Традиции       |   Метод. кабинет   |   Главная страница
x
x

 

ЕВРЕЙСКИЙ ДОМ - МЕЗУЗА

Давид и Эстер Палант
Институт изучения иудаизма в СНГ

Вариант урока в младших классов

Наша книга рассказывает о мезузе. Этот предмет - часть жизни каждого еврея; если на двери дома мы видим мезузу, мы можем с уверенностью сказать, что в доме живут евреи. История нашего народа знает много случаев, когда мезуза помогала найти евреев. Несколько лет назад в ходе археологических раскопок на территории Эрец Исраэлъ были найдены остатки древнего поселения. По географическим признакам археологи приняли это поселение за арабское, но вдруг... на дверях нескольких домов они увидели следы мезуз. И археологи могли утверждать, что обнаружено древнее еврейское поселение.

Для изучения нашей темы мы выбрали форму повествования. Из наших рассказов можно почерпнуть информацию о том, что такое мезуза, как она выглядит и т.д. Рассказы будут интересны как детям, которые были знакомы с этой темой раньше, так и их товарищам, для которых она нова.

МЕЗУЗА ПОМОГАЕТ НАЙТИ ЕВРЕЙСКИЙ ДОМ

- Ну вот, наконец, - сказал Давид взволнованно, - нашли!

Старый отремонтированный дом, возле которого мы остановились, ничем не отличался от соседних. Я удивленно посмотрел на дом, потом на своего друга. Как он мог знать, что именно из этого дома бежали - его родители во время войны?! Отправляясь на поиски, мы понимали, что надежды найти нужный дом спустя пятьдесят лет после войны нет: улицу отремонтировали, построили новые дома, изменили номера... Затаив дыхание, я ждал, что он сейчас скажет: "Да, ты прав, найти невозможно..." Давид словно прочитал мои мысли:

- Взгляни, - сказал он, указав на правый косяк двери, - здесь была мезуза. Это их дом! Кроме них евреев здесь не было. Я увидел небольшое наклонное углубление в косяке. Что такое мезуза, и какое отношение она имеет к тому, что они евреи?

- Сейчас объясню, - сказал Давид. Мезуза на двери - один из признаков еврейского дома. Это кусочек пергамента, на котором записаны отрывки из Торы. Пергамент сворачивают в трубочку, вкладывают в футляр и прикрепляют к правому косяку входной двери и дверей всех жилых комнат.

Как мы получили заповедь о мезузе, каков ее смысл, как делают мезузу, - вот вопросы, на которые мы должны ответить.

Отрывок, который вы видите перед собой, называется "Криат-Шма"; его первый абзац - вершина веры, в нем говорится о вере в Единого Б-га. Это отрывок из шестой части книги "Дварим" (4-10). "Криат-Шма" можно найти в каждом сидуре; эту молитву читают дважды в день, утром в молитве "Шахаршп" и вечером - в молитве "Аравит".

Вот важнейшие принципы иудаизма, с которыми мы знакомимся в этом небольшом отрывке.

1. Вера в Единого Б-га как основа веры в иудаизме. Начал распространять эту веру Авраам Авину, который был первым человеком, исповедовавшим монотеистическую религию.

2. Заповедь любви к Всевышнему всем сердцем и всей душой.

3. Важность работы человека над осознанием заповедей Всевышнего.

4. Важность воспитания детей в духе иудаизма.

5. Заповедь заниматься изучением Торы при каждой возможности.

6. Заповедь о тфилин:

7. Заповедь о мезузе.

В последнем предложении отрывка говорится о мезузе и о том, что ее нужно прикреплять к дверным косякам.

"Слушай, Израиль, Г-сподь, Б-г наш, Г-сподь Один. И люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. Да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И тверди их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и когда ты ложишься, и когда ты встаешь. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они начертанием между глазами твоими. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих".

1. Знаком ли тебе этот отрывок? _________

2. Как он называется? ________________

3. В молитве говорится о том, с какой силой должен человек любить Всевышнего и как эта любовь выражается в поведении евреев.

