Метод. кабинет   |   Главная страница
x
x

 

Вступление

В 2003 году в Институте изучения иудаизма в СНГ (Институт Штейнзальца), параллельно в его иерусалимском и московском отделениях, прошли дискуссии на тему «Мотивация еврейского образования». Основными их участниками были сотрудники института и руководители кружков, действующих в рамках программы «Байт ле-мидраш», педагоги и ученые из десятков городов Израиля и СНГ. На основе их выступлений и составлен данный выпуск «Педагогических чтений».

Обсуждение темы показало, что она является одной из наиболее актуальных в современном еврейском образовании. Если у потенциальных учеников не будет желания учиться, то все усилия педагогов - энтузиастов и организаторов еврейского образования могут оказаться напрасными. Не решив проблему мотивации, трудно ожидать результатов даже от хорошо продуманных и материально обеспеченных просветительских и учебных программ.

Как же пробудить желание изучать наши источники и традицию у тех, кто был лишен возможности получить полноценное еврейское образование? Почему и тогда, когда такая возможность появилась, многие не проявляют интерес к учебе? Почему взрослые, зачастую широко образованные люди подчас не обладают самыми элементарными знаниями о своем народе и его традиции?

Эти вопросы уже более десятилетия находятся в центре внимания раввина Адина Штейнзальца, его учеников и сотрудников. Достаточно напомнить о получившем широкий резонанс призыве к евреям СССР - сделать «шаг вперед - шаг к себе». Объясняя смысл этого лозунга, р. Штейнзальц писал:

«Важно не то, что уже сделано, а то, что еще следует сделать... Время работает против нас как народа и как индивидуумов. Тревогу внушает в первую очередь демографическое состояние еврейского народа в мире. Оно поистине катастрофическое, причем в России масштабы этой катастрофы особенно велики. На десять умерших евреев здесь, в среднем, рождается один еврейский ребенок! Иными словами, нет нужды уничтожать наш народ: евреи и так вымирают... Вторая причина для беспокойства за нашу судьбу связана с утратой еврейской идентификации. Сегодня даже носители таких фамилий как Рабинович или Шапиро могут принадлежать к еврейству в лучшем случае лишь генетически, постольку, поскольку им дали жизнь родители-евреи. На этом их связь с еврейством часто и заканчивается...

Все это не означает, что у нашего народа нет надежды на будущее. Но, чтобы эта надежда оправдалась, каждый еврей должен сделать своим кредо то, чему невозможно дать общее определение, поскольку для каждого это индивидуально, однако речь идет об очень конкретном: сделать шаг вперед... Я говорю сейчас не о тех абстрактных решениях, которые иногда принимают люди: “С завтрашнего дня стану лучше”. Я говорю о другом: о том, что человек должен наметить для себя план на конкретные отрезки времени - неделю, месяц, - и в каждый из них делать шаг вперед. Может быть, очень маленький шаг. Однако постоянно, последовательно и целеустремленно.

То, что для одного - пройденный путь, для другого - заманчивая надежда, которая, может быть, сбудется не скоро. Иногда люди продвигаются за счет того, что узнают что-то новое. Например, тот, кто на этой неделе выучил одну букву, на следующей неделе выучит вторую и будет знать уже две. Тот, кто понял нечто малое, а затем другое и третье, также шаг за шагом продвигается вперед. Это, в сущности, единственный способ придать такому процессу динамичность. Если провести физический анализ движения морской волны, окажется, что она вздымается за счет того, что каждая молекула в ней совершает одно небольшое движение вперед. Так рождается огромный вал.

Существует бесконечный список дел, которые надо сделать. Есть масса тем, требующих изучения. Можно двигаться и понемногу - но неуклонно вперед. Главное - не стоять на месте. В этом секрет всякого продвижения... Тот, кто позволил себе остановиться, скатывается назад. То, что не улучшается, становится хуже. Необходимо понимать, что не существует панацеи от всех бед, нет универсального решения всех проблем. Не может быть «последнего и решительного» шага. Ни один шаг нельзя назвать завершающим. Только движение, только последовательность шагов сулит надежду. И неважно, какое место занимает каждый из нас. Но в любом месте, где бы ты ни был, сделай, как частица огромной волны, одно движение, один шаг вперед»[1]. Этот призыв стал движущей основой наших проектов, в которых принимают участие тысячи людей, в частности, в рамках сети кружков «Байт ле-мидраш», программы еврейского самообразования «Лимудим». Эти проекты стали примером достаточно серьезного продвижения в решении проблемы мотивации. Вообще, нацеленность на практику является характерной чертой нашего подхода. И в ходе «Педагогических чтений» мы подводили участников к обсуждению практических вопросов, исходя при этом из того, что теоретические аспекты широко представлены в педагогической литературе. Поэтому основную часть материалов сборника составили сообщения о конкретном опыте педагогов-практиков. Мы надеемся, что эти материалы, обобщающие опыт и наблюдения учителей, работающих в различных системах просвещения Израиля и СНГ, будут полезны и интересны не только специалистам, но и широкому кругу людей, интересующихся проблемами еврейского образования и воспитания.

