РОШ А-ШАНА В ПЕРВОИСТОЧНИКАХ
"И сказал Г-сподь Моше так: "Говори
сынам Израиля следующее: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет
у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание" (Ваикра
23.23, 24)
Звук шофара возвещает нам, что наступает праздник Рош
а-Шана -Новый год (дословно Глава года, т.е. его начало).
Вот еще три названия этого праздника:
День звучания шофара - Йом труа
День суда - Йом а-дин
День памяти - Йом а-зикарон
Как возникли эти названия? Как они связаны между собой?
Что они означают? Что означают слова "День суда"? Кого судят,
почему, за что?
Я хочу вас познакомить с древним текстом, записанным в
Мидраше.
Рабби Элиэзер учил, что первый день
Сотворения мира был 25-м днем месяца элул (Элул - месяц
в еврейском календаре перед Тишреем Первый день Тишрея - это первый день праздника Рош а-Шана
Вы знаете, что мир был сотворен в течение шести дней Посмотрите
внимательно на следующую таблицу:
День первый - 25 элула - свет.
День второй - 26 элула - отделение воды от суши,
День третий - 27 элула - осушение земли.
День четвертый - 28 элула - Солнце, звезды, Луна и другие планеты
День пятый - 29 элула - птицы и рыбы
День шестой - 1 Тишрея - звери, а также мужчина и женщина
Отсюда мы видим, что Рош а-Шана - это День рождения человечества.
А теперь послушайте молитву Рава Она скорее похожа на поэму,
воспевающую мудрость Всевышнего, сотворившего День суда
"Этот день Сотворения мира, когда
Ты сотворил мужчину и женщину, должен всегда быть напоминанем о Суде,
который Ты создал в первый день Нового года. В этот день выносится приговор
людям земли. Кому - война, а кому - мир. Кому - голод, а кому - урожай.
Кому - смерть, а кому - жизнь".
Читая этот текст, мы задаемся вопросом какой суд состоялся
в первый день Творения, и каким образом Раву об этом стало известно?
Послушайте, что, по его мнению, произошло в Шестой день
Творения
Представьте себе прекрасный день в Ган
Эдене - райском саду: 12 часов - свет, и 12 часов - тьма.
Первый час - в Б-жественном сознании возникает мысль о
создании Адама.
Второй час - Б-г советуется с главными ангелами.
Третий час - Б-г собирает прах земли.
Четвертый час - Б-г придает праху форму.
Пятый час - Б-г собирает отдельные части вместе.
Шестой час - Б-г ставит Адама на ноги.
Седьмой час - Б-г вдыхает в него жизнь.
Восьмой час - Б-г приводит его в райский сад.
Девятый час - Б-г предостерегает Адама, что, если он съест
плод с Древа познания, то тотчас умрет.
Десятый час - Адам совершает первый в истории человечества
грех и ест плоды запретного дерева.
Одиннадцатый час - Б-жественный суд над Адамом.
Двенадцатый час - милосердный Б-г дарует Адаму жизнь.
Обратите внимание: Б-г сказал Адаму, что в день, когда
тот отведает плод Древа познания, он умрет. Но вот Адам съедает этот плод
- и не умирает.
Посмотрим, что говорится в тексте.
"Святой сказал ему: "Пусть
в том, что ты прощен, будет знак для твоих потомков. Когда ты пришел ко
Мне на Суд в день, когда согрешил, отведав плоды Древа познания, ты был
прощен, чтобы и дети твои могли приходить ко Мне на Суд год за годом и
также быть прощенными в этот день - день Рош а-Шана."
Кто же это - дети Адама? Да все люди земли, все мы - дети
Адама, христиане считают Адама первым грешником. Для евреев Адам - это
Адам а-ришон, первый человек, взвесив заслуги которого, Б-г отменил свой
первоначальный приговор. Б-г сказал ему: если ты съешь плоды этого дерева,
умрешь. Адам съедает плоды дерева и не умирает. Адам - первый из людей,
кто был прощен.
