Традиции       |   Метод. кабинет   |   Главная страница
x
x

 

ЕВРЕЙСКИЙ ДОМ - МЕЗУЗА

Давид и Эстер Палант
Институт изучения иудаизма в СНГ

Вариант урока в старших классах

По мезузе на двери дома можно безошибочно определить, что в доме живут евреи. Мезуза представляет собой кусочек пергамента, на котором написаны отрывки из Торы. Этот пергамент скручивают в трубочку и помещают в специальный футляр, который прикрепляют в верхней трети правого косяка на входной двери дома и на дверях всех комнат. Пергамент, на котором пишут мезузы, изготавливают из специально обработанной кожи кашерного животного. На таком же пергаменте пишут Сефер-Тора и тфилин. Человека, который пишет мезузы, называют "софер-стам" ("стам" - аббревиатура слов "Сефер-Тора", "тфилин", "мезуза"). Мезузы пишут пером, которое окунают в черные чернила. При этом пользуются особым письмом, его традиция измеряется тысячелетиями.

Расположение мезузы в дверном проеме


В иврите слово "мезуза" означает дверной косяк; отсюда и название этого священного предмета. Как же мы получили заповедь о мезузе и каков смысл этой заповеди?

Отрывок, который вы видите перед собой, называется "Криат-Шма "; его первый абзац считается главной молитвой в иудаизме. Молитва эта - вершина веры, в ней говорится о вере в Единого Е-га. Она представляет собой отрывок из книги "Дварим" (6:4-10). "Криат-Шма" можно найти в каждом сидуре. Эту молитву читают дважды в день, утром - в молитве "Шахарит" и вечером в молитве "Аравит".

Основные моменты в этом небольшом отрывке:

1. вера в Единого Бга как основа веры в иудаизме. Начал распространять эту веру Авраам Авину, который был первым человеком, исповедовавшим монотеистическую религию: "Слушай, Израиль, Г-сподь, Б-г наш, Г-сподъ Один";

2. заповедь беспредельной любви к Всевышнему, всем сердцем и всей душой: "И люби Г-спода, Е-га твоего, всем сердцем твоим и всей душою твоею, и всеми силами твоими ";

3. важность работы человека над осознанием заповедей Всевышнего: "Да будут слова эти, которые я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем ";

4. важность воспитания детей в духе иудаизма: "И тверди их детям своим ";

5. заповедь заниматься изучением Торы при каждой возможности: "И говори о них сидя в доме твоем, и идя дорогою, и когда ты ложишься, и когда ты встаешь;

6. заповедь о тфилин: "И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они начертанием меж глазами твоими ";

7. заповедь о мезузе: "И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих". В последнем предложении говорится о мезузе, о которой наш рассказ.

"Слушай, Израиль, Г-сподь, Б-г наш, Г-сподь Один. И люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всеми силами твоими. Да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И тверди их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и когда ты ложишься, и когда ты встаешь. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они начертаниями между глазами твоими, И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих."

1. Знаком ли тебе этот отрывок? Как он называется?

____________________________________________________________

2. Внимательно прочти отрывок и отметь, каким жизненно важным заповедям он учит еврея. Заполни таблицу, которая состоит из двух частей; в первой части напиши свое мнение, а во второй - цитаты из текста, на которых оно основано.



Твое мнение

Цитата из текста молитвы


1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.






3. В каком месте отрывка упоминается заповедь о мезузе?

_____________________________________________________

О мезузе в "Криат-Шма" говорится не только в вышеприведенном отрывке, но и в следующем за ним:

"И вот, если послушаетесь заповедей Моих, которые Я заповедую вам ныне, чтобы любить Г-спода, Б-га вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всею душою вашею, То Я дам дождь земле вашей своевременно, ранний и поздний; и соберешь ты хлеб твой и вино твое, и елей твой; И дам Я траву на поле твоем для скота твоего; и будешь есть и насыщаться. Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не совратились и не стали служить богам иным, и не поклонялись им; И возгорится гнев Г-спода на вас, и затворит- Он небо, и не будет дождя, и земля не даст плодов своих; и вы скоро пропадете с этой доброй земли, которую Г-сподь дает вам. Положите же эти слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они начертанием между глазами вашими. И учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме своем и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих, Дабы длились дни ваши и дни детей ваших на той земле, которую Г-сподь клялся дать отцам вашим, - сколько дней небо (будет) над землею."