СТАТЬИ

Что побуждает учить Тору?

Д-р Иона Шнайдер (Израиль)

Когда после многолетнего перерыва в 90-е годы прошлого века «евреям из СССР»[2] было позволено читать Тору, казалось, что она очень быстро займет центральное место в возрождающемся там еврейском образовании[3]. Однако этого не произошло; в новых школах изучались другие предметы: традиция, иврит, история, еврейские песни и танцы. Танах же почти не преподавался. Объясняли это тем, что еще нет необходимых условий, прежде всего - подготовленных учителей, книг Танаха и учебников. Прошли годы, за это время многое изменилось в еврейском образовании. Сложилась сеть дневных и воскресных школ, в которых работают опытные и знающие педагоги. Некоторые школы располагают хорошими библиотеками. Изданы большими тиражами переводы Торы и избранных комментариев, труды известных раввинов и научные монографии. Действуют методические центры, разрабатывающие оригинальные учебные программы и пособия. И все же, несмотря на это, в большинстве школ по-прежнему не введено систематическое изучение Торы[4]. Почему? Многие учителя говорят, что одна из главных причин этого странного явления - отсутствие мотивов изучать Тору и еврейскую литературу[5]. Похожую ситуацию мы наблюдаем и в современном нерелигиозном образовании в Израиле. «Созданы несколько параллельных школьных программ по еврейским дисциплинам и еврейской литературе. Имеются книги, необходимые дли преподавания современным школьникам. Эти книги отвечают и современным требованиям, и запросам, которые могут возникнуть в будущем. Сегодня нет нехватки ни в чем, кроме... желания еврейского общества, для которого приготовлен этот “книжный шкаф”[6], изучить его содержание и найти в нем источник обновления и творчества»[7].

В том, что значительная часть сегодняшнего еврейства не проявляет естественного, казалось бы, интереса к своему национальному наследию, мы видим одну из главных проблем современного еврейского образования. В связи с этим мы посчитали полезным рассмотреть некоторые истоки этой проблемы евреев из СССР, сравнив существующее положение дел с традиционными устоями и механизмами выбора пути в образовании.

На протяжении веков наш народ, поколение за поколением, посвящал значительные силы и время изучению Торы, видя в этом одну из своих главных обязанностей. Внутренним побуждением к учебе было осознание своего долга учиться в соответствии с повелениями, данными в Торе. Как сформулировал Рамбам в кодексе «Мишнэ Тора»: «Каждый еврей обязан изучать Тору...»[8]. Наряду с тем, что изучение Торы означает выполнение определенной обязанности, оно закладывает основу следованию Торе в целом, исполнению всех ее заповедей. Это и является высшей целью учебы. Наши мудрецы подчеркивали, что евреи учат Тору, дабы знать и исполнять ее законы, а не ради извлечения какой-либо утилитарной пользы[9]. «...Раби Цадок говорил: “...и не возлагай на себя корону [знатока Торы], чтобы возвыситься с помощью этого, и [пусть знание Торы] не станет [для тебя] мотыгой, чтобы копать ею[10]. И так говорил Ѓилель: “Тот, кто пользуется короной [Торы], - сгинет...”»[11]. Итак, в соответствии с традицией, важнейшая цель учебы - это получение знаний для выполнения заповедей. И среди них - заповеди учиться. Учебу в соответствии с этими целями наши учителя называют изучением Торы «во имя нее самой»[12]. Путь в образовании ребенка определяется, как правило, когда он еще мал. Как только малыш начинает говорить, он слышит от отца слова Торы[13]. А систематическое школьное образование ребенка советуют начать, когда ему исполнится пять лет[14]. На деле, это подчас происходит даже раньше, уже с трех-четырех лет. Ясно, что сам ученик в этом возрасте не в состоянии сделать осознанный выбор и самостоятельно определить, что и как учить. Для этого нужно обладать ответственностью, знаниями, опытом, устойчивыми интересами. Ведь речь идет (и в этом - еще одна важная особенность еврейского образования) о выборе основного дела на всю жизнь. Учеба занимает в ней такое же, а иногда и более важное место, чем работа. По затратам усилий она подчас не уступает тяжелому каждодневному труду и продолжается, пока жив человек[15]. Путь в образовании детей определяют их родители. Отец решает за сына, а лучше сказать - ради него, что учить, как и у кого учиться. Точно так же, как в свое время это сделал его отец, выведя ребенка на путь Торы в учебе и в жизни. Отсюда - то большое значение, которое придается родительскому авторитету в еврейском воспитании[16]. Даже если малыш еще не может осознать высокий смысл изучения Торы «ради нее самой», он вполне способен понять важность заповеди уважать отца и мать и слушаться их. Таким образом, осознание и выполнение детьми своего долга по отношению к родителям является необходимым условием осуществления их планов, связанных с его образованием.