Напиши словами из Торы:

Евреи должны любить своего Б-га -

_______________________________________________ .

Нужно учить детей Торе -

_______________________________________________.

Нужно учить Тору в любом месте -

_______________________________________________.

Нужно накладывать тфилин на руку и на голову -

_______________________________________________ .

Нужно написать мезузу и прикрепить ее к двери дома -

_______________________________________________.

На мезузе пишут молитву "Криат-Шма", в которую входят два отрывка: тот, с которым вы уже познакомились, и еще один:

"И вот, если послушаетесь заповедей Моих, которые Я заповедую вам ныне, чтобы любить Г-спода, Б-га вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всею душою вашею, то Я дам дождь земле вашей своевременно, ранний и поздний; и соберешь ты хлеб твой, и вино твое, и елей твой. И дам Я траву на поле твоем для скота твоего; и будешь есть и насыщаться.

Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше и вы не совратились, и не стали служить богам иным, и не поклонялись им. И возгорится гнев Г-спода на вас, и затворит Он небо, и не будет дождя, и земля не даст плодов своих; и вы скоро пропадете с этой доброй земли, которую Г-сподь дает вам. Положите же эти слова Мои / в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они начертанием между глазами вашими. И учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме своем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих, дабы длились дни ваши и дни детей ваших на той земле, которую Г-сподь клялся дать отцам вашим".

Последний отрывок - из тринадцатой главы книги "Дварим" (13-21). В обоих отрывках упоминается заповедь о мезузе, поэтому их и пишут на мезузе. Эти отрывки, как мы сейчас увидим, очень важны и с точки зрения своего содержания.

В первом отрывке основное внимание уделяется отношениям между человеком и Всевышним, обязанности человека учить Его Тору, обучать ей своих детей и помнить ее слова всегда, изучая их при любой возможности, записывая на тфилин и мезузу.

Во втором отрывке говорится о двусторонней связи между человеком и Всевышним. В нем упоминаются основные принципы иудаизма: вознаграждение тем, кто выполняет волю Всевышнего; запрет идолопоклонства и наказание нарушающим этот запрет. Кроме того, показано, что есть связь между соблюдением евреями заповедей и их пребыванием на своей земле, в Эрец Исраэль.

Ты видишь перед собой две колонки. В одной из них цифрами обозначены основные принципы иудаизма, которым нас учит последний отрывок, а во второй - буквами - цитаты из самого отрывка. Внимательно прочитав обе колонки, напиши, какая буква соответствует каждой цифре.

1. Если мы будем выполнять заповеди Всевышнего, Он даст нам дожди, и будет еда в изобилии для людей и для животных.
А. "Дабы длились дни ваши и дни детей ваших на той земле, которую Г-сподь клялся дать отцам вашим".
2. Запрет служить чужим богам.
Б. "И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих"
3. Всевышний разгневается на того, кто будет служить чужим богам, и не даст ему пищу.
В. "И вот, если послушаетесь заповедей Моих... Я дам дождь земле вашей своевременно. И дам Я траву на поле Твоем для скота твоего; и будешь есть и насыщаться".
4. Слова Всевышнего нужно писать на тфилин, на руке и на голове.
Г. "И возгорится гнев Г-спода на вас, и затворит он небо, и не будет дождя, и земля не даст плодов своих..."
5. Нужно писать мезузы.
6. Если мы будем поступать по слову Всевышнего, продлятся наши дни и дни наших детей в Эрец Исраэль.
Д. "Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не совратились и не стали служить богам иным..."


Е."... и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они начертанием между глазами вашими."

Против каждой цифры напиши соответствующую ей букву:

Принцип иудаизма
Цитата
1
2
3
4
5
6


Некоторые принципы иудаизма, которые описаны во втором отрывке, описаны также и в первом. Обведи кружком их номера.

Мы видим, что заповедь о мезузе упоминается в обоих отрывках. Поэтому эти отрывки пишут на пергаменте мезузы. Но в этих отрывках говорится и о других очень важных для еврейского народа вещах, достойных быть записанными на мезузе.

