят. На доске напишите названия предметов, которые они называют: например, корзинка с фруктами и сладостями, сукка, лулав, этрог и так далее.
Перед тем как читать диалог, познакомьте детей с названиями праздника. Обратите их внимание на два из них Суккот и Хаг а-асиф.
Объясните, что название Хаг а-асиф связано со временем сбора урожая. Сообщите детям, что на этом уроке речь пойдет, в основном, о названии Хаг а-Суккот.

2. Прочитайте- диалог Милы и Лени. Спросите у детей, строили ли они когда-нибудь суку, попросите их рассказать, какие чувства и ассоциации возникают у них в сукке. Расскажите о жизни наших предков в пустыне после Исхода из Египта.
3. Продемонстрируйте детям модель сукки.
Попросите детей описать ее: какая у нее крыша, сколько стен, как она строится?
Дальнейший ход урока зависит от того, готовы ли дети к обсуждению темы как жили наши предки в пустыне. Если готовы, то учителю не избежать сложных вопросов. Например, может возникнуть вопрос, как и из чего построить шалаш в пустыне? Если возникнет такой вопрос, то учитель может отметить, что это хороший вопрос, потому что по этому поводу есть разные точки зрения. Одни считают, что евреи действительно жили в шалашах, другие - что под суккот в данном случае подразумевается просто защита всевышнего, который сопровождал евреев в пустыне в виде облака. В Торе (Ваикра 23.43) сказано. "Дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из земли египетской". Наши мудрецы по-разному комментируют эти слова. Раби Акива, например считал, что суккот - это настоящие шалаши (т.е. что евреи во время странствий в пустыне жили в шалашах). Раби Элиэзер полагал, что речь идет не о настоящих шалашах, а о том, что евреи находились под защитой Всевышнего, окутавшего их облаками. Спор этих мудрецов описан в Талмуде Важно, чтобы дети поняли, что в течение многих столетии наши мудрецы обсуждали слова Торы, стремясь понять их как можно точнее. Ученики должны усвоить, что время, о котором идет речь, было намолом истории нашего народа, и то, что Всевышний сопровождал и хранил нас в тяжелых испытаниях, придавало нам силу и уверенность в будущем.
Если вы чувствуете, что ваши ученики не готовы к восприятию этих довольно сложных понятий, просто расскажите им о трудностях жизни в пустыне и еще раз напомните им, что каждый год, когда приходит праздник Суккот, мы возвращаемся к началу нашей истории и, стремясь как можно лучше понять жизнь наших предков, строим сукку и живем в ней в течение семи дней.
4. Начните строить модель сукки. Если в школе или синагоге построена общественная сукка, то пусть ученики приготовят украшения для нее. Поскольку Суккот является также праздником уборки урожая, то в качестве украшений используются растения, которыми благословенна Земля Израиля, - гранаты и финики; колосья пшеницы и овса; виноградные гроздья; ветви или плоды оливкового дерева; инжир. Могут быть использованы рисунки с изображением этих плодов; кроме того, часто используются объемные изображения, вырезанные из бумаги или картона Принято также украшать сукку рисунками, изображающими библейских персонажей - ушпизин; символами колен Израилевых; красиво оформленными благословениями, которые принято произносить в праздник Суккот, а также различными яркими поделками из цветной бумаги или фольги.
5. Изготовив украшения, можно еще раз рассмотреть с детьми страницу учебника с рисунками и спросить их, что эти рисунки символизируют. После этого покажите детям четыре вида растений (или их рисунки), которые мы благословляем в Суккот (лулав, этрог, адас арава). Научите детей правильно их держать и произносить соответствующие благословения.
6. Расскажите детям о каждом из четырех видов растений, об их символическом значении и о том, почему мы соединяем их вместе во время молитвы. Согласно мидрашу, эти четыре вида растений, соединенные вместе, символизируют целостность еврейского народа. Каждое из них символизирует определенный человеческий тип. Этрог (великолепный плод цитрусового дерева), имеющий изысканный вкус и запах, является символом евреев, которые не только владеют глубокими познаниями в Торе, но и делают людям много добра. Лулав (пальмовая ветвь) дает вкусные плоды, но не имеет запаха: это символ евреев, которые учат Тору и обладают многими знаниями, но не делают добрых дел. Адас (мирт) прекрасно пахнет, но не имеет вкуса: он символизирует евреев, которые делают много добрых дел, но не учат Тору. Арава (ива) не имеет ни запаха ни вкуса и символизирует евреев, которые не учат Тору и не делают добрых дел.
Благословляя четыре вида растений, соединенные вместе, мы благословляем всех евреев, весь наш народ как единое целое, потому что каждый из нас, независимо от личных качеств, - часть этого целого.