Отец, со своей стороны, обязан, в соответствии с Законом, обучить сына, дать ему достойное воспитание и образование. Показательно, что раздел «Законы изучения Торы» в кодексе «Мишнэ Тора» Рамбама начинается не с приведенной ниже заповеди изучать Тору, а с обязанности обучать сыновей[17]. Выбрав для сына определенный путь в учебе, отец оказывает большое влияние на весь его жизненный путь[18]. В книге «Мишлей» сказано: «Наставь юношу [на истинный путь] в самом начале, и он не свернет с него и тогда, когда состарится»[19]. По мнению наших мудрецов, под «самым началом» имеется в виду возраст от шестнадцати до двадцати четырех лет[20]. Этот период имеет особое значение в воспитании: завершается жизнь детей в родительском доме, они выходят в самостоятельную жизнь, и отец должен предпринять особые усилия, чтобы наставить сына на истинный путь, «пока он еще юноша»[21]. Повзрослев, дети сами примут решение - продолжить идти по пути, на который их вывел отец, или пойти по другой дороге. Верный выбор предполагает осознание долга и ответственности. А ответственность невозможна без свободы воли. В конечном счете, каждый сам выбирает свой путь в учебе и в жизни, к добру это или нет[22]. Итак, главным побуждением изучать Тору является осознание родителями и детьми своих обязанностей. Отец осознает и выполняет свой долг обучить сына; тот, в свою очередь, должен выполнить обязанность послушания. Затем и сын постепенно приходит к пониманию и принятию на себя долга учиться и осознает высшую цель учебы - «изучение Торы ради нее самой». Со временем это подводит его к принятию ответственности за обучение его собственных сыновей, которых он должен наставить на истинный путь - путь Торы - в учебе. Тем самым завершается один виток в передаче традиции и начинается следующий[23]. Сказанное о выборе пути в образовании относится и к тем, кто признал авторитет Торы и следует ее заповедям. В нерелигиозных же семьях путь в учебе избирается в соответствии с иной традицией, сложившейся в советскую эпоху на основе коммунистической идеологии. Становление этой традиции сопровождалось разрушением традиционной семьи и отрицанием родительского авторитета. Безраздельно господствующим авторитетом в определении путей образования было государство. В рамках государственной системы воспитания изучение евреями Торы не предполагалось, более того - преследовалось.

В духе этой традиции было воспитано несколько поколений евреев. И в наши дни, когда Советский Союз уже перестал существовать, многие евреи из СССР избирают такой путь в образовании детей, который либо полностью исключает изучение Торы, либо сводит его к минимуму, продолжая и в изменившихся условиях эту традицию советского образования. Следствием этого стало то, что значительная часть еврейских семей в СНГ не желают, чтобы дети посещали еврейские учебные заведения. А те, которые осознают необходимость еврейского образования и отправляют детей в еврейские школы, не протестуют против того, что во многих из них нет уроков Торы. В Израиле семьи евреев из СССР отдают детей, как правило, в государственные нерелигиозные школы, где объем учебного времени на изучение Танаха минимален. Что же касается самих родителей, то большинство из них, как и прежде, остаются в стороне от учебы и не проявляют желания восполнить недостаток в еврейском образовании. Оценивая реальный уровень их интереса к нашему духовному наследию в свете требования традиции изучать Тору «ради нее самой», нельзя не признать, что он весьма далек от идеала.

Мы видим, насколько сложна задача восстановления должного отношения к Торе после десятилетий отрыва от традиции. Тем более важен и поучителен опыт тех, кто начал систематическое изучение источников. Среди них следует назвать, прежде всего, преподавателей традиции в школах и кружках в Израиле и в СНГ[24]. Что движет теми из них, кто изучает Тору, не считая себя верующими евреями? Многолетний опыт работы в сфере подготовки учителей дает нам основание назвать среди главных побуждений любовь к преподаванию как таковому, интерес к еврейской национальной культуре, истории и литературе. Некоторые заинтересованы в поиске своих корней и стремятся к более осознанной национальной самоидентификации. У других стремление к учебе связано с любовью к классической европейской литературе, одной из основ которой является Тора. Есть и такие, кто считает это необходимым для своего духовного развития и самореализации.

При всем разнообразии подобных побуждений, в них есть общее начало, а именно то, что Тора выступает в качестве средства, а не цели. Иными словами, она изучается «не во имя нее самой». Но допустима ли учеба, если людьми движут подобные побуждения?