Последний отрывок - из книги "Дварим" (11:13-21) В обоих отрывках упоминается заповедь о мезузе, поэтому их на ней пишут. Но не только поэтому Эти отрывки, как мы увидим далее, очень важны по содержанию

В первом отрывке основное внимание уделяется отношениям между человеком и Всевышним, обязанности человека учить Его Тору, обучать ей своих детей помнить ее слова всегда, изучая их при любой возможности, записывая на тфилиш и мезузе.

Во втором отрывке говорится о двусторонней связи между человеком и Всевышним. В нем упоминаются основные принципы иудаизма вознаграждение тем, кто выполняет волю Всевышнего, запрет идолопоклонства и наказаны нарушающим этот запрет. Кроме того, речь идет о связи двух факторов - соблюдения евреями заповедей и их пребывания на своей земле, в Эрец Исраэль.

1. Назовите основы иудаизма, о которых говорится в этом отрывке.

______________________________________________________________

2. По сравнению с первым отрывком в этом есть дополнительная мысль о связи человека со Всевышним. Как эта мысль выражена?

_____________________________________________________________

3. Какие слова повторяются в обоих отрывках?

__________________________________________________________

4. Почему, по вашему мнению, именно эти отрывки пишут на мезузе?

__________________________________________________________________

На мезузе записаны основополагающие принципы иудаизма. Заповедь о мезузе комментировали величайшие еврейские мудрецы.

Ромбам, раби Моше бен Маймон, один из величайших еврейских мудрецов всех времен, родился в испанском городе Кордова в 1135 году. Познания его в области еврейских законов были удивительно обширны; им составлен кодекс еврейских законов "Мишне Тора", или "Аяд Ахазака". Кроме того, он был величайшим философом и мыслителем, и его книга "Море Аневухим" считается одним из основополагающих трудов по еврейской философии. Он прекрасно знал также светские науки, и после своего переезда в Египет стал там придворным королевским лекарем. Ромбам умер в Египте в 1204 году. О нем говорят: "От Моше до Моше не было человека, как Моше".

Мы приводим отрывок из книги "Аяд Ахазака", в котором Ромбам пишет, что мезуза постоянно напоминает еврею об идеалах иудаизма, призванных определять его поведение даже в повседневной жизни. Чем больше человек осознает, что все свои поступки он должен взвешивать в соответствии с еврейскими идеалами и совершать их очень осторожно и обдуманно, тем слабее воздействие внешних факторов, которые могут помешать ему принять правильное решение и заставить свернуть с верного пути.

Проиллюстрировать это утверждение поможет пример человека, желающего в гневе досадить другому. Вспомнив об еврейских идеалах, он избежит ошибки. На внешней стороне мезузы написано Имя Всевышнего, внутри ее записаны принципы вознаграждения за добрые дела и наказания за проступки. Ее помешают на дверях дома так, чтобы человек видел ее каждый раз, когда он входит в дом или выходит из него. Поэтому именно этот предмет служит постоянным напоминанием об истинных идеалах.

Рекомендация: Можно задать ученикам вопрос: что делает человек, чтобы не забыть о важном деле? (Вешает записку на видном месте). На этом примере можно объяснить идею мезузы как средства напоминания.

"Должен человек помнить о мезузе, - обязательна она в любое время и для всех. И каждый раз, когда он входит или выходит, да прикоснется в присутствии Всевышнего к Имени Пресвятого, Благословен Он, и вспомнит о Его любви. И вспомнит он о Его учении и о бренности земного. И поймет, что ничто не вечно, кроме Превечного. И опомнится он, и пойдет по праведному пути". Рамбам, "Законы мезузы", часть 6

Примечание: На наружной стороне мезузы принято писать одно из Имен Всевышнего Ш-а-д-а-й.