Мы уже знаем, что такое мезуза и что на ней написано. Теперь перейдем к смыслу этой заповеди.

На мезузе записаны основополагающие принципы иудаизма. Величайшие еврейские мудрецы писали об этой заповеди и комментировали ее.

Ромбам, раби Моше бен Маймон, один из величайших еврейских мудрецов всех времен, родился в испанском городе Кордова в 1135 году. Познания его в области еврейских законов были удивительно обширны; он составил свод еврейских законов "Мишне Тора", или "Аяд Ахазака". Кроме того, он был величайшим философом и мыслителем, и его книга "Море Аневухим" считается одним из основополагающих трудов по еврейской философии. Он прекрасно знал также светские науки, и после своего переезда в Египет стал там королевским лекарем. Ромбам умер в Египте в 1204 году. О нем говорят: "От Моше до Моше не было человека, как Моше".

Мы приводим отрывок из книги "Аяд Ахазака", в котором Ромбам пишет, что мезуза постоянно напоминает еврею об идеалах иудаизма, призванных определять его поведение даже в повседневной жизни. Чем больше человек осознает, что все свои поступки он должен взвешивать в соответствии с еврейскими идеалами и совершать их очень осторожно и обдуманно, тем слабее воздействие внешних факторов, которые могут помешать ему принять правильное решение и заставить свернуть с верного пути.

Проиллюстрировать это утверждение поможет пример человека, желающего в гневе досадить другому. Вспомнив о еврейских идеалах, не допускающих такого поведения, он избежит ошибки.

На внешней стороне мезузы написано Имя Всевышнего, внутри ее записаны принципы вознаграждения за добрые дела и наказания за проступки. Ее помещают на дверях дома так, чтобы человек видел ее каждый раз, когда он входит в дом или выходит из него. Поэтому именно этот предмет служит постоянным напоминанием об истинных идеалах.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ЗАБЫВАТЬ?

У Моше каждый день после школы много работы. Прежде всего, конечно, он должен пообедать. Потом позвонить дедушке с бабушкой. Потом накормить собаку. Сделать уроки, почитать, посмотреть телевизор, поиграть с друзьями. Дел невпроворот!

А вечером мама спрашивает:

- Моше, ты говорил, что у тебя завтра контрольная, ты уже подготовился?

- Ой, забыл совсем!

На следующий день Моше приходит из школы, ест, звонит дедушке с бабушкой, кормит собаку и хочет почитать, прежде чем начать делать уроки.

- У-уф! Забыл взять книги в библиотеке, мне нечего читать, и библиотека уже закрыта!

На следующий день Моше идет в библиотеку прямо из школы. Он поздно приходит домой, ест и начинает читать. Чтение прерывает телефонный звонок. Он поднимает трубку и слышит взволнованный голос бабушки:

- Все в порядке? Моше, ты забыл позвонить сегодня.

- У-гу, в порядке. Я был в библиотеке и просто... - Моше не успел произнести слово "забыл", потому что залаяла собака, - минуточку, бабушка, я не понимаю, что случилось с псом. А!.. Я забыл его покормить!

Моше закончил разговор с бабушкой, покормил собаку, но его не оставляло ощущение, что с ним что-то неладно.

- Мама, я не знаю, что мне делать. Я постоянно что-то забываю.

- Может быть, все это не так уж важно для тебя?

- Да нет, для меня все это важно, я действительно хочу все сделать, но каждый раз что-нибудь забываю.

Ребята, можете ли вы подсказать Моше, что ему делать, чтобы ни о чем не забывать? _________________________________

Мама предложила Моше составить список всех дел, которые он хочет сделать, и повесить его на видном месте. Тогда Моше будет каждый раз видеть список и помнить о своих делах.

Где бы вы посоветовали Моше повесить этот список? ________________

- Теперь я понимаю, почему мезузу вешают на дверях. На мезузе написаны важные вещи, о которых должен помнить каждый еврей, подумал Моше вслух, - человек всегда их видит и потому не забывает.