Из приведенных ниже слов Ѓилеля и раби Цадока мы могли бы подумать, что нет, однако это не так. Чтобы разобраться в возникшей проблеме, нам следует вернуться к мишне из трактата «Авот», содержащей эти высказывания[25]. Кроме них, она содержит и мнение р. Ишмаэля, сына р. Йоханана, сына Броки: «Тому, кто изучает [Тору], чтобы обучать, дается возможность учиться и обучать; а тому, кто изучает, чтобы делать [все, что Тора предписывает], дается возможность учиться, обучать, соблюдать и исполнять». Из этого следует, что, наряду с изучением Торы «во имя нее самой» («чтобы делать»), есть место и для изучения Торы с целью ее преподавания, что, по мнению некоторых комментаторов, является допустимым побуждением[26]. В более общей и определенной форме эту идею высказал рав Йеѓуда от имени Рава: «Пусть человек всегда будет занят изучением Торы и исполнением заповедей, даже, если [он это делает] не во имя них самих, ибо в ходе занятий не во имя них самих придет [стремление делать это] во имя них самих»[27]. Итак, изучение Торы для достижения утилитарной цели допустимо. Что же касается приведенных ниже слов Ѓилеля и р. Цадока о недозволенности извлечения личной выгоды из знания Торы, то, как объясняют наши учители, они имели в виду такие недостойные побуждения, как, к примеру изучение Торы для того, чтобы с помощью своих познаний уязвить или унизить других, подчинить их своей воле[28]. Подобные цели абсолютно неприемлемы.

Итак, обобщая сказанное нашими учителями и учитывая реальное положение дел в современном образовании евреев из СССР, назовем следующие основные уровни заинтересованности в учебе:

1) отсутствие интереса,
2) изучение Торы «не во имя нее самой»,
3) изучение Торы «во имя нее самой».

Как следует из высказывания р. Йеѓуды, переход от первого уровня ко второму может обеспечить переход от второго уровня к третьему[29]. Развитие интереса можно представить в виде постепенного подъема движения по «лестнице интересов» [30]

4) Изучение Торы «во имя нее самой».

3) Поощрение и развитие потребностей и интересов, подводящих к изучению Торы «во имя нее самой»[31].

2) Избавление от недозволенных устремлений.

1) От полного отсутствия интереса - к интересу на уровне изучения Торы «не во имя нее самой».


Несмотря на то, что эта схема не отражает многообразия деталей и вариантов реального развития, она может быть полезна для выработки конкретных подходов к решению проблем современного образования евреев из СССР. Наиболее актуальной для нас представляется первая ступень данного варианта «лестницы интересов», поэтому остановимся на ней особо.

Требования традиции к изучающему и преподающему Тору настолько строги, идеал настолько высок, что у некоторых, возможно, не хватает решимости приступить к учебе. Сознание того, что существуют более достижимые уровни дозволенных интересов, может помочь преодолеть робость и сделать первые шаги в нужном направлении.

Разумеется, есть и другие, гораздо более серьезные причины «добровольного невежества»[32] евреев из СССР в областях, связанных с национальным наследием. Мы уже упомянули тот факт, что наше поколение является носителем иной традиции. Она сильна и богата, формирует запросы человека и предоставляет ему то, что необходимо для их удовлетворения. Поэтому отсутствие знаний в области иудаизма не ощущается и не воспринимается как ущербность. Подвести еврея к осознанию того, что незнание основ традиции его народа это недостаток, - одна из первоочередных задач для начала продвижения по «лестнице интересов».

Возможность изучения Торы «не ради нее самой» обусловлена рядом требований. Рамбам, подробно раскрыв в комментарии к Мишне несовершенство изучения Торы ради любых посторонних целей, тем не менее, признал возможность подобной учебы и включил в кодекс «Мишнэ Тора» принцип, сформулированный р. Йеѓудой. При этом он указал, что изучение Торы «не ради нее самой» возможно как преходящий этап учебы на пути к идеалу - изучению Торы «во имя нее самой» - в образовании детей и в народном просвещении[33]. Исходя из этого, мы можем сказать, что расширение круга изучающих Тору с целями, соответствующими уровню «не во имя нее самой», имеет оправдание и смысл. В то же время подобная учеба оправдана только в том случае, если она ведет к следующим, более высоким ступеням интереса.

Наряду с этим следует помнить, что наши мудрецы и учители, допуская возможность учебы ради достижения утилитарных целей, имели в виду тех, кто последовательно придерживался традиционного образа жизни.[34]

С первых шагов учебы от ученика требуется единство изучения и исполнения, слова и дела.