Давайте вернемся к началу этого раздела. Мы узнали, что
Рош а-Шана имеет четыре
названия. Обратите внимание на то, как они связаны между собой. Йом труа - День звучания шофара приводит нас к Йом а-зикарон -Дню памяти, к напоминанию
о том, что Б-г судит нас за то, что мы совершили в прошедшем году, следовательно
- Он помнит. Мы тоже судим себя в Йом
а-дин - День суда. Мы предстаем перед Б-жественным Судом, веря
в Его милосердие. Поэтому мы ждем Рош
а-Шана - Новый год с радостью и надеемся, что Всевышний простит
нам наши прегрешения, а мы постараемся впредь не повторять ошибок... Иными
словами, мы видим, что человек, анализируя в этот день свои дела и поступки,
стремится измениться к лучшему. Между прочим, эта мысль, - что человек
может и должен постоянно меняться к лучшему, - является ценнейшим вкладом
иудаизма в развитие цивилизации.
Я был бы недостаточно честен, если бы не предупредил вас,
что у вас возникнут трудности при исполнении многих заповедей - в том
числе в праздновании Рош а-Шана и
Йом кипура. Эти дни коренным
образом отличаются от всех других праздников года. Во-первых, эти праздники
мы в основном проводим в синагоге: мы обращаемся с молитвами к Б-гу, ибо
еврейский народ верит в милосердие Б-га. В эти дни каждый из нас особенно
остро ощущает, что если он не выполняет Б-жественные заповеди, то совершает
тем самым грех. И мы понимаем, что за этот грех можем быть наказаны и
что лишь искреннее раскаяние может дать нам надежду, что Б-г простит нас.
Таким образом, мы с вами вовлечены в увлекательный процесс
-процесс вечного обновления, в тот самый процесс, к которому был причастен
и самый первый на земле еврей - Авраам. Первое, что велит Б-г Аврааму,
- покинуть землю, где он родился, уйти из родительского дома в то место,
которое ему укажет Б-г, чтобы строить там новую жизнь. Время Рош
а-Шана - это время, когда вы в синагоге и в своем доме, собравшись
вместе с семьей и друзьями вокруг празднично накрытого стола, должны задуматься
о себе и своей жизни, подвести итоги прошедшего года и с надеждой заглянуть
в будущее. Я бы сказал, что отличительной чертой еврейской натуры является
стремление к вечному обновлению.
ИНФОРМАЦИЯ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
I.
Задачи обучения
1.
Познакомить учеников с традициями праздника (трубление в шофар, молитвы,
праздничная трапеза, обряд ташлих, благословения перед едой и т.д.)
2. Повторить материал о еврейском календаре.
3. Объяснить ученикам, что этому празднику соответствует совершенно особый настрой:
торжественный и сосредоточенный - в синагоге, радостный и приподнятый
- дома.
4. Составить на иврите словарь слов, связанных с Рош а-Шана.
5. Выучить с детьми благословения на свечи, вино, халы, которые произносят в
дни праздника.
II.
Что такое Рош а-Шана?
Рош
а-Шана - это
еврейский Новый год. Этот двухдневный праздник отмечают 1 и 2 числа месяца
тишрей. Праздник Рош а-Шана
имеет еще несколько дополнительных названий:
День памяти - Йом а-зикарон День звучания шофара - Йом а-труа День суда - Йом
а-дин.
III.
Почему на Рош а-Шана трубят в шофар?
Шофар
- это рог животного, в который трубят в синагоге на Рош а-Шана в ходе особой праздничной молитвы.
Одно из традиционных объяснений этого обычая связано с отрывком из текста
Торы, который читают в Рош а-Шана,
- Акедат Ицхак - ("Связывание Ицхака"). Трубя в шофар, мы выражаем надежду, что Б-г проявит
к нам милосердие.