К главному меню

СИМХАТ ТОРА

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

I Задачи обучения

1. Рассказать детям о свитках Торы: как их пишут, как украшают, где как хранят.
2. Объяснить ученикам, что Тора рассматривает еврейский народ как единую семью - с ее особыми традициями и обычаями.
3. Организовать активное участие детей в празднике Симхат Тора.

II. Что такое Симхат Тора и как этот праздник связан с Суккот?


Суккот длится семь дней, и сразу же после него наступает Шмин ацеретн Симхат Тора Таким образом, все эти праздники мы празднуем течение девяти дней. В эти дни соблюдаются обычные праздничны ритуалы зажигание свечей, кидуш, молитвы в синагоге и чтение определенных отрывков из Торы.

III. Что мы празднуем в Симхат Тора?


Этот праздник отмечается в день, когда прочитана заключительная часть Торы из книги Второзаконие (Дварим), После этого начинается следующий цикл чтения Торы - с книги Бытие (Берешит). Весь свиток Торы - от начала до конца - прочитывается в синагоге за год: каждую субботу читают недельную главу из Торы (парашат а-шавуа).
Празднование этого события - окончания чтения Торы - началось в Вавилонии, где и родилась традиция годового чтения свитка Торы В Торе этот праздник не упоминается.

IV. Как отмечают праздник Симхат Тора?


Симхат Тора начинается вечером с зажигания свечей дома. После этого мы идем в синагогу. Во время праздничной молитвы из арон а-кодеш достают свиток Торы, и молящиеся семь раз обходят синагогу со свитком. Эта праздничная процессия - акафот - сопровождается танцами и песнями; маленькие дети несут в руках флажки с изображением свитков Торы или игрушечные свитки, которые они сделали сами в детском саду.
Симхат Тора - единственный день в году, когда Тору читают вечером, и эту честь предоставляют наиболее уважаемым членам общины. Этих людей - хатан Тора - приглашают к Торе для прочтения отрывка из Торы, которым заканчивается чтение годового цикла, и отрывка, открывающего новый цикл чтения.

V. Существуют ли особые традиции для детей, кроме участия в пении и танцах во время процессии?


Когда рождается мальчик, то на церемонии брит-мила представители общины благословляют его и желают ему расти, изучая Тору и чувствуя себя частью еврейского народа. В праздник Симхат Тора существует прекрасный обычай вызывать утром к Торе всех детей, не достигших возраста бар-мицва. Это называется на иврите коль а-неарим (все дети). Над головами детей держат талит, и они вслед за одним из взрослых произносят благословения. Дети чувствуют, что их родители и все взрослые верят, что они на всю жизнь сохранят связь с Торой. В некоторых синагогах взрослые забрасывают детей конфетами в знак "сладости" изучения Торы.

VI. Над какими вопросами следует подумать, планируя занятия по этой теме?


* Возможно, дети видят свиток Торы впервые в жизни. Поэтому очень важно, чтобы они почувствовали значительность этого события.
* Как помочь детям понять, что значит Тора для еврейского народа
* Симхат Тора - веселый праздник. Его нужно организовать так, чтобы дети эти почувствовали.
* Все, что мы делаем в этот праздник, свидетельствует о нашем особенном отношении к Торе (мы встаем, когда открывают арон а-кодеш, целуем свитки Торы; танцуем со свитками).

VII План изучения темы


1. Посетите с детьми синагогу и покажите им свиток Торы.
2. Если это невозможно, постарайтесь принести свиток Торы в школу.
3. В крайнем случае принесите в школу книги, в которых есть иллюстрации с изображением свитков Торы
4. Сделайте флажки к празднику Симхат Тора для акафот.
6. Устройте празднование Симхат Тора и организуйте акафот в классе Соберите детей в круг и станцуйте с ними. Соберите детей под талит, чтобы произнести благословение "алия ле-Тора".
Затем прочтите первую недельную главу из книги Берешит. Угостите детей сладостями в честь нового цикла чтения Торы.