Признаемся, что современная ситуация в образовании не дает оснований для особого оптимизма. Отсутствие желания изучать Тору у многих евреев из СССР стало настолько привычным, что даже не вызывает удивления. Пробудить у этих людей любопытство и осознанное стремление к знаниям чрезвычайно сложно. Все же я не теряю надежду на то, что и они придут к осознанию важности изучения Торы и приступят к серьезной учебе, пусть даже поначалу с утилитарными целями[35]. Это, возможно, станет основой для их постепенного подъема к высшей ступени «лестницы интересов».

Еврейское просвещение и неевреи

Раввин Ишайя Гиссер (Израиль)

В современном еврейском образовании в диаспоре, а точнее, на территории бывшего СССР, все большую роль играют преподаватели-неевреи, да и среди учащихся процент неевреев все больше и больше. Объяснить подобный уровень заинтересованности лишь феноменом смешанных браков достаточно сложно хотя бы в силу того, что многие активисты еврейского просвещения не связаны родственными узами с нашим народом. Для осмысления причин вовлечения неевреев в эту сферу следует вспомнить этапы развития еврейского образования в последние тридцать лет.

Если принять за первый этап начало 70-х - середину 80-х годов, то, обобщая, можно сказать, что основным мотивом участия, пассивного или активного, в еврейском просвещении был протест против ущемления национального и человеческого достоинства в условиях высокого уровня государственного и бытового антисемитизма. При этом значительную часть активистов - преподавателей и популяризаторов иудаизма - составляли те, чьи дедушки ходили в синагогу, в чьих домах большую роль играли элементы еврейской традиции: язык идиш, кухня, еврейские песни и т. д. Кроме того, еще существовала исчезнувшая ныне прослойка малообразованных, в массе своей, евреев, не поддавшихся ассимиляции и сохранивших еврейское самосознание и атавистические детали еврейского быта. Эта категория еврейского населения составляла как бы питательную среду, на фоне которой энтузиасты-просветители занимались своим делом.

Безусловно, в некоторых случаях определяющую роль в выборе сферы еврейского образования и просвещения полем приложения своих сил играли и иные факторы, но в целом картина была именно такой. Однако все это в прошлом. Об этом и сегодня было бы интересно поговорить, однако данная тема имеет, скорее, исторический интерес, нежели практический. В наше время процент тех, чье участие в деле еврейского просвещения мотивировано подобным образом, ничтожно мал.

Второй этап - конец 80-х - начало 90-х годов, период массового выезда, когда евреи уезжали в «еврейское государство», свято и безосновательно веря в то, что оно зиждется на основах иудаизма и еврейской традиции. Бесконечные агитпроповские статьи и книги о засилье еврейских клерикалов и религиозной подоплеке израильской политики принесли-таки свои плоды. Израиль воспринимался многими жителями СССР как религиозное иудейское государство. Кроме того, при отсутствии достоверной информации значительная часть еврейского населения идеалистически представляла себе государство Израиль, и мысли не допуская, что можно переехать на Святую Землю и вести там тот же советский образ жизни. Даже еврей, ехавший «за колбасой», считал своим долгом что-то узнать, чтобы подготовить себя к этому загадочному и «неизбежному» иудаизму. В те времена такая мотивация была очень распространенной. В Одессе, Киеве и других городах я видел много людей, приходивших в синагогу или израильский культурный центр, чтобы перед отъездом что-то узнать об иудаизме, получить информацию о еврейских законах, начать изучать язык.

Это явление было массовым, однако закончилось достаточно быстро. Имея родственников в Израиле, побывав там несколько раз, люди осознавали, что для жизни в этой стране не только не нужно быть религиозным евреем, но и иврит знать не обязательно. Можно находиться в «русском гетто», микромире подобных себе. И заинтересованность в еврействе как в необходимом условии для адаптации исчезла.

Сегодня мы - свидетели и участники третьего этапа в развитии еврейского просвещения в СНГ. Возникшая в последнее время волна интереса к еврейским образовательным проектам, на мой взгляд, - результат деятельности еврейских организаций.

Другими словами, сегодня большая часть учащихся - это те, кто так или иначе был вовлечен в деятельность самых разнообразных организаций, таких, как ульпаны, «Хесед», или участвовал в различных мероприятиях - летних лагерях для студентов, общинных программах и т. д. Благодаря этому у людей возникает некий минимальный уровень знаний, который, в силу тех или иных личных причин, приводит их на занятия.

Побочным следствием именно этого процесса является большой процент неевреев среди участников еврейских образовательных программ. Поскольку все общинные мероприятия проводятся открыто, а для улучшения отчетности некоторые организации буквально зазывают на них всех желающих, то послание, рассчитанное на евреев, получают и представители нееврейского населения. Таким образом они вовлекаются в сферу еврейских интересов, в деятельность общины и ее институтов. Ниже я попытаюсь подробнее коснуться этого вопроса.