Какая связь есть между кормлением пса, книжками в библиотеке, домашними заданиями и заповедью о мезузе? ________________

Помогите Моше объяснить маме, какая связь есть между заповедью о мезузе и теми вещами, о которых он должен помнить. Заполните пропуски недостающими словами:

"Чтобы в течение дня _________________, я составляю ______ и вешаю его на _______________, на котором я постоянно вижу его и не забываю. Поэтому _____, в которой записаны слова, ___________ ______________ вешают на ________________.

И каждый раз, когда еврей входит в дом, он вспоминает о них".

Недостающие слова: мезузу; дверях дома или комнаты; список; которые должен помнить каждый еврей; не забыть, что я должен сделать; видном месте.

Когда человек видит мезузу, он вспоминает, что в ней написано. Например, вспомнив о награде за выполнение заповедей, человек задумается, прежде чем совершить нехороший поступок. Это помогает всегда помнить о Всевышнем.

Вот что пишет о мезузе Рамбам (раби Моше бен Маймон):

"Должен человек помнить о мезузе, - обязательна она в любое время и для всех. И каждый раз, когда он входит или выходит, да прикоснется в присутствии Всевышнего к Имени Пресвятого, Благословен Он, и вспомнит о Его любви. И вспомнит он о Его учении и о бренности земного. И поймет, что ничто не вечно, кроме Превечного. И опомнится он, и пойдет по праведному пути". "Законы мезузы", часть 6

Примечание: На наружной стороне мезузы принято писать одно из Имен Всевышнего Ш-а-д-а-й.

Расположение мезузы в дверном проеме

Следующий отрывок объясняет слова Рамбама:

Тора признает, что человек подвержен влиянию окружения. Это влияние может притупить его разум, снизить его способность отличать добро от зла и исказить его мышление. Силы, властвующие вокруг, обращают к нему свой лик, и ему нужно постоянное напоминание, что основой всех его поступков должен быть его собственный разум и его понимание. Таким напоминанием и является мезуза. Наши мудрецы благословенной памяти учили, что если еврей, увенчанный тфилин и облаченный в одеяние с цицит, прикрепит к двери своего дома мезузу, он никогда не свернет с пути, - ведь все это не дает ему забыть о всевидящем оке Всевышнего.

Комментарий Рамбама проиллюстрирован рассказом из повседневной жизни В классах, в которых детям трудно понять язык комментария, можно опустить комментарий и объяснить его идею. В любом случае имеет смысл рассказать о Рамбаме.

Раби Моше Альшейх родился в Адрианополе в 1508 году. Большую часть своей жизни он провел в Эрец Исраэль, в городе Цфате, в горах Галилеи. Он был известным раввином, занимался Алахоп, еврейской философией, но больше всего - еврейским мистическим учением, Каббалой. Его система комментариев к Торе уделяет большое внимание основам этики и воспитания, которым учит Тора. Раби Альшейх умер ок. 1600 года в Дамаске.

"И у входа в комнату, которая заключена внутри другой комнаты, нужно прикреплять мезузу. Ведь даже когда человек находится в глубоких внутренних покоях и скрыт от взора людей, он должен помнить, что око Всевышнего видит все и там". (Раби Моше Альшейх)"

В этом комментарии говорится о том, что человек, обдумывая свои поступки, должен не только учитывать потенциальное мнение других людей, но всегда и везде вести себя честно, даже если об этом никто не узнает. Мезуза - символ того, что даже если поступок человека не известен другим людям, он все равно известен Всевышнему, и это не дает права человеку грешить.

Нужно обсудить это с детьми. Можно провести в классе беседу о том, как должен себя вести человек, когда его никто не видит. Нужно поговорить о естественном стремлении человека нарушать нормы поведения, когда он скрыт от посторонних глаз. Учитель должен поощрять детей к обсуждению этой темы. Чтобы детям было легче, можно попросить их рассказать вымышленный случай. В основе этого комментария Алыиейха лежит вера в то, что Всевышний постоянно наблюдает за делами человека, и в то, что идущие по путям Всевышнего будут вознаграждены, а злодеи будут наказаны за свои преступления.