Рамбам дает другое объяснение этой традиции: шофар побуждает нас к тшуве - раскаянию. Трубные звуки шофара призывают нас к действию - к активному
пересмотру своих дел и поступков с целью избежать ошибок и прегрешений
в будущем.
Существует и еще одно объяснение этой традиции: звучание шофара
-это как бы церемония коронации, включающая в себя особую молитвенную
службу, в ходе которой, в определенной части молитвы, мы как бы провозглашаем
вечное Царство Б-га, управляющего миром.
Если Рош а-Шана выпадает на Шабат,
то в шофар не трубят.
IV.
Какие обычаи связаны с Рош а-Шана?
Праздник
начинается вечером с зажигания свечей. Произносятся следующие благословения:
Барух ата Адонай Элоэйну Мэлэх а-олам ашер кидшану бе-мицвотав
ве-цивану леадлик нэр шель йом тов.
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший
нас заповедями Своими и повелевший нам зажигать свечи Праздника
Барух Ата Адонай Элоэйну Мэлэх а-олам ше-эхэяну ве-киеману
ве-игиану ла-зман а-зе.
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, который даровал
нам жизнь, и поддержал нас, и дал нам дожить до этого времени.
Затем приступают к трапезе. Она начинается с кидуша - благословения над вином, которое
можно найти в Махзоре - специальном
молитвеннике для Рош а-Шана.
Краткое благословение, произносимое над вином:
Барух Ата Адонай Элоэйну Мэлэх а-олам борз при а-гафэн
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший
плод виноградной лозы.
Во время вечерней трапезы на Рош а-Шана принято ставить на стол традиционное
угощение - яблоки с медом, выражая этим надежду, что наступающий год будет
"сладким". Перед тем как попробовать яблоки, мы произносим
"Ей рацон Адонай Элоэйну вэ-Элоэй авотэйну шэ-тэхадэш
алейну шана това у-мэтука."
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, который даст
нам добрый и сладкий год.
В честь Рош а-Шана едят круглые
халы (вместо плетеных, используемых в Субботу и в другие праздники года)
Круглая форма является символом цикличности года, плавного перехода от
одного времени года к другому. Существует и другое объяснение этого обычая:
круглая хала символизирует корону, которая напоминает нам о Царстве Всевышнего
в мире.
Перед тем как есть халу, мы всегда произносим благословение А-моци:
Барух Ата Адонай Элоэйну Мэлэх а-олам а-моци лэхэм мин а-арец.
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, дающий хлебу
1 вырасти из земли *
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, дающий хлебу
вырасти из земли.
V.
Что такое ташлих?
В
первый день праздника выполняют особый обряд, называемый ташлих
("встряхивание"). Люди идут на берег реки или иного
водоема и там, совершая обряд ташлих, как бы избавляются от грехов - встряхивают
концы одежды и произносят при этом соответствующие псалмы. (Если первый
день Рош а-Шана выпадает
на Субботу, обряд ташлих совершают
во второй день).
VI.
Что такое Асерет йемей тшува?
Десять
дней между Рош а-Шана и Йом кипуром (который наступает в десятый день месяца Тишрей)
называются Десятью днями раскаяния. В эти дни принято молиться и просить
Всевышнего простить грехи, которые мы совершили, не выполнив или нарушив
Его заповеди. Полагается также вспомнить о людях, которым вы нанесли вольные
или невольные обиды, и попросить у них прощения. Принято также не таить
в душе обиды и прощать людей, которые просят у вас прощения.
VI.
Над какими вопросами следует подумать, планируя занятия по теме?
*
Этот праздник (в отличие от других) не основан на исторических событиях.
Как сделать его смысл доступным пониманию учеников и их родителей?
* Можно ли провести аналогию между днем рождения человека и днем рождения мира?
* Как сделать понятие тшува доступным пониманию ребенка?
* Как добиться того, чтобы Рош а-Шана не вызывал у детей ассоциаций,
связанных с обычным Новым годом?