Достаточно часто встречающаяся мотивация - чувство национальной гордости или, если хотите, комплекс национальной неполноценности. С моей точки зрения, это две стороны одной медали. Большинство гордящихся своим еврейством составляют те, кто не имеет никакого представления о том, в чем, собственно, это самое еврейство заключается. Этим объясняется, в частности, и анекдотическая потребность «светских» евреев подсчитывать количество «своих» среди лауреатов Нобелевской премии, известных спортсменов и артистов.

Этот мотив довольно продуктивен. Рано или поздно человеку хочется разобраться в тех вещах, о которых он уже накопил какое-то количество информации, зачастую противоречивой. Надо отметить, что многие репатрианты, приехав в Израиль и попав в еврейскую среду, теряют эту мотивацию к изучению еврейских дисциплин. Если к этому времени они не приобретают иной стимул, интерес к еврейству в большинстве случаев теряется вообще.

Часто при получении еврейских знаний и участии в образовательных программах в качестве мотива выступают и другие факторы: профессиональные потребности, карьерные амбиции; все те случаи, когда люди в силу житейских причин попадают в еврейские структуры и хотят выйти на определенный уровень знаний. Но, повторюсь, на мотивацию подавляющего большинства людей, которые сегодня хотят приобрести знания об иудаизме, влияет прежде всего деятельность еврейских организаций.

Подчеркну еще раз: я пытаюсь обобщить свои наблюдения. Реальная жизнь предоставляет нам всю палитру причин и мотивов еврейской активности в сфере образования и просвещения. Разумеется, я не претендую на охват всех возможных случаев, а лишь пытаюсь проанализировать характерные для большинства тенденции.

Теперь я хотел бы особо остановиться на мотивации участвующих в еврейском движении неевреев. В целом проблемы еврейского образования на постсоветском пространстве разработаны достаточно глубоко и всесторонне в условиях СНГ, в израильских условиях, для репатриантов и тех, кто ими не является, и т. д. Однако есть «табуированная» тема, в отношении к которой мне приходилось сталкиваться либо с экстремистскими, жесткими подходами, либо с такими, при которых само понятие «еврей» было нарочито расплывчатым. Постоянно занимаясь еврейским просвещением в России, я познакомился с явлением, которое мой наставник раввин А. Штейнзальц сформулировал следующим образом: «Если в синагоге в Москве ты видишь истово молящегося человека, знай, что это - гой».

Действительно, на сегодняшний день есть большое количество неевреев, которые вовлечены в еврейскую жизнь, принимают в ней активное участие. Я бы условно разделил их на две категории: неевреи, имеющие еврейских родственников, и те, кто не имеет никакого отношения к нашему народу по происхождению и родственным связям. И те, и другие все чаще и чаще составляют нашу аудиторию, они все чаще и чаще являются теми людьми, с которыми мы работаем. Более того, иногда именно на них мы опираемся в своей просветительской деятельности.

Насколько правомочно обучение неевреев еврейским дисциплинам? Чему можно учить, а чему нельзя? Сослаться на однозначное мнение раввинов невозможно, поскольку у них весьма широкий спектр ѓалахических решений, а раздавать «свидетельства о кошерности» современным авторитетам у меня не хватает наглости. Например, есть законоучители, считающие, что нееврея, который собирается пройти гиюр, необходимо учить Письменной и Устной Торе, поскольку при прохождении им гиюра на него сразу же распространятся все те обязанности, которые лежат на еврее. Есть и противоположное мнение, ведь после гиюра такой человек уподоблен только что родившемуся ребенку, и, подобно последнему, он постепенно обучится всему необходимому. Я обращаю ваше внимание на то, что это - спор об обучении неевреев, определивших свою позицию, решивших стать евреями..

Известно положение Талмуда о том, что во времена царей Давида и Шломо гиюр не проводили, потому что еврейское государство было мощной державой и мотивация желающих стать евреями могла быть корыстной. Поскольку состав групп, в которых я преподавал, зачастую был смешанным, я «спрятал голову в песок», решив для себя, что я - не полицейский; я преподаю евреям и для евреев, но если на занятии присутствует нееврей, я не обязан его прогонять. Когда приходят учиться евреи, мотивы у них могут быть самые разные, о чем я говорил выше. Но мы их не спрашиваем об этом. Пришел - и слава Б-гу! Но вот когда приходит гой, меня в первую очередь интересует, почему и зачем он пришел. Искренне уважаемый мною раввин Азриэль Хайкин на вопрос о ѓалахической правомерности преподавания для гоим ответил так: «Если к тебе приходит человек, который среди своих предков имеет евреев, например, его отец еврей, у нас нет никаких причин его отговаривать, мы можем его учить, поскольку мотивация его интереса к иудаизму нам более или менее понятна».