Мезуза напоминает нам еще об одном - о том, что мы должны обдумывать свои поступки и стараться хорошо себя вести, даже когда нас никто не видит. Даже на дверях крошечной комнаты, спрятанной в глубине дома, должна быть мезуза.

Вот что писал об этом раби Моше Альшейх, известный комментатор Торы:

"И у входа в комнату, которая заключена внутри другой комнаты, нужно прикреплять мезузу. Ведь даже когда человек находится в глубоких внутренних покоях и скрыт от взора людей, он должен помнить, что око Всевышнего видит все и там".

Можешь ли ты вспомнить случай, когда ты не совершил плохой поступок из страха, что кто-то может увидеть тебя? Опиши этот случай устно или письменно. (Рассказ может быть вымышленным)

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Дон Ицхак Абарбанелъ был одним из величайших еврейских мудрецов поколения изгнания из Испании, которое произошло ровно 500 лет назад, в 1492 году. Он родился в Португалии, в Лиссабоне, в 1437 году в аристократической семье из рода потомков царя Давида. Он исследовал и комментировал еврейское наследие, хорошо знал также общую философию и литературу и занимал высокую должность министра финансов - сначала Португалии, а затем и Испании. Абарбанель был в числе приближенных к королевскому двору. Когда евреев изгоняли из Испании, король Фердинанд предложил ему остаться. Однако Абарбанель не принял это предложение и покинул Испанию вместе со всеми евреями. Он написал много книг, самая известная из которых - книга комментариев к Торе.

Перед нами комментарий, в котором Абарбанель пишет, что мезуза является не только личным символом каждого человека, но и национальным символом, напоминающим нам о нашей родине, Эрец Исраэль. Ведь Эрец Исраэль - не просто часть суши, это - дом всего еврейского народа. Мезуза является символом определенных идеалов для каждого еврея, но те же идеалы она символизирует и для всего еврейского народа, у которого есть общий дом - Эрец Исраэль.

Эта мысль, выраженная в последней части второго отрывка "Криат-Шма" начиная со слов "Дабы продлились дни ваши...", показывает связь между выполнением заповедей Всевышнего, записанных на мезузе, и пребыванием еврейского народа на своей земле.

"Есть врата и мезузы, которые принадлежат одному человеку, они - часть его дома. Однако есть врата и мезузы, принадлежащие всему еврейскому народу, - это врата Эрец Исраэль. Благодаря мезузе мы вспоминаем Святую землю, родину народа Израиля".

В брошюре для юных учеников мы не приводим этот комментарий, потому что они не могут еще воспринять абстрактное понятие "духовные врата Эрец Исраэль". Однако, если учитель уверен, что дети поймут комментарий, можно дать его ученикам.

Итак, мы видели, что мезуза на дверях дома - это знак для еврея, и когда еврей входит в дом или выходит из него, он вспоминает, что написано на мезузе: о любви Всевышнего, о Его постоянном присутствии, о воспитании детей, о земле евреев Эрец Исраэль, о прямоте и честности в поведении еврея.

Мы учили, что мезуза бережет нас от плохих поступков. И много лет назад мезуза берегла евреев.

Помните ли вы рассказ из Торы, в котором описано, как мезузы спасли евреев? Давайте вспомним, что произошло с евреями накануне их выхода из Египта.

"И созвал Моше всех старейшин Израиля, и сказал им: выведите и возьмите себе мелкий скот для семейств ваших и зарежьте песах. И возьмете пучок эйзова, и обмакните в кровь, которая в сосуде, и приложите к притолоке и к обоим косякам кровь, которая в сосуде; а вы не выходите никто за двери дома своего до утра. И пойдет Г-сподь для поражения египтян, и увидит кровь на притолоке и на обоих косяках, и пройдет Г-сподь мимо дверей, и не даст губителю войти в дома ваши для поражения". (Шмот, 12:21-24).

Напишите своими словами, как берегли мезузы евреев в Египте.