* Как использовать раздел о Рош а-Шана для объяснения принципа еврейского
календаря?
* В Рош а-Шана принято самокритично
оценивать все, что вы совершили за прошедший год. Это - основа духовного
роста человека в соответствии с принципами иудаизма, один из которых состоит
в том, что человек должен постоянно стремиться измениться к лучшему. Как
сделать так, чтобы этот принцип стал главным в работе с детьми?
* Подумайте, какие события могут быть использованы при обсуждении традиций Рош
а-Шана. В течение года в жизни человека, его семьи, страны
и всего мира происходит много изменений. Как можно связать это с праздником
Рош а-Шана, чтобы ребята
почувствовали его значимость?
VII.
План изучения темы
1.
Сделайте поздравительные открытки и обменяйтесь ими с друзьями на Рош
а-Шана.
2. Заведите специальный классный журнал, в котором будет отдельная страница
для каждого ребенка, начинающаяся словами: "В прошлом году я..."
или "В будущем году я ..." и попросите учеников заполнить эти
страницы и сделать в них рисунки.
3. Расскажите детям о том, как празднуют этот праздник их друзья во всем мире.
Эти рассказы можно собрать потом в отдельный журнал; возможно, ребята
добавят туда впоследствии известные им сведения. Эта работа может продолжаться
в течение всего года. В каждый Рош а-Шана в этом журнале будут появляться
новые рассказы.
4. Добавьте в ваш журнал страницу для словаря к этому празднику.
5. Расскажите детям, какие решения вы сами приняли в Рош
а-Шана. Пусть они последуют вашему примеру: каждый ученик или
класс в целом попробуют сформулировать то, что они наметили сделать в
наступающем году. Запишите это. Сохраните записи до конца года, а затем
раздайте ученикам.
6. Если есть возможность, пусть дети послушают шофар. Объясните им, какие бывают
виды трубления и как их различать.
7. Отметьте дни Рош а-Шана в вашем
календаре.
8. Принесите в класс праздничный пирог к Рош а-Шана.
VIII.
Словарь
Рош
а-Шана - буквально означает "Глава года". Это наиболее часто
употребляемое название еврейского Нового года
Шофар - обычно делается из рога барана В шофар трубят в синагоге.
Ле-шана това тикатеву! - означает: "Пусть в Книге жизни тебе будет записан
хороший год!" Это традиционное приветствие на Рош
а-Шана.
Тапухим у-дваш - буквально означает "яблоки и мед". Традиционное угощение
на Рош а-Шана, символизирующее
нашу надежду, что наступающий год будет "сладким", хорошим.
Хала - хлеб, специально выпекаемый для Шабата и еврейских праздников. На Рош
а-Шана халу выпекают круглой формы
IХ
Дома
Готовя
информацию о Рош а-Шана для родителей, можно работать
в нескольких направлениях.
Можно провести родительское собрание, чтобы обсудить прошедший год и поговорить
о будущем. Этот разговор может получиться интересным, если вы предложите
каждому из взрослых подумать и рассказать, чем ему запомнился этот год.
Веселые, волнующие, печальные и счастливые события - все они достойны
того, чтобы вспомнить и поговорить о них. Это удобный повод, чтобы попросить
родителей поделиться своими планами и надеждами на будущий год.
Составьте список знакомых, которым вы хотите пожелать Лешана
това тикатеву! и пошлите им открытки с поздравлениями.
Пригласите какую-нибудь семью на Рош а-Шана. Не забудьте, что на Рош а-Шана принято подавать угощения с медом.
Попробуйте приготовить морковь в меду или испечь медовый торт. Можно также
попытаться сделать печенье, напоминающее по форме яблоки или шофар. Такое угощение может стать вашей семейной
традицией на Рош а-Шана.
Если есть возможность, пойдите все вместе в синагогу и послушайте шофар.