VIII. Словарь


Сефер Тора - свиток Торы.
Алия - возвышение, слово происходит от глагола "лаалот" . подниматься Употребляется, когда мы имеем в виду духовный подъем человека - "подняться к Торе", "подняться в Иерусалим", "репатриироваться в Израиль" (алия ле-Торз, алия ле-Иерушалаим, али*, ле-Исраэль)
Коль а-неарим - все дети Это особое благословение детей, не достигших возраста бар-мицва
Акафот - праздничные шествия со свитком Торы, сопровождаемое танцами и песнями, восхваляющими мудрость Всевышнего и его Торы
Софер-сгам - переписчик Торы, тот, кто пишет свиток Торы
Арон а-кодеш - место в синагоге, где хранятся свитки Торы
Яд - буквально - рука, указка, обычно с изображением руки, которой пользуются во время чтения Торы
Кетер - декоративная корона для Торы

IX Дома


В Симхат Тора следует пригласить в синагогу учеников вместе с родителями. Перед этим можно пригласить родителей в школу и попросить кого-нибудь из них рассказать, как они отмечали этот праздник в годы, когда преследовались люди, соблюдавшие нашу традицию Если вы собираетесь организовать празднование Симхат Тора в школе обязательно пригласите родителей, чтобы они приняли участие в этом празднике
В Торе много внимания уделено подробному описанию наших праотцев Это говорит о том, что родословная человека (кем были его деды прадеды) - очень важная часть его биографии Симхат Тора - как раз подходящее время для начала работы над генеалогическим древом семей ваших учеников. Соответствующие схемы или рисунки можно красив оформить и устроить выставку в классе, на которой будут представлен лучшие работы.

ОБРАЗЦЫ УРОКОВ


На первом уроке дети знакомятся с праздником Симхат Тора, его традициями и обычаями
На втором уроке они получают информацию о свитках Торы, кто их пишет, как они оформлены, где хранятся.

Урок 1

СИМХАТ ТОРА


Цели

1 Продолжить составление праздничного календаря месяца Тишрей
2. Показать детям свитки Торы и рассказать им, что в течение года в синагоге читают свиток Торы от начала до конца.
3. Объяснить, что значит Тора в жизни еврейского народа и что символизирует праздник Симхат Тора.
4. Организовать празднование Симхат Тора в классе - с акафот, сопровождаемыми танцами и пением, пригласив на праздник детей, их родителей и родственников.

Подготовка к заданию 1
Если возможно, организуйте посещение синагоги; если такой возможности нет, покажите детям свитки Торы или фотографии (рисунки) с изображением свитков Торы. Принесите на урок Пятикнижие (Хумаш).

Для проведения урока необходимо следующее
талит (чтобы держать его над головами детей в классе во время алии коль а-неарим) материалы для изготовления флажков и украшений для свитков Торы.

Этапы урока

1. Попросите детей открыть страницу Симхат Тора в своих учебниках. На этой странице они найдут миниатюрный календарь месяца тишрей, на котором этот день отмечен как праздник. Чтобы повторить изученное в классе за последние недели, нарисуйте на доске чистую страницу календаря и попросите детей отметить на ней даты, соответствующие праздникам, которые они уже отпраздновали в этом месяце (Рош а-Шана, Йом кипур и Суккот).
Предложите детям нарисовать соответствующие каждому из этих праздников символы. Повторите песни, которые они выучили к праздникам. Сообщите детям, что осенние праздники подходят к концу и завершаются особым праздником, называемым Симхат Тора.
2. Что такое Симхат Тора?
Прочитайте диалог Милы и Лени.
Симхат Тора - это Радость Торы. Чтобы почувствовать эту радость, мы сначала должны понять, что такое Тора и какова ее роль в жизни еврейского народа.
Задайте детям вопрос: "Что такое Тора?" Прочитав диалог Милы и Лени, дети смогут ответить на этот вопрос.
Спросите детей: "Что вы знаете о Торе?"