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________



Овца, кровью которой евреи наносили знаки на свои двери, была в Египте священным животным, которое запрещено было убивать. Но евреи не боялись египтян. Всевышний, Который увидел поведение евреев, сказал: "Евреи заслужили, чтобы Я их защищал." С тех пор мезуза считается символом защиты евреев Всевышним.

Почему евреям было запрещено использовать овечью кровь? _____

_____________________________________________________________

Что евреи сделали при помощи овечьей крови? __________________

_____________________________________________________________

Что сказал Всевышний о поведении евреев? _____________________

_____________________________________________________________

Что символизирует мезуза с тех пор? ___________________________

_____________________________________________________________

Знак на дверях еврейских домов в Египте имеет особый смысл, потому что овца, кровью которой евреи наносили этот знак, для египтян была священным животным, и акция нанесения знаков на косяки дверей была вызовом со стороны евреев, демонстрацией того, что они не боятся египтян. Это бесстрашие было знаком того, что евреи становятся настоящим народом - свободным от рабства и достойным избавления.

В той же мере это относится к еврею, который без ложного стыда и унизительного страха помещает на двери своего дома символ своего еврейства, - он достоин охраны Всевышнего.

На то, что мезуза охраняет еврейский дом, есть намек в Имени Всевышнего, написанном на ее наружной стороне. Имя это - Ш-а-д-а-й состоит в иврите из трех букв: "_", "_" и "_", являющихся аббревиатурой слов "Шомер длатот Исраэль" - "Охраняющий двери Израиля".

Можете ли вы объяснить, используя рассказ о выходе евреев из Египта, почему еврей, помещающий мезузу на дверях своего дома, достоин охраны Всевышнего?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Вот несколько рассказов, в которых говорится о такой вере.

Раби Йеуда Анаси был главой Санедрина и иерусалимского суда. Он родился после восстания Бар-Кохбы (предположительно между 135 и 138 годами) и был одним из Таннаим, которые составили Мишну. Величайшим трудом этого человека было редактирование и завершение Мишны.

Раби Йеуда Анаси был в хороших отношениях с римским императором Антонием, и Гемарра неоднократно упоминает об этом. Великий раби умер ок. 217 года. Раби Йеуда Анаси показывает нам, что истинная ценность вещей не всегда соответствует тому, как люди эти вещи воспринимают. Иногда вещь имеет ценность благодаря своему духовному содержанию - независимо от своей стоимости в денежном выражении. Разумеется, охраняет евреев не мезуза, а Всевышний. Этот момент сложен для восприятия юных учеников, но, несмотря на это, валено отметить, что ни один предмет сам по себе никого не может охранять.

"Один человек послал раби Йеуде Анаси очень дорогой подарок. В ответ раби послал ему мезузу. Возмутился человек, получив мезузу, и сказал: "Я тебе послал дорогой подарок, а в ответ получил простую мезузу!" Раби Йеуда Анаси ответил: "Мне придется постоянно заботиться о том, как сохранить твой подарок; мезуза же будет всегда хранить тебя".

Онкелус бен Калонимус был сыном сестры римского императора Тита, который разрушил Иерусалим. После разрушения Храма Онкелус принял иудаизм, и наш рассказ показывает, какие попытки предпринимал Тит, чтобы убедить своего племянника отказаться от иудаизма. Был еще один прозелит, которого тоже звали Онкелус; он перевел Тору на арамейский язык в 80г.

Слова Онкелуса произвели на его друзей сильное впечатление, потому что они привыкли видеть в своем императоре воплощение силы. Но и император не может охранять своих подданных, - наоборот, его подданные должны заботиться о его охране. Онкелус же показал им, что царь из плоти и крови не может сравниться с Б-гом, Который не нуждается в охране своих рабов, - Он сам охраняет их. В этом проявляется милосердие Всевышнего, Который защищает Своих рабов.