Попросите ваших родных и друзей поделиться воспоминаниями, связанными с Рош
а-Шана.
ОБРАЗЦЫ
УРОКОВ
Урок 1.
Тема:
Рош а-Шана
Этот
урок посвящен празднику Рош а-Шана - первому празднику года. На этом
уроке мы знакомимся с обычаями, связанными с празднованием Рош а-Шана.
Урок
2.
Тема: Шофар
Урок
посвящен рассказу о шофаре и его роли в праздновании Рош
а-Шана. Что такое шофар?
В чем особенности его звучания? Почему трубят в
шофар? На этом уроке основное внимание уделяется тому, что
происходит в этот день в синагоге.
Урок
1
РОШ А-ШАНА
Цели
1. Ученики узнают, что Рош а-Шана - это наш Новый год.
2. Ученики знакомятся с обычаями праздника и основными традициями, связанными
с ним.
Необходимые материалы
еврейский календарь, новогодняя открытка, баночка с медом, свечи, бокал для
кидуша, вино или виноградный
сок, хала, яблоки, а также все необходимое для изготовления поздравительной
открытки к Рош а-Шана.
Этапы урока
1. Прочтите вместе диалог Милы и Лени к Рош а-Шана.
(Если есть возможность, принесите на урок коробку, похожую на посылку, упоминаемую
в диалоге).
Спросите учеников: "Что почувствовали Мила и Леня, когда получили посылку?
Что бы почувствовали вы, получив такую посылку?"
Почему в посылке были календарь, новогодняя поздравительная открытка, мед? Что
это значит?
2. Откройте календарь. Найдите Рош а-Шана в месяце тишрей. Предложите ученикам заполнить страницу
тишрея в своих календарях
Спросите учеников: когда празднуют Рош а-Шана? Какова дата этого праздника в
еврейском календаре?
Обратите внимание детей на то, что первая страница календаря - это начало года.
3 Покажите детям какие-нибудь вещи, связанные с понятием начала (например, семена,
чистая страница бумаги, новый карандаш, новая упаковка пластилина и т.д.)
Предложите детям (по парам) обсудить, что общего имеют эти вещи Попросите их
записать основные слова, подводящие итог обсуждению Предложите ученикам
подумать над такими вопросами: Как начинаются различные явления? Что происходит
с зерном, которое мы посеяли? Сколько существует вариантов заполнения
чистого листа бумаги? Известно ли нам, какой человек вырастет из новорожденного
младенца?
Можем ли мы оказывать влияние на вещи и явления?
Подведение итогов
1. Новый год похож на брошенное в землю зерно, на белый лист бумаги, на незаточенный
карандаш В нем заключен некий потенциал, но мы еще не знаем, как он проявится
То же самое происходит с нами - людьми, вступающими в Новый год
2. Вместе с классом запишите, чего ваши ученики или класс в целом надеются достичь
в Новом году Как дети собираются себя вести? В чем они хотели бы измениться?
3. Подведите итог Рош а-Шана - это
время, когда мы оцениваем свои поступки за прошедший год и с надеждой
смотрим вперед, в новый год Это наша традиция каждый год мы снова и снова
задумываемся над своей жизнью, над тем, что нам нужно изменить в себе
и в своей жизни. Этот процесс и называется - тшува Подробнее мы поговорим об этом на следующих занятиях
4. Поскольку традиционным угощением на Рош а-Шана являются яблоки с медом, принесите
яблоки в класс. Пусть дети попробуют их с медом, предварительно произнеся
соответствующие благословения.
Разучите с ними какую-нибудь песню, связанную с празднованием Рош
а-Шана.
5. Подготовьте материалы для изготовления открыток к Рош
а-Шана, которые затем дети смогут послать родным и друзьям.
Это делают евреи во всем мире в преддверии Нового года.
6. Пока ребята делают открытки, подготовьте вместе с несколькими учениками праздничный
стол со свечами в подсвечниках, бокалом для кидуша и халой.