1. О чем напоминает нам мезуза?

________________________________________________________________

2. Почему именно мезуза служит напоминанием евреям о путях Торы?

________________________________________________________________

3. Заповедь о мезузе, согласно комментарию Рамбама, помогает человеку идти по верному пути. Прочти пояснение к словам Рамбама, приведи несколько примеров того, как человек может отклониться от этого пути, но, вспомнив о еврейских идеалах, о которых ему напоминает мезуза, исправиться.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Тора признает, что человек подвержен влиянию окружения. Это влияние может притупить его разум, снизить его способность отличать добро от зла и исказить его мышление. Человек подчиняется воздействию внешних факторов, и ему нужно постоянное напоминание о том, что основой всех его поступков должен быть его собственный разум и его собственное понимание. Таким напоминанием и является мезуза. Наши мудрецы благословенной памяти учили, что если еврей, увенчанный тфилин и облаченный в одеяние с цицит, прикрепит к двери своего дома мезузу, он никогда не свернет с пути, - потому что все это не дает ему забыть о всевидящем оке Всевышнего.

Раби Моше Альшейх родился в Адрианополе в 1508 году. Большую часть своей жизни он провел в городе Цфате, расположенном в Эрец Исраэль, в горах Галилеи.

Он был известным раввином, занимался Галахой, еврейской философией, но больше всего - еврейским мистическим учением, Каббалой. Его система комментариев к Торе уделяет большое внимание основам этики и воспитания, которым учит Тора. Раби Альшейх умер ок. 1600 года в Дамаске.

Перед нами один из его комментариев. В нем говорится о том, что человек, обдумывая свои поступки, должен не только учитывать потенциальное мнение других людей, но всегда и везде вести себя честно, даже если об этом никто не узнает. Мезуза является символом того, что, даже если поступок человека не известен другим людям, он всё равно известен Всевышнему, и это не дает права человеку грешить.

"И у входа в комнату, которая заключена внутри другой комнаты, нужно прикреплять мезузу. Ведь даже когда человек находится в глубоких внутренних покоях и скрыт от взора людей, он должен помнить, что око Всевышнего видит все и там". (Раби Моше Альшейх)

В основе этого комментария раби Моше Альшейха - вера в то, что Всевышний наблюдает за всеми делами человека, и в то, что идущие по пути Всевышнего будут вознаграждены, а злодеи получат наказание, соответствующее их преступлениям.

Где в тексте мезузы говорится об этом?

Дон Ицхак Абарбанель был одним из величайших еврейских мудрецов поколения изгнания из Испании, которое произошло ровно 500 лет назад, в 1492 году. Он родился в Португалии, в Лиссабоне, в 1437 году в аристократической семье из рода царя Давида. Он исследовал и комментировал еврейское наследие, хорошо знал также общую философию и литературу и занимал высокую должность министра финансов - сначала Португалии, а затем и Испании. Абарбанел был в числе приближенных к королевскому двору, и когда евреев изгоняли из Испании, король Фердинанд предложил ему остаться. Однако Абарбанель не принял это предложение и покинул Испанию вместе со всеми евреями. Он написал много книг, самая известная из которых - книга комментариев к Торе.

Перед нами комментарий, в котором Абарбанель пишет, что мезуза является не только личным символом каждого человека, но и национальным символом, напоминающим нам о нашей родине Эрец Исраэль. Ведь Эрец Исраэль - не просто часть суши, это - дом всего еврейского народа. Мезуза является символом определенных идеалов для каждого еврея, но те же идеалы она символизирует и для всего еврейского народа, у которого есть общий дом - Эрец Исраэль.

Эта мысль, выраженная в последней части второго отрывка начиная со слов "Дабы продлились дни ваши...", показывает связь между выполнением заповедей Всевышнего, записанных на мезузе, и пребыванием еврейского народа на своей земле.