Но если с теми, у кого кто-то из родственников еврей, вопрос стоит не так остро, то как себя вести с учениками, у которых вообще нет никаких еврейских корней? Среди них частенько встречались удивительные люди, вызывавшие у меня неизменное уважение, а иногда и стыд за самого себя. Хорошо помню свои чувства, когда в далеком городе Ангарске преподавательница еврейской традиции, у которой не было евреев среди предков, буквально со слезами на глазах обращалась к полусонным еврейским пенсионерам со словами: «Вы же евреи, вы царские дети, вы должны учиться!» (Впрочем, эта девушка уже прошла гиюр, репатриировалась в Израиль и сегодня учится в религиозном колледже.)

В беседах с этими людьми я спрашивал, что заставило их заинтересоваться иудаизмом. С удивлением я узнал, что лишь ничтожное меньшинство из них занимались «богоискательством» и, перебирая различные варианты веры, наткнулись на иудаизм. Как правило, эти люди попадали в еврейскую среду случайно, причем - и тут я вновь возвращаюсь к своему основному тезису - в результате деятельности еврейских организаций. Например, когда нужно было добрать контингент для еврейского студенческого лагеря, туда приглашались люди, не имеющие никакого отношению к еврейству. Попав туда, юноша или девушка слушают преподавателя, иногда приличного, заинтересовываются, начинают копаться в материале, после чего оказываются в жесточайшем кризисе: к евреям они не пришли, а от неевреев уже отдалились. То есть складывается ситуация, из которой нет достойного выхода; никто еще из знакомых мне организаций и движений не нашел его.

У этих вот людей я спрашивал, чем мотивирован их выбор. Подавляющее большинство отвечали, что они начинали с одного мотива поведения, а пришли к другому. Поэтому на разных этапах их биографии в качестве мотивации можно услышать истории и о еврейском муже, с которым развелись, и о старике-соседе по коммунальной квартире, и о поиске работы, когда человек пришел устраиваться в еврейскую организацию, и случайно найденная книга. Была и откровенно антисемитская мотивация, когда человеку «захотелось узнать, что там у них внутри, а это оказалось совсем не так», и т. д.

Мне кажется, что реальность, в которой мы живем, заставляет нас селективно относиться к людям, с которыми мы сталкиваемся, не позволяя себе никаких обобщений. Другими словами, я считаю, что сегодня еврейский преподаватель обязан очень серьезно интересоваться мотивацией людей, с которыми имеет дело, и на основе этого выстраивать дальнейшую модель отношений. Поскольку те процессы, которые происходят в СНГ и уже в Израиле, заставят нас, так или иначе, решать эти вопросы, с моей точки зрения, мы уже сегодня обязаны заниматься этим осмысленно и индивидуально. Польза очевидна: во-первых, мы не упустим хороших и достойных людей, которые украсят наш народ, как уже было не раз в нашей истории. С другой стороны, мы не будем выводить какие-то клишированные правила, ломающие судьбы.

В иудаизме есть понятие ответственности за поступки друг друга. Поэтому я испытываю неловкость перед нееврейскими детьми, которые чувствуют себя евреями, перед теми, кого буквально заманили в еврейский круг, а потом говорят: «Вы не наши». А это - та ситуация, в которой мы живем в настоящее время.

P.S.

Впрочем, выбор есть. В Донецке, например, существует община под названием «Ѓа-тиква», которую создали неевреи. Эти люди говорят, что Всевышний дал Тору всему миру, однако ее носителями являются евреи, «народ священников». Кроме священников есть еще и «миряне», которые обязаны исполнять семь заповедей сыновей Ноаха. Именно этим они и занимаются.