Перед окончанием занятий соберите ребят и предложите им сделать то, что делают
в дни Рош а-Шана евреи во
всем мире. В первый вечер Рош а-Шана во всех семьях зажигают свечи и произносят благословения.
Затем произносят кидуш над
бокалом вина или виноградного сока и начинают трапезу с благословения
А-моци над халами, пробуют яблоки с медом в надежде на "сладкий"
год.
Научите учеников произносить благословение на Рош а-Шана и закончите этим урок.
ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ
Когда мы пришли из школы домой, мама показала нам посылку,
которую получила по почте. "Отгадайте, откуда она?" -спросила
мама.
Леня: Какая интересная марка! И написано не по-русски.
Мила: Это иврит... А значит, эта посылка от наших родственников
из Израиля.
Леня: Давай откроем ее и посмотрим, что там, Смотри-ка!
Поздравительная открытка! Но у нас ни у кого нет дня рождения в сентябре!
Мила: Здесь написано "Счастливого Нового Года!"
Странно, ведь до Нового Года довольно далеко! А что в этом пакете? Смотри-ка,
календарь! Какой красивый! Интересно, зачем они прислали календарь и новогоднюю
открытку? Ой, смотри, здесь еще баночка с медом! Странный набор! Слушай,
тут какая-то загадка.
Леня и Мила: Ребята, может, вы знаете, почему мы получили
новогоднюю открытку в сентябре?
ЧЕТЫРЕ
НАЗВАНИЯ РОШ А-ШАНА
Йом труа - День звучания шофара
Так Рош а-Шана назван в Торе. Это название напоминает
нам о том, что звук шофара связан с самыми важными событиями в еврейской
истории. И, конечно же, шофар звучал у горы Синай, когда наш народ получал
Тору. •
Йом а-зикарон - День памяти
Это название используется во время кидуша (благословение
на вино) и в молитве Амида (одна из самых важных молитв). Мы благословляем
Б-га, освятившего Израиль, и этот день - День памяти. Название это связано
с тем, что Б-г избрал еврейский народ, чтобы он был святым народом. И
вот во время молитвы на Рош а-Шана мы просим Б-га, чтобы он вспомнил о
своем завете с еврейским народом. , . ,
Йом а-дин - День суда
Это название тоже используется в молитвах на Рош а-Шана.
Оно отражает нашу веру в то, что в этот день, День суда, мы держим ответ
перед Всевышним за наш прошедший год, а Он, наш Милосердный Судья, рассматривает
все наши деяния и поступки и выносит свой приговор.
Рош а-Шана - Глава года
Это название встречается
в Махзоре - специальном молитвеннике для этого праздника и
в Мишне - книге еврейских законов, Подумайте и скажите, почему у этого
праздника есть столько названий?
КАК МЫ ПРИВЕТСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА В ПРАЗДНИК?
На Рош а-Шана мы поздравляем друг друга. Традиционное
приветствие обычно пишется на всех поздравительных открытках к празднику.
Евреи во всем мире, желая друг другу счастливого Нового Года, произносят:
"Ле-шана това тикатеву!" (Пусть вам будет записан хороший год!)
ЧТО ПРИНЯТО ЕСТЬ В РОШ А-ШАНА?
Встречая Рош а-Шана, евреи традиционно ставят на стол
сладкий душистый мед. Когда семья собирается за столом на праздничную
трапезу, глава семьи произносит благословение над халами и обмакивает
их в мед (а не в соль, как это принято в течение года), а первое традиционное
блюдо - это яблоки с медом. При этом говорится благословение: "Да
будет воля Твоя, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы у нас был хороший
и сладкий год!"
Xaла - это особый плетеный хлеб,
который мы едим почти на каждый еврейский праздник. На Рош а-Шана пекут
круглую халу.
Существует по меньшей мере два объяснения этой традиции.