"Есть врата и мезузы, которые принадлежат одному человеку, они - часть его дома. Однако есть врата и мезузы, принадлежащие всему еврейскому народу, - это врата Эрец Исраэль. Благодаря мезузе мы вспоминаем Святую землю, родину народа Израиля". (Дон Ицхак Абарбанель)

1. Укажите, в каком месте текста мезузы упоминается Эрец Исраэль?

_________________________________________________________________

2. Абарбанель говорит о мезузе в более широком смысле, чем мы привыкли. Объясни, что он имеет в виду.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Мы видели, что мезуза на дверях дома - знак памяти для человека, и, входя в свой дом или выходя из него, мы вспоминаем о написанном на мезузе: о любви к Всевышнему, о том, как Он нас бережет, о принципах воспитания наших детей, об Эрец Исраэль, принадлежащей еврейскому народу, о том, что выбор - в наших руках, и мы должны идти по прямой дороге.

В еврейской традиции мезуза символизирует охрану еврейского дома свыше. Знаете ли вы, где эта мысль выражена в Торе?

Давайте вспомним, что произошло с евреями накануне выхода из Египта.

"И созвал Моше всех старейшин Израиля, и сказал им: выведите и возьмите себе мелкий скот для семейств ваших и зарежьте песах. И возьмите пучок эйзова, и " обмакните в кровь, которая в сосуде, и приложите к притолоке к обоим косякам кровь, которая в сосуде; а вы не выходите никто за двери дома своего до утра. И пойдет Г-сподь для поражения египтян, и увидит кровь на притолоке и на обоих косяках, и пройдет Г-сподь мимо дверей, и не даст губителю войти в дома ваши для поражения." (Шмот, 12:21-24).

Знак на дверях еврейских домов в Египте имеет особый смысл, потому что овца, кровью которой евреи наносили этот знак, для египтян была священным животным, и акция нанесения знаков на косяки дверей была вызовом со стороны евреев, демонстрацией того, что они не боятся египтян. Это бесстрашие было знаком того, что евреи становятся настоящим народом - свободным от рабства и достойным избавления.

В той же мере это относится к еврею, который без ложного стыда и унизительного страха помещает на двери своего дома символ своего еврейства, - он достоин охраны Всевышнего.

На то, что мезуза охраняет еврейский дом, есть намек в Имени Всевышнего, написанном на ее наружной стороне. Имя это - Ш-а-д-а-й состоит в иврите из трех букв: "_", "_" и "_", являющихся аббревиатурой слов "Шомер длатот Исраэль" - "Охраняющий двери Израиля"

Можете ли вы объяснить, используя рассказ о выходе евреев из Египта, почему еврей, помещающий мезузу на дверях своего дома, достоин охраны Всевышнего?
________________________________________________________

________________________________________________________

Вот рассказ, в котором говорится о такой вере.

Прозелита Онкелуса воины императора пытались заставить отказаться от иудаизма. Он показал им мезузу и сказал: "Царь из плоти и крови живет во дворце, а его рабы охраняют его снаружи. Царь же евреев - Всевышний - снаружи охраняет своих рабов." Воинам нечего было возразить, и они оставили Онкелуса в покое.

Онкелус бен Калонимус был сыном сестры римского императора Тита, который разрушил Иерусалим. После разрушения Храма Онкелус принял иудаизм, и Тит потратил немало сил, чтобы убедить своего племянника отказаться от иудаизма. Был еще один прозелит, которого тоже звали Онкелус; он перевел Тору на арамейский язык в 80 году.

Слова прозелита произвели на воинов сильное впечатление. Ведь даже их император, которого они привыкли считать самым сильным человеком, не может охранять своих подданных, - наоборот, его подданные должны заботиться о его охране. Онкелус же показал им, что царь из плоти и крови не может сравниться с Б-гом, Который не нуждается в охране своих рабов, - Он сам охраняет их. В этом проявляется милосердие Всевышнего, Который защищает Своих рабов.