[1] Из статьи «Шаг вперед», входящей в новый сборник произведений р. А. Штейнзальца, готовящийся к печати в ИИИ. Назад
[2] С помощью этого термина мы объединяем в одну группу как тех евреев, которые остались жить в государствах, образовавшихся после распада СССР, так и тех, кто выехал в Израиль или другие страны.
[3] В первой половине 90-х это мнение постоянно звучало в выступлениях педагогов на конференциях и семинарах по проблемам преподавания еврейской традиции. Тогда же начались разработка программ и составление пособий.
[4] В 2000\2001 учебном году преподавание Торы («классических текстов») отмечено в 10 дневных школах из 49 и 4 воскресных школах из 180. Тора названа среди учебных предметов только в 19 из 275 школ и других учебных заведений, участвовавших в опросе (справочник «Еврейские образовательные учреждения на территории СНГ и стран Балтии», СПб, Петербургский институт иудаики, 2001).
[5] Мотивами мы, вслед за психологами и педагогами, будем называть осознаваемые причины (побуждения), лежащие в основе выбора действий и поступков личности (Реан А. А. и др. «Психология и педагогика». СПб, «Питер», 2002, с. 146,147).
[6] «Еврейский книжный шкаф» - часть современной еврейской литературы. Ее идеологи и творцы (Х.-Н. Бялик и его последователи) считали, что для продолжения национальной традиции необходимо, опираясь на источники, создавать новые произведения, которые постепенно займут их место в еврейской культуре (Швайд Э. «Гуманистическое образование в Израиле». Т.-А., «Ѓа-кибуц ѓа-меухад», 2000, с. 214).
[7] С девяностых годов прошлого века отмечается значительное падение интереса к обучению Торе со стороны родителей и учителей в государственных нерелигиозных школах (Швайд Э. Там же, с. 219,220.). См. также рекомендации Комиссии по еврейскому образованию в государственных нерелигиозных школах Израиля («Новая еврейская школа», 2000, выпуск 6, с. 118,119).
[8] «Законы изучения Торы», разд. 1, ѓалаха 8.
[9] Мидраш «Сифри», разд. «Экев»; «Авот», 6:1; «Брахот», 17а; «Недарим», 62а.
[10] То есть, использовать знание Торы для заработка (р. Овадья Бартанура).
[11] «Авот», 4:5. См. также «Авот», 1:3,13; 2:8.
[12] Ли-шма См. «Авот», 8:1.
[13] Рамбам, «Мишнэ Тора» - «Законы изучения Торы», разд. 1, ѓалаха 6.
[14] См. «Авот», 5:22.
[15] См. «Авот», 2:2; Раши к «Ваикра», 26:3. [16] См. классические комментарии к «Шмот», 20:13; «Дварим», 5:17. Таков механизм традиции, обеспечивающий преемственность в изучении Торы. [17] Рамбам, там же, ѓалахот 1-3.
[18] По комментарию Мальбима к «Мишлей», 13:14.
[19] «Мишлей», 22:6. Перевод сделан в соответствии с комментариями Раши, рабейну Йоны, комментарием, приписываемым Ибн Эзре, и комментарием «Даат Микра».
[20] Талмуд, «Кидушин», 30а.
[21] По комментарию Виленского Гаона.
[22] Следует понимать, что свобода выбора не означает свободы от традиции. Отказ от одной традиции неизбежно приводит к следованию другой.
[23] Разумеется, существуют и другие мотивы, благодаря которым учеба не прерывается и после обретения самостоятельности. Так как Тора определяет основы образа жизни, то для тех, кто придерживается этих основ, она является своеобразным учебником, с помощью которого они строят свой мир - внутренний мир личности, отношения в семье и в общине. Не менее важно то, что, определяя цели и смысл поступков, Тора учит не только тому, как жить, но и тому, во имя чего жить.
[24] Мы не будем говорить о школьниках, ограничив тему отношением к учебе со стороны взрослых. Кроме учителей, можно назвать еще несколько довольно больших групп изучающих Тору: участники программ самообразования и кружков по изучению традиции; тех, кто проходит гиюр и часть уже прошедших гиюр; студентов и ученых, изучающих Тору в академических целях.
[25] 4:5.
[26] «Кесеф мишнэ» - комм. к «Мишнэ Тора» Рамбама («Законы изучения Торы», разд. 3, ѓалаха 10). См., также, комм. р. Пинхаса Кеѓати к «Авот», 4:5 (И-м, «Шамир», 1984, с. 174).
[27] «Псахим», 50б.
[28] Тосфот к «Псахим», 50б и к «Таанит», 7а.
[29] При определенных условиях, о которых будет сказано выше.
[30] Предложенный нами вариант соотношения уровней интересов носит примерный характер. Для выяснения иерархии мотивов к получению еврейского образования требуются специальные исследования.
[31] Эта ступень включена в «лестницу интересов» в соответствии с советами р. Элияѓу-Элиэзера Деслера («Михтав ми-Элияѓу», Бней-Брак, издание учеников автора, 1964, т. 3, с. 115-122).
[32] См. Штейнзальц (Эвен-Исраэль) А., Функенштейн А. «Социология невежества», М., ИИИ, 1997, с. 150.
[33] Рамбам, «Мишнэ Тора» - «Законы изучения Торы», 3:5; «Законы тшувы», 10:5; «Комментарий к Мишне», трактат «Санѓедрин», 10а, вступление к разделу «Хелек».[34] «Тосфот Йом-тов» к «Авот», 4,5.
[35] Поэтому мы сконцентрировали внимание на тех побуждениях, которые предшествуют учебе, определяя ее характер и содержание. Тем более, что в педагогической литературе и практике этим мотивом уделяется меньше внимания, нежели вопросам развития интересов в ходе учебы.

Далее >>

К главному меню

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5