Во-первых, круглая новогодняя хала символизирует то, что жизнь как бы
идет по кругу, снова и снова повторяясь в своих проявлениях, - например,
весна постоянно приходит на смену зиме. Во-вторых, круглая хала напоминает
по форме корону, ибо Б-г - Царь Вселенной.
ЧТО ТАКОЕ ШОФАР?
Шофар - специально обработанный рог кашерного животного,
который используют во время молитвы в синагоге. Одна из
основных заповедей (мицвот) на Рош а-Шана - слушать трубление в шофар.
Есть три разновидности трубления:
ткиа - одиночный длинный глубокий звук;
шварим - три коротких звука, следующих один за другим;
труа - серия из девяти отрывистых звуков.
Празднование Рош а-Шана совсем не
похоже на то, как мы раньше праздновали Новый Год. На Рош а-Шана не устраивают
веселых вечеринок и развлечений. Напротив, это время для хешбон нэфэш
- серьезных размышлений о драгоценнейшем даре жизни, о том, как мы прожили
этот год, что нужно изменить в нашей жизни и как нам самим стать лучше.
Это имеет на иврите особое название - тшува, что означает
возвращение (к Всевышнему).
КАК ПРАЗДНУЮТ РОШ А-ШАНА?
Люди заблаговременно готовятся к
этому празднику, отправляя поздравительные открытки с пожеланиями сладкого
и счастливого Нового Года своим друзьям и родственникам. В дни Рош а-Шана
евреи во всех странах идут в синагогу молиться и слушать шофар Они приглашают
на праздник гостей, зажигают свечи, произносят кидуш и устраивают
семейную праздничную трапезу Как уже упоминалось, в дни Рош а-Шана
принято при благословении на хлеб обмакивать халу в мед (а не в соль,
как в течение всего года) Кроме того, принято подавать на стол яблоки
в меду.
Рассказ
для чтения в классе
КАК
ПОТУШИТЬ ПОЖАР?
Магид из Дубны, раввин и известный рассказчик, объяснил,
почему так важно слушать шофар во время Рош а-Шана, рассказав такую историю.
Однажды в городе случился сильный пожар. В этот день Яков
пришел на городской базар из ближней деревни. Проходя по площади, он вдруг
услышал шум и треск и увидел людей, бьющих в барабаны и трубящих в
трубы. Жители города - с топорами, лопатами, ведрами - сбегались
на площадь. Яков удивился: что за странные люди в городе! Тут пожар,
все кругом полыхает, а они устраивают концерт! К чему вся эта трескотня?
Он подошел к одному из горожан и спросил его:
- Послушайте, что здесь происходит? Горожанин ответил:
- Мы трубим и бьем в барабаны, чтобы потушить пожар!
Яков очень удивился, но все же зашел в лавку и купил большой
барабан. С этим барабаном он и вернулся домой.
Через некоторое время в
деревне случился пожар Собрались все жители деревни и принялись его
тушить. Яков же стал кричать:
- Погодите! Перестаньте тушить! Да послушайте же! Я ведь
был в городе и своими глазами видел, как они там тушили пожар! Смотрите
же!
С этими словами Яков взял барабан, встал рядом с горящим
домом и во всю мочь принялся барабанить. Но странно: чем больше он старался,
тем огонь разгорался сильнее.
- Вот глупец! - засмеялись люди, - Ты что же, решил потушить
пожар барабанным боем? В городе били в барабан, чтобы собрать народ! А
потом они все вместе тушили пожар и спасли город от огня!
- Вот то же самое происходит, когда мы слушаем шофар,
- продолжал рассказчик. - Но для того, чтобы измениться к лучшему, одного
шофара недостаточно. Слыша зов шофара, мы должны вспомнить о том, что
Рош а-Шана призывает нас задуматься, подумать о том, что нужно изменить
в нашей жизни и в самих! себе, в первую очередь!
Из книги "Сто одна еврейская история", составленной
Симоном Сертнером
|