Примеры правильных ответов
В Торе нашла отражение история еврейского народа; Тора очень важна для еврейского народа; Тора - Святая Книга; в Торе изложены основные законы жизни людей; в Торе описывается происхождение еврейского народа и т.д.
Если дети не смогут дать правильные ответы, еще раз покажите Хумаш и свиток Торы, обратив особое внимание на самые важные сведения. Потом задайте вопросы:
- Кто дал нам Тору?
- На каком языке она написана?
- Как выглядит эта книга?
- Маленькая она или большая?
3. Покажите детям свитки Торы или рисунок с их изображением. Попросите, чтобы дети описали, что они видят. Почему свитки "одеты в необычную "одежду"? Какие символы вышиты на чехлах? Есть ли на них серебряные украшения?
Почему свитки Торы так украшены?
Что можно узнать о Торе, глядя на свиток Торы?
Выслушайте все ответы и запишите их на доске либо попросите учеников записать наиболее интересные ответы. Ваша задача - пробудить у детей живой интерес к Торе.
4. Попросите детей снять чехол со свитка Торы, чтобы они могли увидеть свиток.
Используя указку (на иврите - яд), покажите детям текст Торы. Объясните, как пользуются указкой.
Обратите внимание детей на то, что мы не прикасаемся к строчкам текста Торы, а пользуемся особой указкой. В чем причина такого почтительного обращения с Книгой книг?
Объясните детям, что в свитках Торы написано, как мы стали еврейским народом. В течение многих веков евреи изучают Тору, чтобы знать свою историю. Спросите детей, есть ли у них в семье альбом с фотографиями бабушек, дедушек и других родственников. Рассматривали ли они эти фотографии вместе с другими членами семьи? Рассказывали ли родители об их далеких предках?
Тора - это своего рода наш общий семейный альбом. Только вместо фотографий она содержит текст, рассказывающий историю нашей еврейской семьи с момента сотворения мира. Весь наш народ - это одна семья. Очень важно, чтобы дети это поняли.
Одна из особенностей Торы состоит в том, что она рассказывает, почему именно еврейский народ избран Б-гом и какие задачи Он на него возложил. После получения этой информации дети могут начать разговор о Всевышнем. Дайте им возможность задавать любые вопросы обсуждать их между собой. Вы можете, умело направляя эту дискуссию конце объяснить, что в Торе описана история взаимоотношений Б-га еврейского народа, и, когда они станут изучать Тору, они лучше узнают поймут, что такое Всевышний.
5. Начните разворачивать свиток Торы и спросите детей, где начало свитка и где конец. Дойдя до конца книги Дварим, спросите детей: ближе к началу или к концу свитка находится этот раздел?
Объясните детям, что мы приблизились к концу годового цикла чтения Торы. Каждый год, закончив чтение Торы, мы сразу начинаем читать ее сначала. Мы празднуем это событие, и праздник этот называется Симхат Тора. Слово симха означает счастье и радость, а Симхат Тора - это радость Торы, радость, которую мы испытываем при изучении этого Источника мудрости.
6. Задайте ученикам вопросы:
* Если бы вы захотели организовать вечер Торы, как бы вы это сделали? * - Запишите ответы детей. Предложите им представить себе, что они хотят отметить свой день рождения. Спросите их:
* Где бы они хотели устроить такой праздник?
* Кого они хотели бы пригласить?
* Когда они планируют его устроить?
* Что они сделают, чтобы праздник получился веселым?
Теперь расскажите детям о традициях праздника Симхат Тора (акафот вокруг синагоги, сопровождаемые песнями и танцами; взрослые танцуют со свитком Торы, а дети - с флажками и игрушечными свитками; угощения и сладости для детей).
7. Подготовьтесь к празднованию в классе Симхат Тора: сделайте флажки и игрушечные свитки; приготовьте (с помощью родителей) торт "Симхат Тора"; разучите танцы и песни к этому празднику.
8. Празднование Симхат Тора в классе:
* проведите краткую беседу с родителями. Используя наводящие вопросы, подведите детей к объяснению смысла праздника и значения Торы в жизни еврейского народа;
* пригласите учеников принять участие в акафот в классе;
* развернув талит, попросите родителей произнести благословение коль а-неарим, когда все дети соберутся под ним;
* скажите благословение, которое произносят при чтении Торы в синагоге (алия ла-Тора)
* пусть дети повторят за вами заключительное благословение;
* прочтите отрывок из последней недельной главы Торы - парашат а-шавуа
* в заключение праздника пригласите учеников к празднично накрытому столу с легким угощением, после чего дети и родители вместе примут участие в акафот с песнями и танцами.
* Если среди родителей, дедушек или бабушек учеников вашего класса найдутся люди, которые захотят поделиться своими воспоминаниями о праздновании Симхат Тора, это было бы очень интересно.

К главному меню

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5