Почему, по твоему мнению, слова Онкелуса о мезузе так подействовали на воинов?

В следующем рассказе тоже говорится о том, как мезуза охраняет Израиль:

Раби Йеуда Анаси был главой Санедрин и иерусалимского суда. Он родился после восстания Бар-Кохбы (предположительно между 135 и 138 годами) и был одним из Танаим, которые составили Мишну. Величайшим трудом этого человека было редактирование и завершение Мишны.

Раби Йеуда Анаси был в хороших отношениях с римским императором Антонием, и Гемарра неоднократно упоминает об этом. Великий раби умер ок. 217 года. Робби Йеуда Анаси показывает нам, что истинная ценность вещей не всегда соответствует тому, как люди эти веши воспринимают. Иногда вещь имеет ценность благодаря своему духовному содержанию - независимо от своей стоимости в денежном выражении. Посмотрим, что говорит об этом Талмуд (Иерушалми, масехет Пеа:1).

Один человек послал раби Йеуде Анаси очень дорогой подарок. В ответ раби послал ему мезузу. Возмутился человек, получив мезузу, и сказал: "Я тебе послал дорогой подарок, а в ответ получил простую мезузу!" Раби Йеуда Анаси ответил: "Мне придется постоянно заботиться о том, как сохранить твой подарок, мезуза же будет всегда хранить тебя".

Объясни, как выражается в этом рассказе ценность мезузы.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай отрывок из статьи д-ра Альфонсо Пачифичи:

Имеет смысл сказать в этой статье, что народ Израиля вечен, ибо великие империи гибли и исчезали с исторической сцены, а еврейский народ жив на протяжении тысячелетий, - и нет другого такого народа.

Не физической мощью определяется сила еврейского народа, сила его - в духовных идеалах. В этом видна разница между евреями и другими народами, которые стремились увековечить себя при помощи символов из камня и бронзы, но несмотря на это гибли. Не символ дает народу силу, народ же может придать смысл символу. Евреям было достаточно простых символов, но они были частью их жизни, культуры, воспитания детей. Эти символы актуальны и сегодня, - ведь они были и остаются источником силы еврейского народа.

Эти символы очень важны, особенно мезуза, поэтому нужно изучать и тщательно соблюдать все законы, связанные с ними, - и продолжать жить в соответствии с идеалами, которые они представляют.

"Многие народы, желая увековечить свои законы, чертили их на камнях дворцов и монументов, выводили золотыми буквами на фронтонах грандиозных построек, и казалось им, что в таком виде законы должны пережить века. Прошли века, а за ними пришел день забвения и распада. Камни рухнули, их покрыла земля, сожгли пожары. Народ ушел, был уведен в плен, уничтожен войнами и эпидемиями. Молчание воцарилось на древних форумах, они заросли травой, глубоко погрузились в землю. Люди разучились читать надписи... Затем, по прошествии долгой ночи веков, пришли люди, жаждущие познать прошлое. Они тщательно искали, вели раскопки, обнажали фрагменты старых надписей и пытались их разобрать. Иногда безуспешно, а иногда с помощью интуиции им удавалось разобрать стершиеся строки... И вот перед нами открылось содержание законов, которые бессильны были уберечь их народ от гибели. И в течение всех этих веков у сынов Израиля рождались дети: сначала как граждане собственной страны, затем - рассеянные по всем странам и преследуемые за приверженность Законам Б-га. А когда им исполнялось тринадцать, отцы их учили надевать тефиллин. Мальчики становились мужчинами, находили спустницу жизни и, входя в новый дом, чтобы изучать в нем слово Б-га, писали в мезузе эту Б-жественную заповедь. Они помещали ее на своих дверях. И этот закон, Закон Б-га, оставался живым в сердце народа, пережив все законы и все времена.