Мудрец по имени Онкелус принял иудаизм, но его друзья пытались убедить его отказаться от иудаизма. Он показал им мезузу и сказал: "Всемогущий царь живет во дворце, а его рабы охраняют его снаружи. Царь же евреев - Всевышний - снаружи охраняет своих рабов, евреев, когда они находятся в своем доме". Его друзьям нечего было возразить, и они оставили Онкелуса в покое.

Кто в этом рассказе по-настоящему силен? ------------

А кто, по вашему мнению, слаб? ----------------

Что более логично: что сильный оберегает слабого или что слабый оберегает сильного? ____________________________________________________

Что общего в этих двух рассказах? ______________________________

Кто истинный страж Израиля - мезуза или Всевышний? _________________________________________________________________________

Мезуза - священный предмет. Настоящая мезуза обязательно должна быть изготовлена из специально обработанного пергамента и написана человеком, который специально обучался особому письму "стам" (аббревиатура слов "Сефер-Тора", "тфилин", "мезуза"). Ученики не могут сами изготовить кошерную мезузу, но они могут на листе бумаги красиво написать отрывки из Торы, которые пишут на мезузах, и повесить этот лист на двери класса или комнаты. Благодаря этому они будут помнить о заповеди мезузы. Очень важно подчеркнуть, что это не настоящая мезуза, а просто напоминание о заповеди. По этой причине мы не рекомендуем вкладывать написанный учениками текст в футляр для мезузы, чтобы они не подумали, что изготовили настоящую мезузу.

Задание

Текст мезузы (Имя Всевышнего не написано)



Мы уже знаем, что такое мезуза, что написано на ней, откуда происходит эта заповедь. Настоящая мезуза написана на специально обработанном пергаменте особым письмом, подобным тому, каким пишут Сефер-Тору и тфилин.

Хотя изготовить кашерную мезузу не в наших силах, мы можем написать на листе бумаги, имитирующем пергамент, текст, который обычно пишут на мезузах и повесить на двери. Это будет напоминать нам о заповеди мезузы и о ее содержании.

1. Вырежи прямоугольник из бумаги.

2. Покрой бумагу небольшим количеством лимонного сока.

3. Подожди, пока бумага станет совершенно сухой.

Получится лист, имитирующий пергамент.

4. Напиши отрывки "Криат-Шма" на этом листе. Чтобы строчки получились ровными, можешь воспользоваться трафаретным листом. Попробуй написать текст на иврите!

5. Наклей бумагу на картон и раскрась картон, чтобы он мог служить рамкой для твоего листа.

6. Повесь лист в рамке на двери своей комнаты.

Если у вас дома есть настоящая мезуза, можно изготовить для нее футляр в форме цилиндра и в него поместить в него мезузу.

Это задание можно разнообразить:

1) в классах, где ученики недостаточно хорошо читают и пишут на иврите, можно раздать ученикам фотокопии текста мезузы или попросить их написать текст по-русски;

2) вместо лимонного сока можно использовать кофе или просто раскрасить лист бумаги.

3) для футляра можно использовать практически любые материалы: раскрашенную бумагу, картон, глину, медь, стекло, пластмассовую бутылочку, подходящие по форме и размеру.

Нужно подчеркнуть, что футляр должен быть красивым, независимо от того, из какого материала он сделан. Можно устроить конкурс на лучшую мезузу и т.д.

Если поблизости есть дома, на которых прикреплены мезузы, можно организовать экскурсию и показать ученикам, как они оформлены. Желательно показать ученикам также мезузу в открытом виде.

ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ

Заполни пропуски в следующих предложениях:

Мезузу пишут на ________________.

Ее пишут особым письмом, которое называется ----.

На мезузе написаны следующие отрывки:

а) ___________________________________________________________

б) ____________________________________________________________

Мезузу прикрепляют на ___________________.

Заповедь о мезузе дана нам, потому что...

а) ---------------------------------

б) ---------------------------------

в) ---------------------------------

Впервые мы встречаем упоминание о мезузе как о страже Израиля в рассказе -----------------.

О мезузе говорится как о страже Израиля также в рассказе о ________ и о -------- .

К главному меню

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5
           
Кожаные браслеты http://pimano.com.ua/ недорого в Украине.