Он не был высечен на камне, не был отлит в бронзе, он был написан на пергаменте и прикреплен к дверному косяку. Дверь вместе с домом могла пошатнуться, но мезуза оставалась нетронутой, так же, как оставалось непоколебимым желание каждого, кто дорожил ею, нести ее через всю жизнь, в каждый следующий дом с надеждой, что, может быть, даст Всевышний, на этот раз он уже будет местом покоя..." .

1. Как евреи записывают свои законы и как это делают другие народы?

______________________________________________________________

2. Что произошло с теми народами, которые стремились возвысить себя при помощи монументов?

______________________________________________________________

3. Почему мезуза как символ сохранилась, а символы других народов исчезли?

______________________________________________________________

4. Почему так важно рассказывать о мезузе людям, которые не понимают, какое значение она имеет для евреев?

_________________________________________________________________

В заключение вспомним один из многих случаев, когда мезуза помогла определить, что здесь жили евреи. Несколько лет назад в ходе археологических раскопок на территории Эрец Исраэль были найдены остатки древнего поселения. По географическим признакам археологи считали это поселение арабским, но вдруг... на дверях нескольких домов они увидели следы мезуз. И археологи могли утверждать с полной уверенностью, что обнаружено древнее еврейское поселение.

Этот случай показывает важность мезузы как средства сохранения еврейского народа.

Мезуза - священный предмет. Настоящая мезуза обязательно должна быть изготовлена из специально обработанного пергамента и написана человеком, который специально обучался особому письму "стам" (аббревиатура слов "Сефер-Тора", "тфилин", "мезуза"). Ученики не могут сами изготовить кошерную мезузу. но они могут на листе бумаги красиво написать отрывки из Торы, которые пишут на мезузах, и повесить этот лист на двери класса или комнаты. Благодаря этому они будут помнить о заповеди мезузы. Очень важно подчеркнуть, что это не настоящая мезуза, а просто напоминание о заповеди. По этой причине мы не рекомендуем вкладывать написанный учениками текст в футляр для мезузы, чтобы они не подумали, что изготовили настоящую мезузу.

Задание

Мы уже знаем, что такое мезуза, что написано на ней, откуда происходит эта заповедь. Настоящая мезуза написана на специально обработанном пергаменте особым письмом, подобным тому, каким пишут Сефер-Тору и тфилин.

Хотя изготовить кашерную мезузу не в наших силах, мы можем написать на листе бумаги, имитирующем пергамент, текст, который обычно пишут на мезузах и повесить на двери. Это будет напоминать нам о заповеди мезузы и о ее содержании.



1. Вырежи прямоугольник из бумаги.

2. Покрой бумагу небольшим количеством лимонного сока.

3. Подожди, пока бумага станет совершенно сухой. Получится лист, имитирующий пергамент.

4. Напиши отрывки "Криат-Шма" на этом листе. Чтобы строчки получились ровными, можешь воспользоваться трафаретным листом. Попробуй написать текст на иврите!

5. Наклей бумагу на картон и раскрась картон, чтобы он мог служить рамкой для твоего листа.

6. Повесь лист в рамке на двери своей комнаты.

Если у вас дома есть настоящая мезуза, можно изготовить для нее футляр в форме цилиндра и в него поместить в него мезузу.

Это задание можно разнообразить:

1) в классах, где ученики недостаточно хорошо читают и пишут на иврите, можно раздать ученикам фотокопии текста мезузы или попросить их написать текст по-русски;

2) вместо лимонного сока можно использовать кофе или просто раскрасить лист бумаги,

3) для футляра можно использовать практически любые материалы: раскрашенную бумагу, картон, глину, медь, стекло, пластмассовую бутылочку, подходящие по форме и размеру.

Нужно подчеркнуть, что футляр должен быть красивым, независимо от того, из какого материала он сделан. Можно устроить конкурс на лучшую мезузу и т.д.

Если поблизости есть дома, на которых прикреплены мезузы, можно организовать экскурсию и показать ученикам, как они оформлены. Желательно показать ученикам также мезузу в открытом виде.

К главному меню

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5